Петр Петрович Кончаловский — выдающийся русский художник, на творчество которого большое влияние оказали работы французских импрессионистов, в частности живопись Поля Сезанна.
Художнику повезло получить признание при жизни, а сегодня его картины занимают почетное место среди коллекций русских и зарубежных музеев.
Жизнь творца помимо ярких красочных работ была насыщена яркими парадоксальными событиями. Всю жизнь прожил с единственной любимой женщиной, был настоящим отцом для своих детей, не пренебрегая семьей ради искусства. Остался в Москве, когда другие бежали за границу во время революции. Продолжил рисовать природу, цветы и собственных внуков, отказавшись писать портрет Сталина. И при этом смог не только остаться в живых, но и получить Сталинскую премию.
Творческий путь художника Кончаловского начался с самого детства и не прекращал развитие на протяжении всей жизни. Начав с классической живописи, он продолжил поиск своего стиля, обращаясь к работам кубистов и фовистов. И в итоге поисков вернулся к реалистичной манере письма.
Детство и начало художественного пути
Петр Кончаловский родился 21 февраля 1876 года в городе Славянске Харьковской губернии (ныне город в Донецкой области Украины).
Отец Кончаловского был потомственным дворянином, являлся успешным переводчиком и издателем. Оказался связан с революционной деятельностью, за что был арестован и сослан в Холмогоры. Позже семья Кончаловских переехала в Харьков. Там в возрасте 8 лет Петя начал обучаться в Третьей Харьковской рисовальной школе.
Тяга к искусству с ранних лет охватила будущего творца. Он продолжает обучение на вечерних курсах в Строгановском художественно-промышленном училище, когда семья переезжает в Москву в 1889 году.
Отец настоял на том, чтобы Петр оставил художественное образование и поступил в Московский университет на факультет естественных наук. Однако вскоре молодой Кончаловский оставляет учебу в университете и продолжает овладевать искусством живописи.
Художественная манера его поначалу напоминала манеру Коровина. В 1896 году молодой Кончаловский уезжает в Париж, где он обучается у представителей тулузской школы — Лоранса и Бенжамена-Констана. Там молодой художник посетил выставку картин Винсета Ван Гога. Впечатления от его живописи были настолько яркими, что наложили отпечаток на творчество юного Петра. Среди воспоминаний художника есть признание, что Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.
В этот период мастер ближе знакомится с творчеством других знаменитых художников: Поля Сезанна и Анри Матисса.
«Матисс, по мне, не трогает, а рвет на части <�…>, как коршун вырывает сердце Прометея», пишет Кончаловский.
Влияние их картин на творчество молодого Петра узнается во многих его работах. Разумеется, соревноваться с известными в ту пору мастерами реалистичной живописи, Репиным и Серовым, было непростой задачей. В поисках своего стиля молодой Петр путешествует по Франции, Италии, Испании. Поездка в последнюю страну оказалась решающей, поскольку именно с этого периода в работах автора появляется самобытность и начинает проявляться ни на кого не похожий стиль.
По возвращению в Россию Петр поступает в петербургскую Академию художеств. Однако здесь юношу ожидает разочарование, впоследствии он даже сжигает свои картины, написанные за период обучения. Он сменяет место обучения и уходит в мастерскую батальной живописи Павла Ковалевского, где ищет себя, свою манеру письма и стиль.
В 1912 году Кончаловский пробует себя в качестве художника по театральным костюмам и декорациям для оперы «Купец Калашников» (постановка Антона Рубинштейна). Этой работой Петр Петрович остался доволен и считал, что это лучшее его произведение в данном жанре. В этот период в его живописи появляются новые черты, в работах появляется внутренняя энергия, добавляется движение.
КОНЧАЛОВСКИЙ ПЕТР ПЕТРОВИЧ
(1876-1956) русский художник
Петр Кончаловский родился в 1876 г. в Славянске Отец будущего художника принимал участие в революционном движении, в 70-х гг. XIX в. был арестован и сослан в Холмогоры Архангельской губернии. Семье пришлось переехать к родителям жены, поэтому раннее детство Петра прошло в селе Сватовке Старобельского уезда Харьковской губернии.
Когда пришла школьная пора, Кончаловские переехали в Харьков, где мальчик параллельно с занятиями в обычной школе посещал частную художественную школу Раевской. В начале девяностых годов Петр вместе со всей семьей переехал в Москву, где продолжил обучение в Строгановском художественном училище и Московском университете. К тому времени вернулся из ссылки отец который занялся литературной и издательской деятельностью. Он предпринял издание сочинении Пушкина и Лермонтова с иллюстрациями лучших русских художников. Так Петр вошел в среду видных деятелей искусства и познакомился с такими мастерами, как В. Суриков К. Коровин и М. Врубель.
В 1897 г. он отправился в Париж, где провел два зимних сезона в частной художественной Академии Жюльена. Любопытно, что вместе с ним там учились Евгений Лансере (брат Зинаиды Серебряковой) и Анна Остроумова-Лебедева. Занятия укрепили желание Кончаловского стать живописцем, после возвращения он поступает в петербургскую Академию художеств, которую заканчивает в 1907 г. Большинство ученических работ Кончаловского не сохранились, он был ими недоволен и позже часть из них сжег.
Кончаловский принял участие в реализации замысла своего отца и создал иллюстрации к поэмам и стихотворениям А. Пушкина «Цыганы», «Полтава», «Каменный гость», «Жених» и «К Языкову». Проявив себя в качестве книжного иллюстратора, он впоследствии станет известен как автор портретов, натюрмортов и пейзажей, но книжная иллюстрация по-прежнему останется одним из направлений его творчества.
В 1907 г. Кончаловский выступает на конкурсе и получает звание действительного художника. С 1909 г. он ежегодно участвует в крупнейших художественных выставках того времени в Москве и Петербурге — «Товариществе художников», «Новом обществе художников», выставках «Мира искусства» и «Бубнового валета». Связь с «Миром искусства» позволила сформироваться импрессионистическому взгляду на мир. Кончаловский испытывал истинное наслаждение, воссоздавая в красках на полотне свое видение мира, стремясь передать не только физические свойства предмета, но и все оттенки цвета.
Он жадно учится у разных художественных школ, работает в предвоенные годы в Париже, Италии и Испании. Исследователи отмечают его связь с творчеством как В. Борисова-Мусатова, так и В. Ван Гога. Мягкая пастельность тонов, свойственная русскому художнику, проявляется в фоне, а яркая цветовая экспрессивность голландского живописца сказалась в отраженных на портретах личностях. Таков портрет Г. Якулова (1910). Он представляет собой любопытную характеристику портретируемого, привлекающую прежде всего необычным видением и своеобразным цветовым ритмом. Автор показал красоту, не скрыв и безобразие своего героя, использовав как внешнюю форму пышный костюм восточного правителя.
В том же году художник создал «испанский цикл». Вместе со своим тестем В. Суриковым он совершил путешествие по Испании и Италии. Кончаловский отдает предпочтение яркому цветовому решению. В портрете матадора («Любитель боя быков») его практически не волнует физическое сходство, он близок по манере примитивистам, у которых понятие перспективы носит условный характер. Кончаловский свободно размещает фигуры и предметы по всему пространству картины, но вскоре подход к композиции начинает меняться. Постепенно художник пришел к сезанновской манере самовыражения, проявляя интерес к трехмерному изображению и выделению объектов в определенной плоскости. Иногда подобную манеру характеризуют как «декоративный кубизм» («Семейный портрет», 1911, и «Сиенский портрет», 1912). Так начинаются его поиски своей художественной системы.
Один из футуристов из окружения Д. Бурлюка вспоминал, что Кончаловский каждое лето ездил в Испанию, чтобы смотреть бой быков. Он характеризовал Кончаловского весьма любопытно: «Это могучий художник, в котором так и переливается по жилкам живописная силища».
В 1910 году художник становится одним из организаторов объединения «Бубновый валет». Десятые годы интересны обращением Кончаловского к натюрморту, он как бы постепенно набирал силу, чтобы соединить буйство красок фовистов и четкость линий Сезанна. Самым законченным произведением можносчитать «Агаву» (1916), где цвета соединены на основе контраста. Буйство красок и композиционная уравновешенность станут теперь отличительной манерой художника, иногда о.
Подобное мироощущение необычно: ведь, как и его сверстники, Кончаловский пережйл Первую мировую войну, до 1917 года он был на фронте, получил тяжелое ранение, после чего в течение трех месяцев находился в госпитале. Эту неожиданную передышку он использовал, чтобы вернуться к живописи и создать «Портрет дочери» и «Букет дигиталиса».
Кончаловского часто упрекали в аполитичности, приверженности «чистому искусству», в увлечении формой и цветом. Но в послеоктябрьские годы художник создает удивительные по силе художественной выразительности пейзажи и портреты. Даже советская критика была вынуждена признать, что трудно найти другого такого автора, который так проникновенно и глубоко передал бы национальный пейзаж.
В 1922 г. Третьяковская галерея устраивает первую персональную выставку произведений Кончаловского. Параллельно он участвует во всех основных выставках советских художников: «Художники РСФСР за XV лет», в выставке лучших произведений советских художников, «Индустрии социализма» и других, постепенно становясь одним из ведущих мастеров.
В течение ряда лет Кончаловский уделял большое внимание педагогической деятельности. С 1918 по 1921 и с 1926 по 1929 год он состоял профессором живописи сперва в Свободных художественных мастерских, а затем во ВХУТЕМАСе.
В начале 30-х годов натюрморт становится одним из излюбленных жанров живописца. Подбор предметов на его полотнах необычен и потому запоминается — «Сухие краски» (1912), «Сирень» (1933), «Хлеб, ветчина и вино» (1948). Стремясь передать великолепие расцветшей лиловой сирени или пунцовых роз и пионов, художник нарочито колористичен, декоративен. Своеобразие манеры Кончаловского можно обозначить названием поэмы Н. Заболоцкого «Торжество земледелия». Художник совершает поездки по разным частям страны и отовсюду привозит этюдные зарисовки, на которых запечатлены то фруктовые сады Крыма, то изумрудная зелень кавказских долин.
Возможно, постепенная разработка жанра натюрморта привела Кончаловского к созданию собственно жанровых зарисовок— «Возвращение с ярмарки» (1926), «Купание красной конницы (1928), «Полотер» (1946). Иногда он пытался обратиться и к историческому прошлому; например, сюжет первой из данных картин возник у художника в связи с его поездкой на озеро Ильмень.
Другое направление творчества Кончаловского было связано с созданием пейзажных зарисовок. Он сумел зафиксировать архитектурный пейзаж Москвы, Новгорода, Пскова и Рязани, окрестностей Петербурга.
Кончаловский пытался не писать заказные портреты и пейзажи социалистических строек. Но даже полотно «Сбор винограда» (1939) рассматривалось советским искусствознанием как переход к произведениям, в которых художник прославляет колхозный труд («С покоса» 1948).
В годы Великой Отечественной войны Кончаловский работал в нескольких направлениях: отражал реалии времени («Где здесь сдают кровь»), обращался к образу своего любимого поэта Лермонтова, где использовал те же принципы создания героя, что и в ранних работах. Строгая композиция и тонко переданная воздушная среда помогают сосредоточить внимание на фигуре поэта, выделенной черным и красным цветом.
Жанр портрета становится более разнообразным, художник создает трогательные портреты детей, среди которых и портреты внуков Кати и Андрона от дочери Натальи Кончаловской («Спящая Катенька», «Андрон Михалков») и их приятелей («Кома Иванов»),
С 1938 по 1944 год Кончаловским был создан интересный цикл портретов деятелей советской культуры: писателя Вс. Иванова, поэта С. Михалкова, композитора С. Прокофьева, музыкантов Н. Голованова и В. Софроницкого. Обычно среди них выделяют портрет В. Мейерхольда (1938), в котором мастер живописи отдал дань уважения одному из крупнейших мастеров сцены XX века.
Портреты Кончаловского не столько характеризуют внешность человека, сколько изображают его внутренний мир. В то время, когда ни о чем нельзя было говорить открыто, художник нашел средство дать ироническую и даже саркастическую характеристику своим героям. Например, писателя А.Н. Толстого он изображает за столом, заставленным разнообразными яствами. Толстой как бы говорит зрителю: «Мне хорошо при любой власти. Я был графом и им останусь».
С. Прокофьева художник изобразил во время отдыха в гамаке. Только одной деталью — плотно застегнутой курткой — Кончаловский дает понять, что истинные мысли композитора скрыты от зрителя. А на портрете А. Фадеева (1940) он специально убирает малейшие намеки на профессиональную принадлежность героя. Писатель запечатлен на фоне тяжелого парчового занавеса. Деталь как бы говорит зрителю: все, что вы видите, — спектакль. Динамичный поворот фигуры резко гасится статичностью фона.
Кончаловский не был обделен наградами, имел звания заслуженного деятеля искусств, народного художника РСФСР. Он также являлся действительным членом Академии художеств СССР с момента ее основания в 1947 году.
Хотя потомки художника не продолжили его дело, они стали не менее известными. Дочь Наталья прославилась своими книгами для детей и переводами, ее младшие дети Андрон Михалков-Кончаловский и Никита Михалков стали известными режиссерами. Творческий род не прерывается.
Революция и советское время
Череда сложных событий на жизненном пути не прекращалась, следующим испытанием стала революция. В это время семья Кончаловских не эмигрирует, а продолжает свою жизнь в Москве. Хотя в те годы из-за этого им пришлось жить в неотапливаемой холодной квартире. Какое-то время Петр пытался преподавать в живописной студии ВХУТЕМАСа. Но он быстро угас к этой деятельности, осознавая, что она отнимает много времени и мешает его искусству.
После революционного периода в творчестве мастера стала ярче проявляться реалистичная манера письма. Но краски в его работах остались, как и прежде, насыщенными. Несмотря на яркость красок Кончаловский был способен передать любое настроение: от радостной любви к жизни до полной тяжелых переживаний трагедии. Стоит обратить внимание на портрет Всеволода Мейерхольда. На момент создания картины он уже лишился театра. Как умело передано это настроение: буйные краски приглушены, мимика режиссера говорит сама за себя.
Особенно парадоксальным кажется советский период, в который творил Кончаловский. Петр оставался «чистым» автором, предпочитая писать портреты своих внуков и пейзажи. Его явно более интересовали портреты Пушкина и Лермонтова, нежели изображения советских рабочих или современной действительности, не говоря уже о портретах вышестоящих лиц.
Высшим проявлением его смелости был отказ от создания портрета Сталина. В то время сохранить свободу и жизнь при таком ответе было просто невозможным. Разумеется, Кончаловский не отказался от предложения напрямую, он хитро поинтересовался, «когда сможет встретиться с Иосифом Виссарионовичем для первого сеанса?». Разумеется, это было невозможно, ему ответили, что писать портрет необходимо по фотографии. На что мастер, ловко выходя из положения, ответил, что он умеет писать только с натуры. А с фотографии, увы, не обучен.
Нужно понимать, что в этом смысле большая заслуга принадлежит Анатолию Луначарскому. Он пояснял удивленной общественности, что Кончаловский «воспевает поэзию наших будней». Похоже, что такое объяснение звучало убедительно из уст наркома. Благодаря нему Петр Петрович мог свободно продолжать творить в своей манере, невзирая на нападки критиков.
Монолог в 4-х частях. Андрей Кончаловский
Телевизионная программа (Россия, 2012). 4 части. Режиссер: Ольга Высоцкая. Сценарист: Надежда Виноградова. Операторы: Александр Волков, Владимир Семенов.
Часть первая. На террасе своего дома на Николиной горе Андрей Сергеевич Кончаловский вспоминает, каким было это место в пору его детства, сколько выдающихся людей жило вокруг. Рассказывает о своей семье, о Петре Петровиче Кончаловском, выдающемся художнике, который называл его Андрон. Недавно Андрей Сергеевич вместе со своими родственниками учредил фонд имени своего деда – Петра Кончаловского. Андрей Кончаловский вспоминает съемки картин «Первый учитель» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», с которых начался его путь кинорежиссера, а также фильмы «Дворянское гнездо» и «Дядя Ваня», сравнивает свое прежнее отношение к тексту Чехова с нынешним….
Часть вторая. Основная часть серии посвящена жизни и работе Кончаловского за рубежом, его отношению к Голливуду. Можно сказать, что в Америке Кончаловскому повезло. Он снял в Голливуде немало фильмов, многие из них имели успех. Тем не менее, голливудским режиссером он себя не считает. Андрей Кончаловский рассказывает о картинах «Поезд-беглец», «Одиссей», «Возлюбленные Марии» с Настасьей Кински в главной роли, «Танго и Кэш» с Сильвестром Сталлоне, «Лев зимой». Эти картины были сняты в течение десяти лет. За это время мир изменился. Рухнул СССР. Появилась возможность вернуться на родину.
Часть третья. Андрей Кончаловский рассказывает о том, почему он оставил учёбу в консерватории и поступил во ВГИК, и какую роль сыграл в этом его однокурсник Владимир Ашкенази. Но музыка никогда его не покидала, об этом говорят такие фильмы режиссера, как «Романс о влюбленных», «Дуэт для солиста», а также многочисленные оперные постановки. Андрей Кончаловский рассказывает о своей работе с великой оперной певицей Мирелой Френи, с выдающимся дирижером Сейдзи Озавой. Говорит о своих постановках опер «Евгений Онегин», «Война и мир», «Пиковая дама», и о фильме «Щелкунчик», в котором также много музыки.
Часть четвертая. Андрей Кончаловский снял около двадцати фильмов, но в сознании многих зрителей его главной картиной остается «Сибириада». Это многосерийная сага, охватывающая фактически целый век жизни России. В ее создании, по признанию режиссера, он ощущал влияние Бернардо Бертолуччи, создателя монументальных кинопроизведений, с которым они подружились в Италии. Андрей Сергеевич рассказывает также о фильме «Дом дураков», идея которого возникла из виденного в новостях сюжета о брошенной врачами во время боев в Чечне психиатрической больнице. Режиссёр говорит и о фильме «Ближний круг».
Московская мастерская Петра Кончаловского стала музеем
В Москве открылся новый музей: «Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского». Уже в феврале здесь появятся виртуальные экспонаты: с помощью дополненной реальности посетители смогут увидеть исторические интерьеры, фотографии, картины, рукописи Петра Кончаловского. А через год в квартиру великого живописца приедут его подлинники из собрания семьи.
Реставрация квартиры Булгакова в Москве начнется в 2020 году
Здание по адресу: Большая Садовая, 10, известно как дом Булгакова. Автор «Мастера и Маргариты» жил на половину лестничного пролета выше Кончаловского. Впрочем, соседство с «нехорошей квартирой» нисколько не смущало художника.
— Скорее мастерская деда создавала баланс, — с улыбкой отметил внук Кончаловского, режиссер Никита Михалков. — Петр Петрович был дружен с Михаилом Булгаковым. Ходили друг к другу в гости, были добрыми соседями.
Но не со всеми художник находил общий язык.
— В эту дверь Кончаловский не пустил Маяковского. Тогда была борьба между футуристами и «сезаннистами», — поделился Андрей Кончаловский. — Но вообще этот дом был очень гостеприимным. Его называли гнездом «Бубнового валета». Здесь бывал Софроницкий со своей первой женой — дочерью Александра Скрябина, читал стихи Сергей Есенин, а Велимир Хлебников спал на диване.
После смерти Кончаловского его мастерская перешла к сыну Михаилу Петровичу, чьи картины сейчас и украшают стены квартиры. Полотен Петра Петровича там пока нет.
— Для того чтобы привезти сюда ценные произведения, надо создать серьезную систему кондиционирования, — рассказал «Известиям» директор Фонда Петра Кончаловского Александр Конов. — А пока это пространство будет работать как лекторий и мастерская юных художников.
Вернуть мастерской имя Петра Петровича решил Андрей Кончаловский. С этой идеей он пришел к брату — Никите Михалкову.
— Мы умрем, и уже никто не будет помнить, что и как здесь было, — сказал он Никите Сергеевичу. — Мы последние, кто еще это помнит. Давай сделаем, пока мы живы.
«Притягательность музеев — символ нашего духовного начала»
Президент Курчатовского института Михаил Ковальчук и директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак обсудили музейное дело в России
— Он так всегда говорит: «давай» — и пускает меня вперед торпедой, — иронизирует Никита Михалков.
В 2020 году два знаменитых брата предложили департаменту культуры Москвы создать музей художника в его мастерской. Частная инициатива объединила чиновников, корпоративный благотворительный фонд и известные музейные институции.
— Третьяковская галерея передала несколько мемориальных предметов в экспозицию будущего музея, Московский музей современного искусства и Василий Церетели предоставили краскотерочную машину Кончаловского, — рассказал Александр Конов. — А бывшие жильцы этой квартиры сохранили станок художника.
Даже сегодня это пространство производит впечатление: здесь высокие потолки, окна в пол, антресоли, которые служили фактически вторым этажом, и ряд мемориальных объектов. Но чтобы музей заработал в полную силу, помещению требуется ремонт. В перспективе же на Большой Садовой должен появиться Музей культуры России начала XX века — именно такую идею высказал Андрей Кончаловский. И правда, где, как не в «гнезде «Бубнового валета», сохранять традиции и дух первых десятилетий прошлого века…