Серебрякова Зинаида Евгеньевна1884–1967

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Серебрякова и Лансере.

Зинаида Серебрякова
За туалетом. Автопортрет (1909)
Имя при рожденииЗинаида Евгеньевна Лансере
Дата рождения28 ноября (10 декабря) 1884
Место рожденияс. Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя
Дата смерти19 сентября 1967(1967-09-19)[1][2][3][…](82 года)
Место смерти
  • Париж, Франция[1]
Страна
  • Российская империя
  • Франция
Жанрпортрет
Учёба
  • Гранд-Шомьер
Медиафайлы на Викискладе

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва

(девичья фамилия
Лансере́
; 28 ноября [10 декабря] 1884, Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя [ныне Харьковская область, Украина] — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Биография

Семья

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова — таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж — Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

  1. Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа[4].
  2. Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи[5].
  3. Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР[6].
  4. Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913, Нескучное — 2014, Париж)[7], художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).
  • Картины З. Е. Серебряковой с членами её семьи
  • Б. А. Серебряков 1913
  • За завтраком 1914

Молодость

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 годах она путешествует в Италию. В 1905—1906 годах занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Дореволюционные годы

Автопортрет в костюме Пьеро (1911)
Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника[8]

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы и твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914—1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей)[9] и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и не законченной картиной на темы славянской мифологии.

Революция

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами семей помещиков, семья Серебряковых переехала в Змиёв[10], затем, в начале 1918 года, в Харьков, где 21 марта 1919 года на съёмной квартире в доме по улице Конторской, 25 умер от сыпного тифа муж художницы Борис[11]. Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. В ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых было разграблено и сожжено[12][13]. Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. В этот период были созданы одни из самых известных групповых портретов детей Серебряковой — «На террасе в Харькове» и «Карточный домик»[14].

Художница отказалась перейти на популярный у советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов[15]. В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Первые месяцы после переезда семья жила на Лахтинской улице, на Петроградской стороне, в квартире своих харьковских друзей Б. С. и Р. А. Басковых, а затем — в своей «дореволюционной» квартире на 1-й линии Васильевского острова. Весной 1921 года художница с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» на улицу Глинки, 15[16]. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ[17]. В последующие годы Серебрякова много рисовала на темы из театральной жизни. В 1924 году 14 её работ с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Особый интерес у публики вызвала картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923).

Париж

Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.

В 1928—1929 и 1932 годах[18] Зинаида Серебрякова едет в Марокко. Там она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Хрущёвская оттепель

Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она становится популярной в СССР, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.

19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа[19].

Серебрякова Зинаида Евгеньевна1884–1967

10 (22) декабря 1884 (имение Нескучное Курской губернии) — 19 сентября 1967 (Париж)

Живописец, рисовальщик

Выросла в художественной семье: отец — Евгений Александрович Лансере — скульптор, дед — Николай Леонтьевич Бенуа — архитектор, брат — Евгений Евгеньевич Лансере и дядя — Александр Николаевич Бенуа — художники. В 1886, после смерти отца, переехала в Петербург, в дом деда.

Окончила Коломенскую женскую гимназию в Петербурге. В 1901 недолго посещала художественную школу княгини М. К. Тенишевой. В 1902–1903 посетила Италию. В 1903–1905 занималась в мастерской О. Э. Браза в Петербурге. Копировала произведения старых мастеров в Эрмитаже. Каждое лето проводила в Нескучном, где делала свои первые работы. В 1905 вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, инженера путей сообщения. Имела четверых детей (Евгений, род. 1906, Александр, род. 1907, Татьяна, род. 1911, Екатерина, род. 1913).

В 1905 уехала во Францию. Посещала Академию Гранд Шомьер в Париже. Изучала искусство старых мастеров в парижских музеях, копировала рисунки А. Ватто, Ф. Мерсье, О. Фрагонара. В 1906 возвратилась в Россию. Жила почти безвыездно несколько лет в Петербурге и Нескучном. С 1910 участвовала в выставках. Ее работа «За туалетом», экспонировавшаяся на выставке «Современный женский портрет» в 1910, была приобретена Третьяковской галерей. В том же году приняла участие в VII выставке «Союза русских художников». С 1911 — постоянный экспонент объединения «Мир искусства». В 1911 и 1913 совершила путешествие по Крыму. В 1912–1913 жила в Царском Селе под Петербургом. В 1914 совершила поездки по Италии и Швейцарии. В 1915–1916 работала над эскизами росписей Казанского вокзала в Москве на темы: Индия, Япония, Сиам, Турция (не осуществлены).

В 1918–1920 жила в Харькове, работала в Археологическом музее при университете. В 1919 овдовела. В 1920 вернулась в Петроград. В августе 1924 эмигрировала во Францию, поселилась в Париже. В 1925–1926 совершила путешествие по Англии, в 1927 посетила Германию и Бельгию. В 1928 и 1932 осуществила поездки в Марокко. В течение 1929–1939, 1945–1959 неоднократно бывала в Италии, Швейцарии, Англии, Бельгии.

Несмотря на активное участие в выставках, творчество художницы не получило «широкого признания» в Европе. Персональные выставки Серебряковой состоялись в галерее «Шарпантье» в Париже (1927, 1930/1931, 1932, 1938), галерее В. Гиршмана и галерее Бернхейма (1929). В 1931 совместно с Д. Д. Бушеном, провела выставки в Брюсселе и Антверпене. Принимала участие в выставках русского искусства в США (передвижная, 1924/1925), Париже (1927 и 1932), Брюсселе (1928), Берлине и Белграде (1930), Риге (1932), Праге (1935).

В 1934–1935 создала декоративные панно «Флора», «Правосудие», «Искусство», «Свет» для особняка барона Броуэра под Брюсселем.

В 1965–1966 в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске, а также в 1987 в Москве состоялись большие ретроспективные выставки Серебряковой.

Художница умерла в возрасте восьмидесяти двух лет и была похоронена на кладбище Сен-Женевьев де Буа, под Парижем.

Творчество Серебряковой можно отнести к направлению неоклассицизма в русском искусстве, наиболее последовательными представителями которого были Александр Яковлев и Василий Шухаев. Истоки искусства Серебряковой — это русский крестьянский жанр Алексея Венецианова и итальянские мастера XIV–XVI веков.

Серебрякова оставила значительное живописное и графическое наследие, которое преимущественно находится в коллекциях отечественных музеев (Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее), а также в частных собраниях.

Показать цены на работы художника

Память

  • В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой.
  • К 130-летию художницы Третьяковская галерея подготовила выставку работ Серебряковой, относящихся к периоду её творчества за границей.
  • Почтовые марки СССР и России
  • портрет О. К. Лансере. 1910 (вып. 1988)
  • Зеленя осенью. 1908. ГТГ (вып. 2009)
  • За туалетом. Автопортрет. 1909. ГТГ (вып. 2009)
  • Серебрякова З.Е. скульптор Бурганов И. бронза 2007

Примечания

  1. 12
    Серебрякова Зинаида Евгеньевна // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Bibliothèque nationale de France
    идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. Zinaida Evgenevna Serebryakova
  4. Бенуа Лансере Серебряковы (неопр.)
    (недоступная ссылка). www.bls-collection.com. Дата обращения 8 июля 2020. Архивировано 13 августа 2020 года.[
    аффилированный источник?
    ]
  5. Серебряков, Александр Борисович (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 30 января 2014. Архивировано 30 сентября 2013 года.
  6. Серебрякова, Татьяна Борисовна (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 30 января 2014. Архивировано 20 ноября 2020 года.
  7. В Париже скончалась художница Екатерина Серебрякова (рус.), ТАСС
    . Дата обращения 8 июля 2020.
  8. Савицкая Т. А.
    З. Серебрякова. Избранные произведения. — М. : Советский художник, 1989. — С. 2—3.
  9. Одесский художественный музей. Живопись XVI — начала XX веков. Каталог / Л. Н. Калмановская, Л. Н. Гурова. — Одесса: ИМК «Город мастеров», 1997. — С. 128. — 177 с.
  10. Русакова, 2008, с. 74.
  11. Буряковская, Татьяна.
    Харьковские «тайны» Зинаиды Серебряковой
    (неопр.)
    . Время (27 сентября 2017). Дата обращения 6 августа 2020.
  12. Ефремова, 2006, с. 94.
  13. Русакова, 2008, с. 75.
  14. Русакова, 2008, с. 195.
  15. Русакова, 2008, с. 77.
  16. Русакова, 2008, с. 83—84.
  17. Красиков М. М.
    Доброе искусство, Конторская 25
    (неопр.)
    . Творчество и экскурсии Красикова М. М. (28 ноября 2016). Дата обращения 6 августа 2020.
  18. Русакова, 2008, с. 220—221.
  19. Русакова, 2008, с. 160.

Алла Русакова — Зинаида Серебрякова

1 …

Зинаида Серебрякова

От автора

Творчество Зинаиды Евгеньевны Серебряковой — явление в русской культуре XX века во многом исключительное. Она выступила перед зрителем как необычайно привлекательный живописец, одарив, по словам Александра Бенуа, «русскую публику… улыбкой во весь рот» — бесхитростным и очаровательным автопортретом «За туалетом» — на грани 1909 и 1910 годов. Именно в это время в России стала отчетливо намечаться пропасть между искусством реалистическим в различных его проявлениях и искусством новаторским, провозвестником которого стали выставки «Союза молодежи», «Треугольника» и особенно «Бубнового валета» — первые шаги нарождавшегося во всем своем многообразии авангарда. Сразу же подчеркнем, что Серебрякова органично и последовательно проводила в своей живописи принципы реализма, но не традиционного «девятнадцативекового», «передвижнического», а обогащенного новыми живописными достижениями, новыми содержательными и стилистическими исканиями, как это было свойственно и ее старшим современникам — от В. А. Серова, К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. В. Нестерова до «мирискусников». Ко времени Октябрьской революции и всех последовавших трагических и для страны, и для семьи Серебряковой событий и отъезда ее в 1924 году во Францию она уже была крупным мастером. Как мы видим теперь, она во многом предвосхитила путь тех оставшихся на Родине художников, которые, не прельстившись грандиозными исканиями авангарда и, тем более, «достижениями» пресловутого соцреализма, создавали новое, свободное, не подчиняющееся никаким внешним требованиям искусство. Но, как это часто случается в нашу беспокойную эпоху, огромное творческое наследие Серебряковой, ее обогатившие русскую живопись произведения были на долгие годы, за редкими исключениями, почти забыты, а созданные за границей — практически неизвестны на Родине. По существу, ее творчество было заново открыто в середине пятидесятых годов, во время оживления культурных связей между Советским Союзом и Западом; но особенно ярко вспыхнул интерес к нему в связи с большой ее ретроспективной выставкой в Москве, Киеве и Ленинграде 1965–1966 годов. С этих пор возобновилось серьезное изучение искусства Серебряковой, на многочисленных выставках из музейных собраний и частных коллекций ее произведения разных лет стали всегда необходимейшими участниками.

Но при этом в судьбе и облике Серебряковой — художника и человека — много необычного и неожиданного, особенно принимая во внимание парадоксальное сочетание ее замкнутого, закрытого для посторонних, застенчивого, очень «домашнего» характера с совершенно иным, по настрою, по тональности ее искусством — энергичным, бодрым, по самой своей сути оптимистическим, не по-женски крепким. Эта своеобразная, почти загадочная двойственность личности Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, а также ее живопись — такая неизменно прекрасная, от первых до последних произведений — особенно привлекли автора этой книги к изучению ее жизни и искусства и, надеюсь, заинтересуют и читателей.

Автор приносит горячую благодарность за неоценимую помощь в работе Екатерине Борисовне Серебряковой, а также Павлу Георгиевичу Брюн де Сент-Ипполит, Екатерине Евгеньевне Лансере и Ивану Валентиновичу Николаеву. Сердечно благодарю за содействие и поддержку Ю. Н. Подкопаеву, С. И. Глобачеву, H. М. Козыреву, Е. П. Яковлеву и сотрудников Отдела живописи и Отдела рукописей Государственного Русского музея. Особую признательность выражаю Н. А. Авдюшевой-Леконт, ознакомившей меня со своими важнейшими находками и исследованиями росписей 3. Е. Серебряковой в Бельгии, и М. Б. Мейлаху, любезно предоставившему полный текст своей ценной публикации о семье Серебряковых.

Часть первая

КАК СТАТЬ БОЛЬШИМ ЖИВОПИСЦЕМ

«Продукт художественной семьи»

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 28 ноября (10 декабря) 1884 года в имении Нескучное под Харьковом. Она была последним, шестым ребенком известного скульптора Евгения Александровича Лансере (1848–1886) и его жены Екатерины Николаевны (1850–1933), дочери архитектора Николая Леонтьевича Бенуа.

В одном из автобиографических набросков дядя Серебряковой Александр Николаевич Бенуа назвал себя «продуктом художественной семьи»[1]. В не меньшей степени это полушутливое, но в своей основе глубоко верное определение можно отнести и к его племяннице. И в ее творчестве, и в характере, душевном складе с удивительной четкостью отразились черты, унаследованные от отца, и качества, воспитанные матерью. На нее, безусловно, сильно повлияла атмосфера совершенно уникальной семьи деда, в которой она росла. Поэтому мы остановимся на главных лицах, сыгравших огромную, в каждом случае по-своему окрашенную роль в формировании характера, жизненном и творческом пути Зинаиды Евгеньевны Серебряковой.

Ее отец Е. А. Лансере, внук оставшегося в России пленного наполеоновского офицера и прибалтийской немки баронессы О. К. Таубе, был, безусловно, очень талантлив и бесконечно предан своему виду искусства — скульптуре «малых форм»; как правило, сюжеты его произведений были продиктованы его страстной любовью ко всему «живому», в первую очередь к лошадям и другим домашним животным. В своем творчестве — а Лансере, несмотря на очень короткую жизнь, оставил богатое художественное наследие — он был в определенной мере последователем блестящего мастера П. К. Клодта фон Юргенсбурга, обогатившего Петербург рядом конных скульптур, в том числе всемирно известными скульптурными группами на Аничковом мосту. Однако произведения Лансере и тематически, и стилистически весьма отличны от в достаточной мере классицистических работ Клодта. На них лежит сильнейший «передвижнический» отпечаток: большинство его скульптур имеют жанровый характер, отражают деревенские впечатления и наполнены любовью именно к крестьянской России. Принадлежа к католическому вероисповеданию, Лансере, тем не менее, являлся носителем «пламенного русского национализма», о котором с мягкой иронией пишет А. Н. Бенуа в «Моих воспоминаниях». Особенно отмечает он не только блестящее мастерство Лансере-наездника, дававшее возможность даже в последние месяцы жизни сравнивать его с «черкесами», но и бесконечную привязанность к русской деревне и особенно к принадлежавшему ему небольшому имению Нескучное[2]. Об этом же упоминает его старший сын Е. Е. Лансере: «Как я наслаждаюсь тем общим духом, который проходит через все его работы, тою тонкою, любящею поэзиею, тою совершенной искренностью, естественностью… Какая чудная тихая поэзия в этих табунах лошадей, как хороша, вполне хороша большая фантазия»[3]. Эта любовь к России, облику и характеру ее людей, ее пейзажам, ее селам и деревням, вообще к «духу» ее жизни — вернее, к ее душе — определила, по сути, и характер творчества его младшей дочери.

Жесточайший туберкулез подкосил Лансере на пороге большой славы, на тридцать девятом году жизни, когда его младшей дочери Зине не исполнилось еще и полутора лет. Но, очевидно, тяжелая многолетняя болезнь, которую он преодолевал с удивительным мужеством ради своего искусства, своей Работы, наложила отпечаток на его весьма нелегкий характер, вызывая бурные вспышки раздражения даже против нежно любимой жены, не говоря уже о друзьях и родственниках, в том числе племяннике Шуре Бенуа, только в конце жизни Евгения Александровича понявшего и полюбившего его, о чем он пишет в воспоминаниях. Эти болезненные черты отца в какой-то мере отразились, но по-своему, в смягченном и облагороженном виде, в душевном облике Зинаиды Евгеньевны. Наряду с несомненной блестящей одаренностью, унаследованной как по отцовской, так и по материнской линии от всей семьи Бенуа, и проникновенной любовью к «крестьянской», «народной» России, что характерно было именно для Евгения Александровича, Серебряковой на протяжении всей ее жизни — при исключительной преданности искусству и удивительной работоспособности — были свойственны повышенная до болезненности чувствительность и пессимистический взгляд на мир, неуверенность в своем мастерстве, чрезмерная застенчивость. Недаром, вспоминая ее детские годы, А. Н. Бенуа писал: «Росла Зина… болезненным и довольно нелюдимым ребенком, в чем она напоминала отца и вовсе не напоминала матери, ни братьев и сестер, которые все отличались веселым и общительным нравом»[4]. Эти душевные качества, отнюдь не исчезнувшие с возрастом и даже обострившиеся во второй половине жизни Зинаиды Евгеньевны вследствие множества объективных причин и очень затруднявшие ее существование, вступают в достаточно резкое противоречие с ее светлым, удивительно свежим искусством, проникнутым глубинными, но ясно ощущаемыми зрителем бодростью и жизнелюбием. Об этом столь необычном сочетании мы еще не раз будем говорить в этой книге.

1 …

Литература

  • Лапшин В.
    Зинаида Серебрякова // Искусство. — 1965. — № 11. — С. 61—67.
  • Князева В. П.
    Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М., 1979.
  • Зинаида Серебрякова. Письма. Современники о художнице / Автор-составитель В. П. Князева. — М., 1987.
  • Ефремова Е. В.
    Зинаида Серебрякова. — М. : Издательство АРТ-РОДНИК, 2006. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-9561-0176-8.
  • Русакова А. А.
    Зинаида Серебрякова. — М. : Молодая гвардия, 2008. — Вып. 1151. — 227, [13] с. : ил. — (Жизнь замечательных людей). — ISBN 978-5-235-03436-5.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: