Василий Суриков
Василий Суриков — в истории изобразительного искусства России особенный. Его работы нельзя спутать с другими, их стиль и дух запоминаются навсегда.
Художника можно отнести к редкой категории творцов, которые с ранних лет осознали своё призвание и уже не сворачивали с выбранного пути.
Василий начал заниматься будущим делом своей жизни уже в восемь лет, и творчество сразу же полностью захватило его, со временем раскрывая всё больше прекрасных возможностей. Уже тогда в мальчика была заложена трепетная любовь к искусству, внимание к деталям и желание совершенствоваться.
Когда притяжение к творчеству сильно, когда человека ничто не останавливает на его пути к знаниям, то мир сам «подстраивается» под него, помогая реализовывать себя. У Василия появился первый профессиональный наставник, это был Николай Васильевич Гребнёв, учитель Красноярского уездного училища. В небогатой семье Суриковых не было материальных средств для дальнейшего серьезного обучения мальчика живописи. Но губернатор, у которого он стал работать писцом, заметил работы юного художника и оплатил его обучение в Академии Художеств. Знал бы он тогда, как много подарил мировому искусству, оказав помощь Василию Сурикову!
Огромная часть самых известных исторических полотен России принадлежит кисти Сурикова. Художник стал «проводником» времени, он рассказывал о нем своим современникам, акцентируя внимание на проблемах и вопросах конкретного периода. Кроме того, он умел подходить к историческим событиям с психологической точки зрения. Человек, который на его картинах был основным «двигателем» исторического развития, переживал, радовался, сокрушался и надеялся. Это могли быть эмоции отдельно взятого персонажа или волнения целого народа, но в любом случае зрители начинали ощущать веру в силу души героя и значимость происходящего на картине.
В 1881 году Василий Суриков закончил свою работу «Утро стрелецкой казни». Действие разворачивается вокруг казни стрельцов после их провалившегося бунта 1698 года. В левой части картины находится стрелец с рыжеватой бородой и в белой рубашке, тёмное лицо которого выражает гнев, непринятие происходящего и желание изменить суровую действительность. А в правой части полотна мы видим антипод приговоренного к смерти стрельца. Это победитель, молодой Пётр Первый. Его подбородок гладко выбрит, темный костюм подчеркивает огромный рост будущего императора. Художник не случайно изобразил его на коне: надменно, сверху вниз Петр взирает на происходящее, как бы говоря, что милости и пощады бунтарям в его государстве не будет. Противостояние этих героев – центр эмоциональной составляющей картины. Её трагизм подчёркивается тёмными тонами, выбранными Суриковым. Интересно, что в данном произведении важная роль отведена числу семь: семь свечек и стрельцов, семь глав храма Василия Блаженного, который виден с места казни. Полотно было представлено в экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок, и в том же году Василий Суриков стал членом этого объединения.
Но не все картины Сурикова были так драматичны и печальны. Например, написанная в 1891 году работа «Взятие снежного городка» изображает масленичную казачью забаву.
Идею картины Сурикову подал его брат, и художник проникся этой задумкой. Живописец вместе с ним ездил по деревням, наблюдал за тем, как отдыхают простые люди, а затем передал свои впечатления в яркой, жизнерадостной и солнечной картине, наполненной радостью, смехом и оптимизмом. Многие лица на картине написаны с красноярских знакомых Сурикова, в их числе и автор идеи, брат Александр.
Сегодня трудно представить историю России без Сурикова. Мы вспоминаем заслуги великого полководца Суворова — а перед глазами появляется картина «Переход Суворова через Альпы».
Задумываемся о том, насколько реальной была личность предполагаемого покорителя Сибири, а на ум невольно приходит изображенное Суриковым «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем».
Вот так человек из XIX века стал голосом предыдущих столетий.