Каждая религия базируется на большом количестве символов, имеющих глубокий сакральный смысл. Их толкование раскрывает основные каноны учения и позволяет проникнуть в самую его суть с помощью простых аллегорий. Подобные традиции существуют в буддизме, иудаизме и, конечно же, христианстве. Можно сказать, что учение Христа более других подвержено символизму. Это хорошо прослеживается на православных иконах и в росписи храмов. Больше всего вопросов вызывают символы евангелистов и их толкование. Особенно интересуются этим люди, недавно пришедшие к Богу и еще плохо понимающие аналогии и аллегории. Попробуем раскрыть данную тему в этой статье и облегчить восприятие основных символов христианства.
Евангелисты: кто они такие?
Нельзя изучать значение символов евангелистов, не подойдя к пониманию того, кто такие эти евангелисты и какой вклад они внесли в становление христианской религии. Многие знают, что Евангелие — это книга, рассказывающая об учении Христа. Это название пришло с греческого языка, в переводе оно означает «благая весть». Поэтому тех, кто следует этому учению, в древности называли евангелистами. Этот термин относили ко всем христианам без исключения.
Но спустя некоторое время евангелистами стали называть четырех авторов Евангелия. Их имена известны любому христианину:
- Матфей.
- Марк.
- Иоанн.
- Лука.
Они почитаются во всех христианских ответвлениях как люди, принесшие и распространившие среди человечества благую весть о Спасителе и его учении.
Литература
- С. Дзуффи
Большой атлас живописи. — М .: Олма-Пресс, 2002. — С. 158. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3
- Дзуффи С.
Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. — М .: Омега, 2007. — ISBN 978-5-465-01501-1 - Махов А.
Караваджо. — М .: Молодая гвардия, 2009. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03196-8
Юноша с корзиной фруктов (1593) ·
Маленький больной Вакх (1593-1594)
·
Концерт (1595)
·
Лютнист (1595)
·
Юдифь и Олоферн (1599)
·
Призвание апостола Матфея (1599)
·
Мученичество святого Матфея (1599-1602)
·
Святой Матфей и ангел (1599-1602)
·
Уверение Фомы (1600-1602)
·
Мученичество Святого Петра (1600-1601)
·
Ужин в Эммаусе (1601)
·
Обращение Савла (1601)
·
Взятие Христа под стражу (1602)
·
Иоанн Креститель (1602)
·
Жертвоприношение Исаака (1603)
·
Иоанн Креститель в пустыне (1603-1604)
·
Положение во гроб (1604)
·
Ужин в Эммаусе (1606)
·
Молитва Святого Франциска (1606)
·
Семь деяний милосердия (1607)
·
Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608)
·
Давид и Голиаф (1610)
Евангелисты и их символы
Символы евангелистов встречаются практически в любой храмовой росписи. Они отражают соответствие каждому стороннику данного течения определенного животного, несущего свое значение. В традиционном толковании 4 евангелиста и их символы выглядят следующим образом:
- Матфею соответствует ангел.
- Рядом с Марком располагается лев.
- Лука изображается рядом со львом.
- Иоанн находится рядом с орлом.
Данные символы сформировались приблизительно во втором веке и сейчас считаются классическими.
Иллюстрации[править]
- Символы евангелистов Иоанна и Луки. Бляхи, украшающие баптистерий Каликста. Цивидале, ок. 770 г
- Символы евангелистов Матфея и Марка. Цивидале, ок. 770 г.
- Лука как живописец с тельцом. X. Шедель. Мировая хроника, 1493 г.
/ Иллюминированый манускрипт / Ирландия / — / — / © /
- Адальпертус: Рамвольдус
- Евангелист Лука. Фрагмент древнеирландского Евангелия. Жертвенный вол как символ Св. Луки, акцентировавшего жертвенный аспект в жизни Христа. [dkes]
- Бургкмайр Старший Ханс. Алтарь Евангелиста Иоанна. 1518 г.
Тетраморф: видение Иезекииля
Своим появлением символы евангелистов обязаны пророку Иезекиилю. Однажды он узрел в своих видениях необычное существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека и четыре лика:
- человеческое лицо;
- морду льва;
- голову орла;
- морду тельца.
Изначально данный образ толковался как история о четырех херувимах, находящихся у трона Господня. Но со временем в терминологию вошло слово «тетраморф», обозначающее единство четырех образов. Данное существо даже располагалось на росписи первых христианских храмов, но со временем его вытеснило иное толкование видения.
Трансформация христианской символики
Стоит отметить, что соответствия животных евангелистам устоялись не сразу. В толковании разных богословов символам придавались разные значения, а евангелистам приписывались разные животные. Богословы долго спорили о значении символики и не могли прийти к единому мнению.
Больше всего споров вызывало значение льва и вола. Они часто относились то к одному, то к другому евангелисту. Но в конечном итоге спустя несколько столетий закрепились уже описанные нами аллегоричные образы животных и авторов Евангелия.
Значение символики
Думаем, многим читателям интересно узнать, что обозначают символы евангелистов. В этом вопросе нет единого мнения, ведь данная символика имеет очень глубокий и многогранный смысл.
В первую очередь она означает единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Также многие богословы понимали данные символы как указание на четыре стороны света и времени года, которые подчиняются велению Бога, как должны подчиняться люди.
Одно из традиционных значений объясняет появление символов жизнью Иисуса Христа. Ведь он родился как человек, был отдан на смерть как жертвенный телец, воскрес, будто царственный лев, а потом вознесся на небеса, как орел.
Особо интересно толкование символов относительно их соответствия евангелистам. Об этом хочется рассказать более подробно.
Где и как изображаются символы?
Чаще всего символы евангелистов прослеживаются в иконописи, но в данном случае мы можем говорить о немного ином изображении. Дело в том, что на иконах обычно воспроизводится тетраморф, данная техника считается традиционной для христианства.
Но символика евангелистов все же присутствует в храмах, обычно животные изображаются на церковном куполе по четырем сторонам соответственно. По христианским канонам, в центре всегда располагается образ Господа. При подобной росписи животные соблюдают определенный порядок:
- в левом верхнем углу располагается ангел;
- правый верхний угол отдан орлу;
- нижний левый угол принадлежит льву;
- в правом нижнем углу всегда расположен телец.
Часто животных изображают на Царских вратах. Там они соседствуют с образом Благовещения.
Маршрут: «Петербургские ангелы, охраняющие город на Неве» — 10 мест с Ангелами
Подходим к Александровской колонне, увенчанной ангелом, чей взор устремлён в сторону Европы, которой великая Россия подарила мир и покой, победив наполеоновское войско. Лику ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I.
Александровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I повелел возвести это «рукотворный столп» в честь победы Александра I над Наполеоном. Создателем этой великой доминанты Дворцовой площади является Огюст Монферран — автор проекта 4-го, нынешнего Исаакиевского собора, которому предназначалось стать главной православной святыней Российской империи.
Проект Александровской колонны впоследствии был реализован также этим знаменитым французским архитектором. Сначала предполагалось установить на площади гранитный обелиск высотой 25 м. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника.
На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Фёдора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орёл, а позади — богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.
Однако ни один из этих проектов обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. И затем у колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.
При установке Александровской колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Монолит соединили с фундаментом особым раствором — в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому памятник можно было двигать, пока он не «сел» идеальным образом. В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.
Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов — механизмов для передвижения грузов — и системы блоков.
Фигуру ангела высотой почти 5 метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались.
По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт собственной массы.
Сама колонна выше Вандомской, а фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на последней. Ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.
Образу ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела — скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман. Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.
Монферран без изменений перенёс в свой проект пьедестал и базу колонны Траяна, а также нижний диаметр стержня, равный 12 футам (3,66 м). Высота стержня Александровской колонны была принята на 3 фута меньше, чем колонны Траяна: 84 фута (25,58 м), а верхний диаметр — 10 футов и 6 дюймов (3,19 м).
Высота колонны, как в римском дорическом ордере, составила восемь её верхних диаметров. Архитектор разработал собственную систему утонения стержня колонны — важного элемента, влияющего на общее восприятие памятника.
Вопреки классической системе утонения Монферран начал его не с высоты, равной одной третьей стержня, а сразу с основания, вычерчивая кривую утонения при помощи делений касательных прямых, проведённых к отрезкам дуги сечения основания. Кроме того, он применил большее количество делений, чем обычно: двенадцать. Как отмечает Никитин, система утонения Александровской колонны является несомненной удачей Монферрана.
Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии. В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича, и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда.
Александровская колонна стала самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного гранита. Общая высота памятника составляет 47,5 метра, из них почти половина — собственно колонна (25,6 метра). Вес памятника — около 600 тонн. Колонна стоит на гранитном основании лишь под действием собственной силы тяжести, у нее нет никаких специальных опор.
После революции 1917 года фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо неё планировали установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны.
В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг неё несколько раз реставрировали — в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.
Александровская колонна напоминает образцы триумфальных сооружений античности, монумент обладает удивительной чёткостью пропорций, лаконизмом формы, красотой силуэта. Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Куда мы и идём к 5-у пункту нашего маршрута, который находится тут же на Дворцовой площади.
- Месторасположение: Дворцовая площадь. Ст. м. «Адмиралтейская»