Тициан | |
Коронование терновым венцом . 1572-1576 | |
Incoronazione di spine | |
Холст, масло. 280 × 181 см | |
Старая Пинакотека, Мюнхен | |
(инв. 2272) | |
Медиафайлы на Викискладе |
«Коронование терновым венцом»
(итал. Incoronazione di spine) — картина является более поздним вариантом «Возложения тернового венца» Тициана 1540-х годов и принадлежит к самым известным и значительным работам Тициана, написанным в «поздней манере». Картина оставалась в доме Тициана после его смерти, куплена у наследников его младшим современником Тинторетто, после смерти которого в 1594 году, картина продана его сыном Домеником баварскому курфюрсту.
Сюжет картины[править | править код]
В отличие от раннего варианта картины, находящегося в Лувре, в новой картине Тициан придаёт сюжету больше трагической глубины. В беспокойном движении красочных мазков возникают очертания тонущей во мгле, тускло освещённой огнём светильника колоссальной арки портала, ожесточённо движутся фигуры палачей, скрещиваются над головой Христа копья. В центре ожесточённого движения предстаёт спокойная и благородная фигура Христа, устало и скорбно приоткрывающего глаза. Герои позднего Тициана гибнут под натиском тёмных сил действительности, изведав и душевную боль, и физические страдания. Но для самого художника они остаются высшим воплощением человечности и высокого благородства.
Фрагмент картины.
В картине Тициан открывает новую красоту — красоту познавшей страдание, но несломленной человеческой души.
Сюжет картины
В отличие от раннего варианта картины, находящегося в Лувре, в новой картине Тициан придаёт сюжету больше трагической глубины. В беспокойном движении красочных мазков возникают очертания тонущей во мгле, тускло освещённой огнём светильника колоссальной арки портала, ожесточённо движутся фигуры палачей, скрещиваются над головой Христа копья. В центре ожесточённого движения предстаёт спокойная и благородная фигура Христа, устало и скорбно приоткрывающего глаза. Герои позднего Тициана гибнут под натиском тёмных сил действительности, изведав и душевную боль, и физические страдания. Но для самого художника они остаются высшим воплощением человечности и высокого благородства.
Фрагмент картины.
В картине Тициан открывает новую красоту — красоту познавшей страдание, но несломленной человеческой души.
Ссылки[править | править код]
- «Коронование терновым венцом» в базе данных Лувра (фр.)
Тициан | ||
|
Коронование терновым венцом
Описание произведения.
В основе сюжета гравюры Дюрера «Коронование терновым венцом» лежит библейская сцена, описанная тремя евангелистами. В тексте Евангелия от Матфея этот эпизод представлен следующим образом: «…и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» (Мф.27:29).
Художник изображает Христа справа, сидящим на небольшом постаменте в притворе дворца Понтия Пилата. Спаситель окружен тремя мучителями, которые издевательски надели на Иисуса царские одежды и увенчали его голову терновым венцом. Палач, стоящий за спиной Христа собирается ещё глубже надвинуть терновый венец на чело Иисуса. Он делает это при помощи палки – такой способ изображать увенчание тернием предпочитали немецкие мастера. Другой мучитель в порыве неистового безумия приготовился нанести по Христу удар палкой. Прямо перед Иисусом мы видим человека с безобразным, почти звериным лицом. Он ехидно вручает Спасителю царский посох, с лживой раболепностью стоя на коленях. У колонны слева, очевидно, изображен сам Понтий Пилат, беседующий с одним из книжников. В их будничных лицах видится абсолютное равнодушие к творимой жестокости.
Лик Христа устремлен вперед перед собой, кажется, что Спаситель глубоко погружен в себя и сосредоточен, его облик полон смирения и готовности принять Чашу мучений до конца.
История создания.
Альбрехт Дюрер был наиболее выдающейся фигурой европейского искусства изготовления гравюр. Большая часть его работ была посвящена религиозным темам. С ранней молодости до преклонных лет мастер работал над шестью разными сериями гравюр, иллюстрировавшими Библию.
Цикл гравюр «Апокалипсис в лицах» появился накануне 1500 года, когда Германию сотрясали крестьянские волнения, религиозные распри накануне Реформации, эпидемия чумы. Серия исполнена в технике обрезной гравюры на дереве и создавалась в период с 1496 по 1498 год.
Если «Апокалипсис» был создан на одном дыхании, то к теме последних дней земной жизни Христа — «Страстям» Дюрер обращался в различных состояниях духа, примерял для них разные форматы и техники. Евангельские описания мучений Иисуса Христа — это ведущая тема искусства XV века. Но Дюрер, решая сложнейшие пластические задачи, значительно усовершенствовал подход к данной теме. В 1511 году Дюрер выпустил серию из 11-ти гравюр на дереве, так называемые «Большие страсти» (с количеством гравюр есть разночтения — называют числа от 11 до 15). Параллельно с ней художник работал над гравюрами на ту же тему, но на досках небольшого размера 13х10 см — это так называемые «Малые страсти», их всего 36. Впервые эта серия была напечатана в виде книжки таким образом, что на странице размещалось сразу по четыре картинки, сопровождаемых латинскими стихами. Длинная серия неторопливо и обстоятельно рассказывает не только о страстях Христа, но и о его жизни до Гефсиманской ночи, а также о чудесных событиях, имевших место после его смерти. Кроме того, Дюрер включает в этот цикл несколько ветхозаветных эпизодов, начиная с «Грехопадения» и «Изгнания из рая». «Малые страсти», как никакое другое произведение Дюрера, близки народной религиозности того времени. Здесь нет чрезмерно сложных ракурсов, детальной мимики и экзотических подробностей окружения — только яснейшее и необходимое. Самоотверженность и милосердие Спасителя — главная идея, воплощенная величайшим мастером немецкого Возрождения.
Пожалуй, самой популярной темой среди простого народа (основных покупателей ксилографий Дюрера) станут гравюры о жизни Девы Марии, которые Дюрер также выпустил в 1511 г. Листы данной серии переносят действие в Германию, они поражают богатством и разнообразием композиционных приемов, спокойствием и лиричностью, особой мягкостью техники гравюры. Серия предназначалась для разных слоев общества – от ученых-гуманистов до простых бюргеров, поэтому художник стремился к понятному изобразительному языку и приближенным к жизни образам.
С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альбрехт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».
При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор — поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.
Биография.
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера — выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.
Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.
Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».
В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507 г.) был создан именно в это период.
Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».
В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520 гг.).
В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе — проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.
Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.