Самые известные картины Третьяковки: шедевры русской живописи

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Человек-дерево с чешуйчатым хвостом. Монстр на коньках с воронкой вместо шляпы. Летающие рыбы. Ощипанный гусь с головой овцы в башмаках. Много-много разнообразной нечисти. Жутковато. Очень любопытно.

Конечно, это о картине Босха. Об “Искушении святого Антония”. Как всегда, деталей на полотне очень много. Как обычно, в их символике крайне сложно разобраться современному человеку.

Для этого нужно хорошо понимать, в какое время художник жил. А время по нашим меркам было тёмное. Охота на ведьм в самом разгаре. Алхимики на полном серьезе ищут философский камень и колдуют над элексиром молодости. Свирепствуют жуткие болезни типа эрготизма и чумы. Люди напуганы. Люди в ожидании конца света.

В такой обстановке Босх и пишет картину “Искушение святого Антония”. Попробуем в ней разобраться.

Ссылка на бесплатный курс

Пукирев, В. В. – “Неравный брак”

Трудно переоценить для русского искусства собрание холстов известного живописца В. В. Пукирева. В зале музея находится шедевр мастера живописи – картина «Неравный брак». На холсте изображена молодая девушка и ее будущий старый, но богатый муж.

На полотне нет второстепенных персонажей. Изображение на заднем плане двух старух в белых саванах поражает зрителя. Это – умершие жены, которые стоят рядом с пожилым новобрачным. Он пережил их и вновь женится на молодой девушке.

Художник показывает, что не простое кольцо надевают на палец невесте. Ее обрекают на страдания, поэтому священник склонился перед ней.

Картина пронизана необыкновенным светом, озаряющим призраков бывших возлюбленных. Центр композиции – безвольная рука женщины, протянутая к венцу.

Искушение купца Третьякова

Ровно 125 лет назад, когда Павел Михайлович Третьяков передал в дар городу Москва свое собрание живописи, учредив «Московскую городскую галерею Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых», журналисты и критики стали дружно одолевать мецената одним и тем же вопросом:

– Вы помните, с какой картины началось ваше увлечение русской живописью?

– Конечно, помню, – усмехался в окладистую старообрядческую бороду Третьяков. – С «Искушения» Николая Шильдера, ее я купил в 1856 году…

– Не может быть! – недоумевали критики: и чего такого он в ней нашел?!

Не унимался известный критик Владимир Cтасов, написавший по этому поводу Третьякову два письма. И оба раза Третьяков вежливо отвечал: «“Искушение” Шильдера – это первая картина русская, которую я приобрел».

И даже указал цену – 150 рублей. 100 рублей он отдал художнику сразу, 50 – потом, через два года, когда картина вернулась с выставок.

За небольшой холст – 54 на 67 сантиметров – это были очень недурные деньги. За 150 рублей тогда можно было запросто купить дом в деревне или семью крепостных крестьян.

В тот год будущему основателю галереи исполнилось всего 33 года, и уже 6 лет они с братом заведовали всеми делами семейного предприятия. Худой, жилистый, угрюмый и неразговорчивый, с цепкими колючими глазами – типичный русский разбойник-ушкуйник с Волги. Такому дай палец, а он отхватит и всю руку.

В живописи Третьяков не понимал ничего, зато он очень хорошо умел считать деньги – и свои, и чужие.

* * *

Павел Михайлович Третьяков происходил из древнего, но небогатого купеческого рода, обосновавшегося в Москве в 1774 году – именно в тот год, согласно семейному преданию, из уездного города Малоярославца Калужского наместничества в Первопрестольную столицу и прибыл прадед будущего коллекционера Елисей Мартынович Третьяков. Его сын – Захар Елисеевич – построил лавку в Замоскворечье, где торговал пуговицами и домотканным полотном, а внук – Михаил Захарович – обзавелся уже собственным магазином в Китай-городе – в Старых торговых рядах между Варваркой и Ильинкой. Женившись на Александре Даниловне Борисовой, дочери крупного коммерсанта, экспортера сала, Михаил Захарович удачно вложил приданное в дело – он купил второй магазин, обзавелся статусом купца 1-й гильдии. В 1832 году у них родился первенец – сын Павел, затем еще восемь мальчишек и девчонок, появившихся на свет с небольшим перерывом – Сергей (1834), Елизавета (1835), Даниил (1836), София (1839), Александра (1843), Николай (1844), Михаил (1846), Надежда (1849).

Уже с 14 лет отец начал приобщать Павла и его младшего брата Сергея к семейному бизнесу: мальчишки бегали с поручениями, учились вести записи в торговых книгах, а позднее целыми днями пропадали на построенной отцом в Костроме льнопрядильной фабрике.

Павел Третьяков Медиапроект s-t-o-l.com

В 1848 году семью постигло горе: от скарлатины умерло четверо детей, а в 1850 году скончался и сам Михаил Захарович Третьяков. После его смерти все движимое и недвижимое имущество досталось двум сыновьям, Павлу и Сергею, которые успешно продолжили торговое дело отца.

Они купили новый дом – каменный двухэтажный особняк, стоявший между Малым Толмачевским и Лаврушинским переулками. Удачно выдали старшую сестру Елизавету замуж – за молодого купеческого сына Владимира Коншина, который вскоре вошел в семейный бизнес Третьяковых.

Следующим нашел себе спутницу жизни Сергей Михайлович. Невеста – 16-летняя Елизавета Сергеевна Мазурина – происходила из богатой купеческой семьи Мазуриных. Ее отец Сергей Алексеевич Мазурин был основателем Реутовской мануфактуры, председателем Биржевого комитета Москвы и одним из богатейших людей города. Правда, незадолго до того, как Третьяков сделал предложение Елизавете Сергеевне, Сергей Алексеевич Мазурин скончался, оставив в наследство детям не только заводы и фабрики, но и небольшую коллекцию западноевропейской живописи. Причем, как уверяли знатоки, сами картины стоили гораздо дороже особняка Мазуриных на Мясницкой улице в самом центре Москвы.

Этот факт очень заинтересовал Третьяковых, давно подумывавших о новых способах вложения капитала и о новых инвестиционных проектах, выражаясь современным языком. Однако сменить сферу деятельности было не так просто – купеческие гильдии зорко оберегали свои «поляны» от чужаков. Сфера же торговли предметами искусства была никем не занята и не контролировалась, и каждый миллионер-нувориш мог начать покупать и продавать картины.

Идея показалась привлекательной. И по совету нового родственника – старшего брата Елизаветы Алексея Сергеевича Мазурина, который много путешествовал и учился в Европе, в том числе и в во Франкфуртской торговой школе, увлекался живописью и фотографией – братья в 1855 году на пробу купили 11 гравюр и 9 картин старых голландских мастеров.

В 1856 году Павел Третьяков, пока брат был занят предсвадебными хлопотами, отправился по делам компании в Санкт-Петербург.

Столичные знакомые потащили его в гости к известному в те годы коллекционеру живописи Федору Ивановичу Прянишникову, директору почтового департамента, который будучи членом Петербургского Общества поощрения художников, а одно время и его президентом, помогал многим молодым художникам, покупая их картины.

Исследователь И.С. Ненарокомова пишет: «Двадцать пять лет Прянишников собирал свою коллекцию. Были в ней некоторые слабые работы, но имелись и замечательные произведения: портреты В.Л. Боровиковского, картины К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, произведения Д.Г.Левицкого, Ф.М. Матвеева, В.А. Тропинина, “Сватовство майора” и “Утро после ночной пирушки” П.А. Федотова…»

Причем нередко он покупал картины «в рост» – находил перспективных студентов и скупал у них первые ученические работы, прекрасно понимая, что через несколько лет, когда эти студенты станут знаменитыми художниками, цена их работ вырастет в десятки раз.

Третьяков был восхищен собранием Прянишникова. И попросил рекомендовать ему какое-нибудь молодое перспективное дарование.

Федор Иванович и указал купцу на Шильдера.

* * *

Однако Николая Густавовича Шильдера никак было нельзя назвать «молодым студентом» – к тому времени он был старше Третьякова на 4 года.

О его детстве и юности известно немногое. Выходец из семьи бедных немецких дворян Лифляндии. Отец – смотритель Московской коммерческой школы. Дважды – в 1845 и 1846 годах – Николай пытался поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, но принят не был.

Николай Густавович Шильдер

В 1850 году Шильдер поступил в петербургскую Академию художеств, где учился более десяти лет. Он занимался в классе батальной живописи у знаменитого профессора Готфрида (Богдана) Павловича Виллевальде (автора эпохального полотна «Открытие памятника “Тысячелетие России” в Новгороде»). Причем профессор Виллевальде настолько проникся любовью к своему ученику, что даже лично хлопотал перед академиками о выдаче ему денежного воспомоществования на продолжение обучения.

В 1853 году Шильдер удостоился первой академической награды – малой серебряной медали за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка. Из аванпостной службы».

В следующем году художник представил на выставке Академии серию работ, посвященные событиям Крымской войны 1853–1856 годов.

Однако в 1856 году, устав, видимо, от некоторого однообразия военной тематики, Николай Шильдер решил попробовать свои силы и в модном бытовом жанре, который тогда называли «живописью народных сцен», или на французский манер – «de genre». За образец он взял картину блиставшего на этом поприще художника-бытописателя Павла Федотова «Бедной девушке краса – смертная коса (Мышеловка)».

Павел Федотов. Бедной девушке-краса-–-смертная-коса (Мышеловка) Медиапроект s-t-o-l.com

Сюжет картины прост: бедной, но гордой девушке поступает предложение отдаться за деньги богатому мужчине.

Правда, Шильдер несколько изменил сюжет – вместо федотовской карикатуры он представил настоящую драму.

Посмотрите на эту картину: мрачная и сырая подвальная комната, в которой живет девушка и ее престарелая больная мать, давно уже не встающая с постели. Целыми днями она лежит за темной занавеской и слушает, как ее дочь развлекает себя песнями во время работы над очередной вышивкой. Эх, девушке бы лучше пересесть поближе к окну или же вовсе работать на улице – от кропотливой работы каждый день так болят глаза! – но она никак не может оставить мать в одиночестве…

Но однажды в подвал пришли гости – богатый мужчина и старуха-сводня, которая без обиняков предложила девушке сделку: красивый золотой браслет в обмен на любовь. Возможно, даже и за постоянное сожительство – и тогда такие подарки станут регулярными. И вот оно – искушение: с одной стороны нищенский заработок вышивальщицы, с другой стороны – браслет, который можно продать и обеспечить семью. И купить маме так необходимые лекарства.

Эй, моралисты: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень».

От федотовского сюжета в картине Шильдера осталась лишь одна аллегория: кошка, терпеливо ждущая, когда высунется мышь из-под буфета.

И, надо сказать, картина была по достоинству оценена профессурой Академии – в марте 1857 года «Искушение» решением Совета Академии художеств была удостоена Большой Серебряной медали.

Зимой 1858 года «Искушение» была показана на ежегодной ученической выставке Московского училища живописи и ваяния, после чего художник и передал ее Третьякову. Об этом свидетельствует письмо от Шильдера Третьякову от 16 июля 1858 года: «Милостивый Государь Павел Михайлович! Посылаю Вам мою картину без рамы, потому что с оной послать не совсем-то удобно, слишком много тяжести. Надеюсь на Вашу любезность, поэтому лично обращаюсь с просьбою: будьте так добры, пришлите мне обещанную сумму, если возможно, то к 28 числу этого месяца, за что я Вам буду очень благодарен. За сим свидетельствую Вам глубочайшее почтение, остаюсь покорнейший слуга Ваш Н. Шильдер».

Правда, Третьяков не сразу принял картину, распорядившись повесить ее в зале Московского общества любителей художеств – рассчитывая, видимо, привлечь внимание потенциальных покупателей.

Тогда Павел Третьяков и не помышлял о коллекционировании живописи, о чем он совершенно откровенно признавался в письме художнику-пейзажисту Александру Богомолову-Романовичу, окончившему Академию художеств в 1857 году с Большой Золотой медалью: «Душевно уважая Вас, скажу Вам откровенно, что картину Вашу я брал, надеясь сбыть кому-нибудь из знакомых… Мне, собственно, она не нравилась, но так как была выставлена в Академии, то я полагал, может быть, другие найдут ее хорошею…»

И расчет Третьякова оказался верен – он с выгодой продал не только картину Богомолова-Романовича, но и все остальные работы, приобретенные в те годы.

Не нашла покупателя только единственное полотно – «Искушение» Шильдера, «забытое» купцом в зале собрания любителей художеств.

Впрочем, возможно Третьяков действительно на время забыл о своей покупке – в 1860 году Елизавета Сергеевна Третьякова во время родов второго ребенка неожиданно умерла. Горю Сергея Павловича не было границ, и старшему брату стоило больших трудов вытащить его из депрессии. В том же 1860 году братья уехали за границу, тогда же Павел Михайлович составил свое первое завещание («завещательное письмо»), в котором он впервые высказал мысль об устройстве галереи: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…» Предполагалось, что основу собрания составит коллекция Прянишникова – видимо, у Третьякова была договоренность о покупке всех картин оптом.

Через год братья вернулись на родину, охваченную эйфорией новой жизни – Государь-Освободитель отменил крепостное право! Затем Третьяковы занялись устройством Новой Костромской мануфактуры льняных изделий – гигантского холдинга, который производил больше пряжи и тканей, чем льнопрядильни Швеции, Голландии и Дании вместе взятые.

Только в 1863 году Павел Михайлович вспомнил о своей идее устройства «художественного музеума».

Он снял «Искушение» с продажи и внес картину под «нумером 1» в лично составленный им первый каталог своей коллекцию. Вторым номером стала картина Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами», затем шли полотна Саврасова, Перова, Якоби…

С этих картин Третьяков и начинает создавать галерею русских художников – сам и для себя лично.

Так умер циничный купец от живописи и родился коллекционер.

Знаком этого перерождения и стало «Искушение» – картина, которая лишь годы спустя открыла зрителю свой истинный сюжет.

Третьяковская галлерея, 1910 год Медиапроект s-t-o-l.com

* * *

Есть что-то мистическое в том, что основанию каждой известной картинной галереи неизменно предшествует явление Ее – древней богини, грозной и прекрасной бессмертной девы, рожденной в буре морей и ввергавшей людей в пучину любовной страсти и опьяняющих желаний. У нее была тысяча имен и тысяча прекрасных лиц – греческая Афродита, Венера латинян, Остара германцев, Инаннна шумеров, Иштар древних вавилонян…

Греки верили, что когда музы на Олимпе позабыли про художников и скульпторов, то их сердца присвоила себе Афродита, с тех пор каждая галерея и выставка искусств – это Ее храм и Ее дом.

Прекрасной Венере посвятил свой дворец в Фонтенбло король Франциск I, и через несколько десятков лет собранные им шедевры превратились в королевскую коллекцию будущего Лувра.

Венере Таврической русский император Петр Великий отдал свои царские палаты – будущий Эрмитаж. История этой статуи удивительна. Еще в 1717 году государь отправил в Италию специального посланника капитана Юрия Кологривова, которому царь поручил искать и покупать произведения искусства. И вскоре Кологривов известил Петра I о крайне удачной покупке: «Купил я статую марморовую Венуса, старинная, найденная с месяц, как могу хоронюся от известного охотника …» Охотник – это папа римский Климент XI, который сам интересовался произведениями искусства, препятствуя иностранцам приобретать и вывозить из Рима картины и скульптуры. Для доставки Венеры в Санкт-Петербург капитан Кологривов разработал целую спецоперацию, и в итоге «марморовый Венус» стала бесценной жемчужиной будущего Эрмитажа.

Афродита Ботиччелли стала символом Галереи в Уфицце, а ее сестра – в образе Сикстинской Мадонны Рафаэля – Дрезденской галереи Старых мастеров.

Венера-Афродита явилась и глазам изумленного купца Третьякова – ведь картина Шильдера – это иллюстрация поэмы «Аргонавтика» Аполлона Родосского, в которой описано, как коварная Гера щедрыми подарками соблазнила юную Афродиту выйти замуж за своего сына Гефеста – искусного кузнеца и самого безобразного бога на Олимпе, который вечно прятался во мраке подземелья. Неслучайно здесь Афродита изображена в образе вышивальщицы – именно ткачество и вышивка были любимыми занятиями Афродиты.

Все было предопределено заранее.

В Москве должна была появиться галерея русских живописцев, и Она долго выбирала своего избранника, пока не увидела, наконец, этого угрюмого мужчину с железной волей и заледеневшим сердцем, которому так не хватало любви и страсти.

И она послала ему знак свой любви – впрочем, еле заметный, как и все знаки богов.

Флавицкий, К. Д. – “Княжна Тараканова”

В залах Третьяковки находится бессмертное плотно, созданное живописцем на основе народных сказок. В своем произведении мастер стремился рассказать о невыносимом царском режиме в России.

Сюжет картины рассказывает о молодой дворянке, ожидающей казни. У нее нет выбора, она обречена. Лицо искажено гримасой ужаса, вода быстро прибывает, узнице не удастся спастись.

Многим посетителям картина внушает чувство тревоги и страха. Прототипом женщины, изображенной на холсте, является самозванка, арестованная графом Орловым, которая умерла от туберкулеза в одном из казематов Петропавловской крепости.

Перов, В. Г. – “Охотники на привале”

В галерее можно увидеть эту картину живописца, написанную в 1870 г. Холст «Охотники на привале» пронизан наивным юмором, но при более внимательном изучении произведения искусства чувствуется «едкое жало», растревожившее гнилую сердцевину провинциальной жизни.

На картине зритель видит трех персонажей. Старший и опытный охотник рассказывает занимательную историю, но его товарищи по-разному воспринимают ее.

Художник выразительно показывает жизненный опыт, молодость, старость, живущую воспоминаниями. Картину дополняет натюрморт из охотничьих припасов, изображенный правдиво и выразительно.

Почему “Искушение святого Антония” – шедевр ?

Конечно, картина очень любопытна благодаря своим невероятным персонажам. Но как я уже писала, таких картин и миниатюр было немало в то время. Так почему же именно Босха мы знаем лучше всего? Чем он так поражает?

Босх был виртуозом в проработке деталей. Их так много, что становится жутко. Он как будто охватывает весь мир. И ничто не скроется от его глаз.

Чего только стоит вид горящей вдали деревни. Всполохи пламени, падающий шпиль, толпа спасающихся людей. И все это просто микроскопично. Но так реалистично!

Босх создавал невероятное ощущение глубины пространства. Для этого он высветлял небо у самого горизонта. Но делал его темнее у самого верха картины. За счёт этого картина наполняется воздухом. Это усиливает воздействие образов на зрителя.

Даже самые уродские создания Босха можно назвать изящными. Они чудовищны, но не отвратительны. Омерзения они не вызывают. Скорее любопытство. Каждый из них тщательно продуман.

Считается, что в изображении всяких монстров и бесов именно в картине “Искушение святого Антония” Босх превзошёл самого себя. Всех остальных тем более.

Некоторые монстры даже сделали свою собственную карьеру. Они узнаваемы. Хотя не всегда люди знают, с какой картины Босха она прибыли. Пожалуй, вот этот – самый известный.

Расшифровать самых интересных существ я попробовала в статье “Искушение святого Антония” Босха. Самые яркие монстры картины”.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Крамской, И. Н. – “Неизвестная”

Художники Академии в Москве тяготели к портретной живописи. Композиционный холст «Неизвестная» написан в 1883 г. Иван Крамской, работая над полотном, разрабатывал принципы психологического портрета.

На картине изображена изысканно одетая девушка. Избалованность, неуступчивость, взбалмошность – такова определяющая тема этого холста.

Красавица гордо смотрит на зрителя, она одета в дорогую шубу, украшенную изящными лентами. Живописно решение фактуры тканей: меха, бархата, шелка. Золото выделяется на темном фоне шубы, а серый мех воротника является акцентом, на который зритель обращает внимание.

Центральная часть триптиха. Святой Антоний и алхимики

Святой Антоний выжил. После чего продолжил свои молитвы. Раздасадованный дьявол решил действовать по-другому. Наслав к нему видимо-невидимо бесов. Чтобы демонстрацией превосходства зла на земле запугать святого.

И вот перед нами третья сцена с отшельником. Он смотрит на зрителя спокойным смиренным взглядом. Очевидно, что бесы его не пугают. Он владеет собой и своими страхами. Они тоже его не трогают. Хотя заняты своими дьявольскими делишками.

Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия

Около святого бесы в людском обличии занимаются алхимией. Целью этой псевдонауки было видоизменить вещество или даже живое существо. Из железа сделать золото. Из сперматозоида вырастить в пробирке гомункула. Из воды сделать элексир вечной молодости. И так далее.

Это, конечно, вызывало негодование у глубоко верующих людей. Которые твёрдо верили, что нечего вмешиваться в то, что дано всевышним. Поэтому Босх, как ортодоксальный верующий, алхимию считал делом бесовским.

Итак, рядом со святым три беса занимаются алхимией. В образе белой, красной и чёрной женщин. Это скорее всего цвета элементов алхимии. Соль, ртуть, земля.

Черная женщина держит поднос с гомункулом. Он же держит философский камень. Во времена Босха его ещё называли “философским яйцом”. Это реактив, который по представлениям алхимиков должен превращать металл в золото. Бесы демонстрируют его. Чтобы соблазнить святого Антония. Ведь многие были одержимы в его поисках. Даже короли.

Красная женщина протягивает чашу с элексиром вечной жизни бесу со свиной головой. Калека видимо ожидает, что ему дадут панацею от его увечий. Ее тоже алхимики стремились получить в своих опытах.

Женщина в розовом платье и подолом в виде хвоста ската протягивает старухе элексир вечной молодости. Дабы та могла помолодеть.

Все эти соблазны оставляют отшельника равнодушным. В разрушенной башне стоит Иисус Христос и смотрит на святого. Он помогает ему не поддаться искушению.

Ссылка на онлайн-тесты

Верещагин, В. В. – “Апофеоз войны”

Коллекция музея содержит картины художника-баталиста В. В. Верещагина. Полотно «Апофеоз войны», написанное в 1871 г., относится к Туркестанскому циклу.

Автор посвятил его всем завоевателям: прошедшим и будущим. Весь передний план композиции представлен пустынной местностью, заполненной обугленными деревьями.

Верещагин с помощью желтого и черного цветов вселяет в человека ощущение тревоги. Трагическое предчувствие не обманывает зрителя: стая черных воронов, как символ гибели всего живого, заполняет полотно.

Разрушенный город мертв. Картина залита ярким солнцем, на переднем плане зрители видят груду черепов.

Сто пятьдесят тысяч рублей серебром

В 1860 году в семье Третьяковых случилось большое горе. Во время вторых родов неожиданно умирает жена его брата Сергея Третьякова, Екатерина. Горю Сергея Павловича не было границ. Старшему брату пришлось потратить много усилий, дыбы вытащить неутешного вдовца из депрессии. Братья уезжают за границу. Вернулись лишь через год и сразу занялись устройством Новой Костромской мануфактуры льняных изделий, выросшей в гигантский холдинг. На нём производилось пряжи и тканей больше, чем на льнопрядильнях Швеции, Голландии и Дании вместе взятые.

Именно в это время Павел Михайлович составляет своё первое «завещательное письмо», где впервые говорит об устройстве галереи: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…» Поначалу предполагалось, что основу будущего собрания будет составлять коллекция почт-директора, благотворителя, вице-председателя Общества поощрения художников Фёдора Прянишникова. По всей видимости, у Третьякова была договоренность о покупке всех его картин оптом…

Шильдер, Н. Г. – “Искушение”

Шедевры галереи соседствуют с картиной малоизвестного живописца, выходца из прибалтийских немцев. Являясь последователем П. А. Федотова, он создал картину «Искушение».

Основная мысль произведения – столкновение соблазна и неискушенности. В написании картины проявляются особенности письма: распределение света, скульптуры фигур. Сдержанные краски на холсте подчеркивают весь трагизм случившегося.

Большое внимание живописец уделил деталям, которые выражают характер главных героев.

Шильдер, Николай Густавович

Происходил из дворянского рода прибалтийских немцев — третий сын отставного корнета, смотрителя Московской коммерческой школы Отто Густава (Евстафия Андреевича) Шильдера.

В 1845 и 1846 годах пытался поступить в рисовальную школу Общества поощрения художников, но не был принят.

В 1850 году поступил в Академию художеств, где учился более 10 лет в классе батальной живописи у Б. П. Виллевальде, получая по прошению своего учителя до 1858 года содержание от Совета академии. В 1853 году был награждён малой серебряной медалью за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка. Из аванпостной службы», в 1857 году — большой серебряной медалью за картину «Искушение». Картина «Искушение» была приобретена в 1856 году П. М. Третьяковым и была одним из первых произведений русских художников, купленных им для своей коллекции[2].

В 1854—1855 годах он работал над картинами на темы Крымской войны; в 1855 году им была написана картина «Прощание ополченцев» (ГРМ). Затем, под влиянием творчества П. А. Федотова, он обратился к жанровой живописи; в 1857 года была написана картина «Искушение», в 1858 году — «Семейное счастье» (не сохранилась). В 1859 и 1860 годах над конкурсными программами академии; написанные им эскизы картин «Ростовщик» и «Сговор невесты» сохранились и находятся в фондах Государственного Русского музея.

В 1856 году картину Шильдера купил Павел Третьяков, положив начало своему собранию[3].

В 1861 году за картину «Расплата с кредиторами» Шильдер был удостоен звания академика жанровой и батальной живописи.

С 1860-х годов он много работал в жанре портрета. Около 1864 года им был написан портрет М. Н. Муравьёва[4]; в 1873 году на академической выставке были представлены портрет генерал-майора Петухова и детские портреты в технике пастели.

В 1880-х годах им были выполнены портреты членов царской семьи: Александра III и его супруги Марии Фёдоровны[5]. Неоднократно Н. Г. Шильдер получал разрешение копировать картины, находившиеся в Зимнем дворце, в их числе: портрет А. В. Суворова, портрет генерала Сиверса из военной галереи, портрет Екатерины II (работы И. Б. Лампи).

Также Н. Г. Шильдер писал иконы; им был создан иконостас церкви в Даниловском уезде Ярославской губернии[6].

Похоронен в Царском Селе на Казанском кладбище.

Его сын Андрей Николаевич Шильдер (1861—1919) был учеником И. И. Шишкина и стал известным художником-пейзажистом. Как сообщал Я. Минченков, Андрей в юности по неосторожности застрелил на охоте своего родного брата[7].

Герасимов, А. М. – портрет балерины О. В Лепешинской

В залах музея находится портрет балерины О.В. Лепешинской, написанный в 1939 г. Это – копия, оригинал долго хранился в доме Риббентропа.

Жанр картины тяготеет к классическому искусству: на полотне изображена знаменитая балерина, важная роль на холсте принадлежит зеркалу, в левом углу зритель видит отражение художника. Его фигура указывает на связь эпох.

Живописец стремился показать в образе балерины ее утонченность, глубину перевоплощения, полноту чувств.

Маковский, К. Е. – “Дети, бегущие от грозы”

Лучшие работы живописца относятся к периоду передвижничества, на переднем плане картины зрители видят мальчика и девочку, на их лицах – испуг, ожидание неумолимо приближающейся грозы.

Дети воспринимают непогоду как катастрофу, девочка особо взволнована, она боится, что ее маленький брат простудится и заболеет. Окружающие предметы на картине внушают неуверенность, шаткий мостик под ногами детей может рухнуть в любой момент. Мальчик крепко обвил руками шею сестры. Реалистично выписаны небо, серые тучи, солнечные блики, освещающие поле.

Картина Шильдера ставит сложный моральный вопрос

Мрачная и сырая подвальная комната, в которой живёт девушка и её престарелая больная мать, давно уже не встающая с постели. Целыми днями она лежит за темной занавеской и слушает, как дочь развлекает себя песнями во время работы над очередной вышивкой. Однажды в подвал пришли гости – богатый мужчина и старуха-сводня.

Последняя без обиняков предложила девушке сделку: красивый золотой браслет в обмен на любовь. Возможно, даже и за постоянное сожительство. Тогда такие подарки станут регулярными. Вот оно – искушение. С одной стороны нищенский заработок вышивальщицы. С другой стороны – браслет, который можно продать и купить маме так необходимые лекарства.

На переднем плане картины — простейшая аллегория, помогающая лучше понять смысл нарисованного. Пятнистая серо-белая кошка, припав к полу, ждёт пока из-под буфета покажется мышь. Глаза у кошки внимательные, спина выгнута, хвост приподнят — вся поза выражает напряжение. Так и лукавая старуха хочет поймать девушку и нравственно «съесть» её. К слову, сели присмотреться, выражение глаз у сводни и кошки практически одинаковы. Обе ждут добычу и не сомневаются, что она им попадётся.

Сейчас уже никто не может сказать, чем же картина Шильдера привлекла Третьякова. Но одно является неоспоримым фактом — именно с «Искушения» началось перерождение купца в коллекционера…

Публикация по теме «Павел Третьяков — московский купец, опередивший государя«

Наталья Швец

Репродукция картины Николая Шильдера «Искушение» (ГТГ)

Кустодиев, Б. М. – “Красавица”

В экспозиции музея есть картина Б. М. Кустодиева «Красавица». На полотне изображена русская женщина. Талант художника позволил передать все его ощущения с помощью акварелей так реалистично, что многие посетители попадают в мир грез.

На холсте изображена русская красавица. Она выглядит целомудренно, хотя на ней нет одежды. Мастер использует для написания картины несколько стилей: дымковскую игрушку, лубочную живопись.

Полотно наполнено цветом, а его особенность заключается в том, что автор сумел выделить в образе ведущие черты характера русской женщины.

Картина Шильдера «Искушение» положила начало коллекции Павла Третьякова

Картина Николая Шильдера «Искушение» была по достоинству оценена профессурой петербургской Академии художеств. В марте 1857 года решением Совета Академии она была удостоена большой серебряной медали. Зимой «Искушение» было показано на ежегодной ученической выставке Московского училища живописи и ваяния. После чего художник передал свою работу Павлу Третьякову.

Свидетельством тому служит письмо от Шильдера Третьякову, датированное 16 июля 1858 года: «Милостивый Государь Павел Михайлович! Посылаю Вам мою картину без рамы, потому что с оной послать не совсем-то удобно, слишком много тяжести. Надеюсь на Вашу любезность, поэтому лично обращаюсь с просьбою: будьте так добры, пришлите мне обещанную сумму, если возможно, то к 28 числу этого месяца, за что я Вам буду очень благодарен. За сим свидетельствую Вам глубочайшее почтение, остаюсь покорнейший слуга Ваш Н. Шильдер».

В то время купец не помышлял о коллекционировании живописи. Подтверждением служит его письмо художнику-пейзажисту Александру Богомолову-Романовичу: «Душевно уважая Вас, скажу Вам откровенно, что картину Вашу я брал, надеясь сбыть кому-нибудь из знакомых… Мне, собственно, она не нравилась, но так как была выставлена в Академии, то я полагал, может быть, другие найдут ее хорошею…» Следует сказать, что расчёт Павла Третьякова оказался верен — он с выгодой продал не только картину Богомолова-Романовича, но и все остальные работы, приобретённые им в те годы. К слову, картина Шильдера так же выставлялась в зале собрания любителей художеств. Однако покупателей на неё не нашлось.

Перов, В. Г. – “Утопленница”

Живописец в своих произведениях продолжил традиции Федотова, обличал уродливые стороны действительности, сочувствовал страданиям народа.

«Утопленница» (1867 г.) – примечательное творение русской живописи. Художник передает великую трагедию, связанную с напрасно загубленной жизнью молодой девушки. Равнодушие жандарма притягивает зрителя к картине, делает его участником страшных событий.

Силуэт погибшей женщины подчеркивает черная одежда и разметавшиеся темные волосы на мостовой. Краски подобраны так искусно, что объединяют в едином цветовом решении раннее утро, наступление осени, одиночество погибшей женщины, представленной в жизни себе самой.

Художник сумел представить на полотне драму

На момент покупки картины Николай Шильдер был старше Третьякова на 4 года. О его детстве и юности известно немногое. Известно только что они был выходцем из семьи бедных немецких дворян Лифляндии. Отец служил смотрителем Московской коммерческой школы. Дважды – в 1845 и 1846 годах – Николай пытался поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художников в Петербурге, но принят не был.

Лишь в 1850 году Шильдер поступил в петербургскую Академию художеств, где учился более десяти лет. Он занимался в классе батальной живописи у знаменитого профессора Готфрида (Богдана) Павловича Виллевальде (автора эпохального полотна «Открытие памятника “Тысячелетие России” в Новгороде»). Причем профессор Виллевальде настолько проникся любовью к своему ученику, что даже лично хлопотал перед академиками о выдаче ему денежного воспомоществования на продолжение обучения.

В 1853 году Шильдер удостоился первой академической награды – малой серебряной медали за картину «Пикет лейб-гвардии Литовского полка. Из аванпостной службы». В следующем году художник представил на выставке Академии серию работ, посвященные событиям Крымской войны 1853–1856 годов.

Однако в 1856 году Николай Шильдер решил попробовать свои силы и в модном бытовом жанре, который тогда называли «живописью народных сцен», или на французский манер – «de genre». За образец он взял картину блиставшего на этом поприще художника-бытописателя Павла Федотова «Бедной девушке краса – смертная коса (Мышеловка)». Кстати, его работы также представлены в Третьяковской галарее.

Сюжет картины прост: бедной, но гордой девушке поступает предложение полюбить богатого мужчину в обмен на дорогой браслет. Однако Шильдер сумел представить настоящую драму.

Брюллов, К. П. – “Наездница”

В картинной галерее также представлены произведения Брюллова. Знаменитая картина «Всадница» написана благодаря знакомству автора с графиней Самойловой. Живописец создал полотно, изобразившее всадницу Джованну в светлых одеждах.

Художник впервые показал не воинственность конных произведений, а романтическую юность, пленившую зрителя своим очарованием. Современники сравнивали появление девушки на картине с летящим ангелом.

Она осадила лошадь неуловимым движением руки. Мастер с помощью красок сумел передать восторг сестры, выбежавшей встречать наездницу, лай дворовых собак, ржание лошади.

Кипренский, О. А. – портрет А. С. Пушкина

В главном здании музея находятся картины О. А. Кипренского. Самое знаменитое произведение – портрет А. С. Пушкина. Мастер живописи показал великого русского поэта как человека, имеющего независимые суждения.

Изящный поворот головы, проникновенный взгляд, сложенные руки выражают всю гамму чувств и переживаний поэта, столкнувшегося с радостью творчества и горечью поражений. Живописец изобразил гения русской поэзии в сдержанной позе, в изгибе линии рта угадывается затаенная горечь и тревога.

Боровиковский В. Л. – портрет Марии Лопухиной

Государственная галерея хранит наследие, оставленное художником, – портрет М. И. Лопухиной. Автор запечатлел известную молодую женщину. Она показана на фоне развесистой кроны старого дерева в парке, расположенном рядом с полем ржи.

Дама изящно облокотилась на парапет. Ею овладела томная нега. Мастер использует светлые тона, переходы голубого, оливкового, сиреневого цветов. Тонкая шаль, спущенная с плеч, подчеркивает грациозную фигуру.

Художник открывает мир многообразия человеческих чувств и характеров. Он пытается ощутить душевное состояние, задумывается над тем, как формировался характер М. И. Лопухиной.

Саврасов, А. К. – “Грачи прилетели”

Среди полотен Третьяковской галереи посетители отмечают картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Художник стремился к реалистичному методу изображения природы. Мастер передает на холсте колыхание нагретого весеннего воздуха. Он использует две цветовые гаммы: бело-голубые тона для изображения снега, неба, воды, и коричневые краски, которыми написаны деревья и строения.

Цвета взаимосвязаны друг с другом: на земле появились коричневые проталины, в голубой воде отражаются серые дома. Умелое расположение цвета вызывает у зрителя впечатление, что весенний воздух движется стремительными потоками. Художник воплотил в знаменитом полотне образ весенней России.

Про самые известные картины Айвазовского и Врубеля в Третьяковской галерее, читайте здесь и здесь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: