Беноццо Гоццоли | |
итал. Benozzo Gozzoli | |
Автопортрет. 1459 г. Фрагмент фрески «Шествие волхвов» из Капеллы волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди | |
Имя при рождении | Benozzo di Lese di Sandro |
Дата рождения | 1420(1420) |
Место рождения | Флоренция |
Дата смерти | 4 октября 1497(1497-10-04) |
Место смерти | Пистоя |
Страна |
|
Жанр | живопись, фрески |
Учёба | фра Анджелико |
Стиль | Возрождение |
Покровители | Медичи |
Работы на Викискладе |
Бено́ццо Го́ццоли
(итал. Benozzo Gozzoli; настоящее имя
Беноццо ди Лезе ди Сандро
(итал. Benozzo di Lese di Sandro); 1420—1497) — итальянский художник, автор многочисленных циклов фресок, представитель флорентийской школы живописи.
Биография
Беноццо Гоццоли родился в 1420 году во Флоренции, в семье портного. Настоящее имя художника — Беноццо ди Лезе ди Сандро (фамилия Гоццоли впервые появляется лишь во втором издании «Жизнеописаний» Вазари)[1].
Период становления Гоццоли как художника пришёлся на годы, в которые флорентийское искусство переживало настоящий расцвет. В 1430—1440 гг. во Флоренции работали фра Анджелико, Филиппо Липпи, Паоло Учелло, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа[2]. Согласно Джорджо Вазари, учителем Гоццоли был фра Анджелико, однако многие историки искусства оспаривают этот факт[3]. Несомненно, однако, что в 1439—1440 и в 1443—1444 Гоццоли работал совместно с фра Анжелико над фресками монастыря Сан-Марко[3].
С 1444 по 1447 г. он участвует с Лоренцо и Витторио Гиберти в создании рельефов бронзовых дверей (так называемых «Врат рая») флорентийского баптистерия. Затем, в 1447 г., продолжает сотрудничество с фра Анджелико: папа Евгений IV приглашает обоих художников для создания фресок в одной из капелл Апостольского дворца в Ватикане (фрески не сохранились)[3]. В 1448 Гоццоли и фра Анджелико работают над созданием фресок в капелле Никколина. Последней их совместной работой становятся фрески капеллы Сан-Брицио в соборе Орвьето.
В 1450 г. Гоццоли перебирается в Умбрию и начинает работать самостоятельно. Папа Николай V доверяет ему создание фресок в монастыре Сан Фортунато (Монтефалько)[3]. В Монтефалько Гоццоли проведёт три года. Крупные заказы позволят ему в полной мере проявить свой талант художника и создать себе имя.
С 1453 по 1459 гг. Гоццоли работает в разных городах Италии: пишет фрески для монастыря в Витербо, украшает алтарь в Перудже и т. д. В 1459 году Медичи вызывают художника во Флоренцию расписывать стены церкви в их дворце[2]. Сюжетом для росписи было выбрано шествие волхвов, в котором художник изобразил членов семьи Медичи. Впоследствии эта церковь станет известной под под названием Капеллы волхвов.
В 1463 году, возможно, из-за чумы, разразившейся во Флоренции, Гоццоли перебирается в Сан-Джиминьяно[3]. Там он пишет для городской церкви цикл фресок, изображающих сцены жизни святого Августина, а также фреску на тему мученичества святого Себастьяна для собора Сан-Джиминьяно.
В 1467 г. Гоццоли покидает Сан-Джиминьяно и отправляется в Пизу. Именно там он создаст своё самое монументальное произведение — цикл фресок для кладбища Кампосанто. В 1944 году бо́льшая часть этих фресок погибнет при бомбардировке и в последовавшем пожаре. Параллельно с этой основной работой Гоццоли выполняет и другие заказы: алтарную картину для церкви Святого Лазаря, панель «Триумф святого Фомы Аквинского», ныне хранящуюся в Лувре и др.[3]
В 1495 г., после вторжения в Италию Карла VIII, Гоццоли был вынужден покинуть Пизу и вернуться во Флоренцию. Затем, в 1495 г., он отправляется в Пистою, получив очередной престижный заказ: украсить фресками интерьер городской ратуши[3]. Эта работа останется незавершённой: 4 октября 1497 года Гоццоли умирает, вероятно, от чумы. Он был похоронен в Пистое, в монастыре Сан-Доменико.
Шествие волхвов. Фрагмент. 1459-62
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения lomovolga
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, c. 1420-1497, Italian) — Шествие волхвов («Процессия Молодого короля», фреска) \1\
lomovolga
Цикл фресок «Шествие волхвов», представляющих собой единую декорацию, является росписью Капеллы Волхвов (Cappella dei Magi). Это знаменитая капелла находится в Палаццо-Медичи-Рикарди во Флоренции, расписанная художником Беноццо Гоццоли в 1459-60 годах на сюжет прибытия волхвов в Вифлеем, в образе которых изображены члены семьи Медичи и многие их современники.
Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Молодого короля» (восточная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции 1459
Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Среднего короля» (южная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции
Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Среднего короля» (южная стена капеллы, фрагмент) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции
Роспись «Шествие волхвов» (1459-1460) в придворной капелле стала лучшим произведением Гоццоли. Фреска посвящена вселенскому собору 1439 во Флоренции, когда католики и православные попытались обьединиться. Она органично опоясывает стены капеллы.
Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Старого короля» (западная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (Procession of the Youngest King) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
«Тема шествия волхвов была одной из самых излюбленных у влиятельных заказчиков живописи в эпоху Ренессанса, поскольку драгоценный колорит и золото, характерные для ее трактовки, подчеркивали их собственное высокое социальное положение и богатство». Вот, в многочисленной свите — современники Гоццоли, и во главе — семья Медичи, а дальше и автопортрет художника, его учитель Фра Беато Анджелико и многие другие….
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Бено́ццо Го́ццоли (итал. Benozzo Gozzoli; настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (итал. Benozzo di Lese di Sandro); 1420—1497) — итальянский художник, автор многочисленных циклов фресок, представитель флорентийской школы живописи.
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Флорентийский художник эпохи Возрождения Беноццо Гоццоли ( Беноццо ди Лезе ди Сандро) родился в 1420 году. С 1444 года в течение трех лет Беноццо Гоццоли помогал скульптору Лоренцо Гиберти при создании рельефов восточных дверей Флорентийского баптистерия. В 1447 работал вместе с Фра Анджелико над фресками капеллы папы Николая V в Ватикане и капеллы Сан Брицио в соборе Орвьето
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Период становления Гоццоли как художника пришёлся на годы, в которые флорентийское искусство переживало настоящий расцвет. В 1430—1440 гг. во Флоренции работали фра Анджелико, Филиппо Липпи, Паоло Учелло, Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
В 1450 году Гоццоли перебирается в Умбрию и начинает работать самостоятельно. Папа Николай V доверяет ему создание фресок в монастыре Сан Фортунато (Монтефалько). В Монтефалько Гоццоли проведёт три года. Крупные заказы позволят ему в полной мере проявить свой талант художника и создать себе имя.
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Работа с Фра Анджелико оказала большое влияние на все искусство Беноццо, которое даже в последние годы жизни мастера оставалось в русле готического стиля, несмотря на то, что в флорентийской живописи этого времени уже преобладали ренессансные тенденции.
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) Cortege of the three magi Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Беноццо Гоццоли известен прежде всего как мастер фрески. Наиболее известные из выполненных им циклов – росписи, посвященные жизни Святого Франциска (Монтефалько, 1450–1452), Шествие волхвов (Флоренция, палаццо Медичи-Риккарди, 1459), сцены из жизни Святого Августина (Сан Джиминьяно, 1463–1465) и изображения на Ветхозаветные сюжеты (Кампосанто, Пиза, 1467–1485).
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
С 1453 по 1459 год Гоццоли работает в разных городах Италии: пишет фрески для монастыря в Витербо, украшает алтарь в Перудже и т. д. В 1459 году Медичи вызывают художника во Флоренцию расписывать стены церкви в их дворце. Сюжетом для росписи было выбрано шествие волхвов, в котором художник изобразил членов семьи Медичи. Впоследствии эта церковь станет известной под под названием Капеллы волхвов.
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Смысловой центр росписи капеллы — алтарь, в центре алтарный образ «Рождество», исполенное Ф. Липпи. Прямо над ней Беноццо Гоццоли написал символы 4х евангелистов, а на боковых стенах абсиды — сонмы ангелов, поющих славу новорожденному Иисусу. На узких простенках над входами — пейзажи с пастухами, пришедшими поклониться Младенцу.
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Роспись «Шествие волхвов» в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1459-62) — единая композиция, опоясывающая три стены маленькой дворцовой капеллы Медичи подобно великолепному ковру. Фрески органично сочетают утончённую декоративность, праздничное богатство красок и позолоты с живостью и естественностью в изображении процессии волхвов и их свиты, кавалькады современников Гоццоли (в том числе членов семьи Медичи и византийского императора Иоанна VIII Палеолога)
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
В процессию включены более 150 фигур, среди них — члены семьи Медичи, их приближённые и даже сам автор фрески — Беноццо Гоццоли. Вефлиемская звезда, которая указывает им путь, изображена прямо на потолке капеллы.
Образы столь идеализированы, что сложно с полной уверенностью отождествлять их с реальными историческими персонажами. И всё же…
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, the young king (Лоренццо Великолепный) Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Восточная стена — Процессия Молодого Короля, южная стена — Процессия Среднего Короля, западная стена — Процессия Старого Короля.
Во главе Процессии Молодого Короля скачет молодой волхв в окружении пажей — Лоренццо Великолепный.
Затем, впереди кавалькальды — Пьеро Медичи, сбруя его белого коня украшена фамильными эмблемами и девизом «Semper» (всегда). Опознается при сопоставлении лица изображенного с портретным бюстом работы Мино де Фьезоле. Считается, что рядом с ним изображен его брат Джованни Медичи или же отец Козимо Медичи.
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, head of Giovanni di Piero de’ Medici, detto il gottoso Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Три стены — три «короля».
Прочитала об одном нюансе, связанном с Рождеством и Новым Годом. Правда это относилось к Испании, но наверное не только (ниже часть текста)
«Однако с наступлением нового года череда праздников вовсе не завершается. Скорее, наоборот. Впереди еще один важный праздник – праздник волхвов (или, как его еще называют, День трех королей). Он посвящен трем языческим царям-магам – Валтасару, Мельхиору и Гаспару, которые, согласно евангельской легенде, пришли поклониться новорожденному Христу. День волхвов славится одним зрелищным событием. Это – прибытие волхвов и шествие по улицам.
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
6 января вечером к берегу причаливает корабль, из которого выходят трое «королей» и их свита – слуги и придворные. Под ликование толпы, салют и музыку они садятся на лошадей и отправляются по улицам города, образуя настоящее карнавальное шествие. Главные действующие лица, неспешно едущие на конях и в каретах, кидают в толпу горсти конфет и мелких подарков, осыпают счастливых граждан конфетти и поют праздничные гимны.»
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Возможно на этом фрагменте фрески, в свите короля изображены сын миланского герцога Галеаццо Мария Сфорца и Сиджизмондо Малатеста, правитель Римини.
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail head of a young nobleman Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail head of a young nobleman Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail head Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail with self-portrait Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
На картине художник изобразил и самого себя. В толпе изображен человек, устремивший пристальный взгляд на зрителя, на шапке которого написано Opus Benotii. Это автопортрет художника. Считается, что в группе портретов есть также изображения Витторино да Фельтре, Марсилио Фичино, Филиппо Строцци и Никкола да Уццано, однако опознать их невозможно. На заднем плане — живописные пейзажи и сцены охоты
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail castle Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail hunt Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Фреска изобилует тщательно выписанными деталями: волхвы с многочисленной свитой, всадники в роскошных одеждах, деревья, животные, птицы, замки, монастыри, рощи, скалы и т. д.
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail hunt Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Эта работа с её утончённой декоративностью и праздничным богатством красок стоит особняком в творчестве художника. В остальных своих произведениях он придерживался позднеготических традиций
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) (Procession of the Youngest King) detail, follower of the young king Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
Benozzo Gozzoli (c.1421 — 1497) Adoration of the magi (detail) (La Cappella dei Magi) Frescoed 1459 — 1462 Firenze Palazzo Medici-Riccardo (private chapel)
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Benozzo Gozzoli (c. 1420-1497) Adoration of the magi (1459) detail, portrait of Lorenzo de’ Medici, detto il magnifico Firenze Palazzo Medici-Riccardo private chapel
Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Молодого короля» (восточная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции 1459
Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» «Процессия Старого короля» (западная стена капеллы) Фреска капеллы дворца Медичи-Риккарди во Флоренции
Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» Фрески Капеллы Волхвов дворца Медичи-Риккарди во Флоренции 1459
Беноццо Гоццоли (c.1420-1497) «Шествие волхвов» Фрески Капеллы Волхвов дворца Медичи-Риккарди во Флоренции 1459
продолжение следует…
Серия сообщений «живопись старых мастеров \5\»:
Часть 1 — Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach the Elder, 1472-1553, German artist) \6\ Часть 2 — Рождественское… Аве, Мария! | Madonna and angels (details) \9\ … Часть 17 — Аве, Мария! | Madonna and angels (details) \10\ Часть 18 — Ян Стен (Jan Steen, 1626-1679, Dutch) | Жанровая живопись в деталях \4\ Часть 19 — Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, c. 1420-1497, Italian) — Шествие волхвов («Процессия Молодого короля», фреска) \1\
Серия сообщений «Шедевр в деталях \2\»:
Часть 1 — Шедевр в деталях | Ян ван Хейсум (Jan van Huysum, 1682 — 1749, Dutch) — Букет цветов в терракотовой вазе. Часть 2 — Шедевры в деталях | Дворцовая архитектура в живописи голландских художников XVI — XVII вв. \1\ … Часть 10 — СольноКоролевское… | Сципионе Пульзоне (Scipione Pulzone, c. 1542 or 1543–1598, Italian) — Мария Медичи, королева Франции и Наварры, подросток Часть 11 — Шедевр в деталях | Иоганн Батист Дрехслер (Johann Baptist Drechsler, 1756-1811) — Натюрморт с бабочками, стеклянной чашей и виноградом Часть 12 — Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli, c. 1420-1497, Italian) — Шествие волхвов («Процессия Молодого короля», фреска) \1\
Творчество
Самостоятельная творческая деятельность Беноццо Гоццоли началась в 1450-е гг.[4] Он известен в основном как автор многочисленных фресок, из которых самая знаменитая — роспись Капеллы волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. Эта фреска изображает шествие волхвов и представляет собой единую композицию, занимающую три стены небольшой капеллы[4]. Фреска изобилует тщательно выписанными деталями: волхвы с многочисленной свитой, всадники в роскошных одеждах, деревья, животные, птицы, замки, монастыри, рощи, скалы и т. д. Несмотря на определённую идеализацию образов, в участниках шествия принято видеть изображения реальных исторических лиц, в том числе членов семьи Медичи[5]. На картине художник изобразил и самого себя: это человек в красной шапке с надписью Opus Benotii
, устремивший пристальный взгляд на зрителя. Эта работа с её утончённой декоративностью и праздничным богатством красок стоит особняком в творчестве художника. В остальных своих произведениях он придерживался позднеготических традиций[1].