Как казак В.И. Суриков картину о своих предках писал


Василий Суриков
Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем
. 1895
Холст, масло. 285 × 599 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
(инв. Ж-4231)

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
— картина русского живописца Василия Сурикова. Работа над картиной началась в 1891 и завершилась в 1895 году. Сюжетом картины является решающее сражение между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году. Масштабное батальное полотно стало заметным событием на 23-й выставке Товарищества передвижников, было приобретено императором Николаем II и в 1897 году передано Русскому музею, где экспонируется по настоящее время.

Композиция

На картине изображён кульминационный момент Сибирского похода Ермака Тимофеевича (1581—1585) — сражение 1582 года между казачьей дружиной Ермака и огромным войском, собранным сибирским ханом Кучумом. В трактовке художника это событие представлено как народный подвиг, художник подчёркивает неразрывную связь русских воинов с их предводителем[1].

Композиция вытянута по диагонали. Центр и нижнюю половину левой части полотна занимает авангард казачьего войска. В центре казачьей массы — сам Ермак, изображённый в профиль, с вытянутой вперёд рукой. Это кряжистая, прочно стоящая обеими ногами на палубе фигура в стальном шлеме. Над ним и его соратниками развиваются хоругви с ликом Спаса и конной фигурой Святого Георгия (говоря о первом из этих знамён, В. С. Кеменов о[2]). Голова Ермака, его указующая рука и хоругвь над ним разрушают композиционную диагональ, выступая за пределы пространства, отведенного казачьему воинству[3].

Пёстрое по составу войско Кучума заполняет центр и нижнюю часть правой половины картины, на лицах его воинов можно увидеть панику[1]. Нос ладьи Ермака врезается в плотную татарскую массу, подчёркивая, что она уже в смятении и готова обратиться в бегство. За спинами у сибирских татар обрывистый берег со скачущими всадниками и вздымающими вверх руки шаманами, символически противостоящими конному Св. Георгию на казачьей хоругви. В центре верхней части картины проступают контуры города, за который идёт сражение[3].

Югра Ивана III

Московские князья новгородцам завидовали, им очень хотелось богатые югорские земли отнять. И самим собирать ясак. Ещё до потери Новгородом самостоятельности Иван III отправил на Югру отряд Василия Скрябы, который захватил в плен тамошних князей Калпика и Течика, их привезли в Москву, объявили подданными московского князя и заставили заключить договор о выплате дани. Конечно же, договор не соблюдался. Напротив, в 1481 году сибирский князёк Асыка устроил в Югре настоящую резню, а городок Покчу сжёг дотла. В ответ через два года из Москвы в Пелымское княжество прибыл карательный отряд Фёдора Курбского и Ивана Травина. Войско Асыки и его сына было разгромлено. Из Пелыма московское войско прошло сквозь земли дружеского Тюменского ханства и стало утюжить Югорскую землю. В плен взяли князька Молдана и двух сыновей князька Екмычея, как водится, их увезли в Москву. Весной в Москву явилось посольство от земель Югорских и Кодских. Посольство было большим и именитым: князья мансийские, князья сибирские, князья кодские. Они просили отпустить пленников на родину, признали власть Москвы, обязались платить ясак. Довольный Иван присовокупил к своим многочисленным титулам «князь Югорский, Обдорский и Кондийский». Не тут-то было! Ясак как не собирался, так и не собирался. А городки всё так же жгли, гарнизон резали, людей уводили в рабство. В 1499 году чаша терпения переполнилась. Московский князь отправил на усмирение Югры четыре тысячи воинов под предводительством Семёна Курбского, Петра Ушатого и Василия Бражника. О Петре Фёдоровиче Ушатом известно совсем немного. Он происходил из моложских князей Ушатых и московских бояр Кошкиных-Захарьиных, которые по традиции служили московским князьям. Пётр нередко выполнял для Ивана деликатные поручения. В 1491 году, например, его послали арестовать и доставить в столицу бояр угличского князя Андрея, младшего брата Ивана. А пятью годами позже он возглавлял военную экспедицию в земли карелов и финнов, шедшую частью по воде, частью по суше. Семён Курбский приходился Ушатому дальним родственником, он тоже происходил из рода князей Ярославских. Семён был сыном Фёдора Курбского, того самого воеводы, который разбил пелымских туземцев в 1483 году. К1499 году его уже не было на свете. И его место занял сын, отличный стратег, — Семён. Поход на Югру был первым его серьёзным делом. Следующие 28 лет он постоянно участвовал то в одном, то в другом сражении, ходил на Казань, участвовал в Литовском походе, управлял Псковом, водил полки на Полоцк и Мстиславль, Витебск и Вильну, но только о сибирском походе оставил заметки — «Указатель пути в Печору, Югру и к реке Оби».

История создания

Замысел полотна возник у Сурикова ещё в 1889 году, но работу над картиной он начал лишь в 1891 году[2]. По собственным словам художника, общая концепция полотна сложилась у него ещё до ознакомления с историческими событиями, на которых оно основывалось[1][3]:

А я ведь летописи и не читал, картина сама мне так представилась: 2 стихии встречаются. А когда я потом уж Кунгурскую летопись начал читать, вижу – совсем, как у меня, совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял.

В 1893 году в станице Раздорской Суриков делал этюды с местных казаков — Арсения Ковалёва, Антона Тузова, Макара Агаркова, впоследствии использованные в картине[4]. Именно батареец Арсений Иванович Ковалёв послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков — для образа есаула Ивана Кольца[5]. На Дону были созданы образы казаков Дмитрия Сокола и Кузьмы Запорожцева, сделана зарисовка большой казачьей лодки, потом попавшей в картину[2]. В этом же году художник отправился на север Сибири — снова делать зарисовки остяков; в 1894 году состоялась новая поездка в Тобольск и по Иртышу[3].

Ввиду большого масштаба картины Сурикову пришлось сменить московскую квартиру, куда он переехал из Красноярска осенью 1890 года, на другую — побольше. Только в декабре 1892 года в работе над «Покорением Сибири» был сделан перерыв: Сурикову было нужно подготовить к выставке картину «Исцеление слепорожденного». Но уже в начале 1894 года он писал брату: «Теперь я опять принялся за Ермака»[6]. Автор долго искал нужную цветовую гамму — на ранних набросках преобладают голубые и желтовато-пепельные тона, а когда на картине появляется обрывистый берег, его расцвечивают зелёные пятна. Лишь постепенно Суриков пришёл к окончательному мрачноватому колориту. Сам Ермак тоже лишь постепенно «проявился» в казачьей массе — на ранних набросках его загораживали лишние фигуры, потом отодвинутые на второй план; в более поздних вариантах Ермак, наоборот, виден полностью, отделён от своего войска, и только после долгих поисков художник определил окончательное место главного персонажа картины[2].

Поход Курбского и Ушатого

В поход выступили в конце года. Войско по тем временам было большое. И все ратники из Пустозерска — городка на реке Печоре, построенного ещё новгородцами, назначенного местом сбора, — выдвинулись на лыжах. В состав этой лыжной военной экспедиции кроме московитов входили вологодцы, устюжане, жители Северной Двины и Вятки. Упор при наборе в это войско делался на выносливость и привычность к суровому климату. Дойдя до Щегоры, они разделились на два отряда: воевода Бражник повёл своих людей старым Югорским переходом, Семён Курбский и Пётр Ушатый — северным маршрутом через «щель-камень». Задумка была простой: ударить противника сразу с двух направлений — севера и юга, когда их появления ждут с запада. И хотя на перевале князей уже поджидал сторожевой пост вогулов и завязался бой, им удалось сломить сопротивление противника даже захватить несколько сотен оленьих упряжек, которые гораздо удобнее и мобильнее, чем лыжи. Первый хорошо укреплённый вогульский городок был Ляпин, в котором некогда стоял русский гарнизон, а теперь хозяйничали манси. Он был быстро взят штурмом. Следом быстро пали ещё 40 городков, в плен попало около 60 князьков и старейшин. Дальнейшее сопротивление, как поняли вогулы, совершенно бессмысленно. Они отправили к московитам делегацию, слёзно умолявшую дать им проклятое подданство и заключить мир. Разумеется, мир был тут же заключён. Местные князьки обязались самолично собирать ясак и возить его в Москву. Войска развернулись и двинулись домой — снова через Уральские горы. Весной 1501 года столица встречала своих героев колокольным звоном.

Дальнейшая судьба

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» было окончено в 1895 году и стало важным событием 23-й выставки Товарищества передвижников. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика[1]. Хотя Суриков ещё в Москве договорился с П. М. Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей, император Николай II, узнав об этом, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Полотно было приобретено императором за 40 тысяч рублей — по словам Михаила Нестерова, самую большую сумму, за которую когда-либо покупались картины русских художников. Всего через несколько недель после этого, в апреле 1895 года, был подписан монарший указ об учреждении Русского музея Императора Александра III[7]. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее; в том же зале, что и основное полотно, экспонируется этюд «Казаки в лодке»[1]. Третьякову же в знак уважения Суриков в 1895 году подарил уменьшенную копию картины[8] (размерами 103×59 см[9]).

Молоденькие экскурсоводки говорили исключительно о «Покорении Сибири» … Главная мысль у всех была одна и та же — Суриков хотел показать народ. Он не выделял роль вождя. Ермак — не на первом плане, а в центре толпы. Он ничем особенным не выделяется, кроме руки, протянутой вперед. На первом же плане — казак с веслом, казак с ружьем, казак, заряжающий ружье, и вообще главное — не вождь, а народ.

Замечу в скобках, что мне приходилось бывать в Русском музее и раньше, лет пятнадцать назад, и я слышал, как экскурсовод объясняла: «Ермак расположен в центре композиции, чем подчеркивается его роль вождя, атамана, полководца. Он стоит под знаменем, под Спасом-нерукотворным и под Георгием Победоносцем. Чувствуется, как его воля цементирует атакующее войско. Все воины сплотились вокруг него и готовы сложить головы, но не выдать своего атамана».

— В.Солоухин. Письма из Русского музея, 1966

За лесами, за горами

Не иначе, как пояснял летописец, это те самые народы, что заточены были Александром Македонским за их грехи внутри горы. Впрочем, отроков Гюраты Роговича такие мелочи не волновали. Люди «из горы» охотно меняли драгоценную пушнину и серебро на кузнечные изделия. Так что торговля с жителями Приуралья, а потом и Сибири росла и крепла. Пока в дело не вмешались князья и бояре. Тем захотелось получать с людей, говоривших на непонятном языке, меха и серебро бесплатно, как дань. И на Урал, и за него стали ходить уже не купцы, а отлично вооружённые воины. Это местному населению совсем не понравилось. Не понравилось это и самим купцам. И случилась история совсем непристойная. Туземцы объединились с новгородскими купцами и в пух и прах разбили войско новгородского же воеводы! С тех пор конфликты случались регулярно. Как правило, побеждали в стычках туземцы. Через столетие после упоминания в летописи Югры, новгородские князья предприняли осаду Югорского городка. Пять недель осаждали. Итог: домой вернулось только 80 израненных ратников. Югорцы были отменными охотниками. Били белку и соболя в глаз. В 1264 году новгородским «олигархам» вроде как удалось «покорить» югорцев, но договор никак не соблюдался, всё равно приходилось проводить карательные операции. Почти все — неудачные. Единственный раз на Югру сходили удачно, даже заложили свои городки в Сибири. Это был поход новгородских воевод Александра Абакумовича и Степана Ляпы в 1364 году. В Ляпином городке оставили гарнизон, чтобы контролировать сбор дани. Куда там! В 1425 году, за 50 лет до потери государственности, новгородцы двинули на Югру целую армию — три тысячи человек. Их кости так и остались в Югорской земле.

Примечания

  1. 12345
    В.И. Суриков в Русском музее. Русский музей. Проверено 5 мая 2017.
  2. 1234567
    Гор и Петров, 1955.
  3. 123456
    Волошин, 2012.
  4. Боровская Наталья Ивановна.
    Раздорская аура // RELGA. — 2004. — № 8.
  5. Владимир Моложавенко.
    Неизвестные акварели Сурикова // Тайны донских курганов. — Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1967.
  6. Энциклопедия мировой живописи. Выпуск 264. Суриков Василий Иванович (1848—1916). Студия-И (2017). Проверено 5 мая 2020.
  7. m.ok.ru/group/54031101133045/topic/66270091253237 — Василий Суриков в Русском музее. Интернет-магазин Русского музея
  8. Галина Чурак.
    Василий Суриков. artsurikov.ru. Проверено 5 мая 2020.
  9. Суриков Василий Иванович. Покорение Сибири Ермаком на сайте Государственной Третьяковской галереи

Основание Тобольска

Победы Ермака Тимофеевича не прошли даром. Вслед за Мансуровым прибыли в Сибирскую землю воеводы Сукин и Мясной и на реке Туре, на месте старого городка Чингия, построили крепость Тюмень и в ней воздвигли христианский храм. В следующем 1587 году, после прибытия новых подкреплений, голова Данила Чулков отправился из Тюмени далее, спустился по Тоболу до его устья и здесь на берегу Иртыша основал Тобольск; этот город сделался средоточием русских владений в Сибири, благодаря своему выгодному положению в узле сибирских рек. Продолжая дело Ермака Тимофеевича, московское правительство и здесь употребило обычную свою систему: распространять и упрочивать свое владычество постепенным построением крепостей. Сибирь, вопреки опасениям, не была утрачена для русских. Героизм горстки казаков Ермака открыл путь для великого российского расширения на восток – до самого Тихого океана.

Ссылки

  • «Покорение Сибири Ермаком» на портале «Виртуальный Русский музей»
  • Интерактивный вид зала с картиной «Покорение Сибири Ермаком» в «Виртуальном туре по Русскому музею»
  • Суриков В. И. Покорение Сибири Ермаком. 1895 на сайте Государственного Русского музея
Работы Василия Сурикова

Отступление остатков дружин Ермака из Сибири

Гибель Ермака подтвердила, что он был главным двигателем всего предприятия. Когда весть о ней достигла города Сибири, оставшиеся казаки тотчас решили, что без Ермака, при своей малочисленности, не смогут держаться посреди ненадежных туземцев против Сибирских татар. Казаки и московские ратники, в числе не более полутораста человек, немедленно покинули город Сибирь с стрелецким главой Иваном Глуховым и Матвеем Мещеряком, единственным оставшимся из пяти атаманов; дальним северным путем по Иртышу и Оби они отправились обратно за Камень (Уральский хребет). Едва русские очистили Сибирь, как Кучум послал сына Алея занять свой стольный город. Но он недолго здесь удержался. Выше мы видели, что владевший Сибирью князь Тайбугина рода Едигер и брат его Бекбулат погибли в борьбе с Кучумом. Маленький сын Бекбулата, Сейдяк, нашел убежище в Бухаре, вырос там и явился мстителем за отца и дядю. При помощи бухарцев и киргизов, Сейдяк победил Кучума, изгнал Алея из Сибири и сам завладел этим стольным городом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: