Сравнительный анализ картин Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и картины Рафаэля Санти «Мадонна Конестабиле»


Школа Леонардо да ВинчиМадонна с веретеном
. ок. 1501Madonna dei FusiХолст, масло. 50,2 × 36,4 смЧастная коллекция, Нью-Йорк

К:Картины 1501 года «Мадонна с веретеном»
(итал. Madonna dei Fusi) — утерянная картина Леонардо да Винчи, написанная около 1501 года по заказу Флоримунда Роберте, секретаря короля Франции Людовика XII. Известно, по крайней мере, три копии, из которых две относят кисти да Винчи или его школе: одна около 1501 года, как и оригинал, другая около 1510 года.

Копия Бакклю

Копия 1501 года (владельцы, как водится, настаивают на том, что это оригинал[1]), находится в Великобритании во владении герцога Бакклю. В 2003 году картина была украдена из родового замка герцога двумя грабителями, притворившимися туристами. Когда они выносили картину через окно, то успокоили двух настоящих новозеландских туристов: «Не беспокойтесь, милые, мы — из полиции. Это просто учение»[2]. Картина была найдена в Глазго и возвращена в октябре 2007 года. В настоящее время она находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля: почему картина — шедевр Возрождения

Рафаэль, картины которого считаются воплощением духа Ренессанса и стоят в одном ряду с творениями Микеланджело и Леонардо, отличался тонкой натурой, умением красками, тонами и деталями передать состояние души.

Его творения отличает реалистичная эмоциональность и одухотворенность. Среди десятков полотен Рафаэля, которые вошли в мировую сокровищницу живописи, ученые и обыватели выделяют один шедевр — «Сикстинскую Мадонну».

«Сикстинская Мадонна» (оригинал полотна выставлен в Дрезденской галерее) не один век привлекает не только своей красотой, но и неканоничностью изображения Богоматери, мастерством передачи линий и форм, что заставляет зрителей неустанно вглядываться в печальные глаза Марии. Как удалось художнику создать такой реалистичный и вместе с тем божественный образ Матери? Как удалось передать знание горькой судьбы малютки-сына и понимание его высокого предназначения?

Картина «Сикстинская Мадонна» воплотила философию и эстетические приоритеты эпохи Возрождения. Она была создана живописцем по заказу папы Юлия II для украшения монастыря святого Сикста в Пьяченце — городке, расположенном в шестидесяти километрах от Милана. Во времена папы Юлия II он стал частью Папской области.

Предлагаем разобраться в особенностях этого полотна и определить те художественные факторы, которые возвели эту картину в ранг мировых шедевров:

Богоматерь или крестьянка?

Известно, что эпоха Ренессанса вырастала на античном грунте. Художники XV–XVI вв. совершенствовали классические приемы изображения человека. Главный принцип античного искусства — следование природе, то есть изображение красоты и совершенства тела человека. Для этого изучали анатомию и геометрию. Эти знания помогали разработать четкую композицию живописного полотна.

Этим принципам следовал Рафаэль. «Сикстинская Мадонна» создана по библейским мотивам. Однако живописец отступает от церковных канонов в изображении главной героини сюжета — Богоматери. Его Мадонна лишена святости: она боса, укрыта простым покрывалом, ее мягкий взгляд обращен к младенцу и зрителю одновременно. Ни в ее одеянии, ни в позе нет атрибутов высокого происхождения. Женщина держит сына так, как это делали крестьянки.

Почтение, с которым обращаются к ней иные герои полотна, говорит об их преклонении перед материнством, уважении, которое они испытывают перед матерью и младенцем.

Фото: dresdenart.ru (скрин с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна»)

Динамика композиции

На картине Рафаэль изобразил Богоматерь в окружении святых Сикста и Варвары. Они «застигнуты» в момент беседы с Марией. Сикст указывает ей путь, а Варвара вглядывается в него. Сама же Мадонна смотрит на зрителя. Таким образом Рафаэль добился его включенности в композицию полотна. Кажется, что героиня всматривается в тех, кто находится по ту сторону изображения.

Это особый психологический прием, который до Рафаэля никто из художников не использовал. Таким образом автору удалось установить духовный контакт между Мадонной и человечеством.

Фото: hermitagemuseum.org (скрин с картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом»)

Почему Мария изображена в полный рост?

Картины Рафаэля, на которых был запечатлен образ Богоматери, созданные до «Сикстинской Мадонны» («Коронование Девы Марии», «Мадонна де Фолиньо», «Мадонна с щеглом», «Мадонна Альдобрандини», «Мадонна с младенцем», «Мадонна на лугу»), представляли героиню сидящей. Ее взор был обращен на ребенка.

Иное расположение представляет «Сикстинская Мадонна». Рафаэль изобразил Богоматерь в полный рост. Это было необходимо для того, чтобы наполнить картину движением, придать образам динамичности и живости, показать их жизненность и реалистичность.

Богородица ступает по облаку и сходит к зрителю. Причем идет легко, потому что ее ноги не утопают в снежной пене облака, тогда как ноги Варвары и Сикста погружены в нее. Это свидетельствует о решимости, сильной воле и самообладании героини. Она осознает, какая судьба ждет сына, но не оспаривает ее. В этом величие духа Богоматери: она сознательно жертвует сыном для спасения человечества, преодолевает эгоизм материнской любви ради вселенской.

Ссылки

  • Приписываемое Леонардо Крещение Христа • Мадонна Дрейфуса • Свадебный портрет • Прекрасная Ферроньера • Мадонна Литта • Спаситель мира • Вакх • Айзелуортская Мона Лиза
    Утраченные работы Голова Медузы • Конь Леонардо • Мадонна с веретеном • Леда и лебедь • Битва при Ангиари
    Кодексы Кодекс Арундела[en] • Атлантический кодекс • Кодекс Ашбернхема[de] • Виндзорские рукописи[de] • Кодекс Гюйгенса[it] • Лестерский кодекс • Мадридский кодекс[en] • Кодекс о полёте птиц • Кодекс Тривульцио • Кодекс Урбинас[en] • Кодекс Фостера[de] • Об игре в шахматы • Французские манускрипты[de] • Витрувианский человек
    Изобретения Робот Леонардо • Танк Леонардо • Колесцовый пистолет • Пулемёт
    Прочее Жизнь Леонардо да Винчи (мини-сериал) • Код да Винчи (роман) • Код да Винчи (фильм) • Демоны Да Винчи

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ольга-В

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла.

Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с узкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван — верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка, изменила своё решение и отложила этот нелегкий момент.

Картина поступила в 1865 г. из миланского собрания герцога Антонио Литта, с именем которого связано ее название. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

До поступления в Эрмитаж в 1865 году «Мадонна Литта» находилась в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане, отсюда и происходит ее название. Сохранность картины была такой плохой, что ее сразу пришлось переложить с дерева на холст. Эта уникальная технология, которая позволила спасти полотно, была придумана эрмитажным столяром Сидоровым, за что он получил серебряную медаль.

Вокруг одного из прекраснейших живописных изображений Богоматери с Младенцем не утихают споры. Подвергается сомнению авторство Леонардо, и хотя в его бумагах имеются эскизы к картине, некоторые считают ее плодом работы учеников маэстро (по крайней мере того, что касается одежды и интерьера; все же мало найдется людей, которые бы отвергали, что лицо Богоматери принадлежит кисти Леонардо). Доподлинно неизвестна и дата ее создания. Хотя картину принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи, но существуют и более поздние датировки, ко времени, когда Леонардо жил в Риме – на этот счет имеются свою гипотезы. Одну из них стоит рассказать.

Не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О. Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме. Это место известно из древних источников как «госпожа катакомб», потому что там захоронено 7 первых римских пап, в том числе священномученик папа Марцеллин и его преемник папа Марцелл. По новейшим археологическим данным оно датируется II веком нашей эры.

Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя.

Катакомбы, случайно открытые в конце 15 века, стали излюбленным местом прогулок художников и мыслителей, живших в Риме. Леонардо приехал в Вечный город в 1513 году и прожил в нем три года. Безусловно, он, интересующийся всем, тем более всем необычным, просто не мог не спуститься в катакомбы, где увидел древнюю фреску, которая настолько его впечатлила, что он повторил ее в своей картине. То есть создание «Мадонны Литта» следует отнести ко времени между 1513 и 1517 годами. Впрочем, в этой гипотезе интересна не новая датировка, а сама возможность того духовного импульса, который передался от безвестного живописца II века к гению Возрождения.

Источник

Серия сообщений «*история одной картины»:
Часть 1 — История одной картины. «Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк Часть 2 — История одной картины. «Венера, утешающая Амура» Ф.Буше … Часть 14 — История одной картины. «Сватовство майора» П.Федотов Часть 15 — История одной картины. «Большая одалиска» Жан Огюст Доминик Энгр Часть 16 — История одной картины. «Мадонна с младенцем» (Мадонна Литта) Леонардо да Винчи Часть 17 — Картины с неточностями. Часть 18 — Загадочная история одной картины.

Отрывок, характеризующий Мадонна с веретеном

– Да, славные, славные ребята, – подтвердил граф, всегда разрешавший запутанные для него вопросы тем, что всё находил славным. – Вот подите, захотел в гусары! Да вот что вы хотите, ma chere! – Какое милое существо ваша меньшая, – сказала гостья. – Порох! – Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла! И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить. – Не рано ли? Говорят, вредно для голоса учиться в эту пору. – О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж? – Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго. – Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь. Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно. Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость. – Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья. – Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере. Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.

Описание «Мадонны Литты»

Приступим к детальному описанию бессмертного полотна да Винчи.

Фоновый горный пейзаж выполнен в голубых тонах, что роднит «Мадонну» с другой картиной Леонардо «Тайная вечеря». Свет на фигуру Христа и на его апостолов также падает слева, как и на Богоматерь с младенцем. Несмотря на то, что за основу взят библейский мотив, образы Богоматери и младенца очеловечены и не лишены эмоций.

В лице Мадонны читается нежность, трепет и радость, с которыми она смотрит на своего Божественного сына. Здесь показана её материнская человеческая сторона. Внимательный и пристальный взгляд ребенка серьезен не по годам, он направлен прямо на зрителя. От этого создается впечатление присутствия и приближенности героев к зрителю. Младенец словно устанавливает контакт и приглашает в свой мир.

Черты лица Богоматери выполнены в традиционном стиле да Винчи: овальный тип лица с высоким лбом, нос немного удлинен и, конечно, присутствует коронная «леонардовская» улыбка – еле уловимая и загадочная.

Описание[править | править код]

Над сложным многообразием одеяния, которое цветовой гаммой сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане, возвышается благородно поднятая глава Марии. Никакое чувство не проникает наружу, нарушая совершенные черты лица, только небольшое подобие улыбки играет на губах. Слегка затуманен будто нежным дымчатым покрывалом её лик — доведенное Леонардо до совершенства в поздние годы творчества сфумато создаёт впечатление отдаления и отрешённости.

В противоположность спокойной Мадонне, младенец Иисус изображен в энергичном движении. Он буквально дрожит от возбуждения, пытаясь схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его мать. Правой ногой Иисус упирается в подушку, левая поднята от напряжения в воздух, в то время как он, наклонясь всем телом вперед, поднял неуклюжие детские ручонки, словно пытаясь поймать бабочку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: