Художник || Чёрным по белому


Доменико Гирландайо
Старик с внуком
. ок. 1490
Ritratto di vecchio con nipote
Доска, темпера. 62.7 × 46.3 см
Лувр, Париж
(инв. RF 266[1])
Медиафайлы на Викискладе

Картина до реставрации.

«Портрет старика с внуком»

(итал. Ritratto di vecchio con nipote) — картина работы Доменико Гирландайо, выставленная в Лувре в Париже. Картина приобретена музеем в 1880 году и является одной из самых узнаваемых работ художника. Картина выделяется реализмом на фоне других произведений эпохи Кватроченто[2].

Описание

В центре композиции картины находится безусловный акцент — изуродованный ринофимой нос старика. Этот объект притягивает взгляд, однако вокруг передано множество эмоциональных оттенков. Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка. Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку.

Старик откровенно некрасив, однако чувство любви к ребёнку совершенно меняет отношение к нему зрителя. Сквозь открытое окно виден итальянский пейзаж — долина, по которой лентой вьется река. Вдали возвышаются холмы и скалы.

Акне розацеа. «Портрет старика с внуком» Доменико Гирландайо

«Портрет старика с внуком» одно из самых известных и значительных произведений Доменико Гирландайо . Несмотря на то, что нос и щеки старика поражены акне розацеа, и это не может не запомниться, картина воспринимается не как свидетельство человеческого уродства, а как сцена проявления нежности.

В XIV веке в Италию приходит готика. Она попадает в страну из Франции и сразу становится популярной: декоративная, яркая, праздничная она не может не нравиться. Заказчикам, среди которых ценители-аристократы, конечно же, импонирует, что всё, несмотря на обилие деталей, выполнено с большим вкусом и мастерством. Тонкие черты лиц изящных персонажей, сложные драпировки, многообразие тварного мира, — такие картины притягивают своей занимательностью, но за обилием мелких нюансов уходит главное – основной замысел художника. Первая четверть XV века наступает, как большая волна, смывая каноны средневековья: начинается период, получивший впоследствии название «Раннее Возрождение». Для художников кватроченто («четыреста», так принято называть итальянское искусство XV века) на передний план выходит именно событие, а значит, вместо цветной феерии зрителю на суд предлагают более сдержанную, порой даже лаконичную картинку. Где средневековый художник не стремится к реалистичности, создавая мир, полный волшебства и нарушенной перспективы, художник Раннего Возрождения лепит объем, работает над светотеневой моделировкой, наделяет героев легко читающимися эмоциями, то есть погружает зрителя в достоверное трехмерное пространство, а благодарный зритель верит ему.

Но не только это подкупало публику. Теперь реальный человек был объектом исследования, главным героем картины, и этот безобидный идеализм, конечно, был очень мил. Чтобы достичь высот в изображении человеческого тела, мастера внимательно изучали натуру, и анатомические штудии были очень популярны и распространены. В этом стремлении к познанию художники Возрождения становились сродни ученым, где натурные зарисовки можно расценивать как их научные изыскания. При этом для мастеров Ренессанса очень важна была гармония, но эту гармонию они умели разглядеть не только в прекрасном. Уродливое или выходящее из ряда вон тоже могло быть гармоничным, и неслучайно слова американского искусствоведа Бернарда Беренсона: «Ни в самой Италии, ни за ее пределами среди всего многообразия картин кватроченто не существует полотна более человечного» — были сказаны о работе Доменико Гирландайо, которая по большому счету должна оттолкнуть зрителя, бросившего на нее беглый взгляд.

Доменико Гирландайо. Портрет старика с внуком

Источник изображения: https://artchive.ru

Эта работа известна как «Портрет старика с внуком», и была она создана на излете XV века. Полотно, появившееся на арт-рынке внезапно, без какого-либо внятного провенанса (истории происхождения и владения произведением искусства, которая используется для подтверждения его подлинности), было отвергнуто берлинским Музеем Боде. Сотрудников музея, правда, смутили не вопросы атрибуции, а общее состояние картины, которое было довольно плачевным. В итоге полотно было приобретено Лувром в 1880 году, а в конце XX века его тщательно отреставрировали, после чего без прежних царапин и утрат живописного слоя оно вернулось на экспозицию.

Ильинская больница

Специальные предложения

Наши стоматологи владеют специальными навыками психологической адаптации детей с негативным опытом лечения зубов. Страница Ильинской больницы в FacebookИльинская больница в InstagramСтраница Ильинской больницы ВконтактеСтраница Ильинской больницы в Одноклассниках

Доменико Гирландайо – один из ведущих флорентийских художников эпохи Раннего Возрождения. Он был очень талантлив, трудолюбив, качественно и в срок выполнял и станковые произведения, и крупные заказы, получая их не только от частных лиц, но и от флорентийского правительства, что считалось почетным. Кроме того, Гирландайо догадался разделить задачи художника и функции менеджера, поэтому договаривался с клиентами и обсуждал условия труда его менее одаренный в художественном смысле брат, в то время как Доменико, глава мастерской, мог спокойно работать.

Среди станковых работ «Портрет старика с внуком» одно из самых известных и значительных произведений. Несмотря на то, что нос и щеки старика поражены акне розацеа (ринофима, то есть гипертрофия и бугристость носа, симптом этой болезни), и это не может не запомниться, картина воспринимается не как свидетельство человеческого уродства, а как сцена проявления нежности. Художник запечатлел сидящего у окна седого мужчину, который держит белокурого мальчика. Мягкая, доброжелательная улыбка деда и внимательный, доверчивый взгляд ребенка передают ощущение их взаимной привязанности друг к другу и интимность сцены. В то же время детский нежный профиль с изящным носиком и приоткрытым маленьким ртом резко контрастирует с реалистичным изображением старого некрасивого лица: свет, льющийся из окна, безжалостен к седине, бородавке на лбу, морщинам вокруг глаз и, конечно, носу, обезображенному ринофимой.

Еще Фра Филиппо Липпи, родившийся в начале XV века, любил изображать на своих полотнах раскрытое окно, сквозь которое виден прописанный до мельчайших подробностей пейзаж. Эта особенность была заимствована флорентийскими художниками у их фламандских коллег и стала чрезвычайно популярной. Считается, что здесь идеализированный пейзаж имеет символическое значение: извилистая река петляет, как человеческая жизнь, и путь этот, пролегая мимо церкви, стремится к далеким вершинам. Задний план решен в холодных тонах (зелено-голубая гамма пейзажа, серая стена), что делает алый цвет одеяния старика, его шаперона, сброшенного на спину (модный в то время среди пожилых итальянцев головной убор), и шапочки ребенка, а также насыщенный вишневый цвет камзола более яркими.

Доменико Гирландайо. Голова старика

Источник изображения: https://art.biblioclub.ru

Запечатленный на картине старик действительно существовал в реальности: сохранился даже превосходный рисунок, который находится сейчас в коллекции Национального музея Швеции. В центре, в медальоне, мы видим голову старика с закрытыми глазами: очевидно, он изображен на смертном одре. Поэтому некоторые искусствоведы считают, что и станковое произведение является посмертным портретом, заказанным членами его семьи. Есть и более радикальное мнение, что ребенок всего лишь плод фантазии художника: он нужен для того, чтобы придать сцене повествовательность и пронзительность и подчеркнуть доброту и величие души умершего родственника.

Как бы то ни было, это не умаляет непревзойденного мастерства Гирландайо и его умения передать самое важное, что есть в человеке, сделав его гармоничным и прекрасным вне зависимости от внешних данных и условных понятий красоты.

История

История картины неизвестна до 1880 года, когда она была куплена Лувром, после того как картину отказался купить берлинский Музей Боде из-за плачевного состояния картины[1]. Несколько источников конца XIX века сообщали о том, что поверхность картины пришлось очищать и шлифовать, так как на лице старика были глубокие царапины[1]. В 1996 году царапины и фрагменты с отсутствующей краской подверглись чистке и восстановлению[1].

Изображённый на картине старик безусловно являлся реальным человеком, так как когда-то у художника Джорджо Вазари хранился рисунок Гирландайо с посмертным портретом этого же человека. Теперь этот рисунок находится в Национальном музее Швеции.

Портрет старика с внуком

«Портрет старика с внуком» – самое знаменитое станковое произведение флорентийского художника Доменико Гирландайо, входящее в золотой фонд эпохи Возрождения. При этом современникам Гирландайо так не казалось: Вазари хоть и считал Доменико чуть ли не самым выдающимся живописцем Флоренции XV века, об этом полотне в своих «Жизнеописаниях» не сообщает ничего. Первое появление картины в информационном пространстве датируется 1866 годом – доску приобрел Лувр. А в 1880 году берлинский Музей Боде отказался перекупить полотно из-за его ужасного состояния. Неизвестные первые хозяева картины явно относились к ней с пренебрежением и надлежащих условий хранения шедевру не обеспечили. Полноценную реставрацию полотна провели только в 1996 году, и с тех пор «Портрет дедушки с внуком» — must-see для ценителей ренессансного портрета. «Не существует более гуманистической картины периода Кватроченто, будь то внутри или вне Италии», — считал историк искусств Бернард Беренсон. И действительно, — здесь и потрясающая для того времени прорисовка портрета в плане натуралистичности, и вечные ценности, но без доли пафоса. Единство старика и внука подчеркивается одинаковым цветом одежд, при этом каждый из них выражает любовь к другому по-своему: старик смотрит на мальчика с нежностью и словно с высоты прожитых лет, а в облике ребенка – детская невинная доверчивость и искреннее обожание. Спокойный пейзаж за окном и лентой вьющаяся река призваны усилить ощущения неумолимости времени и связи поколений.

О том, кто был реальными прототипами старика и внука, известно не более, чем о том, что же происходило с картиной в течение 400 лет. Возможно, мальчик – это сын Доменико Ридольфо (ребенок подходит по возрасту), а старик весьма отдаленно напоминает Франческо Сасетти – одного из знатных людей Флоренции 15 века. Впрочем, сходство с Сасетти весьма условно, а вот ринофима у модели Гирландайо – заболевание, проявляющееся в шишковидных наростах на носу – неоспоримый факт. Точные причины возникновения ринофимы медикам до сих пор не ясны, при этом ряд специалистов считает, что алкоголь здесь играет не последнюю роль. Так что не исключено, что наш дедушка от лишнего бокала не отказывался.

«Старик откровенно некрасив» – с этих слов начинается чуть ли не каждое описание картины. Может, именно поэтому шедевр и не был оценен по достоинству в свое время. Язык Ренессанса строго предполагал, что нравственность, высокие моральные стандарты, красота души и прочая духовность присущи лишь внешне привлекательным (по меркам эпохи) людям. Поэтому не совсем понятно, как в Кватрочетно мог появиться столь реалистичный, и, главное, человечный портрет. Классические лица XV века – это лица без тени каких-либо внутренних противоречий (, , ). И то же, в принципе, можно было бы сказать и об изображенном Гирландайо дедушке, если бы не оттягивающий на себя максимум внимания нос с бугорками. Но непривлекательность старика в сочетании с его благостным и любящим выражением лица, с обожанием смотрящий на деда внук-ангелочек – все это делает полотно на редкость гармоничным. Вот эта вот амбивалентность «на лицо ужасные, добрые внутри» появится в искусстве гораздо позже, портреты же раннего Возрождения предполагали однозначные посылы. Однако изображенная ринафима у Гирландайо – словно протест против принятой в искусстве идеализации.

Впрочем, не исключено, что Гирландайо и не имел в виду ничего такого, а просто передал внешность своей модели с максимальной точностью, что и требовало ренессансное «подражание натуре». Вазари отмечает, что сходство портретов Гирландайо с оригиналом практически не имело во Флоренции себе равных.

Автор: Анна Котельникова

Литература

  • Andreas Quermann.
    Ghirlandaio. — Köln: Könemann. — (Maestri dell’arte italiana). — ISBN 3-8290-4558-1.
  • Emma Micheletti.
    Domenico Ghirlandaio. — Firenze: Scala, 2004. — (Pittori del Rinascimento). — ISBN 88-8117-099-X.
  • Jean K. Cadogan.
    Domenico Ghirlandaio: artiste et artisan. — Paris: Flammarion, 2002. — 425 с. — ISBN 2-08010-849-2.
  • Berenson, Bernard.
    ‘Looking at Pictures with Bernard Berenson. — New York: Harry N. Abrams, Inc., 1974. — ISBN 0-8109-0042-4.

Старик с внуком — это… Что такое Старик с внуком?

Картина до реставрации.

«Портрет старика с внуком»

(итал. Ritratto di vecchio con nipote) — картина работы Доменико Гирландайо, выставленная в Лувре в Париже. Картина приобретена музеем в 1866 году и является одной из самых узнаваемых работ художника. Картина выделяется реализмом на фоне других произведений эпохи Кватроченто[1].

В центре композиции картины находится безусловный акцент — изуродованный болезнью ринофима нос старика. Этот объект притягивает взгляд, однако вокруг передано множество эмоциональных оттенков.

Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка.

Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку.

Старик откровенно некрасив, однако чувство любви к ребёнку совершенно меняет отношение к нему зрителя. Сквозь открытое окно виден итальянский пейзаж — долина, по которой лентой вьется река. Вдали возвышаются холмы и скалы.

История

История картины неизвестна до 1880 года, когда она была куплена Лувром, после того как картину отказался купить берлинский Музей Боде из-за плачевного состояния картины[1].

Несколько источников конца XIX века сообщали о том, что поверхность картины пришлось очищать и шлифовать, так как на лице старика были глубокие царапины[1].

В 1996 году царапины и фрагменты с отсутствующей краской подверглись чистке и восстановлению[1].

Изображённый на картине старик безусловно являлся реальным человеком, так как когда-то у художника Джорджо Вазари хранился рисунок Гирландайо с посмертным портретом этого же человека. Теперь этот рисунок находится в Национальном музее Швеции.

См. также

  • Портрет итальянского Ренессанса

Примечания

  1. 1234Cadogan, Jean K.
    Domenico Ghirlandaio: Artist and Artisan. — New Haven and London: Yale University Press, 2000. — С. 276. — ISBN 0-300-08720-9
  • Andreas Quermann
    Ghirlandaio. — Köln: Könemann. — (Maestri dell’arte italiana). — ISBN 3-8290-4558-1
  • Emma Micheletti
    Domenico Ghirlandaio. — Firenze: Scala, 2004. — (Pittori del Rinascimento). — ISBN 88-8117-099-X
  • Jean K. Cadogan

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1852776

Историяправить

История картины неизвестна до 1880 года, когда она была куплена Лувром, после того как картину отказался купить берлинский Музей Боде из-за плачевного состояния картины1 Несколько источников конца XIX века сообщали о том, что поверхность картины пришлось очищать и шлифовать, так как на лице старика были глубокие царапины1 1996 году царапины и фрагменты с отсутствующей краской подверглись чистке и восстановлению1

«Голова старика» Рисунок Гирландайо, 28,1×21,5 см Национальный музей, Стокгольм

Изображённый на картине старик безусловно являлся реальным человеком, так как когда-то у художника Джорджо Вазари хранился рисунок Гирландайо с посмертным портретом этого же человека Теперь этот рисунок находится в Национальном музее Швеции

Описание картины Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком». Картина старика

ГлавнаяКартиныКартина старика
Помните свое беззаботное детство? Как же нам сильно хотелось повзрослеть, чтобы появились новые возможности и перспективы, мы все время торопили время… Нам хотелось быстрее закончить садик и школу, поступить в университет и начать взрослую жизнь. И вот мы уже стали взрослыми, и на наших фотографиях часто появляются дети.

Детский портрет зачаровывает своей правдивостью, искренностью и чистотой эмоций, от него невозможно оторвать взгляд. Чаще же на наших снимках можно увидеть лица своих ровесников.

А когда последний раз вы делали фотографии стариков? Сделайте портрет бабушки и дедушки, вглядитесь в их лица… в каждую морщинку… они многое расскажут о их долгой и сложной жизни.

Можно найти огромное количество кадров и иллюстраций о детском, юном и зрелом возрасте, а вот фотографий стариков мы почти не найдем.

Связано ли это с тем, что мы подсознательно боимся старости? Мы почти никогда не задумываемся над тем, сколько времени нам отведено. В душе мы остаемся молодыми всю жизнь, а вот следы этой самой жизни можно увидеть, если посмотреть фотографии стариков.

Смотришь на эти кадры и начинаешь понимать всю мудрость, справедливость и глубину пословицы “жизнь прожить – не поле прейти”.

Останови мгновение. Я покажу тебе то, что с тобой станет через 20-30-40 лет… Ничего страшного с тобой не случится, но может быть, ты уже сейчас остановишься и посмотришь на свою пролетающую жизнь по-другому…

Фотографии стариков делаются по такому же принципу, как и обычные портреты. Используйте основные композиционные правила, правило третей (принцип золотого сечения), и тогда ваши работы будут неотразимыми.

После фотосессии вам нужно импортировать изображения в Adobe Lightroom, убрать такие дефекты фотографии как дисторсия, виньетирование, хроматические аберрации, цифровой шум, подправить цвет, и можно смело сохранять свою работу, добавив копирайт к изображению.

А теперь идеи для вдохновения.

Фотографии стариков. Портреты пожилых людей

Если вы любите фотографию и хотите зарабатывать на этом – вам нужно знать, что такое микросток, и, конечно же, вам нужно зарегистрироваться во многих микростоках (Dreamstime, Лори, Fotolia, 123rf, Crestock, BigstockPhoto).

К сожалению, фотобанки принимают не все подряд, а только технически качественные работы, а если на фотографии изображены люди или объекты современной архитектуры, то вам нужны модель релизы, а для архитектуры Property realise.

Скачайте книгу “Бесценные советы по основам композиции”

Сделай свои фотографии красивыми — зарегистрируйся на онлайн курс “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”

Зарегистрируйся на тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“

lepser.ru

Описание картины Василия Андреевича Тропинина «Нищий старик (1823)»

За эту картину Василий Андреевич Тропинин получил звание академика. Художник был невероятно талантливым портретистом, жившим и работавшим в Москве.

Он писал портреты самых знатных людей столицы, к тому же, он запечатлел героев, принимавших участие в войне, произошедшей в 1812 году.

Творец создал немало полотен, на которых были изображены самые неприметные жители Москвы – обычные солдаты, рядовые жители, бедняки и пожилые люди. В каждом из них он видел неповторимую личность, что было для Тропинина неисчерпаемой темой для работы.

Он пишет произведения, отличающиеся потрясающей цветовой гаммой, тонко чувствуя цвета и оттенки. Его колористические решения поражают и удивляют, заставляя восхищаться великолепным мастерством кисти Тропинина.

Он предпочитал реально смотреть на мир, что сформировало особенность его работ и получило название критический реализм. Художник предпочитал быть верным натуральности, поэтому обратился к истокам русского искусства.

В портрете нищего старика чувствуется непередаваемый колорит русской души, гармоничность и выразительность, делающая портрет живым и запоминаемым.

Художник тщательно прорисовывает каждую деталь, чтобы придать своим картинам ощущение завершённости. Он был настоящим мастером реалистических и романтических портретов. Все герои, изображённые на его полотнах, так или иначе интересовали Тропинина, и он пытался выразить их внутренний мир максимально остро и глубоко.

Для него не важно социальное положение человека, ведь творец пытался заглянуть в душу человека, изображая то, что он чувствует и видит. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, посвятив её художественному творчеству и оставив после себя богатое наследие, которое доказывает гениальность этого великого мастера – портретиста.

opisanie-kartin.com

Описание картины Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком»

Гирландайо создает невероятно реалистичный потрет. Кого он изобразил, этот факт так и остался тайной. Художник смог создать невероятно трогательный образ мальчика. Из-под шапки красного цвета выбиваются кудри золотистого цвета. Он прильнул к своему деду. Кажется, что ребенок ищет защиту или хочет спросить его о чем-то.

Живописец изображает старика, не приукрашивая его. Дед смотрит на внука очень нежно, с любовью. Одновременно во взгляде чувствуется восхищение и еле уловимая горечь. Весь облик героя одухотворен.

Художник акцентирует внимание на изуродованном носе героя. Наш взгляд невольно притягивает этот впечатляющий объект. Но вокруг огромное количество оттенков эмоций. Да старик некрасив. Но он любит ребенка, и наше отношение к герою полностью меняется.

Окно открыто. В нем можно увидеть идеальный во всех отношениях пейзаж. Именно так природу изображали в период Ренессанса. Мы видим холмы и скалы вдали. Течет речка по живописной долине. Это настоящий райский уголок.

Живописец проводит четкую параллель между природой и отношениями деда и внука. Они действительно гармоничны и прекрасны.

Портрет привлекателен похожестью и огромной разницей между ребенком и стариком.

Впечатляет мастерство Гирландайо. На потрете преобладает красный и коричневый цвета. На старике красная одежда, а на мальчике такого же оттенка шапка. Художник с любовью прописывает все черты лица своих героев. Для этого он подбирает подходящие оттенки. Зритель чувствует, что старик и мальчик живые. Создается впечатление, что портрет объемен.

Задний план нарочито затемнен. Мы видим лишь то, что происходит за окном. Для живописца имеет значение только пейзаж. Он позволяет провести параллели с героями. Вся остальная обстановка помещения абсолютно не играет никакой роли.

Художник сумел создать невероятно выразительный потрет, поражающий естественностью чувств.

opisanie-kartin.com

О чрезмерной натуралистичности одной картины

Доме́нико Гирланда́йо — один из ведущих флорентийских художников Кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо. Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело.

Во времена, когда в живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому — артрит на руках рубенсовских натурщиков. Другое — ринофима, заболевание носа. Врач Алексей Водовозов делится предположительными діагнозами.

Обычно героями картин становились правители и простолюдины, города и гавани, скалы и море. Но чтобы центральное место на полотне занимала болезнь — такое в истории искусства встречается чрезвычайно редко. Один из самых известных случаев — работа Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком», немалое внимание в которой уделено ринофиме, особому обезображивающему заболеванию носа.

Фрески вместо золота

Доменико Гирландайо (настоящее имя — Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi

) родился в 1449 году.

Он является одним из ярчайших флорентийских мастеров Кватроченто (сокращенно от mille quattrocento

— «тысяча четыреста» — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения).

Доменико должен был стать золотых дел мастером, как и его отец, но у мальчика очень рано обнаружился талант живописца, так что он стал родоначальником новой, художественной династии.

Гирландайо расписывал храмы Рима, одно время он руководил фресочной мастерской, где трудился юный Микеланджело Буонаротти. Фрески художника, изображавшие библейские сюжеты, отличались реалистичностью — в качестве натурщиков ему с удовольствием позировали горожане, в том числе и знатные. Его творения отличались совершенной воздушной перспективой, а также потрясающей прорисовкой портретов.

Он расписывал капеллы Сассетти и Торнабуони, работал он и в знаменитой на весь мир Сикстинской капелле.

Против правил

Впрочем, Гирландайо писал и портреты. Наиболее известным и самым узнаваемым произведением художника стал «Портрет старика с внуком», датируемый 1490-м годом.

Доменико Гирландайо «Старик с внуком», 1490 год

Эта картина выделяется среди всех работ других мастеров Кватроченто тем, что нарушает целый свод неписанных законов изобразительного искусства того времени.

Во-первых, она слишком натуралистична. Правильные анатомические пропорции изображенных людей, тщательно прописанный пейзаж за окном, а также множество эмоциональных оттенков на лице обоих героев картины.

Во-вторых, на портрете изображен откровенно некрасивый внешне старик, который, тем не менее, просто излучает любовь и нежность. У художников того времени главенствовала концепция единства внутреннего и внешнего мира человека.

Поэтому «на лицо ужасный, добрый внутри» персонаж по тогдашним канонам просто не мог существовать, добродетель могла быть присуща только красивым людям.

В центре внимания

Но самое главное отступление от правил — безусловным акцентом картины стала болезнь, уродующая внешность. Ринофима (от греч. ῥινός — «нос», φῦμα «нарыв» или “нарост”)— хроническое заболевание кожи носа, причина возникновения которого до сих пор не выяснена. Она поражает чаще всего мужчин в возрасте 40-50 лет.

Разрастания могут быть в виде бугров или узлов, очень непривлекательными на вид — мягкой консистенции, с блестящей сальной поверхностью и большим количеством расширенных сосудов и сальных желез, из устьев которых выделяется кожное сало. Цвет узлов варьирует от нормального «кожного» до восковидно-багрового.

Иногда всё это может озлокачествляться.

В наше время ринофиму лечат только хирургически, удаляя разрастания и даже часть здоровых тканей. А в XV веке заболевание обрекало людей на отверженность, клеймо уродства. Тем не менее, Гирландайо своей картиной ясно дал понять: важна не только внешняя красота.

Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка. Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку.

Старик определенно списан с реально существовавшего человека. Не исключено, что художник был с ним очень хорошо знаком — сохранился как минимум еще один рисунок с посмертным изображением этого же персонажа.

Непростая судьба

Что было с портретом в течение 400 лет — неизвестно. Современная история картины начинается с 1880 года: берлинский Музей Боде отказался купить ее, сославшись на непрезентабельное состояние, зато Лувр оказался менее привередливым.

Действительно, доска, на которой написана работа, была вся испещрена глубокими царапинами.

Удачную реставрацию удалось провести только в 1996 году, когда дефекты основы и фрагменты с отсутствующей темперой подверглись чистке и восстановлению.

А посмертный рисунок «Голова старика» хранится в Национальном музее Швеции в Стокгольме.

Доменико Гирландайо «Голова старика», около 1488 года

Судя по всему, прототип обоих произведений умер вскоре после того, как Гирландайо написал его портрет с внуком.

______________________________________

Продолжаем изучать медицину в творчестве:

  • Идиотизм, косоглазие и еще 4медицинских диагноза Моны Лизы
  • Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения

Источник: https://volshebnayakofeinya.blogspot.com/2017/08/blog-post_53.html

История[ | ]

История картины неизвестна до 1880 года, когда она была куплена Лувром, после того как картину отказался купить берлинский Музей Боде из-за плачевного состояния картины[2]. Несколько источников конца XIX века сообщали о том, что поверхность картины пришлось очищать и шлифовать, так как на лице старика были глубокие царапины[2]. В 1996 году царапины и фрагменты с отсутствующей краской подверглись чистке и восстановлению[2].

«Голова старика». Рисунок Гирландайо, 28,1×21,5 см. Национальный музей, Стокгольм.

Изображённый на картине старик безусловно являлся реальным человеком, так как когда-то у художника Джорджо Вазари хранился рисунок Гирландайо с посмертным портретом этого же человека. Теперь этот рисунок находится в Национальном музее Швеции.

Описание[ | ]

В центре композиции картины находится безусловный акцент — изуродованный ринофимой нос старика. Этот объект притягивает взгляд, однако вокруг передано множество эмоциональных оттенков. Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка. Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку.

Старик откровенно некрасив, однако чувство любви к ребёнку совершенно меняет отношение к нему зрителя. Сквозь открытое окно виден итальянский пейзаж — долина, по которой лентой вьется река. Вдали возвышаются холмы и скалы.

Описаниеправить

В центре композиции картины находится безусловный акцент — изуродованный ринофимой нос старика Этот объект притягивает взгляд, однако вокруг передано множество эмоциональных оттенков Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку
Старик откровенно некрасив, однако чувство любви к ребёнку совершенно меняет отношение к нему зрителя Сквозь открытое окно виден итальянский пейзаж — долина, по которой лентой вьется река Вдали возвышаются холмы и скалы

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: