Описание картины кипренского портрет кочубей. Описание картины Кипренского «Портрет Кочубей. Описание картины Кипренского «Портрет Кочубей»

автора Резник Семен Ефимович
Наталья «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения; один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую. Из

Из книги автора

Матрена Кочубей. Ты — Мазепа Прозвонили к обедне, но Матрена не торопилась — Бог молитву твою везде услышит, хоть в храме, хоть в доме, хоть в поле.В келье было холодно. Хотя чего ожидать от выстроенного столетия назад монастыря? Здесь холодно всегда, даже в июльский зной.

Из книги автора

Иван Мазепа и Матрена Кочубей Некоторые личности оставляют такой глубокий след в истории, что отголоски их деятельности слышны даже не через десятилетия, а через века. Бесспорно, именно такой выдающейся личностью был Иван Мазепа – гетман войска Запорожского,

Из книги автора

Глава двадцать четвертая. Альбина Викторовна 1.Первое ее письмо, от 26 декабря 1980 г., привожу почти целиком:«Дорогой Семен Ефимович! У меня случилось очень большое горе – умер мой многострадальный друг Василий Лаврентьевича] 6/XI – 80 г. Последние полтора, а особенно

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Сочинение по картине О. Кипренского Портрет Натальи Викторовны Кочубей Презентацию подготовила Лазаренко Ольга Даниловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 111» г. Барнаул

Автопортреты художника

Знаменитые портреты О. Кипренского

Наталья Викторовна Кочубей (1813 г.) — дочь В.П.Кочубея, министра внутренних дел, члена Негласного комитета при Александре I . Когда с ней познакомился и писал ее Кипренский, Наталья была еще подростком.

Кочубей Виктор Павлович. Литография П.Ф. Бореля с оригинала Д. Доу Кочубей Виктор Павлович (1768-1834), князь (1831), дипломат — чрезвычайный посланник в Константинополе, член Коллегии иностранных дел и вице-канцлер. Дважды (1802-1812 и 1819-1825) был министром внутренних дел. С 1827 г. — председатель Государственного Совета и Комитета министров.

Портреты Н. В. Кочубей

По свидетельству М. А. Корфа, она была « первым предметом любви Пушкина », ранним увлечением юного поэта. Знакомство и встречи Пушкина с Кочубей относятся к первым годам пребывания его в Лицее, когда она проживала с родителями в Царском Селе.

Первая муза поэта Карандашный рисунок юного Пушкина Чувствo пoэтa к юнoй Кoчубeй, пo-видимoму, oтрaзилoсь в стиxoтвoрeнияx «Измeны» (1815) и «Вoспoминaньeм упoeнный» (1819) Все миновалось! Мимо промчалось Время любви. Страсти мученья! В мраке забвенья Скрылися вы.

Прообраз Татьяны Лариной Пo сoбствeннoму признaнию Пушкина он вoспoльзoвaлся живoй нaтурoй Кoчубeй для изoбрaжeния Тaтьяны в вoсьмoй глaвe «Eвгeния Oнeгинa» (1829 — 1830). Oнa былa нeтoрoпливa, Нe xoлoднa, нe гoвoрливa, Бeз взoрa нaглoгo для всex, Бeз притязaний нa успex…

Девушка не позирует, ее живой подвижной натуре как бы противоестественно всякое желание принять застывшую позу. Как просто и непринужденно повернута ее голова — по-видимому она обращается к кому-то из собеседников, в ее взгляде недовольство, недовольство подростка, еще не умеющего скрывать свои сиюминутные чувства и порывы. Поворот фигуры становится выражением душевного порыва. Девушка сидит в кресле, в домашнем платье с высокой талией
История портрета Наталья Викторовна Кочубей художник Кипренский О.А.1813г
Портрет Натальи Викторовны Кочубей 1813г художник Кипренский Орест Адамович

О.А.Кипренский

Кочубей, Виктор Павлович

Происходил из малороссийского казацкого рода Кочубеев. Родился в Полтавской губернии, в родовой усадьбе Диканька, в семье Павла Васильевича Кочубея (1738—1786) и Ульяны Андреевны, урожд. Безбородко (1742—1777). Правнук генерального писаря Василия Леонтьевича Кочубея, казнённого в 1708 году по обвинению в доносе на гетмана Мазепу в стремлении к измене.

Павел Васильевич Кочубей, занимавший место главы в подкоморном полтавском суде, дал своим сыновьям античные имена Аполлона

и
Виктора
. Заботу об их воспитании и образовании принял на себя их бездетный дядя Александр Андреевич Безбородко, фактически руководивший в то время внешней политикой России. В 1775 году он пригласил племянников к себе в Петербург.

Виктор Павлович учился в частном пансионе де Вильнева, одновременно в 1776 году был записан на службу в Преображенский лейб-гвардии полк. Безбородко предназначал племяннику дипломатическую карьеру. Для окончания образования был послан в Женеву, где находился под присмотром Италинского.

Портрет князя Виктора Павловича Кочубея — художник Е. И. Ботман

Начало службы

В 1784 году Кочубей короткое время состоял адъютантом Потёмкина. В том же году начал дипломатическую карьеру в русской миссии в Швеции. Находил время, чтобы посещать лекции в Упсальском университете.

В сентябре 1786 года получил придворное звание камер-юнкера; состоял в свите Екатерины II во время путешествия её в Крым.

В 1788 году был причислен к миссии в Лондоне под руководством графа Воронцова. Получив разрешение путешествовать по Европе для продолжения образования, посетил Швейцарию, Голландию и Францию.

В начале 1791 года вопреки воле Безбородко, совершил поездку в Париж, где слушал лекции Жана-Франсуа де Лагарпа и наблюдал за событиями революции. В том же году участвовал в подписании Ясского мира. В 1792 году сблизился с великим князем Александром Павловичем.

С 11 октября 1792 года до 1797 года — чрезвычайный посланник в Константинополе.

Вступление на престол Павла I не повлекло за собой опалы Безбородко (как это случилось с большинством людей, пользовавшихся расположением покойной императрицы) и поэтому, в октябре 1798 года его протеже и племянник стал вице-канцлером и вице-президентом Коллегии иностранных дел. Уже в тридцатилетнем возрасте он был произведён в действительные тайные советники, а 4 апреля 1799 года возведён в графское достоинство Российской империи.

Как дипломат Кочубей держался «национальной системы, основанной на пользе России», желал, чтобы «все державы дорожили её дружбой» и боялся территориальных приращений[2]. Был сторонником укрепления отношений с Османской империей.

В сентябре 1799 года, сразу после смерти дяди, Кочубея постигла немилость и он был сослан в деревню: император хотел женить Виктора Павловича на своей фаворитке Анне Лопухиной, но Кочубей ослушался и женился на Марии Васильчиковой.

Весной 1800 года выехал за границу, но, получив в Дрездене известие о смерти Павла I, в апреле 1801 года вернулся в Петербург.

Негласный комитет

Дворец Кочубея в Царском Селе (1817—1824)
По вступлении на престол Александр I назначил его в июне 1801 года президентом Коллегии иностранных дел и сенатором. Гораздо важнее было то, что Кочубей стал одним из ближайших советников императора и вошёл в состав Негласного комитета, призванного подготовить преобразования государственного строя России.

12 декабря 1801 года граф Кочубей был назначен членом Непременного совета, а с образованием министерств[3], 8 сентября 1802 года стал первым министром внутренних дел России. По замечанию Вигеля:

Красивая наружность, иногда молчаливая задумчивость, испытующий взгляд, надменная учтивость — были блестящие завесы, за кои искусно прятал он свои недостатки, и имя государственного человека принадлежало ему, когда ещё ничем он его не заслужил[4].

При обсуждении крестьянского вопроса выступал против освобождения крестьян без земли и практики перевода их в дворовые; ту же позицию отстаивал в Комитете по устройству дел эстляндских и лифляндских крестьян, председателем которого Кочубей был с 1803 года. В области политических преобразований Кочубей выступал сторонником разделения властей при сохранении незыблемости самодержавия.

В начале XIX века министерство внутренних дел ведало вопросами экономики и транспорта. Кочубей сосредоточился на развитии недавно присоединённых южных земель и не жалел ассигнований на обустройство Новороссии, в особенности Одессы. Доклад о недостатках устройства южных земель России он представлял ещё предыдущему императору.

Кочубей одним из первых заметил талант Сперанского и привлёк его к себе на службу. В 1806 году, во время болезни, Кочубей отправил Сперанского вместо себя с докладом к императору. Это знакомство имело немаловажное значение для истории России[5].

Со временем у Александра I накапливались разногласия с «молодыми друзьями». Англофил Кочубей считал заключение Тильзитского мира крахом всей внешней политики России, обессмысливающим кровопролитные войны предшествующих лет, и несколько раз попросил у императора отставки. Но только четвёртая его просьба была удовлетворена, — 24 ноября 1807 года.

При увольнении с поста министра Кочубей разослал «всем губернаторам циркулярные письма, в которых, расставаясь с ними, благодарил за споспешествование ему в исполнении собственных его обязанностей их деятельными трудами»[6], и уехал как частное лицо в Париж, где встречался с министром полиции Фуше и другими деятелями Первой империи.

После войны 1812 года

Кочубей на портрете А. Г. Венецианова
После возвращения из отпуска, в 1810 году Кочубей вошёл в состав Государственного совета. В начале 1812 года назначен председателем Департамента законов Государственного совета. Поддерживал предложение Сперанского о реформе финансов и Сената. Сохранял с ним хорошие отношения, даже когда реформатор подвергся опале.

Во время Отечественной войны и Заграничном походе состоял при императоре. Содействовал назначению Кутузова главнокомандующим. В 1813 году возглавлял Центральный совет по управлению германскими землями. Ему была предложена должность посла в Англии, от которой он отказался, ибо не желал покидать Россию в такое сложное время (любил повторять, что долгое пребывание вне отечества против его правил).

Поданная императору «Записка гр. В. П. Кочубея о положении империи и мерах к прекращению беспорядков и введении лучшего устройства в разные отрасли, правительство составляющие

», в которой Кочубей предлагал объединить Министерство полиции с Министерством внутренних дел, а также создать Министерство духовных дел и народного просвещения, побудила Александра назначить его в 1816 году председателем Департамента гражданских и духовных дел Государственного совета (до 1819 года).

В 1817—1818 годах граф Виктор Павлович Кочубей жил в столице Франции городе Париже.

Вторично назначен министром внутренних дел 4 ноября 1819 года. 30 августа 1821 года получил андреевскую звезду. В том же году император распорядился перенести к полукруглой площади перед его царскосельским дворцом чугунные ворота с надписью «Моим любимым сослуживцам» (А mes chers compagnons d’armes

).

В 1819 году Кочубей приобрёл у князя Лобанова-Ростовского участок на берегу Фонтанки и заказал архитектору Монферрану строительство особняка для своей семьи[7]. На приёмах и любительских спектаклях в этом доме бывало лучшее столичное общество. На масленицу 1827 года М. И. Глинка пел здесь женскую партию из «Дон Жуана»[8]. Балы Кочубеев вошли в пословицу, на них съезжалась вся высшая аристократия, а также императорское семейство.

28 июля (9 августа) 1821 года российским императором Алек­сан­дром I был учреждён Сибирский комитет и В. П. Кочубей стал его первым председателем[9][10].

За те четыре года, пока Кочубей управлял министерством, из его состава был исключён департамент торговли и мануфактур, которым он более всего интересовался, затем отошло управление путями сообщения. С другой стороны, присоединению функций бывшего министерства полиции Кочубей был вовсе не рад, так как дела сыска его не занимали[11].

Сдав управление министерством 25 февраля 1823 года (официально снят с должности 28 июня 1823 года), Кочубей переключил внимание на болезнь своей младшей дочери. Выслушав советы докторов, сановник решил везти её не на заграничные воды, а на юг России, в Феодосию, что было тогда в диковинку. С наступлением весны из Петербурга он тронулся в путь водой, каналами, затем по Волге спустился до Царицына, оттуда доехал до Дона на лошадях и далее снова водой в Крым; зиму провел он в Одессе, затем уехал за границу, где дочь его скончалась.

Последние годы

Триумфальная арка на въезде в Диканьскую усадьбу Кочубея
Граф Кочубей вернулся в столицу ко времени воцарения Николая I. С 1826 года председатель секретного «Комитета 6 декабря 1826», итогом деятельности которого стали предложения по реорганизации органов власти, крестьянскому и сословному вопросам, частично осуществленные в 1830—1840-х годах. В 1827 году назначен председателем Государственного совета (до 1834 года) и Комитета министров (до 1832 года). В 1828 году руководил тайным комитетом по управлению внутренними делами империи, созданным на время пребывания императора в действующей армии.

К этому времени относится составление Кочубеем ряда развёрнутых «записок» императору. В одной из них он предлагал разделить власть судебную и полицейскую путём введения института мирных судов. В 1828 году он возглавил Попечительский совет заведений общественного призрения в Санкт-Петербурге[12].

Именным Высочайшим указом от 6 декабря 1831 года председатель Государственного совета и Комитета министров, действительный тайный советник, граф Виктор Павлович Кочубей был возведён, с нисходящим потомством, в княжеское Российской империи достоинство. Почетный член Московского университета с (1832—1833)[13]. В 1834 году стал Государственным канцлером внутренних дел, достигнув высшего чина Табели о рангах.

В том же году в Москве, ночью со 2 на 3 июня, он скоропостижно умер на руках своей супруги от приступа грудной жабы (стенокардии) и был похоронен в церкви Святого Духа Александро-Невской лавры. Пушкин написал в дневнике по поводу его кончины: «Царь был неутешен, новые министры повесили головы

». В то же время он приводит ходившую в те дни шуточную эпитафию[14]:

Под камнем сим лежит граф Виктор Кочубей. Что в жизни доброго он сделал для людей, Не знаю, чорт меня убей.

Оценки деятельности

Современники характеризуют Кочубея как человека крайне сдержанного и осторожного. По словам одного из губернаторов, он был «холоден от природы, не допускал никакой короткости с собой, но всегда был вежлив и благопристоен»[6]. Говорили, что это был ум в высшей степени согласительный: никто не выдавался, как он, в уменьи разрешать трудные вопросы и приводить к согласию разноречивые мнения[15].

Кочубей считал крепостное право «гигантским злом», но как государственный человек боялся потрясений и как опытный чиновник не был склонен «ослаблять порядок существующий»[2]. Начиная правление Александра либералом, во второй половине царствования он разделял господствующее тяготение к консерватизму. Пушкин написал после его смерти:

Казалось, смерть такого ничтожного человека не должна была сделать никакого переворота в течение дел. Но такова бедность России в государственных людях, что и Кочубея некем заменить!

В 1862 году, составляя список самых выдающихся личностей в российской истории для изображения на памятнике «1000-летие России», император Александр II включил в число этих 129 фигур и Виктора Павловича Кочубея.

Портрет Н.В.Кочубей

(1801 — 1855)

1813г, итальянский карандаш, акварель на бумаге Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Наталья Викторовна Кочубей (1813 г.) — дочь В.П.Кочубея, министра внутренних дел, члена Негласного комитета при Александре I . Когда с ней познакомился и писал ее Кипренский, Наталья была еще подростком. Наталье было 13 лет.

Взглянем на пожелтевшии от времени листок с выцветшими красками — и будто живой ток жизни пронижет нас. В этих легких. чуть небрежных штрихах искрящаяся веселость и вольность, ясность и непредубежденность взгляда.

Девушка не позирует, ее живой подвижной натуре как бы противоестественно всякое желание принять застывшую позу. Как просто и непринужденно повернута ее голова — по-видимому она обращается к кому-то из собеседников, в ее взгляде недовольство, недовольство подростка, еще не умеющего скрывать свои сиюминутные чувства и порывы.

Во время учебы Пушкина в лицее ее семья проводила лето в Царском селе Известно, что Н. В.Кочубей посещала Лицей, где ее и увидел Пушкин. Ей он посвятил «Измены» и другие свои стихи.

ИЗМЕНЫ «Все миновалось! Мимо промчалось Время любви. Страсти мученья! В мраке забвенья Скрылися вы. …..»

Пушкин был увлечен ею, но после лицейских лет встречались они не часто

Наталья Кочубей Известный пушкинист Евгений Рябцев в своей книга «113 прелестниц пушкина: неизвестные факты личной жизни поэта» считает, что первым серьезным романтическим увлечением в жизни юного Александра стала гордая светская красавица Наталья Кочубей. Многие исследователи-пушкинисты считают её «утаенной любовью» поэта, зашифрованной в его «донжуанском» списке под инициалами N N. Видимо, поэт был страстно влюблен в юную прелестницу и очень переживал, когда она в 1818 году вышла замуж за графа Строганова — представителя одной из влиятельнейших и богатейших фамилий Российской империи. Наталья Кочубей вызвала у Пушкина сильную, страстную любовь, но сама при этом оставалась холодна и равнодушна. Она даже не кокетничала с ним, а просто отвергла его чувства. По мнению Евгения Рябцева, с воспоминаниями о Наталье Кочубей связаны пушкинские поэмы «Кавказский пленник», «Полтава» и «Бахчисарайский фонтан», некоторые строфы романа в стихах «Евгений Онегин».

Цитаты[ | ]

Сначала рисовал одежду как одежду. А потом стало грустно, и я начал рисовать друзей, родственников, себя маленького. Конечно, в контексте костюмной темы.

Оригинальный текст (укр.)

Спочатку зображував одяг як одяг. А потім стало сумно, і я почав малювати друзів, родичів, себе маленького. Звісно, в контексті костюмної теми.

[1]

Художнику непревзойдённо удаётся перенести песню на бумагу, воплотить звуки и песенные мотивы в графике. Его работы буквально поют. Каждая картина Николая Кочубея будто переполнена архетипами. В них сразу узнаётся украинское — не благодаря примитивному изображению герба или в желто-голубой колористики — художник использует значительно тоньшие символы, намёки и образы, которые апеллируют к подсознанию и генетической памяти.

Оригинальный текст (укр.)

Митцю неперевершено вдається перенести пісню на папір, втілити звуки й пісенні мотиви у графіці. Його роботи буквально співають. Кожна картина Миколи Кочубея ніби переповнена архетипами. У них одразу впізнається українське — не завдяки примітивному зображенню герба чи у жовто-блакитній колористиці — художник використовує значно тонші символи, натяки та образи, які апелюють до підсвідомості й генетичної пам’яті.

[8]

Описание картины Кипренского «Портрет Кочубей»

Издревле было принято рисовать красавиц, портреты которых покоряли еще долгие годы сердца и умы миллионов. Не обошли стороной сложности позирования и совсем юную Наташеньку. Ей всего лишь двенадцать лет. Но все в ней уже говорит и о прелести ее весенней поры, и о загадке присущей любой, даже маленькой женщине, и о характере твердом и знающем себе цену.

Кипренский преподал урок прекрасного на этот раз всем красавицам, изобразив музу своего поколения, открыв ее талант окрылять на великие произведения, ставшие известными многим поклонникам искусства. Кто эта девочка? Как влияет ее красота? А что, если бы она была моею современницей?

Мне показалось, что Кочубей Наташа, судя по портрету, была достаточно серьезной молодой девушкой. Ее головка грациозно повернута от живописца, кажется, что она позволяет себя рисовать, вот насколько царственный вид у нее сейчас. Глаза тоже смотрят в сторону, щечки разрумянились от гнева. Или другие чувства переполняют ее? Или же ее сильно расстроили перед самой этой сценой, а может быть она вовсе не хочет позировать, поэтому и такая неприветливая? Что случилось с ней, неизвестно. Но даже в таком состоянии она выглядит невероятно симпатичной.

Известно, что всего лишь через несколько лет она и другим подарит вдохновение творить. Действительно, истинная красота не нуждается в дополнительном приукрашивании. На ней нет ничего дорогого, и ничто изысканное не окружает ее. Лишь простое, свежее белизной платье, голубой платок, завязанный на груди, скромно уложенные волосы, и даже поза не привлекает внимание. Но именно такая, естественная, она более всего и хороша.

Легко представить эту девушку в наше время. Ее красота не принадлежит одному веку. Она всегда во все времена актуальна. Такая как она легко может всего лишь через пару лет блистать на обложках модных журналов. И каждый остановит взгляд, и поймет, что вне всяких сомнений милое и юное создание настоящая звезда, блистающая искренностью и чистотой поэзии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: