Начало творчества
Крымова называют классиком советского искусства, продолжателем жанра реалистичного пейзажа и преемником выдающихся русских живописцев В. Поленова, И. Левитана, К. Коровина, В. Серова. Валентин Серов и Константин Коровин, к тому же, были одними из его педагогов. Художник Коровин называл имя Крымова среди лучших учеников Училища живописи, ваяния и зодчества, где Константина Алексеевича преподавал с 1901 года.
Однако, первые уроки рисования Николаю дал его собственный отец — художник Крымов Петр Алексеевич. Петр Алексеевич и его жены Мария Егоровна были родителями 12 детей. Большая творческая и дружная семья проживала в тесном доме вблизи знаменитых московских Патриарших прудов. По пути отца пошли два сына — Василий и Николай тоже стали художниками.
Николай сначала закончил реальное училище. Затем начал готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сокращенно МУЖВЗ), которое окончил отец. Петр Алексеевич основательно занимался подготовкой сына и Николай буквально прорвался в училище в 1904 году, выдержав огромный конкурс. В царской России это учебное заведение было одним из ведущих в художественной сфере страны. С 1904 по 1907 год Николай получал архитектурное образование, а затем перешел в класс пейзажной живописи. Закончил учебу в 1911 году.
Зима и лето
С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали загород или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи.
Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.
Первые успехи и этапы развития
Уже в 1906 году его картина «Крыши под снегом» оказалась настолько хороша, что её приобрел Васнецов Аполлинарий Михайлович, педагог училища. Ещё через год по предложению Валентина Серова, который был тогда членом попечительского совета Третьяковской галереи, произведение талантливого ученика поступило в коллекцию музея. Ко времени окончания МУЖВЗ в 1911 году, Николай Крымов уже был известным живописцем.
Николай Крымов. Крыши под снегом, 1906
Творчество выдающегося пейзажиста искусствоведы условно делят на такие промежутки:
Заметный след в его творчестве принадлежит «звенигородскому периоду». Каждое лето с 1920 по 1927 год Крымов отправлялся в подмосковный Звенигород. Окрестности города были связаны с Исааком Левитаном, которого Николай Петрович считал своим самым любимым художником и даже учителем, хотя непосредственно у него он не учился. Крымов увлеченно писал здесь природу и картины, посвященные теме русской деревни.
Личная жизнь
Дмитрий Анатольевич женат, имеет сына. Супруга Инна по образованию социальный психолог, но в последнее время оказывает большую помощь мужу в его режиссерской деятельности. В 2007 году Крымов был удостоен премии «Хрустальная Турандот», а два года спустя получил звание «Человек года» по версии российской Федерации еврейских общин.
Он уже давно не празднует день рождения и спокойно относится к круглым датам. Вместо пышных торжеств Дмитрий Анатольевич каждый год посещает могилы родителей, которые подарили ему жизнь и так много дали для реализации своего таланта.
Выставки Николая Крымова
Николай Петрович Крымов демонстрировал работы на всевозможных выставках различных художественных объединений начала 1900-х годов, таких как «Голубая роза», «Маковец», «Венок», «Союз русских художников».
Премьера индивидуальных выставок Крымова произошла не где-нибудь, а в Третьяковской галерее в 1922 году. Многие картины для экспозиции предоставили из своих собраний несколько десятков коллекционеров. Работы признанного мастера активно расходились по собирателям живописи ещё при его жизни. В 1954 году состоялась его следующая успешная персональная выставка. На этот раз в Академии художеств СССР.
После смерти Крымова выставки его творений проводили: в 1967 году в Академии художеств СССР, в 1984-м в Центральном доме художника. В октябре 2009 года к 125-летию живописца выставка его произведений из частных собраний прошла в московской галерее «Наши художники», а в июле 2014 года в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко, приуроченная к 130-летию Николая Крымова.
Система тона
В воспоминаниях современников художник Крымов, картины которого сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, предстает человеком принципиальным и последовательным, на все имеющим свою точку зрения. Среди его взглядов особо выделяется теория «общего тона», разработанная и многократно опробованная им. Суть ее в том, что главное в живописи не цвет, а тон, то есть сила света в цвете. Крымов учил студентов видеть, что вечерние краски всегда темнее дневных. Излагая теорию, он предлагал сравнивать белый цвет листа и накрахмаленной рубашки. Николай Петрович обосновывал в своих статьях, а затем показывал в работах, что естественность пейзажу дает именно правильно выбранный тон, а выбор цвета становится второстепенной задачей.
Разносторонняя деятельность Николая Крымова
Деятельность Николая Крымова не ограничивалась пейзажной живописью. Он создавал театральные костюмы и декорировал спектакли. Ему даже довелось работать при Московском городском совете в Комиссии по охране памятников искусства и старины. Николай Петрович обладал талантом ещё и педагога: около 10 лет, с 1919 года, был преподавателем в Пречистенском институте, Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), Московском областном художественном училище памяти восстания 1905 года.
Н. П. Крымов (в центре) среди студентовМосковского государственного техникума изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. 1930-е годы.
Недостижимая гармония
С 1910-х в творчестве Крымова стали отчетливо проступать классические мотивы, характерные для французских пейзажистов XVII века. Клод Лоррен и Никола Пуссен разработали композицию с тремя планами, в каждом из которых доминировал определенный цвет: коричневый, зеленый и на третьем плане — голубой. Картины, написанные в такой манере, сочетали реальность и фантазию одновременно. Они передавали вполне земные пейзажи, но гармония, царившая на полотне, была недостижимо совершенной.
Николай Крымов — художник, никогда не повторявший слепо за учителями или признанными гениями прошлого. Классическую манеру Пуссена и Лоррена он соединял в своих работах с примитивизмом, как в картине «Рассвет», и позже с собственной теорией тона. Со временем он отошел от написания пейзажей только с натуры. Николай Петрович стал дополнять увиденное в реальности фантазией, воспроизводя сюжеты по памяти и создавая ту самую гармонию, мечта о которой преследовала большинство мастеров начала прошлого века.
Теория «общего тона» Николая Крымова
Будучи теоретиком искусства, Крымов выработал так называемую «теорию общего тона». Он считал, что в живописном полотне важную роль играет верно выбранный основной тон. Он подчиняет себе и наполняет светом цвета, создает общий колорит картины. Цвет — показатель освещенности предмета. Для определения точной степени освещенности Крымов предлагал использовать огонь горящей спички или свечки на фоне изображаемого объекта. Николай Петрович говорил, что один и тот же белый дом в полдень и на закате — это тонально и в цвете два разных пятна.
Николай Крымов. Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток. Учебный пейзаж-таблица, 1934
LiveInternetLiveInternet
Понедельник, 09 Января 2020 г. 18:37 + в цитатник В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог. Родился в семье художника. Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 г. поступил в МУЖВЗ, где занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина.
Крымов Николай Петрович (1884-1958) В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов. Классическая музыка Шопен
Мартовский мороз. 1900-е Картон, масло. 32 x 24 см Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина Талант молодого художника развивался быстро. Уже одна из первых его самостоятельных вещей — «Крыши под снегом» (1906)-была приобретена В. А. Серовым для Третьяковской галереи.
Крыши по снегом. 1906 Картон, масло. 24 x 19 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Песчаные откосы. 1907 Холст, масло. 35 x 62 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сосны. 1907 Холст, масло. 80 x 80 см Частное собрание
Сосны и скалы. 1907 Холст, масло. 69 x 106 см Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева Крымов участвовал в выставках объединений «Голубая роза», «Венок», Союза русских художников. К моменту окончания училища (1911) он уже известный художник. Ранние работы Крымова («Солнечный день», 1906; «Снегири», 1906; «К весне», 1907; «После весеннего дождя», 1908, и др.) можно назвать умеренно импрессионистическими: раздельный мазок, чистые краски, правда несколько блеклые, так сказать «нежные» и «поэтичные», — вполне в духе времени.
Солнечный день. 1906 Холст, масло. 27 x 49 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
К весне. 1907 Холст, масло. 52 x 71 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
«После весеннего дождя» 1908г. Холст на картоне, масло 53,3 х 71 Государственный Русский музей Санкт-Петербург В пейзажах 1910-х гг. («Лунная ночь в лесу», 1911; «Розовая зима», 1912; «Вечер», 1914; «Опушка леса», вторая половина 1910-х, и др.) Крымов стремился соединить непосредственность впечатления с декоративностью, обобщенность формы с тщательностью и тонкостью исполнения.
Лунная ночь. 1910-е Бумага, тушь, гуашь. 13 x 20 см Частное собрание
Розовая зима. 1912 Холст, масло. 55 x 66 см Смоленский государственный музей-заповедник Крымов любит писать воду и отражения в ней, когда мир словно удваивается, когда небо сливается с землей, когда возникают неожиданные пространственные прорывы («Утро», 1911; «Ночной пейзаж с домом», 1917; «Полдень», вторая половина 1910-х). Природа в его картинах словно замерла; какие бы природные состояния ни изображал художник, над всем господствует его собственное поэтически-созерцательное состояние.
Утро. 1910 Холст, масло. 58 x 71 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Полдень. 1910-е Холст, масло Вологодская областная картинная галерея Но иногда в работах Крымова появляются жанровые мотивы, имеющие несколько лубочный характер («Пейзаж с грозой», «Площадь», обе 1908, и др.). В эти годы творчество Крымова, при всем его своеобразии, еще лишено цельности, и в картинах художника можно обнаружить следы влияний разных мастеров — от А. И. Куинджи до К. А. Сомова и Н. Н. Сапунова.
Пейзаж с грозой. 1908 Холст, масло. 67 x 99 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Площадь. 1908 Холст, масло. 47 x 88 см Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров Однако главным для Крымова всегда оставалось живое эмоциональное восприятие природы, ему решительно чужды модные надуманные построения и безудержное экспериментаторство. Это определило характер его дальнейшего развития. В работах 1920-х гг. — например, «Деревня летом» (1921), «К вечеру» (1923), «Русская деревня» (1925) — Крымов уже классик, в смысле осознанного возвращения к традициям русской реалистической живописи конца XIX — начала XX в. (любимые художники Крымова — И. Е. Репин и И. И. Левитан).
Деревня летом. 1921 Картон, масло. 36 x 49 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Вечер. Около 1920 Холст, масло. 30 x 42 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пейзаж с рекой. 1923 Холст, масло. 39 x 50 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Честность и еще раз честность. Ничего внешнего. Никаких заученных приемов и подчеркнутых эффектов. Своеобразие и оригинальность проявятся сами собой, если художник действительно талантлив.
Пейзаж с деревьями. 1923 Бумага на фанере, масло. 16 x 22 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В работе с натуры Крымов требовал безусловной верности зрительному впечатлению. Тем не менее многие его пейзажи написаны по воображению, когда, используя отличное знание природы, художник создает своего рода живописный эквивалент определенному эмоциональному состоянию. Обобщенность своих картин Крымов объяснял тем, что он «не успевает» передать природу в целом и одновременно в многообразии деталей, в отличие, например, от А. А. Иванова, который «успевал».
На краю деревни. 1924 Холст, масло. 53 x 70 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Внешне основные творческие принципы Крымова кажутся очень простыми, но базируются они на глубокой профессиональной художественной культуре. При этом сам художник был не удовлетворен случайностью достигаемых результатов, отсутствием продуманного метода работы.
Зимой в провинции. 1933 Холст, масло. 43 x 74 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В 1926 г. он формулирует известную теорию «общего тона» в живописи. Не цвет, а тон, то есть сила света в цвете, — главное в живописи. Только верно взятый в тоне цвет действительно становится цветом, а не краской, одухотворяется. В качестве камертона, позволяющего определить истинную степень освещенности объекта изображения, Крымов предлагал использовать огонек свечи или спички. В сущности, художник попытался теоретически обобщить классическое, окончательно сложившееся в XIX в. понимание живописи.
К вечеру. 1926 Холст, масло. 37 x 46 см Частное собрание
Сарай. 1926 Картон, масло. 22 x 29 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Речка. 1926 Картон, масло. 27 x 35 см Государственная Третьяковская галерея, Москва Опираясь на свой метод, он написал множество прекрасных, тонких по живописи и чувству пейзажей: «Пейзаж. Летний день» (1926), «Вечер в Звенигороде» (1927), «Домик в Тарусе» (1930), «Зима» (1933), «Перед сумерками» (1935), «Вечер» (1939), «Вечер» (1944), «Цветы в крашеном ящике» (1948), «На краю деревни» (1952) и др. У Крымова было немало прямых учеников, которых он обучал по специально разработанной в соответствии со своей теорией системе. Но еще большее число художников имело возможность пользоваться его советами.
Вечер в деревне. 1927 Холст, масло Таганрогский художественный музей
Домик в Тарусе. 1930 Холст, масло. 36 x 54 см Государственная Третьяковская галерея Москва
Мельница в Тарусе Холст, масло. 70 x 103 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Цветы в крашеном ящике. 1948 Холст, масло. 58 x 71 см Частное собрание
Под Звенигородом. 1948 Холст, масло. 55 x 102 см Государственная Третьяковская галерея, Москва
Пейзаж. 1950-е Холст, масло. 50 x 70 см Брянский областной художественный музей
Улица в Тарусе. 1952 Холст, масло. 80 x 98 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Таруса. Сарай. 1954 Холст, масло. 29 x 49 см Частное собрание
Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток Учебный пейзаж-таблица. 1934 Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва
Автопортрет 1908 года. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! https://www.artsait.ru/art/k/krumov/main2.htm https://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=23
Рубрики: | живопись/Русские художники |
Метки:
крымов живопись пейзаж русский художник
Процитировано 4 раз Понравилось: 12 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 12
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось12
0
Проблемы со здоровьем и творчество
Примерно с 1935 года у Крымова начала проявляться болезнь, которая ограничила его в движениях. Поэтому он писал московские виды, которые открывались из его квартиры на четвертом этажа дома в районе Пречистенки. Все годы Великой Отечественной войны Николай Петрович провел в Москве. Его здоровье заметно ухудшилось, он едва ходил.
Летом 1945 года Николай Крымов отправился в Тарусу, которую любил и регулярно приезжал для работы и отдыха начиная с 1928 года. На балконе оборудовали мастерскую и он писал уютные домики с садами, улицы, уходящие к Оке — то, что мог видеть с высоты своей неказистой мастерской.
Николай Петрович Крымов ушел из жизни 6 мая 1958 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
«Работаю с натуры каждый день»
Критик Владимир Стасов, недолюбливавший картины Василия Поленова, считал, что у того сам «склад души – нерусский» и лучше бы Поленову не возвращаться в Москву, а поселиться где-нибудь в Париже или Берлине. На самом деле лучшие и наиболее известные картины Поленова («Московский дворик», «Заросший пруд», «Бабушкин сад») – это именно русские виды, пейзажи, написанные в старой Москве и в собственном имении на Оке.
В Крыму, в Ялте, Василий Поленов впервые оказался в 1887 году. Годом ранее здесь побывал его ученик Левитан, и Поленов, увидев Крым своими глазами, пришёл к выводу, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерных изображений Крыма, как Левитан».
Ялта понравилась Поленову с первого взгляда. Город напоминал «не то Неаполь, не то Смирну, не то Бейрут». Приехав в Крым в том числе и для того, чтобы поправить здоровье, Поленов вполне достиг своей цели. «Юг действует на меня недурно. Теперь я работаю с натуры каждый день и не устаю. Даже как будто отдыхаю во время работы», – писал художник. И сегодня крымские этюды Поленова составляют гордость российских музеев.
Все новости Крыма в одном Telegram-канале