LiveInternetLiveInternet
Пейзажи Русского Севера.
Художник Татьяна Юшманова
Татьяна Юшманова родилась в Москве в семье математиков в 1979 году. За последние сто лет все в семье художницы были математиками, физиками, химиками и тем более она благодарна родителям за возможность выбора своего пути и поддержку. В 1997 году она с отличием закончила МАХЛ (Московский Академический Художественный Лицей при Российской Академии Художеств) и поступила в РАЖВиЗ (Российскую Академию Живописи, Ваяния и Зодчества). После малого диплома «Праздник», заслужившего отличную оценку и похвалу Совета, она продолжила учебу в исторической мастерской. В 2003г. окончила Академию с красным дипломом и дипломной картиной «Пристань» получившей высшую оценку и похвалу Государственной Аттестационной Комиссии.
Художница живет и работает в Москве, но в ее развитии особое значение имели те месяцы детства и юности, которые она проводила в глухой ярославской деревне, где родители купили дом. Жизнь на природе и общение с простыми русскими людьми заложили любовь к русской глубинке. Еще учась в институте, она начала много путешествовать по России, с ее уникальными древнерусскими городами, удивительными храмами, и особенно полюбила Север, где ее покорило радушие людей, величественная красота и неповторимое деревянное зодчество, в котором народ отразил свое сердце, душу, поэзию и тончайшее чувство природы. Без провинциальной России, ее культуры, невозможно формирование русского художника. Особенное место в творчестве художницы занимает Белое море и быт поморских деревень с удивительно гостеприимными, добрыми и чистыми людьми. Писать картины о современности – самое трудное, т. к., современная культура, особенно городская, антихудожественна – гораздо проще писать картины на исторические сюжеты с красотой костюмов, но Татьяну волнует современность, она считает, что художник, прежде всего, должен отразить время, в которое живет. Художница считает, что в современных крупных городах исконной России все меньше, и что в наше время только в деревнях и небольших губернских городах еще жива душа России. Она глубоко и остро переживает гибель жизни в деревне, повсеместное разрушение и умирание гордости рус-ского зодчества – северных деревянных прекрасных храмов, деревень, и одинокую смерть стариков не желающих оставлять свои дома в опустевших деревнях, и уносящих с собой опыт и мудрость, самобытность России. Она пишет этих людей, удивляясь красоте их души, воспитанной величественной природой и тяжелым трудом, пишет уцелевшие храмы и вымирающие деревни, показывает удивительную и прекрасную природу России. Эта выстраданная тема вдохновляет возможностью сказать что-то важное о сегодняшней России, заставить задуматься.
Работы художницы находятся в частных коллекциях и галереях России, Англии, Германии, Дании, Австрии, США, а также в музеях МАХЛ и РАЖВиЗ. Помимо живописи художница занимается книжной графикой. Включена в альбом «1000 русских художников», изд- во «Белый Город». 2006. С 2003 г. член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников, секция живописи. С 2011 г. член Московского Союза Художников, секция живописи.
Татьяна Юшманова
[
Майская зелень.
Белое море. Отлив
Бобровый ручей
Весенний ветер
В сентябре
Дождь
На Валааме. Никольский скит
Сарайчик у моря
Солнечный ручей
Подруги
На Валааме. Монастырская бухта
Весной
Бегут облака
. Белое море. Анзер. У поклонного Креста
Тишина
. Весна на Пинеге
Весна
Ветер
Вырубка
Золотая пора
Лесное озеро
Май 45-го
На Севере
Погожий день
Поздняя осень. Гуси
Покой
Половодье
Последний снег
Старая дорога
Лесная речка
Апрельское солнце
Вологда
Иней
Лесная сказка
Морозным вечером
На вокзале
Первый лед
Февраль
Зимнее утро
Пришла зима
Север на картинах известных русских художников
Картины известного художника Левитана о Севере
Картины известного художника Левитана всегда лиричны и наполнены душевным теплом, даже если они о Севере. Во все времена живописцы стремились к ярким краскам. И тогда, в XIX веке ради этого покупали лазурь в Афганистане, искали солнечные минералы в итальянской Сиене. Простые и эффектные контрасты часто заменяли художникам глубины смыслов таких близких неброских сюжетов. Поэтому многим предшественникам Исаака Левитана изображения наших северных краев казались скупыми и скучными. Но только не известному художнику Левитану. Для него любовь к этой земле помогала раскрыть ее красоту и благородство Севера.
Северная Финляндия на полотнах художника
Исаак Левитан в молодости не имел средств, чтобы позволить себе путешествия. Только когда ему было уже за тридцать, он побывал в Финляндии, которая входила в состав Российской Империи. Уже тогда, в период своего пребывания в этой стране, чувствовался север на картинах известного художника Левитана. Его полотна содержали изображение воды. Именно в тонких переходах оттенков воды и неба Исаака Левитана заключена тайна притягательности русского Севера. На картине известного художника Левитана «Остатки былого.Сумерки.Финляндия», написанной в 1897 году, монументальные камни словно хранят память прошлого. Здесь преобладают северные просторы с их небогатой природой, где нет ярких красок, где кисть Исаака Левитана не пишет цветы и солнце привычным широким взмахом. Не так-то просто передать благородство этой красоты. И только представителю известных русских художников, настоящему мастеру живописи это под силу.
Север в работах знаменитого художника Колотилова
Север в работах знаменитого художника Колотилова не уступает северной тематике Исаака Левитана. В «соловецком» цикле современного живописца мы можем уловить те же ноты покоя и тишины, разлитые в суровом просторе этого края. Посмотрите, например, на картину Александра Колотилова «Соловки» 2020 года. Здесь заметно стремление автора показать строгую монументальность древней крепости, которая подчёркивает скромную красоту северной природы. Не менее удивительным является сам монастырь. За всю историю своего существования Соловецкий монастырь был и военной крепостью, и тюрьмой, и лагерем. Тем не менее, еще заложенная при своем основании тремя отшельниками келья, пройдя спустя века все вехи русской истории, превратилась во всемирное достояние. Поэтому Соловецкий монастырь – это ещё и самое знаменитое из духовных мест русского Севера, прославленное ещё и картинами художника А.А. Колотилова. Например, его полотнами «Соловецкий монастырь», «Причал Соловки», «Верфь.Соловки» и другими.
Работы русского художника о красоте северной природы
Вместе с тем, Соловецкие острова не только несут в себе исторического значение. Здесь также удивительная природа. Благодаря знаменитым работам русского художника Александра Колотилова «Кемь», «Остров», «Северный поселок» здешние места завораживают своей красотой, широтой просторов и самобытностью русской истории. Посмотрите, как невообразимо привлекателен Русский Север в творчестве известного художника Александра Колотилова:
Если рассматривать работы знаменитого художника Колотилова, то они все изготовлены маслом на холсте. Подобный стиль работ присущ подавляющему большинству картин русских художников. Именно такие оригинальные картины великих живописцев России имеют наибольшую ценность, о чём упомянуто на интернет-сайте товаров для украшения интерьера дома
Отзывы
Искусствовед Раиса Власова так писала об этой картине в своей книге, посвящённой Коровину[8]:
Строгие очертания норвежских домов и лодки с оголёнными мачтами, освещённые причудливым светом северного сияния, тёмная холодная мерцающая вода, углублённая отражением призрачных столбов света, создают характерный образ Гаммерфеста в его неповторимом своеобразии. Это обобщённое представление о северном городе и в то же время о северной природе, по своему подобию определившей жизнь человека. Узкие и высокие дома напоминают огромные голые скалы, сжимающие город. Это впечатление усиливается благодаря подчёркнуто вытянутому формату картины, а также ряду вертикалей, составляющих основной её ритм: вертикалью, образованной резкой гранью дома слева, вертикалью, составленной из тёмных отверстий его окон в три яруса, почти сливающихся в одну линию, шпилем, мачтой лодки и столбами света северного сияния. |
Северная деревня
«Северная деревня» — одна из самых известных импрессионистских картин художника Сергея Виноградова. Вместе с десятью другими работами автора она была представлена в Москве на второй выставке «36 художников» в декабре 1902 года. А через десять лет, когда художнику присваивали звание академика, «Северная деревня» была названа в числе лучших его работ. Это полотно Виноградов привез из большого путешествия по северу России (Рыбинск, Архангельск, Соловецкие острова), которое он вместе с художником Василием Переплетчиковым предпринял в начале века.
Картина изображает деревню Нюксеницу, что на левом берегу реки Сухоны, в которой друзья останавливались по дороге на Белое море. В воспоминаниях, которые Виноградов в 1930-х годах публиковал в рижской газете «Сегодня», он писал: «Народ оказался славный, быт допетровский, точно в Древней Руси. Рубахи, порты, кафтаны — все белые домотканые. У баб кокошник, душегреи парчовые, а платья шелковые… Очень был занимателен молодой парень пастух. Беловолосый, во всем чистом, белом, с берестяной трубой, ловко играл на ней. Ну, совсем Лель из Снегурочки».
Перед нами скупой северный пейзаж. Скрытое за облаками солнце освещает потемневшие от времени бревенчатые дома, покрытый зеленой травой двор, поленницу дров и хрупкого белокурого мальчика, прижавшегося к дому.
Работа сознательно написана против света, по принципу театральной декорации. Контровой свет выпячивает массивные строения на заднем плане — структурные элементы композиции, ограничивающие глубину пространства полотна.
Глядя на цветовую гамму работы Виноградова, невозможно не вспомнить картины Константина Коровина, который открыл для российских художников северный край. Именно с подачи Коровина в среде московских живописцев начала 1900-х годов появилась мода на благородные жемчужные и серо-пепельные оттенки, характерные для природы этих широт. Виноградов считал своего друга Коровина первым колористом России и восхищался его работами, привезенными из путешествий по северу (, , , ).
Для передачи неба на своем пейзаже художник использовал богатую гамму бело-лилово-голубых тонов. Он сумел подчеркнуть скоротечность, эфемерность северного лета, с его неярким солнцем, которое не успевает даже высушить траву. На фоне сурового пейзажа мальчик, лицо которого едва намечено, кажется очень одиноким. Фигура робкого ребенка усиливает интонацию легкой грусти, которой пропитана вся картина.
«Северная деревня» написана после первой поездки Виноградова в Париж и его знакомства с работами французских импрессионистов. Здесь отчетливо виден переход художника к русскому импрессионизму, для которого характерна бо́льшая (по сравнению с французским импрессионизмом) «предметность» живописи, содержательность образа и передача внутреннего состояния автора. Следом за стилем меняется и тематика картин Виноградова: после поездки на север пейзажи вытесняют жанровые работы, занимая центральное место в его творчестве.
Автор: Лариса Кузора