Появилось видео похищения картин Рубенса и Тинторетто гражданами Молдовы


История создания[править | править код]

Работа над серией «Любовные похождения Юпитера» началась после успеха картины «Венера, Купидон и Сатир». Корреджо в общей сложности написал четыре полотна, хотя возможно запланировал и другие.

В первом издании «Жизнеописаний» биограф эпохи Позднего Возрождения Джорджо Вазари упоминает только две картины: Леда (хранится в Берлинской картинной галерее) и некую «Венеру» (предположительно «Данаю», которая в настоящее время находится в Риме в Галерее Боргезе). Однако он знал о них лишь по описанию Джулио Романо. Вазари упоминает о том, что заказчик, граф Федерико II Гонзага, хотел подарить эти работы императору Священной Римской империи и королю Испании Карлу V: тот факт, что две другие работы («Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио») в XVI веке находились в Испании, дал основания полагать, что все они были частью одной серии картин. Британский специалист в истории искусств Сесиль Гулд предположил, что Федерико заказал картины «Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио» для самого себя, и только после смерти графа в 1540 году они были переданы Карлу V, вероятно по случаю женитьбы сына короля, Филиппа[1]; другие предполагали, что Федерико заказал картины для зала Овидия в своем Палаццо дель Те[2].

В 1603—1604 году император Рудольф II приобрел «Похищение Ганимеда» вместе с работой Пармиджанино «Купидон изготовляет себе лук» и перевез их в Прагу. Полотно находилось в Вене как минимум с 1610 г., когда оно было упомянуто вместе с «Юпитер и Ио» в императорской коллекции Габсбургов[1].

ГАНИМЕД

(Γανυμήδης)

в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои (Hom. II. XX 231). Из-за своей необычайной красоты Г., когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесен на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар (Apollod. Ill 12, 2). За Г. Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. II. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста. Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Егаtosth. 26), Г. был вознесен на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Миф о Г. содержит ряд напластований: древнейшее — оборотничество Зевса (более позднее — орел как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н. э., поздний мотив — метаморфоза Г. а. т.-г.

Г. — один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространен был сюжет «похищение Ганимеда» (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее — орел). Миф нашел воплощение в пластике («Ганимед» Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи. В европейском изобразительном искусстве миф воплощен во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Ганимед — орф. Ганимед, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. Ганимед — I Ганиме́д в древнегреческой мифологии прекрасный троянский юноша, из-за своей необыкновенной красоты похищенный Зевсом на Олимп, где он стал любимцем Зевса и виночерпием богов. Около 4 в. до н. э. появляется мотив похищения… Большая советская энциклопедия
  3. Ганимед — • Ganymēdes, Γανυμήδης (веселого духа, радующий душу), древнелатинский Catamitus 1. сын царя Троя, брат Ила и Ассарака, прекраснейший из смертных, которого боги похитили на небо, чтобы он там жил вечно и был виночерпием Зевса. Il. 20, 231 слл. Словарь классических древностей
  4. ГАНИМЕД — ГАНИМЕД — спутник Юпитера, открыт Г. Галилеем (1610) — расстояние от Юпитера 1,07 млн. км, диаметр ок. 5260 км. Крупнейший из спутников Солнечной системы, покрыт ледяным панцирем, имеет атмосферу. ГАНИМЕД — малая планета (№ 1036) — открыта… Большой энциклопедический словарь
  5. ганимед — сущ., кол-во синонимов: 5 астероид 579 водолей 34 герой 80 созвездие 121 спутник 174 Словарь синонимов русского языка
  6. ГАНИМЕД — ГАНИМЕД, самый крупный из ГАЛИЛЕЕВЫХ СПУТНИКОВ Юпитера, диаметром в 5262 км, и вообще самый крупный спутник в СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ. В основном состоит из воды и льда. Научно-технический словарь
  7. Ганимед — (Ganymedes, мифол.) — сын царя Троя, из-за необыкновенной красоты своей похищенный богами на небо, где сделался любимцем и виночерпием Зевса. По другому сказанию, сам Зевс через своего орла похитил Г. Так как… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. Ганимед — 1) Астероид 1036 диаметром 40 км, открытый в 1924 г. В. Бааде. Член группы Амура и, возможно, один из самых больших астероидов, близко подходящих к Земле. Большой астрономический словарь
  9. ганимед — ГАНИМЕД а, м. Ganymède <��гр. Ganumedes. миф. Виночерпий богов в греческой мифологии. Ганимед всегда представляется сидящим на орле. Чаша в его руках знаменует должность кравчаго. ИЛ 77. Словарь галлицизмов русского языка
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

История создания

Работа над серией «Любовные похождения Юпитера» началась после успеха картины «Венера, Купидон и Сатир». Корреджо в общей сложности написал четыре полотна, хотя возможно запланировал и другие.

В первом издании «Жизнеописаний» биограф эпохи Позднего Возрождения Джорджо Вазари упоминает только две картины: Леда (хранится в Берлинской картинной галерее) и некую «Венеру» (предположительно «Данаю», которая в настоящее время находится в Риме в Галерее Боргезе). Однако он знал о них лишь по описанию Джулио Романо. Вазари упоминает о том, что заказчик, граф Федерико II Гонзага, хотел подарить эти работы императору Священной Римской империи и королю Испании Карлу V: тот факт, что две другие работы («Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио») в XVI веке находились в Испании, дал основания полагать, что все они были частью одной серии картин. Британский специалист в истории искусств Сесиль Гулд предположил, что Федерико заказал картины «Похищение Ганимеда» и «Юпитер и Ио» для самого себя, и только после смерти графа в 1540 году они были переданы Карлу V, вероятно по случаю женитьбы сына короля, Филиппа[1]; другие предполагали, что Федерико заказал картины для зала Овидия в своем Палаццо дель Те[2].

В 1603—1604 году император Рудольф II приобрел «Похищение Ганимеда» вместе с работой Пармиджанино «Купидон изготовляет себе лук» и перевез их в Прагу. Полотно находилось в Вене как минимум с 1610 г., когда оно было упомянуто вместе с «Юпитер и Ио» в императорской коллекции Габсбургов[1].

Ссылки

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.265, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.44-45
  2. Лесх. Малая Илиада, фр.29 Бернабе
  3. Еврипид. Ифигения в Авлиде 1049; Киклоп 586
  4. Гигин. Мифы 224
  5. Гигин. Мифы 271
  6. Первый Ватиканский мифограф II 82, 1
  7. Схолии к Пиндару. Олимпийские песни I 45 // Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.397
  8. Гомер. Илиада V 266; Пиндар. Олимпийские песни I 45; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 9; III 12, 2; См. Лесх. Малая Илиада, фр.29 Бернабе; Гимны Гомера IV 210.
  9. Феокрит. Идиллии XX 41; Овидий. Метаморфозы X 155—161
  10. Страбон. География XIII 1, 11 (стр.587)
  11. Гораций. Оды III 20, 15; Лукиан. Разговоры богов 4
  12. Феогнид. Элегии 1354—1357; Пиндар. Олимпийские песни X 105
  13. Аристотель. Поэтика 25
  14. Цицерон. О природе богов I 112
  15. Еврипид. Троянки 820—839; Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 115—127
  16. Еврипид. Ифигения в Авлиде 1050
  17. Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 26; Гигин. Астрономия II 29
  18. Квинт Смирнский. После Гомера VIII 478—484
  19. Гераклит-аллегорист. О невероятном 28; Фульгенций. Мифологии I 20
  20. Орозий. История против язычников I 12, 4-5
  21. Геродиан. История I 11, 2
  22. Афиней. Пир мудрецов XIII 601f; Диктис. Дневник Троянской войны II 26; Лексикон Суды; Схолии к Гомеру. Илиада XX 234 // Молчанов А. А. Социальные структуры и общественные отношения в Греции II тыс. до н. э. М., 2000. С.127
  23. Платон. Законы I 637d
  24. Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М., 2002. С.317
  25. Валерий Флакк. Аргонавтика V 694
  26. Афиней. Пир мудрецов III 74, 110а
  27. Павсаний. Описание Эллады V 24, 5
  28. Павсаний. Описание Эллады V 26, 2
  29. Вергилий. Энеида V 250—257
  30. Нонн. Деяния Диониса XXV 435—455

Возвращение Ганимеда

На небольшой, в полметра длиной, мраморной плите, датируемой предположительно концом I века до н. э., сидящий юноша кормит из чаши огромного орла. Приятные очертания тела пастуха резко контрастируют с грубым хищным клювом, страшными когтистыми лапами и мощными перьями, однако от картины этой веет не угрозой, а нежностью. Сюжет римского рельефа «Ганимед с орлом» основан на известном греческом мифе о могущественном Зевсе, обернувшемся птицей и похитившем прекрасного юношу-пастушка. Бог воспылал страстью к Ганимеду и сделал его виночерпием на пиру олимпийских богов, даровав бессмертие. Ганимед был одним из трех сыновей основателя и первого царя Трои – царя Троса и нимфы Каллирои. Узнав о похищении сына, отец его предался отчаянию, но Зевс утешил царя, показав ему сына на Олимпе и поместив его в число зодиакальных созвездий под знаком Водолея. Ганимед был одним из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства, однако он, увы, стал одним из самых известных символов греческой любви к мальчикам старше 12 лет. Сегодня тема эта в нашем обществе почти запретна и связана со многими трагедиями, но вины искусства здесь явно нет. В период ранней античности этого юношу изображали обнаженным, а в искусстве поздней античности Ганимед представал одетым в плащ с фригийской шапкой на голове, с пастушьим посохом и в сопровождении орла или собаки. Темам «Зевс и Ганимед», «Орел и Ганимед», «Похищение Ганимеда» посвящено на выставке множество античных скульптур, рельефов и росписей. Странное дело: переходя к другим экспонатам, с удивлением обнаруживаешь совершенно тот же сюжет, что и на барельефе. «Очень хорошо, что вы это заметили, – сказал корреспонденту «НИ» куратор выставки, старший научный сотрудник отдела античного мира Эрмитажа Александр Круглов. – У меня нет прямых доказательств, но мое чутье как историка античной скульптуры подсказывает, что могла существовать древняя трехмерная скульптурная композиция «Ганимед с орлом», которая и стала моделью для многих других художников, решивших воспроизвести ту же самую сцену по-своему, в других формах. Ничем иным объяснить существование одинаковой композиции невозможно. Но есть какие-то отсылки, указания, в предметах искусства более поздних времен – рельефные камни, камеи, барельефы, рельефный глиняный сосуд, на которых воспроизведена та же самая сцена! В тех же самых пропорциях – один к одному! Это и доказывает мысль о том, что прототип существовал. Даже на складочках изображенного плаща, который наброшен на скалу, – воспроизведена эта же сцена. Документальных подтверждений этой моей догадки не существует, хотя у Плиния в работах есть косвенное упоминание о скульптурной группе, связанной с Ганимедом». В Эрмитаж барельеф «Ганимед с орлом» попал в середине XIX века – в самый разгар формирования императорской коллекции. В те годы была создана археологическая комиссия для «приискания древностей» – русское учреждение, находившееся в Риме. Начальником этой комиссии был князь Болконский, а помощником при нем служил член комиссии Степан Александрович Гедеонов, который через несколько лет стал первым директором императорского Эрмитажа. Именно Гедеонов купил в Венеции семь предметов, которые дорогого стоят. Среди них и был рельеф «Ганимед с орлом», происходивший из какой-то знаменитой ренессансной коллекции. Этот памятник предмет двойного и даже тройного коллекционирования. Это предмет коллекционирования в самом Древнем Риме, предмет коллекционирования в эпоху Возрождения, а также в XIX веке. С середины 1950-х годов на «Ганимеда с орлом» особого внимания не обращали. Тем не менее этот шедевр не пылился в запасниках, он экспонировался наряду с другими антиками на так называемом Сивковом переходе – между Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. По словам г-на Круглова, первейшая задача новой выставки – погрузить зрителя в мир истории и теории искусства. «Мне хотелось напомнить о том, что есть правила, основы композиции, которые так прекрасно ощущали древнеримские ваятели, – сказал «Новым Известиям» искусствовед. – Ведь благодаря этим сохранившимся барельефам более поздних времен, разыгралось воображение у художников эпохи Возрождения, и они создали свои великие полотна, свои шедевры».

LiveInternetLiveInternet

Похищение Ганимеда Питер Пауль Рубенс, 1611-12 гг.

Ганимед, в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Из-за своей необычайной красоты Ганимеда, когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесён на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар. За Ганимеда Зевс подарил его отцу великолепных коней (Hom. II. V 640) или золотую виноградную лозу работы Гефеста.

Gabbiani, Anton Domenico (Italian, 1652-1726)

Согласно одному из вариантов мифа (Ps.-Егаtosth. 26), Ганимед был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолей. Миф о Ганимеде содержит ряд напластований: древнейшее — оборотничество Зевса (более позднее — орёл как атрибут Зевса); мотив восточных мифологий (любовь к прекрасному юноше), проникший в Грецию не ранее 6 в. до н. э., поздний мотив — метаморфоза Ганимеда.

Drawn by Anonymous Date 16thC Ganymede, nude and looking to right, with his arm around the eagle Red chalk

Ганимед — один из популярнейших персонажей античного изобразительного искусства. Особенно распространён был сюжет «похищение Ганимеда» (в роли похитителя изображался сам Зевс, позднее — орёл). Миф нашёл воплощение в пластике («Ганимед» Леохара, терракотовые статуэтки и другие произведения мелкой пластики, рельефы саркофагов и др.) и вазописи.

After Michelangelo Published by Philippe Thomassin Ganimedis Iuvenis Troianus raptus a Iove

В европейском изобразительном искусстве миф воплощён во многих произведениях, в числе которых бронзовый рельеф Филарете на дверях собора св. Петра в Риме, рисунок Микеланджело, фрески Б. Перуцци и Дж. Порденоне, картина Корреджо, две скульптуры Б. Челлини, фрески Я. Тинторетто и Аннибале Карраччи, картины П. П. Рубенса и Рембрандта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: