Голова крестьянина
В начале 1920-х годов Казимир Малевич сосредотачивается на том, чтобы нести идеи супрематизма в массы, после 1923 года почти полностью прекращая писать картины (но не статьи, трактаты и манифесты). Художник преподает в Витебске, Ленинграде и некоторое время – в Киеве. На протяжении всего этого времени отношения Казимира Севериновича с официальными властями продолжали ухудшаться. Его смещали с должностей, увольняли под разными предлогами и арестовывали. Едва успев добиться известности и признания, Малевич снова оказался в оппозиции к официальному курсу, которому были вынуждены следовать его коллеги, вовремя не переехавшие в Европу. При этом художник оставался, без преувеличения, культовой личностью. Студенты и поклонники его творчества безоговорочно принимали каждое его слово, и, если бы Малевичу взбрело в голову, скажем, устроить перформанс с массовым самоубийством, последователей у него наверняка нашлось бы немало. В конце концов, Казимира Севериновича лишили возможности преподавать в принципе, и тогда, поняв, что с вездесущим соцреализмом ему точно не по пути, он снова берется за краски – без оглядки на кого бы то ни было. В одном из писем того периода Малевич пишет: «Я подумываю о возвращении к живописи с целью писать символические картины. Я хочу создать образ, который был бы действенным». Начиная с 1929 года, он создает новую серию полотен, героями которых становятся крестьяне (, , ). По привычке перекраивая собственную биографию, в том числе и творческую, некоторые из этих картин Малевич датирует 1910-ми годами. Более поздний анализ, однако, позволил определить, что эти работы были написаны в начале 30-х. К этому же периоду относится и одна из самых известных картин художника – «Голова крестьянина».
Нового крестьянина Малевича едва ли можно назвать счастливым или умиротворенным. Его судьба незавидна и горька, как и судьба великого множества деревенских жителей в те годы. За спиной героя картины видны силуэты сельских построек, над которыми кружат птицы, а с другой стороны полотна к ним неумолимо приближаются самолеты, как некие предвестники опасности. Ощущение тоски и безысходности подчеркивается скорбным выражением глаз крестьянина, отсылающим нас к иконописным традициям (как и вся композиция полотна). Кроме того, Малевич будто бы лишает своего героя голоса, закрывая его рот бородой, как непроницаемой повязкой. В будущих картинах художник начнет и вовсе обезличивать своих крестьян, оставляя на месте их лиц пустые овалы.
Автор: Евгения Сидельникова
Зима. Крестьянин торжествует
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…
Этот маленький отрывок из «Евгения Онегина» знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.
Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.
Дровни — это сани, на которых возили дрова. Бразды — колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка — крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, «капюшон», это прообраз современного кабриолета.
Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке — сидении для кучера впереди повозки. Тулуп — шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком — поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик — маленький слуга в барском доме. Салазки — наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке «Репка»?)
Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие «Зиме…» и открывающие собой пятую главу поэмы:
В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом.
Вот потому радуются все — ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.
Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.
Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу — для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается…
Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.
* * *
В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова «Не в духе» (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав — полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):
«- «Зима… Крестьянин, торжествуя… — монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. — Крестьянин, торжествуя… обновляет путь…»
— «Торжествуя…»» — размышляет невольно слушающий пристав. — «Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил…
— «Его лошадка, снег почуя… снег почуя, плетется рысью как-нибудь…»» — слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:
«- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча — кляча и есть…
— «Вот бегает дворовый мальчик… дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив…»
— Стало быть, наелся, коли бегает да балуется… А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол…
— «Ему и больно и смешно, а мать грозит… а мать грозит ему в окно…»
— Грози, грози… Лень во двор выйти да наказать… Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить… А то, гляди, выйдет из него пьяница… Кто это сочинил?» — в конце концов не выдерживает Прачкин.
«- Пушкин, папаша.
— Пушкин? Гм!.. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут — и сами не понимают! Лишь бы написать!»
Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям — младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: «Пушкин — это наше все».
Татьяна Лавренова
В России
Именно русские крестьяне XV—XVII веков стали основой формирования современного русского народа[10].
Другие названия крестьян в России в XVI—XVII веках
В XVI—XVII вв. нерусское крестьянское население Поволжья, за исключением состоявших на службе у Русского государства служивых татар, называлось чувашами, а нерусское крестьянское население западных областей Русского государства — латышами. В русских эпиграфических источниках того времени под соционим «чуваши» подпадали предки современных бесермян, южных удмуртов, казанских татар[11] и собственно чувашей. В статье И. П. Ермолаева по этому поводу сказано:
Тяглое нерусское население местного происхождения обычно называлось «чувашами», а нерусское население западных областей — «латышами». Крестьянские дворы (русские крестьяне) в хозяйствах феодалов указываются отдельно от «чувашских» и «латышских».
— Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов / сост. Р. Н. Степанов; статьи Ермолаева И. П., Степанова Р. Н.. — Казань: изд-во Казан. ун-та, 1978. — С. 17—18.
Крестьяне в царствование Петра I
Основная статья: Крестьяне в царствование Петра I
Крестьянство в Великом княжестве Литовском
Основная статья: Крестьянство в Великом княжестве Литовском
Крестьянская реформа в России
Основная статья: Крестьянская реформа в России
В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы явился кризис феодально-крепостнической системы. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, император пошёл на отмену крепостного права.
Категории крестьян в Российской империи
Фредерик де Ханен (фр.) Летний день в деревне
(рк. 1913)
- Государственные (казённые) крестьяне Черносошные крестьяне
- Дворцовые крестьяне
- Приписные крестьяне
- Удельные крестьяне
- Крестьяне однодворцы
- Экономические крестьяне
- Ясачные крестьяне
- Ямщики
- Лашманы
- Войсковые обыватели
- Старых служб служилые люди
- Военные поселяне
- Пашенные солдаты и драгуны
- Посессионные крестьяне
- Старожильцы
- Экономические крестьяне
- «Погожие» крестьяне
- Посполитые
- Безземельные крестьяне
Примечания
- Даль, 1880—1882.
- Платонов, 2007, с. 372.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Крестьянин Толковый словарь Ожегова. 1949—1992.
- Ключевский В. История сословий в России: Полный курс лекций
- ↑ 12Срезневский.
Русский: Измаил Иванович Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 1 А — К» (1893) (23 февраля 2014). Проверено 22 апреля 2020. - ↑ 12Срезневский.
Русский: Измаил Иванович Срезневский «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. Том 3 Р — Я» (1893) (23 февраля 2014). Проверено 22 апреля 2020. - ↑ 123
Фасмер, 1986, с. 374—375. - Фасмер, 1986, с. 374.
- Титов В.
. Кто он — русский крестьянин? (рус.),
Наука и жизнь
. Проверено 22 апреля 2020. - Светлана Лурье.
Община, империя, православие в русской этнической картине мира XV-XVII веков // Отечественные записки. — 2001. - Писцовая книга Казанского уезда 1602—1603 годов. — Казань: Издательство Казанского университета, 1978. — С. 17—18.
История ИД «Крестьянин»
Закрытое акционерное общество Издательский дом «Крестьянин» — одно из крупнейших медиапредприятий на юге России. Сформировалось на базе независимой российской газеты с одноименным названием, организованной в 1991 году.
В настоящее время Издательский дом «Крестьянин» выпускает две газеты:
- «Крестьянин»,
- «Копилка советов»
и журнал «Деловой крестьянин» .
Кроме того, у ИД «Крестьянин» два сайта:
— визитная карточка Издательского дома с анонсами публикаций свежих номеров изданий, контактами авторов и отделов ИД, расценками на публикацию рекламы, архивом изданий, сервисом электронной подписки и подачи объявления в газету. www.agrobook.ru — профессиональная сеть для людей агробизнеса, свежие новости отрасли, блоги посетителей портала и авторов газеты «Крестьянин», статьи о проблемах сельского хозяйства и опыте успешного хозяйствования, обзоры рынков, видеозаписи трансляций Клуба агрознатоков ИД «Крестьянин».
Основной регион распространения изданий ИД «Крестьянин» – Ростовская область, Краснодарский и Ставропольские края. Подписка доступна для всех жителей РФ.
Читательская аудитория СМИ ИД «Крестьянин» отличается стабильностью, постоянством предпочтений и доверием к «своим» изданиям. Силами работников ИД сформирована собственная адресная база активных читателей и потребителей. Зная об этом, многие предприятия, производящие сельскохозяйственную технику, корма, удобрения, средства защиты животных и растений, при продвижении своей продукции отдают предпочтение публикациям на страницах газет и журнала ИД «Крестьянин». В доходах издательства поступления от рекламы постоянно растут.
В 2005 году осуществлён запуск собственной типографии, что позволило перевести все издания Издательского дома на цветную печать, придало работе всего холдинга больше уверенности и финансовой стабильности.
В 2008 году редакции и службы Издательского дома переехали в одно из самых современных офисных зданий в центре Ростова-на-Дону. Предприятию принадлежат в нём на правах собственности около 600 кв. метров. Все помещения нового офиса оснащены современным компьютерным оборудованием, средствами связи. Имеется зал для совещаний и проведения «круглых столов», комната для деловых переговоров и встреч с читателями.
Издательский дом «Крестьянин» и редакции его газет лауреаты многих региональных и всероссийских конкурсов. За значительные творческие и профессиональные достижения три журналиста Издательского дома (Александр Обертынский, Владимир Фомин, Виктор Шостко) в 2007 году удостоены звания лауреатов премии Правительства России в области печатных средств массовой информации.
В конце 2010 года журналист газеты «Крестьянин» Виктор Шостко стал лауреатом премии Артема Боровика. В 2012 году он же стал лауреатом Премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок».