Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня»


Кузьма Петров-Водкин
Купание красного коня
. 1912
Холст, Масло. 160 × 186 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Купание красного коня»
— известная картина художника Кузьмы Петрова-Водкина. Написана в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему мировую известность.

Автор

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) – российский и советский художник, родом из Хвалынска на Волге, из бедной трудовой семьи, трудом и дарованием выросший в теоретика искусства и педагога. Современники живописца считали, что талантом и содержанием он «древнерусский иконописец», способный к ясновидению. Символизм и модерн внесли коррективы в его воспитание по иконописным канонам. Картину «Купание красного коня» Кузьма Сергеевич писал, как бытовую. Очень скоро череда исторически значимых событий в стране заставила и художника, и зрителей по-новому взглянуть на полотно и открыть в нём новые смыслы и символы. Здесь сыграл свою роль приписываемый живописцу дар провидца, с которым и сам художник связал рождение этого полотна, написанного по наитию.

Невидимый разлад

Но для Петрова-Водкина был открыт и иной путь обновления жизни и души — путь сокровенный, глубинный, далекий от бунтарской силы. Еще в разгар Первой мировой войны, колоссально тяжелой для русского народа, в 1914–1915 годах он написал картину «Богоматерь Умиление злых сердец». Это не литургическая икона, но по духовной глубине и силе воздействия картина близка к иконе. Богородица изображена фронтально с поднятыми вверх руками — очевидная отсылка к одному из основных иконографических типов изображения Божьей Матери — «Оранта» (от лат. молящаяся).

На заднем фоне полотна, в мерцающей космической синеве, видны образы Богоматери с младенцем Иисусом и Распятие — бытие Божественное и бытие космическое дано как единое целое.

Богоматерь Умиление злых сердец. 1914—1915

Богоматерь Умиление злых сердец. 1914—1915

Сама Богоматерь, кажется, смотрит на земной мир, истощенный в войнах, «путаной злобе», варварском разгуле, Ее взгляд проникает в самую глубь людской скорби. Молитвенно поднятые руки по-матерински умиряют, оберегают обратившихся к ней людей и одновременно словно взывают к тишине, к вслушиванию в иное, надмирное звучание жизни. Лицо Богоматери светится изнутри светом тихой красоты и кротости. Это тот Свет, что отделен от тьмы, Свет горнего мира. И вся земля, данная Петровым-Водкиным срезами, холмами, пересечениями сфер — живым, дышащим космосом, пронизана этим неземным прозрачным свечением, «покрывающим» всю мирскую смятенность, надрыв, злобу. Увидеть этот Свет, обратиться к нему, стать причастным ему — есть вечный путь «умиления злых сердец». «Богоматерь» — ответ Петрова-Водкина на весь ужас и хаос военных лет.

Кажется невероятным, что, прочувствовав, проникнув в такую глубь и ввысь, он вскоре будет восславлять победоносные громы революции, будет украшать петроградскую площадь в честь первой годовщины октябрьских событий, станет писать картины, в которых попытается явить нового «классового» героя и… одновременно в холодном и голодном послереволюционном Петрограде, в полупустом храме будет вслушиваться в вечные слова молитвы: «Вчера по дороге в Академию зашел в церковь <�…> В храме мороз, служат в шубах, семь-восемь человек молящихся, но от всего этого, кажется, еще глубже и вечнее казались слова молитвы».

После революции Петров-Водкин выглядит вполне востребованным советской властью, вписанным в истеблишмент советской культуры.

Он был в числе первых профессоров, приглашенных революционно настроенными студентами в качестве педагога обновленной Академии художеств. Вместе с учениками оформлял, как уже говорилось, одну из петроградских площадей в честь годовщины революции, выступал с лекциями о новом искусстве. Весной 1917 года Петров-Водкин стал членом комиссии по делам искусств при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Первым из советских художников он получил звание заслуженного деятеля искусств, в 1932 году был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. В 1936 году с размахом празднуется 30-летие его творческой деятельности — две большие выставки и творческие вечера прошли в Ленинграде и Москве. Налицо вехи биографии успешного советского художника, который, кажется, не чувствует никакого разлада с новой властью.

Но так ли это?

Описание картины

Сюжет, казалось бы, прост – деревенские мальчишки в летний жаркий день купают в озере лошадей. Цветовые решения делают простую сценку непростой. Для бытовой сцены выбор цвета главного героя необычен – художник решил сделать коня красным. На заднем плане резвятся в голубых водах озера скакуны белого и приглушённого терракотового цвета, вдали розовый берег – на этом фоне окрас ближнего коня выглядит ещё гуще и ярче, выводя его в центральные персонажи полотна не только композиционно, но и по колориту и размеру. Фигура его огромна, она занимает половину картины и выписана не полностью – не хватило холста, но зритель чётко представляет гигантские размеры могучего животного в полный рост и невольно благоговеет перед его мощью.

Если от других коней и их наездников расходятся плавные волны, то от копыта красного коня рождается бурлящий водоворот. Вместе с тем сильное и мускулистое тело животного не лишено грации. На его крепкой спине, придерживая одной рукой повод, ловко сидит обнажённый молодой всадник, крепкий и поджарый хозяин коня. Юноша, почти подросток, кажется задумчивым и даже отрешённым, но он, безусловно, правит – конь косит глазом и прислушивается, не потянет ли хозяин за уздечку. За этой впечатляющей парой не просто озёрные волны и берега в зелени, а образно вся планета. Сдвоенная перспектива, по которой Петров-Водкин был настоящим мастером, позволяет зрителю видеть озеро сверху, а красного коня со своим наездником сбоку. Потому не видно неба, картина выглядит плоско и несколько театрально. Словно декорация к чему-то грандиозному, что ожидает главных героев впереди.

Доморощенная мудрость

Осваиваясь в новой реальности, он становится членом Вольной философской ассоциации (сокращенно Вольфил), которая была организована в 1919 году группой писателей, художников и деятелей культуры, именовавших себя «скифами»: А. Белым, А. Мейером, А. Блоком, В. Мейерхольдом, самим Петровым-Вод­киным. Главным инициатором объединения «вольных философов» стали публицист и историк общественной мысли Р. В. Иванов-Разумник, проповедник идеи «вечной духовной Революции, в которой единый путь к чаемому Преображению» (Иванов-Разумник), Александр Мейер, философский и религиозный общественный деятель, утверждавший идею мистериальной жертвенности — иными словами, это были люди разных мировоззренческих взглядов, такая идейная полифония. Русская интеллигенция после сотрясения всех основ привычной жизни пыталась найти новую опору для своего духовного существования. С усилением идеологического нажима новой власти вся эта идейная разноголосица вскоре насильственно заглохнет, но пока эта среда безусловно влияла на внутреннее становление Петрова-Водкина.

Троица. Эскиз для росписи на стекле. 1915

Троица. Эскиз для росписи на стекле. 1915

Сложность его внутреннего самоопределения связана не только с необходимостью приспосабливаться к обстоятельствам своего исторического времени. В нем самом существовало некое бунтарское желание как-то по-своему переосмысливать и переиначивать явления и смыслы окружающего мира, казалось бы, давно устоявшиеся, укорененные в многовековой культуре. Он кажется одним из своеобразных лесковских героев-бого­искателей. Как писал его коллега по преподаванию в академии художеств Владимир Конашевич, «он любил вещать и поучать, очень любил философствовать и делал это по “по-расейски”, то есть неумело и бестолково, открывая Америки и сражаясь с ветряными мельницами. Но в торопливом многословии художника всегда нет-нет да и мелькали драгоценные крупицы мудрости, причем мудрости доморощенной, а не взятой напрокат».

Отношение к вере у него было таким же — доморощенно-бунтарским. Он само­уверенно отвергал все, что ему не нравилось — обряды, правила, уставы Церкви. К примеру, своей матери он советовал не слишком усердствовать в соблюдении поста, так как «в нем особой святости нет». После посещения первых христианских катакомб в Риме в письме матери он делится нахлынувшими размышлениями: «Исчезли тайные богослужения под землей, выстроились огромные блестящие золотые храмы с жирными, озверевшими попами, и ничего не осталось в них от прячущихся под землю красот человеческой души… Собираются невежественные попы, спорят, ругаются из-за каких-то перстосложений, одежды, и Христос все дальше, туманнее скрывается от людей, загороженный торгашами, непонятный, печальный, одинокий остается Христос».

Жертвоприношение Авеля. Фреска церкви Василия Златоверхого, Овруч. 1910

Жертвоприношение Авеля. Фреска церкви Василия Златоверхого, Овруч. 1910

Тем не менее, при всем антицерковном пафосе в 1927 году в Ленинграде он крестил долгожданную дочь Елену, приветствуя ее: «Моя новая христианка»!

Его никогда не захватывала эстетика бунта авангардного искусства со всеми его находками и соблазнами. Авангард, стремительно развивавшееся направление культуры в 1910–1920-е годы, отбрасывал корневые устои традиционной живописи. Это радикально новое искусство больше не отражало полноту Божьего мира — собственно, и сам Творец был исключен из художественного мировосприятия авангардистов. Их образы — зачастую обрывки бытия, за которыми стремление отразить радикально изменившийся мир с его новыми скоростями, головокружительным техническим прогрессом, изменившим вековые представления о времени и пространстве. «В наши дни единственная фантастика — это вчерашняя жизнь на прочных китах. Сегодня — Апокалипсис можно издавать в виде ежедневной газеты», — провозгласил в 1923 году русский писатель Евгений Замятин в статье «О синтетизме». Авангардисты чувствовали себя демиургами новой вселенной. Показательны строки из стихотворения поэта Н. Тихонова, продолжавшего в 20-е годы традиции авангарда в поэзии:

Праздничный, веселый, бесноватый,

С марсианской жаждою творить,

Вижу я, что небо не богато,

Но про землю стоит говорить!

Картина и критика

С момента своего появления на публике, несмотря на ошеломляющий успех, на художника обрушились критики: и за планетарность и закруглённость горизонта, и за неестественный цвет коня, и за излишний эротизм. Сам художник всегда отстаивал свои решения и объяснял свою любовь к особенной перспективе впечатлениями из детства и приверженности к иконописной технике – именно церковные произведения лишены теней и объёмности. Выбранный окрас главного героя живописец перенял у древнерусских икон, в которых красный цвет хрестоматийный, а конь-огонь у русского народа – герой и мифов, и сказок, и былин. Мальчишки обнажены – так это совершенно привычное дело для русской глубинки, летом в жару нырять нагишом – картина писалась-то как сценка, привычная глазу художника с детства. В этом впитавшаяся в душу живописца особая русскость народа и народность империи.

Примечания[править | править код]

  1. Вековой юбилей знаменитой картины русского художника отметят на её родине в волгоградской глубинке (неопр.)
    (недоступная ссылка). Волга Каспий (16.11.2011). Дата обращения 17 ноября 2011. Архивировано 27 ноября 2011 года.
  2. Тайный гений на красном коне авангарда, Ольга Власенко, Эксперт-Казахстан, 10 июля 2006 г.
  3. Ипполитов А. И. https://thelib.ru/books/ippolitov_arkadiy/esse_1994_2008-read-16.html
  4. А. П. Филин
    Очерки об учёных-механиках М.: ИД «Стратегия», 2007 ISBN 5-9234-0074-X

Интерпретации картины

Через два года после создания полотна Россия была втянута в Первую мировую войну. Вот теперь художник поразился совпадению – изображение на картине перекликалось с кровавыми событиями, трагическими для государства, и картина обретала определённый смысл. Но в 1917-м ценители искусства изумились ещё больше – заполоняющий пространство картины красный конь стал однозначным символом большевистского движения и «призрака коммунизма». Говоря о картине, теперь непременно надо было её толковать: для одних она стала предвидением трагедий, ожидающих страну, для других – символом обновления. Третьи философствовали о существовании всего на земле как тесно взаимодействующих частиц огромной Вселенной. Дальше – больше: история России, затем Советского Союза, потом снова отдельной России всегда подкидывала новые дровишки в костёр для любителей толкования картин, наделённых тайными символами, метафорами, которые очень увлекательно расшифровывать. Гражданская война, репрессии, Великая Отечественная, развал СССР из новейшей истории – философствовать, сопоставляя картину со временем, можно бесконечно.

Судьба полотна

После представления картины на выставке в 1912 году (причём она была не экспонатом, а украшением холла над входом в выставочный зал), художник и само произведение стали очень популярны. Поэтому в 1914-м картина отправилась на «Балтийскую выставку» в Швецию, где также имела успех. Последующий водоворот событий в России и Европе привёл к тому, что все экспонаты, в том числе и «Купание красного коня» застряли в Швеции на долгие годы. Лишь в 1950 году после долгих переговоров картину вернули семье художника. В 1953-м от его вдовы полотно перешло к Казимире Басевич, ленинградской ценительнице искусства. Коллекционер, всю жизнь трепетно собиравшая и сохранявшая многие предметы культурного достояния страны, в 1961-м подарила картину с громкой славой, остросюжетной историей и многогранным смыслом Третьяковской галерее. Бесценный дар для потомков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: