Николай Дмитриев-Оренбургский | |
Николай Дмитріевичъ Дмитріевъ | |
И. Н. Крамской. Портрет Н. Д. Дмитриева-Оренбургского. 1866 Русский музей, Санкт-Петербург | |
Имя при рождении | Николай Дмитриевич Дмитриев |
Дата рождения | 1 апреля (13 апреля) 1837(1837-04-13) |
Место рождения | Нижний Новгород, Нижегородская губерния Российская империя |
Дата смерти | 21 апреля (3 мая) 1898(1898-05-03) (61 год) |
Место смерти | Санкт-Петербург, Российская империя |
Подданство | Российская империя |
Жанр | батальная, жанровая живопись |
Учёба |
|
Стиль | академизм |
Награды | медали Императорской Академии художеств:
|
Звания | академик ИАХ (1868) профессор ИАХ (1883) |
Премии | пенсия ИАХ (1871) |
Медиафайлы на Викискладе |
Никола́й Дми́триевич Дми́триев-Оренбу́ргский
(1 [13] апреля 1837, Нижний Новгород — 21 апреля [3 мая] 1898, Санкт-Петербург) — русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников[1].
Для отличия от других художников Дмитриевых прибавил к своей фамилии эпитет: «Оренбургский».
Биография[ | ]
Утопленник в деревне. 1868 Русский музей, Санкт-Петербург
Родился в 1838 году, воспитывался в доме своего отца и в Уфимской губернской гимназии и по переезду своих родных в Санкт-Петербург готовился к поступлению в юнкеры; но в это время, по совету известного живописца В. К. Шебуева, стал посещать классы Императорской Академии художеств.
Числился в ней учеником Ф. И. Бруни и получил от неё, за успехи в рисовании и живописи, четыре малые и одну большую серебряную медали. В 1860 году удостоен малой золотой медали, за написанную по программе картину: «Олимпийские игры». В следовавшие за тем два года исполнил картины: «Великая княгиня София Витовитовна на свадьбе великого князя Василия Темного» и «Стрелецкий бунт», но ни за ту, ни за другую не получил искомой награды.
В 1863 году выступил было снова конкурентом на большую золотую медаль, но, вместе с тринадцатью другими молодыми художниками отказался от исполнения предложенной им программы и, выйдя из Академии со званием художника второй степени, участвовал в учреждении Санкт-Петербургской артели художников, членом которой после того состоял до 1871 года.
В 1868 году картина «Утопленник в деревне» (находится в Государственном Русском музее) доставила ему звание академика. В 1869 году он сопровождал великого князя Николая Николаевича Старшего в его поездке на Кавказ и в губернии Харьковскую и Воронежскую; плодом этого путешествия был альбом из 42 рисунков[2].
В 1871 году Дмитриев отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их, главным образом в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых Беньямина Вотье и Людвига Кнауса, а потом поселился надолго в Париже. Здесь он был одним из главных участников в учреждении местного «Общества русских художников», выставлял свои картины в годичных салонах, лишь изредка присылая их в Санкт-Петербург, и исполнял рисунки для русских и французских иллюстрированных изданий.
В Париже произошел переход его от жанровой к батальной живописи, причиной которого было получение Высочайшего заказа на несколько картин на сюжеты из Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. За две из них («Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II» и «Въезд императора в город Плоэшты») Академия присудила ему профессорское звание. Дабы иметь все необходимые пособия и удобства при исполнении дальнейших картин той же серии, он возвратился в 1885 году на постоянное жительство в Санкт-Петербург.
Из жанровых произведений художника, кроме вышеупомянутой картины «Утопленник», лучшими могут считаться: «Две минуты остановки» (1878) и «Пожар в деревне» (1885, Государственный Русский музей). Ряд его картин, воспроизводящих различные эпизоды Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, украшали собой большую Помпеевскую галерею в Зимнем дворце[3]. Умер в 1898 году в Санкт-Петербурге.
Биография Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич
— жанровый и баталический живописец, прибавивший к своей фамилии, для отличия от других художников Дмитриевых, эпитет: Оренбургский. Род. в 1838 г., воспитывался в доме своего отца и в Уфимской губернской гимназии и по переселении своих родных в СПб. готовился к поступлению в юнкеры; но в это время, по совету известного живописца В. К. Шебуева, стал посещать классы Императорской академии художеств. Числился в ней учеником Ф. И. Бруни и получил от нее, за успехи в рисовании и живописи, четыре малые и одну большую серебряную медали. В 1860 г. удостоен второстепенной золотой медали, за написанную по программе картину: «Олимпийские игры». В следовавшие за тем два года исполнил картины: «Великая княгиня София Витовитовна на свадьбе вел. кн. Василия Темного» и «Стрелецкий бунт», но ни за ту, ни за другую не получил искомой награды. В 1863 г. выступил было снова конкурентом на ту же медаль, но, вместе с 12-ю другими молодыми художниками отказался от исполнения предложенной им программы и, выйдя из Академии со званием художника 2-й ст., участвовал в учреждении СПб. артели художников, членом которой после того состоял до 1871 г. В 1868 г. картина «Утопленник в деревне» (наход. в музее Академии) доставила ему звание академика. В 1869 г. он сопровождал вел. кн. Николая Николаевича Старшего в его поездке на Кавказ и в губ. Харьковскую и Воронежскую; плодом этого путешествия был альбом из 42 рисунков. В 1871 г. Д. отправился на казенный счет за границу, сроком на три года, провел их, главным образом в Дюссельдорфе, где пользовался советами знаменитых В. Вотье и Л. Кнауса, а потом поселился надолго в Париже. Здесь он был одним из главных участников в учреждении местного «Общества русских художников», выставлял свои картины в годичных салонах, лишь изредка присылая их в СПб., и исполнял рисунки для русских и франц. иллюстрированных изданий. В Париже произошел переход его от жанровой к баталической живописи, причиной которого было получение Высочайшего заказа на несколько картин на сюжеты из Восточной войны 1877-78 гг. За две из них («Бой на Систовских высотах конвоя имп. Александра II» и «Въезд императора в г. Плоэшты») Академия присудила ему профессорское звание. Дабы иметь все необходимые пособия и удобства при исполнении дальнейших картин той же серии, он возвратился в 1885 г. на постоянное жительство в СПб., где трудится и поныне. Из жанровых произведений художника, кроме вышеупомянутой картины «Утопленник», лучшими могут считаться: «Две минуты остановки» (1878) и «Пожар в деревне» (1885, принадл. Государю Императору). Ряд его картин, воспроизводящих различные эпизоды последней Русско-Турецкой войны, украшают собой большую Помпеевскую галерею в Зимнем дворце. А. С-в. {Брокгауз} Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич (дополнение к статье) — живописец; умер в 1898 г. {Брокгауз} Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич (1838-1898) — художник-баталист, ученик профессора Бруни, писавший в академии картины на темы: «Олимпийские игры», «Свадьба Василия Темного» и т. п., потом отдавшийся жанр. живописи. Д.-О. не был подготовлен к изображению воен. быта. Во время русско-турецк. войны он жил в Париже. Лично известный В. К. Николаю Николаевичу, которого сопровождал в 1869 г. в поездке на Кавказ и по югу России, Д.-О. после войны получил от Гос. Имп-ра заказ написать ряд. в.-истор. картин. Переехав в Россию, побывав в Болгарии, художник добросовестно отнесся к своей задаче и написал серию картин, помещенную в Помпеевск. галерее Зимн. дворца, а именно: «Переправа через Дунай», «Атака Зеленых гор», «Бой на Систов. высотах», «Сдача Никополя», «Взятие Гривицкого редута», «Бои под Плевной», «Занятие Андрианополя», «Въезд Имп. Александра II в Плоешти», «Въезд В. К. Николая Николаевича в Тырново», «Представление пленного Османа-паши Имп. Александру II». Этот больш. труд, потребовавший 9 лет работы и принесший художнику звание профессора, заставляет отвести ему место в истории нашей батал. живописи. В ней Д.-О. является представителем реализма, стремящимся к правдивости и простоте изображения; но при отсутствии сильн. таланта и непосред. боев. впечатлений он не смог придать своим картинам ни истор. величия, ни драматич. выразит-сти; это — реалистически-приличные, но сухие иллюстрации, не привлекающие внимания и своей художеств. стороной. {Воен. энц.} Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич (Dmitrief-Orenbourgski); жанрист; род. 1 апр. 1838 в Нижнем Новгороде. Посещал классы академии, числился учеником Бруни и в 1860 г. получил 2-ю золотую медаль за картину «Олимпийския игры». В 1863 г. отказался в числе прочих «передвижников» от исполнения программы на 1-ю золотую медаль и выпущен классным художником 2-й степени. Участвовал в учреждении СПб. артели художников. В 1868 г. за картину: «Утопленник в деревне» получил академика. В 1869 году сопровождал в. к. Николая Николаевича на Кавказ, где и составил альбом из 42 рисунков (был на выставке 1878 г.). В 1871 г. отправлен на три года за границу, где оставался 13 лет. С 1883 профессор баталической живописи. Гравировал крепкой водкой: 1. Мужичок, верхом на лошади, спускается с горки, прямо на зрителя. Под мышкой y него бочонок; в зубах трубочка; внизу подпись: «Н. Дмитриев | 1870 г.» — 4.11 х 6.1. — В альбоме: «Первые опыты русских аквафортистов» 1871 г., с цензурной пометой внизу. Дмитриев-Оренбургский рисовал на камне: 2. Приглашение на музыкальный вечер русского художественного кружка в Париже, которого он был учредителем и секретарем. Вверху виньетка; посредине живописец пишет картину, на втором плане певец, виолончелист и скрипач; слева танцующие пары. Очень хорошенький листок. 3. Т. Шевченко на смертном одре. Подпись навыворот: «26 февраля 1861 года — Н. Дмитриев». В овале, в ширину. 4-5. Две литографии, печатанные тоном в альбоме: «Истории | Русскаго Народа | в 24 | картинах. СПб. Товарищество Общественная Польза 1866″. Именно: № 20: Царская свадьба и царь Михаил Феодорович. Подп.: Н. Дмитр. — и № 24. Петр Великий празднует Ништадтский мир. Подп. «Н. Дмитр.». С объяснительным текстом, дозволением цензуры «4 января 1866 г.» и с адресом Ильина; 4°. 6. Купальщица. Рис. пером на камне с картины А. Беллоли, бывшей на Акад. выставке 1870 г. В альбоме Художеств. Автограф 1870. 7. Мужик в шляпе. Подп. «Nicolas d. Dmitrieff | Paris 77». Рис. пером на камне. {Ровинский}
Галерея[ | ]
- Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. 1883 Артиллерийский музей, Санкт-Петербург
- Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года. 1883 Артиллерийский музей, Санкт-Петербург
- Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе. 1880 Артиллерийский музей, Санкт-Петербург
- Захват Гривицкого редута под Плевной. 1885 Артиллерийский музей, Санкт-Петербург
- Пожар в деревне. 1885 Русский музей, Санкт-Петербург
- Воскресенье в деревне. 1884 Частное собрание
- Представление пленного Осман-паши Александру II, в день взятия Плевны русскими войсками 29 ноября 1877 года. 1898 Эрмитаж, Санкт-Петербург
LiveInternetLiveInternet
Пятница, 26 Июля 2013 г. 16:15 + в цитатник Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский 1 (13) апреля 1837 или 1 ноября 1838, Нижний Новгород — 21 апреля (3 мая) 1898, Санкт-Петербург Иван Крамской Портрет художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского. 1866 г. Русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников. Николай родился в семье помещика Оренбургской губернии в Нижнем Новгороде, детство провел в родительском доме отца, затем окончил губернскую гимназию в Уфе, а позже переехал с родителями в Санкт-Петербург. Здесь юноша стал готовиться к поступлению в юнкерскую школу. Неизвестно, каким образом родители Николая были знакомы известным живописцем Василием Козьмичом Шебуевым (2 (13)апреля 1777, Кронштадт — 16(28) июня 1855, Санкт-Петербург) – действительным статским советником, академиком, с 1832 года заслуженным ректором Императорской Академии художеств. Также историки молчат, насколько рьяно и с какого возраста мальчик увлекся рисованием. Но факт остается фактом, по совету Шебуева Николай, как написали в журнале «Нива» в 1898 году, «в виду обнаружившегося таланта», поступил в Императорскую Академию, где стал студентом ученика Шебуева, академиста в живописи и академика в звании – Федора Бруни. Фёдор (Фиделио) Антонович Бруни (10 июня 1799, Милан – 30 августа (11 сентября) 1875, Петербург) в 1855 году был назначен ректором Академии по отделу живописи и ваяния, в 1866 году создал и возглавил мозаичное отделение. Бруни вообще был титулованным живописцем – почётным членом Академий искусств в Болонье и Милане, почётным профессором флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме. В Академии Николай делал большие успехи, за годы обучения он получил на академических конкурсах четыре малые и одну большую серебряную медали. В 1860 году он наконец-то был удостоен Малой золотой медали за программную картину «Олимпийские игры». Следующие два года художник работал над созданием больших полотен «Великая княгиня София Витовитовна на свадьбе великого князя Василия Темного» (1861, Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачёва) и «Стрелецкий бунт» (1862, Таганрогский художественный музей), рассчитывая, наконец-то, получить Большую золотую медаль. Кстати, это первое обращение Дмитриева-Оренбургского к теме Петра I. Николай Дмитриев-Оренбургский Великая княгиня София Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Тёмного. 1861 г. Иркутский художественный музей им. В.П. Сукачева Николай Дмитриев-Оренбургский Стрелецкий бунт. 1862 г. Таганрогская картинная галерея Николай Дмитриев-Оренбургский Царевич Пётр. Этюд к картине Стрелецкий бунт. 1862 г. Увы, представленные работы не получили желаемой награды, но художник решил участвовать в конкурсе третий раз. Но как раз в том самом, 1863 году в Академии случился известный «бунт 14-и выпускников» во главе с Иваном Крамским, отказавшихся от исполнения предложенной им программной темы. Дмитриев-Оренбургский в числе этой группы «бунтарей» покинул Академию художеств, получив скромное звание классного художника II степени. Он тут же принял участие в создании Санкт-Петербургской артели художников, членом которой состоял до 1871 года. В творчестве художник увлекся народным жанром, стал интересоваться жизнью простого народа, каждое лето выезжал в деревню, изучая жизнь крестьян. Николай Дмитриев-Оренбургский Деревенская сценка. 1860-е гг. Пермская картинная галерея Кроме жанровых полотен Дмитриев-Оренбургский также писал портреты и много иллюстрировал, в частности, произведения Николая Некрасова и Ивана Тургенева. Николай Дмитриев-Оренбургский Портрет женщины в открытом платье. Донецкий художественный музей Николай Дмитриев-Оренбургский Женщина, играющая со своей собакой. 1868 г. В 1868 году на Академической выставке была отмечена его картина «Утопленник в деревне» (Русский музей), за нее художник II степени получил звание академика. Николай Дмитриев-Оренбургский Утопленник в деревне. 1868 г. Русский музей, СПб С этого времени Николай, чтобы его не путали с другими живописцами Дмитриевыми, начал подписываться двойной фамилией, добавив к своей эпитет «Оренбургский». Хотя поисковик мне рассказал, что все известные художники Дмитриевы родились уже в ХХ веке, а о современниках-однофамильцах художника есть упоминания лишь о Дмитрии Михайловиче Дмитриеве (1814-1865). В 1869 году Дмитриев-Оренбургский в составе свиты Великого князя Николая Николаевича Старшего совершил путешествие по Закавказью и Кавказу, а также Харьковской и Воронежской губерниям. Для князя художник во время путешествия составил альбом из 42 карандашных рисунков. В 1871 году начинается новый этап в жизни и творчестве Дмитриева-Оренбургского. За казенный счет Академии художник отправляется пенсионером на три года за границу. Всё это время он проводит в Дюссельдорфе, где посещает мастерские известных живописцев–жанристов – швейцарца по происхождению Бенжамина Вотье (Benjamin Vautier, 27 апреля 1829 – 25 апреля 1898) и немца Людвига Кнауса (Ludwig Knaus, (5 октября 1829, Висбаден ‒ 7 декабря 1910, Берлин). По окончании трехлетнего срока обучения Николай не возвращается на родину, а переезжает во Францию. Последующие десять лет жизни он провел в Париже, эти годы были активным периодом в творчестве художника. Он стал одним из организаторов парижского «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников», ежегодно выставлялся на Парижском Салоне, лишь изредка присылая свои работы в Санкт-Петербург, работал для французских иллюстрированных изданий. Большинство работ, написанных во Франции, было продано там же, поэтому данная часть наследия художника «затерялась» в частных коллекциях и до сих пор неизвестна широкому зрителю. Впрочем, как пишут историки, живя в Париже, Дмитриев-Оренбургский в своем творчестве не порывал с родиной, поскольку писал, в основном, жанровые картины русского быта. Николай Дмитриев-Оренбургский И.С. Тургенев на охоте. 1879 г. Но именно во Франции он перешел от жанровой к батальной живописи, причиной этому стала русско-турецкая война 1877-1878 годов за освобождение балканских народов от турецкого ига и патриотические чувства самого художника. Некоторые источники пишут о том, что Дмитриев-Оренбургский даже отправился в действующую армию. Но, истины ради, стоит заметить, что этого не было. В Военной энциклопедии, выпущенной в 1911-1914 годах, указано, что «художник не был подготовлен к изображению военного быта, поскольку во время войны он жил в Париже». Николай Дмитриев-Оренбургский У колодца. Николай Дмитриев-Оренбургский Портрет русского добровольца. 1878 г. Уже по окончании войны Дмитриев-Оренбургский представил несколько эскизов картин, изображающих моменты военных действий русской армии, императору Александру II. Удостоившись Высочайшего одобрения и благодаря личному знакомству с Великим князем Николаем Николаевичем, художник от самого императора получает заказ на серию батальных картин, посвященных русско-турецкой войне. Отныне военная тема становится основной в творчестве художника. Искусствоведы подсчитали, что он написал более тридцати картин, посвященных событиям этой войны. Николай Дмитриев-Оренбургский Захват Гривицкого редута под Плевной. 1885 г. Николай Дмитриев-Оренбургский Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года. 1889 г. Чтобы иметь необходимый материал для работы и возможности для исполнения заказа, художник в 1885 году возвращается в Санкт-Петербург, затем едет «на натуру» в Болгарию. Военная энциклопедия пишет, что «этот большой труд, потребовавший 9 лет жизни, заставляет отвести художнику достойное место в истории нашей батальной живописи». После возвращения на родину картины художника стали появляться на ежегодных художественных выставках и всегда обращали на себя внимание критики. Работы Дмитриева-Оренбургского, среди которых — «Переправа через Дунай», «Сдача Никополя», «Взятие Гривицкого редута», «Бои под Плевной», «Занятие Адрианополя», «Въезд В. К. Николая Николаевича в Тырново» и др., даже получили положительную оценку скупого на похвалы баталиста В.В. Верещагина. Николай Дмитриев-Оренбургский Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. 1883 г. Николай Дмитриев-Оренбургский Сдача крепости Никополь 4 июля 1877 года. 1883 г. Академия художеств еще в 1883 году за картины «Бой на Систовских высотах конвоя императора Александра II» и «Въезд императора в город Плоешты» присудила своему бывшему студенту-бунтарю звание профессора живописи. Серия из десяти картин по велению уже императора Александра III была помещена в Помпеевской галерее Зимнего дворца. А картина «Представление Османа-паши императору Александру II» в свое время была изображена во всех иллюстрированных журналах и напечатана на почтовых открытках. Николай Дмитриев-Оренбургский Представление Османа-паши императору Александру II. 1890-е гг. Полное название картины — Пленного Осман-Пашу, командовавшего турецкими войсками в Плевне, представляют Его Императорскому Высочеству Государю Императору Александру II, в день взятия Плевны русскими войсками 29 декабря 1877 года. Впрочем, авторы всё той же Военной энциклопедии очень критично отнеслись к батальной живописи Дмитриева-Оренбургского. Энциклопедия написала: «В этих картинах художник является представителем реализма, стремящимся к правдивости и простоте изображения, но, при отсутствии сильного таланта и непосредственных боевых впечатлений, он не смог придать своим картинам ни исторического величия, ни драматической выразительности. Это реалистически-приличные, но сухие иллюстрации, не привлекающие внимания своей художественной стороной». Стоит заметить, что эта энциклопедия была издана уже после смерти художника. Николай Дмитриев-Оренбургский Генерал Н.Д.Скобелев на коне. 1883 г. Николай Дмитриев-Оренбургский Въезд Великого князя Николая Николаевича в Тырново 30 июня 1877 года. 1885 г. Николай Дмитриев-Оренбургский Военные в деревне. 1897 г. Отмечу также, что Дмитриев-Оренбургский не забросил совсем и свою любимую жанрово-народную тему. В 1880-е годы он представил на выставках новые работы: «Около деревни», «Встреча», «Крестьянская девушка», «Воскресение в деревне», увы, судьба некоторых из этих картин неизвестна. Николай Дмитриев-Оренбургский Встреча. 1888 г. Одесский художественный музей Николай Дмитриев-Оренбургский Воскресенье в деревне. 1884 г. Известное полотно «Пожар в деревне» (1885), например, приобрел для своей коллекции сам Государь Император, теперь картина хранится в Русском музее. Николай Дмитриев-Оренбургский Пожар в деревне. 1885 г. Активно продолжал работать Дмитриев-Оренбургский в области книжной иллюстрации, сотрудничал с журналами «Нива», «Пчела», «Север», «Живописное обозрение» и др. Помимо иллюстраций к произведениям Пушкина, Тургенева и Некрасова, художник создал большую серию исторических рисунков, изображающих события времен Ивана Грозного, Петра Великого и Екатерины II. Причем, критики о. Представленная ниже серия гравюр, выполненная Умер Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский в 1898 году в Санкт-Петербурге в возрасте 60 лет. Основные источники – Википедия, электронные энциклопедии и журнал «Нива» за 1898 год.
Рубрики: | ЖЗЛ/Россия |
Метки:
ЖЗЛ николай дмитриев-оренбургский россия батальная живопись
Процитировано 4 раз Понравилось: 6 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 6
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось6
0
Литература[ | ]
- А. С—в.
Дмитриев, Николай Дмитриевич (живописец) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. Xa. — С. 781–782. - Дмитриев-Оренбургский, Николай Дмитриевич // Джуца — Договор торговый. — М. : Советская энциклопедия, 1935. — С. 699–700. — (Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт ; 1926—1947, т. 22).
- Матафонов В. С.
Н. Д. Дмитриев-Оренбургский // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. — М. : Издательство «Искусство», 1962. — Т. 1. — С. 496. — 692 с. - С. Н. Кондаков.
Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 (Часть биографическая). — С. 60. — 459 с. - Dmitrieff-Orenburgsky (Nikolaï Dmitrievitch) // Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d’écrivains spécialistes français et étrangers : [фр.] : en 10 vol. / entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. — Vol. 3 : Chillida — Duggelin. — P. 600. — 728 p. — ISBN 2-7000-0151-6. — OCLC 1033662630.