Диана Мачулина: «Новое и «лучшее» — предмет манипуляций»


Тициан
Диана и Актеон
. 1556—1559
Diana e Atteone
Холст, масло. 185 × 202 см
Лондонская Национальная галерея (Лондон)
(инв. NG 2839 и NG6611)
Медиафайлы на Викискладе

«Диана и Актеон»
(итал. Diana e Atteone) — картина венецианского художника Тициана, написанная в 1556—1559 годах. Картина входит в серию из 7 полотен, написанных Тицианом на мифологические темы по заказу Филиппа II Испанского в XVI веке. В то время они считались настолько откровенными, что их завешивали гардиной в присутствии дам[
источник не указан 2882 дня
].

Входила в коллекцию Бриджуотера. На картине запечатлён момент мифа, когда Актеон неожиданно застаёт обнажённую Диану, вызвав гнев богини. Одна из величайших картин Тициана[1].

В 2008—2009 годах в результате общенациональной кампании в Великобритании картина была выкуплена национальными галереями в Эдинбурге и Лондоне и будет попеременно находиться в этих галереях в течение пятилетнего периода.

История

Полотно «Диана и Актеон» является одним из 7 знаменитых картин Тициана, изображающих мифологические сцены из «Метаморфоз» Овидия, которые были написаны художником для Филиппа II Испанского. Картина оставалась в Испании до 1704 года, когда король Испании Филипп V подарил её французскому послу. Вскоре она оказалась в знаменитой коллекции Филиппа II, герцога Орлеанского, племянника Людовика XIV и регента Франции во время царствования малолетнего короля Людовика XV. После Французской революции коллекция была продана брюссельскому банкиру Филиппом, герцогом Орлеанским в 1791 году за 2 года до его казни. Коллекция была перевезена в Лондон для продажи и куплена синдикатом трёх аристократов, лидером которых был Фрэнсис Эгертон, 3-й герцог Бриджуотер, купивший большое количество полотен для себя, включая «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон» Тициана (из серии 7 картин по Овидию), 8 полотен Пуссена, 3 картины Рафаэля и «Автопортрет в возрасте 51 год» Рембрандта[2]. Через 5 лет по смерти графа коллекция перешла к его племяннику Говеру, 1-му герцогу Сазерленду, который выставил её на всеобщее обозрение в своём лондонском доме в Вестминстере. С тех пор коллекция постоянно стала доступна для публики. В сентябре 1939 года с началом Второй мировой войны коллекция была перевезена из Лондона в Шотландию. С 1945 года эта коллекция из 26 картин (16 из них — из Орлеанской коллекции), получившая название «Сазерлендский заём», находится в аренде в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге. Картины Тициана «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон» вдохновляли многих художников, включая Уильяма Тёрнера[3] и Люсьена Фрейда, причём последний описал эту пару полотен как «просто красивейшие картины в мире

»[1].

Культ

Культ Дианы в городе Аричча около озера Неми имел одну уникальную особенность. Жрецом богини мог стать только беглый раб. Когда он приходил в священную рощу, то там его встречал другой бывший беглый раб, ставший жрецом Дианы. С ним он и вступал в бой, который должен был закончиться смертью одного из них. В случае победы пришельца у Арицинской Дианы появлялся новый жрец, который служил ей до смерти от очередного претендента[19].

Почитание

Культ Дианы среди италиков существовал ещё до основания Рима. По преданию его туда принесли сабины и их легендарный царь Тит Таций, вскоре послесоздания города Ромулом и ещё при его жизни[20]. Более того города Латинском союза объединялись вокруг культа Дианы, так как считали её покровительницей всего союза[6]. Когда Рим начал занимать среди его городов центральное место, то в нём построили посвящённый ей храм[21].

Отождествление италийской богини Дианы с греческой Артемидой произошло не ранее 433 г. до н. э. В этот год в Риме официально учредили культ Аполлона. Диану стали почитать в качестве его сестры[22].

В древнеримском обществе разные слои населения объединялись вокруг отдельных божеств. Культ Дианы был особо почитаем среди рабов[23].

Храм Дианы

По преданию храм Дианы в Риме был построен при шестом римском царе Сервии Туллии на Авентинском холме[24]. Согласно современным представлениям его сооружение связано с тем, что Рим начал занимать центральное место в Латинского союза, города которого объединялись вокруг культа данной богини. Храм построили на взносы всех городов союза[25].

С этим храмом связан один из первых элементов, вошедших впоследствии в «римский миф» — политическую мифологию, которая создала образ вечного и великого города Рима, которому боги уготовали всемирную цивилизаторскую миссию[26]. Так, у одного сабинянина в стаде была поразительно большая и красивая корова. Он получил предсказание, что город, чей гражданин принесёт в жертву Диане эту тёлку получит превосходство над всеми остальными. Желая восстановить превосходство сабинян он отправился в Рим. По пути его встретил римский жрец, который узнав особое жертвенное животное сумел отправить сабинянина совершать омовение в Тибре. В то время, как хозяин коровы совершал ненужные ритуалы, римлянин и принёс животное в жертву[27][28].

Национальная кампания 2008—2009 годов

В 2000 году «Сазерлендская коллекция» перешла по наследству к Френсису Эгертону, 7-му герцогу Сазерленду и представляла собой главную часть его богатства. В 2003 году он продал картину Тициана «Венера Анадиомена» Национальной галерее Шотландии, а в 2007 году объявил, что хочет продать часть коллекции, чтобы диверсифицировать капитал. Он предложил пару «Диана и Каллисто» и «Диана и Актеон» Британским национальным галереям за 100 миллионов фунтов стерлингов (треть от оценочной рыночной цены картин), если к концу 2008 года они покажут, что способны собрать такую сумму, — иначе предполагал выставить их на аукцион. Национальная галерея Шотландии и Лондонская Национальная галерея заявили о сборе фонда в 50 млн фунтов стерлингов для выкупа сначала картины «Диана и Актеон» в течение 3 лет, а затем подобным же образом собрать деньги и для «Диана и Каллисто» с выплатой с 2013 года[4][5][6].

Несмотря на многочисленные трудности со сбором средств и критику акции, осуществляемой в период экономического кризиса, 2 февраля 2009 года было объявлено, что было собрано достаточно финансов для выкупа картины[7]. Картина будет попеременно демонстрироваться в течение пятилетних периодов в национальных галереях в Эдинбурге и Лондоне.

Диана Арбус. Шокирующее видение красоты

Новая волна интереса к творчеству фотографа Дианы Арбус прокатилась по миру в 2006 году после выхода фильма Стивена Шейнберга «Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус». Эта история, не совсем биография, скорее, фантазия про жизнь странноватой женщины-фотографа, рассказывает о ее трагической любови к загадочному мужчине, чье тело полностью покрыто шерстью. В картине поражает болезненная страсть девушки к уродливым и ненормальным людям. Но все же история цепляет, заставляя взглянуть на вещи, от которых мы обычно отворачиваемся, и даже полюбить их.

Кем же была Диана Арбус на самом деле? Как удавалось ей уговорить сниматься людей из разряда «не такие как все» для публичных фото? Что заставляло их доверять сумасшедшей художнице свои секреты?

Диана никогда не снимала сразу, она просила человека рассказать свою историю и, только став частью их жизни, поняв их особенности, она начинала фотографировать. Арбус запечатлевала не внешнюю оболочку, а душу модели.

Диана Арбус родилась в 1923 году. Русская еврейка по происхождению, американка в третьем поколении и дочь преуспевающего бизнесмена, державшего магазин мехов. Любовь родителей к вещам, меха, блестящие, но безжизненные, навсегда привили Диане отвращение ко всякого рода показушничеству и пустой роскоши, которые так ценило ее семейство.

Будучи подростком Диана стала проявлять незаурядные творческие способности, которые приметил ее отец и начал всячески поощрять талант: он даже попросил личного иллюстратора своей меховой фирмы, Дороти Томпсон, заниматься с Дианой.

Но молодое дарование не долго оставалось в семейном гнезде. Уже в 18 лет Диана выскочила замуж за бесперспективного, с точки зрения ее родителей, начинающего актера Аллана Арбуса. У молодой четы родилось две дочери, и заботливый Аллан ради семьи оставил желанную карьеру актера и работал обычным продавцом.

Но Арбусы не долго перебивались случайными заработками, вскоре влюбленные открыли свою фотостудию. Стали работать в стиле fashion-фотографии, сотрудничали с такими именитыми журналами моды, как Vogue и Glamour. Уже тогда творчество Дианы выбивалось из привычных рамок, она игнорировала навязываемые в то время тенденции к идеально правильному освещению и безжизненным постановочным кадрам.

Но неспокойная Диана никак не могла удовлетвориться своей работой, ее творческие порывы и мучительные искания в конечном счете встали преградой между супругами. Спустя 16 лет брака они разошлись как в личном, так и в профессиональном плане.

Диана Арбус ищет собственный стиль, посещает многочисленные фотокурсы, но остается недовольна мастерами современной фотографии. Примерно в это время на экраны выходит запрещенный ранее фильм «Уродцы» о трагической любви циркового лилипута к прекрасной, но злобной гимнастке. В фильме цирковая жизнь была показана без прикрас: карлики глумятся над половой жизнью сиамских близнецов, человек без рук и ног сворачивает себе папиросу одними губами. Картина оказала неизгладимое впечатление на Диану, она начала брать себе в модели «аутсайдеров».

Свои первые по-настоящему оригинальные и пугающие фотографии Диана сняла, попав в клуб трансвеститов. Увидев эти работы, знаменитый писатель Норман Мейлер сказал: «Давать Арбус камеру — всё равно что разрешить ребёнку играть с гранатой».

Из дневника Дианы Арбус:

Почти невозможно просто так подойти к человеку и сказать: «Я бы хотела зайти к вам домой и послушать историю вашей жизни». На такую просьбу обычно отвечают: «Вы сумасшедшая». Люди постоянно пытаются себя оградить. Но фотокамера —это своего рода пропуск.

Диана становится фотографом-сюрреалистом, все больше используя в творчестве иллюзии и парадоксальные формы. Сначала ее фотографии кажутся отталкивающими из-за странных и непривлекательных моделей и неправильными с точки зрения профессионального портрета. Чтобы лучше понять творчество Дианы важно помнить, что главной ее целью было показать, что мир вовсе не идеален и его прелесть в «ошибках» природы, а не в искусственной нормальности.

Зачастую карлик на снимке Арбус получается гармоничнее, самодостаточнее и привлекательнее, чем «нормальная» семья, которая всеми силами хочет выйти на фотографии хорошо, казаться счастливой и дружной, да вот только мальчишка состроил дурацкую рожицу, а остальные получились какими-то пришибленными и печальными.

Нет никаких норм, считает Диана, каждое существо прекрасно по-своему. Арбус была очарована своими героями:

Фрики — те, кого я часто снимаю. Они были одними из первых моих моделей и остаются ими поныне. Я обожала их. Некоторых люблю и по сей день. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения аристократы.

Непривыкшего зрителя пугает в фотографиях Дианы прежде всего диссонанс, который мы обычно не замечаем или не хотим принимать. Дети в странных изломанных позах; родители, взирающие на своего сына-великана снизу вверх, как будто в ужасе от своего собственного творения; счастливые безумцы. Фотограф готова ждать целую вечность, пока модели двигаются в кадре и так и сяк, ища «правильную» позу, и наконец нечаянно выкажут то, что пытались скрыть, и будут моментально запечатлены.

К примеру, фото «Близнецы». Две сестры очень похожи и одеты в одинаковые платья, жмутся друг к другу так тесно, что не ясно точно, уж не сросшиеся ли они. Одна из девочек слегка улыбается, а другая — немного нахмурена. Девочки очень милые, но впечатление производят жутковатое. Этот прием позднее использовал Стенли Кубрик в фильме «Сияние», где также присутствует сцена с двумя сестрами.

Другой пример — фотография «Ребенок с игрушечной гранатой в Центральном парке». Тощий мальчишка с маниакальным взглядом и нелепо свисающей лямкой комбинезона, неестественно выворачивает руки, прижимая их к туловищу, в одной из них сжата игрушечная граната, а из второй будто только что украли вторую. Чтобы сделать эту фотографию Арбус попросила мальчика стоять на месте, а сама ходила с фотоаппаратом вокруг него, пытаясь найти правильный угол. Мальчику надоело ждать, и он сказал: «Ну снимайте же!». Тут-то Диана его и сфотографировала.

Диана Арбус всегда обижалась, когда ее называли «фотографом уродцев», ведь это совсем не так. Она открыла миру принцип «случайной композиционности» и, как замечали критики, привила мировому искусству «столь мощную вакцину против фотоглянца и гламура», что она действует по сей день.

Поделиться ссылкой:

Примечания

  1. 12Freud, Lucian
    . Artists on art: Freud on Titian,
    The Telegraph
    (22 December 2001). Дата обращения 30 августа 2008.
  2. Rembrandt, «Self-Portrait, aged 51» — NGS catalogue entry Архивировано 19 февраля 2012 года.
  3. Paul Hills, «Titian’s Fire: Pyrotechnics and Representations in Sixteenth-Century Venice», Oxford Art Journal
    2007 30(2), pages 185—204
  4. Bates, Stephen
    . Art auction: National galleries scramble to keep Titians as duke cashes in,
    The Guardian
    (28 August 2008). Дата обращения 28 августа 2008.
  5. Editorial: In praise of… the Bridgewater loan, The Guardian
    (28 August 2008). Дата обращения 28 августа 2008.
  6. National Galleries of Scotland press release Архивировано 19 февраля 2012 года.
  7. Funds secured for Titian painting, BBC News
    (2 February 2009).

Легконогая охотница Артемида

Артемида, повелительница гор и равнин, лесов и лугов, с древних фресок и в работах скульпторов кажется поистине неземной. Чаще всего её изображали подтянутой девушкой, грациозной и сильной.

Изящество и лёгкость – вот главные внешние черты Артемиды. Возле неё неизменно находятся лесные животные или птицы. Символом богини была лань, но не стоит считать, что Артемида и сама похожа на это милое создание.

Древнегреческие мифы в полной мере открывают нам противоречивую натуру богини. С одной стороны, она защищала животных, повелевала ими.

С другой, она всё свободное время проводила на охоте, убивая этих же лесных обитателей. Нередко богиня и вовсе проявляла особенную жестокость по отношению к тем, кто не заслуживал столь сурового наказания.

И всё-таки женщины Древней Греции почитали эту богиню. В Эфесе располагался главный храм Артемиды, куда приходил народ, чтобы попросить богиню о помощи.

Охотники мечтали заручиться поддержкой Артемиды, что дарила успех и защищала от раненых зверей. Женщины просили у богини лёгких родов, ведь, как ни странно, но эта сфера тоже была в её власти. А вот старики молили Артемиду о спокойной смерти без мучений.

Артемиду можно назвать мстительной красавицей

Ссылки

  • «Диана и Актеон». Картина на сайте Национальной галереи Шотландии
Тициан
  • Чудо ревнивого мужа (1511)
  • Цыганская мадонна (1511—1512)
  • Любовь небесная и Любовь земная (ок. 1514)
  • Женщина перед зеркалом (1515)
  • Флора (1515)
  • Динарий кесаря (1516)
  • Браво (1516—1517)
  • Успение Богородицы (1516—1518)
  • Венера Анадиомена (1520)
  • Портрет Томмазо Мости (1520)
  • Вакх и Ариадна (1520—1523)
  • Портрет Изабеллы д’Эсте (1534—1536)
  • Портрет девушки в мехах (1535)
  • Красавица (1536)
  • Венера Урбинская (1538)
  • Возложение тернового венца (1543)
  • Се человек (1543)
  • Даная (1545—1546)
  • Конный портрет Карла V (1548)
  • Портрет Карла V в кресле (1549)
  • Портрет Иоганна Фридриха Саксонского (1550—1551)
  • Венера и Адонис (1553)
  • Даная (1553—1554)
  • Венера перед зеркалом (1555)
  • Диана и Актеон
    (1556—1559)
  • Диана и Каллисто (1556—1559)
  • Благовещение (1559—1564)
  • Смерть Актеона (1559—1575)
  • Похищение Европы (1560—1562)
  • Кающаяся Мария Магдалина (ок. 1565)
  • Несение креста (1565)
  • Портрет Якопо Страда (1566—1567)
  • Нимфа и пастух (1570)
  • Пьета (1575—1576)
  • Коронование терновым венцом (1570–1576)

(англ.)

Наследие

Богиня слыла покровительницей пленённых Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов.

Также считалось, что Диана участвовала в Троянской войне, где греки одержали победу.

В религии

Культ Дианы был родственен культу Ницневин (также известной, как Дама Хабонд, Перчта, Херодиана и так далее) в Европе периода Нового времени[источник не указан 1855 дней

]. Она была связана с мифами о женской Дикой охоте.

Викка

В наше время существует ветвь Викки, носящая название Дианической[en], которая характеризуется чрезвычайным вниманием к женскому аспекту Божества[35]. Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении — «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инанна».

Стрегерия

В Италии «старая религия» Стрегерия[en] включает в себя богиню Диану как Королеву ведьм; ведьмы — мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Также говорится, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму и создав своего брата Аполлона, свет. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца[36].

В языке

Как румынское слово для обозначения фей, Zânǎ

[37], так и леонское слово для «водной нимфы»
ксана
, вероятно, происходят от имени Дианы.

В искусстве

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 7 декабря 2020 года

.

В эпоху Возрождения художников вдохновляла так называемая «Версальская Диана» (греческая скульптура, датируемая IV в. до н. э., Лувр), показывающая Артемиду (Диану) в короткой (до колен) и подпоясанной на талии тунике, сопровождаемую оленем. В одной руке у нее лук, другая поднята, чтобы вынуть стрелу из колчана у неё за спиной.

Тема трактовалась очень разнообразно:

  • Диана с охотничьими собаками, преследует животное (оленя) в обществе нимф (и иногда сатиров) с дротиками;
  • она возвращается с охоты, неся свою добычу — птиц и животных и даже корзины, наполненные фруктами;
  • отдыхает после охоты; иногда она спит, как и её нимфа; рядом лежит её оружие и множество дичи;
  • Диана и нимфы, напуганные сатиром.

Простая аллегория Целомудрия, побеждённого Распутством, выглядела так: компания веселых и похотливых сатиров отдаётся своему любимому времяпрепровождению — неожиданно набрасываются на нимф, хватают их в объятия, срывают с них одежды. Нимфы в ужасе отбиваются и убегают в лес. Диана поднимает свое копьё, намереваясь защититься; её собаки рычат на нападающих.

Богиня и её свита

Богиня всегда брала с собой лук и стрелы, которые в далёкие времена были выкованы из серебра могущественным Посейдоном. Спутником Артемиды была собака, которая изначально принадлежала лесному богу Пану. Заметив у того щенка, богиня выпросила подарить его ей – и он превратился в незаменимого помощника на охоте.

Но, пожалуй, самой яркой отличительной чертой Артемиды является её одежда. В отличие от прочих богинь Эллады, она облачена в короткую тунику. На мой взгляд, такое необычное облачение для женщины того времени было данью удобству во время преследования добычи в лесах.

Но ещё лучше понять богиню можно с помощью историй о ней. В мифах рассказывается о том, что свитой Артемиды была прекрасные нимфы. К себе в помощницы богиня брала их лишь при одном условии – они клялись вечно хранить обет безбрачия. Хочу заметить, что и сама Артемида придерживалась столь строгих собственных принципов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: