Сказочные картины Ивана Билибина
Решила написать сегодня о талантливом русском художнике, великолепном иллюстраторе и театральном оформителе Иване Яковлевиче Билибине.
Родился Иван Яковлевич под Петербургом в имении Тарховка (сейчас это часть города Сестрорецка) в семье военного врача, а более объемно-выходец из старинного купеческого рода. Хорошо учился в гимназии, затем закончил юридический факультет Петербургского университета. Одновременно с учебой в университете Иван Яковлевич занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1898 году поехал в Мюнхен, где два месяца обучался у художника Антона Ашбе. Затем его руководителем и наставником становиться Илья Репин.
Знаменитый билибинсий стиль родился в 1899 году, когда Иван Яковлевич посещает деревню Егны (Тверская область), где создает иллюстрации в своей особенной манере.
Необычная манера рисования, большой художественный талант Ивана Яковлевича ярко и самобытно проявился в иллюстрациях русских сказок, былин, в театральных постановках. Мы не мыслим сейчас сказок Пушкина без иллюстраций Билибина. В знаменитом «сказочном» стиле была оформлена опера «Золотой петушок» в театре Зимина в Москве в 1909 году.
Обложки, заставки, концовки — работы Ивана Яковлевича встречаются во многих журналах и изданиях начала прошлого века.
На переломе 19 и 20 веков завод братьев Корниловых начал выпуск посуды по мотивам рисунков Билибина.
Затем посуду с рисунками Билибина стал Выпускать ЛФЗ.
С 1907 по 1917 год Билибин преподает графическое искусство в той же школе Общества поощрения художников, в которой некогда учился сам.
После февральской революции Билибин создал эскиз с изображением двуглавого орла. Именно это изображение с 1992 года было положено в основу эмблемы Банка России.
После октябрьских событий 1917 года Иван Яковлевич живет в основном на юге России — в Крыму, в Ростове-на-Дону, в Новороссийске. В 1920 году эмигрирует в Египет. Много работает, путешествует. В 1925 году переезжает в Париж. В этот период Билибин создает блистательные декорации к постановкам русских опер, оформляет балет «Жар-птица» Стравинского, иллюстрирует книги.
В 1936 году Иван Яковлевич возвращается на Родину, поселяется в Ленинграде.
Умирает Иван Яковлевич холодной зимой 1942 года 2 февраля в блокадном Ленинграде.
Несколько поколений детей выросло на сказках с иллюстрациями Ивана Яковлевича Билибина. Многие знают об оперных и балетных постановках, оформленных им. И у меня в доме кроме книг с этими замечательными иллюстрациями есть несколько чашечек, которые так и называются «Чашка с блюдцем кофейная Билибина Деревня на озере».
Живопись
По воспоминаниям современника Григория Климова, архитектора и близкого друга Ивана Яковлевича, решающим этапом в жизни Билибина-художника стало посещение летом 1899 года Тверской губернии. Климов писал:
«Сделанные зарисовки и эскизы окружающего русского пейзажа — огромные лапы старых елей, красные мухоморы на изумрудном мху, тихие лесные ручьи и речки, затейливая деревянная резьба на крестьянских избах в деревне Егны невольно привели его к мысли иллюстрировать русские сказки».
Наложила отпечаток и картина Виктора Васнецова «Богатыри». Не покидая Тверскую губернию, Иван Билибин создал дебютную книжную иллюстрацию к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке».
Иллюстрация Ивана Билибина «Домовой»
Еще в начале творчества художник работал в уникальной билибинской технике: сначала рисовал контур, а затем заполнял его акварелью, не оттеняя. Для этого он использовал колонковую кисточку с косым кончиком. При этом живописец считал, что добросовестному графику достаточно рисовать не более пяти квадратных сантиметров в день.
Созданные к трем сказкам рисунки — «Об Иване-Царевиче…», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» — начинающий иллюстратор принес в Экспедицию Заготовления Государственных Бумаг. Они произвели настоящий фурор, и Билибину предложили купить права на издание. Так билибинский стиль стал широко известен.
Иллюстрация Ивана Билибина к сказкам «Иван-Царевич и жар птица» и «Царевна-Лягушка»
В последующие годы иллюстратор занимался оформлением сказки «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги
, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».
Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца
,
Алёшу Поповича
и
Добрыню Никитича
, дополнив их союз изображением
Змея Горыныча
. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток (ко Дню ангела и Рождеству) и пиарщика, нарисовав рекламу пива «Новая Бавария».
Иллюстрация Ивана Билибина к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах. И хотя изображение удовлетворило чиновников, в народе орла называли «ощипанной курицей», поскольку в лапах у птицы не было ни скипетра, ни державы.
В 1907 году Билибин вернулся в Императорское общество поощрения художников, на этот раз в качестве преподавателя. На протяжении 10 лет он обучал искусству графики. Среди его воспитанников были Георгий Нарбут, Константин Елисеев, Николай Кузьмин и его будущая супруга Рене О’Коннель.
Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о золотом петушке»
В 1908-1911 годах Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна».
В 1917 году начались сложные для России времена. Убегая от беснующейся толпы, Билибин путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине. В августе 1925 года переехал в Париж и сразу вернулся к оформительству. Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».
Рисунок Ивана Билибина «Птица Алконост»
Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).
В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.
Работа над совершенствованием
Обложки издания живописец также оформлял, а буквы стилизовал под старинные славянские. Значимой страницей биографии Билибина стала поездка по северным губерниям. Там художник открыл для себя русский север с его бытом, искусством. В тех краях словно замирало время.
Живописец любовался людьми в народных костюмах с вышивками, знакомился с лубочным стилем, жил в избе с резьбой, рисовал деревянные храмы. Впечатления и итоги весьма продуктивной поездки отразились в картинах Билибина.
С собой он привел множество набросков, снимков. Позднее живописец написал по заметкам несколько статей. Материал помогал ему в работе над эскизами для театра, иллюстрационным циклом по сказкам Пушкина. Началась знаковая работа «Сказкой о царе Салтане».
Со скрупулезной точностью живописец прорабатывал окружение авторских персонажей, их костюмы, упоминаемую архитектуру. В своей работе Билибин экспериментировал со стилем. Так, в «Сказке о золотом петушке» заметен лубочный стиль. Все рисунки приобрела Третьяковская галерея.
Сопровождаемые иллюстрациями Билибина издания очень понравились читателям. Отличали рисунки приятность цветовых решений, колотит персонажей и детализация нарядов. Настоящей находкой стал шрифт.
Подо всем этим скрыт гигантский труд. Начинал художник всегда с набросков. Далее рисунок переводился на кальку, отрисовывался на бумаге и его контур обводился тушью.
Завершающая часть работы заключалась в цветовой заливке акварелью. Тона использовались лишь локальные, без градиентов. Поражает высочайшая аккуратность воспроизведения бесчисленных орнаментов с мельчайшими деталями.
Семейная жизнь
Временное правительство поручило популярному художнику создание эскиза герба. Живописец нарисовал двуглавого орла. С 1992 он изображался на всех отечественных банкнотах. Гознак обладает авторскими правами на наработки живописца. Довелось трудиться мастеру и в коммерческой иллюстрации.
Им созданы рекламные плакаты для «Новой Баварии». Рисовал он обложки к популярным изданиям, театральные афиши, эскизы для марок. Вся продукция моментально расходилась. Успешно совмещал живописец преподавательскую деятельность с художественной. Он учил графике в Рисовальной школе поощрения художеств. В числе его учеников Георгий Нарбут, Константин Елисеев.
В этот период устроил мастер и личную жизнь. Первой его избранницей стала художница-оформительница Мария Чемберс. В семье родилось двое сыновей. Отношения разладились. Спустя несколько лет муж и жена расстались. Вместе с детьми Мария переехала в Англию. Вновь женился художник на Рене О’Коннель, трудившейся художницей на фарфоровом заводе. Расстались они спустя пять лет.
Третья супруга Александра Щекатихина-Потоцкая, также являлась ученицей мастера и художником по фарфору. Она оставалась с живописцем до последних дней.
Семья
Первая жена — Мария Яковлевна Чемберс (Чемберс-Билибина) (1874—1962). Художник, книжный график, театральный художник. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. С 1900 г. работала как книжный график. Выставлялась с 1909 г. Сестра театрального художника, графика Владимира Чемберса (1877—1934; с 1917 года жил в Англии). Жена Билибина с 1902 по 1911 г.Мать его сыновей Александра (1903—1972) и Ивана (1908—1993). В 1914 году уехала с детьми в Англию; в Россию с тех пор не возвращалась.
Вторая жена — Рене Рудольфовна О’Коннель-Михайловская (урожд. О’Коннель; 1891—1981). Художник по фарфору, график. Родной дед художницы — ирландский патриот Даниэль О`Коннель. Родилась в Париже, приехала в Россию около 1910 г. Училась у Билибина в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств. После окончания школы преподавала в ней. Работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). Жена Билибина с 1912 по 1917 г. В 1922—1932 гг. работала на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. От второго брака, с Сергеем Николаевичем Михайловским (1885—1927), имела двоих детей, дочь Еву (1920—1942) и сына, погибшего по пути из Ленинграда к матери в Сибирь. В середине 1930-х гг. была репрессирована, до 1953 года находилась в ссылке. В ссылке вышла замуж в третий раз. После войны жила в Ленинграде. Работала в фарфоре и в 1950-е годы.
Третья жена — Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (урожд. Щекатихина; 1892—1967). Художник по фарфору, живописец, график. Родилась в Александровске (Запорожье). С 1908 года жила в Петербурге. Училась в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств в 1908—1913 годах С 1915 года участвовала в выставках. С 1918 года и на протяжении всей жизни (с перерывами) работала художником на Императорском фарфоровом заводе (Государственный фарфоровый завод). От первого брака с юристом Николаем Филипповичем Потоцким (1881—1920) имела сына Мстислава (1916—1998). Жена Билибина с февраля 1923 года. С этого времени жила вместе с ним в Египте, потом во Франции; в 1936 году вернулась с ним в Ленинград, продолжила работу на заводе. Овдовела в 1942 г.
В эмиграции
21 февраля 1920 г. на пароходе «Саратов» Билибин отплывает из Новороссийска. Из-за наличия больных на борту пароход не высаживал людей в Константинополе или в Фамагусте на Кипре, а прибыл в Египет, где русские беженцы были помещены английскими властями в лагерь в Тель-эль-Кебире. С 1920 г. он живёт в Каире. В Египте Билибин работает над эскизами панно и фресок в византийском стиле для особняков богатых греческих купцов. Изучает египетское искусство, сначала мусульманское и коптское, потом искусство Древнего Египта.
В феврале 1923 г. Билибин женится на художнице Александре Васильевне Щекатихиной-Потоцкой, приехавшей к нему в Каир вместе с сыном Мстиславом. Летом 1924 г. путешествует с семьёй по Сирии и Палестине. В октябре 1924 г. поселяется в Александрии.
В августе 1925 г. Билибин переезжает в Париж. В это время он готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге.
Выполняет иллюстрации к русским сказкам, сказкам братьев Гримм, сказкам Тысячи и одной ночи.
С годами Билибин примиряется с советской властью. В 1935—1936 гг. он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович».
В СССР
В 1936 году художник на теплоходе «Ладога» возвращается на родину и поселяется в Ленинграде. Билибин преподаёт во Всероссийской Академии художеств, продолжает работать как иллюстратор и художник театра.
С 1937 по 1942 г. жил и работал в доме № 25 (кв. 46) по Гулярной улице г. Ленинграда (нынешняя ул. Лизы Чайкиной), о чём говорит мемориальная доска на этом доме.
Билибин умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 г. в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 г. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Произведения
Иллюстрации к сказкам:
- 1899-1901 – «Царевна-Лягушка»
- 1899 – «Сказка об Иване-Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»
- 1899-1900 – «Василиса Прекрасная»
- 1901 – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- 1902 – «Белая уточка»
- 1905 – «Сказка о царе Салтане»
- 1906 – «Сказка о Золотом петушке»
Эскизы костюмов и декораций для спектаклей:
- 1908 – «Действо о Теофиле»
- 1908 – «Сказка о рыбаке и рыбке»
- 1908-1909 – «Золотой петушок»
- 1908 – «Честь и Месть»
- 1914 – «Садко»
- 1930 – «Борис Годунов»
- 1937 – «Сказка о царе Салтане»
Последние годы
Прожив несколько лет в Крыму, мастер в начале двадцатых перебрался в Египет. Он работал над храмовыми фресками, путешествовал по Сирии и Кипру. В Александрии он осел с семьей. Там прошла и первая выставка живописца. Через пять лет Билибин занимался театральными декорациями в Париже.
Он создавал декорации для «Жар-птицы» Стравинского, оперы «Борис Годунов». Работал мастер и над иллюстрированием французских сказок. Незадолго до возвращения, Билибин начал в советском посольстве настенную роспись «Микула Селянинович». По приезду мастер работал с театрами и издательствами. Последними стали рисунки к «Песне про царя Ивана Васильевича и купца Ивана Калашникова» и роману «Петр Первый» в уникальном авторском стиле.
Продолжал трудиться художник и во время блокады. Скончался он в 1942. Его творчество популярно и по сей день. Благодаря Ивану Яковлевичу творческие народные традиции стали доступными для современников.
Художественное призвание
Художник появился на свет 4 (16) августа 1876 года неподалеку от Петербурга в селе Тархановка. Фамилия была известна в семнадцатого века как купеческая. В Эрмитаже портреты предков Билибина занимают почетные места. Отец будущего живописца был военно-морским врачом, мать – композитором.
Мальчик отличался способностями к рисованию. Он занимался в школе при Императорском обществе поощрения художеств. Правда, глава семьи более желала видеть сына не художником, а юристом. Не решаясь перечить воле родителя, Иван Яковлевич поступил на юридический.
Однако заниматься живописью не бросил. После завершения получения образования художник направился в Германию учиться во всемирно известную мастерскую Ашбе. После обучения Иван вернулся домой и начал заниматься в мастерской Репина.
Спустя несколько лет вольнослушатель стал студентом художественного училища при Академии искусств. Под воздействием картины Васнецова «Богатыри» молодой художник начал интересоваться народным стилем. Его так очаровала старорусская атмосфера, что Иван отправился путешествовать по отечественным глубинкам.
Он ходил по лесам, посещал деревянные избы, изучал орнаменты и впитывал национальный фольклор. После поездки автор начал создание рисунков в собственной манере. Первыми иллюстрациями стали изображения к сказкам Афанасьева.
Книги завоевали популярность не только необычностью стилизации рисунков, но и особенностью видения народных сказочных образов. Художник не просто рисовал, но и делал каждой иллюстрации обрамление с соответствующим характерам героев орнаментом.