Ян Вермеер | |
Хозяйка и служанка . 1666—1667 | |
нидерл. Dame en dienstbode | |
холст, масло. 90,2 × 78,7 см | |
Коллекция Фрика, Нью-Йорк | |
(инв. 1919.1.126[1]) | |
Изображения на Викискладе |
Хозяйка и служанка
(нидерл. Dame en dienstbode) — картина голландского художника Яна Вермеера, выполнена в период с 1666 по 1667 года. Работа хранится в фондах «Коллекции Фрика», что расположена в Нью-Йорке. Картина была написана в период пребывания художника и его семьи в Делфте и его главенства в Гильдии Св. Луки — главного городского объединения художников[2].
Создание
В 1662 году Ян Вермеер после 9 летнего периода членства в Гильдии Св. Луки становится — старшиной гильдии. В его обязанности входит курирование молодых художников, способствование продажам картин членов гильдии и прочее. Ввиду этого, с этого момента он в силу занятости пишет не более двух картин в год. Одной из таких картин стала «Хозяйка и служанка» 1666—1667 годов[3]. После смерти Вермеера в июле 1675 года его вдовой был вскрыт кабинет-мастерская, где среди 26 картин других художников она нашла две не проданные картины — «Хозяйка и служанка» и «Женщина с жемчужным ожерельем»[4].
В конце XIX века картина висела в доме статс-секретаря А. А. Половцова на Большой Морской улице[5].
Питер де Хох: картины, биография
Питер де Хох (Pieter de Hooch, 1629 — 1685)
Одним из величайших завоеваний голландского искусства XVII века было обращение к реальной действительности. Если еще в XVI веке в нидерландском искусстве господствовала библейско-мифологическая тематика, то под воздействием нидерландской революции искусство изменилось коренным образом. Сложились две национальные школы живописи: голландская и фламандская. Художники стали специализироваться в области отдельных жанров: бытового, пейзажа, натюрморта. Во всем искусстве XVII века проявилось новое отношение к миру, к его реальным событиям. Питера де Хоха, одного из лучших жанристов XVII века, можно назвать бытописателем зажиточного бюргерства. Но его картины не только описывают жизнь бюргерских слоев голландского общества. Художник улавливает самую суть безыскусного существования этих людей, уютного и притягательного в своей размеренности. И внутренний мир и темперамент художника по своей спокойной упорядоченности и мудрой созерцательности сродни замедленному темпу частной жизни бюргерства.
Де Хох прожил сравнительно долгую жизнь и был свидетелем становления и развития голландского искусства. Его собственное творчество охватывает период расцвета бытового жанра. Учился де Хох у Класа Берхема в Гарлеме. В молодости он много путешествовал, так как был поверенным торговца сукном. Художественные впечатления, полученные молодым живописцем, были разнообразны, но более всего его привлекала проблема света и освещения, разработанная Рембрандтом и мастерами его круга. Изображению света де Хох посвятил всю свою жизнь и добился в этом огромного мастерства. В 1654 году де Хох обосновался в Дельфте и вступил в гильдию живописцев. Здесь он сблизился с Эммануэлем де Витте и Яном Вермеером, пейзажистами дельфтской школы. Интерес к перспективным построениям и четкому выявлению пространства в картине — все эти характерные для дельфтской школы черты можно найти и в творчестве де Хоха. Свои интерьеры и пейзажи с двориками и балюстрадами он также обогащает игрой света и тени, пленэрными эффектами, смягчающими жесткий геометризм пространственных построений, способствующими созданию поэтического образа. Когда де Хох пишет человека, его не интересуют характер, индивидуальность персонажа, его чувства и переживания. Художнику прежде всего важно место этого человека в пространстве интерьера или архитектурного окружения. При этом сама фигура воспринимается нами как центр, вокруг которого формируется вся композиция.
Питер де Хох никогда не вырывает человека из естественной для него среды. Напротив, он хочет найти в ней гармонию и совершенство. В творчестве де Хоха чаще всего встречаются пейзажи с изображением двориков голландских домов (картины в Лондоне, Нью-Йорке, Ленинграде).
Они немноголюдны — обычно изображены две-три человеческих фигуры. Это не галантные сцены Терборха и не разнузданные пирушки другого современника де Хоха — Яна Стена, а эпизоды простого домашнего быта. Кажется, будто место действия в этих картинах остается неизменным. Похожи не только интерьеры и дворы, но и населяющие их люди: служанки, хозяйки, дети. Впечатление монотонности их жизни усиливается строгим ритмом вертикалей и горизонталей архитектуры. Дух голландского бюргерства как бы витает в двориках де Хоха. Неизменный порядок и незыблемость этой тихой жизни становятся законом для всей вселенной: ничто не вторгается в этот мир и вне его ничего не существует.
Со временем интересы де Хоха несколько меняются. С переездом в Амстердам в 1667 году мастер погружается в иную художественную атмосферу. На смену провинциальной тишине приходят изысканность и утонченность аристократической столичной жизни. Все это находит прямое отражение в творчестве де Хоха, теперь в его картинах дворики Дельфта сменяются интерьерами амстердамских особняков. Выразительный язык художника тоже претерпевает определенную эволюцию. Все свои интересы де Хох сосредоточивает на передаче света и освещения. Живописец воспринимает свет как высшую реальность и как средство выражения своих мыслей и чувств. Его по прежнему занимает изображение темных интерьеров, контрастирующих с высветленными фигурами и пронизанными светом дверьми и окнами. Но де Хох уже уходит от мистического понимания света. Он как бы начинает осязать его материальность, изображая игру солнечных лучей на поверхностях предметов, одежд, архитектурных деталей.
Художник сосредоточивает внимание на конкретном, но утрачивает целостность восприятия картины мира. Интерес к живописным экспериментам уже не может восполнить той нежной поэтичности, которой отличались более ранние картины Питера де Хоха, изображавшие жизнь голландского бюргерства.
Tags:
- голландское искусство
- питер де хох
Последние материалы в этом разделе:
- Виллем ван де Вельде младший: картины, биография известного мариниста. О Виллеме ван де Вельде старшем
Творчество Виллема ван де Вельде младшего (1633—1707) Портрет Виллема ван де Велде Младшего (1672) рабо…
2020-06-26
- Ганс Мемлинг: картины, биография
Автопортрет, деталь алтаря Девы Марии, Творчество Ганса Мемлинга (Между 1433 и 1440—1494) …
2020-06-19
- Пьеро делла Франческа: произведения и биография
Творчество Пьеро делла Франческа (1416/20-1492) «Хотя время, которое зовется отцом истины, рано или по…
2020-05-22
- Гвидо Рени: картины и биография
Творчество Гвидо Рени (1575-1642) Портрет Гвидо Рени кисти Доменикино В конце 16 столетия в итальянс…
2020-05-15
- Герард Терборх: картины, биография художника
Творчество Герарда Терборха (1617-1681) Автопортрет 17 столетие принято называть «золотым веком» жив…
2020-05-01
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
Описание
После 1662 года в работах Вермеера появляется одна деталь, которая может быть прослежена в последующих работах. Ею стала отороченная горностаем, словно играющая в лучах — золотистая накидка. Помимо «Хозяйки и служанки» художник изобразил эту накидку в следующих полотнах: «Девушка с жемчужным ожерельем», «Дама в жёлтом, пишущая письмо». Чтобы подчеркнуть яркость накидки на плечах хозяйки, Вермеер использовал темные и охровые тона для одежды служанки и заднего фона в целом[6]. Также как и в картине «Девушка с жемчужной серёжкой» художник реализовал замысел абсолютно темного заднего фона. Однако, в работе «Хозяйка и служанка» с помощью различных техник Вермеер смог показать, что задний фон является не чем иным как темными коричневыми шторами, цвет которых призван внести драматизм в картину. Образ хозяйки был позаимствован из классических римских статуй (ее профиль, прическа), а служанки из сцен греческих трагедий — прибытие гонца с важными новостями[7].
Роттердам – Дельфт – Амстердам
Питер Хендрикс де Хох был крещён в Реформатской церкви в Роттердаме 20 декабря 1629 года. Его отец был мастером-каменщиком, мать – повитухой. Согласно записям, у будущего живописца был лишь один учитель – пейзажист Николас Питерс Берхем из Гарлема. Точные даты этого студенчества неизвестны. И, судя по всему, интерес преподавателя к классическим руинам и пасторальным образам не оказал особого влияния на ученика. Первыми картинами Питера де Хоха были так называемые koortegardje – изображения шумных солдат в конюшнях, казармах или тавернах.
Самая ранняя запись о Питере де Хохе в Дельфте относится к 5 августа 1652 года, когда он засвидетельствовал завещание вместе со своим коллегой Хендриком ван дер Борхом. Годом позже молодой человек был зарегистрирован как художник, а также dienaar (слуга или помощник) богатого торговца полотном Юстуса де ла Гранже, жителя Дельфта и Лейдена. В описи 1655 года у этого купца значились одиннадцать картин де Хоха. В 1654 году живописец женился на Яннете ван дер Борх из Дельфта, вероятно, сестре своего друга Хендрика. У пары было семеро детей.
В 1655 году Питер де Хох вступил в Гильдию святого Луки в Дельфте и платил взносы следующие два года. Он писал в основном сцены с весёлыми компаниями (gezelschappen) и портреты, а также специализировался на интерьерах домов среднего класса и дворах, где простые люди занимаются обычными делами.
В Дельфте де Хох оставался до конца десятилетия, но где-то между серединой 1660-го и апрелем 1661 года поселился в Амстердаме. По-видимому, там он прожил до конца своих дней. Долгое время предполагалось, что 54-летний мастер скончался в 1684-м (этим годом датируются последние картины) в dolhuis, приюте для душевнобольных. Однако ныне считается, что умерший там Питер де Хох был сыном-тёзкой художника.
Примечания
- ↑ 12
https://collections.frick.org/view/objects/asitem/items$0040:274 - Скляренко В. М, Иовлева Т, Кустовская Ю, Скачко И.
100 знаменитых художников. XIV—XVIII вв.. — Directmedia, 2014-01-15. — 510 с. — ISBN 9789660320888. - Морозова Ольга Владиславовна.
Шедевры европейских художников. — ОЛМА Медиа Групп, 2012-11-20. — 304 с. — ISBN 9785373048446. - Наталья Сорокина.
Искусство и деньги. Лекции-путеводитель. — Litres, 2017-05-20. — 309 с. — ISBN 9785040229154. - https://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57275/episode_id/1331851/
- Ян Вермеер. — Рипол Классик. — 42 с. — ISBN 9785386078270.
- Robert D. Huerta.
Vermeer and Plato: Painting the Ideal. — Bucknell University Press, 2005. — 149 с. — ISBN 9780838756065.
Собачку — в клочья
— В домах отдельных состоятельных клиентов случаются обыски, и персонал часто попадает под подозрение. Было дело, нам устраивали маски-шоу. Ночью пришли, я вообще была в трусах. Из дома никого не выпускали, ни хозяйку, ни маму, никого.
Хозяйка дома ужасно любила собак. Ну просто ужасно. И вот этих собак она постоянно скупала, коллекционировала, что ли: увидела, захотела, забрала, а дальше уже вся забота о них сваливалась на нас. Курцхаары, немецкие овчарки, комнатные собачки — дом был большой, бывшая резиденция Шеварднадзе на Рублёвке, там по территории на джипе охрана ездила, так что места хватало. Собаками никто особенно не занимался, они были злые и дерганые. Хозяйка их иногда, когда разозлится, ногой била, а еще купила ошейники с электрошоком, и сын животных током шугал, когда ему скучно было.
И вот однажды выношу я большим собакам миски с едой и вижу, как через весь двор бежит мелкая. Думаю, как бы ее не съели, хватаю, а бросаются на меня. Когда прибежала охрана, меня грызли три курцхаара и одна немецкая овчарка. Маленькую собачку, говорят, разорвали, там даже ничего от нее не осталось. А у меня были швы даже на скальпе. Я десять дней пролежала в больнице, мне оплатили полулюкс, и всё. Швы снимали, переделывали. Даже когда всё стало заживать, всё равно было ужасно. Я смотрела в окно и понимала, что не могу выйти на улицу. Воздуха боялась. Мне помог психолог, который ездил к матери хозяина. Психолог приходил, я глаза закрывала, за него цеплялась, и мы вместе перешагивали порог больницы. Я думала, психолога хозяйка привела, а оказалось, он сам — услышал, что случилось, и приехал. А знаете, что сказал хозяин, когда узнал, что собак охранникам пришлось застрелить? «Ну а как, мы вернемся, а нас никто встречать не будет?..» И ни слова обо мне. А уже потом, когда я уволилась, мне рассказывали, будто они с женой говорили, что я сама виновата.
Увольнение в Италии
— Чтобы устроиться, мне даже пришлось пройти два экзамена: четыре часа на собеседовании у психолога и час – на полиграфе, который увидела в первый раз в жизни. В заключение подписала договор о неразглашении информации о личной жизни хозяина, о запрете на фото- и видеосъемку. Страха не было, но хотелось быстрее узнать, куда мою кандидатуру так тщательно отбирают.
На работу каждый день ездила с обслуживающим персоналом из 50 человек. Охранники, горничные, водители, плотники, няни, домработницы, садовники, сантехники в 8 утра встречались у метро и на разных машинах (общение не приветствовалось) добирались до Подмосковья. Здесь они работали до 20 часов, и потом возвращались домой. Выходной – воскресенье.
Владения хозяина – усадьба. На территории располагались огромный особняк, два гостевых дома, спортивный комплекс с бассейном, спортзалом, СПА-комплексом, соляными комнатами. Отдельный банный комплекс, чайный домик. А еще огромный пруд, где разводили три вида рыб.
Вход на территорию, огороженную семиметровым забором, был только через металлодетектор, нас и наши сумки с домашними обедами проверяла охрана. По всей территории усадьбы, как снаружи, так и внутри, располагались видеокамеры и прослушивающие устройства.
Хоть в спорткомплексе большие территории для уборки, зато спокойно в психологическом плане: меньше контактов с хозяевами, меньше проблем. И все же хозяйка регулярно наведывалась с белым платком в руках на ревизию – проверить чистоту. Здоровье для супругов было превыше всего, поэтому требовалось не допускать пыли, не использовать чистящие порошки с запахом – боялись аллергии.
Лучших горничных ставили н уборку спален и помещений в доме хозяев. Но здесь было непросто – приходилось с ними часто встречаться, быть всегда настороже – ничего не перепутать, не разбить, много не видеть и не слышать. Естественно, не обходилось без замечаний. Такое напряжение женщины выдерживали лишь три-четыре месяца. Если сами не увольнялись, то их просили уйти.
Быть состоятельным человеком – это огромная нагрузка. У добытчика семьи – ненормированный рабочий день, бесконечные переговоры и командировки. Хозяйка себе тоже не принадлежала: разрывалась между мужем, своей мамой с непростым характером и маленькими детьми. В салонах красоты она не пропадала, знала цену деньгам. Но тратиться ей все же приходилось, положение обязывало носить брендовую одежду. Правда, были у хозяйки и выкрутасы: она могла разбудить повара в два часа ночи и попросить сварить ей пельменей.
В летний отпуск семья хозяев, взяв с собой и прислугу из пяти человек, ездила в Италию. Тогда я впервые оказалась на зарубежном курорте и старалась все успеть: свои дела сделать, на море сбегать искупаться, на экскурсию съездить. Жили все на вилле хозяев, а еду готовил местный повар.
Как бы ни старалась прислуга, без увольнений не обходилось. Горничная лентой–«липучкой» разгоняла залетевших в комнату мух и комаров, которых много в Подмосковье. Нечаянно к ленте крылом приклеился попугай, выпорхнувший из клетки. Пока женщина его отдирала, птица кричала. Услышав крики любимца и увидев происходящее, прибежала хозяйка и тотчас велела провинившейся женщине собрать вещи и покинуть дом.
Следующая история произошла во время отдыха в Италии. Мать хозяйки увидела, как повар вышла из туалета и, не помыв рук, прошла на кухню и начала резать овощи. Вечером ей в комнату постучал водитель и сообщил: «Собирайтесь – через час самолет, который вас доставит домой».
«Доширак»
— Кастинги среди нянь тоже случаются. Как-то пришлось заполнять анкету с немыслимым количеством вопросов. На это место претендовало много нянь. Я решила: на все вопросы отвечу искренне, а там будь что будет! Помимо интереса по поводу употребления спиртного и наркотиков было еще и такое: «Можно, мы придем и посмотрим, как вы живете?» Или: «Вы не против, если мы установим в нашей квартире видеокамеру или диктофон?»
«Не возражаю: чего мне бояться!» — подумала я, хотя многие претендентки возмущались, типа, что за маразм. В результате взяли именно меня. Я не горжусь, просто это судьба. После выяснилось, что в этой семье уже была няня, которая плохо относилась к ребенку, не выполняла своих обязанностей, и все это удалось выявить только с помощью диктофона!
На первую встречу с детками я всегда приношу игрушку. Смотрю, как ребеночек реагирует, ни в коем случае не заискиваю. Предпочитаю работать с дошкольниками начиная от полутора лет — благодатный возраст, первый этап закладывания жизненных основ. Обычно я не перехожу рамки, заданные родителями. Например, если нет указаний делать замечания ребенку за столом, то и не делаю, даже если очень хочется.
Однажды я работала в богатой московской семье. Заботилась о 14-летнем Глебе. Поначалу он не обращал на меня внимания, точнее, смотрел как на мебель. Но однажды — уже не помню, как это получилось! — мы разговорились. Мальчик признался, что после окончания школы хотел бы уехать за границу из-за желания получить свободу.
Глеб учился в закрытой школе. В Москве сейчас все стараются отдать детей именно в такие учебные заведения. Основная причина: распространение наркотиков. Я слышала, что и у нас сейчас есть такая проблема, но в столице она приобрела прямо-таки глобальные масштабы. Закрытые школы полностью под охраной, доступ на территорию посторонних строго запрещен.
— Отец все время боится, что меня украдут или убьют его конкуренты по бизнесу, — признался Глеб. — Потому меня привозят и отвозят на машине с охранником. Это уже достало! Я как в тюрьме. Однажды удалось вырваться к одному приятелю! У нас в классе есть мальчики из обычных семей, живущие в стандартных городских квартирах. Знаете, что мы купили в магазине? Лапшу «Доширак»! И съели. У нас дома такая еда под запретом.
Периоды
В творчестве де Хоха различают три периода:
- В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях.
- Наиболее значительные работы — домашние интерьеры, семейные портреты — были созданы им в средний период (1655-1663), когда он, видимо, обзавёлся семьёй и обосновался с нею в Дельфте.
- Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. В это время художник пытается угнаться за модой на изображение роскошных аристократических интерьеров, хотя сам живёт в районе трущоб.