Художественная энциклопедия — карпаччо


Витторе Карпаччо
Имя при рожденииVittore Carpaccio
Дата рождения1465
Место рожденияВенеция
Дата смертиок. 1526
Место смертиКаподистрия
Страна
  • Венецианская республика
СтильРаннее Возрождение
Работы на Викискладе

Витторе Карпаччо
(ок.1465 года, Венеция, — ок. 1526 года, возможно в Каподистрии) — итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель венецианской школы. Витторе Карпаччо родился, как предполагают, в Истрии, но точные место и дата его рождения неизвестны. Сначала он работает в манере Виварини, но, став учеником Беллини, быстро усваивает и развивает его стиль.

Венецианская живопись сосредоточила в себе все особенности жизненного уклада города. В мировом искусстве она стала синонимом колористических исканий. Но для венецианца живопись в первую очередь служила прославлению родного города, воспеванию его красоты. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город — сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают… Не подобен ли он созданию кисти?». Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. На их картинах возникает Венеция, её архитектура, её жители… У Джованни, младшего в семье, появляется впервые та золотистая светоносность красок, которая стала главным признаком венецианского колорита. Но творчество Витторе Карпаччо связано, в первую очередь, с именем старшего брата — Джентиле, автора специфических жанровых картин.

Картинография

Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Английский король просил её руки для своего сына, однако отец Урсулы, христианин, не хотел отдавать свою дочь за язычника. Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Так и случилось. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.

Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Действие персонажей он переносит в Венецию. Мы видим море, освещённое золотисто-зеленоватым цветом, столь характерным для Венеции, многочисленные гондолы, барки, лодки. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Среди них возвышаются красивые венецианские палаццо или церкви, всем своим обликом напоминающие реальные постройки. Набережные и площади заполнены пёстрой толпой, в которой даже не всегда можно выделить главных героев повествования. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Всё его занимает: и многообразная жизнь города, и детали архитектурного убранства, и одежды. А то, вдруг, его глаз останавливается на странной фигуре, безобразно одетой, одинокой — это старуха нищенка, всеми брошенное несчастное существо. Но художник уже движется дальше, уводя наш взгляд в глубину пейзажа, подёрнутого голубоватой дымкой. Поражают и наблюдательность, и фантазия, и мастерство художника во владении кистью. Отметим, что эти огромные картины — один из первых опытов Карпаччо в технике масляной живописи, до этого он писал темперой.

В 1502—1507 годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Со свойственной ему естественностью и непринуждённостью Карпаччо ведёт свой рассказ, средствами живописи достигая совершенно особого впечатления жизненности. В этом смысле замечательна картина «Видение св. Августина». На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Вдоль стен на полках стоят книги и различные атрибуты научных занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью. В глубине, рядом с дверью, ведущей в небольшую комнату, ниша с алтарём, на котором статуя благословляющего Христа и митра с посохом, символизирующими епископский сан. Карпаччо изобразил св. Августина с отсылкой к иконографии св. Иеронима. Очень натурально передано движение святого, который писал, но остановился, услышав голос, принадлежащий Иерониму, сообщающему о своей смерти.

У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере. Это «Две венецианки» (Венеция, Музей Коррер). Застылость поз и выражений лиц компенсируется здесь почти этнографической точностью в изображении одежд, особенностей быта, окружающей обстановки.

Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение — «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Кажется, что они принадлежат кисти нидерландского живописца — столь трепетно и с такой точностью воспроизведена каждая деталь изображения. И всё же для Карпаччо мир природы не открывал особых глубин; природу он наделял в первую очередь символическим и даже геральдическим смыслом. Гораздо больше его привлекала городская жизнь и место человека в ней — по современным понятиям, художник был урбанистом.

К середине 1510-х годов мастерская Карпаччо разрослась и стала производить довольно большое количество произведений. Но чувствуется явный упадок творческих сил. Карпаччо продолжает работать в старой манере, которая к тому времени начинает уже восприниматься как анахронизм. Ведь уже совершенно в ином стиле пишут свои картины венецианцы Джорджоне и Тициан. Всё это, видимо, осознавал и сам мастер. Картины, написанные после 1519 года, не сохранились.

Несмотря на то, что Карпаччо работал и в начале XVI столетия, в историю искусства он вошёл как яркий представитель зрелого «кватроченто», великолепный живописец, певец Венеции.

В честь живописца названо блюдо, изобретённое в 1950 году в Венеции.

Витторе Карпаччо

Наиболее известное произведение Карпаччо, цикл картин, изображающих легенду о святой Урсуле, можно описать теми же словами, что и картины Джентиле. Вы присутствуете на дипломатических аудиенциях, смотрите на море, на волнах которого качаются гондолы и корабли, расцвеченные флагами, видите полувосточные-полуклассические здания с террасами, а на ступенях празднично разодетую толпу, гордых сенаторов, элегантных юношей, прекрасных женщин, музыкантов, играющих на духовых инструментах, пестрые знамена, развевающиеся на ветру. Но из роскошных дворцов, живописных костюмов и блестящих морских волн строит он сказочное царство.

В этом и есть отличие Карпаччо от Джентиле Беллини. В то время как Джентиле рисовал архитектонические виды и на все смотрел глазами иллюстратора, Карпаччо был поэтом, набрасывавшим на действительность покров очаровательной сказки. Когда он рассказывает вам легенду о святой Урсуле, вам на память невольно приходят старые рыцарские романы о стройных принцессах и заколдованных принцах.

Августин изображен в своей келье. Он еще не знает о смерти святого Иеронима, он пребывает в размышлении о славе и радости Божьего угодника, который, по смерти своего тела, соединится душою с Христом. Св. Августин намеревается написать об этом трактат; он пишет письмо святому Иерониму, желая узнать его мнение по этому вопросу. Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима. Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св. Августина. Августин — именно тот святой, для которого символизировать светское и религиозное начало посредством музыки представляется в высшей степени уместным. Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения. Поэтому на картине изображены ноты. Авторитет Августина в области музыки оставался необычайно высоким на протяжении всего Средневековья и эпохи Возрождения.

Две дамы (Портрет куртизанок), 1495. Дерево, масло, 94*63,8 см. Произведения Карпаччо отличает простота композиции. Фигуры людей и предметы написаны здесь в естественной манере, без намека на вычурность. Неуловимый элемент таинственности, однако, придаст картине неповторимый характер. Остается неясным, действительно ли скучающие на балконе дамы являются куртизанками. Язык скрытых намеков, содержащихся в картине, пока не расшифрован. Чисто жанровая картина была редкостью для той эпохи.

Более всего очаровывает и в остальных произведения Карпаччо свойственное им настроение рыцарей-трубадуров. Он изображал самые разнообразные темы.

Религиозные братства Венеции (скуолы) регулярно заказывали работы мастера. Для Скуолы Сан-Джорджо дельи Скьявони Карпаччо пишет цикл картин из жизни святых Георгия, Трифона и Иеронима — покровителей этой скуолы.

Святой Георгий и дракон

Не случайно Гюстав Моро — художник-символист, возродивший в конце XIX века романтику Средневековья, копировал святого Георгия. Сотни других художников изображали этот сюжет, однако ни одна работа не проникнута в такой степени духом романтизма. Он поистине великолепен, этот девственный юноша, готовящийся к битве и потом, краснея, протыкающий копьем голову глупому дракону. Но не только одних красавцев-юношей, выезжающих на арену турнира в честь хорошенькой принцессы, изображает Карпаччо. Вспоминается и «Св. Августин в келье» — картина, на которой нагромождены такие милые предметы: книжный шкаф с вертящейся подставкой, наполненный книгами с искусными миниатюрами, красивые стулья, фолианты, переплетенные в кожаный переплет, всевозможные безделушки. Точно слышится голос богатого коллекционера, использовавшего тему о монастырской идиллии, чтобы рассказать о наполняющих его собственную мастерскую бронзовых статуэтках, искусно сделанных стаканах и редкостных произведениях керамического искусства.

Убиение десяти тысяч христиан на горе Арарат, 1515. Дерево, масло, 307*205 см. Для творчества Карпаччо характерно увлечение батальными сюжетами. Художник блестяще владел техникой передачи необходимого для его замысла освещения. Особую роль свет играет при создании дальней перспективы и многоплановых композиций, объединяя элементы картины в единое целое. Это полотно, написанное на религиозный сюжет, благодаря насыщенной символике и фантастичности пейзажа вполне можно определить как сюрреалистическое.

Встреча паломников с папой Кириаком, около 1491. Холст, темпера, 281*307 см. Картина входит в цикл из девяти произведений, повествующих о житии святой Урсулы, созданный для братства св. Урсулы. Цикл начинается сценой сватовства принца-язычника к дочери короля, которая была христианкой, и заканчивается убийством святой гуннами в Кельне. Особое место в цикле занимает тема путешествия Урсулы со свитой. На картине папа приветствует жениха и невесту. Слева свита Урсулы, а в центре и справа, рядом с папой, фигуры отцов церкви.

Рождение Девы Марии, около 1504. Холст, масло, 126*129 см. Картина входит в цикл из шести произведений, посвященных жизни Богородицы и созданных художником для Скуолы дельи Албанези. Полотно свидетельствует о мастерстве Карпаччо в создании сцен повседневной жизни: во всех деталях передана обстановка жилой комнаты венецианского дома его времени. Святая Анна отдыхает в своей постели и принимает гостью. Одна из служанок приносит ей еду. другая — готовит ванну для купания новорожденной.

Особенности творческой манеры

«Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре[1], они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»[2]. «Чуткость к жизни света и атмосферной среды сближает Карпаччо с нидерландскими мастерами, также как и непритязательная простота, житейская конкретность облика изображаемого мира, пристальное внимание к деталям… Эти мотивы увидены художником не только в их поэтической сущности, но и с новым для итальянской живописи оттенком непосредственной причастности зрителя к лирической атмосфере картины, состоянию молчаливого раздумья и тишины. Композиция Карпаччо уже нуждается в зрителе, который бы общался с ней наедине, постепенно проникаясь её настроением… В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»[3].

Картинография[править | править код]

Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Английский король просил её руки для своего сына, однако отец Урсулы, христианин, не хотел отдавать свою дочь за язычника. Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Так и случилось. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру.

Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Действие персонажей он переносит в Венецию. Мы видим море, освещённое золотисто-зеленоватым цветом, столь характерным для Венеции, многочисленные гондолы, барки, лодки. За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. Среди них возвышаются красивые венецианские палаццо или церкви, всем своим обликом напоминающие реальные постройки. Набережные и площади заполнены пёстрой толпой, в которой даже не всегда можно выделить главных героев повествования. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Всё его занимает: и многообразная жизнь города, и детали архитектурного убранства, и одежды. А то, вдруг, его глаз останавливается на странной фигуре, безобразно одетой, одинокой — это старуха нищенка, всеми брошенное несчастное существо. Но художник уже движется дальше, уводя наш взгляд в глубину пейзажа, подёрнутого голубоватой дымкой. Поражают и наблюдательность, и фантазия, и мастерство художника во владении кистью. Отметим, что эти огромные картины — один из первых опытов Карпаччо в технике масляной живописи, до этого он писал темперой.

В 1502—1507 годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Со свойственной ему естественностью и непринуждённостью Карпаччо ведёт свой рассказ, средствами живописи достигая совершенно особого впечатления жизненности. В этом смысле замечательна картина «Видение св. Августина». На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. Вдоль стен на полках стоят книги и различные атрибуты научных занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью. В глубине, рядом с дверью, ведущей в небольшую комнату, ниша с алтарём, на котором статуя благословляющего Христа и митра с посохом, символизирующими епископский сан. Карпаччо изобразил св. Августина с отсылкой к иконографии св. Иеронима. Очень натурально передано движение святого, который писал, но остановился, услышав голос, принадлежащий Иерониму, сообщающему о своей смерти.

У Карпаччо есть картина, в которой его интерес к бытовому жанру воплотился в полной мере. Это «Две венецианки» (Венеция, Музей Коррер). Застылость поз и выражений лиц компенсируется здесь почти этнографической точностью в изображении одежд, особенностей быта, окружающей обстановки.

Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение — «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Кажется, что они принадлежат кисти нидерландского живописца — столь трепетно и с такой точностью воспроизведена каждая деталь изображения. И всё же для Карпаччо мир природы не открывал особых глубин; природу он наделял в первую очередь символическим и даже геральдическим смыслом. Гораздо больше его привлекала городская жизнь и место человека в ней — по современным понятиям, художник был урбанистом.

К середине 1510-х годов мастерская Карпаччо разрослась и стала производить довольно большое количество произведений. Но чувствуется явный упадок творческих сил. Карпаччо продолжает работать в старой манере, которая к тому времени начинает уже восприниматься как анахронизм. Ведь уже совершенно в ином стиле пишут свои картины венецианцы Джорджоне и Тициан. Всё это, видимо, осознавал и сам мастер. Картины, написанные после 1519 года, не сохранились.

Несмотря на то, что Карпаччо работал и в начале XVI столетия, в историю искусства он вошёл как яркий представитель зрелого «кватроченто», великолепный живописец, певец Венеции.

В честь живописца названо блюдо, изобретённое в 1950 году в Венеции.

Литература

  • Смирнова И. А.
    Витторе Карпаччо. — М., «Изобразительное искусство», 1982. — 159 с.
  • Валькановер Ф.
    Карпаччо. М., Слово, 1996. (серия «Великие мастера итальянского искусства»).
  • Лаврова О.
    Святой Иероним в келье // Труды ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.,1960. С. 157-170.
  • Махо О. Г.
    Специфика трактовки предметного мира в рисунках Витторе Карпаччо на тему «Ученый в келье» // Проблемы развития зарубежной графики. Сборник научных трудов. Л., 1986. С. 30-35.
  • Ludwig G., Molmenti P.
    Vittore Carpaccio, la vita l’opera. Milano, 1905.
  • Pignatti T.
    Vittore Carpaccio. Milano, 1955.
  • Lauts I.
    Carpaccio, Gemelde und Zeichnungen. Koln, 1962.
  • Pallucchini R.
    Carpaccio. Milano, 1963.
  • Muraro M. A.
    Carpaccio. Firenze, 1966.
  • Fortini Brown P.
    Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. New Haven; London, 1988.
  • Carpaccio. Pittore di storie. A cura di Giovanna Nepi Scire. Venezia, 2004. (Каталог выставки).

Литература[править | править код]

  • Смирнова И. А.
    Витторе Карпаччо. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 159 с.
  • Валькановер Ф.
    Карпаччо. М., Слово, 1996. (серия «Великие мастера итальянского искусства»).
  • Лаврова О.
    Святой Иероним в келье // Труды ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1960. С. 157—170.
  • Махо О. Г.
    Специфика трактовки предметного мира в рисунках Витторе Карпаччо на тему «Ученый в келье» // Проблемы развития зарубежной графики. Сборник научных трудов. Л., 1986. С. 30—35.
  • Ludwig G., Molmenti P.
    Vittore Carpaccio, la vita l’opera. Milano, 1905.
  • Pignatti T.
    Vittore Carpaccio. Milano, 1955.
  • Lauts I.
    Carpaccio, Gemelde und Zeichnungen. Koln, 1962.
  • Pallucchini R.
    Carpaccio. Milano, 1963.
  • Muraro M. A.
    Carpaccio. Firenze, 1966.
  • Fortini Brown P.
    Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. New Haven; London, 1988.
  • Carpaccio. Pittore di storie. A cura di Giovanna Nepi Scire. Venezia, 2004. (Каталог выставки).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: