Иван Николаевич Римский-Корсаковфаворит Екатерины II Великой

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Римский-Корсаков.

Запрос «Римский-Корсаков, Николай» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Николай Андреевич Римский-Корсаков
Основная информация
Дата рождения6 (18) марта 1844[1][2][3]
Место рождения
  • Тихвин, Новгородская губерния, Российская империя[1][4][…]
Дата смерти21 июня 1908(1908-06-21)[2](64 года) или 20 июня 1908(1908-06-20)[1](64 года)
Место смертиусадьба Любенск, Лужский уезд, Санкт-Петербургская губерния
Похоронен
  • Тихвинское кладбище
Страна
  • Российская империя
Профессии композитор, музыкальный педагог, дирижёр, музыкальный критик,
Жанрыопера
Автограф
Медиафайлы на Викискладе
Произведения в Викитеке

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков

(6 [18] марта 1844, Тихвин — 8 [21] июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Биография

Родился в 1844 году, в городе Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина). В воспоминаниях о матери композитор о[5]. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

В 6 лет началось домашнее обучение Римского-Корсакова, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения[6].

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, Доницетти, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки — «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» — вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Ф. А. Канилле[7].

В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят гардемарином на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Первой симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником — химиком и начинающим композитором А. П. Бородиным, с кумиром кружка А. С. Даргомыжским, с сестрой Глинки Л. И. Шестаковой и с П. И. Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях, как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского-Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова»[8], которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар»[9], над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского. Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Ратклиф», заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость» (1869—1870). Совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым в 1877—1878 годах редактировал партитуру оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», в 1878—1881 годах — партитуру оперы «Иван Сусанин». Долгое время работал над доработкой, оркестровкой и редакцией произведений М. П. Мусоргского: в 1881—1883 годах обрабатывал и редактировал оперу «Хованщина»; в 1886 году доработал фантазию для оркестра «Ночь на Лысой горе»; в 1892—1894 годах работал над редактированием и оркестровкой оперы «Борис Годунов»; в 1906 году редактировал оперу «Женитьба» и работал над оркестровкой трёх вокальных произведений композитора — «Гопак» (из поэмы Т. Шевченко «Гайдамаки»), «По грибы» (слова Л. А. Мея) и «Спи, усни, крестьянский сын» (из поэмы А. Н. Островского «Воевода».

Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году композитор заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на пианистке Надежде Пургольд.

Римский-Корсаков на карикатуре П. Робера, 1903

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: в 1871 году он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки; с 1873 по 1884 год он — инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 год — директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная с 1874 года, композитор занялся дирижированием — сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В середине 1870-х гг. Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32). В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник». Кроме того, Римский-Корсаков подготовил к изданию оперы своих покойных друзей — «Хованщину» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина[10].

Начиная с 1882 года, Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883—1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы[11][12]. В 1886—1900 годах — постоянный дирижёр «Русских симфонических концертов». Так, 31 октября (12 ноября) 1887 года впервые прозвучало «Испанское каприччио» под управлением Римского-Корсакова, а в 1888 году в Петербургском зале Дворянского собрания композитор дирижировал исполнением «Воскресной увертюры», которую он посвятил памяти Бородина и Мусоргского.

В 1906 г. избран членом Шведской королевской музыкальной академии.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Во время революционных событий 1905—1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства. В 1907 г. — член Комитета по организации «Исторических русских концертов» в Париже; принял в них участие как дирижёр и композитор (фраг­мен­ты опер «Ночь пе­ред Ро­ж­де­ст­вом», «Сне­гу­роч­ка», «Мла­да», «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не», «Сад­ко»)[13].

Умер 8 [21] июня 1908 года от инфаркта миокарда в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится Мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы — дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище[14]. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

На флоте

1861-й год стал для будущего композитора не только годом смерти отца, но и годом знакомства с Милием Балакиревым. Тот, насколько вы можете помнить, был вообще довольно характерной личностью. Николай ему сразу же пришелся по нраву, и он решил его взять в свой кружок. Что уж поделать, была у Милия Алексеевича страсть к воспитанию молодых композиторов. Стасов сам это в малой степени поощрял, так что Римский-Корсаков на законных основаниях стал членом Могучей кучки и написал свою первую симфонию. Под руководством все того же Балакирева сделал все аранжировки, кое-как сделал оркестровку и отправился служить во флот, куда его и определили. К тому времени в состав балакиревского кружка входили не только Римский-Корсаков, но и Модест Петрович Мусоргский, а также Цезарь Кюи.

Репин И.Е. Портрет Н.А. Римского-Корсакова. 1893 год

Сказать толком, кто на самом деле был истинным создателем произведений тех лет, быдет довольно сложно. Нет, создателями, конечно, были Мусоргский, Кюи и Римский-Корсаков. Но. Одно только большое-пребольшое НО: за ними всеми стоял Балакирев.

Это он был их идейным вдохновителем, «мучителем» и корректором. Если ему что-то не нравилось, то он мог попросту заставить переработать все произведение, и в итоге от первоначального варианта уже мало что оставалось, пока Учитель не оказывался доволен, а потому молодые композиторы поскрипывали зубами, но продолжали служить эдакой кистью в умелых руках Балакирева.

Но вернемся к герою нашего повествования. Итак, он отправился служить во флот. Сперва он служил на клипере «Алмаз». Благодаря этой службе он побывал во многих интересных странах того времен, среди которых Англия, Норвегия, Польша, Франция, Италия, Соединенные Штаты, Бразилия и Испания. Стоит ли говорить, что Николай вобрал в себя множество впечатлений, которые ну просто грех было не воплотить в партитуре. Он это и сделал, яркими и насыщенными красками передавая эти настроения в оркестровках к своим произведениям.

Стоит, правда, отметить, что служба на клипере практически не оставляла ему возможности совершенствовать композиторское мастерство. Да и вообще, писать было особо некогда, служба моряка сложна и насыщенна. Поэтому за все эти годы из-под его пера появилась лишь вторая часть его Первой симфонии. Он ее написал в конце 1862-го года, после чего надолго забросил сочинительство.

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы[15], среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе: Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Макар Екмалян, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Владимир Сенилов, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Михаил Чернов, Максимилиан Штейнберг[16]. Многие из его учеников стали крупными деятелями национальных музыкальных школ — Армении (М. Г. Екмалян, А. А. Спендиаров), Грузии (М. А. Баланчивадзе), Латвии (А. А. Юрьян, Я. Витол, Э. Мелнгайлис), Литвы (К. М. Галкаускас), Украины (Н. В. Лысенко, Я. С. Степовой, Ф. С. Акименко), Эстонии (Р. И. Тобиас, А. Й. Капп)[17].

Педагогической и просветительской работой Римского-Корсакова восхищался П. И. Чайковский, который в своём письме к нему писал: «Но Вы не захотели удовольствоваться одною лишь композиторскою деятельностью. Вы сделались музыкальным педагогом, и целая фаланга молодых русских музыкантов, возрастая под Вашим руководством, передает, конечно, будущим поколениям результаты Вашего творчества»[18].

И. Ф. Стравинский так отзывался о педагогической деятельности своего учителя: «В моём музыкальном образовании есть одно большое преимущество — я занимался с Римским-Корсаковым. Он был совершенно замечательным педагогом, чрезвычайно внимательным и обстоятельным, мудрым и остроумным. Делая замечание, он облекал его в такую форму, что забыть его было почти невозможно. Одну деталь ученики Римского-Корсакова запомнят навсегда — он никогда не хвалил. Ученик, который ожидал одобрительного похлопывания по плечу, разочаровался бы в Римском-Корсакове. Напротив, он мог быть безжалостно суровым в своей критике»[19].

Андрей Римский-Корсаков: «Я пытаюсь писать музыку в стиле соул, фанк, джаз»

Профессиональных музыкантов у нас в семье нет. Бабушка — искусствовед, работает в Русском музее, а дедушка, ядерный физик, — в Радиевом институте имени Хлопина. На праздники в их доме за одним столом собираются три поколения: приезжаем мы вчетвером — отец, мама, я с младшим братом Сашей — и сестра папы с мужем и сыном. Каждый год мы вместе празднуем Пасху, инициатива исходит от бабушки, Светланы Викторовны, она религиозный человек. И обязательно встречаемся на Масленицу: бабушка печет вкуснейшие блины, которые подает с малиновым вареньем или икрой. Я уверен, что такие собрания очень полезны, потому что сплачивают семью. Тем более что на отдых мы редко ездим вместе: дедушка до сих пор невыездной, он знает слишком много секретов. (Смеется.) У деда, Александра Андреевича, хранится портсигар с гербом Римских-Корсаковых, который передается из поколения в поколение. Возможно, когда-то достанется имне.

Все потомки Николая Андреевича ежегодно в памятные даты собираются в музее-квартире Римского-Корсакова на Загородном проспекте, или в фамильном доме в Тихвине, где мой прапрапрадедушка родился и провел детские годы, или в усадьбе Любенск в Псковской области, где он жил каждое лето и в которой умер. Нас всякий раз представляют аудитории — как я понимаю, это помогает организаторам привлекать на концерты больше слушателей. Но сам я скорее предпочту пойти в Джазовую филармонию, чем в Филармонию на площади Искусств. Минимум раз в год хожу на «Снегурочку», недавно слушал ее в театре «Зазеркалье», и конечно, бывал на всех операх Николая Андреевича, которые идут в Мариинском театре.

Легко могу объяснить, почему я выбрал экономическое образование и собираюсь стать бизнесменом: поскольку я родился мужчиной, то мне надо содержать семью и иметь почву под ногами. Мои родители занимаются бизнесом, но я не считаю, что просто пошел по их стопам, это было мое собственное решение, не навязанное мне извне. Со временем хочу создать собственную компанию и заниматься электронной коммерцией. Несомненно, в положении наемного работника есть определенные преимущества: стабильность, отсутствие необходимости отвечать за дело своей шкурой. Но при этом, как я понял современный капитализм после изучения его в университете, собственник всегда заинтересован в том, чтобы выжимать максимальные соки из своих сотрудников, платя им минимум. Чаще всего сотрудник приносит своей компании гораздо больше, чем получает от нее. Мне нравится ставить самому себе задачи и решать их.

На экономфак СПбГУ я перевелся после года учебы в петербургском филиале Высшей школы экономики: не очень хорошо окончил первый курс, попросили забрать документы, а в университете существовала возможность поступления на второй курс, правда пришлось перейти с бюджетной на платную форму обучения. Только что я получил диплом бакалавра и теперь хочу поехать учиться в магистратуру в Азию, в идеале в Гонконг: там мощная ИT-база в университетах, это перспективное место с точки зрения моего карьерного роста. Хочу доучить китайский язык — я начинал изучать его в СПбГУ, но, к сожалению, из-за проблем с сессией много пропустил и не смог догнать группу. Решил, что это лучше делать на месте с носителями языка. В школах до этого у меня были английский, немецкий, испанский, французский, поскольку учился я в трех местах: сначала в 631-й школе на Черной речке, после седьмого класса перешел в известную физматшколу № 239, а десятый-одиннадцатый классы окончил в 56-й гимназии на Петроградской стороне. Периодически от солидных вроде бы учителей звучали дурацкие шутки, вроде «Это Римский или Корсаков отвечает?». Я к таким уже привык. Одноклассники относились ко мне по-разному, некоторые с неприязнью, но я даже не хочу анализировать, чем она была вызвана.

Года в четыре меня впервые отвели на уроки музыки для подготовки к поступлению в музыкальную школу, и запомнилось, что преподаватели как-то по-особенному реагировали на мою фамилию. В итоге я окончил музыкальную школу по классу фортепиано.

Я пытаюсь писать музыку в стиле соул, фанк, джаз. Но воспринимаю это как хобби, которое приносит мне удовольствие, — еще далек от того, чтобы показывать свою музыку какой-то более-менее искушенной аудитории. Свое любимое направление фанк я бы охарактеризовал словами «солнечный», «хорошее настроение», «ри, «драйв». То, что сейчас популярно, — фигня по сравнению с мелодиями 1970-х, особенно в плане богатства звучания: сегодня в электронике две ноты и три аккорда, это неинтересно. А для создания новых хитов современные музыканты берут части из тех самых джазовых и соул-песен. Считается, что если когда-то композиция «выстрелила», то новый трек с заимствованной ритм-секцией тоже, скорее всего, станет успешным. Регулярно просматриваю Last.fm, а кроме того, ищу новых артистов на уже знакомых мне лейблах. Так, на Salsoul Records, где выпускался аргентинский пианист и композитор Бебу Сильветти, я нашел Лолитту Холлоуэй, американскую соули диско певицу, участницу госпел-группы The Caravans. Безусловно, наслушавшись мэтров, я им стилистически подражаю в своих записях. Но считаю, что вдохновение приходит из повседневной жизни, а у классиков жанра стараюсь находить для себя технические элементы: переходы, сбивки, сочетание инструментов. Сейчас у меня в почете звучание плотных басовых гитар и ритмичное звяканье на акцентах.

Семья

Римский-Корсаков обвенчался 30 июня 1872 года в парголовской церкви с пианисткой Надеждой Пургольд (1848—1919). У них родились сыновья Михаил (1873—1951), Андрей (1878—1940), Владимир (1882—1970), Святослав (1889—1890), дочери Софья (1875—1943), Надежда (1884—1971), Мария (1888—1893).

Потомки Н. А. Римского-Корсакова

Жена — Надежда Николаевна Пургольд (1848—1919) — пианистка, композитор, музыковед.

  • Дети и внуки:
  • Михаил Николаевич (1873—1951) — зоолог-энтомолог, лесовод. Был женат дважды: 1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871—1953); дети:
  • Наталья Михайловна (1900—1901),
  • Георгий Михайлович (1901—1965) — музыковед, композитор и акустик,
  • Вера Михайловна (1903—1973) — библиограф,
  • Елена Михайловна (1905—1992) — преподаватель иностранных языков.
  • 2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884—1929);
      дети:
  • Игорь Михайлович (1911—1927),
  • Ольга Михайловна (1914—1987) — кандидат геолого-минералогических наук.
  • Софья Николаевна, в замужестве Троицкая (1875—1943) — певица, умерла от голода в блокаду.
      муж Владимир Петрович Троицкий (1876—ок. 1926), дети:
  • Ирина Владимировна, в замужестве Головкина, (1904—1989) — автор книги «Лебединая песнь. Побеждённые»;
  • Людмила Владимировна (?—1942), умерла в мае 1942 года в ссылке в Тюмени.
  • Андрей Николаевич (1878—1940) — музыковед, редактор, доктор философии.
      жена Юлия Лазаревна Вейсберг (1879—1942), композитор[20], критик и публицист, ученица отца. Погибла во время блокады. сын:
  • Всеволод Андреевич (1915—1942) — филолог, переводчик, погиб во время блокады.
  • Владимир Николаевич (1882—1970) — титулярный советник, альтист Мариинского театра.
      жена Ольга Артемьевна Гилянова (1887—1956). дети:
  • Андрей Владимирович (1910—2002) — физик-акустик, доктор физико-математических наук; сын: Александр Андреевич (1936—2018) — ученый, физик-ядерщик, генеральный директор Радиевого института им. В. Г. Хлопина в 1999—2005 гг.[21]
  • Татьяна Владимировна (1915—2006) — архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде Н. А. Римском-Корсакове.
  • Надежда Николаевна (1884—1971),
      муж Максимилиан Осеевич Штейнберг (1883—1946), композитор, дирижёр и педагог. дочь:
  • Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914—1987) — филолог, автор грамматики французского языка.
  • Мария Николаевна (1888—1893), умерла в детстве;
  • Святослав Николаевич (1889—1890), умер во младенчестве.
  • Список сочинений

    Оперы

    • Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895)
    • Майская ночь (1880)
    • Снегурочка (1881)
    • Млада (1892)
    • Ночь перед Рождеством (1895)
    • Садко (1896)
    • Моцарт и Сальери (1898)
    • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898)
    • Царская невеста (1899)
    • Сказка о царе Салтане (1900)
    • Сервилия (1902)
    • Кащей Бессмертный (1902)
    • Пан воевода (1904)
    • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904)
    • Золотой петушок (1907)

    Симфонические произведения

    • Симфония № 1 (1865; 1884)
    • Сказка (симфоническая пьеса) (1880)
    • Симфониетта на русские темы (1885)
    • Увертюра на темы трех русских песен (D-dur, op. 28, 1866, окончательная редакция — 1880)
    • Антар (первоначально — Симфония № 2) (1868; 1875; 1891)
    • Симфония № 3 (1873; 1886)
    • Шехеразада (симфоническая сюита) (1888)
    • Испанское каприччио, (1897)[en]
    • Светлый праздник (увертюра)
    • Садко, (1896)
    • Снегурочка (сюита)
    • Ночь перед Рождеством (сюита)
    • Концерт для фортепиано с оркестром

    Вокальные сочинения

    • 79 романсов
    • хоры с оркестром и a capella
    • сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен».(собранных Т. Филипповым) (1882)

    Книги

    • Летопись моей музыкальной жизни (1909)
    • Практический учебник гармонии (1885)
    • Основы оркестровки (1913)

    Коллективные сочинения Римского-Корсакова:

    • «Всенощная» — совместно с учителями Придворной капеллы Смирновым, Азеевым, Копыловым и Сырбуловым
    • Квартет на тему B-la-ef
      к именинам Митрафана Петровича Беляева: первая часть —Римский-Корсаков, скерцо — Лядов, серенада — Бородин, финал — Глазунов, а также сюита «Именины» в трёх частях (Римский-Корсаков создал 3-ю часть — «Хоровод»)
    • В оркестровке оперы «Князь Игорь» участвовали и Дютш, братья Блуменфельды (Феликс и Сигизмунд)

    Презентация » Н.А. Римский-Корсаков»

    Слайд 1

    Презентация на тему: « Н.А.Римский – Корсаков» Выполнила : обучающаяся 7 класса отделения «Фортепиано» МБОУ ДО «Рыльская ДШИ» Курской области Бештанько Марина Руководитель : преподаватель истории и теории музыки Тивина Елена Георгиевна

    Слайд 2

    Н.А.Римский — Корсаков (1844-1908)

    Слайд 3

    Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; представитель «Могучей кучки», возглавлял Беляевский кружок. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

    Слайд 4

    Детство Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине, провинциальном городке Новгородской губернии. Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: отец композитора по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни, а также отрывки из модных опер. Музыкальные способности мальчика — абсолютный слух, ритм, память — проявились в двухлетнем возрасте. Музыка давалась Николаю легко — он вообще был понятлив, но знаний и умения матери уже не хватало. Вскоре ее заменила специально приглашенная учительница, добросовестная, но, видимо, не очень способная музыкантша; после нее на протяжении нескольких лет мальчика обучали еще две учительницы. Несмотря на прекрасный слух, он играл, как вспоминал впоследствии сам, «плохо, неаккуратно и был слаб в счете». Однако к 11 —12 годам он сделал значительные успехи и участвовал в игре на фортепиано в 4 и в 8 рук. Но музыка в то время была не единственным и даже не самым любимым занятием Римского-Корсакова. Ника, как его звали домашние, рос обыкновенным мальчиком — пытливым, подвижным. Он любил игры, которые сам придумывал, любил лазать по крышам и деревьям, бегать в саду за домом, бродить по нолям или в лесу, не всегда слушался старших, иногда шалил. Мысль сделаться музыкантом ему и в голову не приходила; он мечтал о путешествиях и плаваниях по далеким морям. В письмах к старшему брату Воину Андреевичу, он то и дело спрашивал об устройстве корабля, просил объяснить морские технические термины, которых знал множество. «Меня пленяла мысль быть моряком», — вспоминает композитор. Мечта его вскоре осуществилась: в 1856 году он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус.

    Слайд 5

    Фотография Римского-Корсакова в юности

    Слайд 6

    Учился Нике пошел тринадцатый год, когда началась новая полоса в его жизни. Порядки в Морском корпусе ничем не отличались от существовавших в других военных заведениях николаевской эпохи. Учеников секли за плохие оценки; нередки были драки между учащимися: старшие и более сильные обижали младших. «Новенький» сразу же дал отпор пристававшим к нему «старикашкам» и быстро сдружился с товарищами. Были в корпусе и замечательные преподаватели, самоотверженные воспитатели молодежи. В число старшекурсников входили будущий писатель Станюкович и художник Верещагин. Кадет Корсаков учился хорошо. В течение шести лет обучения в корпусе он неизменно числился среди первого десятка. Свободное от занятий время он все более и более заполнял музыкой: учился играть на рояле, посещал концерты и оперные спектакли. Он организовал в училище хоровой кружок. Выяснив, кто из товарищей может петь, набрал восемнадцать человек и начал разучивание программы. Пели хор ополченцев из интродукции к «Ивану Сусанину» и заключительное «Славься», которое юноша сам переложил для исполнения мужским хором. Собирались по вечерам в каком-либо свободном классе и не без опаски. Впоследствии Римский-Корсаков писал: «Хоровое пение почему-то преследовалось в училище начальством, и мы делали это тайком». Часто он играл отрывки из опер Глинки, обращая внимание товарищей на их красоту.

    Слайд 7

    Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге

    Слайд 8

    Могучая кучка М . А. Балакирев был одним из самых выдающихся деятелей русского музыкального искусства XIX века. Знакомство с Римским-Корсаковым произошло, когда ему исполнилось 25 лет; он был в расцвете творческих сил и пользовался известностью среди передовых музыкантов. М. И. Глинка, познакомившийся с Балакиревым в последний год своей жизни, указал на него как на своего продолжателя. Балакирев объединил вокруг себя группу молодых музыкантов. В нее входили А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и самый молодой в кружке — Н. А. Римский-Корсаков. Идеей, вдохновившей балакиревцев , — была борьба за самобытную русскую музыку, развивающуюся на основе народной песни, за передовое искусство, обращенное к демократической публике. Собираясь, они не только играли свои музыкальные сочинения, но и читали вслух статьи Герцена и критиков-демократов, горячо спорили об искусстве. Здесь юный Корсаков впервые узнал, как надо заниматься самообразованием, изучать историю, услыхал о писателях, о которых в училище понятия не имел. В 1862 году он начал свое первое крупное сочинение — Первую симфонию (ми-бемоль минор). К концу весны он успел написать три части — I, Скерцо (без трио) и Финал. Со смертью Мусоргского и Бородина распалось славное товарищество композиторов — Могучая кучка.

    Слайд 9

    Члены «Могучей кучки» М. А. Балакирев М. П. Мусоргский А. П. Бородин Н. А. Римский-Корсаков Ц. А. Кюи

    Слайд 10

    Профессиональная и общественная деятельность В декабре 1865 года в открытом, публичном исполнении прозвучала Первая симфония. Это первое крупное произведение композитора, во многом еще незрелое, но вместе с тем самобытное, свидетельствовало о появлении в музыкальном мире большого, своеобразного таланта. Летом 1868 года Римский-Корсаков закончил новое программное произведение — симфоническую сюиту « Антар » — восточная сказка О. Сенковского . В январе 1873 года прошла премьера первой оперы Римского-Корсакова « Псковитянка ». С оперы «Майская ночь» начинается новый период в творчестве Римского-Корсакова. Он очень любил «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Через два года после «Майской ночи», в 1881 году Римский-Корсаков закончил вторую весеннюю оперу — «Снегурочка», одно из лучших русских классических произведений. Бородин умер в расцвете творческих сил, не успев ни завершить самое значительное свое произведение — оперу «Князь Игорь». Теперь Римский-Корсаков торопливо набрасывал на бумагу все, что запомнил, не щадя сил и времени, чтобы завершить сочинение своего друга. Так он понимал свой долг и выполнял его со свойственным ему чувством глубокой ответственности. С беляевским кружком связана большая деятельность Римского-Корсакова как дирижера. Он не считал дирижирование своим призванием. Быть может, слишком даже придирчиво оценивал свои исполнительские способности: Лучшие симфонические произведения Римского-Корсакова 80-х годов — Каприччио на испанские темы и « Шехеразада ». Каприччио — ряд сценок из народной жизни Испании. Мысль воплотить в музыке образы сказок «Тысячи и одной ночи» принадлежала Стасову и увлекла композитора, любившего Восток, его искусство и природу. Сказки «1001 ночи» он хорошо знал с детства. Отдельные, не связанные друг с другом эпизоды и картины особенно любимых им сказок образовали четыре части сюиты. Между тем Римский-Корсаков уже писал оперу «Садко». Это одна из немногих былин, герой которой — человек искусства, певец-гусляр. Своим талантом он подчиняет силы природы, но думает не о себе, не о своем благе. «Сказка о царе Салтане» — жизнерадостная, светлая опера. Никто в ней не гибнет и не страдает.

    Слайд 11

    Последняя опера 1905 год начался расстрелом мирной демонстрации доверчивых ходоков к царю-батюшке. По всей России начались забастовки, революционные выступления. Римский-Корсаков не был революционером, но он ненавидел самодержавие и глубоко понимал правоту учащихся. Начались аресты. В тюрьму посадили более ста учащихся в том числе и студенты Корсакова. Стало ясно, что протесты и переговоры с дирекцией консерваторий бесполезны, и Римский-Корсаков обратился к общественному мнению страны. Он написал письмо в газету «Русские ведомости», в котором открыто высказывал свою точку зрения. За это письмо Римский-Корсаков был немедленно уволен из консерватории. Его произведения запретили исполнять и в концертах и на сцене. Однако с подъемом революции этот запрет отпал, и приказ об увольнении Римского-Корсакова потерял силу. Последняя опера Римского-Корсакова «Золотой петушок» проникнута революционными настроениями. Борьба с цензурой длилась до последнего дня жизни Римского-Корсакова. Несомненно, что связанное с этим волнение, встречи с тупыми и наглыми чиновниками отразились на его здоровье. Напряженная многолетняя творческая работа, активная общественная деятельность и события 1905 года постепенно вызвали заболевание сердца. После запрещения «Золотого петушка» болезнь резко усилилась. Тяжелые приступы удушья следовали один за другим. Врачи настаивали на полном покое. Для Римского-Корсакова, привыкшего к активной деятельности, это предписание оказалось особенно трудным. Всякий раз, почувствовав улучшение, он принимался править корректуру «Золотого петушка» для издания, обдумывал новые творческие замыслы. Родные увезли композитора в Любенск — усадьбу Римского-Корсакова. Весенняя природа подействовала на больного благотворно. Но мысли о работе не покидали его и здесь: он продолжал писать свой труд «Основы оркестровки», думал о создании новой «специально вокальной оперы». Свадьба дочери Надежды была последним радостным событием в его жизни. Здоровье Римского-Корсакова опять ухудшилось. В ночь на 8 июня 1908 года над Любенском разразилась гроза. У Римского-Корсакова повторился приступ удушья, приведший его к смерти. Со смертью Римского-Корсакова закончилась целая эпоха в новой русской музыке. Он похоронен в Александро-Невской лавре, рядом с Глинкой, Балакиревым , Бородиным, Мусоргским, Чайковским и другими композиторами.

    Слайд 12

    Портрет Н.А.Римского — Корсакова, картина В.А.Серова (1865-1911)

    Слайд 13

    Важные даты Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 (6) марта 1844 года в Тихвине. 1850 год – Николай Римский-Корсаков начинает обучаться музыке. 1856 год – отец привозит будущего композитора в Петербург и, по давней семейной традиции, определяет в морской кадетский корпус. Этот же год – возобновление занятий музыкой. Николай учится у виолончелиста Александринского тетра Улиха . 1858 год – музыкальным педагогом Римского-Корсакова становится известный в то время пианист Федор Андреевич Канилле . Под его руководством у ученика наконец-то появляется интерес к музыке. Этот интерес постепенно достигает такой силы, что затмевает все остальные, даже любовь к морскому делу. 1861 год – Римский-Корсаков знакомится с Балакиревым и становится участником его музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». 1862 год – закончив обучение в морском кадетском корпусе, Николай Андреевич отправляется в трехлетнее кругосветное плавание на клипере «Алмаз». В пути он сочиняет анданте для симфонии на тему русской народной песни, отправляет его Балакиреву и получает только положительные оценки своего произведения. Октябрь 1865 года – написана и исполнена Первая симфония Римского-Корсакова. 1868 год – написана Вторая симфония « Антар », позже переименованная в сюиту. 1871 год – начало педагогической карьеры. Римский-Корсаков становится профессором специального теоретического класса композиции петербургской консерватории. Декабрь этого же года – композитор женится на Надежде Пургольд , с которой познакомился к кружке Балакирева . Январь 1873 года – премьера оперы « Псковитянка », написанной Николаем Андреевичем по драме Л.А. Мея . Опера имеет успех.

    Слайд 14

    1873 – 1883 годы – Николай Андреевич занимает пост инспектора музыкальных хоров морского ведомства. 1874 – 1881 годы – Римский-Корсаков является директором Бесплатной музыкальной школы. 1875 год – написан струнный квартет. Февраль 1876 года – в зале Дворянского собрания исполняется Третья симфония. Оба последних произведения не принимают ни публика, ни критика. Этот же год – Римский-Корсаков составляет сборник «100 русский народных песен». 1878 год – написана опера «Майская ночь» по произведению Н.В. Гоголя. 1881 год – Римский-Корсаков пишет оперу «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского. И «Снегурочка», и «Майская ночь» ставятся на сцене Мариинского театра. 1882 год – ученики Николая Андреевича объединяются в музыкальный кружок, названный Беляевским, поскольку собирались все в доме М.П. Беляева. Возглавляет кружок Римский-Корсаков. 1883 – 1894 годы – композитор занимает пост помощника управляющего Придворной певческой капеллы. 1890 год – написана опера «Млада». 1895 год – композитор вновь обращается к творчеству Н.В. Гоголя и пишет оперу «Ночь перед Рождеством» по одноименному произведению литератора. 1896 год – Николай Андреевич возвращается к былинной теме и создает оперу «Садко». Произведение ставится на Московской частной русской оперной сцене и имеет огромный успех. 1897 год – написана опера «Моцарт и Сальери» по произведению А.С. Пушкина. 1900 год – написана опера «Сказка о царе Салтане», год спустя – еще одна сказка «Кащей Бессмертный». 1907 год – Римский-Корсаков пишет свою последнюю оперу «Золотой петушок». 21 (8) июня 1908 года – Николай Андреевич Римский-Корсаков умирает в своей усадьбе Любенск, расположенной в современной Ленинградской области.

    Слайд 15

    Индивидуальный стиль Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора, а так же Римского-Корсакова вдохновляли и образы народного искусства других стран. Под впечатлением арабских сказок «Тысячи и одной ночи» создано лучшее симфоническое произведение Римского-Корсакова «Шахерезада». Испанские народные мелодии легли в основу «Испанского каприччио». Господствующий тон искусства Римского-Корсакова — светлый, жизнерадостный. Ему особенно близки теплые лирические образы, но ему не чужды и образы глубоко драматические. Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям, отражая потребности времени. В творческом облике Римского-Корсакова много сходного с М. И. Глинкой. Прежде всего — гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры, классическая ясность музыкального мышления. Опираясь на традиции “Руслана и Людмилы”, он создал к середине 90-х гг. свою систему ладо-гармонических средств, т. н. “гамма Римского-Корсакова”. Колористические тенденции проявляются также в opкестровке , которую Римский-Корсаков рассматривал как неотъемлемую часть замысла. Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло и, следуя заветам Глинки, предпочитает звучания чистых тембров густым смешанным краскам. Яркость и виртуозный блеск его оркестра сочетаются с прозрачностью и лёгкостью фактуры, отличающейся безупречной ясностью голосоведения.

    Слайд 16

    Эскиз декорации к опере «Садко» Эскиз декорации драмы «Шехерезада» Эскиз декорации к опере «Снегурочка» Эскиз декораций к опере «Золотой петушок»

    Слайд 17

    Спасибо за внимание! Информация для презентации предоставлена из следующих сайтов: https://pomnipro.ru/memorypage39891/biography https://kartinkinaden.ru/lyudi/kompozitory/911-interesnye-fakty-iz-zhizni-rimskogo-korsakova.html https://www.rimskykorsakov.ru/hrono.html Симфоническая сюита Н.А. Римского — Корсакова « Шахеразада »

    Адреса в Санкт-Петербурге

    • Лето 1856 года — квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой (Миллионная улица, д. 6);
    • 1867 — сентябрь 1871 года — доходный дом Аренс (7-я линия Васильевского острова, д. 4);
    • сентябрь 1871—1872 — доходный дом Зарембы (Пантелеймоновская улица, ныне улица Пестеля, д. 11, кв. 9);
    • 1872 — осень 1873 года — дом Морозовых (Шпалерная улица, д. 4);
    • осень 1873—1883 — доходный дом Кононова (Фурштатская улица, д. 33, кв. 9);
    • 1883—1889 (Владимирский проспект, д. 18, кв. 5);
    • 1889 — 19 сентября 1893 года — дом Капеллы (набережная реки Мойки, д. 20);
    • 19 сентября 1893 — 21 июня 1908 года — дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой (Загородный проспект, д. 28, кв. 39), ныне — Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова

    Память

    Памятники, музеи, учреждения

    • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
    • Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
    • Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov
      )
    • В 1952 году (30 ноября[22]) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский)[23] Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
    • В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
    • Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
    • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
    • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
    • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
    • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
    • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
    • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
    • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
    • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
    • Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил
    • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве

    Топонимы

    Россия

    • Проспект Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
    • Улица Римского-Корсакова в Москве.
    • Римского-Корсакова в посёлке Фрунзевец (Апрелевка, Наро-Фоминский район, Московская область).
    • Улица Римского-Корсакова в Липецке.
    • Улица Римского-Корсакова в Нижнем Новгороде.
    • Улица Римского-Корсакова в Новосибирске.
    • Улица Римского-Корсакова в Тихвине.
    • Улица Римского-Корсакова в Луге.
    • Улица Римского-Корсакова в Плюссе (Плюсской район, Псковская область)

    Другие страны

    • Улица Римского-Корсакова — улица в Донецке.
    • Улица Римского-Корсакова — улица в Сумах.
    • Улица Римского-Корсакова — улица в Алматы.
    • Улица Римского-Корсакова — улица в Сибиу.

    Транспортные средства

    • В 1956 году построенному для Советского Союза в Чехословакии теплоходу было присвоено имя — Римский-Корсаков.
    • Airbus A320 Аэрофлота с номером VP-BWE носит имя Римского-Корсакова.

    В филателии

    • Почтовая марка СССР (без перфорации), 1944 (ЦФА [ИТЦ «Марка»] № 915)
    • Почтовая марка СССР, 1944 год
    • Почтовая марка СССР, 1944 год
    • Почтовая марка СССР, 1944 год
    • Почтовая марка СССР, 1958 год
    • Почтовый блок России, 1994 год

    Николай Андреевич Римский-Корсаков. Испанское каприччо

    Вслед за блестящими увертюрами Михаила Ивановича Глинки, «испанскую тему» в русской музыке продолжил Николай Андреевич Римский-Корсаков. В отличие от Глинки, Испанию он не посещал никогда, и что именно послужило для него источником вдохновения при создании «Испанского каприччо», остается только догадываться. Известно только, что в 1886-1887 гг. он подробно изучил скрипичную технику, написал виртуозную пьесу на основе двух народных русских тем и вознамерился создать еще одно произведение для скрипки с оркестром – на сей раз на испанские темы. Но от этого замысла Николай Андреевич отказывается и отдает предпочтение чисто оркестровой пьесе. Реализацию этого замысла пришлось отложить: в 1887 г. после смерти Александра Порфирьевича Бородина Римский-Корсаков занимался оркестровкой «Князя Игоря», однако в середине лета он все же принимается за пьесу, названную «Испанским каприччо».

    По его мысли, это должно было быть блестящее по колориту оркестровое произведение – так оно и вышло. Причем автор подчеркивал, что это не «блестяще оркестрованная пьеса», а именно оркестровое сочинение: тембры – не «украшение» для мелодий, а самая их сущность. Римский-Корсаков всегда был непревзойденным мастером оркестровки, но здесь его мастерство достигает апогея – любую из тем невозможно представить в каком-либо другом инструментальном изложении. Форма Испанского каприччо ближе всего к сюите, но пять частей, составляющих его, исполняются без перерыва – лишь первая часть отделяется от последующих генеральной паузой.

    Первая часть – Альборада. Это жанр испанской народной инструментальной музыки, наигрыш на свирели или волынке (иногда в сопровождении ударных инструментов), которым пастухи приветствовали наступление утра. Композитор использует здесь подлинный испанский народный наигрыш, взятый им из сборника Инценги, причем цитирует он не только саму мелодию, но и характерный ритм сопровождения. Начинаясь в ярком, праздничном tutti, тема передается то одной инструментальной группе, то другой – и в конце концов «растворяется», затихая.

    Вторая часть – Вариации – своим медленным темпом контрастирует стремительной Альбораде. В основе ее «Вечерний танец» – астурийская народная мелодия. Излагают ее трубы, а затем виолончели. В процессе варьирования тема не утрачивает своего пасторального характера, но приобретает новые оттенки – например, томность и страсть, связанные с тембром английского рожка. Как и в Альбораде, к концу Вариаций постепенно снижается звучность, и заканчиваются они изложением первозданного вида темы в сопровождении флейтовой каденции.

    Третья часть – снова Альборада, и основана она на той же теме, что и первая, но в другой тональности, и оркестровка здесь тоже иная – еще более яркая. Эту часть Николай Андреевич Римский-Корсаков считал наиболее удачной. Правда, он весьма самокритично замечал, что медные духовые могут здесь заглушить деревянные, но достаточно внимательный дирижер вполне может этого не допустить.

    Часть четвертая – «Сцена и песня гитаны» – тоже основана на народной теме, позаимствованной из сборника Инценги, в котором она именуется «Цыганской песней». Этому зажигательному танцу предшествует дробь малого барабана и целый ряд блестящих каденций различных инструментов – скрипки, флейты, кларнета и арфы.

    Последняя часть Испанского каприччо – Астурийское фанданго – создает впечатление массового танца, в котором причудливо мелькают различные темы. В эту общую пляску вплетаются и две темы из «Сцены и песни гитаны», а кода основывается на теме Альборады. Возвращение тем из предыдущих частей в финале придает композиции каприччо особую цельность.

    Испанское каприччо впервые прозвучало осенью 1887 г. под управлением автора в Санкт-Петербурге. Среди восхищенных слушателей был Петр Ильич Чайковский. На ленте венка, который преподнес он Николаю Андреевичу, было начертано: «Величайшему мастеру инструментовки от искреннего почитателя».

    Музыкальные Сезоны

    Примечания

    1. 123
      Rimsky-Korsakov, Nicolas Andreievich //
      1911 Encyclopædia Britannica
      — 11 — New York City: 1911. — Vol. 23. — P. 348. https://wikidata.org/Track:Q867541″>https://wikidata.org/Track:Q36758866″>https://wikidata.org/Track:Q60″>
    2. 12
      идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.

      https://wikidata.org/Track:Q19938912″>https://wikidata.org/Track:P268″>https://wikidata.org/Track:Q54837″>

    3. 12
      Римский-Корсаков //
      Музыкальный словарь
      :
      Перевод с 5-го немецкого издания
      / под ред. Ю. Д. Энгель — М.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 3. — С. 1112–1115.

      https://wikidata.org/Track:Q7117345″>https://wikidata.org/Track:Q27773541″>https://wikidata.org/Track:Q2910129″>https://wikidata.org/Track:Q27680201″>

    4. Римский-Корсаков Николай Андреевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
      https://wikidata.org/Track:Q17378135″>
    5. Римский-Корсаков Н. А.
      Из семейной переписки. — СПб: Композитор, 2008. — С. 8. — 248 с.
    6. Летопись моей музыкальной жизни, 1926, с. 28—30.
    7. Летопись моей музыкальной жизни, 1926, с. 34.
    8. В. А. Вахромеев.
      Гамма Римского-Корсакова
      (неопр.)
      .
      «Belcanto.ru». Проект Ивана Фёдорова
      .
    9. А. П. Бородин.
      Симфоническая сюита Римского-Корсакова «Антар»
      (неопр.)
      .
      Журнал «Sovfarfor»
      .
    10. Е. Гордеева.
      ПЕРСОНЫ: Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор. Биография
      (неопр.)
      .
      «Санкт-Петербургская филармония им. Д. Д. Шостаковича»
      .
    11. Н. Компанейский.
      Значение Н. А. Римского-Корсакова в русской церковной музыке // Русская музыкальная газета. — 1908. — 28 сентября (№ 39—40). — С. 837—842 [76].
    12. Золотарёв В. А.
      Н. А. Римский-Корсаков в Певческой капелле. Из воспоминаний ученика // Советская музыка : журнал. — 1948. — Ноябрь (№ 9). — С. 52—56.
    13. Исторические русские концерты (неопр.)
      .
      Большая Российская энциклопедия
      .
    14. НОВЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МУЗЕЯ-КВАРТИРЫ Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА — RKORSAKOV.RU (неопр.)
      . www.rimski-korsakov.narod.ru. Дата обращения 12 декабря 2017.
    15. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)
    16. Римский-Корсаков: Педагогическая деятельность. Ученики (неопр.)
      .
      Национальный Фонд подготовки кадров. Информатизация системы образования
      .
    17. Стасов В. В.
      Статьи о музыке. Выпуск четвертый. — М: Музыка, 1978. — С. 35.
    18. И. Стравинский. Публицист и собеседник. — М: Советский композитор, 1988. — С. 72.
    19. Первая русская женщина-композитор (недоступная ссылка)
    20. Умер правнук композитора Римского-Корсакова https://tass.ru/obschestvo/5086106
    21. Шерих Д. Ю. «Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда.» К 290-летию Санкт-Петербурга. Издательство «Петербург — XXI век». 224 с., тираж 30000 экз. ISBN 5-85490-036-X
    22. 11 января 2012 года.
    23. Песнь Шахерезады (Song of Scheherazade) (неопр.)
      .
      Сетевое издание «Киномания Ру (Kinomania.ru)»
      .

    Литература

    • 45 русских народных песен (из сборника Н. А. Римского-Корсакова), положенных на 3 однородных голоса и приспособленных для учебных заведений В. А. Бирюковым. — Санкт-Петербург: Бессель, [1882]. — 49 с.
    • Основы оркестровки: с партитур. образцами: из собств. соч. Т. 1. Текст. — Берлин [и др.]: Рос. муз. изд. — XIV, 180 с.
    • Основы оркестровки: 2. Партитурные образцы: с партитурными образцами из собственных сочинений / Н. А. Римский-Корсаков; под редакцией Максимилиана Штейнберга. — Российское Музыкальное Издательство, 1913. — 333 с.
    • Светлый праздник = La Grande Pâque russe: воскресная увертюра для оркестра на темы из обихода Н. Римского-Корсакова. Op. 36. — Лейпциг: Беляев, 1890. — 97 с.
    • Царская невеста: Die Zarenbraut: опера в 4-х д. Н. А. Римского-Корсакова / содержание заимствовано из драмы Л. Мея; доп. сцены написаны И. Ф. Тюменевым. — Лейпциг: Беляев, 1899. — 261 с.
    • Из Гомера: прелюдия-кантата для оркестра, трех женских голосов соло и женского хора: соч. 60. — Лейпциг: М. П. Беляев, 1905. — 62 с.
    • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии / либретто В. Бельского; музыка Н. Римский -Корсаков. — М.: П. Беляев, 1906. — 326 с.
    • Римский-Корсаков, H. A. и музыкальное образование: статьи и материалы / H. A. Римский-Корсаков. — Л.: Музгиз, 1959. — 327 с.
    • 100 опер: История создания: Сюжет: Музыка / [Ред.-сост. и авт. предисл. М. Друскин]. — Ленинград: Музыка. [Ленингр. отд-ние], 1968. — 624 с.
    • Римский-Корсаков Н. А.
      Летопись моей музыкальной жизни(1844—1906): с иллюстрациями в тексте и на отдельных листах / [под редакцией и с дополнениями Н. А. Римского-Корсакова]. — 3-е изд., испр. и доп., с введением и примечаниями Н. А. Римского-Корсакова и приложением указателей, а также хронографа за последние полтора года жизни автора «Летописи». — М.: Государственное издательство, Музыкальный сектор, 1926. — 480 с.
    • Романсы / Н. Римский-Корсаков; редакция М. О. Штейнберга и А. Н. Римского-Корсакова. — Государственное музыкальное издательство, 1946. — 503 с. — (Н. Римский-Корсаков. Полное собрание сочинений; том 45).
    • Бэлза И. Ф.
      «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова: Трагедия Пушкина. Драматические сцены Римского-Корсакова — 3-е изд. — М.: Музгиз, 1959. — 132 с.: муз. пр. — (Путеводители по операм и балетам).
    • Бронский П. Н.
      А. Римский-Корсаков. Биографический очерк. Содержание опер. Список произведений [Текст] / составил П. Бронский. — С.-Петербург: издание акц. О-ва типографск. дела, 1911. — 88 с., [1] л. портр.— (Всеобщая библиотека; № 36)
    • Гервер Л. Л.
      Поэзия вокального творчества композитора как единый текст: романсы Мусоргского и Римского-Корсакова // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах / Российская академия наук, Отделение историко-филологических наук; Главный редактор Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Собрание, Наука, 2010. — Т. 7. — С. 190—200. — ISBN 978-5-02-037377-8.
    • Кунин И. Ф.
      Николай Андреевич Римский-Корсаков. (1844—1908). — 3-е изд. — М.: Музыка, 1988. — 160 с. — (Русские и советские композиторы). — 50 000 экз. — ISBN 5-7140-0075-7.
    • Пащенко М. В.
      Сюжет для мистерии: Парсифаль — Китеж — Золотой Петушок (историческая поэтика оперы в канун модерна). — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020.
    • Поэзия вокального творчества композитора как единый текст: романсы Мусоргского и Римского-Корсакова // Вестник истории, литературы, искусства: Альманах / Российская академия наук, Отделение историко-филологических наук; Главный редактор Г. М. Бонгард-Левин. — М.: Собрание, Наука. — Т. 7. — С. 190—200.
    • Рацкая Ц. С.
      Н. А. Римский-Корсаков. — 2-е изд., перераб.. — М.: Музыка, 1977. — 112 с. — 50 000 экз.
    • Соловцов А. А.
      Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова — М.: Музыка, —1964. — 688c.
    • Стасов В. В
      . Двадцатипятилетие Бесплатной музыкальной школы.— М.: Гос. муз. изд-во, 1953. — 55 с.
    • Стасов В. В .
      Николай Андреевич Римский-Корсаков (1890) // Избранные сочинения в трех томах. Живопись, скульптура, музыка. Том третий. — М.: Искусство, 1952. — Т. 3.
    • Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: Сборник докладов международной музыковедческой конференции 19—22 марта 2010 года. На двух языках. — СПб., 2010. — 456 с.
    • Николай Андреевич Римский-Корсаков / составитель Н. Хотунцов; оформление А. Веселова. — Санкт-Петербург: Союз художников, 2020. — 93, [2] с.: ил., портр — (Композиторы о композиторах). — ISBN 978-5-8128-0214-1
    • Якушев И. Б.
      Н. А. Римский-Корсаков: «Компас композитора» (патографический очерк). [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2010. N 2. URL: https:// ppip.su (дата обращения: 20.10.2019)
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: