Винсент ван Гог | |
Пейзаж в Овере после дождя . 1890 | |
фр. Paysage d’Auvers après la pluie | |
Холст, масло. 72 × 90 см | |
Пушкинский музей, Москва | |
(инв. Ж-3374) | |
Изображения на Викискладе |
«Пейзаж в Овере после дождя»
(фр. Paysage d’Auvers après la pluie, нидерл. Landschap bij Auvers na de regen) или
«Пейзаж с повозкой и поездом»
(фр. Paysage avec chariot et train, нидерл. Landschap met rijtuigje en trein) — картина, написанная в 1890 году нидерландским художником Винсентом ван Гогом (
Vincent van Gogh
, 1853—1890). Принадлежит Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве, находится в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков[1]. Размер картины — 72 × 90 см[2][3].
История
Картина «Пейзаж в Овере после дождя» была написана в 1890 году, незадолго до смерти художника. Потом она перешла к его брату Тео. После смерти Тео ван Гога в 1891 году картина оставалась у его вдовы Йоханны ван Гог-Бонгер[en] (Johanna van Gogh-Bonger
).
До 1919 года картина «Пейзаж в Овере после дождя» находилась в собрании московского предпринимателя и коллекционера Ивана Морозова. В 1919 году она была передана во 2-й Музей новой западной живописи. В 1923 году он был объединён с 1-м Музеем новой западной живописи, и в результате был образован Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ), в котором картина находилась до его упразднения в 1948 году. После этого картина была передана в Пушкинский музей, где она и находится до сих пор[4].
bittally.ru
Природа в пейзажной живописи Винсента Ван Гога отображается дышащей и чувствующей, словно живое существо. В природе, «созданной» художником, много светоносности; настоящее искусство — суметь так передать краски, что даже ночь на полотне — сияет. Это и есть волшебный Ван Гог, Великий Мастер одушевлённой живописи.
Та природа, которой её видел Винсент Ван Гог, наполнена особенным светом. В картине художника «Звёздная ночь», густота ночного неба — не просто безликая чёрная масса. Пространство между звёздами имеет своё дыхание и сердцебиение, которое создаётся пульсацией самих звёзд. Один из самых сильных пейзажей художника, где ему удалось — мазок к мазку, — создать образ одушевлённой звёздной ночи.
Говоря о силе таланта Ван Гога, нельзя с окончательной уверенностью выделять из его живописи самое лучшее полотно. Тем более спорными могут оказаться суждения применительно к его пейзажам. Одно совершенно точно можно сказать, что художник просто фанател от кипарисов и пшеничных полей, и они у него получались особенно хорошо.
Пейзажное искусство Ван Гога основывается на исключительном умении передавать световое настроение. Яркие световые тона, которыми «пропитаны» картины мастера, отображающие природу, позволяют прочувствовать, даже в «ночных» и «вечерних» полотнах, исключительный живой смысл живописи Великого Голландца.
Две ассоциативные противоположности — позитивный «Сеятель на закате солнца», и с первого взгляда угнетающее «Поле под грозовым небом». Кроме пшеницы и самой манеры Ван Гога создавать живопись, в этих картинах, казалось бы, нет ничего общего. Но если внимательно всмотреться в эти полотна, то и в обоих случаях — присутствует светлая надежда на то, что яркие краски — всегда возвращаются. Даже, более того, красочный свет всего сущего никуда не теряется, не смотря на грозовое небо и закатное предзвёздное замирание. Важно смотреть на природу под правильным углом зрения.
Винсент Ван Гог, благодаря исключительному художественному зрению, в своей живописи показал природу живой и эмоциональной. Его картины — это не просто констатация факта, но успешная попытка проникнуть в сердцевину метафизической сущности мироздания.
А вот интересная интерпретация некоторых картин Ван Гога. Кто-то сочтет это прикладыванием рук к классике и возмутится, а другой назовет это творческим подходом через фильтр нового времени. Так студентка школы искусств Сирена Малион попробовала применить трехмерный эффект к картинам, который часто используется в фотографии, и выбрала для этого картины Ван Гога. Ведь именно в его картинах игра светом позволяет достичь такого реализма, теперь уже в трехмерном изображении. И вот, что получилось:
Картина «The Harvest»
Интерпретация картины в 3D
Картина «Пейзаж в Овере после дождя», 1890
Интерпретация картины в 3D
Ван Гог
Картина «Девушка в белом», Винсент Ван Гог, 1890
Каждая работа постимпрессиониста Винсента Ван Гога автобиографична. Это произведение он закончил меньше чем за месяц до своего самоубийства. Душевнобольной художник только вышел из больницы и попытался снова заняться живописью, хотя жил в постоянном ожидании нового приступа. В письмах брату Ван Гог признавался, что может изображать только грусть и бесконечное одиночество.
Возможно, в этом холсте живописец решил воплотить образ своей души, выразив в облике крестьянской девушки все свои печали и переживания. Это одна из самых проникновенных и красивых по колориту картин художника. Хрупкое тело девочки, ее длинные худые руки с большими непропорциональными кистями, опущенные плечи, рассеянный взгляд больших глаз — все это передает ощущение тоски. И хотя вокруг героини распростерлась нежная зелень лета, она стоит среди колосьев пшеницы, будто покинутый всеми, одинокий дух полей. Хлеба и цветки маков написаны Ван Гогом абстрактно и в то же время узнаваемо. Известно, что мастер работал над картиной больше обычного, пытаясь изобразить различные зеленые тона злаков, качающихся под порывом ветра.
Кипарисы, 1889, Ван Гог
Автор: Винсент Ван Гог Выставлена в музее: Метрополитен Музей Год: 1889В конце апреля 1899 г. Ван Гог неожиданно решил лечь в психиатрическую больницу, где ему было позволено продолжать занятия живописью. Именно в это время художник написал знаменитые кипарисы, поразившие его настолько, что он говорил о них: «…прекрасны, как египетский обелиск».
Отобразить зеленое дерево, особенно его темную крону, названную Ван Гогом «черным пятном в солнечном пейзаже», оказалось сложной задачей для живописца. Художник использовал в изображении кипарисов те же средства художественной выразительности, которыми обычно пользовался для воспроизведения человеческой фигуры. Подобный ход, помимо придания особого значения кипарисам, наделяет их, по сути человеческими характеристиками. Похоже, что Ван Гог остался очень доволен своей работой. В одном из писем брату Тео он описал ее следующим образом: «Деревья огромны и могучи. Первый план с кустами ежевики и подлеском очень низок. Позади — лиловые холмы, зелено-розовое небо с луной».
Пейзаж в Овере после дождя, Ван Гог, 1890
Пейзаж в Овере после дождя — Ван Гог. 1890. Холст, масло. 72×90
В картине «Пейзаж в Овере после дождя» поражает бесконечность пространства. Возникает ощущение, что не человек смотрит на природу, а природа глядит на него. «Голубые глаза огородов», -эта метафора Юрия Олеши как нельзя лучше выражает первое впечатление от полотна Ван Гога.
Образ будто умытой дождем земли трогает прозрачностью и свежестью. Пейзаж воспринимается как созданный непосредственной и наивной детской рукой: и нелепая повозка, и «карточные», хрупкие белые домики с яркими карминными крышами, и высокая линия горизонта, и густой дым, идущий из трубы игрушечного паровозика, — кажется, что весь этот мир, словно заново увиденный художником, сотворен на глазах зрителя.
Зеленое пшеничное поле с кипарисом, 1889, Ван Гог
Картина Ван Гога «Зеленое пшеничное поле с кипарисом» была написана во время его пребывания в лечебнице Святого Павла для душевнобольных в СенРеми, где он пробыл почти год. В начале июня 1889 доктор Пейрон разрешил художнику выходить за ограду парка и писать в окрестностях монастыря Сен-Поль. Ван Гог, истосковавшийся по «утешающему искусству», начал изображать живописные пейзажи: оливковые рощи, кипарисы, засеянные пшеницей поля. Особенно ему нравились кипарисы, возносящие к небесам свои кроны, похожие на языки черного извивающегося пламени. Ван Гог начал почти всегда вводить в изображение южной природы кипарисы, говоря, что они — «самая характерная черта провансальского пейзажа». Однако исследователи творчества живописца объясняют такое пристрастие тем, что эти деревья в Средиземноморье издревле были знаком скорби и смерти. Картины 1888-1889 наделены особой символикой образов, связанной со специфическим мировосприятием Ван Гога в этот период.
Художник разделяет пространство своих полотен на два противостоящих друг другу и взаимодействующих между собой мира — «северный» и «южный», а истолкование предметов и цветов начинает подчиняться этому разделению. Югу соответствуют ночь, верх (небо), смерть, кипарис, черный, темно-синий и ярко-желтый тона. Северу — день, низ (земля), жизнь, поля, зеленые и голубые цвета. Большинство этих элементов присутствует на картине «Зеленое пшеничное поле с кипарисом », например, видно, как посреди колышущегося от ветра поля незрелой пшеницы возвышается темный силуэт кипариса. Возносясь от земли, он, словно древний бесстрастный монумент, соединяет трепещущий океан зеленых, слегка тронутых золотом колосьев с предгрозовым суровым небом. Новая смысловая нагрузка меняет живописную манеру художника. Отвергнув классические уроки, полученные в Арле, Ван Гог возвращается к характерной для его ранних работ экспрессивности. Формы на картине становятся подчеркнуто драматичными, охваченные единым движением, они подчинены напряженному ритму.
Прогулка заключенных, Ван Гог, 1890
Прогулка заключенных — Ван Гог. 1890. Холст, масло. 80×64
«Прогулка заключенных», одно из самых пронзительных творений Ван Гога, было создано в лечебнице Сен-Реми, куда художник попал из-за начавшей душевной болезни. Композиция представляет собой интерпретацию гравюры по рисунку Постава Доре. На картине изображен колодец маленького и тесного тюремного двора, в котором друг за другом обреченно движутся заключенные. Их причудливые тени в беспорядке ложатся на каменные плиты, и от этих теней камни словно начинают шевелиться, а сверху на них пустыми глазницами равнодушно взирают окна. Несмотря на использование чистых оттенков синих, зеленых и фиолетовых красок, колорит полотна кажется мрачным. Солярный символ — круг — смыкается здесь с еще одним, излюбленным Ван Гогом, мотивом пути, и это слияние усиливает безысходность и без того трагической композиции.
Красные виноградники в Арле. Монмажор, Ван Гог, 1888
Красные виноградники в Арле. Монмажор — Ван Гог. 1888. Холст, масло. 73×91
Пейзаж Ван Гога (1853-1890) поражает силой эмоционального напряжения, ощущением присутствия при возникновении мироздания. Раскаленный диск солнца расплавляет землю, виноградники охвачены тревожными багровыми тонами, и, будто сгорая на пожаре, дорога справа превратилась в поток солнечной лавы, лишь на первом плане лежат прохладные лиловые тени. Сборщики винограда кажутся порождением все той же могучей стихии, которая вызвала их словно из-под земли. Они вплетены живописцем в вечный круговорот природы. Солярный символ является неизменным в творчестве Ван Гога, он считал солнце источником жизни.
Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене), Ван Гог, 1888
Арльские дамы (Воспоминание о саде в Эттене) — Винсент Ван Гог. 1888. Холст, масло. 73х92
Винсент Ван Гог (1853-1890) — представитель направления постимпрессионизма в живописи. При жизни он не был признан, фактически нищенствовал, а сегодня его полотна -гордость любого музея и удача для аукционного дома.
Второе название представленной картины относится к деревне Эттен в Голландии, где жили родители Ван Гога. Таким образом, на полотне появляется голландская крестьянка, ухаживающая за цветами, и капустное поле на заднем плане. Яркий цвет и красная тень на зонтике связаны с ослепительным светом Прованса. Полотно написано не с натуры, а по воображению. Все в нем плоскостно — и фигуры, и пейзаж. Пространство разворачивается не в глубину, оно идет параллельно плоскости холста отдельными зонами — такой метод Ван Гог заимствовал у японских художников. Внутри «зоны» насыщены стремительными осязаемыми мазками, создающими внутренний динамизм форм.
«Арльские дамы» — произведение неоднозначное, весьма сложное. Несмотря на яркий колорит красок, картина вызывает у зрителя невольное чувство тревоги, усугубляемое печальными лицами идущих женщин. Работа написана 8 последние годы жизни художника, когда окружающий мир приносил ему только страдания.
Арлезианка. Портрет мадам Жину, Ван Гог
Арлезианка. Портрет мадам Жину — Винсент Ван Гог. 1888-1889. Холст, масло. 91,4×73,7
Ван Гог (1853-1890) принадлежал и к голландскому, и к французскому искусству, его причисляют к постимпрессионистам, и в то же время он остается ни на кого не похожим художником. В Арле, куда Ван Гог в 1888 переехал из Парижа, среди ярких красок юга он словно обрел второе дыхание и писал одну картину за другой. Среди них — несколько портретов мадам Жину, хозяйки привокзального кафе, где живописец часто сиживал с приехавшим к нему Гогеном. В один из дней друзья уговорили женщину позировать им в костюме арлезианки.
Любовь к темно-синему и ярко-желтому Ван Гог перенял от своего соотечественника — голландского художника Яна Вермера и от французского живописца Эжена Делакруа. Их творчество мастер особенно ценил. Но если у Вермера желтый, синий, оливково-зеленый и красный создают мягкую цветовую гамму, то у Ван Гога они сталкиваются, вызывая у зрителя ощущение чего-то тревожного, царящего в картине. И отрешенный вид мадам Жину, и ее поза подчеркивают это волнение.
Картина «Подсолнухи» — Винсент Ван Гог, 1888
Винсент Ван Гог (1853-1890) — выдающийся нидерландский художник-постимпрессионист.
Подсолнухи имели для мастера особое значение. Он написал два цикла картин с ними: парижский (1887, две картины с лежащими цветами) и арльский (1888, четыре работы с цветами в графине). Затем живописец сделал несколь-ко вариантов этих произведений. Все они до сих пор вызывают дискуссию в кругах искусствоведов и стали своего рода «брендом». «Подсолнухи» Ван Гога имеют такое же значение в его творчестве, как «Джоконда» для Леонардо, «Сикстинская Мадонна» для Рафаэля, «Черный квадрат» для Малевича. Эти полотна в определенном смысле являются «синонимами» художников.
Арльский цикл, в который входит лондонская картина, предназначался для украшения комнаты друга живописца, Поля Гогена, в так называемом Желтом доме в Арле, на юге Франции, которую Ван Гог арендовал. Оба художника I творили там вместе в октябре — декабре 1888.
В работе над циклами Ван Гог применил особую технику письма — импасто. Ее суть в том, что краски наносятся очень густым слоем и применяются не только традиционные кисти, но еще и нож. Так создавалась особая шероховатая поверхность, рельефный рисунок.
«Подсолнухи» не раз копировали (подделывали), зачастую преуспевая в техническом отношении, но никогда — в «личностном».
1890г., холст, масло 72х90 ГМИ им. Пушкина, Москва
Факсимильная репродукция этой картины много лет висела в моей комнате. Не потому, что это самая моя любимая картина Ван Гога, а просто потому что других репродукций не было. Такие хорошие на плотном тонком картоне стоили для меня дорого, но иногда я их все же покупала и вешала на стены. В начале старого Арбата было рядом два магазина: «Искусство» и «Плакат», вот там они и продавались, а я почти каждый день проходила по этой улице, так как работала недалеко. Продавались там книги по искусству, открытки и репродукции на тонкой бумаге, не очень хорошего качества, но совсем дешевые. Факсимильные были выполнены в размер картины и точно воспроизводили даже мазки кисти. Можно было постоять, порассматривать открытки и книги, иногда выкопать что-то интересное, невзрачно изданное, поэтому незамеченное широкой публикой—мемуары или письма художников.
Этот пейзаж висел у меня над дверью, а мои работы на другой стене. Как-то зашел в по делу один знакомый—преподаватель с нашего факультета, очень интеллигентный, культурный человек, осмотрел все, что висело у меня на стенах и сказал:»Хорошо ты рисуешь, мне все нравится, кроме вот этого пейзажа (показывает на Ван Гога), такое все кривое, неровное, убери ты это подальше, не удался он тебе». Я онемела. Позже однокурсник сказал, что этот человек разбирается во всем, кроме живописи. Так я и поняла, говорю.
С Ван Гогом я познакомилась раньше, чем с Гогеном, по книге Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», которую дал кто-то почитать в 68 или 69 годах. Как раз в это время в Пушкинском музее проходила его большая выставка. За мной тогда начал ухаживать молодой человек, мой ровесник, мы с ним гуляли по Москве и я потащила его на эту выставку, которую уже посмотрела, но хотелось еще. Я стала смотреть картины медленно, основательно все изучая, так мне они нравились, молодой человек ушел вперед и я потеряла его на время из поля зрения. Народу было совсем мало, никакой очереди не стояло, картины ничьи спины не загораживали, вот я и наслаждалась. Позже увидела, что мой спутник беседует со смотрительницей. О чем он с ней может говорить? По дороге домой он рассказал, что интересно провел время—расспрашивал смотрительниц о том, как соблюдается режим влажности и температуры, изучил работу датчиком, поговорил об охране помещений от грабителей, о системе сигнализации. Я была потрясена—картины он и не смотрел и ничего в них не понял! Ужас! С кем я общаюсь! Все—это была последняя встреча. А он просто хотел быть инженером и ему интересна была вся эта техническая часть. Тогда я не оценила, что мне-то он не мешал смотреть и пробыл в музее столько времени, сколько мне нужно было, ни разу не позвал меня уйти. Хороший был парень. Высокий и красивый к тому же. Только в живописи не разбирался. А я в жизни.
Советуем почитать
- Армен Джигарханян: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото Иван Краско и Наталья Шевель
- Победительница шоу «Голос
- Как нарисовать поздравительную открытку на день рождения
- Восхождение героя щита Восхождение героя щита аниме бест
Описание
Винсент ван Гог работал над этой картиной в небольшом городке Овер-сюр-Уаз, где он провёл последние месяцы своей жизни. В центре картины расположена повозка, привлекающая внимание своим ярким красно-оранжевым колесом, которое может быть проинтерпретировано как символ жизни, движения и солнца. Яркими красками написаны поля, с использованием не только зелёного цвета, но и голубых, красных и других оттенков[5].
Работа над этой картиной была описана в письме художника его сестре Вил ван Гог[6]:
В последнее время я много и быстро работал. <�…> Вчера под дождём я написал большой пейзаж — вид с высоты на поля, которые простираются настолько широко, насколько можно охватить взглядом. На них различные типы растений: тёмно-зелёное поле картофеля c сочной фиолетовой землёй, проглядывающей между ровными рядами побегов, поле люцерны с розовыми цветками и с маленькой фигурой жнеца, поле высокой зрелой травы c желтовато-коричневыми оттенками, затем пшеничные поля, тополя, а на горизонте — последняя линия голубых холмов, а также поезд, идущий вдоль их подножия и оставляющий за собой необъятный след в виде белого дыма на зелёном фоне. Светлая дорога пересекает полотно. На ней — небольшая повозка, а вдоль дороги стоят белые дома с ярко-красными крышами. Оригинальный текст (фр.) De ces jours ci je travaille beaucoup et vite. <�…> Hier dans la pluie j’ai peint un grand paysage où l’on aperçoit des champs à perte de vue vus d’une hauteur, des verdures différentes, un champ de pommes de terre vert sombre, entre les plants réguliers la terre grasse et violette, un champ de pois en fleur blanchissant à côté, un champ de luzerne à fleurs roses avec une figurine de faucheur, un champ d’herbe longue et mûre d’un ton fauve, puis des blés, des peupliers, une derniere ligne de collines bleues à l’horizon au bas desquelles un train passe, laissant derrière soi dans la verdure une immense traînée de blanche fumée. Une route blanche traverse la toile. Sur la route une petite voiture et des maisons blanches à toits rouge cru au bord de cette route. |
Примечания
- Зал 11: Ван Гог. Неоимпрессионизм (неопр.)
(HTML).
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков
. ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Проверено 15 февраля 2014. - Винсент ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя, 1890 (неопр.)
(HTML).
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков
. ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.newpaintart.ru. Проверено 15 февраля 2014. - Винсент ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом) (неопр.)
(HTML). ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.arts-museum.ru. Проверено 15 февраля 2014. - Винсент ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя (Пейзаж с повозкой и поездом) (неопр.)
(HTML).
Московские меценаты современного искусства
. ГМИИ имени А.С. Пушкина — www.artmaecenas.ru. Проверено 15 февраля 2014. - М.И. Ткач.
Энциклопедия пейзажа. — Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — С. 57. — 350 с. — ISBN 978-5-948-49136-3. - Vincent van Gogh — The Letters — To Willemien van Gogh. Auvers, Friday, 13 June 1890 (неопр.)
(HTML). vangoghletters.org. Проверено 16 февраля 2014.
Определение «Ван Гог» по БСЭ:
Ван Гог (van Gogh) Винсент (Винсент Виллем) (30.3.1853, Грот-Зюндерт, Голландия, — 29.7.1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), голландский живописец. Сын пастора. В 1869-76 служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 — учителем в Англии. Занявшись изучением теологии, в 1878-79 был проповедником в Боринаже (Бельгия), где узнал тяжёлую жизнь шахтёров. защита их интересов привела В. Г. к конфликту с церковными властями. В 1880-х гг. В. Г. обращается к искусству: посещает АХ в Брюсселе (1880-81) и в Антверпене (1885-86), пользуется советами А. Мауве в Гааге. В. Г. с увлечением рисует обездоленных людей — шахтёров Боринажа, а позже — крестьян, ремесленников, рыбаков, жизнь которых он наблюдал в Голландии в 1881-85. В 30-летнем возрасте В. Г. начинает заниматься живописью и создаёт обширную серию картин и этюдов, выполненных в тёмных, мрачных тонах и проникнутых горячим сочувствием к простым людям («Крестьянка», 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло. «Едоки картофеля», 1885, фонд В. ван Гога, Амстердам). Развивая традиции критического реализма 19 в., прежде всего творчества Ж. Ф. Милле, В. Г. соединял их с эмоционально-психологической напряжённостью образов, болезненно чутким восприятием страданий и подавленности людей. В 1886-88, живя в Париже, В. Г. посещает частную студию. одновременно он изучает пленэрную живопись импрессионистов и японскую гравюру, приобщается к исканиям А. Тулуз-Лотрека, П. Гогена. В этот период тёмная палитра постепенно уступала место сверканию чистых голубых, золотисто-жёлтых и красных тонов, всё свободнее и динамичнее становился мазок («Мост через Сену», 1887, фонд В. ван Гога, Амстердам. «Портрет папаши Танги», 1887, Музей Родена, Париж). Переезд В. Г. в 1888 в Арль открывает период его зрелости. Здесь вполне определилось своеобразие живописной манеры художника, который выражал своё отношение к миру и своё эмоциональное состояние, используя контрастные сочетания цвета и свободный пастозный мазок. Пламенное чувство, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в пейзажах, сияющих радостными, солнечными красками юга («Жатва. Долина Ла-Кро», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», оба — 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам), то в зловещих образах страшного мира, где человек подавлен одиночеством и беспомощностью («Ночное кафе», 1888, частное собрание, Нью-Йорк). Динамика цвета и длинных извилистых мазков наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), но и каждый неодушевлённый предмет («Спальня ван Гога в Арле», 1888, фонд В. ван Гога, Амстердам). Напряжённая работа В. Г. в последние годы его жизни осложнялась приступами душевной болезни, которая привела художника к трагическому конфликту с Гогеном, также приехавшим в Арль. В. Г. попадает в больницу в Арле, затем в Сен-Реми (1889-90) и в Овере-сюр-Уаз (1890), где кончает жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни В. Г. отмечено экстатической одержимостью, предельно обострённой экспрессией цветовых сочетаний, ритма и фактуры, резкими сменами настроений — от исступленного отчаяния («У врат вечности», 1890, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и безумных визионерских порывов («Дорога с кипарисами и звёздами», 1890, там же) до трепетного чувства просветления и умиротворённости («Пейзаж в Овере после дождя», 1890). Творчество В. Г. отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Отсюда особая творческая одержимость В. Г., его порывистая экспрессия и трагический пафос. ими определяется особое место В. Г. в искусстве Постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал. Соч.: Письма, пер. с голл., Л.-М., 1966. Лит.: [Новак Л.], Ван-Гог, [Прага, 1961]. Faille J.-B. de, Vincent van Gogh, P., 1939. Weisbach W., Vincent van Gogh, Bd 1-2, Basel, 1949-51. В. ван Гог. «Автопортрет с отрезанным ухом». 1889. Частное собрание. Чикаго. В. ван Гог. «Пейзаж в Овере после дождя». 1890. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.