Евангельское повествование
Брак в Кане Галилейской
(Паоло Веронезе, 1562—1563 гг.)
Брак в Кане Галилейской
(Дуччо, Маэста, фрагмент)
Описание данного чуда сделано только евангелистом Иоанном:
На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.
Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовёт жениха и говорит ему: всякий человек подаёт сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберёг доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
— Ин. 2:1-11
LiveInternetLiveInternet
«Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе, Лувр
Картина написана по мотиву одноимённого евангельского сюжета в 1562—1563 гг. На картине изображено около 130 фигур, среди которых портреты известных правителей эпохи Возрождения. “Свадьба в Кане”, также известная как “пир в Кане” изображает библейскую историю о брачном пире, описанным в Евангелии от Иоанна, на котором Иисус превратил воду в вино.
Широкоформатное полотно выполнено в стиле Маньеризма Высокого Возрождения, и является самым большим холстом в Лувре.
Картину на этот сюжет заказала Веронезе община бенедиктинского монастыря Сан-Джорджо Маджоре в 1562.
На нижней части картины доминирует греко-римская архитектура. В ней расположены популярные персонажи того времени и исторические фигуры, приглашенные к библейской трапезе.
Фигур на картине около 130.
♦♦♦
Центральная часть картины
Тут мы видим и Иисуса.
Это единственный персонаж, который смотрит прямо на зрителя.
ИИСУС, помещенный в центре, он председательствует за столом в окружении своих учеников. Справа от него – Дева. У обоих над головами нимбы.
♦♦♦
В картине есть скрытый символизм показывающий тщетность человеческой тщеславности. Проявляется он в песочных часах, на вертикальной оси, относительно Иисуса. На ней же, но выше, над головой Христа, изображена фигура разделывающая агнца, что показывает близость смерти и земных удовольствий.
Над фигурой Иисуса фигура разделывающая агнца.
♦♦♦
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГРУППА.
Посмотрите на группу музыкантов на первом плане. Среди них – одетый в белое Веронезе с виолой в руке. Слева от него художники: Бассано, держащий корнет,
Тинторетто с малой виолой и
Тициан с басс-виолой.
Ведь мы находимся в Венеции во время расцвета итальянского Возрождения. И соперничество между этими четырьмя художниками бьет все рекорды.
Победа за тем, кто получит больше почестей и заказов от князей Церкви и Государства. Тициан – официальный художник Республики, но появление Бассано, Тинторетто и Веронезе произвело революцию в изображении тем и художественном обновлении в Венеции XVI века.
ТИЦИАН с бас -виолой.
♦♦♦
Левая часть картины
В самом свадебном банкете святые гости и смертные хозяева обменялись своим социальным статусом, и поэтому Иисус, Дева Мария и некоторые из его Апостолов,
сидят в почетном месте в центре пролета банкетного стола,
пока невеста и жених сидят, как гости, в дальнем конце правого крыла стола.
Среди гостей свадьбы исторические персонажи, такие как монархи Элеонора Австрийская , Франциск I французский и Мария I Англия , Сулейман Великолепный , десятый султан Османской империи и император Священной Римской империи,
Карл V ; поэтесса Виттория Колонна , дипломат Маркантонио Барбаро и архитектор Даниэль Барбаро ;
дворянка Джулия Гонзага и кардинал Поул , последний римско-католический архиепископ Кентерберийский,
шут Трибоулет и османский государственный деятель Соколлу Мехмет Паша-
все одеты в роскошную западную и восточную одежду , популярную в эпоху Возрождения.
За столом Сулейман Великолепный и Виктория Колонна.
НЕВЕСТА.
Она сослана на край стола, находится крайне далеко от Христа слева.
Утонченность прически и дороговизна ее платья напоминают нам о роскоши Венеции, а не о Евангелии.
Смесь святого и светского – такова великая революция живописи Возрождения. Веронезе это удалось, как никому другому.
♦♦♦
НА СТОЛЕ.Как пишут, гости в основном едят десерт, который включает в себя фрукты и орехи, вино и сладкий айвовый сыр,но и красное вино.
♦♦♦
Обратите внимание на персонаж на первом плане, стоящий в профиль слева от Веронезе. Это – распорядитель. На нем зеленые одежды. Эти зеленые одежды наделали немало шума! С 1990 по 1992 гг. картину реставрировали. В результате накидка из красной стала зеленой! Каков был ее исходный цвет? Был ли красный «покаянием», выполненным рукой художника, или изменение произошло во время одной из реставраций?
До реставрации
После реставрации
Этот вопрос вызвал сильнейший спор, заполонивший всю прессу. По мнению некоторых экспертов, вся хроматическая композиция произведения была полностью нарушена.
Однако реставраторы действительно обнаружили под красным зеленый цвет. Под лупой они даже различили, что красная краска была неудачно положена по контуру накидки. И они ее убрали.
♦♦♦
Левая часть картины
ПЬЕТРО АРЕТИНО пристально рассматривает красное вино в стакане.
Пьетро Аретино итальянский писатель Позднего Ренессанса, сатирик, публицист и драматург
Обратите внимание на каменные водоносы у подножия стола: Веронезе рассказывает этим о первом чуде Христа. Иисус превратил воду в вино во время свадьбы в Кане.
«Было же тут шесть каменных водоносов… Иисус говорит им: наполните сосуды водою.
И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином… Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его»
Цитата из . «Евангелие от Матфея»
Это чудо было первым, совершенным Христом в Кане на брачном пиру и это чудо рассматривается в качестве выявления силы и влияния молитв Богородицы для людей.
Также трактуют это чудо и как освящение Христом брачных уз.
Множество трактовок и мотивов до сих пор вызывают споры.
♦♦♦
ДЕТАЛИ.
Задний план полотна – смесь архитектурных деталей античности и эпохи Возрождения. Колонны, низкие балюстрады и башни позади сочетаются в одной композиции. Стоит отметить, что группа музыкантов на переднем плане играет на инструментах времени позднего ренессанса.
Картина была выполнена по заказу бенедиктинцев Сан-Джорджо Маджоре в Венеции для трапезной аббатства. В 1798 году картина была захвачена армией Наполеона и в том же году передана в Лувр.
С 16-го по 18 века, в течение 235 лет, работа украшала монастырь, до тех пор пока солдаты Наполеона не похитили ее в качестве трофея 11 сентября 1797 года, во время французских революционных войн. Для более комфортной транспортировки, “Свадьба в Кане” была разрезана надвое и повторно собрана уже в Париже. Позднее для Сан-Джорджо-Маджоре была изготовлена цифровая копия полотна.
В настоящее время находится в Лувре, на 1-м этаже галереи Денон, в 6-м зале, напротив знаменитой Джоконды Леонардо да Винчи.
https://eclecticlight.co/2016/01/31/the-story-in-paintings-a-feast-of-veronese/amp/
Символическое значение чуда
Это первое чудо, совершённое Христом. Он предупреждает свою мать, «что ещё не пришёл час Мой
», но по её просьбе не отказывается помочь жениху. Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.[1]
Богословы считают, что своим присутствием на брачном пиру и совершением во время него своего первого чуда Иисус Христос установил и освятил таинство брака.[2]
В толковании Кирилла Александрийского превращение воды в вино является символом смены Ветхого Завета Новым.[3]. По мнению современных библеистов, чудо символизирует смену эпохи еврейских ритуальных омовений веком Мессии с его изобилием вина и веселья[4].
Композиция и символика
За накрытыми столами торжественно восседают гости. Служитель наполняет водой последний из шести кувшинов. Христос, как и Богородица, почти не выделяется среди других гостей. Художник изображает таинство брака и его телесную подоплёку. На переднем плане картины — собачки (знак верности в браке). Волынка в руках у музыканта, изображённого над головой жениха, имеет любовный смысл: круглый мешок указывает на женщину, язычковая трубка — на мужчину. На столбе оживает демон-амур с натянутым луком, готовый пустить стрелу любви. Красный полог за спиной Христа скрывает внутренние покои. Некоторые особенности стиля позволяют определить, что собаки на переднем плане и, возможно, музыкант и Амур, были дописаны позднее.
Образ Иисуса исполнен святости и спокойствия. Даже изображая сцены земной жизни Спасителя, художник не стремится наделить Его земными, человеческими качествами. Позже, уже в XVII веке, Рембрандт Харменс ван Рейн начнёт изображать Христа как человека, со слабостями, свойственным людям, но на рубеже XV—XVI веков подобная трактовка была невозможна.
По средневековой традиции особые праздники отмечались особым угощением. Двое слуг несут главные блюда: голову кабана и лебедя. На помосте сидит ухмыляющийся шут с волынкой. Слуга справа подставил рот под текущую сверху струйку из опрокинутого кувшинчика.
Многие исследователи ищут и находят в картине алхимические символы, тем более что чудо, сотворённое Христом на свадьбе, — это чудо превращения. Фигуру человека на фоне буфета с сосудами, напоминающими алхимические реторты, некоторые считали изображением мага или алхимика. Френгер в своем обращении к данному произведению (1950) доказывает, что в аспекте иконографическом — это одна из самых загадочных картин Босха на библейскую тему. Хотя она и кажется традиционной, её внутренняя концепция остается неясной. Художник вольно обращается с сюжетом из Евангелия от Иоанна, меняя апостолов на «сомнительное сборище современников». В Библии не описывается дом, в котором происходила свадьба, но Босх превратил его в «золоченую обитель достатка, превращенную в храм идолопоклонства. На заднем плане возведен землистого цвета алтарь с языческими изваяниями и предметами поклонения. Евангельская история очерняется здесь сомнительными церемониями и колдовством настолько, что сцена свадьбы превратилась в представление драматического поединка чудотворца с колдуном». Френгер утверждает, что среди гостей есть несколько евреев и тут же следует вывод, что перед нами гильдия еретиков. Алхимия имела весьма разработанную теорию, связанную с философией, астрономией, астрологией, то есть со всем комплексом средневековых знаний. Босх, как и большинство его современников, считал эти науки ересью. Вот почему в этой картине жених выбирает между истинным чудом, чудом Христа и ложным чудом алхимии. Босх напоминает зрителю о вечном конфликте добра и зла.Вслед за этим исследователь обращает внимание читателя на предполагаемого жениха с отсылкой на створку «Потоп» и его, якобы, биографическое содержание, он задает вопрос и сам на него отвечает: «что делает жених? Слушает». Читателю предлагается рассмотреть левую руку жениха, отставленный в сторону большой палец и мизинец, сложенные в знаке Братьев Свободного Духа. Три загнутых пальца призывают на помощь Святую Троицу и три главные добродетели. . Жених, таким образом, старается отвести угрозу, нависшую над ним и его невестой. Как и следовало ожидать, перед нами свадьба Якоба ван Алмангина. Маленькая фигурка, стоящая по другую сторону стола напротив невесты, «по всей вероятности, её младший брат. Согласно еврейской традиции, обязанность приветствовать невесту возлагается на младшего сына, так как он — главная надежда на благополучное продолжение рода». «Драматично выглядит сцена после возгласа «Silentium». Церемонимейстер, стоящий позади жениха, хлопает в ладоши и приказывает волынщику прекратить играть. Теперь должен начаться пир. Слуги с сосредоточенным выражением на лицах скорым шагом вносят свои зловещие блюда»[1].
В наши дни ученые полностью разоблачили данную мистико-поэтическую трактовку за полную несостоятельность. Увы, факты, а в исследовании мы имеем дело с ними, никак не подтвердили трактовку Френгера. О Босхе в его время ничего не было известно, и поэтому Френгер имел возможность писать про него все что угодно. Даже теперь, о нем известно крайне мало, однако все основные источники и старые и новые теперь доступны широкой аудитории. Будучи по складу своего характера человеком веселым и при этом довольно увлеченным оккультизмом – Френгер предложил нам своего Босха и добавил к нему в пару некоего Акоба ванн Алмангина – человека о существовании, которого нет ни одного документального свидетельства. Но беспощадные исследователи через 5 лет после смерти не оставили камня на камне от теорий когда-то признанного искусствоведа. Так «землистый алтарь Матери Земли» на деле оказался традиционным нидерландским сервантом, а пресловутый «церемониймейстер» выкрикивающий «selentium» — оказался пьянчужкой который ловит открытым ртом струйку из опрокинувшейся бутылки. Даже саму работу уже не относят к кисти загадочного Босха, она атрибутируется как картина неизвестного нидерландского живописца (возможно, круга Иеронима Босха) написана между 1560 и 1580 годами[1].
Литератураправить
- Галерея гениев — Босх — ОЛМА Медиа Групп — С 52—55
- Roger H Marijnissen Hieronymus Bosch The Complete Works — Antwerp, 1995 — С 420
- JRJ van Asperen de Boer et al Van Eyck to Bruegel — Rotterdam: Museum Boymans van Beunigen, 1994
- William Dello Russo, Bosch, «I geni dell’arte», 2ª edizione, Milano, Mondadori Electa, 2008 ISBN 978-88-370-6431-0
- Fraenger Wilhelm, Hieronymus Bosch: le nozze di Cana, Milano, Abscondita, 2007 ISBN 978-88-8416-172-7
- Matilde Battistini, Stefano Zuffi a cura di Astrologia, magia, alchimia, Milano, Mondadori Electa, 2005 ISBN 88-370-2492-4
История картины[ | ]
Создание картины[ | ]
Картина была выполнена по заказу бенедиктинцев Сан-Джорджо Маджоре в Венеции для трапезной аббатства.
Перевозка во Францию[ | ]
Во время Наполеоновских войн Венеция захвачена французскими войсками. 16 мая 1797 года Франция подписывает мирное соглашение с Венецией, согласно которому город обязуется выплатить 3 миллиона турских ливров наличными, ещё столько же оборудованием для военно-морского флота, а также передать Французской республике три линейных корабля, два фрегата, 20 картин и 500 манускриптов на выбор французского генералитета[2]. Для выполнения последнего пункта соглашения французское командование отправляет в Венецию трёх членов Комиссии по делам Наук и Искусств: Жан-Симона Бартелеми, Jacques-Pierre Tinet и Клода Луи Бертолле, которые отобрали в конечном итоге 18 картин — в том числе и «Брак в Кане Галилейской», — а также 2 статуи.
Картину разложили на площади перед собором Сан-Джорджо Маджоре, скрутили в цилиндрический рулон большого диаметра, перекладывая листами белой бумаги после каждого поворота. Полученный свёрток обернули тканью и стянули обёрнутой вокруг него двойной спиралью лентой, таким образом, чтобы никакое внутреннее движение картины не было возможным. Свёрток поместили в обитый для непроницаемости медью сундук.
26 сентября 1797 года упакованную таким образом картину погрузили на фрегат Sensible. 28 января 1798 года фрегат прибыл в Тулон. К тому времени корабельные крысы уже прогрызли оборачивавшую картину ткань, поэтому картина была немедленно выгружена на землю, а затем перегружена на речной корабль La Créole, поднявшийся вверх по течению Роны до Лиона, затем по Соне и через центральный канал привезший груз в Шалон-сюр-Сон. Далее более лёгкие корабли каналами перевезли картину на Сену, и 16 июля шедевр Веронезе прибыл в Париж. Ещё 10 дней понадобилось для организации перевозки картины в Лувр, куда она прибыла 27 июля 1798 года, как часть триумфального «Конвоя Наук и искусств» (фр. Convoi des Sciences et des Arts).
Реставрация 1798—1799 годов[ | ]
С 8 ноября 1798 года «Брак в Кане Галилейской» впервые выставляется в Квадратном салоне Лувра (фр. Salon carré du Louvre). Немедленно встаёт вопрос сохранности картины: полотно, состоящее из нескольких сшитых между собой полос холста, нуждается в консолидации; сама картина также должна быть очищена и реставрирована.
28 ноября 1798 года консерваторы Лувра принимают решение распороть средний горизонтальный шов картины, проходящий на уровне балюстрады, разделив таким образом холст картины на две части. Каждая часть затем была отдельно натянута на свой подрамник. Эта операция завершилась 19 июня 1799 года. С июля по декабрь 1799 года проходит чистка и реставрация картины.
30 мая 1801 года картина снова выставляется в Квадратном салоне Лувра. Холст остаётся разделённым на две половины, стык между ними замаскирован специальной тональной мастикой. Мастика оказалась достаточно хрупкой — в 1802 и в 1806 годах её приходится полностью переделывать.
Переговоры 1815 года о возврате картины Австрии[ | ]
«Брак в Кане Галилейской» практически постоянно висит в Квадратном салоне до самого конца Империи — картину временно снимают со стены лишь в 1810 году, когда Квадратный салон Лувра переделывают в часовню для венчания Наполеона с Марией-Луизой.
Сразу же после падения Империи Австрия, в чью империю входит в то время Венеция, предъявляет свои права на картину и требует её возвращения. Переговоры от Франции ведёт Жак Лавалле[fr], генеральный секретарь администрации французских музеев, 2 октября 1815 года ему удаётся подписать с Австрией соглашение, согласно которому картина остаётся в Лувре — в обмен на картину «Le repas chez Simon» Шарля Лебрена (в настоящее время находится в венецианской Академии).
Эвакуации картины[ | ]
Во время войны 1870 года картину — снова в свёрнутом виде — эвакуируют из Парижа в Брест. 3 сентября 1870 года она прибывает в Арсенал Бреста, но уже в сентябре 1871 года картину возвращают в Лувр.
Во время Первой мировой войны картину не эвакуируют — это единственная картина, оставшаяся висеть в Квадратном салоне во время войны.
Непосредственно перед Второй мировой войны коллекцию Лувра эвакуируют. 28 августа 1939 года «Свадьбу в Кане Галилейской» вывозят из Лувра. Сначала картину помещают в замок Шамбор, затем в замок Лувиньи[fr]. В июне 1940 года картину перевозят в аббатство Лок-Дьё, в сентябре 1940 года — в Музей Энгра. В ноябре 1942 года картина возвращается в Лувр.
После Второй мировой войны[ | ]
В феврале 1948 года холст картины снова натягивают на подрамник, и начиная с 1949 года «Свадьба в Кане Галилейской» выставляется в Зале семи каминов Лувра. В 1951 году картину перевозят в Зал законодательного собрания, где она и находится до сих пор, прямо напротив Джоконды Леонардо да Винчи.
В 1989—1992 годах картина снова была реставрирована.
Подведем итог
Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.
Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.
Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.
Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Автор: Оксана Копенкина
Перейти на главную страницу
Последний шедевр
Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.
В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.
А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.
Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.
Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция