Картины (живопись) : Девушка с лошадью (свободная копия Willem Haenraets)

Константин Алексеевич Коровин (Konstantin Alekseyevich Korovin; родился 5 декабря 1861 — умер 11 сентября 1939 гг.) был главный русский импрессионист XIX-XX вв., написавший множество пейзажей, портретов и натюрмортов с великолепной игрой света и красок. Картины Константина Коровина выставлялись в России с работами передвижников, участников объединения «Мир искусства» и членов Союза русских художников. Творчество этого живописца включает также новаторские театральные декорации, оформление выставочных павильонов и литературные произведения.

Художник Константин Коровин: биография и творчество

Константин Коровин появился на свет 5 декабря 1861 года. Он был внуком состоятельного московского купца. Но отец, получивший хорошее образование и увлеченный искусством, не имел деловой хватки и обанкротился. Семье пришлось переехать в деревню, где прошла значительная часть детства Коровина. В Подмосковье он стал замечать красоту природы, которая станет одной из главных тем в его творчестве. Рисовал мальчик с ранних лет, обучаясь у родителей. В круг общения Коровиных входил Илларион Прянишников — преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Константин Коровин поступил в это училище в 14 лет, как ранее его брат. Однокурсниками будущего живописца стали Валентин Серов и Исаак Левитан, с которыми он дружил много лет. Первым преподавателем Коровина был Алексей Саврасов, оказавший на ученика большое влияние, а после него — Василий Поленов.

Еще до завершения учебы Коровин побывал в Европе. Огромное впечатление на него произвели произведения импрессионистов, и с этого момента работы молодого живописца тяготеют к новому для России направлению. Яркий пример — ранний «Портрет хористки». Консервативно настроенные учителя не одобрили эти новшества и звания классного художника выпускнику не дали.

Вскоре после окончания учебы Коровин отправляется во Францию и еще год перенимает тонкости современного искусства. После возвращения он с Валентином Серовым совершил большое путешествие по северным местам: посетил Мурманск, Архангельск, Швецию и Норвегию. В результате появилась большая серия пейзажей, посвященных красоте Заполярья. Новый опыт принес заказ на проектирование и оформление павильона Крайнего Севера для Всероссийской выставки. Публика сочла его оригинальным и даже сенсационным. Затем последовало участие во Всемирной выставке 1900 года. Во Франции панно и архитектуру Константина Коровина оценили столь высоко, что сделали художника кавалером ордена Почетного легиона, который вручается лучшим из лучших.

Через Валентина Серова Коровин познакомился с Саввой Мамонтовым и занимался оформлением его любительского театра. Здесь он встретил будущую жену, оперную хористку. С 1900-х он стал профессионально сотрудничать с Большим и Мариинским театрами. Особенно известны его декорации к спектаклям «Конек-горбунок», «Садко» и «Золотой петушок». Художник создавал выразительные эскизы, которые передавали настроение и эмоции постановки. Эти работы изменили представление о роли театрального оформителя.

С 1901 года Коровин был преподавателем в МУЖВЗ. В дальнейшем важной частью его творчества стали крымские пейзажи и натюрморты. В Гурзуфе у него появилась дача, где гостили многие живописцы, писатели и музыканты. С 1910 по 1917 годы художник часто бывал на ней, много и плодотворно работая. Он создал большую серию залитых солнечным светом портретов и пейзажей, часто писал розы на фоне моря.

Революцию Константин Коровин пережил спокойно, так как был выходцем из небогатой семьи. Но он лишился квартиры в Москве и деревенского дома, а материальное положение ухудшилось. Чтобы заработать денег и поправить здоровье, в 1922 году он отправляется в Париж и больше не возвращается. Остаток жизни художник писал по памяти русские пейзажи и оформлял театральные постановки. Почти лишившись зрения, он раскрыл в себе литературный талант и публиковал рассказы в эмигрантских журналах.

Умер Коровин 11 сентября 1939 года, спустя десять дней после начала Второй мировой войны. Его сын Алексей, иммигрировавший во Францию вместе с родителями, тоже был известным художником-мирискусником. Он входил в состав объединения «Мир искусства» с 1918 по 1921 годы.

Константин Коровин и театр (7)

Переезд во Францию

Константин Коровин в Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском Валу на ретроспективной выставке работ. Здесь представлены эскизы, декорации и костюмы для оперных спектаклей Большого и Мариинского театров. А также для спектаклей, оформленных мастером во Франции. Выставка посвящена 150-летию знаменитого русского художника.

Константин Коровин. Град-столица

В 1922 году Константин Алексеевич выезжает с выставкой своих произведений в Германию, затем во Францию, где и остается. В эмиграции Константин Коровин пробыл с 1922 по 1939 годы. Франция встретила нового эмигранта равнодушно, государственные театры никаких заказов не давали. А ведь у художника был огромный 40-летний опыт работы в театре: в Русской частной опере С.И.Мамонтова, в Императорских театрах Москвы и Петербурга, где он был художником-постановщиком более 100 спектаклей.

Константин Коровин. Декорация 1-го действия. 1937

В 1908 году парижский театр «Опера-Комик» в течение года добивался от Коровина согласия оформлять готовившуюся к постановке «Снегурочку». До конца дней он живет в Париже в бедности, пытаясь добыть деньги на содержание больной жены и сына Алексея (инвалида) работами для театра и продажей картин. Его небольшие по размеру картины часто написаны на картоне не только маслом, но и акварелью, темперой.

Константин Коровин. Снегурочка. 1885

1928 год стал переломным для художника, он был привлечен к участию в большом проекте. Во Франции создавалась Парижская частная опера, владелицей и вдохновительницей которой стала оперная певица с мировым именем Мария Николаевна Кузнецова (1880-1966), финансистом – ее муж Альфред Массне, племянник знаменитого композитора. Организатором всего предприятия был князь А.А.Церетели. Они были хорошо знакомы с Константином Коровиным.

Константин Коровин. Заколдованный лес

Парижская частная опера

Парижская частная опера открылась 27 января 1929 года оперой «Князь Игорь» на музыку А.П.Бородина. Оформлял огромные декорации к четырехактной опере в пяти картинах 68-летний Коровин собственноручно. Он чувствовал огромное душевное ликование, он писал другу: «Моя свеча еще горит».

Константин Коровин. Князь Игорь. Площадь в Путивле. 1929

В Париже были поставлены оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в оформлении И.Я.Билибина, «Снегурочка» в оформлении К.А.Коровина и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в оформлении его сына Алексея Константиновича Коровина. Парижская публика была восхищена роскошью костюмов и пышностью декораций, которые сотворил Константин Коровин в опере «Князь Игорь». Кузнецова изменила первоначальный план: три оперы – три режиссера – три художника. Она дает Коровину еще один заказ – оформление оперы «Снегурочка», в которой на протяжении многих лет пела сама в созданных им декорациях и костюмах.

М.Н.Кузнецова-Бенуа в роли Ярославны

Алексей Коровин

Оформление огромной четырехактной оперы в шести картинах Кузнецова заказала Алексею Коровину. Этот заказ для нее был большим риском, ведь молодой художник никогда прежде не работал в театре. В 18 лет в результате несчастного случая Алексей Коровин стал инвалидом – ему ампутировали стопу левой ноги. К 1922 году он перенес 9 операций, нога была ампутирована до колена. Советские власти разрешили выезд семьи Коровиных за границу, чтобы они смогли приобрести там протез. Коровин-младший страдал от прогрессирующей душевной болезни, которая в 1950-м году унесла его жизнь. Опубликованные в сувенирной программе эскизы костюмов и декораций к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», подписанные Алексеем Коровиным, подтверждают, что часть работы была выполнена его отцом.

Константин Коровин. Бермята и слуги

Труппа Кузнецовой давала свои спектакли в Париже 4 раза в неделю почти полгода. В июле 1929 года Парижская частная опера отправилась в турне по Южной Америке. Перед поездкой репертуар пополнился оперой М.П.Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в оформлении Н.С.Гончаровой. Труппу возглавил сын Кузнецовой Михал Бенуа, так как А.А.Церетели был уволен. Нечестность или неопытность молодого руководителя привели к финансовому краху. Так бесславно погибло дело, начавшееся столь блистательно.

Триумфальное шествие

Церетели был уволен Кузнецовой несправедливо. Оскорбленный князь обратился в суд, выиграл его и получил 500 000 франков за моральный ущерб и 350 000 франков за судебные издержки. С таким капиталом он смог открыть свое дело, которое просуществовало с мая 1930 по май 1932 года. В труппе выступал Ф.И.Шаляпин, специально для него поставили оперу А.С.Даргомыжского «Русалка», где выдающийся певец исполнял свою коронную роль – роль Мельника. Оформлять спектакль пригласили К.А.Коровина. С этого спектакля в 1900 году началось триумфальное шествие к славе двух друзей – художника и певца. В Париже спектакль шел с ошеломительным успехом.

Жизнь Константина Коровина в эмиграции сложилась трудно. Болезнь близких, собственные недуги, тяжелое материальное положение, обманы посредников придавили художника. Участвуя в работе оперных трупп в Париже Коровин вновь испытал вкус славы и признания, получил передышку от безденежья. Спектакли, созданные с его участием, распространяли славу русского искусства.

Выставка в Государственной Третьяковской галерее открыта до 12 августа.

Самые известные картины Константина Коровина

Картины Константина Коровина характеризуют автора как человека жизнерадостного и полного оптимизма. Большинство его работ наполнены солнцем и яркими цветами. Вот несколько лучших произведений:

  • «В лодке», 1888. Картина написана в деревне Жуковка, где автор гостил у своего учителя Поленова. Она перекликается с одноименной работой Эдуарда Мане.
  • «У балкона», 1888. Работа была написана во время путешествия Коровина в Испанию с Мамонтовым. На парижской выставке 1900 года она получила золотую медаль, обойдя работы Левитана, Поленова и Маковского.
  • «Зимой», 1894. Этот пейзаж из северного цикла стал преддверием многих других подобных работ в русской живописи, в том числе знаменитого «Марта» Левитана.
  • «Гаммерфест. Северное сияние», 1895. Считается самым значительным произведением Коровина на тему северной природы. Вид северного сияния в норвежском городе не мог не впечатлить художника-импрессиониста.
  • «Крым. Гурзуф», 1917. Один из лучших крымских пейзажей художника. Изображая буйство южных красок знойным летом, автор демонстрирует блестящий талант колориста.

Любителям русской и зарубежной живописи стоит заглядывать на аукционы антиквариата, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot. Это отличная возможность пополнить коллекцию старинным произведением искусства. Также здесь можно недорого купить картины у молодых современных художников напрямую.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: