Для какого художника Левитан стал кумиром? Николай Крымов


Начало творчества

Крымова называют классиком советского искусства, продолжателем жанра реалистичного пейзажа и преемником выдающихся русских живописцев В. Поленова, И. Левитана, К. Коровина, В. Серова. Валентин Серов и Константин Коровин, к тому же, были одними из его педагогов. Художник Коровин называл имя Крымова среди лучших учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где Константина Алексеевича преподавал с 1901 года.
Однако, первые уроки рисования Николаю дал его собственный отец — художник Крымов Петр Алексеевич. Петр Алексеевич и его жены Мария Егоровна были родителями 12 детей. Большая творческая и дружная семья проживала в тесном доме вблизи знаменитых московских Патриарших прудов. По пути отца пошли два сына — Василий и Николай тоже стали художниками.

Николай сначала закончил реальное училище. Затем начал готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сокращенно МУЖВЗ), которое окончил отец. Петр Алексеевич основательно занимался подготовкой сына и Николай буквально прорвался в училище в 1904 году, выдержав огромный конкурс. В царской России это учебное заведение было одним из ведущих в художественной сфере страны. С 1904 по 1907 год Николай получал архитектурное образование, а затем перешел в класс пейзажной живописи. Закончил учебу в 1911 году.

Зима и лето

С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали загород или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.

художник крымов зимний вечер

Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.

Первые успехи и этапы развития

Уже в 1906 году его картина «Крыши под снегом» оказалась настолько хороша, что её приобрел Васнецов Аполлинарий Михайлович, педагог училища. Ещё через год по предложению Валентина Серова, который был тогда членом попечительского совета Третьяковской галереи, произведение талантливого ученика поступило в коллекцию музея. Ко времени окончания МУЖВЗ в 1911 году, Николай Крымов уже был известным живописцем.

Творчество выдающегося пейзажиста искусствоведы условно делят на такие промежутки:

Заметный след в его творчестве принадлежит «звенигородскому периоду». Каждое лето с 1920 по 1927 год Крымов отправлялся в подмосковный Звенигород. Окрестности города были связаны с Исааком Левитаном, которого Николай Петрович считал своим самым любимым художником и даже учителем, хотя непосредственно у него он не учился. Крымов увлеченно писал здесь природу и картины, посвященные теме русской деревни.

Личная жизнь

Дмитрий Анатольевич женат, имеет сына. Супруга Инна по образованию социальный психолог, но в последнее время оказывает большую помощь мужу в его режиссерской деятельности. В 2007 году Крымов был удостоен премии «Хрустальная Турандот», а два года спустя получил звание «Человек года» по версии российской Федерации еврейских общин.

Он уже давно не празднует день рождения и спокойно относится к круглым датам. Вместо пышных торжеств Дмитрий Анатольевич каждый год посещает могилы родителей, которые подарили ему жизнь и так много дали для реализации своего таланта.

Выставки Николая Крымова

Николай Петрович Крымов демонстрировал работы на всевозможных выставках различных художественных объединений начала 1900-х годов, таких как «Голубая роза», «Маковец», «Венок», «Союз русских художников».

Премьера индивидуальных выставок Крымова произошла не где-нибудь, а в Третьяковской галерее в 1922 году. Многие картины для экспозиции предоставили из своих собраний несколько десятков коллекционеров. Работы признанного мастера активно расходились по собирателям живописи ещё при его жизни. В 1954 году состоялась его следующая успешная персональная выставка. На этот раз в Академии художеств СССР.

После смерти Крымова выставки его творений проводили: в 1967 году в Академии художеств СССР, в 1984-м в Центральном доме художника. В октябре 2009 года к 125-летию живописца выставка его произведений из частных собраний прошла в московской галерее «Наши художники», а в июле 2014 года в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко, приуроченная к 130-летию Николая Крымова.

Система тона

В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и накрахмаленной рубашки. Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.

Разносторонняя деятельность Николая Крымова

Деятельность Николая Крымова не ограничивалась пейзажной живописью. Он создавал театральные костюмы и декорировал спектакли. Ему даже довелось работать при Московском городском совете в Комиссии по охране памятников искусства и старины. Николай Петрович обладал талантом ещё и педагога: около 10 лет, с 1919 года, был преподавателем в Пречистенском институте, Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), Московском областном художественном училище памяти восстания 1905 года.

В колледже им. восстания 1905 года

Недостижимая гармония

С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. Клод Лоррен и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.

крымов художник пейзажист

Николай Крымов — художник, никогда не повторявший слепо за учителями или признанными гениями прошлого. Классическую манеру Пуссена и Лоррена он соединял в своих работах с примитивизмом, как в картине «Рассвет», и позже с собственной теорией тона. Со временем он отошел от написания пейзажей только с натуры. Николай Петрович стал дополнять увиденное в реальности фантазией, воспроизводя сюжеты по памяти и создавая ту самую гармонию, мечта о которой преследовала большинство мастеров начала прошлого века.

Теория «общего тона» Николая Крымова

Будучи теоретиком искусства, Крымов выработал так называемую «теорию общего тона». Он считал, что в живописном полотне важную роль играет верно выбранный основной тон. Он подчиняет себе и наполняет светом цвета, создает общий колорит картины. Цвет — показатель освещенности предмета. Для определения точной степени освещенности Крымов предлагал использовать огонь горящей спички или свечки на фоне изображаемого объекта. Николай Петрович говорил, что один и тот же белый дом в полдень и на закате — это тонально и в цвете два разных пятна.

LiveInternetLiveInternet

Понедельник, 09 Января 2020 г. 18:37 + в цитатник В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог. Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина.

Крымов Николай Петрович (1884-1958)

Мартовский мороз. 1900-еКартон, масло. 32 x 24 см

Крыши по снегом. 1906

Сосны. 1907Холст, масло. 80 x 80 смЧастное собрание

Сосны и скалы. 1907Холст, масло. 69 x 106 см

Солнечный день. 1906Холст, масло. 27 x 49 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва

К весне. 1907Холст, масло. 52 x 71 см

Крымов Н. П. - После весеннего дождя, 1908.jpg

Лунная ночь. 1910-еБумага, тушь, гуашь. 13 x 20 смЧастное собрание

Розовая зима. 1912Холст, масло. 55 x 66 смСмоленский государственный музей-заповедник

Утро. 1910Холст, масло. 58 x 71 см

Полдень. 1910-еХолст, маслоВологодская областная картинная галерея

Пейзаж с грозой. 1908Холст, масло. 67 x 99 см

Площадь. 1908Холст, масло. 47 x 88 см

Деревня летом. 1921Картон, масло. 36 x 49 см

Вечер. Около 1920Холст, масло. 30 x 42 см

Пейзаж с рекой. 1923Холст, масло. 39 x 50 см

Пейзаж с деревьями. 1923Бумага на фанере, масло. 16 x 22 см

На краю деревни. 1924Холст, масло. 53 x 70 см

Зимой в провинции. 1933Холст, масло. 43 x 74 см

К вечеру. 1926Холст, масло. 37 x 46 смЧастное собрание

Сарай. 1926Картон, масло. 22 x 29 см

Речка. 1926Картон, масло. 27 x 35 см

Вечер в деревне. 1927Холст, маслоТаганрогский художественный музей

Домик в Тарусе. 1930Холст, масло. 36 x 54 см

Мельница в ТарусеХолст, масло. 70 x 103 см

Цветы в крашеном ящике. 1948Холст, масло. 58 x 71 смЧастное собрание

Под Звенигородом. 1948Холст, масло. 55 x 102 см

Пейзаж. 1950-еХолст, масло. 50 x 70 см

Улица в Тарусе. 1952Холст, масло. 80 x 98 см

Таруса. Сарай. 1954Холст, масло. 29 x 49 смЧастное собрание

Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток.

Крымов Николай Петрович (1884-1958)

Рубрики:живопись/Русские художники

Метки:
крымов живопись пейзаж русский художник

Процитировано 4 раз Понравилось: 12 пользователям

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • 12
    Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось12
0

Проблемы со здоровьем и творчество

Примерно с 1935 года у Крымова начала проявляться болезнь, которая ограничила его в движениях. Поэтому он писал московские виды, которые открывались из его квартиры на четвертом этажа дома в районе Пречистенки. Все годы Великой Отечественной войны Николай Петрович провел в Москве. Его здоровье заметно ухудшилось, он едва ходил.

Летом 1945 года Николай Крымов отправился в Тарусу, которую любил и регулярно приезжал для работы и отдыха начиная с 1928 года. На балконе оборудовали мастерскую и он писал уютные домики с садами, улицы, уходящие к Оке — то, что мог видеть с высоты своей неказистой мастерской.

Николай Петрович Крымов ушел из жизни 6 мая 1958 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Николай Крымов

«Работаю с натуры каждый день»

Критик Владимир Стасов, недолюбливавший картины Василия Поленова, считал, что у того сам «склад души – нерусский» и лучше бы Поленову не возвращаться в Москву, а поселиться где-нибудь в Париже или Берлине. На самом деле лучшие и наиболее известные картины Поленова («Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад») – это именно русские виды, пейзажи, написанные в старой Москве и в собственном имении на Оке.

В Крыму, в Ялте, Василий Поленов впервые оказался в 1887 году. Годом ранее здесь побывал его ученик Левитан, и Поленов, увидев Крым своими глазами, пришёл к выводу, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан».

Ялта понравилась Поленову с первого взгляда. Город напоминал «не то Неаполь, не то Смирну, не то Бейрут». Приехав в Крым в том числе и для того, чтобы поправить здоровье, Поленов вполне достиг своей цели. «Юг действует на меня недурно. Теперь я работаю с натуры каждый день и не устаю. Даже как будто отдыхаю во время работы», – писал художник. И сегодня крымские этюды Поленова составляют гордость российских музеев.

Все новости Крыма в одном Telegram-канале

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: