Кабаре “Мулен Руж” у всех на слуху. Однако не все знают, что значительную лепту в его прославление внёс художник Анри де Тулуз-Лотрек. Этому заведению и его обитателям он посвятил сотни своих работ. Картины, плакаты, литографии. Благодаря ему мы до сих пор знаем имена танцовщиц Мулен-Руж той эпохи. Ла Гулю. Джейн Авриль.
Тулуз-Лотрек не случайно так много времени проводил в Мулен-Руж. Если бы не одно обстоятельство, он бы обходил кабаре стороной. Да и художником вряд ли бы стал.
По происхождению Тулуз-Лотрек – аристократ из очень древнего рода. Его ждал мир лошадиных скачек, охоты и балов.
Но на лошадь он так и не сядет. Про охоту и балы тоже придётся забыть. С рождения он был слаб здоровьем. Частые детские болезни. В подростковом возрасте – переломы. Конечности остановились в росте. Генетическое заболевание. Выше 150 см Тулуз-Лотрек так и не вырастет.
Мечты о скачках и охоте разбиты вдребезги. Но его энергичная и амбициозная натура жаждала реализации. Живопись могла его спасти. Тем более, что талант был налицо.
Физическая неполноценность толкнула Тулуз-Лотрека в мир кабаре и публичных домов. Среди проституток, танцовщиц и циркачей он чувствовал себя свободнее. Он забывал о своей ущербности. Среди тех, кто также был обижен судьбой. Как он говорил о проститутках: “Наконец я нашёл женщин, которые не выше меня ростом”.
Вскоре он стал аристократов воспринимать ущербными. Увидев со стороны всю их заносчивость и высокомерие. В мир, к которому он принадлежал по рождению, он уже никогда не вернётся.
Тулуз-Лотрек в Мулен-Руж
Анри де Тулуз-Лотрек. В Мулен-Руж. 1892-1895 гг. Холст, масло. Чикагский институт искусства
В Мулен-Руж Лотрек был завсегдатаем. Случайный посетитель, увидев там художника, мог подумать, что он один из аттракционов заведения. Все время громко разговаривает. Острит. А вокруг него все хохочут.
На картине “В Мулен-Руж” за столом – знакомые Лотрека. Спиной к нам у зеркала – знаменитая танцовщица Мулен-Руж Ла-Гулю. Она поправляет свой фирменный пучок рыжих волос. Сам Лотрек со своим долговязым родственником – в профиль на заднем плане.
Справа как будто случайно “попала в кадр” женщина. Её лицо ярко освещено. Это английская певица Мэй Милтон. Она выступала в Мулен-Руж один сезон и пользовалась невообразимым успехом.
Картина похожа на фотографию. В кадр слева попали перила. Изображение певицы и вовсе срезано. Посетители за столиком как будто и не подозревают, что их “снимают”.
Как и Эдгар Дега, Лотрек стремился показать жизнь без постановок и декораций. Отсюда такая оригинальная композиция.
Эмоциональное страдание Тулуз-Лотрека
Представляя себя остроумным, веселым человеком в городе,Тулуз-Лотрек сильно пострадал из-за своих физических недугов, а также из-за прошлой семейной травмы, когда его отец так и не принял решение сына стать профессиональным художником. Он также заболел сифилисом, что еще больше повлияло на его здоровье. Как и в течение большей части своей взрослой жизни, Тулуз-Лотрек обратился к алкоголю, чтобы справиться со своей болью, и в конце концов выпил бы себя в забвении. У него случился нервный срыв в 1899 году, после того как его мать, с которой он был близок, решила покинуть Париж, и художника отправили в санаторий на несколько месяцев.
Мулен-Руж, как ярмарка продажной любви
Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1890 г. Холст, масло. Художественный музей Филадельфии, США
Конечно, Тулуз-Лотреку нравились танцы. Безудержная, пошлая кадриль Ла-Гулю. Экстазные выпады ножкой Джейн Авриль.
Однако на картинах сам танец Лотрек изображал не часто. Ему больше были интересны обитатели кабаре. Здесь перемешивались все слои общества. Аристократы приходили за низменными удовольствиями. Кокотки высматривали любовников побогаче.
На картине “Танец в Мулен-Руж” Ла Гулю и Валентин Бескостный танцуют очередной безудержный танец. На переднем плане мы видим женщину в розовом платье.
Современники Тулуз-Лотрека сразу бы поняли, что это куртизанка. Она пришла сюда на работу. Рядом с ней – женщина в тёмном платье. Тогда проституток всегда сопровождали некрасивые и скромно одетые компаньонки.
Искусство
Вдохновлялся искусством постимпрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 году обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.
При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.
Нестандартная любовь в Мулен-Руж
Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США
В Мулен-Руж себя вольготно чувствовали представители сексуальных меньшинств. Никто их здесь не осуждал. Тем более Тулуз-Лотрек.
В их нестандартной любви он видел что-то для себя близкое. Ведь с его физическими данными любовь достойной женщины ему была не доступна. Он трезво осознавал, что любовь он сможет лишь покупать.
Великий карлик: Анри Тулуз-Лотрек
Его предки — богатые французские аристократы — заполняли бесконечный досуг охотами, дуэлями и романами с прекрасными дамами из королевского двора. Веками праздность и безделье правили бал в их шикарных угодьях. Такая же участь была уготовлена и малышу Анри, точнее — Анри-Мари-Раймону де Тулуз-Лотрек-Монфа, сыну графини Адель и графа Альфонса. Но он предпочел другую…
Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года в фамильном замке Альби на юге Франции. Первые 14 лет жизни — сплошное счастье! Как и положено ребенку, родившемуся с серебряной ложкой во рту, Анри, или Маленькое Сокровище (так прозвала его одна из обожающих бабушек), любил лошадей и охотничьих псов, мечтал, как и отец, участвовать в охоте, делать ставки на скачках. Все изменилось внезапно, в мгновение, когда 14-летний мальчик вдруг упал, сломав бедро. Чуть позже — второе неожиданное, практически на ровном месте, падение — и перелом второй ноги! Гипс. Инвалидная коляска. И страшный вердикт врачей: изменить что-либо, остановить течение болезни невозможно. Слишком хрупкие кости восстанавливались медленно, ноги частично атрофировались, Анри перестал расти (по мнению медиков, причиной этой беды было родство отца и матери Тулуз-Лотрека, они доводились друг другу кузенами). Привычный мир мальчика рухнул. Болезнь развивалась стремительно — буквально за год-полтора очаровательный шустрый подросток превратился в коротконогого карлика метр пятьдесят ростом, с неправильным толстогубым лицом. Не тогда ли он впервые огляделся — и увидел реальную жизнь, в которой так много слез и боли?.. В любом случае, сомневаться не приходится: именно ужасное превращение в карлика сделало Тулуз-Лотрека художником.
Несчастный Анри понял: живопись — единственный мир, где можно укрыться от собственных мучительных переживаний. Зная о своих несомненных, рано открывшихся способностях рисовальщика, он решил всерьез посвятить себя живописи. Для начала стал учеником художника-анималиста Пренсто. Тридцатисемилетний глухонемой художник искренне привязался к подростку-калеке, и не только потому, что дарование ребенка било через край. Два обделенных природой человека понимали друг друга. Они общались без слов. Именно Пренсто научил Анри мастерски передавать движение (особенность творчества Лотрека, восхваляемая всеми без исключения).
Автопортрет перед зеркалом. 1882-83 г.
После двух лет работы с Пренсто Лотрек поступил в мастерскую известного в те годы живописца, приверженца академизма Леона Бонна. Мэтр тоже хвалил воспитанника, и было за что — Анри вкладывал в работы всю душу, его полотна «цепляли» любого, даже случайного, зрителя…
Разнорабочий в Селейране. 1882 г.
Следующим учителем стал Фернан Кормон, поначалу очаровавший Анри веселостью и простотой нрава. Но Кормон, как и Бонна, был из академиков, замшелые постулаты которых уже надоели молодым художникам…
Лотрек был влюблен в смелые линии картин Эдгара Дега, он восхищался первыми полотнами импрессионистов. Их ругают академики? Ну и что, ну и пусть!.. О, как хотелось ему создать свой собственный, индивидуальный стиль, свою технику! Писать картины, в каждой из которых будет нечто неповторимое, особенное — позволяющее узнавать при первом же взгляде: «Это — Лотрек».
«Подумать только, будь мои ноги чуть длиннее, я никогда бы не занялся живописью!» — воскликнул однажды художник. Так оно и было.
Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. Он рисовал постоянно, одержимо, как сумасшедший, стараясь изобразить движения людей и животных, мимолетное выражение чьих-то глаз, чью-то усталую гримасу. Он жадно наблюдал жизнь вокруг себя — и стремился запечатлеть ее мгновения. Кроме того, во всех полотнах Лотрека — желание максимально правдиво, порой беспощадно передать индивидуальную характеристику модели.
Обнаженная натура. 1883 г.
Он взрослел, хотя внешне оставался все тем же уродцем-коротышкой. «Молитесь о нем, — писала матери графиня Адель. — Пребывание в мастерской дает ему много с точки зрения профессии, но это тяжкое испытание для молодого человека». День за днем, месяц за месяцем, год за годом… Лотрек учился жизни и живописи, все смелее перенося на холст черты и эмоции окружавших его людей. И непременно в каждой картине была частица его собственной боли, его несбывшихся надежд.
Артиллерист, седлающий лошадь. 1879 г.
18, 19, 20 лет… Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка? Первые : лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом.
«Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я!» — выкрикивая эти «беззаботные» слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные.
Пожалуй, единственной женщиной, искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель. Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Грустное милое лицо женщины, сидящей за столом с чашкой кофе в руках, — мудрые глаза, боль, спрятанная в уголках усталого рта…
Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его.
Анри Тулуз-Лотрек. Портрет графини А. де Тулуз-Лотрек. 1881-82 г.
Но она не могла дать ему то, что так необходимо 20-летнему юноше, — чувственную любовь, страсть, от которой кружится голова и хочется обнять целый мир.
Однажды один из приятелей Анри решил помочь ему в этом непростом вопросе. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Разве что на полотнах.
Анри Тулуз-Лотрек. В постели. 1898 г.
В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. Для него началась новая жизнь.
Монмартр!.. Рождение этого богемного местечка — района художников и поэтов — происходило одновременно с рождением Лотрека — художника. Некогда тихий уголок Парижа, Монмартр постепенно превращался в мир богемы, где без конца открывались кафе — одно оригинальнее другого, — кабаре, ресторанчики, салоны… Именно здесь будущие великие художники и литераторы, поэты и актеры снимали дешевые студии и квартиры, именно здесь, в недорогих кафе, устраивали диспуты и презентации собственных, пока не признанных шедевров.
Здесь, на Монмартре, Лотрек узнал спасительную радость дружбы. Он практически никогда не был один — вместе с ровесниками, так же, как и он, мечтавшими о славе, ночи напролет Анри просиживал в кабаре и цирке, стал завсегдатаем скачек. Он верховодил, развлекал, смешил — и друзья просто обожали его, забывая даже о его уродстве.
В образе японского императора. Фото 1892 г.
Между тем Лотрек много работал. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки. Вот, к примеру, скачки — захватывающий мир жокеев и лошадей, орущих болельщиков и пронырливых букмекеров…
Анри Тулуз-Лотрек. На скачках. 1899 г.
Театр — прекрасный, но коварный храм искусства, где все — и актеры, и зрители — играют свои роли… Дом терпимости — усталые жрицы любви, прожженные, видавшие виды девахи, с отчаяньем, вдруг мелькнувшим где-то в прищуре подкрашенных глаз… «Вдруг»… Ему всегда было интересно это «вдруг». То была безумная жизнь без сна и печали. Его жизнь!
Анри Тулуз-Лотрек. В цирке Фернандо. Наездница. 1888 г.
Невероятно — и тем не менее в крошечном, исковерканном теле Тулуз — Лотрека была спрятана гигантская энергия. Он практически не спал. Вечером в компании друзей спешил в театр. Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров. Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды… Иногда он ходил на один и тот же весьма бездарный спектакль десятки раз — лишь для того, чтобы каждый раз любоваться дивным профилем героини в определенной сцене. Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления.
Анри Тулуз-Лотрек. Марсель Лендер, танцующая болеро в оперетте Хильперик. 1895
Спектакль окончен — пора в кафе! Пить рюмку за рюмкой — ликеры и вино, коктейли и настойки, чтобы мир вокруг становился теплее и улыбчивее, чтобы с языка сами собой слетали остроты…
В образе кокотки с Монмартра. Фото 1895 г.
Он стал истинным «певцом Монмартра» — парижская богема признала этот «титул» именно за ним — при всем количестве творивших на Монмартре художников! «Ша нуар», «Мулен де ла Галетт», «Элизе-Монмартр», а чуть позже — «Мулен Руж» — во всех этих кабаре Лотрек быстро стал своим.
У афиши кабаре Мулен Руж, 1892 г.
В Л’Элизе-Монмартр, 1888 г.
Анри Тулуз-Лотрек. В «Мулен де ла Галетт». 1889 г.
С карандашом в руках он сидел за столиком, всегда в шумной компании друзей, незаметно пьянея и — рисуя, рисуя. Он спешил запечатлеть свой мир. Он пил и рисовал, рисовал и пил… И смотрел вокруг. А когда ночь медленно скатывалась к рассвету, он приходил в публичный дом, где знал по имени каждую кокотку. Ужинал. Бывало, сам готовил, чтобы удивить подружек. И вновь рисовал, благо женщины словно и не замечали его.
Салон на улице Мулен. 1894 г.
В постели. Поцелуй. 1892 г.
В одиночестве. 1896 г.
Вот красотка, натягивающая чулок, две подружки, уснувшие, обнявшись, в одной кровати, девчонка, что-то стирающая в тазике… И все это — жизнь! Когда солнце поднималось над горизонтом, Лотрек засыпал на пару часов. А потом жизнь начиналась вновь, во всем своем буйстве и великолепии.
В Мулен Руж. Танец. 1890 г.
Две подруги. 1895.
Героями картин Лотрека были актеры и певички, проститутки и алкоголики, художники и нищие. Танцовщица Ла Гулю и ее великолепный партнер Валентин Бескостный, певица Иветт Гильбер, циркачка Ша-Ю-Као и содержательница дома терпимости мадемуазель Бланш…
Анри Тулуз-Лотрек. Жанна Авриль. Афиша. 1893 г.
Анри Тулуз-Лотрек. Брюан в Эльдорадо. Плакат. 1892 г.
Причем в каждом лице, даже самом юном и прекрасном, он находил нечто болезненное, какую-то червоточину — в этом заключалась особенность его рисунков. Сбылась мечта: люди смотрели — и узнавали с первой секунды: «Это — Лотрек!»
Не все — о, далеко не все — были в восторге от его полотен. Он выхватывал суть, характер, индивидуальность, но не приукрашивал, не льстил, а порой даже подчеркивал внешнюю непривлекательность моделей. Единственное, с чем не мог поспорить никто, — в его полотнах была энергия, сила жизни!
Со временем он стал принимать участие в выставках — ежегодных вернисажах «Группы двадцати» в Брюсселе, выставках Салона Независимых в парижской галерее Бюссо и Валадона. Его имя постепенно приобретало вес — Лотреку заказывали картины и рисунки для журналов.
Джованни Больдини. Портрет А. Тулуз-Лотрека.
Вдобавок его буквально завалили заказами на афиши — в этом жанре он оказался непревзойденным мастером. Анри с увлечением рисовал афиши для цирка и спектаклей, для кафешантанов и певиц. Он возвел афишу в ранг истинного искусства.
Увлекся и литографией — новой модой времени. Он работал без устали. Не думая о здоровье. Не думая о будущем. А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына. Коротконогий, ковыляющий с палочкой уродец — он оставался для нее все тем же ребенком с раненой душой, которого могла понять только она. И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр.
Анри Тулуз-Лотрек. Портрет графини А. де Тулуз-Лотрек. 1883 г.
Более того, это она настояла на том, чтобы семья выделила Анри средства на собственную студию. То была огромная победа для художника! В 22 года Лотрек получил собственную крышу над головой — студию на улице Турлак.
Приблизительно в то же самое время среди друзей Лотрека появился еще один, в котором он тотчас распознал дар божий, — Ван Гог. «Какой художник, какая мощь!» — восклицал, глядя на его полотна, Лотрек.
Он мгновенно влюбился не только в Винсента, но и в японские эстампы, которыми была увешана комната друга. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Правда, эта мечта останется среди неисполненных.
Пожалуй, стоит отметить еще один талант Лотрека — гастрономический. Гениальный художник был замечательным кулинаром, с легкостью, мастерски готовившим изысканнейшие блюда и коктейли. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. И он жил! Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. Устраивал для друзей великолепные застолья, смешивал дивные коктейли, после которых мало кто оставался на ногах. «Дорогая матушка! — писал он графине Адель. — Мне остается только пропеть осанну удобоваримости каплуна, который оказался несравненным. Пришлите еще бочку вина; по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки».
Прекрасная живопись и шикарные застолья — ах, как любили друзья забегать в мастерскую Анри! Здесь, среди красок и пестрых полотен, всегда, в любое время, валялись жареные каштаны и маринованные корнишоны из семейного замка Боек, бутылки изысканного вина и пакеты айвового мармелада. Ну, а по пятницам Лотрек и вовсе устраивал традиционные званые ужины для своих приятелей — художников и жокеев, артистов и девиц без определенных занятий. «Чтобы оценить картину, надо предварительно опрокинуть хороший коктейль», — заявлял он, предлагая гостям плод собственной фантазии — напиток под названием «Дрожь», после которого многие немедленно отключались…
А он — с удовольствием демонстрировал свое кулинарное искусство. Картинно стоял за стойкой, по ложечке наливая в бокал разные ликеры, «укладывая» их слоями, следя, чтобы они не смешивались: мараскин и кюрасо, «шартрез» и «черри»… Готовые коктейли любил посыпать тертым мускатным орехом. Надо пользоваться жизнью! В спиртном и еде — только самое лучшее! Запеченная баранья нога, гребешки Сен-Жак с чесночным пюре, маринованные луковицы, шпигованные гвоздикой…
А однажды Лотрек устроил показательное приготовление «омара по-американски в белом вине с томатами, кайенским перцем и специями» прямо посреди гостиной одного из друзей-богачей. Пока слуги прятали под покрывалами дорогую мебель, гостиная наполнялась божественным ароматом, от которого у всех текли слюнки… Надо радоваться жизни! Он радовался и — учил этой радости других.
Бессонные ночи, сумасшедшая работа и море спиртного…
Анри Тулуз-Лотрек. Похмелье. 1889 г.
Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться. Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека. Однажды утром он вышел из дома в красных брюках, с голубым зонтиком в руках и фаянсовой собачкой под мышкой. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку и помочился на собственную картину. Белая горячка! В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных. Для богатых умалишенных.
Можно представить тот ужас, который ощутил художник, когда пришел в себя и понял, где находится. Его навещали родные и друзья, но каждый отводил глаза, чтобы не встречаться взглядом с Анри. Ведь в его прекрасных черных глазах без труда можно было прочесть: «Спасите меня!»
Он вновь с головой погрузился в работу, рисовал целыми днями — только бы доказать, что он нормален, абсолютно нормален. Одежда висела на нем мешком, под глазами не проходили иссиня-черные круги, но художник добился своего — консилиум врачей даровал ему свободу.
И вновь — Монмартр, кафе, аромат жареных каштанов, музыка уличных певцов… Человек не может измениться в одночасье. Разумеется, и Лотрек взялся за старое — не сразу, но постепенно, — вновь стал пить, все сильнее, без перерыва, как будто торопился поставить точку в своей короткой блестящей жизни. Он пил и рисовал, рисовал и пил…
Финал случился 8 сентября 1901 года в родовом замке Мальроме.
37-летний художник скончался удушливой ночью, ближе к рассвету. На руках у матери.
Последний выдох — и на востоке, там, где восходит солнце, сверкнула молния, а по крыше, пробив полотно долгой невыносимой духоты, забарабанил дождь. Природа отпустила своего страдальца. Он умер — и не было прекраснее его измученного лица с закрытыми глазами.
Валентина Гутчина
Из журнала «Времена»
Ла-Гулю – звезда Мулен-Руж
Анри де Тулуз-Лотрек. Ла-Гулю в Мулен-Руж. 1892 г. Музей современного искусства (МоMA), Нью-Йорк
Тулуз-Лотрек часто писал главную звезду Мулен-Руж Ла-Гулю. Картина “Ла-Гулю в Мулен-Руж” – один из самых известных её портретов. На нем она изображена со своей сестрой (слева) и любовницей.
Как всегда, Лотрек стремился показать характер героини. Обычная торговка в экстравагантном платье. Надменная. Вульгарная. Как называл её Лотрек – “сладострастное и похотливое животное”.
Ла-Гулю виртуозно танцевала Кан-Кан. Благодаря ей этот танец станет таким популярным. Поклонники приходили и кричали “Выше Ла-Гулю, выше!” Это конечно, о её ногах.
Seated Dancer in Pink Tights 1890
Французский художник Анри Де Тулуз-Лотрек родился в епископском городе Альби 24 ноября 1864 года в семье аристократов. Он принадлежал к графскому роду Тулуз-Лотреков. Анри был представителем такого художественного направления, как постимпрессионизм, а также мастером графики и рекламного плаката.
Поскольку в 19-ом веке браки между родственниками не были под запретом, родители Анри поженились, будучи кузенами. Отец мальчика был очень эмоциональным человеком, постоянно флиртовал с разными женщинами, ему нравилось быть в центре внимания. Мать Анри обладала спокойным тихим нравом, была скромна и терпелива, религиозна. Близкое родство матери и отца будущего художника не могло не повлиять на здоровье мальчика.
Portrait of Vincent van Gogh 1887
The Dancer in Her Dressing Room 1885
The ball 1870-1880
В 1878 году из-за хрупкости костей в результате падения со стула у мальчика произошёл перелом левой ноги. В 1879 году была сломана правая, из-за чего ноги Анри больше никогда не росли. Когда он повзрослел, его рост составлял всего 150 см. Весь его вид был очень странным: будто тело взрослого мужчины держалось на недоразвитых, детских ногах. Из-за проблем с ногами передвижение было затруднено, поэтому юноша пользовался тростью.
Будущий художник воспылал любовью к рисованию ещё в детские годы. Его первые карикатуры и шаржи точно передавали всю палитру эмоций героев его работ. Часто мальчик рисовал лошадей и собак, которых очень любил. Изображения животных ещё не раз будут присутствовать на полотнах художника, которые он напишет в зрелом возрасте.
В 1882-ом вместе с матерью Лотрек переезжает в Париж, где в дальнейшем учится в мастерской Леона Бонна. Именно он был первым человеком, обратившим внимание на особый стиль работ юного дарования. Перейдя спустя некоторое время в школу Фернана Кармона, которая пользовалась огромной популярностью, юноша завязывает дружбу с Гогеном. Спустя 2 года после переезда в Париж Анри открыл свою мастерскую в районе Монмартр.
Jardin de Paris, May Belfort, Plakat 1883
Crouching Woman with Red Hair 1897
Художник обладал мягким, спокойным характером, был добр к людям, в трезвом состоянии ни разу не задел никого ни словами, ни поступками. Но Лотрек страдал от алкогольной зависимости и, если он был пьян, не контролировал себя. Анри жил в достатке, но стремление стать знаменитым художником заставило его продавать свои творения. Брат Ван Гога стал его первым покупателем. Прославился Лотрек благодаря своим афишам, рекламным плакатам, декорациям и костюмам к театральным постановкам, литографиям, которые только начали появляться, и обложкам для нотных изданий. Картины не принесли ему славы. Среди работ художника есть и те, что выполнены пастелью. Например, портрет Ван Гога, который Лотрек написал в 1887 году, является самой известной картиной, написанной пастелью. Поскольку Тулуз-Лотрек часто проводил время в публичных домах, многие его работы посвящены жизни этих заведений и проституткам.
Ballet de Papa Chrysanth me 1892
At the Circus Fernando, the rider 1888
A l Elysee Montmartre 1888
Уже к 30 годам беспорядочные связи привели художника к страшной болезни – сифилису. Кроме того, Лотрек окончательно спился. Несмотря на старания близких, Анри уже ничего не могло спасти. Весной 1901 года после переезда на атлантическое побережье он возвращается в Париж, будучи 36-летним стариком. Чувствуя приближение смертного часа, Лотрек решает навести порядок в своих делах, поэтому в середине лета уезжает туда, откуда недавно вернулся. Там художника поражает инсульт, его наполовину парализует. Мать забирает находящегося при смерти Анри к себе.
Анри де Тулуз-Лотрек скончался 9 сентября 1901 года.
Утонченная Джейн Авриль
Анри Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль танцует. 1893. Картон, масло. Музей д’Орсе, Париж
Немало Лотрек рисовал и танцовщицу Джейн Авриль. Незаконнорожденная дочь аристократа. Её мать – содержанка. Джейн убежала в 16 лет от её вспыльчивого и жестокого характера. С тех пор зарабатывала себе на жизнь сама.
В Мулен-Руж Джейн Авриль проработала много лет. Она тоже была звездой кабаре. Ввела в моду одиночные танцы, без партнёра.
Именно в момент такого танца её и изобразил Лотрек на картине. Меланхоличный взгляд танцовщицы направлен вглубь себя. Худые длинные ноги в не самом изящной позе. Но даже в таком положении видна присущая женщине элегантность.
Джейн Авриль совсем не вписывалась в общество бывших торговок и уличных девок. Она разбиралась в искусстве. Обладала безупречным вкусом. За это другие танцовщицы её не любили. Лотрек же искренне ей восхищался. Они дружили до конца жизни художника.
Рекламный плакат Тулуз-Лотрека
Анри де Тулуз-Лотрек. Плакат к новому сезону Мулен-Руж 1891 года. Метрополитен музей, Нью-Йорк
Не только Лотрек прославлял Мулен-Руж. Но и наоборот. Почти сразу после открытия владельцы Мулен-Руж заказали Лотреку плакат для рекламы заведения.
Плакат получился очень интересным. Толпы людей осаждали трамваи, на которых он был размещён. Их срывали со столбов для коллекционеров. Лотрек за один день стал знаменитым.
Нам сейчас не совсем понятно, что же так поразило в этом плакате публику в конце 19 века. Арабеска из голов зрителей. Ла-Гулю в танце демонстрирует свои панталоны. Силуэт Валентина Бескостного на переднем плане. Слева виднеется развевающаяся юбка другой танцовщицы.
Резкость и грубость линий. Плоскостность изображения. Лаконичность образов. Оригинальность композиции. Все это было для того времени крайне необычно.
Сравните его плакат с плакатом Жюля Шере. Тогда он был первой звездой плакатной живописи. Вы сразу поймёте, насколько предшественник Лотрека был неоригинален и предсказуем.
Жюль Шере. Мулен Руж. Плакат. 1889 г. Частная коллекция
Образы Лотрека гораздо более лаконичны. Плакаты же Шере – это нагромождение фигур. Слащавые образы. Неуместные для плаката светотени.
Физический дефект
Фотография Тулуз-Лотрека
В возрасте 13 лет, в мае 1878 года Анри, вставая с кресла, ломает шейку бедра правой ноги. В августе 1879 года Тулуз-Лотрек падает в канаву и получает перелом кости шейки бедра левой ноги. После этого случая ноги перестали расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни художника. Скорее всего, кости медленно срастались и рост конечностей остановился по причине наследственного заболевания — бабушки Анри приходились друг другу сёстрами.
Физический дефект лишил Анри де Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его возрасту занятиями. Семья с трудом перенесла несчастье: Анри, единственному сыну в знатном аристократическом роду, был преграждён путь на военную службу; также он не мог присутствовать на балах и выезжать на охоту. Помимо того, вероятность того, что Тулуз-Лотрек найдёт себе достойную пару и сможет продолжить род, сильно уменьшилась. Свой маленький рост художник компенсировал потрясающим чувством юмора: Тулуз-Лотрек был приятным собеседником, а говоря о своём недуге, часто прибегал к самоиронии.
Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой Анри де Тулуз-Лотрек любил упражняться. Единственный вид спорта, который был под силу художнику, — это плавание.
В любви ему не везло, низкий рост (152 см) и внешность инвалида вызывали насмешки, все его серьёзные романы заканчивались неудачно. Тулуз-Лотрек был известным ценителем алкоголя, он популяризовал коктейли. Лотреку приписывают изобретение коктейля «Землетрясение», в котором коньяк пополам смешивается с абсентом, хотя такая смесь была известна и до Лотрека. Умер от алкоголизма и сифилиса в родовом замке на руках матери, не дожив до 37 лет.
Мулен-Руж в литографиях
Напоследок ещё одна известная работа Лотрека, посвящённая Мулен Руж. На этот раз – в технике литографии.
Анри де Тулуз-Лотрек. Флирт. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США
Лотрек очень хотел, чтобы его творчество увидели многие. Литография для этого идеально подходила. Ведь с помощью этой техники можно было делать копии рисунка. Так его работы смогли приобретать и за скромные деньги. Конечно, сейчас даже литографические работы Лотрека стоят сотни тысяч долларов.
Андрей Аллахвердов. Анри де Тулуз-Лотрек. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Семья и детство
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Bosc
) и в поместье Селейранов (
Cháteau du Céleyran
) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.
Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, от чего пострадало образование Анри. Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени
». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.