Юрий Пименов — выдающийся советский живописец, график, театральный художник. В своем творчестве он сочетал утонченный классицизм с модернистскими направлениями в искусстве (экспрессионизм, импрессионизм). Некоторые его картины признаются художественными критиками в качестве шедевров мировой живописи. Его жизнь полна сложных драматических моментов, что нашло отражение в его живописной технике. В нашей заметке мы рассмотрим его биографию, а также узнаем ключевые особенности его картин.
Биография художника
Юрий Иванович Пименов родился 26 ноября 1903 года в Москве в семье юриста. Отец Юрия был художником-любителем — именно он привил мальчику любовь к живописи. Во время учебы в Десятой Московской гимназии Юрий Пименов часто посещал Третьяковскую галерею, а его любимой картиной было полотно Саврасова «Грачи прилетели». В 1915 году по протекции учителя он стал посещать воскресную школу живописи в Замоскворечье. В 1917 году работа школы была приостановлена в связи с Октябрьской революцией и Гражданской войной.
Однако Пименов не сдавался — он продолжал рисовать картины и оттачивать свою художественную технику. В 1920 году он набрался смелости и отнес несколько своих полотен известному художнику и архитектору Сергею Васильевичу Малютину. Малютину понравились картины 17-летнего паренька, а Пименов был зачислен ВХУТЕМАС. Во время учебы он продолжает оттачивать свою живописную технику, а также знакомиться с новейшими течениями в искусстве. Его друзьями становятся Александр Дейнека, Петр Вильямс и Андрей Гончаров. В 1923 года Юрий Пименов начинает работать в советских журналах в качестве художника-оформителя.
Общество станковистов
В 1924 году проходит Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства, в которой принял участие Юрий Пименов (в составе так называемой «Группы трех»). Для истории искусств эта выставка важна в нескольких смыслах:
- Выставка задала ряд вопросов относительно роли и предназначения искусства в СССР. Какой должна быть живопись в обновленном советском обществе, очищенном от буржуазных предрассудков? Что должно выражать советская живопись, на кого она должна ориентироваться при выборе сюжетов? Выставка вынесла все эти вопросы на повестку дня;
- С точки зрения художественных стилей на выставке доминировали картины, выполненные в подражание немецкому экспрессионизму. Динамизм, строгие цветовые решения, резкие переходы, геометричность рисунка, монументальность — именно такими словами можно описать большинство представленных картин.
В 1925 году большинство художников выставки объединились в группу «Общество станковистов» (ОСТ). Главой группы стал Давид Штеренберг, а Пименов стал членом-учредителем организации. В разное время в состав станковистов входило множество известных художников — Лучишкин, Никритин, Вялов, Меркулов, Анненков, Лабас и так далее. В этот период выходит ряд крупных художественных работ Пименова — «Инвалиды войны», «Даешь тяжелую индустрию», «Пианист» и другие. В 1931 году он женится на стенографистке Наталье Константиновне Бернадской. Брак окажется счастливым для художника, а продлится он до самой смерти Пименова.
Опала, смена стиля
В 1931 году из-за идеологических разногласий группа ОСТ распадается на ряд организаций-осколков, а Пименов художник становится членом обновленной группы «Изобригада». Юрием Пименовым предпринимается попытка создать ряд новых изобразительных полотен, прославляющих советскую действительность. Однако происходит ряд событий, которые поставили на его планах крест:
- В 1932 году выступает ЦК ВКП(б) принимает решение о роспуске все художественных групп с последующим объединением их членов в состав единых творческих союзов. Фактически это решение налагает запрет на создание независимых художественных объединений;
- В это же время начинается формирование социалистического реализма. Все стили, которые не вписываются в соцреалистических канон, объявляются буржуазным формализмом, с которым необходимо бороться.
В результате живописец попадает в опалу, а издательства начинают все чаще отказываться от его работ. Его неоднократно обвиняют в формализме, что приводит к ухудшению психического и физиологического здоровья художника. В конце концов он оказывается без работы, а живет семья Пименовых на небольшую зарплату жены-стенографистки. Впрочем, через некоторое время он восстанавливает свои силы и вновь начинает рисовать. Чтобы вписаться в соцреалистический канон, Пименов смягчает свой изобразительный стиль.
Теперь его живописная техника начинает походить на стиль импрессионистов, а на картинах начинают доминировать московские городские пейзажи. Помимо живописи он занимается иллюстрированием книг и оформлением театральных декораций. В 1937 году он рисует свою самую картину «Новая Москва», которая выражает новый уклад социалистической сталинской эпохи. После начала Великой Отечественной войны он начинает рисовать агитационные плакаты, а в 1944 году он создает еще одно свое известное полотно «Фронтовая дорога».
Послевоенные годы
После войны общественная жизнь Пименова налаживается. Он работает преподавателем во ВГИКе, а также много плодотворно рисует. Среди его самых известных работ этого периода — картина «Свадьба завтрашнего дня», живописный цикл «Вещи каждого дня», декорации для фильма «Кубанские казаки». Также он занимается оформлением театральных постановок, за что в 1947 и 1950 годах он становится лауреатом Сталинской премии. В 50-е годы он активно ездит в другие страны, а также публикует ряд очерков и публицистических произведений. В 1970 году он становится народным художником СССР, а в 1973 году ему вручают орден Ленина. Умер Юрий Иванович Пименов 6 сентября 1977 года.
Юрий Пименов
Юрий Иванович Пименов был счастлив в творчестве. Даже в наше бурное и столь переменчивое время многие люди не только помнят и любят его картины, но и смотрят на мир глазами художника.
Произведения Ю.И. Пименова привлекают незашифрованным выражением чувств, открывают большое содержание за незначительной, на первый взгляд, сценой. Сам мастер сформулировал свою главную художественную идею как показ «необыкновенности обыкновенного»: «Мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас не замечаем. Показать красоту ежедневности, прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и быту — моя цель художника». Это художественное кредо Ю.И. Пименова далеко от эпатажных манифестов и вычурной экзотики, оно утверждает ценность и высокий смысл каждого отдельного будничного мгновения.
Очень много написано о том, что все произведения Ю.И. Пименова молоды и жизнерадостны. Даже по названиям его картин — «Рождение любви», «Невеста», «Новая Москва» и другим, и по юному возрасту всех его героев и героинь можно судить о постоянном интересе художника ко всему новому, молодому, только пробуждающемуся к жизни. И это был не простой интерес, а вполне определенная точка зрения Ю. Пименова на жизнь как на процесс непрерывного движения и обновления.
Творческий метод Ю. Пименова сложился в последовательную и своеобразную систему к середине 1930-х годов, о чем свидетельствует его картина «Новая Москва», в которой проявилось характерное для художника соединение бытового жанра и городского пейзажа. В этом полотне сюжетность бытового жанра словно бы снимается повествовательным лиризмом пейзажа: человек и город в их взаимосвязи, атмосфера будничной городской жизни прежде всего интересуют художника, а не случайное происшествие или вид города.
Сюжеты картин Ю. Пименова очень своеобразны. Их подолгу можно рассматривать, хотя в них ровным счетом ничего не происходит. Что, собственно, особенного, в сюжете «Новой Москвы»? Пейзаж площади Свердлова в Москве, запруженной машинами и пешеходами… На первом плане картины сиденье и ветровое стекло автомобиля, на котором проецируется силуэт женщины-водителя. Вот, казалось бы, и все. Но есть в «Новой Москве» «подтекст», который заключает в себе патриотизм Ю. Пименова — старого москвича — и гордость его за дела и свершения своей страны.
Художник так строит композицию своей картины, что мы как бы внезапно въезжаем на улицу и перед нашим взором открывается широкая панорама праздничной столицы. Зритель недолго задерживается на первом плане полотна, главное для него — новая Москва второго плана. Ю. Пименов не дает развернутого литературного сюжета, в нем лишь изображена со спины женщина за рулем автомобиля. Но как гостеприимный хозяин, художник широким жестом распахивает перед нами свой город, и зритель просто любуется Москвой, чувствуя ее неповторимое очарование.
Широкая улица, умытая весенним дождем, поток бегущих машин, праздничное убранство домов, спешащие по делам москвичи… Справа остаются сквер Большого театра, Дом Союзов, Дом Совета Министров; слева — гостиница «Москва». Все это реальные наблюдения Ю. Пименова, он ничего не присочиняет, наоборот, все документально, и зритель мгновенно узнает изображенное на картине место. Однако Охотный ряд — это уже не старый московский Охотный ряд с лепящимися друг к другу лавками и кричащими вывесками. Ширится улица, по сторонам которой высятся новые огромные здания. Перебегают улицу звонкие трамваи, и манит глаз алая буква «М». Многозначительным и характерным явлением «Новой Москвы» (как вообще новой жизни) становится и женщина за рулем.
Ю. Пименов погружает нас в поток городской жизни, и мы сливаемся с этим потоком, постоянно ощущая свою сопричастность изображенному на полотне. Зритель чувствует себя участником движения еще и потому, что он, как и женщина за рулем, может видеть одновременно улетающую назад дорогу в зеркальце кабины и стремительно надвигающуюся впереди улицу.
В «Новой Москве» (как и в большинстве других картин Ю. Пименова) господствует вертикальный разворот пространства с очень высокой панорамной точкой зрения, в то время как каждая отдельная фигура изображена как бы параллельно целому. Пространство в этой картине лишено непрерывности. Почти каждый предмет написан с особой точки зрения, и монтаж этих точек создает удивительно реалистическую иллюзию движения. Она еще больше усиливается благодаря контрасту размытого дальнего плана с достаточно точным воспроизведением мельчайших деталей первого плана, которые даже кажутся находящимися перед картиной.
Поэтичность «Новой Москвы» достигается Ю. Пименовым легкостью живописной прописи городского пейзажа, теплой игрой соломенно-желтых, золотистых тонов, лишь кое-где в асфальте и заднем плане переходящих в голубоватые. Она таится в женственном очертании головы водительницы, в ее непокрытых волосах, отливающих золотистой рыжиной, в ее бледно-лиловом летнем платье.
Уже давно бытует выражение «пименовская Москва». Обычно это Москва новостроек, но на картине «Новая Москва» изображен старый-новый уголок первопрестольной столицы. От этого полотна веет радостью, и мало найдется художников, кто бы с таким упоением на протяжении всей жизни пел славу родному городу и его жителям.
Оглавление
Особенности живописной техники
В советское время творчество Юрия Пименова традиционно относили к социалистическому реализму. Однако современные искусствоведы считают эту оценку слишком узкой, некорректной. Согласно современным оценкам творчество мастера можно разбить на два периода.
Экспрессионистский (ранний). В этот период художник продолжает традицию, заложенную немецкими экспрессионистами. Основные особенности этого периода — динамизм, использование ярких насыщенных цветов, геометричность и условность рисунка. Картины этого периода прославляют труд и советский образ жизни, а также размышляют над сложными темами (например, последствия Гражданской войны). Продлился экспрессионистский период до 1932 года;- Импрессионистский классицизм (поздний). В 1932 году происходит ликвидация независимых художественных мастерских, а единственным легальным стилем становится социалистический реализм. Вследствие этого мастеру Юрию Пименову приходится переработать свой стиль. Его рисунки становятся более реалистичными как по композиции, так и по цветовым решениям. Для создания картин он начинает использовать легкие, полупрозрачные, воздушные краски, поэтому его стиль часто называют импрессионистическим. Любимыми темами художника становится Москва и быт простых москвичей. Также художник рисует пейзажи, натюрморты, портреты.
Известные картины
Перечислим основные картины Юрий Пименова:
- Инвалиды войны (написана в 1926 году). Полотно относится к раннему экспрессионистскому периоду, а некоторые искусствоведы видят в нем подражание Отто Диксу. Главные темы — разрушение и уродство, которые принесла война;
- Даешь тяжелую индустрию (1927 год). Картина выполнена в экспрессионистском ключе; по настроению полотно прославляет тяжелый труд советских металлургов;
- Новая Москва (1937 год). На полотне изображена обновленная Москва, которая символизирует социалистические успехи СССР. Картина выполнена в импрессионистической технике;
- Фронтовая дорога (1944 год). Бытовая натуралистическая зарисовка на тему Великой Отечественной войны. По композиции полотно похоже на более раннюю картину Пименова «Новая Москва»;
- Ожидание (1959 год). По композиции картина представляет собой реалистический натюрморт, настроение картины — грустное, тревожное;
- Свадьба на завтрашней улице (1962 год). Картина рассказывает о простых радостях советских граждан, а также отражает дух эпохи (постройка доступного недорого жилья для рабочих).
Ожидание 1959 г Новая Москва 1937 г.
Фронтовая дорога 1944 г Инвалиды войны 1926 г
Свадьба на завтрашней улице 1962 г
Тема сидящей спиной к зрителю автомобилистки в творчестве Юрия Пименова
Юрий Пименов. Фронтовая дорога, 1944
Юрий Пименов. Москва 1960 года, 1960
В 1944 году художник снова запечатлел девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога» (Государственный Русский музей). Вместо солнечной и мирной Москвы на полотне предстаёт зимняя дорога. Машина едет за грузовиком в сторону передовой. Героиня ведёт машину, пассажир (он на голову выше её) полностью полагается на её мастерство шофёра. Впереди них — окраины городка с развалинами костёла[39]. О. М. Бескин считал, что художник изобразил на этой картине ту же женщину, которая стала героиней картины «Новая Москва». Доказательства этого он видел в «московской повадке» героини и в том, «как чуть-чуть набок надета ушанка, как уложены волосы на затылке, в том, как складно сидит на ней военный полушубок»[40].
Третий раз Юрий Пименов возвратился к этой теме в 1960 году, когда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Художник рассказывал: «Когда я начал работу над картиной, я особенно ясно увидел, как выросла Москва за последние годы. И мне захотелось написать не просто повторение, а по существу новую картину о своём прекрасном городе Москве в 1960 году». Картина получила название «Москва 1960 года» (Национальный музей Таджикистана, Душанбе, холст, масло, 140 × 170 см). Перед героиней, изображённой уже с другой причёской, характерной для 1960-х годов, открывается вид на Крымский мост. Женщина кокетливо смотрит на зрителя через зеркало заднего вида[39].