«Матерь Мира». 1924
Матерь Мира — это символ Мироздания. Мы видим и знаем только малую его часть, поэтому для нас оно в целом останется Тайной, которую мы до конца постигнуть не сможем. Думается, именно поэтому изображена Матерь Мира с полузакрытым Ликом, что придаёт картине особую торжественность и особую значимость. Мы начинаем понимать, как мало мы ещё знаем, как много нам предстоит узнать и как много ещё не раскрытых тайн в Космосе… И, по мере нашего совершенствования, нам постепенно будет открываться познание дальних миров.
Перед Восходом, 1999, № 12
Жизнь и творчество
Российский период
Фамилия Рерих в переводе с древнескандинавского означает — славой (Rö) богатый (Rich).[2] Представители рода Рерихов со времён Петра Первого занимали видные военные и административные посты в России.[3] Его отец — Константин Фёдорович — был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать — Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Среди друзей семьи Рерихов были такие видные деятели, как Д. Менделеев, Н. Костомаров, М. Микешин, Л. Ивановский и многие другие.
С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология, история и богатое культурное наследие Востока. [4]
В 1893 году по окончании гимназии Карла Мая Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (закончил в 1898 году) и в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимается в студии знаменитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время он тесно общается с известными деятелями культуры того времени — В. В. Стасовым, И. Е. Репиным, Н. А.
Римским-Корсаковым, Д. В. Григоровичем, С. П. Дягилевым. Уже в студенческие годы Рерих становится членом Русского археологического общества. Проводит многочисленные раскопки в Петербургской, Псковской, Новгородской, Тверской, Ярославской, Смоленской губерниях. Начиная с 1904 года, совместно с князем Путятиным, обнаружил несколько неолитических стоянок на Валдае (в окрестностях озера Пирос). Неолитические находки Рериха вызвали подлинную сенсацию в России и Западной Европе.[5]
В 1897 году Н. К. Рерих окончил Петербургскую Академию художеств. Его дипломная картина «Гонец» была приобретена знаменитым собирателем произведений русского искусства П. М. Третьяковым. Стасов В. В., известный критик того времени, высоко оценил эту картину: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники».
[6] Встреча с Толстым для молодого Рериха стала судьбоносной. [7] Обращаясь к нему, Лев Толстой сказал: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!»[7]
«Гонец (Восстал род на род)». 1897
Также духовным напутствием для Рериха стали слова о. Иоанна Кронштадского, часто посещавшего дом родителей Рериха: «Не болей! Придётся для Родины много потрудиться».[8]
В 24 года Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском Обществе Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского Общества Поощрения Художеств.
В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой. В октябре1901 года состоялась их свадьба. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий художник и общественный деятель.
В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по России, посетив более 40 городов, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, а также эскизы мозаик для Почаевской лавры (1910) , 4 эскиза для росписи часовни в Пскове (1913), 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция «Царица Небесная» и др.).
Многогранный талант Николая Рериха проявился также в его работах для театральных постановок: «Снегурочка», «Пер Гюнт», «Принцесса Мален», «Валькирия» и др. Во время знаменитых «Русских сезонов» С. Дягилева в Париже в оформлении Н. К. Рериха проходили «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, балет «Весна священная» на музыку Стравинского.
Эпоха Серебряного века, в которой начал свой творческий путь Н. К. Рерих, была эпохой духовного подъёма, что, несомненно, оказало влияние на формирование личности художника. Плеяда выдающихся мыслителей: В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, В. В. Розанов, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев и др.
вносила в русскую культуру глубинную философскую мысль, насыщала её напряженными исканиями смысла жизни и нравственных идеалов. Особый интерес русская интеллигенция проявляла к культуре Востока.[11]В поисках ценностей, имеющих общечеловеческое значение, Н. К. Рерих, помимо русской философии, также изучал философиюВостока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Рабиндраната Тагора.
Знакомство с философской мыслью Востока нашло своё отражение в творчестве Н. К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса («Город строят», «Зловещие», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1905 года многие его картины и очерки были посвящены Индии («Лакшми», «Индийский путь», «Кришна», «Сны Индии» и др.).
Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как ученого. В его исторической концепции важнейшее значение имеет соотношение временных категорий прошлого, настоящего и будущего. Он измеряет прошлое и настоящее будущим: «…когда зовем изучать прошлое, будем это делать лишь ради будущего».[12]«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего». [13]
С 1906 по 1918 года Николай Рерих является директором Школы Императорского Общества Поощрения Художеств, одновременно занимаясь преподавательской работой. С этого же времени художник постоянно участвует в зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.
Примерно с 1906 года отмечается новый, более зрелый период в творчестве Рериха. Изменяется его подход к исторической теме: история, мифология, фольклор превращаются в источники, из которых художник черпает материал для метафорического изобразительного языка. [14] В его искусстве сочетаются реализм и символизм.
В этот период усиливается поиск мастера в области цвета. Он почти отказывается от масла и переходит к темперной технике. Много экспериментирует с составом красок, использует метод накладывания одного красочного тона на другой. Самобытность и оригинальность искусства художника была отмечена художественной критикой.
В 1909 году Н. К. Рерих был избран академикомРоссийской Академии Художеств и членом Реймской Академии во Франции.
С 1910 года он возглавляет художественное объединение «Мир искусства», членами которого были А. Бенуа, Л.Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.
«Ангел Последний». 1912
«Величайший интуитивист века», по определению А. М. Горького, Н. К. Рерих в символических образах выразил накануне первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры.[17]
В 1915 году Н. К. Рерих делает доклад ИмператоруНиколаю II и Великому князю Николаю Николаевичу (младшему) с призывом принять серьёзные государственные меры по всенародной охране культурных сокровищ.
В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переезжает в Финляндию (Сердоболь), на побережье Ладожского озера. Близость к Петрограду позволяла заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств.
4 марта1917 года, через месяц после Февральской революции, Максим Горький собрал у себя на квартире большую группу художников, писателей и артистов. Среди присутствовавших были Рерих, Александр Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин. На совещании избрали Комиссию по делам искусств.
После революционных событий 1917 годаФинляндия закрыла границы с Россией, и Н. К. Рерих с семьёй оказался отрезанным от Родины.
«Песнь о Шамбале. Танг-ла». 1943
В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
Основные труды Н. К. Рериха
Общественный Музей имени Н. К. Рериха Международного Центра Рерихов (Москва)
В 1990 году младший сын Николая и Елены Рерихов Святослав Рерих, выполняя волю родителей, передал Советскому Фонду Рерихов (ныне Международный Центр Рерихов (МЦР)) богатейшее наследие своей семьи. Благодаря Л. В. Шапошниковой, известному ученому, писателю, академику и Ю. М. Воронцову, Чрезвычайному и Полномочному Послу России, на Родину было привезено более 400 картин, архив, библиотека и семейные реликвии семьи Рерихов.
В залах Музея проходят ежегодные Международные научно-общественные конференции с участием крупных ученых и общественных деятелей России, СНГ, Германии, США, Италии, Испании, Франции, Канады, Мексики и других стран, посвящённые вопросам культуры и науки.[35] В 2005 году, например, конференция была посвящена 70-летию подписания Пакта Рериха[36], а в 2008 году — 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха [37].
Организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера.[38]
Ведущими специалистами Российской Академии Естественных Наук, Московского Государственного Университета и научными сотрудниками Международного Центра Рерихов читаются лекции, посвященные рериховскому наследию, философии, истории, культуре и педагогике. МЦР активно сотрудничает со многими культурными государственными и общественными организациями, в том числе международными; проводит передвижные выставки картин Н. К. и С. Н. Рерихов по странам СНГ.
За свою активную работу Международный Центр Рерихов, как неправительственная организация, получил статус ассоциированного члена Департамента общественной информации ООН.
Генеральным директором Музея имени Н. К. Рериха является заслуженный деятель искусств Российской Федерации, академик Российской Академии Космонавтики им. К. Э. Циолковского, Российской Академии Естественных Наук и Российской Экологической Академии, главный редактор журнала «Культура и время» Людмила Васильевна Шапошникова.[39]
17 июня2008 года Международный Центр Рерихов заключил Договор о творческом сотрудничестве с Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН (ИИЕТ РАН). Договор предусматривает сотрудничество по широкому кругу вопросов, связанных с исследованиями в области рериховедения, Живой Этики и космического мышления.
1. Искусство и археология // Искусство и художественная промышленность. СПб., 1898. № 3; 1899. № 4-5.
Встань, друг. Получена весть. Окончен твой отдых. Сейчас я узнал, где хранится один из знаков священных. Подумай о счастье, если один знак найдем мы. Надо до солнца пойти. Ночью все приготовить. Небо ночное, смотри, невиданно сегодня чудесно. Я не запомню такого. Вчера еще Кассиопея была и грустна и туманна, Альдебаран пугливо мерцал. И не показалась Венера. Но теперь воспрянули все. Орион и Арктур засверкали. За Алтаиром далеко новые звездные знаки блестят, и туманность созвездий ясна и прозрачна. Разве не видишь ты путь к тому, что мы завтра отыщем? Звездные руны проснулись. Бери свое достоянье. Оружье с собою не нужно. Обувь покрепче надень. Подпояшься потуже. Путь будет наш каменист. Светлеет восток. Нам пора.[56]
1916
Н. К. Рерих «Пора» (из сборника стихов «Цветы Мории»)
2. Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца. СПб., 1899. 3. Каменный век на озере Пирос. СПб., 1905. 4. Собрание сочинений. Кн. 1. М., 1914. 5. Пути Благословения. Нью-Йорк, 1924. 6. Сердце Азии. Southbury, 1929. 7. Держава Света. Southbury, 1931. 8. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк, [1933]. 9. Знамя Мира. Харбин, 1934. 10. Священный Дозор. Харбин, 1934. 11. Врата в Будущее. Рига, 1936. 12. Нерушимое. Рига, 1936. 13. Алтай — Гималаи: Путевой дневник. М., 1974. 14. Из литературного наследия. М., 1974. 15. Цветы Мории: Стихотворения. М., 1984. 16. Сказки. Л., 1991. 17. Обитель света. М., 1992. 18. Берегите старину. М., 1993. 19. Древние источники. М., 1993. 20. Художники жизни. М., 1993. 21. Молодому другу. М., 1993. 22. Урусвати. М., 1993. 23. Восток — Запад. М., 1994. 24. Культура и цивилизация. М., 1994. 25. О Великой Отечественной войне. М., 1994. 26. Шамбала. М., 1994. 27. Душа народов. М., 1995. 28. Листы дневника. В 3 т. М., 1995—1996. 29. Shambhala. New York, 1930. 30. Banner of Peace. New York, 1931. 31. Himalayas — Abode of Light. Bombay, 1947. 32. Adamant. New York, 1967.
- В Москве на территории усадьбы Лопухиных перед Музеем имени Н. К. Рериха установлен памятник Н. К. и Е. И. Рерихам.[57]
- В честь Н. К. Рериха названа одна из улиц в центре Риги.[58]
- В деревне ИзвараЛенинградской области, где Николай Рерих жил долгое время, с 1984 года действует Музей-усадьба Н. К. Рериха. [59]
- В Санкт-Петербурге действует Санкт-Петербургское художественное училище им. Н. К. Рериха [60]
- В 1999 годуБанком России были выпущены две памятные монеты, посвященные 125-летию со дня рождения Н. К. Рериха.
- В честь Н. К. Рериха назван теплоход «Художник Николай Рерих».[61]
- В 2007 году новый авиалайнерАэрофлота был назван в честь Николая Рериха. [62]
- Знакомство с жизнью и творчеством Николая Рериха включено в обязательную программу обучения старшеклассников в индийском штатеХимачал-Прадеш. Такое решение принял Совет по образованию этого региона на севере Индии, где долгие годы жили Николай Рерих и его семья. По словам председателя Совета по образованию штатаХимачал-Прадеш Чаман Лал Гупта, подрастающее поколение должно знать о жизни и наследии такой необычайной личности. «Мы гордимся, что именно Химачал-Прадеш стал для Рериха тем местом, которое в индийской традиции принято считать предопределенным человеку судьбой», — отметил Чаман Лал Гупта.[63][64]
- Летом 2009 года планируется открыть памятник Н. К. Рериху на территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае.[65][66]
25-26 марта2008 года в рамках года России в Индии в Нью-Дели прошел российско-индийский фестиваль «Рерихи и культурно-духовное единство России и Индии», приуроченный к 80-летию со дня основания Рерихами в Наггаре (долина Кулу) Института гималайских исследований «Урусвати» и 100-летию со дня рождения выдающейся индийской киноактрисы Девики Рани Рерих супруги младшего сына Н. К. Рериха — С. Н. Рериха.[67]
Вершина Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха на Алтае
С 16 июля по 1 августа2008 года была организована Международная экспедиционная программа, посвященная 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича Рериха. В этой программе приняли участие представители культурной общественности России, Украины и Эстонии из городов Москва, Киев, Таллин, Кемерово, Ярославль, Великий Новгород, Тверь, Пенза, Кострома, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Кохтла-Ярве, Первомайский и др.
Участники Экспедиционной программы изучали современное состояние геокультурного пространства Алтая. Они прошли алтайскими маршрутами Центрально-Азиатской экспедиции Н. К. Рериха и экспедиции академика Л. В. Шапошниковой, а также провели фотофиксацию рериховских маршрутов экспедиции.
В ходе Экспедиционной программы двумя группами альпинистов было совершено восхождение на безымянную горную вершину, которую восходители предложили назвать в честь Международного Центра-Музея имени Н. К. Рериха.[68]
- 1974 год, СССР — Министерством связи СССР был издан маркированный конверт. На нём изображен портрет Н. К. Рериха на фоне его картины «Заморские гости». В этом же году вышла марка с изображение этой картины.
- 1974 год, Индия — выпущена юбилейная марка, на которой изображен аверс памятной медали, созданной в 1929 году в Париже по случаю 40-летия художественной, научной и общественной деятельности Н. К. Рериха.
- 1977 год, СССР — Министерством связи СССР выпущено две марки с изображением церкви Святого Духа в Талашкино, над входом которой выполнена мозаика «Спас Нерукотворный» по эскизам Н. К. Рериха.
- 1978 год, Болгария — выпущена марка с фрагментом портрета Н. К. Рериха, выполненного С. Н. Рерихом. Кроме марки был выпущен конверт первого дня, а на главпочтамте Софии5 апреля1978 года проводилось гашение штемпелем первого дня.
- 1986 год, Мексика — выпущена марка с купоном, посвященная Международному году мира (Aňo Internacional de la Paz). На марке — эмблема ООН и символ Знамени Мира Н. К. Рериха, подписи — «ONU» (ООН) и «Pax Cultura» (Пакт Культуры).
- 1990 год, СССР — вышли две марки, посвященные Советскому Фонду культуры. На одной из них воспроизведена картина Н. К. Рериха «Ункрада» (1909), на второй — картина «Псково-Печорский монастырь».
- 1999 год, Россия — издательским Министерства связи и массовых коммуникаций России был выпущен маркированный конверт «Русский художник Н. К. Рерих. 1874—1947» к его 125-летию. На марке изображен фрагмент портрета Н. К. Рериха, написанного С. Н. Рерихом в 1934 году, на фоне фрагмента картины Николая Рериха «Книга жизни».
- 2001 год, Россия — издательским Министерства связи и массовых коммуникаций России выпустил маркированный конверт, посвященный Международному договору об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакту Рериха). На иллюстрации — картина Н. К. Рериха «Пакт Культуры. Знамя Мира» (1931).
- 2003 год, Молдавия — выпущена марка с изображением картины «Пакт Культуры. Знамя Мира» (1931), как и на российской марке 2001 года.
- 2008, Россия — издательским выпущен конверт, посвящённый Центрально-Азиатской экспедиции Николая Рериха (1923—1928).[69]
«Зороастр». 1931
У Николая Константиновича Рериха есть величественная и торжественная картина: на вершине высокой скалы Старец держит в руках пламенную чашу и изливает из неё огонь на землю. Лаконично и проникновенно передаёт на этом полотне художник значение великой миссии иранского Учителя и пророка древности Зороастра. И его ли одного? Не все ли великие духовные Учителя приносили во мрак человеческого существования свет огня Знания, Мудрости и Любви?! «Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Евангелие от Луки, 12: 49,51). Огонь возгорался в сердцах и сознаниях людей, в свете его они начинали видеть путь свой и постигать своё назначение на земле.
Рукою щедрой Проливаешь Свет Высоких несказуемых планет На мрак земной — и будет побеждён, И навсегда с Земли исчезнет он. На Восходе, 2003, № 3Назад в раздел : 2003