Караваджо — реформатор и основоположник реализма в живописи: продолжение

Кафедральный собор Святого Иоанна (St John’s Co-Cathedral, Kon-Katidral ta’ San Ġwann) — католический собор в центре Валлетты, посвящен святому Иоанну Крестителю. На данный момент этот собор является одним из самых наиболее посещаемых мест на Мальтийских островах.

Собор был построен госпитальерами по заказу великого магистра ордена Жана де ла Кассьера (Jean de la Cassière). Строительство собора велось в период между 1572 и 1577 годами.

Строгий и скромный внешний вид собора резко отличается от роскошного интерьера внутри.

Мраморные надгробные плиты

Мраморные надгробные плиты, покрывающие пол, являются уникальной особенностью собора Святого Иоанна. Весь пол нефа, часовни и оратория покрыты надгробными плитами, под которыми находятся различные захоронения, в том числе и некоторых из самых выдающихся рыцарей Ордена. Эпитафии на латинском языке описывают достоинства каждого отдельного рыцаря, на каждом надгробном камне есть сведения о его триумфе, славе, победе и смерти.

Одним из самых популярных символов является изображение смерти, представленное в виде скелета, часто с серпом и песочными часами, означающими переход времен. Другим популярным символом является ангел славы, часто представляющий дуновение трубы, отмечающий почетную репутацию умершего. Короны указывают на самых знатных рыцарей. Упомянутые символы сопровождаются бронированными щитами и оружием, начиная от боевых флагов и заканчивая алебардами, шлемами и кирасами. Каждая надгробная плита была сделана по оригинальному проекту и состоит из цветного инкрустированного мрамора. Плиты относятся к периоду с начала семнадцатого века до конца восемнадцатого века.

В соборе захоронены и великие Магистры Ордена, к примеру Ла Валлетт и Ла Кассьер. Полный список захоронений опубликован на официальном сайте собора.

Иоанн Предтеча – второй после Богородицы святой, столь почитаемый и столь часто вспоминаемый в церковных праздниках. В иерархии святости он занимает второе место и в молебнах его имя всегда поминается сразу после Девы Марии.

Память пророка Иоанна в течение года совершается семь раз: зачатие, рождество, казнь, собор, три обретения главы и перенесение его правой десницы с Мальты в Гатчину как дар императору Павлу I, взявшему Мальтийский орден под свою опеку.

Согласно этой устоявшейся иерархии место Иоанна в иконостасе в деисусном чине всегда рядом с Иисусом Христом, но слева (от иконостаса) и напротив Девы Марии, которая находится одесную Спасителя. Они, как два главных молитвенника за людей, всегда рядом.

Дева Мария — первая из людей достигшая обоживания на земле и вознесшаяся на Небеса, а Иоанн Креститель — тот, кто ближе всего подошел к Царству Небесному, но так и не вошел в него. И хотя из рожденных женщиной он самый великий, но все-таки самый меньший в Царстве Небесном, по словам Иисуса Христа, больше Иоанна.

Он жил как человек, умер как человек и попал в преисподнюю, как человек, где продолжал выполнять свою миссию предтечи, возвещая праотцам и праведникам о пришествии Мессии на землю.

Поэтому с Иоанном связаны народные языческие праздники, в которых первенство отдается природному началу, еще не обоженному, не духовному. Например, такого разгула человеческой плоти как в день Ивана Купалы, не знает ни один церковный праздник. Это своего рода дань человеку, который жил как святой, но все-таки оставался человеком .

В день казни Иоанна Предтечи народная традиция не только следует церковной – проводить этот день в строгом посте и не делать никакой работы, но и предписывает иные запреты и ограничения: не брать в руки нож, режущее и колющее, не есть круглого, не петь и не плясать, не пить красного вина, красных овощей и фруктов.

Иоанн Креститель – пограничный святой, стоящий между Ветхим и Новым Заветом: последний ветхозаветный, но он же — первый новозаветный пророк. Миссия Иоанна Крестителя была в том, чтобы предшествовать Иисусу: в Рождестве, в Крещении, в смерти.

И казнен он был как человек, из мести и злобы человеческой, но телом не воскресший, а Иисус был распят из мести и озлобленности религиозной, но как Бог воскресший телом.

11 сентября отмечается память о событиях, которые привели к отсечению головы Иоанна. Всем известна эта история.

В день своего рождения царь Ирод пригласил на пир множество вельможный друзей. Перед ними он, как царь, выставил лучшие яства, лучшее вино и, когда гости подвыпили, он просит падчерицу Саломею порадовать гостей танцами, обещая ей в награду все, что она ни запросит, даже до полцарства.

Падчерица не отказывает отчиму и ее танец был так хорош, сексуален, зажигателен и произвел такое сильное впечатление на гостей, что когда она закончила под аплодисменты и восторги гостей, Ирод тут же спросил, какую же награду она желает получить.

Иродиада, жена царя Ирода, подсказала дочери, чтобы она запросила голову Иоанна, заключенного Иродом в темницу по ее же наущению. Царь любил Иоанна, часто ходил к нему в заточение беседовать, правда, боялся его умертвить из-за народной молвы, почитающей его за пророка. Иоанн Креститель постоянно его обличал в прелюбодеянии с законной женой своего брата.

Но дав слово при всех, царь не мог прослыть клятвопреступником. Приказ был исполнен и Саломея преподносит Ироду на блюде окровавленную, еще шевелящую губами голову Крестителя. Ее мать, в знак своей победы и торжества, вонзает кинжал в уже мертвую голову Иоанна.

Эта история, полная человеческих страстей и роковых женщин, драматизма и накала -неисчерпаемый источник воображения для художников, композиторов, писателей. Галерея образов Иоанна Крестителя, Саломеи, Иродиады, Ирода, пира и той страшной трагедии, которая разыгралась в день рождения царя, так богата, что только перечисление имен займет не менее страницы.

Тициан, Караваджо, Моро, Доре, Бонно, Шмутцлер, Джотто, Мазаччо, Донателло, Ван дер Вейден, Рафаэль и т.д. Писатели и поэты: Флобер, Уайльд, Малларме, Толкин. Эта линия светских произведений – своего рода продолжение языческой линии почитания Иоанна Крестителя и историй, связанных с его житием.

Она богата человеческим прочтением сюжетов, связанных с Иоанном Крестителя, особенно сюжет отсечения главы Предтечи, наполненный внутренним конфликтом святости и греховности, добра и зла, палача и жертвы, что всегда привлекает искусство.

Существует богатая иконописная традиция казни Предтечи, прочитанная в духовном свете: Андрей Рублев, Феофан Грек, Гурий Никитин, Прокопий Чирин и множество икон афонской, коптской, греческой и других иконописных школ. Здесь усекновение главы Крестителя предстает совсем по-другому.

Существуют и курьезные случаи, связанные с народными приметами, например один из таких случаев рассказывает

Михаил Ардов в книге «Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни»: «Но вот наступил День Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. Новоназначенный священник открывает первую попавшуюся поминальную книжечку (помянник) и обнаруживает там не рублёвку, а десятку. Сначала он решил, что кто-нибудь это положил по ошибке. Однако и в другом поминании, и в третьем — всюду десятки. Его недоумение рассеял отец настоятель. Он объяснил, что это — местный обычай. Основывается он на том, что на десятке в отличие от меньших купюр отдельно напечатана голова Ленина. И по этой причине считается обязательным передавать в День Усекновения главы Иоанна Предтечи в Алтарь именно десятки…»

Сегодня голова Иоанна предтечи находится во Франции, в Амьене. Ее удалось вывести из Константинопля во время крестового похода. Раньше здесь в кафедральном соборе было пусто, глава хранилась как бы под спудом. С годами, особенно сейчас, русских паломников и туристов становится все больше и русская традиция поклонения мощам сделала и французов чуткими к ним.

Голова Иоанна Крестителя в кафедральном соборе г. Амьена

И закончить хочу отрывком из поэмы «Иродиада» Малларме над которой он работал всю жизнь, но так и не закончил. Это внутренний монолог Иоанна Крестителя в момент, когда ему отсекают голову.

Застывшее светило О чуде возвестило И кануло на дно Раскалено

И тотчас мрак полночный Окутал позвоночный Осиротелый столб Под крики толп

И голова взлетела Отторгнута от тела Как продолжать одной Дозор земной

Объята плоть железом Кроваво-красным срезом Тысячелетний спор Решил топор

Но взор уединенный Постами опьяненный С похолодевших плит Не воспарит

К незамутненным высям Где холод независим От ледниковых зим Невыразим

Крещен нездешней славой Я кланяюсь безглавый Служенью чей завет Бессмертья свет

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Караваджо

Одной из достопримечательностей собора является картина Караваджо «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (The Beheading of St John the Baptist) написанная в 1608 году. Эта картина является одним из шедевров Караваджо и его единственной подписанной работой. Картина была написана по заказу Великого Магистра Алофа де Виньякура. Холст с картиной находится в оратории собора, для которой он и был создан.

Также в оратории находится вторая картина Караваджо — «Пишущий Святой Иероним» (Saint Jerome Writing), написанная в 1607–1608 годах.

Караваджо. Св. Иоанн Креститель

Караваджо. Св.Иоанн Креститель

Здравствуйте, дорогие гости! Продолжаю рассказ о жизни итальянского художника Микеланджело Караваджо. Выставка его картин сейчас проходит в Музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина. И мне пришлось отстоять на сильном морозе в очереди, чтобы посмотреть на эти знаменитые картины, собранные из музеев и храмов всей Италии. Сегодня речь пойдет о живописном полотне «Св.Иоанн Креститель».

Юбилейный 1600 год

По случаю юбилейного 1600 года папа Климент Восьмой начал широкую кампанию по украшению города, чтобы поставить преграду лютеранству и подчеркнуть значение папства. Самые влиятельные кардиналы занимались завершением начатого строительства и началом новых работ, восстановлением памятников христианского Рима. Активно развивали свою деятельность новые религиозные ордена: театинцы, ораторианцы и иезуиты. Для того, чтобы получать дорогие заказы, в Рим стекаются художники со всей Италии и изо всех стран Европы.

Караваджо приезжает в Рим в начале 1596 года и поселяется недалеко от церквей Сан Луиджи деи Франчези и Сант Агостино, для которых в последующие годы живописец создаст свои признанные шедевры. Первым художником, с которым сближается Караваджо, был Лоренцо Карли, имевший мастерскую по созданию картин на религиозные темы, особенно по написанию копий с икон, почитавшимися чудотворными. Работая у Карли, Караваджо писал аж «по три головы за день». Именно здесь он знакомится с художником из Сиракуз Марио Миннити, который становится его ближайшим другом. Именно в это время в Риме начинают часто упоминать имя Караваджо, в основном в судебных хрониках.

О честолюбии художника

Микеланджело был честолюбивым молодым человеком и старался добиться славы. Он переходит в мастерскую модного художника Джузеппе Чезари, которому благоволит папа Климент Восьмой Альдобрандини. Караваджо обладает исключительным даром подражания натуре, и в мастерской Чезари он рисует много фруктов, цветов и различных бытовых предметов. В мастерской Чезари Микеланджело проработал восемь месяцев. В душе художник был недоволен хозяином, который в качестве постели давал ему только соломенный тюфяк. Отношения их прервались внезапно. Дело в том, что Караваджо ударила копытом лошадь и он получил ранение в ногу.

А теперь поговорим о картине Караваджо «Св.Иоанн Креститель». Счастливый, переполненный радостью жизни юноша обнимает овна. Он сидит на звериной шкуре, под которой видны белая ткань и красный плащ. Зрителей привлекает обезоруживающая простота картины, ведь живописец старается по-новому выразить религиозные чувства и знание природы. Картина предназначалась не для церкви, а для частного дворца. Именно поэтому она стала результатом размышлений о Христе самого художника. Произведения художника не являются иконами, но они рассказывают о плоти и крови, о радости и муке, о поиске Бога.

Рим, Капитолийские музеи, Картинная галерея

Фото

Караваджо — просто человек: трагедия и закат

Говорят, характер человека — его судьба.

Разгульная и беспорядочная жизнь совсем расстроила нервную систему мастера. Все чаще возникают проблемы с полицией, все чаще он вовлечен в скандалы и драки. Его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, данный его покровителями. Он обвиняется в оскорблении и нанесении телесных повреждений человеку, отозвавшемуся плохо о его работе. Он обвиняется за нанесение оскорбления в виде обидных стишков в адрес живописца Бальони (именно Бальони впоследствии станет первым биографом Караваджо, и кто знает, сколько в этом жизнеописании правды и лжи?).

Наконец, пришла беда. Во время празднования годовщины восхождения на престол папы римского Павла V, в веселой компании друзей Караваджо играет на улице в игру пала-корда (что-то вроде тенниса). Между играющими вдруг возникает ссора, в процессе стычки Караваджо выхватывает шпагу и в запале убивает Рануччо Томасони. Художнику грозит смертная казнь, он объявлен вне закона и любой может теперь его убить за вознаграждение.

События до усекновения головы святого

После того как умер Ирод Великий, палестинский край был разделен римлянами на четыре территории. Одна из них, Галилея, досталась Ироду Антипе.

Когда Иоанн Креститель узнал, что царь Ирод бросил свою жену (это была дочь царя Арефа) и сожительствует с женой брата своего Иродиадой, громогласно обличил его в грехе. За это святой оказался заключенным в темнице.

Убийство Пророка произошло на день рождения Ирода. На пире, где собралось множество вельмож и тысяченачальников, танцевала Саломея. Красавица была дочерью Иродиады. Очарованный танцем девушки, Ирод поклялся выполнить любую ее просьбу. Посоветовавшись со своей матерью, чрезвычайно обозленной на пророка за уличения в неправедности, Саломея попросила царя вручить ей голову Пророка на блюде.

Услышав такую просьбу, Ирод пришел сначала в замешательство, испугавшись Божьего гнева и народного бунта. Из Евангелия известно, что Ирод прислушивался и поступал по наставлениям святого книжного источника, однако слово сдержал и отдал приказ на убийство.

Иоанн Златоуст, размышляя о поступке царя, написал, что он был «рабом удовольствий». Поэтому, прикрывшись клятвой, пошел на убийство святого.

По сей день сохранилось предание, что после отсечения голова святого Иоанна продолжала увещевать правителя, чтобы он не жил с женой брата своего. Увидев такое чудо, Саломея в злобе бросилась к голове, иглой исколола язык и голову зарыла в землю в нечистом месте.

Бесславная жизнь Ирода и Иродиады

Жизнь Ирода и Иродиады имела печальный конец. Саломея провалилась под хрупкий лед на реке Сикорис, и льдины сковали ее у горла так, что перерезали шею. В результате тело девушки было унесено рекой, а ее голову люди принесли царю на блюде, как некогда была вручена глава Иоанна.

Бесславно сложилась дальнейшая судьба и Ирода с любовницей. Царь Арефа решил отомстить за свою брошенную дочь, вступил в сражение с войском Ирода и победил его. Римский император Калигула, разгневанный на своего ставленника за поражение, заточил его с Иродиадой в тюрьме, где и были закончены их дни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: