Фёдор Васильев | |
Вид на Волге. Барки . 1870 | |
Холст, масло. 67 × 105 см | |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург | |
(инв. Ж-4095) |
«Вид на Волге. Барки»
— картина русского художника Фёдора Васильева (1850—1873), написанная в 1870 году. Принадлежит собранию Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4095). Размер картины — 67 × 105 см[1][2]. Употребляются также другие названия: «Вид на Волге»[3], «Вид на Волге. Баржи»[4][5], «Баржи на Волге»[6] и «Барки на Волге»[7][8]. На полотне изображены причаленные к берегу Волги барки, рядом с которыми расположилась группа отдыхающих от тяжёлого труда бурлаков[9][10][11].
При работе над картиной Фёдор Васильев использовал этюды и эскизы, созданные во время четырёхмесячной поездки на Волгу, которую он совершил вместе с художниками Ильёй Репиным и Евгением Макаровым, а также музыкантом Василием Репиным[12]. После смерти Васильева, скончавшегося от туберкулёза в 1873 году в возрасте 23 лет, полотно оказалось в собрании Императорской Академии художеств, откуда в 1898 году оно было передано в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)[1][2].
Искусствоведы высоко оценивали новаторство пейзажа «Вид на Волге. Барки» и его значение для развития русской живописи. Алексей Фёдоров-Давыдов о «ярко выделяется среди несколько живописно-робких и приглушённо-серых современных ему пейзажей»[3]. Николай Новоуспенский писал, что эта картина вошла «в число совершеннейших образцов русского пейзажного искусства XIX века»[13]. Фаина Мальцева считала, что, с одной стороны, это произведение является «гимном природе, её красоте, огромной потенциальной силе её жизни», а с другой — «гимном человеку, сбросившему со своих плеч бурлацкую лямку»[14].
История[править | править код]
Летом 1870 года 20-летний Фёдор Васильев отправился в поездку на Волгу, сопровождая уже известного к тому времени художника Илью Репина, который в тот период работал над своей будущей картиной «Бурлаки на Волге». Вместе с ними в этом путешествии приняли участие художник Евгений Макаров и музыкант Василий Репин, младший брат Ильи Репина. По некоторым данным, именно Васильеву удалось договориться о финансировании поездки Обществом поощрения художников. Начав путешествие в Твери, к июню они были уже в районе Ставрополя (также известного как Ставрополь-Волжский или Ставрополь-на-Волге)[12], где они провели несколько месяцев в селе Ширяево, расположенном на правом берегу Волги у Жигулёвских гор[8].
Ф. А. Васильев.
Барки у берега
(акварель, 1870, ГРМ)
Несмотря на молодость Васильева, по ходу поездки старшие коллеги были вынуждены признать его авторитет и лидерство в пленэрной живописи — впоследствии Илья Репин вспоминал, что «не прошло и недели, как мы взапуски рабски подражали Васильеву и до обожания верили ему», «он был для всех нас превосходным учителем»[15][16]. Васильев много рисовал — в его альбомах были «и широкие панорамы волжских просторов, и типичные сценки прибрежной жизни, и мельчайшие детали в формах растений и строении судов»[12]. Он часто изображал лодки, барки, расшивы, плоты, рыбацкие снасти, а также паруса, «то наполненные ветром, то ниспадающие с мачт в различных ракурсах, расположенные на переднем плане и нарисованные с тонкой детализацией или далёкие, обозначенные лишь общими изящными силуэтами на фоне воздушных далей»[17]. По-видимому, уже тогда он задумывал написание будущего полотна «Вид на Волге. Барки», доводя до уровня эскизов-вариантов некоторые рисунки, такие как хранящиеся ныне в Государственном Русском музее «Барки у берега» и «Барка и лодки у берега»[13].
Ф. А. Васильев.
Барка и лодки у берега
(рисунок, 1870, ГРМ)
После возвращения из этой четырёхмесячной поездки, используя свои эскизы и этюды, сделанные у Волги, Фёдор Васильев написал несколько картин. Помимо полотна «Вид на Волге. Барки», среди них также были другие известные пейзажи[18] — «Волжские лагуны» (1870, холст, масло, 70 × 127 см, ГТГ[19]) и «Берег Волги после грозы» (1871, холст, масло, 66,8 × 102,5 см, ГТГ[20]).
После смерти Васильева, скончавшегося от туберкулёза в 1873 году в возрасте 23 лет, Павел Третьяков очень хотел приобрести картину «Вид на Волге. Барки» для своей коллекции. 8 января 1874 года он писал художнику Ивану Крамскому: «Я решил, что для известной уже Вам моей цели, мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр даёт понятие, какой бы он также был замечательный маринист; и вот я вчера послал Вам телеграмму; я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева, хотя может быть и находите неудобным отдавать много вещей его в одни руки»[21][22]. Тем не менее Третьякову так и не удалось получить эту картину. Полотно оказалось в собрании Императорской Академии художеств, откуда в 1898 году оно было передано в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)[1][2][23]. В настоящее время полотно «Вид на Волге. Барки» выставлено в зале № 20 Михайловского дворца, где, кроме него, находятся другие произведения Фёдора Васильева, среди которых «Деревня», «Болото в лесу. Осень», а также авторское повторение картины «Оттепель»[24].
Федоров Абрамов
Один из известнейших представителей деревенской прозы родился в Архангельской области, но большую часть жизни провел в Ленинграде. Абрамов ушел добровольцем на фронт в 1941 году, прошел всю войну. И только после ее окончания смог получить высшее образование на факультете русской филологии.
Абрамова называют патриархом деревенской прозы за ту скрупулезность, с которой он пытался постичь причины трагедии крестьянства, социальные особенности деревни. Обращение к этой теме поставило Абрамова в один ряд с самыми значимыми фигурами в советской литературе шестидесятых-семидесятых годов.
Почему так много деревенских жителей было вынуждено покинуть в 50-е годы родной дом и отправиться в город? На этот вопрос Абрамов, наряду с Шукшиным и Распутины, пытается ответить в своих произведениях, давно ставших классикой русской прозы. При этом судьба героя, покинувшего деревню, всегда трагична. Стилю Абрамова, как и стилю других писателей-деревенщиков, не свойственна гротескность, образность. Наиболее значимое произведение в творчестве этого прозаика – роман «Братья и сестры».
Описание[править | править код]
На картине изображены причаленные к берегу Волги барки. Рядом с ними, у костра на берегу реки, находится группа отдыхающих от тяжёлого труда бурлаков[9][10][11]. В первую очередь внимание зрителя привлекает не жанровый мотив с бурлаками, а «самый пейзаж с его грандиозным сияющим лазурью небом и слитые с ним, устремлённые ввысь мачты стоящих барок с прекрасно написанными чуть приспущенными парусами»[25]. Барки несколько удалены от переднего плана и образуют компактную группу в центральной части полотна, играя существенную роль в восприятии пейзажа. Натурный опыт, накопленный Васильевым при создании многочисленных эскизов и этюдов, помог ему реалистично изобразить резные украшения на корме, а также тканевые складки на парусах — как приспущенных, так и расправленных[26].
Бурлаки на отдыхе (фрагмент картины)
В тени барок деликатно вписана жанровая сцена с отдыхающими бурлаками. Несмотря на обобщённость изображения отдельных фигур, «они кажутся связанными между собой „безмолвным диалогом“ выразительных поз и перекличкой синеватого и белого цвета рубах». Сизоватый дым от костра и подвешенный на треноге котелок свидетельствуют о том, что приближается обеденный час[27]. Васильев вкладывал в этот жанровый мотив большой смысл, во-первых, с его помощью усиливая воздействие основного пейзажного образа, а во-вторых, подчёркивая «ощутимую связь природного и человеческого»[28].
Линия горизонта расположена довольно низко, в результате чего бо́льшую часть полотна занимает изображение неба, «с беспредельной воздушной лазурью и громоздящимися послегрозовыми облаками». О недавно прошедшей грозе напоминают только остатки сероватых облаков в нижней левой части, а также небольшой кусочек тучи в левом верхнем углу полотна. Низкий берег реки освещён солнцем. Для того чтобы изобразить песок, принимающий отсветы и тени плывущих по небу облаков, Васильев использует разнообразные оттенки цвета — от серо-пепельного у кромки воды до золотисто-рыжего на освещённых участках в левой части полотна[29]. Кроме этого, художником хорошо переданы визуальные эффекты игры солнечного света на гладкой поверхности воды, а также лёгкой прохладной тени от стоящих у берега барок[11].
Эскизы и этюды[править | править код]
Во время пребывания на Волге Фёдор Васильев создал множество этюдов и эскизов, которые были впоследствии использованы им при написании полотна «Вид на Волге. Барки» и других картин. Среди рисунков, изображающих барки, лодки и расшивы, — «Барка с лодочкой у причала. Крестьяне в лодке. Художники в лодке» (три рисунка на одном листе, бумага, графитный карандаш, 26,3 × 34,6 см), «Рыбачьи лодки у берега», «Барки у берега. Раки» (бумага, графитный карандаш, 27,7 × 36,2 см), «Лодки и дощаники у берега. Утки», а также два рисунка с названием «Барки» (бумага, графитный карандаш, 25,5 × 34 см и 27,8 × 37,2 см), все в Государственном Русском музее (ГРМ). Рыбацкие снасти присутствуют на рисунках «Волга. Камни на берегу. Сушка сетей у берега» (бумага, графитный карандаш, 27,7 × 37 см, ГРМ) и «Художник на этюдах. Вентерь. Руины» (Харьковский художественный музей)[12]. Бурлаки и плоты изображены на рисунках «Бурлаки на Волге» и «Плоты на Волге. Ветреный день» (все в ГРМ). Также в Государственном Русском музее хранятся и два эскиза-варианта — «Барки у берега» (бумага, акварель, 19,8 × 23,7 см) и «Барка и лодки у берега» (бумага, графитный карандаш, 18,2 × 28,3 см)[13][30].
Рисунки к картине «Вид на Волге. Барки»
Барка с лодочкой у причала
Барки у берега. Раки
Барки
Барки
Ссылкиправить
- Фёдор Васильев Пейзажи художника — Вид на Волге Барки, 1870, tphvru
Работы Фёдора Васильева | |
Деревенская улица 1868 После грозы 1868 Возвращение стада 1868 Вид на Волге Барки 1870 Волжские лагуны 1870 Перед дождём 1870—1871 Оттепель 1871 Мокрый луг 1872 В Крымских горах 1873 |
вид на волге барки тоджик, вид на волге барки точик, вид на волге баркиджиджа, вид на волге баркино
Отзывы[править | править код]
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов приводил картину «Вид на Волге» в качестве яркого примера того, каким чувством цвета обладал художник, и насколько он мог придать цвету «не только формальную, но и эмоционально-содержательную значимость», составляющую главную живописную ценность его произведений. Отмечая живописность золотисто-жёлтой гаммы песка и барок, а также подчёркнутой голубизны неба и воды, Фёдоров-Давыдов писал, что по степени напряжённости и чистоты цвета неоконченный «Вид на Волге», созданный Васильевым, «ярко выделяется среди несколько живописно-робких и приглушённо-серых современных ему пейзажей». По мнению Фёдорова-Давыдова, влияние этого васильевского пейзажа чувствуется в «живописной свежести и яркости такого же жёлто-голубого фона репинских „Бурлаков на Волге“»[3].
И. Е. Репин.
Бурлаки на Волге
(1872—1873, ГРМ)
Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним — Игорь Глебов) писал, что картина «Вид на Волге. Барки» представляет собой «гармоническое сочетание водного широкого пространства с небом, плывущими по нему белыми облаками и песчаным берегом». Отмечая простоту сюжета картины, Асафьев писал: «Всё проще простого. Новизна — в музыкальном настроении, в такой чуткости сопоставления зримого, когда видимое в природе переходит в душевное состояние»[31].
Искусствовед Николай Новоуспенский соглашался с Асафьевым в том, что самое существенное в картине «Вид на Волге. Барки» — «взволнованно выраженное в живописи состояние души поэтически чуткого человека перед лицом красоты мира»[10]. По словам Новоуспенского, в этом полотне Васильев с наибольшей для своего времени силой выразил общую философскую концепцию нового реалистического пейзажа, заключавшуюся в том, что «мир человека не вносит дисгармонии в большой и прекрасный мир природы», а существует в ней естественно и просто, как её составная часть[32]. Высоко оценивая картину «Вид на Волге. Барки», Новоуспенский писал, что она вошла «в число совершеннейших образцов русского пейзажного искусства XIX века»[13].
Картины Ф. А. Васильева «Вид на Волге. Барки» и «Болото в лесу. Осень» в ГРМ
Относя «Вид на Волге. Барки» к шедеврам творчества Васильева, искусствовед Елена Петинова писала, что это полотно «поражает мастерством, с которым переданы широкий волжский простор, атмосфера, наполненная влажным воздухом и предвечерним светом». По словам Петиновой, группа уставших от тяжкого труда бурлаков, отдыхающих в тени у одной из барок, вносит в пейзаж «диссонирующую ноту», а контраст между маленькими фигурками людей и окружающей их величественной природой «рождает грустные мысли, настраивает на философские размышления»[16].
Искусствовед Фаина Мальцева отмечала необычность и новаторство васильевской картины «Вид на Волге. Барки» по сравнению с широко известными в то время пейзажами Алексея Боголюбова, совершившего несколько поездок на Волгу в 1860-х годах. Сравнивая «Вид на Волге. Барки» с репинскими «Бурлаками на Волге», Мальцева писала, что отличие между ними состоит не только в сюжетной трактовке, но и в «ликующем пейзаже», который наполняет произведение Васильева «ощущением окрылённости». По словам Мальцевой, этот пейзаж «кажется гимном природе, её красоте, огромной потенциальной силе её жизни и вместе с тем гимном человеку, сбросившему со своих плеч бурлацкую лямку»[14].
Валентин Распутин
Известный прозаик однажды сказал, что рассказать о деревне, воспеть ее в своих произведениях – его долг. Он, как другие писатели, о которых идет речь в этой статье, вырос в селе. Окончил историко-филологический факультет. Дебютом в литературе стала публикация рассказа «Край возле самого неба». Известность же принесли «Деньги для Марии».
В семидесятые годы книги Распутина Валентина Григорьевича пользовались немалой популярность у советской интеллигенции. Самые известные произведения – «Прощание с Матерой», «Живи и помни». Именно они поставили прозаика в ряд лучших современных русских писателей.
Другие книги Распутина Валентина Григорьевича – сборники, в которые вошли повести «Последний срок», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар» и рассказы «Костровые новых городов», «Сибирь, Сибирь». Не единожды кинематографисты обращались к творчеству этого писателя. Помимо «Живи и помни» стоит назвать и другие фильмы, созданные по произведениям Распутина. А именно: «Василий и Василиса», «Встреча», «Деньги для Марии», «Рудольфио».
Примечания[править | править код]
- ↑ 123
Каталог ГРМ, 1980, с. 70, № 958. - ↑ 123
Каталог ГРМ, т. 5, 2014, с. 87, № 473. - ↑ 123
А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 34. - Васильев Фёдор Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Васильев Фёдор Александрович (неопр.)
(HTML). Большая российская энциклопедия — bigenc.ru. Дата обращения 9 ноября 2020. - Ю. Ф. Дюженко, 1973, с. 27.
- А. Н. Бенуа, 1995, с. 301.
- ↑ 12С. Келасьева.
Волжская Швейцария или жемчужина Жигулей
(неопр.)
(HTML). Портал «Самарская губерния: история и культура» — gubernya63.ru. Дата обращения 8 декабря 2020. - ↑ 12
Ф. С. Мальцева, 1986, с. 40—41. - ↑ 123
Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 49—51. - ↑ 123
Ф. С. Мальцева, 2001, с. 27. - ↑ 1234
Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 48. - ↑ 1234
Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 49. - ↑ 12
Ф. С. Мальцева, 1984, с. 133. - И. Е. Репин, 1982, с. 247.
- ↑ 12
Е. Ф. Петинова, 2001, с. 200. - Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 48—49.
- Г. В. Дятлева, 2002.
- Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 100, № 151.
- Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 100, № 157.
- А. П. Боткина, 1993, с. 131.
- И. Н. Крамской, 1953, с. 76.
- И. Н. Крамской, 1953, с. 341.
- Михайловский дворец, зал 20 (неопр.)
(HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Дата обращения 20 ноября 2020. - Ф. С. Мальцева, 1986, с. 41.
- Ф. С. Мальцева, 1984, с. 128.
- Ф. С. Мальцева, 1984, с. 129.
- Ф. С. Мальцева, 1984, с. 129—130.
- Ф. С. Мальцева, 1984, с. 130.
- Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 152—153.
- Б. В. Асафьев, 1966, с. 194.
- Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 51.
Литература[править | править код]
- Асафьев Б. В.
Русская живопись. Мысли и думы. — М.—Л.: Искусство, 1966. — 241 с. - Бенуа А. Н.
История русской живописи в XIX веке. — М.: Республика, 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2. - Боткина А. П.
Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. — М.: Искусство, 1993. — 371 с. — ISBN 9785210025500. - Дюженко Ю. Ф.
Ф. А. Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1973. — 72 с. — (Массовая библиотека по искусству). - Дятлева Г. В.
Мастера пейзажа. — Москва: Вече, 2002. — 304 с. - Мальцева Ф. С.
Федор Александрович Васильев. — М.: Искусство, 1984. — 272 с. - Мальцева Ф. С.
Федор Александрович Васильев. — Л.: Художник РСФСР, 1986. — 216 с. - Мальцева Ф. С.
Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 2. — М.: Искусство, 2001. — 176 с. — ISBN 5-210-01343-X. - Новоуспенский Н. Н.
Федор Александрович Васильев. — М.: Изобразительное искусство, 1991. — 160 с. - Петинова Е. Ф.
Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб.: Аврора, 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7. - Репин И. Е.
Далёкое близкое. — Л.: Художник РСФСР, 1982. — 517 с. - Фёдоров-Давыдов А. А.
Ф. Васильев. — М.: Изогиз, 1937. — 244 с. - Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — М.: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л.: Аврора и Искусство, 1980. — 448 с.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский, В. А. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2014. — Т. 5: Живопись второй половины XIX века (А—И). — 184 с. — ISBN 978-5-93332-507-9.
- Переписка И. Н. Крамского: И. Н. Крамской и П. М. Третьяков, 1869—1887 / С. Н. Гольдштейн. — М.: Искусство, 1953. — 458 с.