ⓘ Энциклопедия | Видение после проповеди — Вики ..


Поль Гоген
Видение после проповеди
. 1888
La Vision après le Sermon (La Lutte de Jacob avec l’Ange)
Холст, масло. 73 × 92 см
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
(инв. NG 1643)
Медиафайлы на Викискладе

«Видение после проповеди»
, или
«Борьба Иакова с ангелом»
(фр. La Vision après le Sermon (La Lutte de Jacob avec l’Ange)) — картина Поля Гогена, созданная в бретонском Понт-Авене в конце лета 1888 года. Впоследствии она станет живописным манифестом нового упрощённого и экспрессивного стиля — синтетизма Гогена и группы его друзей-художников, работавших с ним в Бретани в конце 1880-х и начале 1890-х годов и получивших впоследствии название «Школа Понт-Авена». Впечатления от поездок 1886—1888 годов в Бретань, Панаму и Мартинику, общение с художниками и знакомство с новейшими художественными концепциями, предоставили в распоряжение Гогена массу творческих идей, которые вызвали значительные изменения в его стилистике и привели к преодолению прежних импрессионистских влияний. В искусствоведческой литературе отмечается, что по настоящему переломным для него стал 1888 год, когда была создана эта картина. Она была написана в сентябре этого года, перед отъездом Гогена к Винсенту Ван Гогу в Арль в Провансе, с которым находился в активной переписке.

При написании этого полотна Гоген использовал художественные новации клуазонизма, возникновение которого связывают с Луи Анкетеном и Эмилем Бернаром (символизм, большая свобода абстракции и орнаментальности), с которым он продуктивно общался в Бретани в 1888 году, а также мотивы, позаимствованные у японского художника Кацусики Хокусая (изображение женщин, неестественно наклонённое дерево, борющиеся фигуры).

Хранится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге[1][2].

История создания[править | править код]

Гоген в Бретани в 1886 году[править | править код]

Поль Гоген впервые посетил Бретань с целью писать картины летом 1886 года и проживал в городке Понт-Авен[3]. Это был тяжёлый период в жизни художника. Несмотря на большие трудности (болезнь, долги), отказавшись от карьеры биржевого брокера, художник продолжает писать картины, пытаясь выработать свою индивидуальную манеру, находясь под сильным влиянием импрессионистов и Камиля Писсарро в частности. После того, как он стал заниматься живописью на постоянной основе, он оставляет жену с детьми в Дании, откуда возвращается в Париж в 1885 году. С целью обеспечивать материально себя и своего сына Кловиса, которого Гоген забрал из Копенгагена с собой, он устраивается на работу расклейщиком афиш[3]. В это время он принимает участие в подготовке восьмой выставки импрессионистов (15 мая — 15 июня 1886), ставшей последней в истории этой художественной группы как единого и цельного течения. На выставке Гоген представил 19 своих картин, но не дождавшись её окончания, он устраивает сына в частный пансион, а сам отправляется в Бретань работать[3]. Природа, культура, архаичные устои быта и традиции Бретани глубоко впечатлили художника, повлияв на его последующее творчество[4]. С июня 1886 года Гоген живёт в недорогом пансионе Мари-Жанн Глоанек, где в день за питание и комнату надо платить всего по два франка[5]. Большинство художников, живших вместе с ним в это время в пансионе, были иностранцы — американцы, англичане, голландцы, шведы, датчане и несколько французов. За Гогеном в Понт-Авен приезжает его близкий друг по прозвищу «Шуфф» (Клод-Эмиль Шуффенекер). В Бретани Гоген сближается с молодым художником Шарлем Лавалем, знакомится с Эмилем Бернаром[5]. Однако Гоген не принял увлечение последнего пуантилистическими «усложнениями» (как и многих художников этим летом), и встретил его не совсем доброжелательно, ведя себя замкнуто и настороженно[6].

Гоген с друзьями в 1887 году

В Панаме и Мартинике[править | править код]

Гоген возвращается из Понт-Авена в Париж в декабре 1886 года, откуда отправляется в поездку за новыми впечатлениями в Южную Америку, в которой его сопровождает Шарль Лаваль. Это путешествие рассматривается как важнейший этап в развитии новых художественных поисков Гогена, в его стремлении найти оригинальные образы, отличные от традиционного европейского мира. Из Панамы, где Гоген сильно нуждался и даже работал землекопом на строительстве Панамского канала, художник с Лавалем перебрался на Мартинику[6]. Здесь, под воздействием различных факторов, он предпринимает попытку писать упрощённым «детским» рисунком, без теней, но с яркими красками, используя в своей палитре более сочные и насыщенные цвета. В этой технике Гоген стал накладывать краски более плотными массами и строить композицию с большей строгостью: «Это был решающий опыт, возвещавший новые завоевания»[7]. Как отмечает историк искусства Джон Ревалд, в это время в его композициях стали проявляться японские влияния, а на его картинах стали появляться «большие и сравнительно единообразные пространства, особенно когда он включал в свои пейзажи тёмно-синий океан»[8]. Однако эта художественная эволюция была ещё не настолько сильно выражена, чтобы привлечь своей оригинальностью и глубиной. Так, проведённая после его возвращения в Париж в ноябре 1877 года выставка картин и керамики, организованная в январе 1888 года Тео Ван Гогом, успеха не имела, а немногие любители его творчества были обескуражены эстетическими принципами Гогена этого периода, имевшими мало общего с работами парижских художников[9].

Возвращение в Бретань в 1888 году[править | править код]

В феврале 1888 года художник, измученный дизентерией, подхваченной на Мартинике, вернулся обратно в Понт-Авен, как по причинам дешевизны бретонской жизни, так и привлечённый её красотами, о которых он неизменно вспоминал с большим чувством. В это время художник писал Шуффенекеру, что полюбил Бретань: «Там я нахожу дикость и первобытность. Когда мои деревянные башмаки стучат по её граниту, я слышу глухой и мощный звук, которого стремлюсь достичь в живописи»[10]. Гоген вновь поселился в пансионе Глоанек, где ему отвели мастерскую на втором этаже, но в этот период он испытывал такое безденежье, что иногда не мог даже писать из-за отсутствия холста и красок[11].

Эмиль Бернар. «Бретонские женщины на лугу», 1888

В Понт-Авене вокруг Гогена образовалась группа художников, среди которых можно назвать Анри Море, Эрнеста Понтье де Шамайар и ещё несколько импрессионистов[6]. Там к нему вновь присоединились Лаваль и Бернар, с которым на этот раз у Гогена сложились хорошие отношения. Молодой художник был знаком с последними веяниями и теориями в области изобразительного искусства, литературного символизма и охотно делился ими с Гогеном в своей интерпретации, владея новой терминологией и обладая художественной эрудицией[11]. Молодой художник познакомил Гогена с живописью, получившей название клуазонизм, основоположниками которой считаются Луи Анкетен и Бернар. После того как последний отказался от пуантилизма, его искания приблизили его к Гогену. Под влиянием Ван Гога Бернар увлёкся японским искусством и вместе со своим другом Анкетеном испытал их влияние[6]. По мнению Ревалда, Гоген обнаружил в этой технике «элементы продуманности, преднамеренности, рациональности и систематичности построения», которые вдохновили художника в период упадка и сомнений[12]. В середине августа 1888 года Гоген, отмечая, что Бернар — «человек, который ничего не боится», писал Шуффенекеру, что не следует увлекаться копированием природы, и сообщал ему об эволюции своего творчества: «Мои последние работы подвигаются хорошо, и я надеюсь, что вы найдёте в них нечто новое или, вернее, подтверждение моих предшествующих исканий — синтез формы и цвета, вытекающий из наблюдения только над доминирующими элементами»[13].

В этот период они с Бернаром много работают в поисках достижения более значительной абстракции и орнаментальности форм. Бернар написал групповую картину «Бретонки на лугу». На Гогена эта картина произвела очень большое впечатление, и Бернар с радостью согласился обменять её на одно из его полотен. В письме к Ван Гогу он так восторженно отозвался о нём, что Винсент заметил брату: «Письмо Бернара переполнено восторгами по поводу таланта Гогена. Он пишет, что считает его таким великим художником, что даже побаивается его и находит все свои работы ничтожными в сравнении с работами Гогена»[14].

Работа над картиной[править | править код]

Деталь картины: молящиеся бретонки
В сентябре 1888 года Гоген начал работать над большой и сложной композицией, которую Джон Ревалд назвал своего рода «конспектом его нового стиля». Сюжетом картины художник выбрал борьбу библейского патриарха Иакова с ангелом (Быт. 32:24, )[15]. Фоном для этого религиозного сюжета послужил для художника бретонский пейзаж, где группа крестьянок, занимающих весь передний план, в своих колоритных национальных чепцах (привлекших внимание ранее Бернара и Гогена) наблюдает за борющимися. Как разъяснял Гоген, сцена, на которую смотрят эти крестьянки, опустившиеся на колени для молитвы, представляет видение, узренное ими после воскресной проповеди в деревенской церкви[15].

Набросок картины из письма Гогена Винсенту Ван Гогу от 26 сентября 1888 года

По поводу этой картины художник заметил: «Я думаю, что достиг в образах людей большой простоты, выражения безыскусности и суеверия, — писал Гоген Винсенту Ван Гогу. — Для меня в этой картине и пейзаж и борьба существуют лишь в воображении молящихся после проповеди. Отсюда и контраст между реальными людьми и борющимися фигурами Иакова и ангела, которые нереальны и несоразмерны»[16][15].

Описывая картину Ван Гогу, Гоген характеризовал её также следующим образом: «Бретонки, собравшись группами, молятся, они в чёрных, насыщенного цвета платьях». По наблюдению Пьера Декса, если Гоген находился под влиянием живописи Бернара, то оно сказалось именно в этом выборе цвета, хотя французский искусствовед отмечал, что чёрные краски Гогена выделяются своей оригинальной интенсивностью, отличающейся от палитры Бернара. Насыщенность этого цвета ещё более усиливается из-за контраста с женскими чепцами, о которых художник пишет, что они «желтовато-белые, светящиеся»: «Два чепца справа — словно какие-то чудовищные колпаки»[17]. По поводу других красок, использованных художником, и авторских особенностей полотна, также известно из его переписки. Так, картину выдержанную «в строгом стиле» разделяет «тёмно-фиолетовый ствол яблони», листья которой показаны пятнами, похожими на изумрудно-зелёные облака. Картина «пронизана жёлто-зеленым солнцем» на лугу цвета чистой киновари, ближе к церкви темнеющего и становящегося коричнево-красным. Иаков предстаёт на картине в бутылочно-зелёном цвете, ангел изображён в интенсивно-синем, его крылья — чистый хром № 1; волосы — хром № 2, а ступни — оранжево-телесного цвета[17].

В 1903 году Бернар, ранее поссорившийся с Гогеном, заявил, что картина последнего настолько сильно отличалась от его предыдущего творчества, что даже стала «полным отрицанием» всего ранее им написанного, утверждая таким образом, что «Видение» является простой копией его собственных «Бретонок»[17]. Однако это противоречит переписке Бернара за 1886 год и тому преклонению перед Гогеном, которое в них зафиксировано[17]. По мнению Пьера Декса, картины Гогена и Бернара разительно отличаются по силе психологического воздействия, а картина первого несопоставима с «Бретонками» Бернара, «просто рассыпавшимися по зелёному лугу»[17]. По мнению Анри Перрюшо, несмотря на кажущееся внешнее влияние Бернара на Гогена, оно не может быть признано предопределяющим: «Но теории важны не сами по себе, а лишь в связи с теми, кто их осуществляет на практике». Анкетен же и Бернар не обладали глубиной и самобытностью, а отличались непостоянством творческих устремлений и прошли через различные увлечения импрессионизмом, пуантилизмом, довольно быстро перейдя от клуазонизма к новым техникам, таким же «поверхностным и потому заранее обречённым на неудачу»[6].

Когда в середине сентября работа была завершена, Гоген решил предложить её одной из небольших бретонских церквей, которые так его привлекали, и остановил свой выбор на старой церкви в Низоне, недалеко от Понт-Авена. По выражению Перрюшо — это была «дань Гогена-дикаря первобытной Бретани»[6]. Лаваль с Бернаром помогли ему перенести туда эту большую картину. Однако они не сумели убедить кюре, который, по-видимому, опасался какой-нибудь ловушки, шутки со стороны художников, о которых он был, видимо, наслышан. Подарок не был принят, так как священник объяснил, что его паства не поймёт картину, и разочарованные художники возвратились с нею обратно в Понт-Авен. Позже Гоген отправил картину в Париж к Тео Ван Гогу с просьбой продать её не менее чем за 600 франков[15]. Характерно, что в 1959 году, собирая материалы о бретонском периоде жизни Гогена, Анри Перрюшо встретился с кюре в Низоне, который, по словам Перрюшо, видимо, отнёсся к его визиту с такой же подозрительностью, как и его предшественник: «Я признателен ему за его приём — мне кажется, что в тот день я сам пережил ту сцену, о которой сейчас рассказал здесь»[6].

Вячеслав Гончаренко. Откровение свыше

04.01.2015 г.

(1-я проповедь цикла о видении)

Весь этот месяц я хочу посвятить теме видения. Я буду много рассказывать о видении и о том, насколько велика эта сила. Сегодня я хочу поговорить именно о видении церкви.

Притчи 29:18:

«Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен».

В одном из переводов Библии слова «откровение свыше» переведены как «видение от Господа». Слово «видение» означает, что ты что-то видишь не своими физическими глазами, а внутренним взором. Это то, что Господь тебе посылает. Есть разное видение. Есть видение человеческое. Сотворив человека, Бог наделил его богатым воображением, поэтому люди способны видеть. Представьте, что тот мир, в котором мы с вами живем, полностью основан на видении определенных людей, которые что-то видели и осуществили это. Самолеты, на которых мы летаем, автомобили, которыми мы пользуемся, любое архитектурное строение – это, прежде всего, видение какого-то человека. Он так увидел, представил этот проект, начертил его, потом все это совершилось. Человеческое видение – настолько великая сила, что сам Бог однажды признался, когда люди начали строить башню, пытаясь достичь небес: «Они не остановятся. Настолько великая цель ими движет, так велико видение в их жизни, они так страстно этого желают, что не остановятся, если им не помешать». Именно там, при строительстве вавилонской башни, Бог сошел и смешал языки, чтобы люди перестали понимать друг друга (Книга Бытие, 11 глава). Богу пришлось приложить усилия, чтобы их остановить. Это было видение человеческое – невероятно великая вещь, великая сила. Представьте, насколько великой силой является Божественное видение.

Ко времени открытия первого парка аттракционов «Disneyland» знаменитый создатель мультфильмов Уолт Дисней уже умер. Его жена перерезала ленточку на открытии парка, и все ахнули, потому что их взорам открылась такая красотища. Все сказали: «Вот это да! Если бы только Уолт Дисней мог видеть, что он сотворил!» Супруга сказала: «Он видел это!» Действительно, если бы он не видел этого в своем воображении, это никогда не воплотилось бы в жизнь.

Но я хочу сказать вам: несмотря на всю красоту и силу человеческого видения, даже при условии, что весь мир будет восхищаться вашими проектами и аплодировать вам, – если Отец Небесный не похвалит вас, значит, ваша жизнь прошла мимо.

Многие люди добились в жизни значительных успехов – и все равно не удовлетворены. Почему? Потому что они не слышат Небесного Отца и Его похвалы. Вы знаете, для чего мы живем на этой земле, в чем состоит смысл жизни? В очень простых вещах: чтобы в конце нашей жизни мы смогли услышать, что наш Небесный Отец, Который нас сотворил и знает, для чего сотворил, похвалил бы нас и смог сказал: «Молодец, сын Мой! Молодец, дочь Моя!» Многие люди не слышат похвалы Отца Небесного, поэтому не чувствуют удовлетворения. Для того чтобы Бог похвалил нас, нужно иметь Божественное видение. Он хвалит нас тогда, когда мы делаем то, что Он хочет.

Мы прочитали, что «без откровения свыше народ необуздан». Бог хочет, чтобы у человека было откровение свыше. Здесь конкретно идет речь о видении всего народа. Есть личное видение человека, которое Бог посылает ему свыше. Есть видение, которое Бог посылает для всего народа – например, для всей церкви. Я верю, что каждая церковь должна иметь видение того, что ей предстоит совершить, чего достичь. Это будет соответствовать характеру церкви, характеру пастора – человека, который ведет церковь. И то, что мы с вами совершим, не совершит никакая другая церковь. А то, что сделает какая-то другая церковь, не совершим мы.

«Без откровения свыше народ необуздан». Что это значит? В одном из переводов сказано: «Люди будут ходить по кругу». Это значит, у них нет цели, нет видения – следовательно, они ни к чему не придут. Слово «необуздан» применяется к животным. Например, если лошадь идет необузданной, она может зайти куда угодно, может ходить по кругу, у нее нет цели. Для чего обуздывают лошадь? Чтобы направить ее, помочь ей прийти из точки «А» в точку «Б». «Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен», – сказано дальше. Что это значит? Это значит, что видение должно стать законом нашей жизни: оно будет вести нас и приведет к цели, где мы однажды будем радоваться плодам нашей жизни, будем восхищаться и благодарить Бога, чувствуя Его благодарность нам, будем ощущать себя счастливыми, потому что все состоялось: наша жизнь не прошла мимо нас, не прошла напрасно.

Вспомните крещение Иисуса в Иордане. Иоанн крестил Его. Это записано в Евангелии. И в тот момент раздался глас с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»

(Матфея 3:17). Дальше Господь сказал:
«Его слушайте»
(Матфея 17:5). Почему Бог отзывался о Своем Сыне таким образом? Почему благоволение Божье на Иисусе было так обильно? Он еще ничего не сделал, Он только вышел на служение – и уже Божье благоволение было на Нем настолько могущественно. Почему? Потому что Он пришел не Свою волю творить, но Он пришел творить волю Отца Небесного. Вы увидите в Писании, что Он пришел не для Своего видения, но для того, чтобы исполнить видение Отца – то, что Отец для Него запланировал.

Что такое видение, друзья? Это откровение от Господа о том, какова воля Божья для тебя, для твоей жизни, для церкви, например. Это то, чем тебе нужно заниматься, согласно воле Бога, и чему посвятить свою жизнь. Слово «видение» означает мечту, откровение или предсказание. Обычно Бог говорит с человеком, когда человека волнует его жизнь, его судьба, когда он задает себе глубокие вопросы: «Кто я такой? Для чего я пришел в этот мир? Для чего я живу? Какое мое будущее? Какова моя роль в этой жизни?» Когда люди задают глубокие вопросы, тогда Бог приходит, чтобы ответить на эти вопросы. Но удивительно, что большинство людей не задает никаких вопросов. Они просто живут, они коротают свою жизнь.

Однажды, будучи в гостях в американской семье, я был очень удивлен. Детям в этой семье было по десять лет, и они уже знали, в каком университете будут учиться, кем они будут, чего хотят достичь. В нашей культуре нет такого подхода. Люди живут-живут, им уже пятьдесят лет, а они никак не могут понять, кто они и для чего живут. Бывает, мамочка кормит взрослого сына, приходит утром: «Сыночек, вставай, иди на работу». Когда у человека нет видения, нет цели, в его жизни происходит много странных вещей.

Видение означает мечту, откровение или предсказание. Когда человек получается видение, оно становится для него жизненной целью, его предназначением, законом Божьим для него. Написано: «Соблюдающий закон блажен»

(Притчи 29:18). «Блажен» – древнерусское слово, означающее «счастлив». Ты становишься счастливым человеком, потому что делаешь то, что хочет Бог, сотворивший тебя. Он знает, что тебе нужно.

Сегодня я расскажу вам о видении, которое Господь дал мне относительно церкви, – то есть об общем видении для нашей церкви. О личном видении мы будем говорить на следующих собраниях.

В 1992 году, когда мне было 22 года, мы страстно чего-то хотели. Мы были молодыми людьми – я, мои братья и друзья. Когда мы встречались вместе, у нас были разговоры о том, чтобы что-то сделать для Бога. Мы не хотели проводить свою жизнь просто так. Когда ты не понимаешь, что ты можешь сделать для Бога, когда не видишь, чем ты можешь Ему послужить, первое, что тебе нужно сделать, – это начать молиться. Потому что, когда ты молишься, Святой Дух обязательно поведет тебя, ты не останешься без плода. И вот мы начали собираться для молитвы. В то время мы даже не объявляли, что это будет церковь. Была небольшая группа людей, недавно вышедших из старой церкви. Мы вставали в пять часов утра, собирались вместе и молились. Когда ты чего-то хочешь, ты встаешь рано. Ранним утром мы шли на остров Комсомольского озера, который в это время был относительно пустынным, там было мало рыбаков. Мы нашли там укромное место и молились. Мы проводили в молитве два-три-четыре часа, пока не уставали. Расходились по домам, когда солнце поднималось высоко. Это было летом. В такой отчаянной молитве и поиске воли Бога мы провели несколько месяцев. Мы хотели знать, что Бог приготовил для нас.

В один из дней я пришел домой после молитвы. Это был день как день. Приходя после молитвы немного уставшим, я обычно ложился передохнуть. В тот день я был в таком пограничном состоянии, когда ты еще не там, но уже и не здесь. Это такая полудрема, когда ты находишься словно в прострации. И вдруг я услышал голос, который меня тут же разбудил. Этот голос наполнил всю комнату и прозвучал внутри меня. Этот голос просто эхом прозвучал в каждой клетке моего тела. Вот дословно то, что я услышал: «Иди и исполняй волю Мою! Воля Моя, чтобы через вашу церковь спасти полмиллиона человек в этом городе!» Я говорю вам дословно, потому что за много лет я уже выучил это. Я вскочил, ничего не понимая. Сон куда-то исчез. Я оглядывался, думая: «Кто это? Что это?» Это настолько отпечаталось в моем сердце. Пребывая в страхе, я мгновенно взял ручку и записал, чтобы ничего не забыть. В тот момент я не мыслил никакими цифрами, я не думал о том, что будет что-то великое, я не думал о том, что стану пастором. Просто я хотел чего-то от жизни.

Я ничего никому не рассказал, боясь, что люди скажут: «Эй! И что это ты возомнил о себе?» Я думал, что вряд ли кто-то поверит в это. Я сам в это не верил. Но какой удивительный Бог! Когда ты что-то видишь или слышишь, даже не понимая, ты можешь сказать: «Господи, покажи мне вторую серию! Дай мне подтверждение!» Этим принципом я пользуюсь по жизни. Если я вижу какой-то сон и не понимаю его значения, я прошу: «Господь, дай мне вторую серию, дай мне истолкование! Если Ты не дашь – я забуду этот сон». Ведь во множестве снов, как сказал однажды Соломон, есть множество суеты (Екклесиаст 5:6). Бывает, мы перетрудились, переутомились, поэтому видим во сне что-то пустое. Понятно, что сны мы не придумываем и должны быть осторожны с этим, потому что есть вещие сны, когда Бог лично может тебе что-то сказать. В то же самое время не нужно принимать всерьез все подряд.

В той ситуации, когда я услышал голос, спустя какое-то время я увидел серию снов. Эти сны повторялись, они были похожи, как близнецы. Я видел стадионы, переполненные людьми, и я проповедовал там тысячам и тысячам людей, стоя на маленьком подиуме размером метр на метр. Очень хорошо помню помазание Святого Духа, которое я ощущал во сне. Помню даже тему своей проповеди. Я говорил о восхищении церкви, о втором пришествии Иисуса Христа, и у меня было чувство, что я говорю последнюю проповедь. Эта огромная аудитория просто гудела, люди взрывали какие-то петарды, все было в огнях – так люди отзывались на истину, которую я им проповедовал. И что удивительно, этот сон повторился, повторился и повторился.

Таким образом, Бог начал подтверждать, что услышанное мной – не продукт моего ума или воображения, но нечто более великое. В то время мы еще не могли до конца рассчитаться со старой церковью, нас не хотели отпускать с миром, приписывая нам гордыню и тому подобное. Поэтому у нас были некоторые конфликты. Я помню, в то время, когда мы начали арендовать кинотеатр «Аврора» и у нас прошло два служения, пришли старшие братья и сказали: «Вы должны все закрыть, потому что вы тут что-то не то делаете». Мы, конечно, в послушании все прекратили. А мой отец рассказал, что в ту ночь увидел сон, будто самолет взлетел, как реактивный, набрал большую высоту, но вдруг упал. Это действительно было похоже на происходящее с нами, потому что мы пережили сильное падение. Мы собрались все вместе, сидели и были настолько потухшими, думая: «Неужели это все закончилось?» Ведь все так бурно началось: на первом собрании, которое мы провели, покаялось пятьдесят человек, на втором – тридцать человек. У нас не было ничего, кроме огня в сердце и желания служить Иисусу Христу. У нас не было больше ничего. И вот мы сидели и думали, что делать, как же решить этот вопрос, чтобы мир был, чтобы понимание было. Старшему поколению бывает трудно понять молодое поколение. Это извечный, классический конфликт. Вдруг один брат говорит: «У меня есть решение! Поехали ко мне домой!» Этим братом был Анатолий Никутьев. Он сказал: «Что мы будем здесь сидеть и думать? Давай вот что сделаем: станем на колени, помолимся пред Богом и скажем: «Господь, Ты – Бог живой, Ты можешь отвечать. Вот скажи нам: есть ли Твоя рука, Твое участие в том деле, которое мы начали? Или, может быть, мы сами это затеяли из-за нашей гордыни?» У нас есть «манна небесная», мы достанем оттуда записку – это и будет ответом от Бога. Согласны ли вы на такое?» Мы сказали: «Да, мы согласны!» «Манна небесная» представляла собой корзину, стоящую дома у Анатолия, которая была наполнена тысячами маленьких вырезок стихов из Библии. Когда мы собирались у него, через эту «манну» могло прозвучать пророчество или еще что-нибудь. Он говорит: «Мы помолимся, вытянем, и это будет, как жребий. То место Писания, которое мы вытянем, все решит – Божье это дело или нет. Давайте так сделаем». Мы были настолько искренни в наших намерениях, что без раздумий согласились. Сейчас, спустя много лет, я не знаю, решился бы на такое или нет. Ведь в Библии разное написано, и ты можешь вытянуть любую записку… Слово Божье не будет заискивать перед тобой, оно скажет тебе то, что нужно. Но в то время мы были настроены решительно: «Хорошо, давайте сделаем так». Мы помолились перед Господом, потом спросили: «Кто смелый?» Я запустил руку в эту «манну», достал записку, а там отрывок из 61 главы Книги пророка Исаии, 1-3 стихи: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача – елей радости, вместо унылого духа – славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его

».
Мы поняли, что это есть наше призвание. Мы так наполнились Духом Святым, начали благодарить Бога!
К сожалению, нет времени, чтобы рассказать о многих откровениях, которые Бог дал нам. Но спустя годы я убеждаюсь и утверждаюсь в том, что все эти откровения свидетельствуют: у Бога есть великий план для нашей церкви и для нашего города. У Бога есть величайший план, в котором будет участвовать наша церковь. Мы будет участвовать в судьбе этого города, нашей нации. Я вижу это! Господь желает спасти наши города, нашу страну, наших людей, белорусов – всех людей Бог хочет спасти от греха. Он хочет спасти их души от ада. Это то, ради чего существует Церковь Божья здесь, на этой земле, и принципиально наша церковь в частности. Цель нашей жизни – это спасение людей. Когда мы будем трудиться ради спасения людей, Бог будет нас обильно благословлять. Спасение людей – это самое святое дело на земле, это Божье дело. Это Божественное видение для нашей церкви. Бог хочет спасать людей. Бог спас тебя – благодарен ли ты Ему за это? Кто-то пришел в твою жизнь, принес Евангелие, ты спасен, ты больше не живешь во тьме. Бог совершил в твоей жизни знамения и чудеса. Он доказал тебе, что любит тебя. Он показал тебе, что слышит тебя. Он столько раз отвечал на твои молитвы. Бог хочет избавить мир от греха и ада. Я верю в это, и это настолько принципиально для меня, что у меня даже конфликт был с некоторыми людьми. Когда осенью 2006 года мы отстаивали это здание, сюда приходило много журналистов, они постоянно о чем-то спрашивали меня. Иногда они советовали, как отвечать на их вопросы: «Вот это не говорите. Лучше скажите вот так». Один журналист спросил: «В чем цель и смысл деятельности вашей церкви?» Я говорю: «Наша церковь – церковь любви и добра. Мы проповедуем Евангелие и молимся о том, чтобы Бог спас людей от ада. Мы проповедуем, чтобы люди не шли в ад. Мы хотим, чтобы они имели вечную жизнь». Он говорит: «Нет, нет, нет. Вы не можете так говорить. Вы понимаете, что это не для такой аудитории? Это вы можете в церкви рассказывать. Можете, например, сказать: «Мы здесь для того, чтобы Бог спас людей от греха». Я говорю: «Нет-нет – от ада! Именно от ада. Но грех – это то, что приведет человека в ад».

Однажды к нам приезжали представители различных посольств. Британский посол отвел меня в сторону и говорит: «Я прочитал на вашем сайте, что люди могут попасть в ад. Вы верите в это?» Я говорю: «Да, верим!» Он спрашивает: «Где такое в Библии написано?» Я отвечаю: «Можете не верить мне, но поверьте словам Иисуса. Вспомните историю о богаче и Лазаре, которую рассказал Иисус. Он говорил, что этот богач после смерти попал в ад, место мучений, и просил Авраама: «Отче Авраам, пошли Лазаря, пусть он расскажет моим пятерым братьям о том, чтобы им сюда не попасть. Видите, о чем он волновался?» Знаете, этот посол так задумался. Он сказал: «Я никогда об этом не думал». Для многих людей Евангелие, Иисус Христос, Рождество и все, что связано с христианством, стало пресным. Люди не хотят слышать и не хотят говорить на такие глубокие темы. Но знаете ли вы, друзья мои, что каждый из вас будет жить и через сто лет, и через двести лет вы не перестанете существовать, и через тысячу лет вы все еще будете жить? Вы будете жить вечно. Вопрос только в том, где вы будете жить, в каком месте. Есть только два места – ад и рай. Ад никогда не был создан для людей – он был создан для дьявола и его ангелов. Но люди почему-то идут туда. Почему? Потому что они не хотят идти в рай. Они живут для себя, они не хотят веровать в Господа Иисуса Христа, не хотят прощения грехов, им больше нравится свой образ жизни. Церковь стоит на этом пути и проповедует истину. Честно говоря, я смотрю на людей этого мира, как на младенцев, как на маленьких детей, которые играют над пропастью. Если ты видишь ребенка, который играет над пропастью, и ты не поможешь ему, то ты злой человек. Если ты видишь слепого человека, который переходит дорогу там, где сотни машин проносятся, и ты не поможешь ему – ты плохой человек. Если ты не остановишь его, когда он идет в яму, ты плохой человек. Если ты сегодня не видишь этого – значит, Иисус Христос и Его чувствования не возросли в твоем сердце настолько, чтобы ты мог ощущать боль этого мира.

Знаете ли вы, что сегодня миллионы людей уже живут на этой земле, как в аду? Недавно в одной книге я прочитал интересную мысль. Несмотря на то, что за окном 2020 год, несмотря на активное освоение космического пространства, несмотря на то, что люди называют звезды своими именами, дарят друг другу галактики, делят вселенную, – несмотря на всю эту помпезность, в мире не решены такие проблемы, как взаимоотношения. В мире огромное количество людей, у которых нет взаимоотношений даже в собственной семье. Когда в семье царит ненависть, непонимание, когда родители не признают своих детей, когда отцы не прислушиваются к своим детям – это страшно. Посмотрите, сколько в этом мире страдающих людей. Иногда мы убегаем от этих фактов, но мы призваны внимательно, глубоко взглянуть на эту сторону жизни и смотреть до тех пор, пока наше сердце и наша внутренность не вывернутся наизнанку. Нужно смотреть до тех пор, пока мы не переживем чувствование Иисуса Христа. Только тогда наша жизнь получит видение, получит новое начало. Но до тех пор, пока мы прозябаем в собственном эгоизме, в нашей жизни не будет никакого плода, не будет никакого толка, жизнь пройдет мимо нас.

Вот что я увидел, друзья мои. Мы можем наслаждаться, сидеть утром, смотреть в окошко, видеть красоту, которую Бог сотворил. Но представьте, что в то время, когда мы живем, казалось бы, в такой безопасности и благополучии, в мире 963 миллиона человек голодают, более миллиарда человек зарабатывают меньше одного доллара в день, 16 тысяч детей умрут сегодня из-за недоедания (один ребенок каждые 5 секунд), каждую неделю умирает 210 тысяч человек, каждый год умирает 11 миллионов человек, и большинство из них – дети, 640 миллионов детей не имеют достойного жилья. Вы только подумайте об этих цифрах! 400 миллионов детей лишены чистой питьевой воды, 270 миллионов детей не получают никакого медицинского обслуживания, один миллион детей каждый год попадает в рабство, не считая тех, кто уже удерживается в плену, каждые две минуты один ребенок становится жертвой сексуальной эксплуатации. За последние 30 лет почти 30 миллионов детей попали в сексуальное рабство. К сожалению, нужно признать, что наш мир – это аборты, сиротство, алкоголизм, наркомания, преступность, войны, невежество.

Псалом 81:1-5:

«Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются».

Земля трясется от жуткого невежества людского.

Псалом 81:6-8:

«Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы».

Вот от чего трясется земля – от невежества. Церковь – это место просвещения. Любая из проблем, о которых я сегодня говорил, может быть решена там, куда приходит Божья истина. Вот почему Евангелие должно быть проповедано. Я продолжу этот список: отцы насилуют своих дочерей, маленькие дети живут на мусорных свалках, люди болеют СПИДом. В нашей стране каждый год полторы тысячи человек заканчивают жизнь самоубийством. Полторы тысячи – это численность нашей церкви. И каждый год такое количество людей сводят счеты с жизнью. Одна сестра из нашей церкви рассказала мне: «Однажды я пыталась закончить жизнь самоубийством. Меня отвезли и закрыли в одном из отделений больницы. Я видела там 14-летних девочек с перерезанными венами, они плакали. В чем была причина их попыток расстаться с жизнью? В непонимании со стороны родителей, в отсутствии нормальных взаимоотношений с родителями». Вы представляете, как много трагедий происходит в мире?

Однажды мне довелось присутствовать на похоронах. Я пришел в одну семью, в которой 19-летняя девушка повесилась в ванной на собственных колготках из-за того, что ее бросил парень. Что можно сказать в такой ситуации? Как пастор я, возможно, чаще, чем вы, сталкиваюсь с ситуациями, которые меня очень отрезвляют. И я понимаю: несмотря на то, что мы спасены и счастливы, что у нас есть будущее, что у нас все в жизни складывает наилучшим образом благодаря вере в Бога и общению в Ним, в то же самое время мы как верующие в глубине души, в сердце, переживаем и носим тяжелое бремя, потому что мы уже не те вчерашние эгоисты. Божья любовь пришла в нашу жизнь настолько сильно, что мы начали думать о других. Нам уже интересно, что происходит в этом мире, чем люди живут, чем они дышат. Если заглянуть в чью-то жизнь, то, по большому счету, вы увидите, что в каждой жизни есть проблема. Эта проблема решаема. Как она решаема? Иисус Христос сказал Своим ученикам: «…вы дайте им есть»

(Матфея 14:16). Была такая большая проблема: перед Ним стояло примерно двадцать тысяч голодных человек («пять тысяч человек, кроме женщин и детей» — Матфея 14:21). Иисус не сказал: «О, Я сейчас их всех накормлю, а вы будете этому свидетелями». Он сказал: «
Вы
дайте им есть!» Это значит, что ответ есть и в наших руках. В сотрудничестве с Господом ответ есть и в наших руках. Потому что, когда ученики преломляли хлеб и разносили его, чудо умножения происходило в руках учеников Иисуса Христа.

Иногда ты думаешь: «Что я могу сделать? Что я могу изменить? И вообще, нуждается ли Бог во мне?» Библия говорит, что нуждается.

Исаии 6:8:

«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?»

Здесь не ошибка – «для Нас». Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой обращается и говорит: «Кто? Кто пойдет для Нас?»

Исаии 6:8:

«И я сказал: вот я, пошли меня».

Исаия говорит: «Я сказал: я здесь». Бог постоянно ищет людей: «Кого Мне послать? Кто крестится в Мое сердце и будет иметь те же чувствования, какие во Христе? Кто может прожить жизнью Сына Божьего, жизнью Иисуса Христа?» Это люди, в которых Тот же Самый Дух Божий, Который был во Христе Иисусе. Написано, что Бог обозревает вселенную, чтобы поддерживать те сердца, которые преданы Ему. Он смотрит, Он ищет – и Он будет поддерживать. Иногда ты думаешь: «Я пойду, а у меня нет никаких ресурсов». Бог поддержит тебя. Ты даже не понимаешь, что есть много источников, которые откроются тогда, когда ты пойдешь. Я хочу, чтобы вы открывали организации, помогали этому миру, этим людям спастись от греха, от ада. Я хочу, чтобы вы открывали новые церкви, я хочу, чтобы вы возрастали, я хочу, чтобы вы меняли лицо этой земли. Да что говорить обо мне – Бог этого хочет! Бог хочет, чтобы мы принесли Евангелие каждому человеку, каждой семье, в каждый дом, в каждое сердце – всем людям, живущим в нашем городе. Бог не хочет, чтобы люди погибали. Он пришел в твою жизнь удивительным образом. Это может показаться случайностью, но нет – ты был в Божьих мечтах, ты был в Божьих планах, Бог возлюбил тебя. Поэтому Он позаботился о том, чтобы кто-то пришел в твою жизнь и принес Евангелие. Сегодня ты в другом статусе: ты – царственное священство, ты живешь в совершенно другом мире, в Царстве Божьем. Ты вышел из этого мира и уже пребываешь в Царстве Божьем. Вечная жизнь внутри тебя, ты это чувствуешь. Бог точно так же сегодня обращается и говорит тебе: «Я хочу рассчитывать на тебя, сын Мой, дочь Моя! Можешь ли ты сделать для Меня это, это и это?»

Иезекииль 22:30:

«Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел».

Смотрите, какое разочарование: Бог не нашел человека… Найдет ли Бог тебя? Он ищет, Он зовет: «Адам, где ты?» Бог ищет тебя. У тебя такой потенциал, у тебя есть знания, образование, различные дары. Не закапывай их! Бог надеется на тебя. Бог ищет тебя, Он ждет тебя. Он не может тебя заставить, потому что это не в Его характере. Ему нужна армия добровольцев. Он не тот, кто насильно что-то делает с людьми. Его методы совсем другие. Он пришел и отдал Себя в жертву за людей, ожидая, что люди увидят любовь Бога, склонят свои головы и скажут: «Мы хотим следовать за таким Царем, Который не нас на смерть посылает, а Сам жизнь отдает за нас».

Бог делает для тебя множество великих прекрасных вещей. Он благословляет тебя и ждет, что ты откликнешься на Его призыв.

Иезекииль 9:4:

«И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак».

Друзья мои, вот с чего начинается призвание в жизни человека: когда Бог смотрит на народы, когда Он смотрит на церкви, на отдельных людей – Он хочет видеть тех, кто воздыхает о мерзостях, воздыхает о несправедливости этого мира, воздыхает о больных, о жаждущих и алчущих, об одиноких и потерянных, о проданных в рабство и бездомных, о тех, которые несчастны в этом мире. Бог хочет видеть воздыхания. Он говорит: «Поставь печать на чело, запечатли их. Это Мои люди, отдели их. Я хочу увидеть такой народ». Думать об этом мы начинаем только в нашем сердце. Призвание приходит в нашу жизнь тогда, когда мы удаляемся от шума и суеты этого мира, когда начинаем думать такими категориями, в которых жизнь человеческая становится для нас важна так же, как важна она для Бога.

Вы помните, почему Моисей достиг такого великого призвания? С чего все началось? Защищая избиваемого еврейского раба, Моисей убил охранника-египтянина и из-за этого стал гоним, был вынужден бежать в другую страну. Иногда нам кажется, что такое поведение – это плотские амбиции, а Бог, возможно, Сам хотел вмешаться и что-то сделать. Но как же Бог сделал что-то Сам? Он все равно использовал Моисея. Почему? Потому что Бог нашел в его сердце сострадание. В его сердце была жалость, он не был равнодушным. Для других людей такое отношение к рабу было нормой – ведь он раб, он продан, у него нет имени, нет имущества, он должен делать то, что скажет хозяин. По сути он – как собака… Но для Моисея этот человек был кем-то большим. Он посмотрел на раба и вступился за него. Бог хочет, чтобы мы стали такими ходатаями, заступниками – людьми, которые вступаются за сироту, за вдову; теми людьми, которые видят нужды, чувствуют сердцем. Бог хочет наделить нас пасторским сердцем. Как только Бог увидит в тебе это – знай, что у тебя в жизни начнется прогресс. Ты станешь другим человеком, потому что Бог захватит тебя. Даже если годы пройдут – Он будет с тобой сотрудничать, потому что ты говоришь с Ним на одном языке. Его сердце со всеми страдающими этого мира. И твое сердце должно быть со страдающими этого мира.

Художественные особенности[править | править код]

Морис и Арлетт Серюлля, составители «Энциклопедии импрессионизма», о является своеобразным «манифестом новых живописных тенденций», а Гоген и Бернар претендовали на то, чтобы считаться основоположниками новой эстетики (синтетизм) и новой техники (клуазонизм), являющихся началом символизма в живописи: «Этот полный и окончательный разрыв Гогена с импрессионизмом привёл его к созданию серии картин, в которых преобладало декоративное начало, а цветовые пятна клались крупными плоскостями, не передававшими деталей, но воссоздававшими общее представление о предмете и напоминавшими театральные декорации»[4].

Хокусай. Борцы сумо

К влиянию японского искусства можно отнести позы борющихся, отсылающих к борцам сумо, что, видимо, обусловлено серией «Манга» Кацусики Хокусая. Делящий по диагонали композицию полотна ствол дерева вызывает ассоциацию с гравюрой Утагава Хиросигэ, которую копировал Ван Гог[18]. По наблюдению Н. С. Николаевой, японское влияние прослеживается в картине Гогена на уровне внеизобразительной функции цвета, что позднее стало одним из важнейших элементов его стилистики[19].

Ван Гог. Цветущая слива (копия гравюры Хиросиге). 1887

Тем не менее, Гоген создал полностью оригинальное произведение, поскольку считается, что общее направление художественной эволюции мастера и некоторые более ранние его полотна указывают на формирующееся у него новое видение и стилистику[20]. Кроме удивительной компиляции разнообразных заимствований, он изобретательно соединил в картине два уровня действительности: молящихся бретонок и впечатляющую борьбу Иакова и ангела. Композицию дополняет продуманное использование художником красок, неяркая палитра в той части холста, где изображены молящиеся женщины и «один, но ошеломляющий цвет» на другой половине: «Чтобы оттенить религиозную мечтательность, в которой пребывают женщины, он написал траву блеклым оранжево-красным, и этот цвет доминирует надо всем, словно детский крик в библиотеке. Надо помнить, что Гоген в то время находился в Бретани, на севере Франции, где нет оранжево-красных полей. Цвет несёт исключительно символическую и декоративную нагрузку; Гоген решил пожертвовать правдоподобием ради общего замысла и драматизма аллегории»[21]. В этой картине Гоген намеренно отказался от передачи объёма, линейной перспективы, совершенно по-новому строит композицию, подчинив художественный образ передаче определённой мысли[22]. Некоторые критики (например, Альбер Орье) считают «Видение после проповеди» манифестом символистов, а самого Гогена — родоначальником символизма.

Высказывались предположения по поводу двух названий картины. По мнению О. Я. Кочик, таким образом на картине представлены два различных мира, изображённых на полотне. По замыслу художника, отмечает Кочик, композиция предусматривает разграничение миров, разделённых мощным, толстым стволом дерева, пересекающим по диагонали всё полотно. Композиция предопределяет видение с различных точек зрения, когда на ближние фигуры автор смотрит немного снизу, а на более отдалённый пейзаж — резко сверху. Как отмечает О. Я. Кочик, такие эффекты приводят к тому, что не остается никаких следов линейной перспективы, а возникает своеобразная «ныряющая», направленная сверху вниз «перспектива». Благодаря такой композиции «поверхность земли почти вертикальна, горизонт оказывается где-то за пределами полотна»[23].

Как же надо разговаривать с прихожанами?

Говорить о важном

Прежде всего, нужно говорить о том, что для прихожан важно. Как правило, эти же темы волнуют и самого священника. Мы живём в одном и том же обществе, сталкиваемся с одними и теми же проблемами и прекрасно знаем, что в конкретный момент времени волнует людей. Игнорировать актуальные вопросы недопустимо. Безусловно, при этом необходимо учитывать потребности своего прихода. Если говорить о проблемах искусственного интеллекта 80-летним бабушкам, нас не поймут. Если не говорить о проблемах искусственного интеллекта молодёжи, нас тоже не поймут. Надо искать золотую середину, общаться на темы, которые касаются большинства. Конечно, во всех этих разговорах мы должны быть предельно аккуратны.

Внимание на речь

Надо следить за чистотой своей речи, манерой говорить — не важно, обращаемся мы с проповедью к полному храму на праздничной службе или к трём людям после освящения автомобиля.

Как ни крути, Церковь — это институт, сохраняющий в себе много непонятного и архаичного, от этого никуда не деться, но в своём языке архаичность нужно сводить к минимуму. Священника должны понимать, поэтому забрасывать людей богословскими терминами не стоит. Наоборот: наша задача — максимально подробно разъяснять, что именно происходит в храме в целом или в тот или иной момент литургии. К слову, можно об этом не только рассказывать при личной встрече или на проповеди, но предлагать книги, статьи, видеоматериалы для изучения. Мы должны вести просветительскую работу, говорить о Евангелии и Деяниях апостолов, о крайней необходимости каждому христианину читать их.

О литературе

Очень полезно, чтобы священник рекомендовал конкретные книги, статьи, видео. Если мы говорим: «Надо изучать святых отцов», — значит, надо людей хоть немного в святоотеческой литературе ориентировать, потому что она очень разная. Может получиться так, что человек выберет себе одёжку не по размеру — возьмётся за книгу, до которой духовно не дорос. Начинающим христианам можно посоветовать патерики или святых отцов, которые жили как можно ближе к нашему времени, потому что они будут более понятны.

Мне кажется, что современному священнику неплохо напомнить о забытой многими классической литературе, рассказывающей о тех же истинах, которые проповедует православие. Для этого надо знать, чем живёт человек, сколько у него времени на чтение. Конечно, упор надо делать на литературу, так или иначе связанную со Священным Писанием — благо, сейчас её много. А по поводу святоотеческой литературы важно помнить: 90% её написано монахами, поэтому она далеко не всегда применима к нашей повседневной жизни. Этого нельзя сказать о книгах, толкующих Священное Писание или объясняющих богослужение, они могут быть очень полезны.

Указывать направление

Общаться с людьми нужно с уважением, но при этом лучше не давать конкретные ответы и советы. Наша задача — указать направление, а не подать готовое решение на блюдечке. Показать путь решения проблемы, который человек не замечал. Такой принцип полезен, чтобы избежать соблазна вещать «от лица Бога». Понятно, что это касается вопросов выбора, а не каких-то конкретных вещей из серии «можно ли есть просфорку не натощак».

Улыбаться и любить

Чтобы человек уходил из храма обрадованным и без чувства вины, надо ему улыбаться. Архимандрит Андрей (Конанос) писал: однажды к нему подошла женщина и призналась, что он спас ей жизнь только тем, что был с ней приветливым. Священник должен понимать, что люди в храм приходят не для того, чтобы их песочили. Они знают, что там их должны любить, там могут пожалеть. Ко мне приходил один человек, я не мог понять, зачем он приходит. А потом понял: ему больше идти некуда. В храм идут за добротой, за горящим сердцем священника, за готовностью не помочь даже, а выслушать. Многим людям и советов наших не надо, они сами находят ответы, выговариваясь нам. И когда мы начинаем на проповеди ругать и поносить, это неправильно. Это ранит.

Не допускать чувства вины и бороться со стереотипами

Мне больно и обидно видеть человека, который ходит в храм дольше, чем я, и при этом остался под гнётом стереотипов, слыша которые хочется его обнять и плакать. Как будто от того, как пострижена борода или какие штаны надеты, зависит духовность. Люди не становятся святыми, меняя какие-то внешние вещи. Очень тяжело сталкиваться с тем, что такие стереотипы навязываются священниками. Мы призваны учить верить, любить, молиться — а не оценивать священника по бороде, а женщину — по длине юбки.

Наши люди по многим причинам и так живут с чувством вины. Не надо ещё и в храме добавлять им поводов осуждать и мучить себя. Пусть приходят, задают вопросы, узнают от нас новое. Иначе Церковь будет по-прежнему непонятна и чужда.

Священник Димитрий Паламарчук

В искусстве[править | править код]

Кадр из фильма «Эта прекрасная жизнь»: Кларенс Одбоди (Г. Трэверс) и Джордж Бейли (Дж. Стюарт)
В фильме Якова Протазанова «Сатана ликующий» (1917) одним из главных героев является Сандро ван-Гоген. Картина начинается кадром сельских прихожанок, сидящих в церкви в белых чепцах, глядящих сурово с экрана на зрителя. По мнению киноведа Дарьи Куракиной-Мустафиной, эта сцена является продолжением темы Гогена, заложенной в имени персонажа и развивает богоборческие мотивы ленты: «Таким образом (не без иронии), картина Гогена на религиозный сюжет становится эпиграфом к фильму Протазанова „Сатана Ликующий“ и эпиграфом к революционной ситуации в стране»[24].

По мнению британского журналиста Уилла Гомперца (англ. Will Gompertz), в американском рождественском фильме «Эта прекрасная жизнь» присутствует отсылка к этой картине. По его мнению, это происходит в сцене после того как Джордж Бейли спасает из реки своего ангела-хранителя Кларенса Одбоди и они располагаются в лачуге, где обсыхают: «Бельевая верёвка рассекает экран по горизонтали. Внизу, под верёвкой, Джордж разбирается со своими земными неприятностями, а над ней возвышается голова небожителя Кларенса и изрекает премудрости горнего мира»[21].

Примечания[править | править код]

  1. По ту сторону звёзд: в музее Орсе проходит выставка «Мистический пейзаж» (рус.). RFI (8 апреля 2017). Дата обращения 16 октября 2020.
  2. Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом) — Поль Гоген (рус.). Музеи мира и картины известных художников. Дата обращения 16 октября 2020.
  3. 123
    Иванченко, 2010, с. 20—21.
  4. 12
    Гоген, Поль // Энциклопедия импрессионизма. Под ред. М. и А. Серюлля. / Пер. с фр. Н. Матяш. — М.: Республика, 2005. — С. 80—88. — 295 с. — ISBN 5-250-01858-0.
  5. 12
    Иванченко, 2010, с. 22.
  6. 1234567Перрюшо, Анри.
    Жизнь Гогена. — М.: Радуга, 1989. — 335 с. — ISBN 5-05-002302-5.
  7. Потехин А. Б.
    Маргинал в контексте художественной культуры Европы: Поль Гоген // Ярославский педагогический вестник. — 2006. — Вып. 1. — С. 20—24. — ISSN 1813-145X.
  8. Ревалд, 1962, с. 119.
  9. Ревалд, 1962, с. 119—120.
  10. Ревалд, 1962, с. 120.
  11. 12
    Ревалд, 1962, с. 121.
  12. Ревалд, 1962, с. 124.
  13. Ревалд, 1962, с. 124—125.
  14. Ревалд, 1962, с. 126.
  15. 1234
    Ревалд, 1962, с. 127.
  16. Геташвили Н. В.
    Атлас мировой живописи. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2006. — С. 264. — 376 с. — ISBN 9785224045334.
  17. 12345Декс, Пьер.
    Поль Гоген. — М.: Молодая гвардия, 2003. — 368 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-02561-X.
  18. Mathew Herban, 1977, с. 415.
  19. Маргинальное искусство / Сост. и предисловие А. С. Мигунова. — М.: МГУ, 1999. — С. 313—314. — 159 с.
  20. Гоген. Взгляд из России : альбом-каталог. — М.: Советский художник, 1990. — С. 34. — 457 с.
  21. 12Гомперц, Уилл.
    Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. — М.: Синдбад, 2020. — С. 91—92. — 464 с. — ISBN 978-5-905891-62-5.
  22. Потехин А. Б.
    Маргинальная компонента в художественном творчестве поля Гогена // Ярославский педагогический вестник. — 2009. — Вып. 1. — С. 167—170. — ISSN 1813-145X.
  23. Кочик О. Я.
    Мир Гогена. — М.: Искусство, 1991. — С. 95. — 312 с.
  24. Куракина-Мустафина, Дарья.
    Дьяволиада Протазанова // Киноведческие записки. — 2008. — № 88.

Картина 1888 г. «Видение после проповеди или Борьба Якова с ангелом»

Поль Гоген родился в 1848 году в прекрасном Париже, а умер в 1903-м во Французской Полинезии. Его жизнь не была овеяна признанием и славой, хотя многие знаменитые художники того времени, в том числе Дега и Писсаро, очень высоко отзывались о его работах. О нём написан роман «Луна и грош» известного драматурга С. Моэма.

Поль Гоген

1888-й год поистине переломный в эволюции его творческого начала. Пока ещё импрессионист в душе, Гоген использует в своей живописи приглушённый цвет, как будто слегка ударяя по холсту кистью, в духе своего учителя К. Писсаро.

Но постепенно внутренний взгляд возобладал в нём и прямое естество натурщиц — бретонских женщин, прачек и купальщиц — отошло на второй план.

Синтезируя действительную форму и воображаемые чувства, художник увлёкся клаузонизмом (по аналогии с клаузонской эмалью), пропагандирующим упрощённость форм в плоском цвете. Гогену принадлежит новшество — резные линии, ярко разделяющие цветные глазури.

В этот период творчество художника наиболее продуктивно. Именно в Понт-Авене он пишет свою знаковую, известную на весь мир «Видение после проповеди или Яков, борющийся с ангелом».

Поль Гоген 1888 г Видение после проповеди или Борьба Якова с ангелом

Картина поражает своей энергетической композицией: ствол дерева, прихожанка, небольшая фигурка быка, борющиеся Яков и ангел.

Этой метафорой Гоген стремится показать каждодневное упорное противостояние человека и Бога, давшего ему право на свободный выбор.

Обращаясь к японскому колориту и используя яркий контраст цветов — красного, синего, белого — художник тем самым показывает, что внутри человека борются две противоположности — материальное и духовное. А вот последнее как раз и зависит от того, как часто ты возносишь Богу свою молитву, оставаясь наедине с ним.

Многие считают, что в этой картине Гоген показал себя самого и собственную внутреннюю борьбу.

Литература[править | править код]

  • Декс, Пьер.
    Поль Гоген. — М.: Молодая гвардия, 2003. — 368 с. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 5-235-02561-X.
  • Иванченко Я. В.
    Гоген. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — 128 с. — (Галерея гениев). — ISBN 978-5-373-02809-7.
  • Ревалд, Джон.
    Постимпрессионизм. От Ван Гога до Гогена. — М.; Л.: Искусство, 1962.
  • Fred S. Kleiner, Christin J. Mamiya, Richard G. Tansey. Gardner’s Art through the Ages
    (Eleventh Edition). Fort Worth: Harcourt College Publishers, 2001, Chapter 28.
  • Mathew Herban III.
    The Origin of Paul Gauguin’s Vision after the Sermon: Jacob Wrestling with the Angel (1888) (англ.) // The Art Bulletin. — 1977. — Vol. 59, no. 3. — P. 415—420.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: