История создания[править | править код]
Работа над серией «Любовные похождения Юпитера» началась после успеха картины «Венера, Купидон и Сатир». Корреджо в общей сложности написал четыре полотна, хотя возможно запланировал и другие.
В первом издании «Жизнеописаний» биограф эпохи Позднего Возрождения Джорджо Вазари упоминает только две картины: Леда (хранится в Берлинской картинной галерее) и некую «Венеру» (предположительно «Данаю», которая в настоящее время находится в Риме в Галерее Боргезе). Однако он знал о них лишь по описанию Джулио Романо. Вазари упоминает о том, что заказчик, граф Федерико II Гонзага, хотел подарить эти работы императору Священной Римской империи и королю Испании Карлу V: тот факт, что две другие работы («Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио») в XVI веке находились в Испании, дал основания полагать, что все они были частью одной серии картин. Британский специалист в истории искусств Сесиль Гулд предположил, что Федерико заказал картины «Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио» для самого себя, и только после смерти графа в 1540 году они были переданы Карлу V, вероятно по случаю женитьбы сына короля, Филиппа[1]; другие предполагали, что Федерико заказал картины для зала Овидия в своем Палаццо дель Те[2].
В 1603—1604 году император Рудольф II приобрел «Похищение Ганимеда» вместе с работой Пармиджанино «Купидон изготовляет себе лук» и перевез их в Прагу. Полотно находилось в Вене как минимум с 1610 г., когда оно было упомянуто вместе с «Юпитер и Ио» в императорской коллекции Габсбургов[1].
ГАНИМЕД
(Γανυμήδης)
в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесен на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар (Apollod. Ill 12, 2). За Г. Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. II. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Егаtosth. 26), Г. был вознесен на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Миф о Г. содержит ряд напластований: древнейшее — оборотничество Зевса (более позднее — орел как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н. э., поздний мотив — метаморфоза Г. а. т.-г.
Г. — один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространен был сюжет «похищение Ганимеда» (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее — орел). Миф нашел воплощение в пластике («Ганимед» Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи. В европейском изобразительном искусстве миф воплощен во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.
Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me
Значения в других словарях
- Ганимед — орф. Ганимед, -а Орфографический словарь Лопатина
- Ганимед — I Ганиме́д в древнегреческой мифологии прекрасный троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом на Олимп, где он стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Около 4 в. до н. э. появляется мотив похищения… Большая советская энциклопедия
- Ганимед — • Ganymēdes, Γανυμήδης (веселого духа, радующий душу), древнелатинский Catamitus 1. сын царя Троя, брат Ила и Ассарака, прекраснейший из смертных, которого боги похитили на небо, чтобы он там жил вечно и был виночерпием Зевса. Il. 20, 231 слл. Словарь классических древностей
- ГАНИМЕД — ГАНИМЕД — спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610) — расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной системы, покрыт ледяным панцирем, имеет атмосферу. ГАНИМЕД — малая планета (№ 1036) — открыта… Большой энциклопедический словарь
- ганимед — сущ., кол-во синонимов: 5 астероид 579 водолей 34 герой 80 созвездие 121 спутник 174 Словарь синонимов русского языка
- ГАНИМЕД — ГАНИМЕД, самый крупный из ГАЛИЛЕЕВЫХ СПУТНИКОВ Юпитера, диаметром в 5262 км, и вообще самый крупный спутник в СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. В основном состоит из воды и льда. Научно-технический словарь
- Ганимед — (Ganymedes, мифол.) — сын царя Троя, из-за необыкновенной красоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем и виночерпием Зевса. По другому сказанию, сам Зевс через своего орла похитил Г. Так как… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Ганимед — 1) Астероид 1036 диаметром 40 км, открытый в 1924 г. В. Бааде. Член группы Амура и, возможно, один из самых больших астероидов, близко подходящих к Земле. Большой астрономический словарь
- ганимед — ГАНИМЕД а, м. Ganymède <��гр. Ganumedes. миф. Виночерпий богов в греческой мифологии. Ганимед всегда представляется сидящим на орле. Чаша в его руках знаменует должность кравчаго. ИЛ 77. Словарь галлицизмов русского языка
- Блог
- Ежи Лец
- Контакты
- Пользовательское соглашение
© 2005—2020 Gufo.me
История создания
Работа над серией «Любовные похождения Юпитера» началась после успеха картины «Венера, Купидон и Сатир». Корреджо в общей сложности написал четыре полотна, хотя возможно запланировал и другие.
В первом издании «Жизнеописаний» биограф эпохи Позднего Возрождения Джорджо Вазари упоминает только две картины: Леда (хранится в Берлинской картинной галерее) и некую «Венеру» (предположительно «Данаю», которая в настоящее время находится в Риме в Галерее Боргезе). Однако он знал о них лишь по описанию Джулио Романо. Вазари упоминает о том, что заказчик, граф Федерико II Гонзага, хотел подарить эти работы императору Священной Римской империи и королю Испании Карлу V: тот факт, что две другие работы («Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио») в XVI веке находились в Испании, дал основания полагать, что все они были частью одной серии картин. Британский специалист в истории искусств Сесиль Гулд предположил, что Федерико заказал картины «Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио» для самого себя, и только после смерти графа в 1540 году они были переданы Карлу V, вероятно по случаю женитьбы сына короля, Филиппа[1]; другие предполагали, что Федерико заказал картины для зала Овидия в своем Палаццо дель Те[2].
В 1603—1604 году император Рудольф II приобрел «Похищение Ганимеда» вместе с работой Пармиджанино «Купидон изготовляет себе лук» и перевез их в Прагу. Полотно находилось в Вене как минимум с 1610 г., когда оно было упомянуто вместе с «Юпитер и Ио» в императорской коллекции Габсбургов[1].
Ссылки
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.265, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.44-45
- Лесх. Малая Илиада, фр.29 Бернабе
- Еврипид. Ифигения в Авлиде 1049; Киклоп 586
- Гигин. Мифы 224
- Гигин. Мифы 271
- Первый Ватиканский мифограф II 82, 1
- Схолии к Пиндару. Олимпийские песни I 45 // Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.397
- Гомер. Илиада V 266; Пиндар. Олимпийские песни I 45; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 9; III 12, 2; См. Лесх. Малая Илиада, фр.29 Бернабе; Гимны Гомера IV 210.
- Феокрит. Идиллии XX 41; Овидий. Метаморфозы X 155—161
- Страбон. География XIII 1, 11 (стр.587)
- Гораций. Оды III 20, 15; Лукиан. Разговоры богов 4
- Феогнид. Элегии 1354—1357; Пиндар. Олимпийские песни X 105
- Аристотель. Поэтика 25
- Цицерон. О природе богов I 112
- Еврипид. Троянки 820—839; Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 115—127
- Еврипид. Ифигения в Авлиде 1050
- Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 26; Гигин. Астрономия II 29
- Квинт Смирнский. После Гомера VIII 478—484
- Гераклит-аллегорист. О невероятном 28; Фульгенций. Мифологии I 20
- Орозий. История против язычников I 12, 4-5
- Геродиан. История I 11, 2
- Афиней. Пир мудрецов XIII 601f; Диктис. Дневник Троянской войны II 26; Лексикон Суды; Схолии к Гомеру. Илиада XX 234 // Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. М., 2000. С.127
- Платон. Законы I 637d
- Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М., 2002. С.317
- Валерий Флакк. Аргонавтика V 694
- Афиней. Пир мудрецов III 74, 110а
- Павсаний. Описание Эллады V 24, 5
- Павсаний. Описание Эллады V 26, 2
- Вергилий. Энеида V 250—257
- Нонн. Деяния Диониса XXV 435—455
Возвращение Ганимеда
На небольшой, в полметра длиной, мраморной плите, датируемой предположительно концом I века до н. э., сидящий юноша кормит из чаши огромного орла. Приятные очертания тела пастуха резко контрастируют с грубым хищным клювом, страшными когтистыми лапами и мощными перьями, однако от картины этой веет не угрозой, а нежностью. Сюжет римского рельефа «Ганимед с орлом» основан на известном греческом мифе о могущественном Зевсе, обернувшемся птицей и похитившем прекрасного юношу-пастушка. Бог воспылал страстью к Ганимеду и сделал его виночерпием на пиру олимпийских богов, даровав бессмертие. Ганимед был одним из трех сыновей основателя и первого царя Трои – царя Троса и нимфы Каллирои. Узнав о похищении сына, отец его предался отчаянию, но Зевс утешил царя, показав ему сына на Олимпе и поместив его в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея. Ганимед был одним из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства, однако он, увы, стал одним из самых известных символов греческой любви к мальчикам старше 12 лет. Сегодня тема эта в нашем обществе почти запретна и связана со многими трагедиями, но вины искусства здесь явно нет. В период ранней античности этого юношу изображали обнаженным, а в искусстве поздней античности Ганимед представал одетым в плащ с фригийской шапкой на голове, с пастушьим посохом и в сопровождении орла или собаки. Темам «Зевс и Ганимед», «Орел и Ганимед», «Похищение Ганимеда» посвящено на выставке множество античных скульптур, рельефов и росписей. Странное дело: переходя к другим экспонатам, с удивлением обнаруживаешь совершенно тот же сюжет, что и на барельефе. «Очень хорошо, что вы это заметили, – сказал корреспонденту «НИ» куратор выставки, старший научный сотрудник отдела античного мира Эрмитажа Александр Круглов. – У меня нет прямых доказательств, но мое чутье как историка античной скульптуры подсказывает, что могла существовать древняя трехмерная скульптурная композиция «Ганимед с орлом», которая и стала моделью для многих других художников, решивших воспроизвести ту же самую сцену по-своему, в других формах. Ничем иным объяснить существование одинаковой композиции невозможно. Но есть какие-то отсылки, указания, в предметах искусства более поздних времен – рельефные камни, камеи, барельефы, рельефный глиняный сосуд, на которых воспроизведена та же самая сцена! В тех же самых пропорциях – один к одному! Это и доказывает мысль о том, что прототип существовал. Даже на складочках изображенного плаща, который наброшен на скалу, – воспроизведена эта же сцена. Документальных подтверждений этой моей догадки не существует, хотя у Плиния в работах есть косвенное упоминание о скульптурной группе, связанной с Ганимедом». В Эрмитаж барельеф «Ганимед с орлом» попал в середине XIX века – в самый разгар формирования императорской коллекции. В те годы была создана археологическая комиссия для «приискания древностей» – русское учреждение, находившееся в Риме. Начальником этой комиссии был князь Болконский, а помощником при нем служил член комиссии Степан Александрович Гедеонов, который через несколько лет стал первым директором императорского Эрмитажа. Именно Гедеонов купил в Венеции семь предметов, которые дорогого стоят. Среди них и был рельеф «Ганимед с орлом», происходивший из какой-то знаменитой ренессансной коллекции. Этот памятник предмет двойного и даже тройного коллекционирования. Это предмет коллекционирования в самом Древнем Риме, предмет коллекционирования в эпоху Возрождения, а также в XIX веке. С середины 1950-х годов на «Ганимеда с орлом» особого внимания не обращали. Тем не менее этот шедевр не пылился в запасниках, он экспонировался наряду с другими антиками на так называемом Сивковом переходе – между Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. По словам г-на Круглова, первейшая задача новой выставки – погрузить зрителя в мир истории и теории искусства. «Мне хотелось напомнить о том, что есть правила, основы композиции, которые так прекрасно ощущали древнеримские ваятели, – сказал «Новым Известиям» искусствовед. – Ведь благодаря этим сохранившимся барельефам более поздних времен, разыгралось воображение у художников эпохи Возрождения, и они создали свои великие полотна, свои шедевры».
LiveInternetLiveInternet
Похищение Ганимеда Питер Пауль Рубенс, 1611-12 гг.
Ганимед, в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Из-за своей необычайной красоты Ганимеда, когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесён на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар. За Ганимеда Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. II. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста.
Gabbiani, Anton Domenico (Italian, 1652-1726)
Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Егаtosth. 26), Ганимед был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Миф о Ганимеде содержит ряд напластований: древнейшее — оборотничество Зевса (более позднее — орёл как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н. э., поздний мотив — метаморфоза Ганимеда.
Drawn by Anonymous Date 16thC Ganymede, nude and looking to right, with his arm around the eagle Red chalk
Ганимед — один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространён был сюжет «похищение Ганимеда» (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее — орёл). Миф нашёл воплощение в пластике («Ганимед» Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи.
After Michelangelo Published by Philippe Thomassin Ganimedis Iuvenis Troianus raptus a Iove
В европейском изобразительном искусстве миф воплощён во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.
Был ли Ганимед любовником Зевса — вопрос дискуссионный, и разные авторы отвечали на него по-разному. Согласно Еврипиду, он живет на Олимпе и делит ложе с Зевсом. Миф, переданный в несколько измененном виде Гомером, приобрел необычайную популярность в Греции и Риме, поскольку казалось, что он давал религиозное оправдание страсти мужчин к мальчикам. Платон, много писавший на тему гомоксесуальных отношений, использует миф о Ганимеде, объясняя свои «сентиментальные чувства» по отношению к ученикам. При этом в других своих трудах (например, он клеймит однополую любовь как противную человеческой природе, а мифическую гомосексуальность Зевса, называет «злобной выдумкой критян». Стефан Византийский, пишет, что критский царь Минос похитил Ганимеда, чтобы сделать из него напарника для своих ночных развлечений, «получив на это разрешение от Зевса».