Картина Обнаженная, сидящая на диване Амедео Модильяни


Биография Амедео Модильяни (1884—1920) похожа на роман о классическом гении.

Жизнь короткая, как вспышка. Ранняя смерть. Оглушительная посмертная слава, которая настигла его буквально в день похорон.

Цена картин, которые художник оставлял в счёт уплаты за обед в кафе, в одночасье достигает десятков миллионов долларов!

А ещё любовь всей жизни. Красивая юная девушка, похожая на принцессу Рапунцель. И трагедия похлеще, чем история о Ромео и Джульетте.

Если это все не было бы правдой, я бы фыркнула: «Ой, такого в жизни не бывает! Слишком закручено. Слишком эмоционально. Слишком трагично».

Но в жизни бывает все. И это как раз про Модильяни.

Фотографии из семейного альбома Модильяни

Модильяни уникален даже после смерти

Модильяни — самый копируемый художник в мире. На каждый подлинник приходится 3 подделки! Это уникальная ситуация.

Как же так получилось?

Все дело в жизни художника. Он был очень беден. И как я уже писала, часто расплачивался картинами за обеды в кафе. Так же поступал и Ван Гог, скажете Вы.

Но последний вёл тщательную переписку с братом. Именно по письмам и был составлен полный каталог подлинников Ван Гога.

А вот Модильяни свои работы не фиксировал. А прославился он в день своих похорон. Нечистоплотные арт-дилеры этим воспользовались, и на рынок хлынула лавина подделок.

И таких волн было несколько, как только цены на картины Модильяни подскакивали в очередной раз.

Подделка Модильяни

До сих пор ни одного достоверного каталога работ этого гениального художника нет.

Поэтому ситуация с выставкой в Генуе (2017), когда большинство работ мастера оказалось подделкой, далеко не последняя.

Мы можем с Вами только уповать на свою интуицию, когда смотрим на его работы на выставках…

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Ссылка на бесплатный курс

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Женщины, бывшие моделями Модильяни

Читайте.

Воспоминания Анны Ахматовой

«Амедео Модильяни»

«Я очень верю тем, кто описывает его не таким, каким я его знала, и вот почему. Во-первых, я могла знать только какую-то одну сторону его сущности (сияющую) — ведь я просто была чужая, вероятно, в свою очередь, не очень понятная двадцатилетняя женщина, иностранка;

во-вторых, я сама заметила в нем большую перемену, когда мы встретились в 1911 году. Он весь как-то потемнел и осунулся. В 10-м году я видела его чрезвычайно редко, всего несколько раз. Тем не менее, он всю зиму писал мне. Что он сочинял стихи, он мне не сказал. Как я теперь понимаю, его больше всего поразило во мне свойство угадывать мысли, видеть чужие сны и прочие мелочи, к которым знающие меня давно привыкли. Он все повторял: «Передача мыслей…»

Часто говорил:
«Это можете только вы».
Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час.

Но будущее, которое, как известно, бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно, пряталось за фонарями, пересекало сны и пугало страшным бодлеровским Парижем, который притаился где-то рядом. И все божественное в Модильяни только искрилось сквозь какой-то мрак. Он был совсем не похож ни на кого на свете. Голос его как-то навсегда остался в памяти. Я знала его нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания. Жил он тогда (в 1911 году) в тупикe Фальгьера.

Беден был так, что в Люксембургском саду мы сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях, как было принято. Он вообще не жаловался ни на совершенно явную нужду, ни на столь же явное непризнание. Только один раз в 1911 году он сказал, что прошлой зимой ему было так плохо, что он даже не мог думать о самом ему дорогом. Он казался мне окруженным плотным кольцом одиночества. Не помню, чтобы он с кем-нибудь раскланивался в Люксембургском саду или в Латинском квартале, где все более или менее знали друг друга. Я не слышала от него ни одного имени знакомого, друга или художника, и я не слышала от него ни одной шутки. Я ни разу не видела его пьяным, и от него не пахло вином.

Очевидно, он стал пить позже, но гашиш уже как-то фигурировал в его рассказах. Очевидной

подруги жизни у него тогда не было. Он никогда не рассказывал новелл о предыдущей влюбленности (что, увы, делают все). Со мной он не говорил ни о чем земном. Он был учтив, но это было не следствием домашнего воспитания, а высоты его духа. В это время он занимался скульптурой, работал во дворике возле своей мастерской, в пустынном тупике был слышен звук его молоточка. Стены его мастерской были увешаны портретами невероятной длины (как мне теперь кажется — от пола до потолка). Воспроизведения их я не видела — уцелели ли они?

Художник Амадео Модильяни: биография и творчество

Амадео Модильяни появился на свет в итальянском портовом Ливорно. Он родился 12 июля 1884-го и стал четвертым отпрыском у четы ортодоксальных евреев. Стоит подробнее рассказать о семье талантливого экспрессиониста. Папа Амадео и его родственники по отцовской линии практически ничего не привнесли в культурное воспитание мальчика. Они были не очень удачливыми торговцами, людьми с ограниченными взглядами, самодовольными и довольно примитивными.

Совсем иначе обстояло дело с семьей матери. Это была совсем иная культура и значительно более высокий уровень, как сейчас сказали бы, духовности. Гарсены слыли людьми энергичными и умными, активными и много читающими. Дед Амадео знал несколько языков и подолгу говорил с юным дарованием о самых разных вещах. Тетя мальчика занималась редактированием философских трактатов и с удовольствием делилась с племянником книгами Бергсона, Ницше и Кропоткина.

Евгения, мать Амадео, занималась переводами и писательством, давала частные уроки, немало поддерживая тем благосостояние семьи. Благодаря влиянию матери и ее семьи все четверо детей Модильяни выросли умными и самодостаточными людьми, интеллектуалами. Старший брат — Эммануэле — сделал политическую карьеру, сестра стала учительницей, средний ребенок, Умберто, выучился на инженера. Младший же, впитавший в себя подлинный дух семьи Гарсенов, стал художником и через всю жизнь пронес любовь к поэзии и философии, тонкое понимание человеческой природы сочувствие к людям.

Дэдо — так звали мальчика в семье — довольно поздно узнал о своем художественном даре. Согласно семейной легенде, мать поняла, что ее сын хочет рисовать, когда слушала бред четырнадцатилетнего Амадео, которого свалил брюшной тиф. Этот момент и стал для юноши точкой отсчета, с которой началась страсть всей его жизни.

17 июля 1898-го в дневнике Евгении появляется запись, в которой она делится своим беспокойством относительно увлечения сына. Она пишет, что Дэдо плохо сдал экзамены, поскольку не уделяет должного времени урокам, и она боится, что сын и вовсе забросит учебу, чтобы воплотить эфемерную мечту стать художником. Так и случилось. Модильяни бросил школу и полностью погрузился в живопись.

С 1 августа того же года Амадео начинает посещать студию и брать уроки у местного живописца, когда-то учившегося у Джованни Фаттори (Giovanni Fattori). Интересно, что в дальнейшем, уже в 1902-м, в флорентийской Свободной школе, юный Амадео Модильяни и сам обучается у импрессиониста Фаттори рисовать обнаженную натуру. Этот период в жизни мастера знаменателен также тем, что он открывает для себя гениев итальянского Возрождения.

С 1903 года Модильяни продолжает обучение в Венеции, где не только посещает Свободную школу, но и изучает натуру, сидя в кафе, посещая бордели и быстро зарисовывая случайных знакомых. Его мастерство растет. Притом ничем не ограниченная внутренняя свобода и жажда экспериментов заставляют художника пристраститься к модным среди богемы гашишу и оккультизму. Кроме того, на венецианских биеннале он знакомится с творчеством европейских модернистов и символистов. На Амадео Модильяни, покоренного демонами Бодлера, оно производит неизгладимое впечатление.

В 1906-м мастер подобно многим художникам переезжает во французскую столицу. Он стеснен в средствах, но продолжает учиться — поступает в Академию Каларосси, — и снимает небольшую студию на улице Коленкур (Монмартр). Но, в отличие от Пикассо (Pablo Picasso) и Шагала (Marc Chagall), у него нет ни полезных знакомств, ни покровителей. Он живет на деньги, что высылает мать, и постепенно превращается в неудачника в потертом пиджаке, коих полным-полно на Монмартре. Доходило до того, что ему не на что было купить краски, чтобы продолжать рисовать.

Впрочем, бедность не отвратила Амадео от живописи. Он мучается, терпит неудачи и пишет. Рвет работы, мечется в сомнениях и снова пишет, стремясь обрести свой собственный голос, стиль. В 1907 мастер даже пытается выставиться на осеннем Салоне, который заполонили фовисты. За яркими красками и экспрессией их произведений никто не сумел разглядеть скромное обаяние работ Амадео Модильяни.

Стоит ли удивляться, что через месяцы такой жизни мастер начал искать забвения на дне рюмки и в клубах сладкого дыма гашиша? Впрочем, в 1907-м и Амадео обзаводится своим самым преданным поклонником и покровителем. Им становится доктор Поль Александр, романтик, влюбленный в новое искусство.

До конца жизни художник прожил в Париже, лишь иногда и ненадолго уезжая из него. Он существовал как бродяга, без собственного дома и даже угла, скитался, болел телом и скорбел бесприютно душой, пил абсент и снова делал зарисовки. Последние пару лет для него превратились в непрерывную агонию, которую с ужасом наблюдали его немногочисленные близкие и многочисленные «друзья». Увы, никто из этих знакомых — критиков, собратьев по кисти, поэтов — не поддержал художника, не купил холстов, не дал рекомендаций, не сделал ничего, чтобы поддержать жизнь талантливого мастера. Амадео Модильяни умер в начале 1920-го, холодной ночью 24 января. Причиной смерти гения стал туберкулез.

Галерея работ Модильяни

Скульптура и Эль Греко

У Модильяни же Вы не найдёте этого периода поиска себя. Правда, его живопись немного изменилась после того, как он 5 лет занимался скульптурой.

Модильяни скульптура голова женщины

Вот две работы, созданные до скульптурного периода и после.

Слева: Модильяни. Портрет Мод Абранте. 1907 г. Справа: Модильяни. Мадам Помпадур. 1915 г.

Сразу бросается в глаза, насколько скульптурность Модильяни переносит в живопись. Появляется и его знаменитая вытянутость. И длинная шея. И нарочитая схематичность.

Он очень хотел продолжать заниматься скульптурой. Но с детства у него были больные легкие: туберкулёз возвращался раз за разом. А каменная и мраморная крошка усугубляли его болезнь.

Поэтому спустя 5 лет он вернулся к живописи.

Ещё рискну искать перекличку работ Модильяни с работами Эль Греко. И дело не только в вытянутости лиц и фигур.

Эль греко святой иаков

Для Эль Греко тело — это тонкая оболочка, сквозь которую просвечивает душа человека.

Амедео шёл по тому же пути. Ведь люди на его портретах мало похожи на реальных. Скорее, он передаёт характер, душу. Добавляя то, чего в зеркале человек не видел. Например, асимметрию лица и тела.

Это можно увидеть и у Сезанна. Он тоже часто делал глаза своих героев разными. Посмотрите на портрет его супруги. Мы как будто читаем по ее глазам: «Что ты опять придумал? Заставляешь меня тут пнем сидеть…»

Сезанн мадам Сезанн в желтом кресле

РАБОТЫ С ВЫСТАВКИ В СТИЛЕ «НЮ»

Моди – значит «про́клятый» …

О жизни Модильяни сочиняли легенды современники, много и его собственных выдумок. Например, о своих предках он говорил, как о богатых банкирах, «кошельках» самого римского папы. А ещё он называл себя потомком великого бунтаря – философа Бенедикта Спинозы, хотя тот умер бездетным.

Но и реальные обстоятельства начала жизни художника были необычными. Амедео Клементе Модильяни родился в 1884 году в итальянском Ливорно, в семье еврейского торговца. Отец будущего художника разорился и перед самым рождением Амедео в дом пришли судебные приставы, присланные кредиторами. По тогдашним итальянским законам имущество роженицы считалось неприкосновенным, и на кровать беременной женщины были уложены все имевшиеся ценные вещи, включая некоторую мебель. Евгения Грасен – мать Амедео — всегда считала этот случай дурным предзнаменованием для своего любимого сына.

Она была хорошо образованным и духовно развитым человеком и именно она поддержала стремление сына к занятию живописью. Это отношение к увлечению Амедео появилось, как гласит очередное семейное предание, когда она расслышала в несвязном бреду сына, заболевшего тифом, имена художников Возрождения. Отчетливое влияние одного из них – Сандро Ботичелли – найдут искусствоведы в картинах зрелого Модильяни.

Творчество[ | ]

Модильяни. Лё гран ню
. 1919. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако, в этом вопросе не всё так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы — за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции. Скульптурные студии Модильяни явно показывают влияние модной в то время африканской пластики на его творчество. Собственно экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.

Ню[ | ]

Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнажённого женского тела. Он одним из первых начал изображать более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в своё время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнажённая натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и тёплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.

  • Невеста и жених, ок. 1915—1916
  • Сидящая обнажённая, 1916
  • Алиса, 1918
  • Портрет Марии Васильевой, 1918

Легенды Монмартра

О его пьяных дебошах, бесчисленных любовных приключениях, о наркотических трансах вспоминают с восторгом или с ненавистью и друзья, и завистники. Впоследствии некоторые объясняли буйство Моди его осознанием кратковременности своего пребывания на Земле. Периодические обострения туберкулёза, долгие голодные времена, нищенские условия уносили жизненные силы, и Амедео не экономил их для безмятежного существования в старости. Его жизнь вразнос обсуждалась посетителями прокуренных кафе на Монмартре. Эти легенды, часто преувеличенные, стали частью парижского образа Модильяни.

Но этот образ представляется гораздо сложнее. Есть воспоминания о его добром отношении к тем, кто находится в еще более бедственном состоянии, о его трепетном отношении к матери. Да и количество сделанного в последние годы жизни говорит о вдохновенном и напряженном труде. Постоянный спутник его в прогулках – альбом, заполняемый виртуозными рисунками и эскизами.

Поражает его уверенность в своем таланте, в собственном стиле, в правильности подхода к творчеству. Картина Модильяни – неходовой товар. Он жил за счет редких ценителей, разглядевших его мастерство. Но менять свою манеру в угоду торгашеским вкусам он не хотел. И среди своих коллег Модильяни всё чаще получал настоящее признание.

Главная любовь всей жизни живописца

В 1917 году скандальный художник знакомится с 19-летней студенткой Жанной, которая становится его любимой натурщицей, музой и самым преданным другом. Влюбленные селятся вместе, несмотря на протесты со стороны родителей девушки, которые не хотят видеть своим зятем ведущего разгульный образ жизни еврея. В 1918 году пара перебирается в Ниццу, где комфортный климат благоприятно влияет на подорванное алкоголем и наркотиками здоровье мастера, однако запущенный туберкулез лечению уже не поддается. Осенью счастливые Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн становятся родителями, и влюбленный живописец предлагает подруге зарегистрировать брак, но стремительно развивающаяся болезнь рушит все планы.

амедео модильяни и жанна эбютерн

В это время агент художника устраивает выставки и занимается продажами картин, а интерес к творчеству гениального творца возрастает вместе с ценами на художественные произведения. В мае 1919 года молодые родители возвращаются в Париж. Моди совсем слаб, и через семь месяцев умирает в больнице для бездомных в абсолютной нищете. Узнав о смерти любимого, Жанна, ждущая второго ребенка, выбрасывается с шестого этажа. Жизнь без Амедео ей кажется бессмысленной, и Эбютерн мечтает присоединиться к нему, чтобы наслаждаться вечным блаженством в ином мире. Свою любовь девушка пронесла до последнего вздоха, и в самые сложные минуты именно она была единственной опорой для любимого бунтаря и являлась его верным ангелом-хранителем.

В последний путь художника провожал весь Париж, а его возлюбленную, которую богемный круг признал женой, скромно похоронили на следующий день. Спустя десять лет семья Жанны согласилась перенести ее прах в могилу к Амедео Модильяни, чтобы души влюбленных наконец-то обрели покой.

Дочь Жанна, названная в честь матери, скончалась в 1984 году. Она посвятила свою жизнь изучению творчества родителей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: