Борцы, картина Лакса — картины с обнажёнными мужчинами. Борцы — картина американского художника Джорджа Лакса, написано в 1905 году. находится в коллекции Му ..

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Икинс.

Томас Икинс
англ. Thomas Eakins
Автопортрет. 1902
Имя при рожденииТомас Каупертуэйт Икинс
Дата рождения25 июля 1844(1844-07-25)
Место рожденияФиладельфия
Дата смерти25 июня 1916(1916-06-25) (71 год)
Место смертиФиладельфия
ГражданствоСША
Жанрживописец фотограф
Учёба
  • Пенсильванская академия изящных искусств
Стильреализм
Сайтthomaseakins.org​ (англ.)
Медиафайлы на Викискладе

Томас Каупертуэйт Икинс

, точнее
Эйкинс
[1][2] (англ. Thomas Cowperthwaite Eakins; 25 июля 1844 — 25 июня 1916) — американский художник, фотограф, педагог, крупнейший (наряду с Уинслоу Хомером) представитель американской реалистической живописи.

Биография

Первый ребенок Кэролайн Коупертвейт Икинс и Бенджамина Икинса, учителя каллиграфии. Жил и работал преимущественно в Филадельфии. Окончил Пенсильванскую академию изящных искусств, после чего в 1866—1870 гг. совершенствовал своё мастерство в Европе, преимущественно в Париже под руководством Жана Леона Жерома. С 1876 года преподавал в своей родной академии, в 1882 году стал её директором. Однако на протяжении всей преподавательской карьеры у Икинса возникали трения с попечительским советом Академии из-за того, что Икинс уделял очень большое внимание изучению и изображению обнажённой натуры, проявляя при этом не созвучное эпохе свободомыслие (так, в классах Икинса студенты, случалось, позировали друг другу в обнажённом виде). В итоге в 1886 г. Икинс был уволен за то, что в классе, где занимались не только студенты, но и студентки, поставил мужчину-натурщика в полностью обнажённом виде, без фигового листка. Занятия Икинса продолжились в Филадельфийской Лиге студентов, изучающих искусство (Philadelphia’s Art Students League).

В живописи Икинса и его фотографиях обнажённое и полуобнажённое тело (чаще всего мужское) занимает выдающееся место. Ему принадлежит множество изображений спортсменов, особенно гребцов и борцов. Особенный интерес Икинса вызывала передача движений человеческого тела, с чем отчасти связано его увлечение фотографией; многим известным картинам Икинса (в том числе «Аркадии» 1883 год) предшествовали фотографические «этюды».

Среди важнейших работ Икинса — портреты в многофигурном окружении, в том числе знаменитая «Клиника Гросса» (1875), изображающая известного филадельфийского хирурга Сэмюэла Гросса, руководящего операцией (судя по всему, по удалению части кости из бедра пациента) перед заполненным студентами амфитеатром медицинской академии. Героическая фигура доктора Гросса прочитывается как гимн достижениям человеческой мысли. Эта картина, одна из самых крупноформатных работ художника (244х198 см), вызвала, однако, не слишком тёплый приём современников, шокированных изображением на картине хирургической процедуры, и была продана всего за 200 долларов. Для сравнения можно иметь в виду, что в 2006 г., когда картина была вновь выставлена на продажу и её захотела приобрести Национальная галерея искусств в Вашингтоне, в Филадельфии был объявлен сбор средств для того, чтобы сохранить «Клинику Гросса» в родном городе Икинса; были собраны 30 миллионов долларов, позволившие Филадельфийскому музею искусств и Пенсильванской Академии изящных искусств приобрести картину в совместное владение за общую сумму 68 миллионов долларов.

Кисти Икинса принадлежит также ряд значительных портретов, в том числе портрет Уолта Уитмена (1887—1888), который сам поэт считал лучшим.

Среди известных учеников художника — Уильям Кендалл и Элис Кент Стоддард.

Известные люди

»

Томас Икинс

Томас Икинс Thomas Eakins Карьера: Художник

Рождение:
США, 25.7.1844
Американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.

добавить фотографии дополнить биографию

Томас Каупертуэйт Икинс (англ. Thomas Cowperthwaite Eakins; 25 июля 1844 25 июня 1916) америкосский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.

Жил и работал преимущественно в Филадельфии. Окончил Пенсильванскую академию изящных искусств, вслед за тем чего в 18661870 гг. совершенствовал своё мастерство в Европе, преимущественно в Париже под руководством Жана Леона Жерома.

Борцы (1899)С 1876 г. преподавал в своей близкий академии, в 1882 г. стал её директором. Однако на протяжении всей преподавательской карьеры у Икинса возникали трения с попечительским советом Академии из-за того, что Икинс уделял весьма большое чуткость изучению и изображению обнажённой натуры, проявляя при этом не созвучное эпохе свободомыслие (так, в классах Икинса студенты, случалось, позировали дружбан другу в обнажённом виде). В итоге в 1886 г. Икинс был уволен за то, что в классе, где занимались не только студенты, но и студентки, поставил мужчину-натурщика в на все сто обнажённом виде, без фигового листка. Занятия Икинса продолжились в Филадельфийской Лиге студентов, изучающих искусство (Philadelphias Art Students League).

В живописи Икинса и его фотографиях обнажённое и полуобнажённое туловище (чаще всего мужское) занимает выдающееся местоположение. Ему принадлежит уймище изображений спортсменов, в особенности гребцов и борцов. Особенный заинтересованность Икинса вызывала передача движений человеческого тела, с чем отчасти связано его увлечение фотографией; многим известным картинам Икинса (в том числе Аркадии 1883 г.) предшествовали фотографические этюды.

Среди важнейших работ Икинса портреты в многофигурном окружении, в том числе знаменитая Клиника Гросса (1875), изображающая известного филадельфийского хирурга Сэмюэла Гросса, руководящего операцией (судя по всему, по удалению части кости из бедра пациента) перед заполненным студентами амфитеатром медицинской академии. Героическая фигура доктора Гросса прочитывается как гимн достижениям человеческой мысли. Эта картина, одна из самых объёмных работ художника (244х198 см), вызвала, и все-таки, не сверх меры тёплый приём современников, шокированных изображением на картине хирургической процедуры, и была продана всего за 200 долларов. Для сравнения не возбраняется обладать в виду, что в 2006 г., когда картина была ещё выставлена на продажу и её захотела обрести Национальная галерея искусств в Вашингтоне, в Филадельфии был объявлен сбор средств для того, чтобы сберечь Клинику Гросса в родном городе Икинса; были собраны 30 миллионов долларов, позволившие Филадельфийскому музею искусств и Пенсильванской Академии изящных искусств получить картину в совместное владение за общую сумму 68 миллионов долларов.

Кисти Икинса принадлежит кроме того строй значительных портретов, в том числе портрет Уолта Уитмена (18871888), тот, что сам стихотворец считал лучшим.

Так же читайте биографии известных людей:
Томас Винтерберг Tomas Vinterberg

В пятницу в столице откроется очередной Московский кинофестиваль. Один из самых интригующих его пунктов — фильм Томаса Винтерберга по сценарию Ларса.. читать далее

Томас Старжевски Tomasz Starzwezski

В настоящее время на демонстрационных показах престижного модельера Томаса Старжевски негде упасть яблоку. Его великолепные, роскошные платья сшитые.. читать далее

Томас Бернхард Thomas Bernhard

Известный австрийский писатель и популярный драматург. Автор явился создателем множества талантливых произведений, большинство из которых в свое.. читать далее

Томас Декер Thomas Dekker

Английский драматург, памфлетист, лирический поэт. О происхождении Деккера ничего не известно. Как драматург он впервые упоминается в 1598 в связи с.. читать далее

Ваши комментарии

добавить комментарий

Наст Томас (Nast Thomas). Биографическая справка

Наст работал в Harper’s Weekly в 1859-1860 и 1862-1886 гг. В перерыве он побывал в Лондоне, где делал зарисовки главного спортивного мероприятия того времени – боксерского поединка между американцем Джоном Хенаном и англичанином Томасом Сойером. Сотрудничая с Illustrated London news, Наст ездил к Гарибальди (народный герой Италии, полководец) в Италию, где рисовал и писал статьи о военных походах.

В 1862 г. появилась первая карикатура «Мир», нацеленная на оппонентов гражданской войны в США 1861-1865 гг. Карикатуры Наста во время гражданской войны и последующей Реконструкции издавались в Harper’s. Он описывал поля боев на границе и в штатах Юга. Рисунки притягивали такой колоссальный интерес публики, что Абрахам Линкольн прозвал Наста «нашим лучшим рекрутирующим сержантом». Позднее Наст оппонировал президенту Эндрю Джонсону и его политике Реконструкции.

Изображения Наста стали одной из главных причин падения Уильяма Твида (лидера Демократической партии США в Нью-Йорке, его имя стало нарицательным для обозначения политической коррупции), который до того боялся художника, что послал своего эмиссара с целью подкупа Наста, предложив 500 тысяч долларов, лишь бы тот «бросил это дело», и уехал в заграничное турне. Но Наст отверг предложение и увеличил свои нападения на Твида. В итоге в 1873 г. Твид был задержан и осуждён за мошенничество. В декабре 1875 года Твид убежал на Кубу, а оттуда — в Испанию, где был узнан американским туристом по одному из изображений Наста и вновь арестован.

Наст был убежден, что хорошо сформированное ирландское иммигрантское сообщество гарантирует базу помощи Твиду. Это вместе с антикатолическими и нативистскими (проамериканскими) взглядами Наста привело его к представлению ирладского сообщества в Америке и католических лидеров церкви с крайним порицанием. В работе «Американская река Ганг» (1875) Наст представил католических священников в виде крокодилов, караулящих и бросающихся на американские семьи.

В своих политических творениях Наст поддерживал американских индейцев, китайских иммигрантов и выступал за запрет рабства. Позднее он затрагивал темы сегрегации (политика принудительного отделения какой либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации) и насилия Ку-клукс-клана. На одном из рисунков «Хуже, чем рабство» Наст изобразил отчаявшуюся негритянскую семью, чей дом был предан огню, и двух членов Ку-клукс-клана и Белой лиги, поздравляющих друг друга. В рисунках Наста главный сюжет часто сопровождался многочисленными детальными дополнительными второстепенными сюжетами.

Томас Наст является автором эмблем республиканской и демократической партий США – осла и слона; изображения дядюшки Сэма – персонифицированного образа США, который возник во время британо-американской войны 1812 г. Именно Наст изобразил дядюшку Сэма высоким пожилым человеком с тонкими решительными чертами лица, со старомодной бородкой, в цилиндре цветов американского флага, в синем фраке и полосатых панталонах.

Томас Наст первым нарисовал американского Деда Мороза – Санта-Клауса. До этого времени никто и представления не имел, как выглядит Санта-Клаус и каким образом добирается он до рождественских носочков. Его представляли и маленьким старичком, похожим на эльфа, и суровым духом зимы. Детям и взрослым хотелось еще и увидеть Санту. Санта-Клаус был нарисован Томасом Настом для журнала Harper’s Weekly в 1862 г. Образ был взят с мифического немецкого бородача Николаса, который, согласно поверью, появляется во сне чересчур шаловливым детям. Художник поселил Клауса на Северном полюсе (в Лапландию он «перебрался» в ХX веке).

Обложки журнала пользовались невероятной популярностью. Во время Гражданской войны Линкольн попросил Наста нарисовать Санту вместе с северянами. Историки утверждают, что армию конфедератов деморализовало появление Клауса на стороне противника. У Санты Томаса Наста оказался один недостаток – он был черно-белым. Красную шубу сказочному дедушке пожаловал в 1885 г. издатель Луис Пранг.

В 1902 г. президент США Теодор Рузвельт определил Наста генеральным консулом в Гуаякиль в Эквадоре. Во время вспышки жёлтой лихорадки Наст беззаветно помогал бесчисленным дипломатическим и деловым миссиям избежать заболевания, однако сам заразился и умер 7 декабря 1902 г. Тело Наста было привезено в США и захоронено на кладбище Вудлаун в Бронксе (Нью-Йорк).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Томас Икинс

Краткая биография

Американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.
Томас Каупертуэйт Икинс (англ. Thomas Cowperthwaite Eakins; 25 июля 1844 — 25 июня 1916) — американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.

Жил и работал преимущественно в Филадельфии. Окончил Пенсильванскую академию изящных искусств, после чего в 1866—1870 гг. совершенствовал своё мастерство в Европе, преимущественно в Париже под руководством Жана Леона Жерома.

Борцы (1899)С 1876 г. преподавал в своей родной академии, в 1882 г. стал её директором. Однако на протяжении всей преподавательской карьеры у Икинса возникали трения с попечительским советом Академии из-за того, что Икинс уделял очень большое внимание изучению и изображению обнажённой натуры, проявляя при этом не созвучное эпохе свободомыслие (так, в классах Икинса студенты, случалось, позировали друг другу в обнажённом виде). В итоге в 1886 г. Икинс был уволен за то, что в классе, где занимались не только студенты, но и студентки, поставил мужчину-натурщика в полностью обнажённом виде, без фигового листка. Занятия Икинса продолжились в Филадельфийской Лиге студентов, изучающих искусство (Philadelphia’s Art Students League).

В живописи Икинса и его фотографиях обнажённое и полуобнажённое тело (чаще всего мужское) занимает выдающееся место. Ему принадлежит множество изображений спортсменов, особенно гребцов и борцов. Особенный интерес Икинса вызывала передача движений человеческого тела, с чем отчасти связано его увлечение фотографией; многим известным картинам Икинса (в том числе «Аркадии» 1883 г.) предшествовали фотографические «этюды».

Среди важнейших работ Икинса — портреты в многофигурном окружении, в том числе знаменитая «Клиника Гросса» (1875), изображающая известного филадельфийского хирурга Сэмюэла Гросса, руководящего операцией (судя по всему, по удалению части кости из бедра пациента) перед заполненным студентами амфитеатром медицинской академии. Героическая фигура доктора Гросса прочитывается как гимн достижениям человеческой мысли. Эта картина, одна из самых объёмных работ художника (244х198 см), вызвала, однако, не слишком тёплый приём современников, шокированных изображением на картине хирургической процедуры, и была продана всего за 200 долларов. Для сравнения можно иметь в виду, что в 2006 г., когда картина была вновь выставлена на продажу и её захотела приобрести Национальная галерея искусств в Вашингтоне, в Филадельфии был объявлен сбор средств для того, чтобы сохранить «Клинику Гросса» в родном городе Икинса; были собраны 30 миллионов долларов, позволившие Филадельфийскому музею искусств и Пенсильванской Академии изящных искусств приобрести картину в совместное владение за общую сумму 68 миллионов долларов.

Кисти Икинса принадлежит также ряд значительных портретов, в том числе портрет Уолта Уитмена (1887—1888), который сам поэт считал лучшим.

Томас Кинкейд — художник Света

1994 год. Перестройка только коснулась душ. Мне еще не исполнилось и 25. В «далекой амазонке» (в России тогда не было), в Таиланде я купила коробку с паззлами. Уж очень картинка понравилась. Вот эту.

Прошло еще много лет. Коробка теряет вид и паззлы, а мне хочется ее сохранить. И я рисую картину – ту, что на коробке. Для себя, просто. Вот эту.

Проходит еще несколько лет. Что-то свербит и не дает покоя мысль: не может быть такая картинка без автора. Не может. Кто это? Откуда это? Инернет долго ответа не давал. А как найдешь? Что в поиск забить? «Паззлы с домиком»? Инет молчат до одного апрельского вечера, пока в поисках чего-то я не увидела знакомый стиль. Я вижу одну картину. Вторую. Начинаю искать, выхожу на сайт автора и нахожу «свою» картину. Вот эту.

И понимаю. И понимаю…

Томас Кинкейд умер 6 апреля 2012 года. Почти 20 лет понадобилось Мирозданию, чтобы привести меня в то место, откуда я черпала свое вдохновение. Я же не знала… я чувствовала, но не знала. Cтолько лет тишины и вдруг через две недели после его смерти случайно я нахожу того, кем столько лет восхищалась.

Томас Кинкейд, художник Света. В Америке каждая вторая семья имеет его работы дома. Его обвиняли в том, что он из искусства сделал массовый продукт. Сочетание импрессионизма и буколистических сюжетов. Свет и пафосные названия. Китч или искусство?

Его картины растиражированы на паззлы и свободные копии (не исключаю и себя), постеры, фотокартины, сюжеты… Обои на рабочий стол, открытки, схемы вышивки и салфетки — везде можно встретить хорошие и не очень копии его сюжетов.

О вкусах не спорят. Но я – «за»! За это творчество, пусть даже растираживаровнное и ПОСТЕРизованное. Оно несет радость, эмоции, свет и гармонию.

Справка:

«Томас Кинкейд (Thomas Kinkade) вырос в маленьком городке Плейсервилль, штат Калифорния, окончил среднюю школу в 1976 году, учился в Калифорнийском университете в Беркли и Колледже Искусства в Пасадине. Он женился на своей девушке по имени Нанетт в 1982 году, у них родились четыре дочери: Мерритт (р. 1988), Чандлер (р. 1991), Уинсор (р. 1995) и Эверетт (р. 1997), все названы в честь знаменитых художников.

Будущему художнику добиться признания и всемирной известности помогло несчастье — его мать чуть было не лишилась собственного дома, и чтобы помочь ей расплатиться с долгами, молодой человек взялся за кисть и краски… Его учитель, художник Глен Весман, сказал ему: «Пиши свет». Вняв этому мудрому совету, Томас впоследствии создал множество работ, пронизанных светом, глядя на которые, ощущаещь себя лучше, чище, добрее. А началось все с Рождественского коттеджа в далеком 1977 году

Главной особенностью картин Кинкейда являются светящиеся блики и насыщенные пастельные тона. Он изображает в импрессионистском стиле светящиеся контуры, буколические, идиллические предметы, такие как сады, ручьи, каменные коттеджи, городские улочки.

Также он пишет картины на различные христианские темы, изображает христианские кресты и церкви. Себя Кинкейд называет, «набожным христианином» (все его дети имеют второе имя «Кристиан»). Кинкейд говорит, что получает вдохновение от религии и что в его работах содержится большой моральный аспект. Также он считает, что его задача как художника трогать людей всех вероисповеданий, чтобы принести мир и радость в их жизнь через образы, которые он создает.»

И еще от себя добавлю: у Кинкейда есть не только пасторали и буколические картины, но и очень на мой взгляд серьезные работы — пейзажи и городские пейзажи, морские сюжеты.

Приглашаю Вас полюбоваться и вдохновиться этим замечательным творчеством!

(использованы материалы интернет-ресурсов)

«Зенит» подписал контракт с воспитанником Томасом Рукасом

Томас Рукас
Возраст:
20 лет
Позиция:
центральный защитник
Играл за:
«Сибирь-2», «Локомотив-2», «Лейрия», «Спортинг-Б», «Хетафе-Б»
Любимая команда:
«ПСЖ»
Любимый игрок:
Анджело Огбонна

Россия

«Зенит» продолжает политику по возвращению воспитанников. На очереди – Томас Рукас

, в 16 лет покинувший Санкт-Петербург в поисках игровой практики и вернувшийся в родной город спустя почти четыре года. Вместе с братом-близнецом Андрюсом Томас начал заниматься футболом лишь в 11 лет. Их отец, этнический литовец
Гинтарас Рукас
, мастер спорта по дзюдо, был знаком с президентом клуба «Автово» и устроил сыновей в команду. Через год на братьев обратила внимание СДЮШОР «Зенита». Правда, воспитанником «Зенита» Томаса можно назвать с ну очень большой натяжкой. В академии клуба он пробыл два года, не сработался с главным тренером и вернулся в «Автово».

В академии «Зенита» Томас пробыл два года, не сработался с главным тренером и вернулся в «Автово».

Потом была поездка в Новосибирск – мизерные зарплаты, жизнь без родителей, суровая погода. 12 матчей за вторую команду «Сибири» хватило для того, чтобы в очередь за братьями выстроились «Спартак», «Локомотив», ЦСКА и «Динамо». Андрюс ушёл в «Динамо», много тренировался с первой командой, пользовался доверием Станислава Черчесова

, но в 2020 решил переехать в Тулу, где по сей день играет за вторую команду «Арсенала».

Томас отправился в «Локомотив», но здесь ему закрепиться не удалось. Леонид Кучук

не спешил подтягивать молодого защитника к первой команде, а после ухода тренера почти перестал играть даже за молодёжку. Может, не сложилось потому, что тренеры ставили его на позицию левого защитника, хотя сам он себя видел исключительно центральным (что логично при росте 192 см). Тем не менее опыт игры в «Локо» пошёл Рукасу на пользу – он много общался с Сычёвым, Сапатером и Обинной, прислушивался к их советам. Возможно, кто-то из них и посоветовал Томасу попробовать себя за рубежом.

Честолюбивые дублёры. Молодые российские футболисты в Европе

Гасилин – в «Шальке», Лысцов – в «Бенфике», Швец – в «Вильярреале». Кто из молодых россиян в Европе громче всех стучит в двери основы.

Европа

В Португалии новый проект открыл российский бизнесмен Сергей Толстиков

, выкупивший акции клуба «Лейрия». К себе он позвал сразу ряд талантливых российских футболистов, в том числе и Рукаса. Здесь всё было по-другому.

«Русская мафия, зачем приехали?» Лысцов – наш человек в «Бенфике»

Наш спецкор встретился в Краснодаре с русским легионером «Бенфики» Виталием Лысцовым и разузнал, как его из «Локо» занесло в Португалию.

«Помню свой первый выезд с командой, — вспоминает Томас период в «Спортинге». – Приехали в город Портимоненсе. И на ужине попросили выступить, что-нибудь показать. Я встал на стул и спел песню «Катюша». Все на камеру снимали, смеялись, а я был красный как помидор».

В остальном всё было идеально. Классные условия для молодых футболистов, располагающая погода, доверие тренеров. Всё, что нужно для прогресса. К тому же «Лейрия» не стеснялась отдавать молодых футболистов в аренды. Рукас поиграл за вторые команды «Спортинга» и «Хетафе».

«Выходят команды из ФНЛ в РФПЛ и выбивают мячи, а в «Хетафе» тренеры заставляли играть в пас, длинные передачи делать запрещалось, — вспоминает Томас. – Думаю, во всех испанских командах так. В Европе многое поменялось в плане жизни. Я стал более ответственным. Тут уже прибавил в тактических моментах, больше единоборств стал выигрывать. Португальский футбол намного отличается от российского, в первую очередь тут он техничнее».

10 особенных. Сколько стоят российские легионеры в Европе?

Из 250 самых дорогих наших футболистов этот сезон за рубежом начинают лишь 10. Представляем самых ценных россиян в Европе.

Россия

В 2020 году в «Зенит-2» вернулся Юрий Бавин

, с которым Рукас играл в «Лейрии». Как сказал сам Томас, ему понятно решение одноклубника.

«Я поддержал и одобрил его решение. Он уже год находился в Португалии, а в этом сезоне стал реже играть за «Лейрию». Как он сам объяснял, появилась высокая конкуренция, а раз так, значит ещё рано повышать свой уровень именно в Европе. Именно поэтому он вернулся в Россию. Тем более «Зенит» — отличный вариант. Играя в ФНЛ, ты на виду и у первой команды, и у других топ-клубов».

Теперь пришла очередь Томаса вернуться обратно. Он мог вернуться в Россию ещё зимой – тогда Рашид Рахимов

пригласил его на просмотр в «Терек», где играл его знакомый
Далер Кузяев
. Но не срослось.

«Кузяев говорил, было непривычно только в первый сезон. А так даже хорошо — нет ночных клубов, алкоголя, ты сосредоточен на футболе. Так что свои плюсы в Грозном есть», — вспоминает Томас.

Сейчас Рукасу предстоит борьба за попадание в первую команду «Зенита», с ним подписали четырёхлетний контракт. Пока, вероятнее всего, он будет выступать за вторую команду, но все шансы для того, чтобы пробиться в первую команду, у него есть. Осталось проявить себя.

Люди в белом: Взлет и падение медицинского халата

Врачи постепенно отказываются от своей униформы последних ста лет. Знак статуса, символ надежды и предмет, ассоциирующийся с болью и страхом: вспоминаем историю белого врачебного халата.

Врачи без халатов

Большую часть истории врачи не имели униформы, отличавшей их от представителей других профессий. Пожалуй, первым исключением стал костюм чумного доктора, придуманный в XVII веке Шарлем де Лормом.

Поль Фюрст, «Доктор Шнабель фон Ром», 1656 год

Костюм состоял из пропитанного жиром или воском длинного балахона, наполненной благовониями маски в виде клюва, широкополой шляпы, призванной оградить от бактерий, и кожаных штанов, защищающих бедра и пах (для бубонной чумы типично воспаление лимфоузлов в паху и подмышках). Как ни странно, кожаные штаны и пропитанная ткань действительно немного защищали: за них с трудом могли зацепиться блохи, которые были настоящими разносчиками болезни. Маска должна была оградить врача от гнилостного воздуха, по которому, как считалось, передавалась зараза (по другой версии, чума передавалась через птиц, поэтому «клюв» должен был переводить болезнь на костюм). Маску часто делали со стеклянными глазами красного цвета, который должен был сделать врача невосприимчивым к злу, то есть болезни.

В руках у доктора была трость, которую он использовал как указку при осмотре, чтобы не касаться больного.

Однако, пока наименее образованные и опытные врачи рисковали жизнью в странном и прочно ассоциирующемся со смертью одеянии, другие целители продолжали носить обычную одежду. В Средневековье, а затем в Новое время, оформилось несколько групп врачевателей. На верхней ступени стояли получившие университетское образование доктора — уважаемые в обществе люди, которые работали при дворе или принимали горожан за плату. Их статус и тот факт, что в своей работе они обычно ограничивались назначением лекарств и наблюдением за больным, отражались в одежде: они носили дорогие костюмы и украшения.

Однако, пока наименее образованные и опытные врачи рисковали жизнью в странном и прочно ассоциирующемся со смертью одеянии, другие целители продолжали носить обычную одежду.

Люди в белом: Взлет и падение медицинского халата

Рембрандт, «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632 год

Люди в белом: Взлет и падение медицинского халата

Франц ван Мирис Старший, «Визит доктора», 1635–1681 года

Практической медициной занимались хирурги: костоправы, цирюльники (которые, помимо стрижки, могли пустить кровь или поставить банки), зубодеры, банщики. Их статус был гораздо ниже: в лучшем случае у них за плечами было восемь лет «практического» образования при гильдии и экзамен. Если образованного врача могли пригласить за стол с хозяевами дома, выполнявшие «грязную» работу хирурги могли надеяться только на обед со слугами. Специальной одежды хирурги не носили, но могли надеть фартук, чтобы не запачкаться, — предпочтительно темного цвета, чтобы на нем не было видно крови предыдущих больных.

Специальной одежды хирурги не носили, но могли надеть фартук, чтобы не запачкаться, — предпочтительно темного цвета, чтобы на нем не было видно крови предыдущих больных.

Франц Антон Маульберч, «Знахарь», 1785 год

Статус и гигиена

Все меняется в XIX веке. Медицина переживает бурное развитие, но в то же время множится число шарлатанов. Больной колеблется между медициной, гомеопатией и эклектикой (в рамках которой ему независимо от болезни прописывают травы, которые, по эмпирическим наблюдениям, должны снять симптомы). Врачи хотят подчеркнуть, что они занимаются наукой, — и заимствуют халат у лабораторных работников, которым он помогает не испортить одежду реагентами. Лаборанты носят бежевые халаты, но доктора предпочитают белый цвет, символизирующий чистоту и надежду на спасение.

Врачи хотят подчеркнуть, что они занимаются наукой, — и заимствуют халат у лабораторных работников.

Белый цвет также выполняет практическую функцию: на нем лучше видна кровь. Еще в XVIII веке Джозеф Листер начал говорить об антисептике (уничтожении микроорганизмов, уже занесенных в рану), а в конце XIX века Эрнст фон Бергманн предлагает методики обеззараживания, призванные помешать занесению в рану новых бактерий. Гигиене уделяется все больше внимания — сюртуки и черные фартуки становятся неуместны.

Перемены хорошо заметны на картинах «Клиника Гросса» и «Клиника Агню» американского художника Томаса Икинса, написанных с интервалом всего в 14 лет.

Люди в белом: Взлет и падение медицинского халата

Томас Икинс, «Клиника Гросса», 1875 год

Люди в белом: Взлет и падение медицинского халата

Томас Икинс, «Клиника Агню», 1889 год

Со временем халаты начинают дополнять марлевыми масками. После эпидемии гриппа «испанки» 1918 года белые халаты и маски становятся обязательным атрибутом медицинского работника.

Носить или не носить

Сегодня белый халат понемногу теряет популярность, часто медицинские работники надевают более удобные брючные костюмы. В начале XXI века был проведен ряд исследований, утверждающих, что на врачебных халатах переносится множество бактерий — в особенности на рукавах и карманах. В 2007 году Национальная служба здравоохранения Великобритании даже начала запрещать халаты — впрочем, скоро смягчив его, допустив ношение халата с рукавом не длиннее локтя при условии его частой смены (не реже раза в неделю или при очевидном загрязнении). Вопрос, влияет ли ношение халата и длина его рукавов на уровень заразности врача, обсуждается в разных странах и пока не решен.

Меняется и отношение к цвету ткани. Так, когда глаза хирурга начинают уставать от красного цвета, переключение взгляда на оттенки зеленого или синего не дает утратить чувствительность к нему. Кроме того, белый цвет в усиленном освещении операционной слепит хирурга. Поэтому все чаще там можно увидеть зеленый.

Психиатры предпочитают проводить сеансы в повседневной одежде, чтобы расположить к себе пациента. Педиатры могут отказываться от халата, чтобы избежать его ассоциации с болью.

Есть и другие специалисты, которые намеренно не носят белый халат. Психиатры предпочитают проводить сеансы в повседневной одежде, чтобы расположить к себе пациента. Педиатры могут отказываться от халата, чтобы избежать его ассоциации с болью. Не только детям, но и взрослым часто мешает «синдром белого халата», когда при виде доктора в белом у человека повышается артериальное давление.

«Мой операционный костюм красного цвета, — рассказывает кардиохирург Национального института сердечно-сосудистой хирургии имени Н. Амосова (Киев) Евгений Бешляга. — На красном не видно крови, и, как ни странно, пациенты на него реагируют спокойнее, чем на белый халат. Синдром белого халата — не выдумка: в большинстве случаев артериальное давление поднимается на 10–15 мм рт. ст. Особенно пугаются маленькие дети. В моем профессиональном гардеробе белого цвета нет».

«Белый уже не так популярен: сегодня врачи могут спокойно надеть цветной костюм и шапочку с мультяшными героями. И это здорово, ведь тогда дети уже совсем иначе воспринимают строгого доктора, — говорит инфекционист Ирпенской городской поликлиники (Киев) Даниил Шейкин. — Однако для меня белый халат — не просто одежда, а символ того, что ты можешь и должен лечить людей».

«Сегодня врачи могут спокойно надеть цветной костюм и шапочку с мультяшными героями. И это здорово, ведь тогда дети уже совсем иначе воспринимают строгого доктора».

В некоторых странах будущие медики по-прежнему проходят «церемонию белого халата», на которой торжественно надевают его, отмечая начало практики. Церемония впервые состоялась в 1993 году в Колумбийском врачебно-хирургическом колледже и быстро стала распространенным ритуалом для выпускников медицинских университетов США, Канады, Европы, Ирана, Израиля и Великобритании. Так что, хотя будущее белого халата под вопросом, сегодня он прочно ассоциируется с врачебной и научной работой.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: