Караваджо Художник Одаренный Неудержимым Воображением


Описание картины Караваджо «Лютнист»

НазваниеЛютнист
Страна, художникИталия, Микеланджело Меризи да Караваджо
Год1595
ЖанрПортретная живопись
НаходитсяЭрмитаж, Санкт-Петербург
МатериалыХолст, масло

Караваджо имел очень скандальную репутацию человека вспыльчивого и несдержанного. Несмотря на это мир получил множество шедевров, вышедших из под его пера, которыми восхищаются любители искусства.

Одно из таких произведений » Лютнист», которое находится в хранилищах Эрмитажа. Картина была написана в 1595 году, ее заказал художнику кардинал Франческо дель Монте. Он был покровителем художника и большим ценителем его творчества.

Некоторое время картина называлась «Лютнистка», так как современники художника были уверены, что на картине изображена девушка. Но в начале XX века специалисты все же сошлись во мнении, что художник изобразил молодого человека, играющего на лютне.

Предположительно моделью молодого лютниста стал друг Караваджо художник Марио Миннити. Лютня и скрипка в то время считались мужскими инструментами. Еще одним подтверждением тому, что на картине изображен юноша служит выбранная мелодия для исполнения.

На столе можно увидеть ноты с партией мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Эта партия предполагает наличия у исполнителя баса, вряд ли может сочетаться с хрупким женским голосом.

Историки так и не смогли четко сформулировать жанр картины. Караваджо одновременно изобразил музыкальную гармонию, вдохновленный звуками лютни и умением музыканта, и грусть о мимолетности и быстротечности жизни.

И в то же время на картине можно заметить некие христианские знаки — слева изображен букет цветов, в котором художник использовал их символическое значение для изображения криптограммы земной жизни Иисуса.

Эта картина была переписана художником еще два раза. Самая первая и наиболее удачная из трех версий сегодня находится в Эрмитаже. Эрмитажная копия картины хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а третья картина, которая считается наиболее поздней из всех трех картин выставлена в галерее усадьбы Бадминтон-хаус.

Это произведение кардинально отличалось от версии, хранящейся в Эрмитаже. На цветах в букете с полотна из Бадминтон-хаус видны капельки росы, а прозрачная стеклянная ваза отражает окно и другие детали комнаты. Картина немного больше Эрмитажной версии, в которой частично обрезаны цветы.

ЛЮТНИСТ

Караваджо

Микеланджело Меризи был прозван Караваджо по месту своего рождения в местечке Караваджио близ Милана. Будучи простым каменщиком, из-за страстной любви к искусству он пришел в Рим, чтобы заняться там живописью. Первоначальным приемам этого искусства он научился, растирая краски у плохих рисовальщиков фресок. Но вскоре терпение и труд поставили его в ряд с величайшими художниками своего времени. Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль, в картинах своих отличался необузданной энергией, впрочем, как и в жизни (он несколько раз дрался на дуэлях, за что потом сидел в тюрьмах)

Талант Караваджо был смелый, пламенный, полный силы, хотя художника часто упрекали, что он ищет истину далеко от идеала. Одаренному неудержимым воображением и в высшей степени владеющему живописной техникой, ему пророчили великое будущее, если бы он вникал в правила (до него уже открытые), если бы не обращался к безусловному копированию природы, если бы не впадал в тривиальность и частые анахронизмы, если бы он изучал произведения древних.

Этот художник не знал успокоенности ни в жизни, ни в творчестве. Караваджо осмелился отказаться от того, что было создано до него, и обратил внимание и взоры художников к самому великому учителю — Природе. Он ввел в свои картины простых, обыкновенных людей, порой грубоватых, но прекрасных новой красотой — правдой жизни. Его упрекали за то, что в рисовании он «следует своему собственному гению, не питая никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам». Один из первых биографов художника писал: «Когда ему показывали знаменитейшие статуи Фидия и Гликона, чтобы он воспользовался ими для изучения, он, протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастеров достаточно натуры. И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу» (картина «Гадалка»)

Бунтарь-Караваджо совершил переворот в живописи. Ему было 27 лет, когда его «Матфей» был отвергнут заказчиками за потрясение традиций и благопристойности, ибо апостола художник написал в облике простого рыбака. Порой его картины закрывали темно-зеленым сукном, чтобы зрители могли осмотреть остальные картины выставки, настолько его полотна ярко выделялись и поражали.

Это был гений великий, гений самостоятельный, хотя современников Караваджо поражали, а многим казались вульгарными сюжеты и модели его картин. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. Оригинальность картин Караваджо и их несомненные художественные достоинства привлекали к нему наиболее образованных и понимающих толк в искусстве римских меценатов. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»).

В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры, зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. В нескольких полотнах Караваджо встречается образ лютниста — круглолицего, густобрового юноши, почти мальчика. Но, передавая натуру, Караваджо отбрасывает все случайное, повседневное и заботится только о выражении своей основной идеи.

На этом полотне художник воплотил свой излюбленный тип из народа: у лютниста полное лицо, большие черные глаза под широкими бровями, полные губы… Черные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни… На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде… Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками, о чем говорит и наклон его головы, и полуоткрытый рот, и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя. Все это написано так тонко, так виртуозно, что кажется, будто зритель и сам слышит звучание инструмента.

Изображенный на картине лютнист — явно не аристократ; в его круглолицем здоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова, изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность.

Как и в других своих ранних полотнах, Караваджо не передает здесь глубины пространства, только ничем не покрытый деревянный стол отделяет юношу от зрителя. Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемненной стены фигура юноши видится особенно отчетливо. Пышные складки белой рубашки подчеркивают ширину груди и плеч, столь же объемно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица — крепкие щеки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой. Разглядывая картину, зритель поражается, насколько точно подметил художник блики на влажных белках юношеских глаз, блеск каштановых волос, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и темные полосы на кожуре груш. Располагая на столе скрипку, ноты, груши, вазу с цветами, Караваджо строго отграничивает один предмет от другого, показывая причудливые изгибы светло-коричневого дерева инструмента, твердость тонкого желтоватого листа бумаги, круглость светло-зеленого плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов.

В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Молодость, преходящая красота, увядающие листья, улетающий звук музыки — все это были приметы тщетности земной суеты, все говорило о бренности мира. Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. Караваджо подает это просто и спокойно, как еще один реальный факт, с которым зрителю надо считаться. Одни исследователи видят в этом художественный прием, с помощью которого художник хочет усложнить образ. Другие полагают, что Караваджо хотел передать физическое воплощение того настроения, которым охвачен музицирующий лютнист. Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой, изящные движения рук — все передает красоту эмоций, вызванных музыкой. Правда, некоторые искусствоведы считают, что чувство, переданное через систему их внешних обозначений, лишается подвижности и застывает. Однако именно эта продолжительность мимолетного чувства, остановленного и закрепленного художником, чарует навеки.

«Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом. Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя.

Оглавление

История сотворения

Картина была сотворена около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) живописец прожил пару лет. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчишки») Караваджо (Метрополитен, New-york). Возможно, это 1-ая картина, где живописец использовал контрастную свето-теневую моделировку.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и собиратель Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, по требованию Александра I приобрёл эту картину для Эрмитажа. 1-ый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена женщина. Может быть, Беллори был введён в заблуждение очень женственным видом юноши. В Эрмитаже картина длительное время экспонировалась под заглавием «Лютнистка».

Существует также версия, что это портрет испанского евнуха Педро Монтойи из придворного хора дель Монте, который часто приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу. Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что живописец изобразил собственного спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и 1-го из 2-ух вариантов «Гадалок».

Караваджо Лютнист, Холст, масло. 94 × 119 см Эрмитаж, Санкт-Петербург

Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на 2-ой тетради, лежащей на столе. Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126,5), внеся в неё некие конфигурации. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клеточка со щеглом. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры, и, возможно, они происходят из личной коллекции Дель Монте.

Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вкупе с некими другими полотнами. Каталог выставки 1990 года отмечает значимые отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значимый шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позже стали соответствующими для стиля Караваджо». Увеличение контраста меж тенями и светом живописец употребляет, к примеру, в «Мученичестве святого Матфея». Все же, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню тех пор, заключил, что картина написана не Караваджо .

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус в первый раз появилась на аукционе Сотбис (New-york, 25 января, 2001 года, лот 179). Вначале покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует произведенному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте. Согласно Бальоне, цветочки покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и другие детали интерьера. Все это, также огромное количество так именуемых pentimenti (следов на холсте, от ручки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, лежащего в Эрмитаже. Она также чуток больше по размеру, чем эрмитажная версия, в какой край немного обрезает цветочки слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: