07 марта 2019
Поделиться
Николай Фешин — художник двух стран, чья судьба навеки была разделена континентами. «Бог живописи» -так его называют американцы, которые высоко ценят творчество Николая Ивановича. Живопись в начале ХХ века все еще была искусством аутсайдеров, так что наш соотечественник блистал в виртуозности исполнительного мастерства, отличался колоритом и самобытным характером.
Родился Николай Иванович в семье успешного владельца иконостасной мастерской. В раннем возрасте на его душу выпало непростое испытание – злосчастная болезнь принесла серьезный урон, сильно пошатнув здоровье ребенка – две недели он провел в коме. После перенесенного менингита мальчик стал более замкнутым. Игры с одногодками его мало интересовали, зато кипящая работа в мастерского отца занимала Николая. Спустя какое-то время он даже принимал участие в росписях.
Его детство прошло в разъездах по деревням вместе с отцом, который был в поисках заказов для создания иконостасов для церквей. Так, в детстве у Фешина сформировалось мировоззрение на всю оставшуюся жизнь -семья для него была всегда особенно важна. Именно благодаря отцу он получил художественное образование. Отец всегда был для художника авторитетом, он писал отца на протяжении всего творчества, даже после его смерти.
В 1895 году Николай заканчивает публичную школу и ему удается поступить в недавно открывшуюся (буквально в этом же году) казанскую художественную школу. Для него годы изучения основ рисунка стали непростыми, но такими важными с точки зрения становления характера. В это время в семье наступили нелегкие времена – дела отца пошли на убыль, существование было голодным.
Среди работ, написанных во время посещения художественной школы, картина «Беспризорник». Еще одна интересная работа этого периода, «Портрет отца», хоть и написана рукой неопытного художника, все же обращает на себя внимание схожестью с портретируемым.
Фешин Николай Иванович. «Беспризорник». Национальная художественная галерея, Казань. 1890-е
В 19 лет только начавший формироваться художник переезжает из провинциального родного города в Санкт-Петербург. Надежда многих студентов, попадающих в то время в Императорскую Академию Художеств – попасть в набитую битком мастерскую И.Е.Репина. Фешину посчастливилось получить разрешение мастера. Одна из первых картин, написанных под крылом великого художника, коим считал Фешин Репина, был «Выход из катакомб после моления». Исторический сюжет был типичен для Академии конца XIX века. Фешиным в эскизе была разработана удачная расстановка фигур – персонажи заключены в треугольник. В годы учебы художник подрабатывал росписью пригласительных билетов и афиш на различные балы. Его рисунки в стиле модерн, который в начале ХХ века набирал силу, отличаются удивительной утонченностью. Все, к чему он прикасался, чем занимался, было очень современным, в духе времени, но несло черты нестандартного своеобразия.
Фешин Николай Иванович. «Выход из катакомб после моления». Музей Академии художеств, Санкт-Петербург. 1903
Фешин Николай Иванович. Программа бала. Эскиз обложки. 1905
Разработка иллюстративного материала для журналов – еще один способ заработка, который был популярен среди студентов. Журналы «Шут», «Вольница», «Спрут» демонстрируют нам энергичный штрих художника, здесь уже видна его рука. Учитель Илья Ефимович колоссально повлиял на творческую реализацию Фешина. Их объединяет не только техника использования цвета, но внимание к внутреннему миру изображаемого, форма мазка, стилеобразующие элементы живописной системы. На склоне лет Репин назовет Фешина лучшим живописцем России.
Петербург хоть и был для художника поразительным и прелестным городом, но отнюдь не просился на полотно. Свободное от учебы время он проводит на родине, в Казани. Начинается череда портретов, часто он на его картинах можно узнать близких и знакомых ему людей («Портрет Алеши Теплова», 1904; «Портрет Г.А.Слобожанинова», 1904; «Портрет М.Т.Тепловой», 1906). В них появляется закрепощенность, непринуждённость и непосредственность.
Фешин Николай Иванович. «Портрет М.Т.Тепловой». Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары. 1906
По работам 1905-1907 годов можно проследить, что революционные события не оставляют его бесстрастным или апатичным, это можно заметить, если обратить внимание на такие работы, как «Расстрел» (1905), «Из окна. Случайная жертва» (1906). Некоторые работы не допускались до выставок, организаторам они казались опасными.
Репин оставляет Академию, это послужило толчком для формирования фешинской индивидуальности. Он много времени проводит в библиотеках, пытается познать секреты технологии живописи старых мастеров. Он отказался от готовых масляных холстов. Именно в это время он пришел к знаменитому фешинскому тянущему казеиновому грунту, дающий следствием матовость живописной поверхности. А в равной степени с кистями он стал пользоваться мастихином.
Глубокомысленный процесс поиска своей темы, который происходил у Николая Ивановича привел к занимательной жанровой сцене. Художник осознал, что ему интересно писать и крестьян из глухих деревень, и представителей урбанистической среды. В 1908 году Фешин пишет несколько работ, в которых уже сформировался стиль «того самого» Фешина – крупноформатное полотно «Черемисская свадьба» и этюд «Дама в лиловом».
Одной из самых распространенных тем того времени была демонстрация тяжелого труда и убогого быта крестьян. Но Николай Иванович решает преподнести иную сторону деревенской жизни – праздничный день, свадьбу. Он пишет не конкретного человека, а народ. Мы видим на картине отъезд невесты из родительского дома, а вокруг — толпа.
Если «Черемисская свадьба» — плод долгих размышлений, то портрет «Дама в лиловом» родился почти случайно. Внутренняя красота была передана через внешний образ портретируемой. После успеха работы, в новых им была достигнута иная, более полная степень артистической свободы.
Фешин Николай Иванович. «Черемисская свадьба». Частное собрание, США. 1908
Фешин Николай Иванович. «Дама в лиловом». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 1908
В работах Фешина отныне видим различные варианты построения композиции. Речь идет не только о портрете-постановке, где ищется характерная поза или жест; но и о костюмном портрете и даже портрете-стилизации. Его поиски приносят плоды – в затейливом повороте представлена Сапожникова, в расслабленной позе с соединенными кистями рук Лепилова, обозначен характерный жест руки Овсянникова, элементы позиционирования и непроизвольного расположения переплетаются. Взгляд портретируемых часто направлен в сторону, скорее, они витают в своих мыслях, словно, не обращая внимания на художника.
Фешин Николай Иванович. «Портрет Н.М.Сапожниковой». Национальная художественная галерея, Казань. 1915
В картине «Капустница» (1909) Фешин снова затрагивает не дающую ему покоя тему уклада жизни крестьян. Для него удивительным представлялась то, что однообразное занятие представляла из себя почти праздник. В итоговом варианте мы видим повествование о людях, корпеющих над капустой. Здесь нет первостепенных персонажей, зато есть шумящая толпа. Картину можно рассматривать долго, ведь в каждой ее части происходят разные действия, но вместе эта череда событий составляет органичное целое. Эта работа –очерк о характерах, удивительных костюмах, типичном быте – срез деревенской жизни, любезно созданный Николаем Ивановичем для потомков. «Капустница» дала Фешину право на заграничную поездку, дабы своими глазами изучить лучшие образцы мировой живописи. Объездив Австрию, Германию, Италию, он возвращается в Казань, где его ожидали в художественной школе. Отныне вся художественная жизнь Казани крутилась вокруг Николая Ивановича, а уровень знаний в школе был поднят на невиданную раннее высоту. Он преподавал в Казани 1,5 десятка лет, оставив после себя знаменитую фешинскую школу, которая подразумевала под собой блестящий рисунок, широту мазка, свободу фантазии.
Фешин Николай Иванович. «Капустница». Музей Академии художеств, Санкт-Петербург. 1909
Работая в это время в разных жанрах, он преследует одну цель – вникнуть в суть явления, характера, момента. Быстрый, уверенный мазок, который использует художник, эскизная манера письма не составляет ощущения незаконченности работы, скорее ощущение дыхания жизни.
Художник стал часто выставляться на Родине и за границей, в особенности, в Америке. Иной раз у него возникали проблемы с переводом, во время общения с галеристами, ему стала содействовать Александра Белькович. Отношения молодых людей из деловых превратились в романтические и спустя какое-то время они связали себя узами брака. Конечно, жизнь художника изменилась. У пары родилась дочь, с появлением которой у художника возник новоявленный виток в творчестве.
В1914 году художник занят портретированием Вари Адоратской, девочки, чей мир – безмятежный и добродушный. Девочка расположилось с игрушками на столе, где ей не место, но она главная в своем мире и ей можно находиться именно там, где ей удобнее. Историки искусства часто сравнивают этот портрет с «Девочкой с персиками» Серова.
Фешин Николай Иванович. «Портрет Вари Адоратской». Национальная художественная галерея, Казань. 1914
Фешин выделялся трудоспособностью, он поражает обилием созданных полотен, несмотря на загруженность в школе и вечера, проведенные в семейном кругу. Неизменно Фешин был статичен в выбранной теме, занимался исследованием души и красоты человека. В 1916 году художник был удостоен звания Академика живописи. Признание заслуг провинциального художника налицо. Он, как и раньше, упоенно работает, не обращая внимания на то, что происходит в мире.
Война оборвала связи с Европой, оставила художников без возможности выставлять и продавать свои картины. События в стране в это время никак не влияли на выбор тем, художник все еще самозабвенно пишет девушек, детей, пейзажи и натюрморты. Работа идет все тяжелее. С помощью учеников художник получает заказы и пишет портреты композиторов и политических вождей по фото и в кратчайшие сроки. Художник писал и Карла Маркса (1918), и Ленина, и наркома просвещения Луначарского. Художник умел придумать атмосферу, интерьер.
Фешин Николай Иванович. «Портрет В.И. Ленина». 1918
Картина «Бойня» была написана художником за несколько лет до отъезда. Мрачная по сюжету, но какая-то «ужасно русская» скажет Бурлюк. В ней есть то, что мы встретим на русских просторах – корова-кормилица, мужик с топором и повальное опьянение кровью. Художник передал падение идеалов, высоких традиций – каждый художник эмоционально отреагировал на события 1918 года.
В России зверствуют голод и болезни, родители художника умирают от тифа, Николай Иванович тяжело переживает утрату. В эти годы он пишет 2 совершенно разных автопортрета. Широко открытыми глазами молодой Фешин вглядывается в окружающий мир, а на рисунке — суровое лицо с колючим взглядом. Две кардинально противоположные работы были созданы с разницей в один год.
Фешин Николай Иванович. «Автопортрет». Национальная художественная галерея, Казань. 1920
Фешин Николай Иванович. «Автопортрет». Частная коллекция. 1921
Положение дел в стране ухудшается с каждым днем, Фешину приходится выполнять нетипичную для себя работу – расписывать табакерки. Потихоньку в его голове стала формироваться мысль об эмиграции. Летом 1923 году художник с семьей уезжает туда, где его понимали, ждали и любили – в Америку.
Фешин Николай Иванович. «Миссис Фешина с дочерью». Частная коллекция. 1922
«Портрет негритянки» — один из первых портретов в новой стране. Мир художника перевернулся с ног на голову, что не могло не отразиться на его живописной манере – и если композиция не нова, то цветовая гамма кардинально разниться. Жизнь Фешина потихоньку выходит на прежнюю колею. В Америке было много почитателей его таланта, поэтому художнику было предложено вести занятия для иностранцев. Эти классы пользовались небывалым успехом и, несмотря на незнание английского языка, универсальным языком оказалась живопись.
Фешин Николай Иванович. «Портрет Д.Д.Бурлюка». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 1924
Переехав в новую страну, в первое время, не имея знакомых моделей, художник пишет жену и дочь, которые так охотно ему позировали. Жена и дочь на долгие годы стали персонажами его картин: он ловит переливы настроений и тени желаний на лицах, фиксирует течение времени. Художник показывает все этапы взросления дочери, начиная от младенчества, создавая бесконечное количество шедевров в разных вариациях. Спустя несколько месяцев Фешину удалось встретиться с Давидом Бурлюком, которого получилось уговорить на позирование. Как следствие этих встреч были портреты не только Давида Давидовича, но и его супруги.
Громкий фурор и награду на выставке принес портрет человека, вдохновенно захваченного своей работой – гравера У.Уоттса. О художнике пошла молва, появились жаждущие обзавестись своим портретом кисти Фешина. Среди них были: театральный режиссер Николай Евреинов, певица Евфалия Хатаева, балерина Ариадна Микешена, балерины Вера Фокина и многие другие. Писать других иногда его утомляло, поэтому он находил утешение в портретах жены и дочери. В их портретах поэтический талант мастера раскрывается исключительно выразительно. На картине «Лето» (1924) раскрыт незамысловатый сюжет с двумя действующими лицами. Свет на картине переливается и сотрясается.
Фешин Николай Иванович. «Лето». Частная коллекция. 1924
Время жизни в мегаполисе был напряженным, что отрицательно сказалось на здоровье. Пришлось искать новое место, им оказался Таос. Новый виток в творчестве обособлен появлением на картинах колоритный местных жителей. Он в Таосе нашел то, что потерял, уехав из России. Художник снова был с людьми, работающими на земле и живущими ее плодами. В этих образах нет болезненного надрыва, нет безнадёжной тоски от убогой жизни. Дикость индейцев органична и естественна. Их портреты эффектны, техника виртуозна, свободное обращение с цветом и живописной фактурой создает впечатления легкости создания полотен.
Природа Нью-Мехико настолько прекрасна, что не писать ее невозможно. Контрасты яркого солнца и приглушенных красок пустыни, мягкие формы глиняной архитектуры, сверкающие брызги ручьев и рек – ничто не проходило мимо взгляда художника.
Фешин Николай Иванович. «Маленький ковбой». 1940
Когда-то в детстве художник любил писать лошадей, в Таосе он вспоминает об этом и делает многочисленные этюды лошадей и осликов. 7 лет в Таосе оказались одним из выдающихся периодов в творческой жизни художника, здесь художник проявил себя во всех областях.
Очередной удар судьбы – развод. Фешин в Таосе многое нашел и здесь же он все потерял. Отец и дочь уезжают в Нью-Йорк. Картины стали продаваться плохо, здоровье пошатнулось, но художник настойчиво продолжал работать. Трудный период закончился после переезда в Лос-Анджелес. Финансоое положение наладилось.
Фешин Николай Иванович. «Девочка из Таоса с подсолнухами». Частная коллекция. 1930
С середины 1930-х годов он много путешествует, например, он 6 месяцев провел в Мексике, где много фотографировал. Фешин-фотограф – это отдельная глава в творчестве художника. Через два года он отправляется по странам дальнего востока (Бали, Япония). По приезде он снова пишет заказные портреты генералов, бизнесменов, дам из общества. Нередко он воспроизводил таосские мотивы.
В это же время он продолжает создавать свои великолепные штудии и рисуночные портреты. Наряду с рисунками натурщиков и натурщиц, в которых находили продолжение развитие технических приемов русского периода, все чаще появляются листы, где Фешин общий этюд фигуры совмещает с этюдами деталей, взятых крупным планом. Здесь возникает прямая ассоциация с мастерами Высокого Возрождения, для которых такой метод этюдной работы был достаточно характерен.
Фешин Николай Иванович. «Женская голова». Частная коллекция, Москва. 1938
Старый, одинокой и больной Александр Иванович Фешин умер в своем домике в Санта Монике однажды заснув и не проснувшись утром 5 октября 1954 года.
Фешин недостаточно знаменит в России, хотя его картины хранятся в Государственной Третьяковской галерее («Натурщица», 1913; «Портрет П.П.Бенькова», 1923), в Государственном Русском музее («Портрет М.Г.Медведковой», 1912; «Портрет молодой женщины», 1916), во многих провинциальных музеях России, в частных коллекциях по всему миру. Самое большое собрание работ (на территории России) находится в Музее изобразительных искусств Татарстана в г.Казань.
Искусствовед Фомирякова Анна
Черемисская свадьба (Увоз молодушки)
«Черемисская свадьба» – картина, которой Фешин заявил о своем стиле в полную силу. Здесь раскрыты два любимых сюжета художника в его русский период: образ человека и многофигурная композиция. Лето 1908 года Фешин провел в черемисской деревне Липша, там и возникла задумка изобразить кульминацию свадебного обычая черемиссов – увоз невесты. К тому времени этот обычай проводился в большинстве случаев полюбовно, а не был реальным похищением девушки. Обсудив технические стороны типа размера калыма и приданного, назначали день свадьбы. «Кортеж» жениха по пути к невесте объезжал всех родственников молодого. При этом, конечно, пили, плясали, пели песни и веселились. У дома невесты останавливались, далее следовала целая череда обрядов, в итоге сваты выводили девушку (как правило, лицо ее при этом было закрыто платком) и передавали жениху. После этого процессия уже с невестой возвращалась во двор жениха, и продолжалось празднование. На таких гуляньях люди удивительно преображались – самые угрюмые и тоскливые начинали хохотать, веселиться от души, словно в компенсацию за тяжелую, наполненную нуждой и бесконечным трудом жизнь. Фешин задумал показать это массовое действо, в котором словно исчезает отдельный человек и остается единое, первозданное естество, буйное, заражающее своим весельем и страшное в своей удали. И действительно, хоть каждое лицо на картине обладает индивидуальными характеристиками, они сливаются в единое живописное целое. Лицо невесты закрыто платком, в руках у нее икона, ее подводят к повозке, жених уже сидит на козлах и готов к «похищению». Особенность народных картин Фешина (, , ) в том, что в них нельзя вычленить основных и второстепенных персонажей. Здесь важны все: и провожающие, и похищающие, и любопытствующие. Действие разворачивается в трехмерном пространстве, объемные фигуры загораживают друг друга, причем иногда дальние перекрывают ближних, и возникает ощущение, что количество участвующих в действии близится к бесконечности. Яркие красочные пятна, теснота и монолитность расположения персонажей и отказ от воздушной перспективы – в результате в какой-то момент кажется, что перед нами не люди изображены, а красочный, узорный ковер.
Желтое платье невесты и огненный платок свахи рядом с ней – яркие цветовые аккорды, на фоне темных одежд окружающих особо заметные. Но это не центральный образ картины, композиция децентрализована, и вообще, Фешин жонглирует композиционными стандартами, как хочет, это скорее цветовые магниты, в первую очередь притягивающие взгляд зрителя. Карина делится на блоки именно по цвету. Помимо центральной композиции невеста-сваха, бросаются в глаза обрезанная боковой рамой справа черемиска в белом с ребенком на руках, обернувшийся ребенок на переднем плане, мужик, ведущий лошадь. Мужик властно притягивает к себе взгляд, диагональ повязанного через его плечо белого полотенца нарушает вертикальный ритм светлых пятен и акцентирует мотив движения: часть его руки срезана холстом, следующим шагом он выведет лошадь за холст.
Возвращаясь к контрастам – цветовыми дело не ограничивается. Яркий праздник и серый, тоскливый пейзаж, недвусмысленно сообщающий об убогом уровне жизни, подчеркнуто некрасивые лица и при этом необузданная, первозданная красота происходящего, сплав разудалого веселья и мрачной, почти отчаянной решимости, заметной в отдельных персонажах, сплав радости и горя. Эти люди заставляют улыбаться и одновременно пугают.
Фешин представил «Черемисскую свадьбу» на Весенней академической выставке, она была принята восторженно, удостоена премии в тысячу рублей и отправлена на выставку в Мюнхен вместе с «Дамой в лиловом». Но если вторая картина в Мюнхене получила Золотую медаль, то «Свадьбу» немцы настороженно обходили. Художественный критик Евсеев сетовал, что Фешин прислал громадную карикатуру, где «урод урода погоняет», и стыдно становится за русскую действительность, когда смотришь на это полотно: «И так мы не в особом авантаже обитаемся за границей, а тут еще срамят на интернациональной выставке при всем честном народе». Однако ж отметим, что в 2011 году на аукционе Sotheby’s «Черемисская свадьба», не испугав «честной народ», была продана частному коллекционеру за 3,3 миллиона долларов.
Автор: Алена Эсаулова
Картина “Сватовство майора” Павла Федотова: описание, история, жанр :
К середине 19-го века почитателям живописи стали надоедать заезженные темы, раскрывающие жизнь элиты общества и показывающие почти идеальных внешне людей.
Именно в это время стали появляться уникальные на то время картины Федотова Павла Андреевича с незамысловатыми сюжетами обыденной жизни русского человека. Художнику удавалось раскрывать как достоинства, так и недостатки подобной жизни.
Одним из самых известных художников стал Федотов. “Сватовство майора” – картина, которая, пожалуй, и принесла ему популярность и признание. Написана она была в 1848 году. Благодаря этой картине художнику было присвоено звание академика. Это было неудивительно, ведь автору удалось изобразить множество характеров на одном полотне.
Сюжет картины
Картина “Сватовство майора” показывает зрителю заключительные этапы подготовки купеческой семьи к визиту жениха. Сцена, которая разворачивается на полотне, повествует, как обнищавший майор знатного рода сватает наследницу богатого, но нетитулованного купца.
Описание картины “Сватовство майора” было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Известно, что Федотов делал наброски продолжения картины, где молодожены приезжают в отцовский дом. По неизвестной причине картина так и осталась незавершенной.
Невеста
В центре полотна – молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться.
Автор растолковывал намерение невесты скрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, потому что по ее внешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает быть увиденной и осыпанной комплиментами.
Понятно, что девушку воспитывали, учили и наряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгоду семье. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае? Вопрос спорный. С одной стороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуация открывает ей большие перспективы в жизни.
Купчиха
Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно, и удерживает ее от псевдо-побега. Что можно сказать про этого персонажа? На ее лице читаются властность и расчетливость. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляет поступать остальных с максимальной выгодой для семьи. Возможно, именно она является настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.
Мать семейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели как любовный порыв.
Купец
Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.
Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.
Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор – будущий жених.
Майор
Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус.
По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет.
Для всех участников происходящие события – всего лишь негласный договор, выгодная сделка.
https://www.youtube.com/watch?v=WX2yo8xFiVk
Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты – звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени. Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное.
Остальные персонажи
Знаменитая картина “Сватовство майора” выглядела бы неполноценной без дополнительных персонажей. Так, в противоположном углу обосновались глухая старушка-приживалка, которая расспрашивает у помощника купца о происходящих событиях, и повариха, хлопотавшая у обеденного стола. Без этих, казалось бы, второстепенных героев картина потеряла бы весь смысл и выглядела бы неполной.
Троица дополняет сюжет в купеческом доме, да и еще при таком важном событии обязательно должны были присутствовать приближенные и прислуга, как и другие домочадцы.
Вся картина “Сватовство майора” пронизана легким, но незлобным сарказмом и иронией. Примечательно, что сам художник вполне положительно относится к своим персонажам, как и к реальным людям, оказавшимся в такой же ситуации. Они не виноваты в повсеместном падении морали российского общества и законах, действующих в народе, где материальные ценности превозносятся над человеческой свободой.
Ведь так, если подумать, никто из них не совершает ничего аморального. Как можно винить купца за то, что он не родился в знатной семье, а сейчас за счет майора хочет подняться по социальной лестнице? Невеста выходит замуж не по любви, но по расчету. Но за такую жертву она и ее будущие дети станут дворянами.
Что касается самого майора, то тут и придраться не к чему. Женитьба из-за денег была повседневным явлением в то время, которое никого не удивляло. И все получали то, что хотели, становились счастливыми.
Поэтому и смеяться над ними со злобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.
Как создавалась картина
История картины “Сватовство майора” тоже интересная. Павел Андреевич Федотов в поисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничего подходящего так и не обнаружил.
А вот идеальное место он углядел в одном из трактиров. Что касается колоритных персонажей, то и тут художник потратил несколько недель на их поиск. Майор, например, был срисован с одного знакомого художника.
Жанр картины “Сватовство майора” можно отнести к иронической комедии. Автору удалось передать настрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнего общества.
Можно сказать, что всю иронию и несовершенство нравов той эпохи как раз и сумел передать Федотов. “Сватовство майора” – картина, получившая высокую оценку критиков, она была положительно встречена современниками. Про нее писали в газетах. И отныне указывали на браки по расчету как на какое-то позорное явление своего времени.
В настоящий момент картина “Сватовство майора” находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.