История о том, как Карл Злой сгорел заживо из-за бухла

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org

Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.

Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Ссылка на бесплатный курс

Биография

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии, дочери Дирка Куперса и Катарины Конинкс[1]. Был крещён 23 марта 1599 года (под именем Антонио)[2]. Антонис был седьмым из двенадцати детей. В 1609 году в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические темы. Первый шедевр Антонис написал, когда ему было 14 лет, — портрет 70-летнего старика.

С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, где он вместе с рядом молодых художников создал серию «Головы апостолов»[3]. К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью[4]. В 1618—1620 годах создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В феврале 1618 года ван Дейк был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской[5]. Рубенс назвал девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников»[6].

Антонис Ван Дейк (1627—1628). Питер Рубенс в Лувре.

Ван Дейк рано проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. С 1618 по 1620 год он работал в мастерской Рубенса. Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621, 1-й берлинский вариант — не сохранился; 2-й — Мадрид, Прадо); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620, 1-й вариант — Мадрид, Прадо; 2-й — Минеаполис, Институт искусств); «Несение креста» (ок. 1617—1618, Антверпен, Синт-Паулускерк); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621, 1-й вариант — Виндзорский замок, Королевское собрание; 2-й вариант — Завентем, церковь Сан Мартен), «Мученичество св. Себастьяна» (1624—1625, Мюнхен, Старая Пинакотека).

В конце 1620 — начале 1621 года некоторое время жил в Италии, в Генуе. В Венеции испытал влияние живописи Тициана. Работал при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах жил и работал в Германии. В 1627 году вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении[7]. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. Живописец получал солидное жалование. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Ратвен.[7]. В 1640 году жил и работал в Париже[8].

Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне, погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.

«Снятие с креста», Национальная картинная галерея Армении

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс ?

Рубенс редко писал портреты. Чаще он получал заказы на алтарные картины или картины на мифологические сюжеты. Под его влиянием Ван Дейк создаёт немало полотен на эти же темы.

Вот одна из ранних его картин на мифологический сюжет о Самсоне и Далиле.

Антонис Ван Дейк. Самсон и Далила. 1619 г. Далвичская картинная галерея, Лондон. Commons.wikimedia.org

Сама по себе эта картина великолепна. Однако за основу Ван Дейк взял работу Рубенса. Найдите 10 отличий.

Питер-Пауль Рубенс. Самсон и Далила. 1609-1610 гг. Национальная Лондонская галерея. Commons.wikimedia.org

А если серьёзно, то Ван Дейк уже внёс много чего своего, особенного. Он не стал изображать Самсона с гипертрофированными мышцами, как его учитель. Сделав героя более человечным. При этом усилил драму, добавив эмоций. Посмотрите, как взбудоражена женщина рядом с Далилой.

Рубенс более роскошен и монументален. Ван Дейк более эмоционален и человечен. Что и сделает его впоследствии великим в портретном жанре.

По словам современников 20-летний Ван Дейк писал с тем же мастерством, что и зрелый Рубенс. До сих пор по части работ не установлено авторство. Так обстоит дело с “Пьяным Силеном”.

Антонис Ван Дейк (?). Пьяный Силен. 1620 г. Национальная Лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Достигнув уровня мастерства учителя, Ван Дейк задумался. А стоит ли ему тягаться с Рубенсом на поприще исторической живописи?

Тогда он начал больше принимать заказов на портреты.

Портреты, которые общаются с нами

Уже в 20-летнем возрасте Ван Дейк пишет портреты аристократов, отличающиеся невероятным мастерством. Как будто оно с неба на него свалилось. Такого уровня иные художники достигают к 40 годам.

Посмотрите на знаменитый «Семейный портрет».

Антонис Ван Дейк. Семейный портрет. 1621 г. Государственный Эрмитаж

Герои картины очень естественны. Особенно их руки. Вообще Ван Дейк будет всегда уделять особое внимание рукам. Именно по ним вы можете узнать его портреты.

Если видите красивые руки с длинными пальцами, грациозно расслабленные, значит перед вами творение Ван Дейка.

Герои “Семейного портрета” не просто позируют, они “общаются” с нами. Они рассказывают, какие у них интересы. Как они любят тихие семейные вечера. Какие у них отношения. Как они ещё узнают друг друга, поженившись пару лет назад. Но уже успев построить тёплые отношения.

Однако в этом портрете ещё мало того индивидуального стиля, по которому Ван Дейк узнаваем. Его современнники-портретисты писали в том же ключе.

Сравните его портрет с работой Корнелиса де Воса. Написанный в том же 1621 году. Правда мастер на 14 лет старше Ван Дейка.

Корнелис де Вос. Семейный портрет. 1621 г. Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, Бельгия. Wikipedia.org

Примечания

  1. 12
    Joconde https://wikidata.org/wikipedia/Track:Q809825″>https://wikidata.org/wikipedia/Track:P347″>
  2. Е. В. Иванова.
    Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. — М: Олма-Медиа Групп, 2008. — С. 82-83. — 600 с. — ISBN 978-5-373-00824-2.
  3. Ellis Kirkham Waterhouse.
    Painting in Britain, 1530 to 1790. — Yale University Press, 1994. — С. 70-77. — 394 с. — ISBN 9780300058338.
  4. М. В. Замковая.
    Лувр. — Шедевры мировой живописи в вашем доме. — М: Олма- Пресс Образование, 2002. — С. 94. — 128 с. — ISBN 5-94849-110-2.
  5. Павел Политов.
    100 мировых шедевров. — Я познаю мир. — М: Литрес, 2020. — 404 с. — ISBN 9785457949614.
  6. Скляренко В. М. Иовлева Т. Кустовская Ю. Скачко И.
    100 знаменитых художников. XIV—XVIII вв.. — Директмедиа, 2014. — С. 66. — 510 с. — ISBN 9789660320888.
  7. С. Муртазина, В. Хамматова.
    История искусства XVII века. — М: Литрес, 2020. — 174 с. — ISBN 9785040021895.

Ван Дейк чуть не стал итальянским художником

В 22 года Ван Дейк уезжает в Италию. Где он проведёт 6 лет. Путешествовать он направился по настоянию Рубенса, который был немного задет талантом ученика. И решил, что так будет лучше для всех.

Здесь Ван Дейка привлекли шедевры Тициана. Изящество поз, которым он в будущем наделит каждого английского аристократа, он позаимствует именно у этого художника Эпохи Возрождения.

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.

Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.

Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.

Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. “Карл I на охоте”.

Антонис Ван Дейк. Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. Лувр, Париж. Renessans.ru

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!

Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Портрет Карла I на охоте

Монументальное полотно «Портрет Карла I на охоте» – один из самых знаменитых образов монарха, которые сделал Антонис ван Дейк, будучи придворным художником. Пожалуй, это самое динамичное изображение правителя, которое, строго говоря, не является официальным королевским портретом, но, тем не менее, представляет короля во всём его триумфе. Карл I предстаёт как элегантный придворный, который спешился на короткий отдых, пока двое пажей заботятся о лошади. Но при кажущейся небрежности полотно отражает королевское величие. Король, который стеснялся своего маленького роста, здесь он вовсе не кажется коротышкой. Он возвышается над пейзажем, его голова помещается на фоне неба фактически вровень с ветвями высокого дерева. При этом художник очень умно обрамил лицо шляпой, чтобы оно не терялось на фоне облаков.

Эта картина в буквальном смысле воплощает элегантную небрежность. Поза короля — это тонкий компромисс между джентльменским безразличием и царственной уверенностью: одна рука горделиво упирается в бедро, её локоть вторгается в пространство зрителя, а другая лежит на трости — атрибуте благородства. Спешившись, Карл стоял лицом к горизонту, но повернулся, чтобы взглянуть на зрителя. Кажется, что он был погружён в свои мысли и бросил на нас мимолётный взгляд, даже не признавая наше присутствие, а как бы о.

Костюм правителя, несомненно, слишком хорош для охоты: широкополая шляпа, сапоги с отворотами и великолепный дублет, на серебристой ткани которого художник демонстрирует своё мастерство передачи световых эффектов. Карл I, чья фигура выведена на передний план на фоне слуг в тени, смотрит на пейзаж, который иллюстрирует разнообразие его королевства. Надпись на латыни Carolus I Rex Magnae Britanniae провозглашает, что он царствует над Великобританией, то есть Соединёнными королевствами Англии и Шотландии.

Несмотря на то что король спешился, перед нами в некотором смысле конный портрет. Ван Дейк смог передать королевское величие даже без традиционных атрибутов монархии – короны, скипетра или коня. Придворный художник Карла выразил полный контроль монарха над государством, даже изобразив его в неформальном охотничьем костюме. Венценосный заказчик не зря пригласил фламандского живописца, осыпал его милостями и даровал титул рыцаря. Он прекрасно понимал значение искусства для пропаганды.

Правление Карла I можно назвать каким угодно, но не безоблачным. Он чувствовал себя абсолютным авторитетом, абсолютным монархом, чьё право на власть исходит от Бога. И во время своего царствования он конфликтовал с парламентом, собирал деньги в казну поборами, штрафами, монополиями и тому подобными путями. Кроме того, стремясь ввести в королевстве единую Англиканскую церковь, Карл преследовал пуритан и кальвинистов, отдавая католичеству предпочтение перед ним и поощряя введение догматов и ритуалов, сближавших церковь с Римом.

Другие конфликты были связаны с расходами на крупные войны на континенте. В конце концов всё это привело к двум гражданским войнам, аресту короля, суду, который признал его виновным и приговорил к обезглавливанию. 9 февраля 1649 года вердикт был приведён в исполнение. В течение короткого времени Англией управлял руководитель революции и ревностный пуританин Оливер Кромвель. Однако после его смерти в стране начались хаос, беспредел и беспорядки, которые завершились реставрацией монархии и воцарением Карла II – сына казнённого короля.

Карл I был, пожалуй, самым крупным коллекционером в истории британской монархии, несмотря на относительно короткий период своего увлечения — примерно с 1620-го до начала 1640-х годов. За это время король из династии Стюартов собрал около двух тысяч картин, скульптур и других работ, которые изменили вкус нации. Однако после того как правитель был обезглавлен, республиканцы распродали основную часть его коллекции, а шедевры из золота и серебра расплавили. Лучшие работы, которые оказались за границей, больше никогда не вернулись в Британию, несмотря на попытки Карла II восстановить коллекцию отца после Реставрации.

Картина «Портрет Карла I на охоте» не была продана, а преподнесена французскому двору как дипломатический подарок, но так и не вернулась на родину и сейчас входит в коллекцию Лувра.

Антонис ван Дейк написал множество блестящих изображений представителей высшего британского дворянства, заложивших основы английской школы. А эта работа стала прототипом идеального аристократического портрета, который доминировал в Англии ещё почти 200 лет. Фламандский художник оказал огромное влияние на своих последователей – особенно в XVIII веке – таких как Томас Гейнсборо и Джошуа Рейнольдс. И хотя мы, глядя на картину, знаем последующую историю короля и трагический финал его жизни, всё же понимаем, что полотно было написано задолго до этого. Король, изображённый тут, всё ещё твёрдо уверен в своей силе.

Автор: Влад Маслов

Звёздный час Ван Дейка

Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря. Мечты сбылись.

Ему позируют самые знатные вельможи британского общества. У него нет отбоя от дорогостоящих заказов.

Ван Дейк виртуозно чувствует и передает на холсте атмосферу королевского окружения. Портретист придает осанке своих клиентов горделивость, а позам и жестам элегантное благородство.

Вот отпрыски семейства Стюарт. Один из самых известных портретов Ван Дейка.

Антонис Ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат Лорд Бернард Стюарт. 1638 г. Национальная лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Этим кавалерам всего по 17 и 16 лет. Оба они погибнут в возрасте 23 лет на Гражданской войне. В результате которой погибнет и сам Карл I. Он будет единственным казнённым английским королём за всю историю Англии.

Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва

А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа. Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак. И сестра графа благосклонно это демонстрирует.

Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Хоть и изображает он их во взрослых позах и взрослой одежде. А иначе не позволял этикет.

Но в их глазах мы можем уловить озорство. А ещё читается у каждого свой характер.

Антонис Ван Дейк. Старшие дети короля Карла 1. 1636 г. Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания

Медики установили, чем болел Карл V

Испанские исследователи выяснили, что король Карл V (1500–1558) страдал от одной из форм артрита — подагры. Исследование подтверждает теорию, что именно подагра вынудила монарха отказаться от престола (такое желание он выказал в 1556-м, а само отречение было принято в 1558-м, за несколько месяцев до смерти короля).

Император Священной Римской империи и испанский король (по имени Карлос I), Карл V владел намного большей территорией, чем Карл Великий. Его империя включала в себя значительную часть Европы и испанские колонии в Америке.

Как заявил один из авторов исследования, опубликованного в четверг в New England Journal of Medicine, Педро Луис Фернандес — патолог университета Барселоны, к концу жизни монарх был уже совершенно хромым человеком, который мог самостоятельно передвигаться лишь время от времени, а обычно, вероятно, был вынужден ездить верхом. «Физические страдания Карла V повлияли на решения, затрагивавшие будущее многих стран», — считает Фернандес.

Еще в молодости государя придворные доктора подозревали у него подагру. Чтобы подтвердить средневековый диагноз, испанские ученые провели лабораторный анализ мумифицированного королевского мизинца.

Кончик пальца, по словам Фернандеса, в какой-то момент отрезали у трупа короля и возвратили лишь позднее. Поэтому он хранился в красной бархатной шкатулке в королевском монастыре Сан-Лоренцо де Эль-Эскориал, а не в Мадриде, где похоронили монарха.

Анализ царственной ткани показал наличие иглообразных кристаллов — отложений мочевой кислоты (триоксипурина). Это один из конечных продуктов азотистого обмена у человека и многих животных. При подагре мочевая кислота откладывается в мышцах и суставах, разрушая ткани и кости. Следствием процесса являются боли и опухание суставов, особенно часто — большого пальца ноги.

Подагру давно связывают с богатым жирами питанием и злоупотреблением алкоголем. По мнению исследователей, Карл V отличался прекрасным аппетитом, особенную слабость питал к мясным блюдам и выпил за свою жизнь огромное количество пива и вина. Умер же он предположительно от малярии.

Испанские исследователи подчеркивают, что некоторые историки уже выдвигали гипотезу, по которой впервые мысль об отказе от короны Карлу V пришла в 1552 году. Тогда приступ подагры заставил императора отказаться от попыток вернуть Франции город Мец, где позже королевская армия потерпела поражение.

Комментируя исследование, доктор Говард Мэркель (Markel), директор Центра истории медицины при университете Мичигана, отметил, что лабораторное изучение сохранившихся частей тела тех или иных личностей способно обеспечить бесценную информацию. «Страдал ли Авраам Линкольн болезнью Марфана? Был ли Нерон отравлен? Сотрудничество истории и медицины приводит к интересным результатам, и исследование испанцев — прекрасный тому пример», — подытожил Мэркель.

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.

Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Ссылка на онлайн-тесты

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.

Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. Музей Прадо, Мадрид. Artchive.ru

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

КАЗНЬ КОРОЛЯ КАРЛА I СТЮАРТА (THE EXECUTION OF KING CHARLES I STUART)

ИСТОРИЯ В КАРТИНАХ

(THE EXECUTION OF KING CHARLES I STUART)

Начиная с Великой Хартии вольностей, которую в XIII в. вынужден был подписать Иоанн Безземельный, в Англии установился обычай ограничения королевской власти. Парламент принимал законы и утверждал налоги. Однако Карл I Стюарт, король Англии, Шотландии и Ирландии, решил сломать сложившуюся систему. И установить в Англии абсолютную монархию. На этой почве с 1640 года Карл I находится в конфликте с британским парламентом, который не потерпел нарушения королем права парламента устанавливать налоги. Очень не понравилось многим и его решение утвердить свою власть над церковью с помощью англиканских епископов, в то время как растущее число англичан присоединялось к суровому протестантству, отвергающему епископат.

В результате действия короля вызвали в Шотландии и Ирландии восстания, а в Англии и вовсе революцию. В ходе гражданских войн Карл I потерпел поражение. Взять реванш он попытался с помощью шотландцев, но те попросту продали его за 400000 фунтов стерлингов английскому парламенту. После этого впервые в истории монарх предстал перед судом – Верховным судом правосудия, специально для этого учрежденным палатой общин.

Для расследования по делу низложенного короля Карла I Стюарта парламент назначил 135 комиссаров, которых возглавлял Джон Брэдшоу, а для суда над ним в январе 1649 года был образован трибунал из пятидесяти человек. Они единогласно признали Карла тираном, изменником и врагом отечества, после чего приговорили его к казни. Карл еще в начале судебного процесса объявил, что не признает за палатой общин права судить его, а за трибуналом – права выносить ему приговор. Но суд не принял его слова во внимание, зато признал его виновным, как тирана, изменника и врага отечества, и приговорил к казни. Королю было дано три дня, чтобы подготовиться к смерти.

Эрнест Крофтс

Картина Эрнеста Крофтса. «Короля Карла I ведут на казнь».

30 января 1649 года король Англии Карл I Стюарт был доставлен в Уайтхолл. Шел снег и ему пришлось надеть теплое белье. В сопровождении стражи ему пришлось около мили полумили пройти пешком до места исполнения казни. Перед тем, как через высокое окно банкетного дома вывести Карла на эшафот, низложенному королю дали возможность подкрепиться. Правда, его последняя трапеза была довольно скромной — он выпил бокал кларета и съел кусочек хлеба. Но зато вино и пища придали ему дополнительных сил, чтобы достойно встретить смерть, поглазеть на которую собралась огромная толпа, несмотря на плохую погоду.

Казнь монтроза

Казнь состоялась 30 января 1649 года. День выдался морозный. Темза покрылась льдом. На площади, с трех сторон огороженной зданиями королевского дворца Уайтхолл, в спешном порядке был сооружен помост, под которым в романе Дюма «Двадцать лет спустя» прятались мушкетеры. Вся площадь была запружена народом, многие забрались на уличные фонари, балконы и крыши окружающих домов. Сначала на помост поднялись палач и его помощник, которые мало того, что прятали свои лица под полу масками, так еще наклеили себе фальшивые усы и бороды и оделись в костюмы матросов. Карл I взошел на эшафот в сопровождении епископа, избранного им в духовники. Оглядевшись вокруг, он обратился к народу с прощальной речью: «Я должен сказать вам, что ваши вольности и свободы заключены в наличии правительства, в тех законах, которые наилучшим образом обеспечивают вам жизнь и сохранность имущества. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь — это совершенно различные понятия».

Гонзалес Кок

Картина Гонзалеса Кока. «Казнь короля Карла I». (XVII век).

Окончив прощальную речь, низложенный король помог палачу убрать свои волосы под белую атласную шапочку. Затем, опустившись на колени, он положил голову на плаху и вытянул вперед руки — это был знак палачу. И тот одним взмахом топора отрубил ему голову. После свершения казни помощник палача поднял голову бывшего короля. С нее капала кровь, в которую макали свои носовые платки те, кто стоял поближе.

Помощник палача почему-то не произнес традиционных при казни изменников и врагов государства слов — «вот голова изменника». Вероятно, на него, как и на всех присутствующих, давила важность события. Толпа стояла обескураженной. До этого считалось, что монарха, как помазанника божьего, казнить нельзя.

Картина Джона Висопа. «Казнь Карла I в 1649 году глазами очевидцев». (XVII век)

Однако в дальнейшем к казненному монарху было проявлено беспрецедентный жест уважения. К его телу отсеченная голова была пришита, чтобы родственники смогли спокойно проститься с ним и похоронить. Он был погребен в Виндзоре в часовне Генриха VIII 8 февраля 1649 года.

Ипполит Деларош. «Кромвель у тела Карла I».

30 января 1661 года в 12‑ю годовщину казни короля Карла I его сын Карл II, горящий желанием отомстить лидеру парламентской оппозиции Кромвелю, велел извлечь гроб с его телом из захоронения в Вестминстерском аббатстве и перенести в Тайберн, место публичных казней в Лондоне. Труп Кромвеля был повешен и оставался на виселице до позднего вечера. Затем его обезглавили, туловище закопали, а голову, насаженную на копье, выставили у Вестминстерского дворца на всеобщее обозрение.

Олег Логинов

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.

*

В ночь на 24 августа 1572 года католики устроили массовое убийство гугенотов (протестантов) на улицах Парижа. Погибло 6000 человек.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: