Описание картины М.Врубеля «Демон сидящий. Портрет * описания картин Картина «Русалки»


Сказочный мир Врубеля

Михаил Врубель обладал невероятно многогранным художественным даром, о котором свидетельствуют храмовые росписи, декоративные панно, витражи, скульптуры, станковые полотна и графические рисунки. Преданность призванию и сосредоточенность на работе позволили Врубелю создать множество великолепных работ, однако наиболее любимой является его серия сказочных «ноктюрнов» – ряда полотен, изображающих волшебных персонажей на фоне ночных или сумеречных пейзажей.

врубель сирень

Уникальным талантом Врубеля являлось самобытное видение мифологических и сказочных персонажей и сюжетов. Сатиры и дриады, богини и русалки, демон и плененная царевна – все они на картинах художника представляются не такими, какими выглядят по общественному мнению и привычным описаниям. Кроме того, что Врубель наделял «русским духом» практически все, чего касалась его кисть, воображение художника было невероятно богатым и самодостаточным, а потому не нуждалось в подсказках и предубеждениях.

«Анализ творчества М. А. Врубеля (на примере картины «Демон»).

2

Введение.

«…Врубель идеально выражал свою мысль; он был идеален по своей природе. Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал»

(А.Я. Головин)

Основополагающее значение для всего русского искусства нового времени имеет эпоха Петра I. России во всех областях, в том числе и в области культурного строительства, предстояло встать вровень с западноевропейскими странами.

С наступлением XIX в. В русском искусстве происходят существенные изменения. Начало века ознаменовало рождением нового художественного течения – романтизма. Следующий период русского искусства – конец XIX – начало XX в. 80-е годы были переходным десятилетием, когда достигает своих вершин передвижнический реализм в творчестве И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Рядом с ними уже выступают художники нового поколения с иной творческой программой, и одним из них был М. А. Врубель. Противоречия позднебуржуазного капиталистического развития оказывает свое воздействие на духовную жизнь общества. В сознании художников действительный мир отмечен клеймом буржуазного корыстолюбия и мелочности интересов. Гармонию и красоту начинают искать за пределами кажущейся прозаической действительности — в области художественной фантазии. На этой основе оживает интерес к сказочным, аллегорическим и мифологическим сюжетам, что влечет к поискам такой художественной формы, которая способна переводить воображение зрителя в сферу фольклорных представлений, воспоминаний о прошлом или смутных предчувствий будущего (1).

3

Мною была выбрана тема творчества Михаила Александровича Врубеля (1856-1910), так как я считаю, что он — одна из самых сложных и неоднозначных фигур в русской культуре рубежа XIX-XX века. Он проявлял своё мастерство в различных видах изобразительного искусства: живописи, графике, скульптуре и в архитектуре, стремясь приблизиться к мастерам Ренессанса. Его не обычная техника и загадочность образов привлекали людей во все времена и именно поэтому, считаю тему актуальной.

Определение цели и задач работы над темой:

Целью работы является анализ творчества М.А. Врубеля, на примере картины «Демон» (1890 ГТГ).

Задачи:

— изучить биографический материал по теме;

— анализ творчества художника на примере картины «Демон».

4

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ М. А. ВРУБЕЛЯ.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910) крупнейший мастер в русском искусстве рубежа XIX и XX вв., в творчестве которого нашли первое по времени воплощение принципы символизма, М. А. Врубель в 1880 г. поступил в Петербургскую Академию художеств, окончив юридический факультет Петербургского университета. В 1884 г. в Киеве он участвовал в реставрации древних фресок Кирилловской церкви и выполнил ряд самостоятельных композиций, где ориентировался на образцы византийской и древнерусской живописи. Позднее Врубель создал ряд акварельных эскизов на темы «Воскресение» и «Надгробный плач» для росписей Владимирского собора в Киеве, оставшихся неосуществленными.

Долгое время Врубель оставался известным лишь узкому кругу художников и меценатов. Только после демонстрации его больших панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» на Нижегородской выставке 1896 г. и особенно после первых выставок «Мира искусства» его творчество становится широко известным, порождая острую полемику (1).

Художественный язык Врубеля формировался в изобразительной системе стиля модерн символического направления, а также основывался на предметности и осязательной ценности формы, заимствованной художником у традиции русского академического искусства, а в частности у его учителя П.П. Чистякова.

В его творчестве соединяются две тенденции реалистическая и романтическая, на основе данного соединения возникает семантическая двузначность образов. Символ у мастера – это знак с бесконечным множеством трактовок. Созданные им образы многогранны, это символы, вызывающие у зрителя многочисленные ассоциации.

5

Живописец через символический образ создаёт изображение мирового бытия. Все персонажи художника – это многозначные образы-символы, что заключают в себе авторское понимание мира, отражение авторского «я» (2).

Творчество Врубеля конца 1890-х годов отмечено пристальным интересом к фольклорным и сказочным образам. Многие из них навеяны музыкой Н.А. Римского-Корсакова («Царевна-Лебедь», 1900, ГТГ; скульптуры «Волхова», «Мизгирь») (1).

6

2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСТВА М. А. ВРУБЕЛЯ (на примере картины «Демон»).

Центральная тема творчества мастера — это образ Демона.

Эта тематика стала для художника целым миром сложных переживаний. Впервые этот образ привлёк внимание художника при создании эскизов для Владимирского собора в Киеве, он написал его, но впоследствии эту работу уничтожил (2).

В киевский период оформляется индивидуальный стиль Врубеля. В нем господствует пластически-скульптурный объемный рисунок, своеобразие которого-в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани.

Цвет в картинах Врубеля — это окрашенный свет, пронизывающий изнутри грани кристаллической формы. Именно так написана картина «Демон» (1890 ГТГ). (1).

Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий». Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья». Поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали

7

использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и светотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный — голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а «врубелевский» герой изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.

8

Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один

из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». (3).

9

Заключение.

В целом искусство Врубеля отмечено характерными для романтического мироощущения чертами трагического разлада с действительностью, его девиз: «Будить от мелочей будничного величавыми образами». Но благодаря удивительной способности художника переживать образы прошлого как вечно живое наследие, к которому каждое новое поколение обращается заново, его искусство сохраняет волнующую силу и значение для современных зрителей и художников.

Метод Врубеля не столько непосредственное наблюдение и передача видимой натуры, сколько метод идеального представления, воображения, которое пользуется видимыми формами, чтобы творить из них неожиданные, странные сочетания, создавая фантастически преображенный мир. Тематика его произведений — это, как правило, «вечные» сюжеты и образы, пришедшие не прямо из жизни, а из искусства.

Наиболее последовательный романтик в искусстве своего времени, Врубель вместе с привязанностью к определенному кругу образов наследует из романтической традиции тему ночи. В колорите Врубеля преобладают краски холодной части спектра – это специфически ночной, лунный колорит. Поэзия ночи торжествует в картинах «Сирень» (1900), «К ночи» (1900), в мифологической картине «Пан» (1899). Врубель обращается здесь к дремучим временам первобытного языческого суеверия. (1).

Цветовая гамма художника меняется с определённым этапом его творчества. Зрелый мастер использует более тёмные, насыщенные, мрачные оттенки его цветовой гаммы.

10

Например:

  • у самого сильного эскиза к росписи Владимирского собора «Надгробный плач», созданного в ранний период, цветовое решение состоит из светло-жёлтого, розового, небесного тонов;
  • в созданных в поздний период «Демонах», он использует блестяще-золотистые, сиреневые и жемчужный оттенки. (2).

В своей трактовке образа Демона он значительно отступает от литературного прототипа, ослабляя настроения бунта, гордыни, презрения к миру и выделяя лирическое начало образа: для него Демон – «дух страдающий, но не злобный».

Подводя итог, могу сделать вывод, что цель задачи работы достигнуты.

11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. «Энциклопедический словарь юного художника», Москва «Педагогика» 1983 г.)
  2. Ссылка https://velikayakultura.ru/russkaya-zhivopis/m-a-vrubel-harakteristika-tvorchestva-proizvedeniya
  3. Ссылка https://5sec.info/kartiny/vrubel-demon-sidyashhij/

Михаил Врубель, «Сирень»: описание картины

Один из самых тонких и нежных «ноктюрнов», которые когда-либо писал Врубель – «Сирень» — создает небольшой уголок, в котором реальное смешивается со сказочным. Из-за раскидистого куста сирени в тот самый момент, когда сумерки превращаются в ночь, словно выплывает нежная испуганная девушка. Длинные волосы полностью скрывают ее фигуру и наряд, а кожа отражает лунный свет, создавая волшебный образ русалки или лесной феи.

Врубель сирень писал мастихином (и листву, и соцветия), а женскую фигуру — кистью, благодаря чему на картине создается объемная текстура цветов и листьев, которая контрастирует с гладкой и мягкой формой девушки. На фоне ярких, будто живых цветов барышня, укрытая каскадом длинных черных волос, сливается с тенью и словно выглядывает из-под покрова ночи, пытаясь что-то разглядеть.

врубель сирень описание

Описание картины Утро

Иногда детали картины так связаны друг с другом, что нужное идея картины, ее эмоциональное дно, передается их неразделимым взаимодействием. К примеру, описание картины «Утро» Т. Н. Яблонской, будет начинаться с описания всех предметов на полотне.

Это не портрет, потому что в центре внимания не столько сама девочка, сколько неубранная кровать, озаренная утренним светом, высокий балкон, над которым ползут ветви комнатного растения. Это тот случай, когда детали настолько же интересны, и также передают информацию, как изображенный человек. Иногда бывает и так, что главное место в картине занимает не персонах, не детали, а фон.

Можно в качестве примера привести описание картины «Утро» (масло, холст, 81×113, 1851) И. Айвазовского. Здесь все внимание зрителя сосредоточится на оранжевом, словно туманном фоне. Маленькие люди, стоявшие на берегу, и корабль, удаляющийся на рассвет, не играют важной роли в картине, — оранжевая предрассветная дымка поглощает все. Поэтому обычно описание картины строится именно на том, что первое бросается в глаза зрителю.

М. Врубель, «Сирень»: анализ картины

Многие искусствоведы связывают «Сирень» с другой картиной Врубеля из серии «ноктюрнов» – «Пан». В длинноволосой красавице они угадывают нимфу, в которую был влюблен Сатир. Это предположение подтверждается словами самого Врубеля, который говорил, что «Сирень» является аллитерацией имени той самой нимфы, которую звали Сиринга.

Так же, как и Пан, нимфа Врубеля больше русская, чем греческая. Нет в ней той легкости и безмятежности, присущей классическим мифическим дриадам и наядам. Сотканная из сумеречного света и скрытая в густых соцветиях Сиринга больше напоминает дрему, русалку или другую представительницу Нави; как и врубелевский Пан – больше русский леший, чем греческий Сатир.

Описание картины Аленушка

Иногда картина рождается из явлений, пережитых автором в действительности. Именно так появилась на свет картина Виктора Васнецова «Аленушка» (1881, холст, масло). Описание картины «Аленушка» должно начинаться с описания реальной встречи девушки и знаменитого художника. Это можно включить в качестве интересного факта, который сделает описание картины более интересным и привлекательным для читателя. Эта история произошла в Ахтырке, где Васнецов встретил простоволосую девушку. Позднее художник рассказывал, что она поразила его воображение и столько тоски и одиночества было в ее глазах, и «веяло от нее чисто русской печалью». Вообще описание картины «Аленушка» может повествовать также о глазах Аленушки, полных тоски и печали, упоминание этого в тексте даст ему особый колорит и пафос.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: