Живопись. Всё живописное, что понравилось.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Милле.

Джон Эверетт Милле
англ. John Everett Millais
Автопортрет
Дата рождения8 июня 1829(1829-06-08)
Место рожденияСаутгемптон
Дата смерти13 августа 1896(1896-08-13) (67 лет)
Место смертиЛондон
Страна
  • Великобритания
Жанрживопись
УчёбаКоролевская академия художеств
Стильпрерафаэлитизм
ПокровителиДжон Рёскин
Награды почётный доктор Оксфордского университета[d]
Медиафайлы на Викискладе

Джон Э́веретт Милле

(также иногда
Милле́с
[1]; англ. John Everett Millais, 8 июня 1829 — 13 августа 1896) — крупный английский живописец, один из основателей Братства прерафаэлитов.

Биография

Милле родился в Саутгемптоне и начал учиться рисованию девяти лет от роду[2]. В 1838 году, когда стали очевидными его способности, семья перебралась в Лондон[3].

Академия, Братство прерафаэлитов

В следующем году получил золотую медаль за картину «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама»[2]. В 1848 году на одной из выставок Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов.

Его ранние работы характеризуются значительной детализацией, в частности картина «Христос в родительском доме» (англ. Christ In The House Of His Parents, 1850, Лондон), которую сочли излишне реалистичной и в газете «Таймс» окрестили как «возмутительную». Однако Милле это не смутило, и он продолжал своё творчество среди прерафаэлитов. На самом деле техническое совершенство картин Милле сразу выделило его среди других живописцев, поэтому работы Милле всегда принимали на выставках академии, какими бы радикальными они ни были[3]. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант.

Летом 1853 года Рёскин и его жена Эффи пригласили Милле отправиться вместе на лето в Гленфинлас. Милле и Эффи полюбили друг друга и после её скандального развода с Рёскином[4] поженились.

После распада братства

В настоящее время Милле относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века[6].

Наиболее известная картина — «Офелия»

(англ. Ophelia, 1851—1852), где изображена возлюбленная Россетти Элизабет Сиддал. Другая известная картина «Спелая вишня» («Cherry Ripe», 1879, ныне — частное собрание), изображающая четырёхлетнюю девочку в костюме Пенелопы Бутби, основана на полотне Джошуа Рейнолдса. Она не только пользовалась успехом у обывателей, но и породила большое количество подражаний, копий и даже карикатур.

Прерафаэлиты . Джон Эверетт Милле

Я уже представляла вам творчество ПРЕРАФАЭЛИТОВ..Мы с вами знакомились с картинами Данте Габриэля Россетти .

Сегодня мы познакомимся с основателем этого течения Джоном Эвереттом Милле ( 1829 — 1896) — крупным английским живописецем.

Его работы принимали за творчество взрослого художника, когда ему было всего 6 лет, он был самым молодым в истории студентом Королевской академии художеств, он первым из английских художников получил титул баронета. События его жизни до сих пор вдохновляют сценаристов, писателей и композиторов. Возможно, его имя не придет вам на ум, если вас спросят о самых известных и знаменитых художниках, но, скорее всего, вы не раз видели его картины, ведь они одни из самых тиражируемых в мире.

Милле родился в Саутгемптоне и начал учиться рисованию девяти лет от роду. В 1838 году, когда стали очевидными его способности, семья перебралась в Лондон.

В декабре 1840 года в возрасте 11 лет Милле поступил в Королевскую академию художеств, став самым молодым студентом за всю историю Академии. В академии Джонни проучился шесть лет. В 1843 году он получил серебряную медаль за рисунок. К пятнадцати годам он уже прекрасно владел кистью.

В 1848 году на одной из выставок Милле знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов.

Прерафаэлиты полагали, что английское искусство, пришедшее в упадок, необходимо возродить, а для этого нужно вернуться к простому, искреннему и естественному стилю старых мастеров.

В 1849 г. прошла выставка работ художников-прерафаэлитов и экспонирующаяся там картина Милле «Христос в родительском доме» подверглась жесткой критике, в частности газета «Таймс» назвала ее «возмутительной». В результате художник навсегда прекратил писать картины на религиозные сюжеты.

Давайте познакомимся с этой картиной.

Джон Эверетт Милле Христос в родительском доме. 1850

Милле изобразил эпизод из детства Иисуса Христа: на переднем плане картины, рядом с плотницким столом, стоит на коленях Богородица. Она с состраданием и болью смотрит на Сына. Мальчик, жалуясь, показывает Ей рану на руке, похожую на стигму. Очевидно, Он поранился гвоздем, который святая Анна выдергивает из стола с помощью щипцов. За столом Иосиф занят работой со своими помощниками. Юный Иоанн Креститель подносит Христу чашу с водой. На полу мастерской валяются свежие стружки, за дверью в загоне толпятся овцы.

КРИТИКА

Традиционную библейскую сцену художник изображает как картинку из реальной жизни. Фигуру плотника и всю обстановку комнаты Милле писал в настоящей плотницкой мастерской, а голову плотника — со своего отца.

Публике не понравилось, что художник изобразил Святое семейство как обыкновенных «людей труда». Чарльз Диккенс в своём периодическом издании «Домашнее чтение» назвал картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей», а в газете «Таймс» её окрестили как «возмутительную», «отталкивающую» и назвали «бунтом в искусстве.

В конечном итоге, королева Виктория попросила доставить картину в Букингемский дворец, чтобы она сама могла изучить её.Впоследствии Милле изменил название картины — она стала называться «Плотницкая мастерская», что совершенно не соответствовало первоначальному замыслу.

Джон Эверетт Милле: Гугенот

На самом деле, техническое совершенство картин Милле сразу выделило его среди других живописцев, поэтому работы Милле всегда принимали на выставках Академии, какими радикальными бы они ни были. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант..

Милле: Портрет Джона Рёскин

Д. Э. Миллес. Портрет Эффи Грей Рескин

Джон Рескин пригласил Милле и его брата Уильяма провести каникулы в Шотландии вместе с ним и его женой Эффи. Братья гостили четыре месяца, художник успел написать превосходный портрет Рескина на фоне шотландского пейзажа и еще — влюбиться в его жену. Надо сказать, что брак Рескина и Эффи оказался неудачным с самого начала, и в 1854 году она ушла от мужа… к Джону Милле. Эта встреча увенчалась свадьбой и рождением восьмерых детей.

Милле был любящим, заботливым отцом и очень любил писать своих детей, а позже и внуков. Старшая дочь Эффи позировала ему для картины «Моя первая проповедь», а другую знаменитую картину — «Мыльные пузыри», которая была использована — впервые в истории! — для рекламы мыловаренной , — это полотно художник писал с внука Вилли, ставшего спустя десятилетия адмиралом сэром Уильямом Джеймсом.

Тем временем имя Милле приобретало все большую известность, у художника появились поклонники среди богатейших людей Англии. Его картины печатались в виде гравюр и расходились огромными тиражами. В конце 1850-х годов он заявил о себе и как книжный иллюстратор. В 1863 году, в возрасте 34 лет, Джон Милле был избран академиком Королевской академии художеств. Мало кому из живописцев удавалось получить это звание в такие молодые годы.

Милле.Изабелла.

Милле обрел огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. фунтов в год Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом.(причем пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби — для себя) и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). В 1896 году он был избран президентом Королевской Академии. На портретах Милле изображает, как правило, людей известных, занимающих высокие общественные посты.

Милле .Марианна.

«Мариана» основана на пьесе Шекспира «Мера за меру», в которой Мариана должна была выйти замуж за персонажа по имени Анджело, но была отвергнута, так как её приданое оказалось утеряно в результате кораблекрушения. Девушка ведёт одинокую жизнь, до сих пор тоскуя о своём возлюбленном.

В настоящее время Милле относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.

Наиболее известная картина — «Офелия» ( 1851—1852), где изображена возлюбленная Россетти Элизабет Сиддал.

В основе картины лежит сюжет из пьесы Шекспира «Гамлет». Это полотно, выставленное в Королевской Академии художеств в 1852 году, было далеко не сразу оценено современниками.Офелия была возлюбленной принца Гамлета, но, узнав, что он убил её отца Полония, она помешалась рассудком и покончила с собой, утопившись в реке. Как говорят могильщики в пьесе, «смерть ее темна.

Позже более подробно рассмотрим эту интересную картину.

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ ХУДОЖНИКА.

Приказ о демобилизации.

Мыльные пузыри.

Милле Millais10

Милле: Моя вторая проповедь

Милле Портрет Уейта.

Выкуп

Холодный октябрь.

Милле: Портрет Грации Лис

Козыри-черви.

ДЖОН ЭВЕРЕТТ МИЛЛЕ Сестры. 1868

Спелая вишня.

13 августа 1896 года Джон Эвсретт Милле скончался в своем доме. По просьбе Королевской академии его пышные похороны прошли в Кафедральном соборе Святого Петра, где гроб художника несли многие известные люди, в их числе был его старинный друг Холмам Хаит, а также знаменитый актер сэр Генри Ирвинг.

В вышедшей в 1898 году книге, посвященной Джону Милле, автор писал, что его герой был «сердечнейшим, честнейшим и добрейшим среди всех английских джентльменов».

Однако слава его ушла почти что вместе с ним. Как и многие викторианские художники, в начале и середине ХХ века — в период войн и нового искусства — Милле был забыт. Имя и творчество его было вновь открыто специалистами и публикой в 1960-е годы на волне интереса к викторианской Англии.

Сегодня творчество Милле, как и искусство прерафаэлитов, очень популярно. Доказательством тому служат многочисленные выставки их работ в крупнейших музеях мира. Работы Милле можно встретить и в каталогах аукционных домов вроде Sotheby’s или Christie’s; и продаются они, большей частью живопись, за миллионы.

Источники.

https://artinvestment.ru/invest/painters/20130722_milles.html

https://gallerix.ru/storeroom/1448626367/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5,_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD_%D0%AD%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%82

https://gallart.by/John_Everett_Millais.html

Картины

Основная статья: Список картин Джона Эверетта Милле

  • 1848 — «Смерть Ромео и Джульетты» / The Death of Romeo and Juliet
    ) (Художественная галерея Манчестера, [1])
  • 1848-49 — «Изабелла» / Isabella
  • 1850 — «Христос в родительском доме» / Christ In The House Of His Parents
    (Галерея Тейт, Лондон, [2])
  • 1851 — «Мариана» / Mariana
  • 1852 — «Офелия» или «Смерть Офелии»[2] / Ophelia
    (галерея Тейт, Лондон, [3])
  • 1856 — «Осенние листья» / Autumn Leaves
  • 1862 — «Верь мне» / Trust Me
  • 1868 — «Ванесса» / Vanessa
  • 1873 — «Дрова на зиму» / Winter Fuel
    (Художественная галерея Манчестера, [4])
  • 1873 — «Портрет Эффи Милле» / Portrait of Effie Millais
  • 1874 — «Северо-Западный проход» / The North-West Passage
    (Галерея Тейт, Лондон)
  • 1875 — «Октябрьский холод» / Chill October
    (коллекция Эндрю Ллойд-Уэббера, [5])
  • 1886 — «Мыльные пузыри» / Bubbles
    (Художественная галерея леди Левер, Ливерпуль, [6])

История одного шедевра: «Изабелла» Милле

Сюжет

За основу Милле взял сюжет из «Декамерона» Боккаччо в переложении поэта Джона Китса. Изабелла была из богатой семьи флорентийских купцов, но влюбилась в бедняка Лоренцо. Братья девушки, узнав об этом, убили молодого человека. Изабелла, найдя тело возлюбленного, отсекла ему голову и похоронила в горшке с базиликом, который поливала своими слезами. Однако братья прознали об этом и выкрали горшок, сбежав с ним из Флоренции.

На картине мы видим и Изабеллу, и рядом с ней Лоренцо, и родственников девушки. Горшок с травами на заднем фоне отсылает к финалу истории любви. Есть и другие символы грядущей трагедии: один из братьев старается ударить собаку Изабеллы (собака — знак преданности, верности), в то время как возлюбленные делят апельсин, символизирующий кровь, которую Лоренцо вскоре прольет.

Несмотря на драматичный сюжет, картина написана в ярких тонах, и только знаток символики разгадает предвестие убийства. Это был один из поводов для сильной критики полотна.

фото 7 Марианна 1851.jpg

В братстве прерафаэлитов приветствовалось изображать своих знакомых. Так, на картине «Изабелла» для братьев позировали Ф. Д. Стивенс, У. Деверелл, Д. Харрис. На заднем плане из бокала пьет Д. Г. Россетти. Для старика, вытирающего губы салфеткой, позировал отец Милле, для Лоренцо — У. Россетти, для Изабеллы — жена сводного брата Милле.

Контекст

«Изабелла» стала одним из первых полотен, написанных Милле в братстве прерафаэлитов. Идея объединения заключалась в том, что нужно исправить современную им английскую живопись, очистить ее и вернуть к уровню художников, работавших до Рафаэля. Почему не Леонардо или Тициана, не ясно. Но название в итоге у братства получилось звучное.

фото 2 Офелия Д. Э. Милле одна из самых известных картин прерафаэлитов. 1852 год.jpg

Они требовали возродить духовность в человеке, нравственную чистоту. Стилистически пытаясь вернуться в XV век, идейно прерафаэлиты все же оставались в XIX-м. Классические библейские сюжеты они трактовали вольно. Исторические же полотна пестрели многочисленными деталями, но перспектива и пропорции оставались без должного внимания живописцев. При этом каждый элемент таил в себе послание. Современникам такая детализация казалась чересчур реалистичной и возмутительной.

Прерафаэлиты копировали старых мастеров, которые не знали ни законов перспективы, ни свето-теневой лепки лица, ни пропорций тела. Художникам XIX века, которые годами изучали это в академии, нужно было забыть все пройденное. Поэтому у вундеркинда Милле все фигуры за столом одного размера, перспектива на полотне отсутствует.

фото 3 м.jpg

Судьба автора

Джон Эверетт Милле начал брать первые уроки живописи в 9 лет, а уже в 11 его приняли в Королевскую академию художеств. Этот вундеркинд оказался самым молодым студентом за всю историю учреждения. Окончив курс, Милле претендовал на звание лучшего художника своего времени. В 1848 году он познакомился с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти. В ходе многочисленных дискуссий об академизме и порядках в alma mater они дошли до идеи основать братство прерафаэлитов. В него входили не только художники, но также поэты, архитекторы, издатели и т. п. «Изабелла», сюжет которой был взять из поэзии, таким образом олицетворяла идею прерафаэлитов о работе на пересечении жанров.

Милле в образе Данте

Милле растерял свои прерафаэлитские пристрастия после женитьбы. Уведя у критика Рёскина жену, Милле обрел семейное счастье. Вынужденный обеспечивать супругу и многочисленное потомство, Милле забыл модернизм и вернулся к академизму, которы продавался куда живее. Милле писал портреты на заказ, пейзажи, иногда вспоминал исторические сюжеты. Часто писал своих детей и внуков. Одна такая картина даже ушла в рекламу — на ее основе был создан плакат для производителя мыла.

фото 5.jpeg

На портретах и пейзажах Милле заработал не только состояние с доходом примерно по 30 тыс. фунтов в год, но и титул баронета, а затем и пост президента Королевской академии художеств.

Источники

Анна Познанская «Прерафаэлиты» Оксана Санжарова «Прерафаэлиты как предвестники модерна» Джейсон Розенфельд «Прерафаэлиты и современное британское искусство: PRB, поп-арт, YBA» Художественная галерея Уокера Ливерпуль The Royal Academy of Arts Encyclopaedia Britannica TATE Все изображения — wikipedia.org

Примечания

  1. Фамилия произносится на манер французского языка: Merriam-Webster OnLine. В русских источниках нередко встречается «Миллес».
  2. 1234
    Милле, Джон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. 123
    Tate Britain| Past Exhibitions | Millais
  4. Путеводитель по искусству. / Под ред. Яна Чилверса. Пер. с англ. Е. Дорман и др. — М.: Радуга, 2002. — ISBN 5-05-005088-X
  5. 123
    Шестаков В. П. Прерафаэлиты: мечты о красоте. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. ISBN 5-89826-217-2.
  6. 12
    Екатерина Беляева. Плодовит по семейным обстоятельствам. Выставка Джона Миллеса открылась в Амстердаме. — Газета «Культура» № 9, 12 марта 2008 г., с. 15

Критика[ | ]

Традиционную библейскую сцену художник изображает как картинку из реальной жизни. Фигуру плотника и всю обстановку комнаты Милле писал в настоящей плотницкой мастерской, а голову плотника — со своего отца.

Публике не понравилось, что художник изобразил Святое семейство как обыкновенных «людей труда». Чарльз Диккенс в своём периодическом издании «Домашнее чтение» назвал картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей», а в газете «Таймс» её окрестили как «возмутительную», «отталкивающую» и назвали «бунтом в искусстве».[2][3] Критиковали также изображение Иисуса, который представлен как «рыжеволосый еврейский паренёк».[4] В конечном итоге королева Виктория попросила доставить картину в Букингемский дворец, чтобы она сама могла изучить её.

В защиту прерафаэлитов на страницах «Таймс» выступил Джон Рёскин. Это послужило началом долгого сотрудничества между художественным критиком и прерафаэлитами.

Впоследствии Милле изменил название картины — она стала называться «Плотницкая мастерская», что совершенно не соответствовало первоначальному замыслу.[3]

Кто такие прерафаэлиты? Загадка и красота

Художник нарушил сразу несколько канонов. Картина выглядела слишком по-земному, слишком реалистично. Дева Мария испугана, она отшатывается от ангела, который сообщает ей о том, что ей предстоит. Основным цветом на картине был белый, в то время как было принято цветом Богородицы считать голубой цвет.

Еще одна картина, «Христос в плотницкой мастерской», нарисованная Милле, подбросила новые поленья в костер протестующих критиков. Наглые художники, претенциозный реализм, кощунство — таковы были обвинения. Кстати, одним из обвинителей был Чарльз Диккенс. А все из-за того, что художник изобразил эпизод из детства Иисуса Христа совсем не в возвышенных тонах, а как картинку из реальной жизни. Святое семейство предстало перед зрителями, как обыкновенные труженики. Более того, образцом обстановки комнаты для Милле послужила настоящая плотницкая мастерская, а портретом плотника Иосифа был портрет его отца.

Джон Эверетт Милле, «Христос в родительском доме», 1850 г. Фото: ru.wikipedia.org

Картина вызвала такие споры, что они дошли до королевы Виктории. Она попросила представить картину в Букингемском дворце, чтобы она сама могла составить о ней представление.

Скандал? Скандал! Тем лучше!

Юных бунтарей-художников все же не растерзали. На их защиту стал весьма влиятельный, хотя и молодой критик Джон Рёскин (John Ruskin; 1819 — 1900). Он отметил, что художники — совсем не безграмотные мазилки, а обладают и мастерством, и необычным взглядом на мир. Эта оригинальность художественного взгляда очень важна. Важна не менее, чем уверенный профессионализм. По мнению Дж. Рёскина, прерафаэлиты заложили в Англии основы самой благородной художественной школы, которая являлась миру за последние три сотни лет.

Кроме того, Рёскин купил несколько картин Данте Габриэля Россетти, что было для того немалой материальной поддержкой. Он же взял под опеку Милле, которого сразу же оценил как выдающийся талант.

Благодаря высокой оценке и поддержке Рёскина, к прерафаэлитам пришло признание. Они вошли в моду, их стали покупать. Их охотно выставляют в Королевской академии и даже на Всемирной выставке 1855 года в Париже.

Но признание братства прерафаэлитов стало началом его конца. Постепенно дороги троицы расходятся. В 1853 году Милле стал членом Королевской академии художеств. Холман Хант уехал на Ближний Восток. Россетти начал много и интересно иллюстрировать Шекспира и Данте.

Кружок распался, но новые веяния в английском искусстве подхватили другие художники. В первую очередь, прерафаэлизм оказал влияние на прикладное искусство. Появились интересные образцы мебели, архитектуры, декоративного искусства. В стиле прерафаэлизма, характеризующегося четкостью рисунка и яркой красочностью, стали оформляться книги и выполняться иллюстрации. Повлияли идеи прерафаэлизма и на английскую архитектуру.

Джон Уильям Уотерхаус, «Леди из Шалот», 1888 г. Фото: Depositphotos

Картины прерафаэлитов и их последователей нравятся и сейчас, спустя полтора века. Нравятся они и людям взыскательным, и простым дилетантам. Чем привлекают прерафаэлиты? Многокрасочностью, тонкостью прорисовки деталей, замечательным контрастным, но не кричащим, сочетанием цветов. И еще загадочностью сюжетов. Каждая картина требует разгадки. Без энциклопедии, или хотя бы без Википедии, не обойтись.

Особенно запоминаются женские портреты, выполненные прерафаэлитами и их последователями. Я, например, впервые узнал о прерафаэлитах, увидев роскошную картину, считающуюся лучшей в творчестве художника Фредерика Лейтона (Frederic Leighton; 1830 — 1896) — «Пылающий июнь» («Flaming June»). И хотя Лейтон считается представителем академической живописи, но влияние на него искусства прерафаэлитов несомненно.

Более того, прерафаэлизм считается первым течением в британском искусстве, которое смогло достигнуть мировой славы.

Фредерик Лейтон, «Пылающий июнь», 1895 г. Фото: ru.wikipedia.org

Что еще почитать по теме?

Художник Гюстав Курбе. Как приструнили бунтаря-художника? Что погубило Элизабет Сиддал, музу прерафаэлитов? Часть 2 Чьи ноги запечатлел художник-баталист? Скандал на выставке

Теги: художники, картины, живопись, искусство

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: