Иван Аргунов: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Портрет неизвестной в русском костюме

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

— одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова .

Портрет неизвестной отражает интерес к крестьянской тематике, появившийся в то время в русском обществе. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева , стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Художник обрядил девушку в праздничный кокошник и сарафан с галунами , что наводило некоторых исследователей на мысль, что моделью послужила актриса в театральном «парадном» костюме. Однако этнографически точный наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о именно крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза — всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа.

Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма , который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова.

Ссылки

  • «Портрет неизвестной в русском костюме» в базе данных Третьяковской галереи

Категории:

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1784 года
  • Картины Ивана Аргунова
  • Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи
  • Портреты

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Портрет неизвестной в русском костюме» в других словарях:

    Русские архитекторы. Крепостные графов Шереметевых. Фёдор Семёнович Аргунов (около 1732 около 1768). Двоюродный брат живописца И. П. Аргунова Представитель русского барокко. Учился, возможно, у С. И. Чевакинского, участвовал в… … Художественная энциклопедия

    Основная статья: Русский портрет Список русских художников портретистов включает как отечественных живописцев, так и иностранных художников, работавших в России и оставивших значительное число портретов с изображением русских дворян и монархов… … Википедия

    Иван Аргунов, «Портрет неизвестной в русском костюме», 1784 … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Аргунов. Иван Петрович Аргунов … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Княжна Тараканова (значения). Княжна Тараканова … Википедия

    I Аргуновы русские живописцы портретисты, крепостные графов Шереметевых. Иван Петрович А. (1729 1802, Москва), учился, возможно, у двоюродного брата Федора Леонтьевича А. и у Г. Гроота. Автор парадных портретов, в которых широко… … Большая советская энциклопедия

    Иван Петрович (1729 1802), живописец. Учился у придворного петербургского художника Г. К. Гроота. С 1750 х управлял петербургскими, а с 1788 московскими домами Шереметевых. Писал в барочных традициях парадные портреты семьи Шереметевых и их… … Русская история

Портрет неизвестной в русском костюме

художник Иван Петрович Аргунов.(1729-1802)

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.

Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, — «Портрет неизвестной в русском костюме».

Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это чистый, светлый образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.

«Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», хранящийся в Третьяковской галлерее, написанный в 1784(1785) году.

С портрета смотрит милое и чисто русское лицо, на редкость привлекательное в своей доверчивой простоте. В нем нет и следов прежнего несколько жесткого «списывания» с модели. Лицо светится особым внутренним оживлением, спокойной, разлитой во всем ее существе молодостью. Эта молодость искрится и в ее взгляде и в губах, еще спокойно сложенных, но уже готовых дрогнуть улыбкой.

Это погрудное изображение очень ясно построено художником. Очертания головы, украшенной высокой девичьей повязкой, плавно переходят в строгие линии стройной шеи, шея покоится на широких плечах, композиция проста, четка и уравновешенна, — во всем этом есть нечто классическое. Строгость форм и моральная чистота образа увидены художником в самой русской народной жизни. В «Портрете неизвестной крестьянки в русском наряде» Аргунов во многом предвосхищает лучшие работы Венецианова.

О художнике;

Иван Петрович Аргунов родился в 1729 году в исключительно талантливой семье, давшей русскому искусству целое созвездие прекрасных художников и архитекторов. Аргуновы были крепостными князя Алексея Михайловича Черкасского, а с 1743 года — графа Петра Борисовича Шереметева, к которому перешли в качестве приданого его жены Варвары Алексеевны Черкасской.

Рос и воспитывался будущий живописец в семье своего дяди, Семена Михайловича Аргунова — дворецкого князей Черкасских, а впоследствии управителя графов Шереметевых. Он долгие годы ведал принадлежавшим князю Черкасскому, а затем графу П.Б. Шереметеву «Миллионным домом». Называли его так потому, что помещался он на расположенной неподалеку от Невского проспекта Миллионной улице в Петербурге. Именно здесь прошла большая часть жизни Аргунова. В семье Семена Михайловича воспитанию детей, заботе о развитии их талантов уделялось немало внимания. Его сын Федор впоследствии стал выдающимся архитектором, а племянник — художником.

Расцвет творчества Ивана Петровича Аргунова начинается в 1740-е годы, когда на престол взошла дочь Петра I Елизавета. Ее царствование благоприятно сказалось на развитии русского искусства: строились великолепнейшие дворцы, соборы, церкви, расцветали живопись, декоративная скульптура, прикладное и садово-парковое искусство. В Россию приглашались ведущие первоклассные художники — Георг-Христофор Гроот, Луи Токке, Пьетро Ротари. Гроот стал учителем Ивана Петровича Аргунова

В 1784(1785) году стареющий художник создает один из самых пленительных в истории русской живописи образов простой русской женщины — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Лицо ее выписано удивительно мягко: нежные голубоватые тени, легкий румянец, розовые губы, перламутровая кожа.

В 1790-е годы и в начале нового столетия Аргунов больше не работает как художник, занимаясь исключительно хозяйственными делами. В 1788 году Шереметев назначает его управителем своего московского дома и членом крепостной коллегии. Аргунов вынужден покинуть Петербург, в котором вырос, сформировался как художник, творил без устали, и переехать в Москву. Единственным утешением для него были сыновья, достигшие замечательных успехов в искусстве.

Умер художник в начале 1802 года.

Портрет напольного гетмана.
1720‑е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вишняков Иван Яковлевич (1699–1761)

Портрет Сары Элеоноры Фермор

В этом прелестном детском портрете дочери начальника Канцелярии от строений Фермора маленькая девочка, затянутая в корсет декольтированного платья с фижмами, выглядит как взрослая барышня. Нежная и хрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. Все движения души отражаются в лице девочки – в нем чувствуется милая застенчивость ребенка и большая душевная теплота.

Портрет демонстрирует характерное для живописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) с виртуозным, идущим от «нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица и превосходно передавать фактуру тканей.

Портрет Сары Элеоноры Фермор.
1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Антропов Алексей Петрович (1716–1795)

Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой

В портрете статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (1699–1788), матери будущего полководца П. А. Румянцева-Задунайского, подчеркнута значительность ее социального статуса: полы накидки нарочито раздвинуты, чтобы явить бриллиантовый знак императрицы Елизаветы Петровны. Антропов, по собственному признанию, особенно любил писать лица пожилых людей, в которых он не боялся подчеркнуть признаки прожитой жизни, молодые же лица казались ему невыразительными. Как пишет критик А. Эфрос, Антропов «не смеет, да и не хочет смеяться над этим слоем румян, который обязателен даже на лицах знатных старух, над тяжеловесностью их нарядов и украшений, он даже убежден, что барам так и надо рядиться, но он не испытывает ни холопьего трепета перед знатностью, ни услужливой потребности льстить богатству».

Портрет Статс-Дамы М. А. Румянцевой.
1764. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Аргунов Иван Петрович (1721–1802)

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность к высоким чувствам.

В образе неизвестной молодой красавицы много тепла, доброты и внимания художника к модели. Простая крестьянка, вероятно, как и сам художник, крепостная графов Шереметевых, позирует с величавым достоинством. Этот портрет предвосхищает исполненные внутренней красоты и просветленного покоя портреты крепостных крестьян кисти Алексея Венецианова.

Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.
1784. Государственная Третъяковская галерея, Москва
Рокотов Федор Степанович (1735–1808)

Портрет А. П. Струйской

В образе юной очаровательной помещицы есть что-то хрупкое и незащищенное. Ее трудно вообразить в реальной жизни. Контуры ее лица и волос словно растворены в мерцающем фоне. Из тающего полумрака на нас смотрят большие грустные глаза. Светская улыбка не может скрыть их затаенную печаль. Жемчужная подвеска на платье очертаниями повторяет овал бледного лица, оттеняя ее хрупкую красоту.

Об этом портрете написаны замечательные строки Н. Заболоцкого: «Ты помнишь, как из тьмы былого, / Едва закутана в атлас, / С портрета Рокотова снова / Смотрела Струйская на нас. / Ее глаза – как два тумана, / Полуулыбка, полуплач, / Ее глаза – как два обмана, / Покрытых мглою неудач».

Портрет А. П. Струйской.
1772. Государственная Третъяковская галерея, Москва
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822)

Портрет П. А. Демидова

Прокофий Акинфиевич Демидов (1710–1786) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, в нарушение традиций большого парадного портрета представлен в домашнем шелковом халате в образе садовника, указывающего на оранжерейные цветы. Демидов действительно увлекался ботаникой, выращивал редкие растения (на столе лежат очень дорогие по тем временам луковицы тюльпанов и раскрытая научная книга). За колоннадой на заднем плане виднеется Московский воспитательный дом, на содержание которого Демидов жертвовал огромные деньги.

Портрет П. А. Демидова.
1773. Государственная Третъяковская галерея, Москва
Щукин Степан Семенович (1762–1828)

Портрет Павла I

Это один из самых необычных парадных портретов русских императоров. Вероятно, его концепция была подсказана и утверждена самим Павлом I. Мы не видим привычных атрибутов репрезентативного портрета – торжественного занавеса или архитектурных декораций заднего плана, императорской короны и скипетра. Одинокая фигура императора в форме полковника Преображенского полка размещена в пустом полутемном пространстве. Треуголка надвинута на лоб, рука с тростью величаво отставлена в сторону, правая нога выдвинута вперед. Павел I демонстрирует важность и величественность, но в его курносом лице читается веселость и открытая доброжелательность – он словно слегка подсмеивается над самим собой. В одиночестве фигуры, в глухом, сгущающемся вокруг нее фоне можно видеть момент исторического предвидения – трагическое одиночество и гибель Павла I.

Портрет Павла I.
1797. Государственная Третъяковская галерея, Москва
Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825)

Екатерина II на прогулке в Царскосельском Парке

Боровиковский писал императрицу за год до ее смерти. Екатерина II изображена без регалий – как обычная помещица в чепце и утреннем капоте, гуляющая по парку с тонконогой белой собачкой. Только обелиск на заднем плане свидетельствует, что перед нами значительная особа. Обелиск – это памятник в честь побед русского флота, установленный посреди Большого пруда в Царском Селе, где любила проводить летние месяцы Екатерина II. Современники писали, что в преклонном возрасте она сохранила прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, приятно очерченный рот. Одевалась на прогулки она действительно довольно просто. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая прислуга – М. С. Перекусихина.

Екатерина II на прогулке в Царскосельском Парке.
1794. Государственная Третъяковская галерея, Москва
Портрет М. И. Лопухиной

В этом самом прославленном портрете кисти Боровиковского отчетливо выразился женский идеал эпохи сентиментализма. Художника занимают не черты характера 18-летней Марии Ивановны Лопухиной, а ее соответствие этому идеалу. Мечтательность, томность, меланхоличность во взгляде призваны подчеркнуть утонченность чувств; пейзажный фон напоминает об идеальном «слиянии» с природой, о естественности. Она словно гуляла по парку, оперлась на парапет и замечталась…

Увядший цветок розы символизирует быстро проходящую красоту и молодость. Боровиковский достигает в этом портрете вершин колористического мастерства: нежные, смягченные, словно тающие розово-сиреневые и серебристые тона переливаются, подобно драгоценной жемчужине. Лопухина происходила из древнего графского рода Толстых, ее братом был знаменитый Федор Толстой Американец. В возрасте 22 лет Мария Толстая вышла замуж за пожилого егермейстера двора С. А. Лопухина. Согласно преданию, в браке с ним она «была очень несчастлива» и через два года умерла от чахотки.

Подавляющее большинство людей согласится с тем, что изобразительное искусство прекрасно и вечно и заслуживает особенного к нему отношения. На сегодняшний день известных мастеров кисти достаточно популярны, и это связано, конечно, с растущим интересом к классической живописи. Знаменитый российский художник Иван Аргунов отличился собственной работой под названием «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», характеристика которой представлена в читаемой вами статье.

Литература

  • При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
  • Селинова Т. А.
    Иван Петрович Аргунов, 1729-1802. (Иван Аргунов). — М.: Искусство, 1973. — 212 с. — 25 000 экз. (в пер., суперобл.) Приложение: Семья Аргуновых. Список произведений И. П. Аргунова. Список иллюстраций.
  • Шарандак Н. П.
    Иван Аргунов: 1727—1802. — Л.: Художник РСФСР, 1977. — 24, [14] с. — (Массовая библиотечка по искусству).

Информация о данной картине

Написанное Иваном Аргуновым полотно представляет собой портрет маслом необыкновенной красоты. На нем изображена женщина, предположительно, крестьянского происхождения. Об этом говорит её невысокомерное выражение лица и бесхитростная и расслабленная поза. Вообще, художник никогда не стремился подчеркивать разницу между представителями различных сословий, всяческое социальное неравенство. Вместо этого он уделял особое внимание естественной красоте человека, его неповторимым чертам лица, цвету волос и глаз, оттенку кожи и так далее.

Женщина изображена в своей самой парадной одежде. На ней расшитый золотыми нитками красный сарафан, тонкая белая рубашка свободного кроя, обильно украшенный кокошник интересной формы. Также зрителю видны блестящие серьги и алые бусы достаточно крупного размера, что делает их особенно заметными. Выражение лица девушки довольно кроткое и смиренное, в нем нет ни капли жеманства и надменности. Она улыбается, но совсем слегка, лишь чуть-чуть приподнимает уголки губ. Глаза карего оттенка глядят открыто и прямо, в них нет страха и подобострастия. Незнакомка спокойна и расслаблена, видно, что ей ничто не угрожает и её мысли неспешно текут.

В настоящее время картина «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» хранится в Третьяковской галерее, она является одним из лучших её украшений. На ней наблюдатель часто подолгу останавливает свой взгляд, потому что полотно как бы притягивает к себе внимание русским колоритом.

И. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Этот портрет написан в 1784 году и принадлежит к числу самых совершенных совершений художника. Увиденная и воссозданная очень просто и скромно, без всякой манерности, молодая русская крестьянка, исполненная чувства собственного достоинства и словно излучающая ласковую доброту, в изображении крепостного живописца олицетворяет физическую и нравственную красоту народа.
Слайд 13
из презентации
«Русский портрет XVIII века 1»
. Размер архива с презентацией 2706 КБ.

Императрица Мария Федоровна

Придворный костюм полагался и императрицам, и великим княжнам с княгинями. Менялась только роскошь ткани, отделка и драгоценности.

Супруга Александра III на этом портрете изображена в наряде, отделанном монаршим мехом — горностаем. А кокошник на голове у нее бриллиантовый. Мода на подобные тиары с расходящимися лучами распространилась по Европе именно из России — они так и называются: «the Kokoshnik Tiara».

Драгоценность, в которой изображена на портрете императрица, сгинула в горниле революции. Зато сохранилась точно такая же, принадлежавшая ее сестре, британской королеве Александре. Виндзоры владеют ею до сих пор, причем королева Елизавета II даже замуж в ней выходила.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: