Собор Реймский во Франции: фото, стиль и история. Чем интересен собор в Реймсе?


Реймский собор (Франция) – это не просто шедевр готического зодчества. Помимо ценности артефакта, это здание несет в себе и другое, более важное значение. Некогда в нем принимали коронацию все монархи Франции. Здесь хранилось миро (ароматическое масло), по легенде, посланное самим Богом с небес для крещения и помазания на царство Хлодвига. И хоть Франция давно уже республика, собор является неким символом величия страны и ее славного прошлого. Для ценителей средневековой архитектуры Cathédrale Notre-Dame de Reims также представляет собой немалую ценность. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари, в котором смешались разные стили, собор в Реймсе являет собой отличный образец высокой готики. Несмотря на то что здание возводилось целой плеядой сменявших друг друга архитекторов, все части в нем образуют органичное целое. Давайте познакомимся поближе с этим памятником средневекового зодчества, включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор реймский

История[ | ]

Первые картины цикла художник начал писать в феврале 1892 года во время своего первого пребывания в Руане. Моне арендовал апартаменты возле собора, где для работы оборудовал временную студию. Большинство полотен создано художником в 1892 и 1893 годах, дорабатывал он картины в 1894 году. Ожидаемая всеми руанская серия была представлена только в 1895 году. Благодаря Полю Дюран-Рюэлью в мае 1895 года была организована персональная выставка для цикла «соборов», и еще до окончания выставки было продано восемь картин. «Соборы» вызвали противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро приняли их с энтузиазмом, а Клемансо написал статью «Революция соборов». Моне хотел, чтобы оставшиеся двадцать картин серии продавались не по одной, а всей серией, — при том, что каждая из них оценивалась в 15 000 франков. Вопреки воле Моне «Соборы» были проданы разным лицам, и сегодня они хранятся в музеях Франции, Соединенных Штатов и России.

Прототип Реймского собора

На месте здания во времена завоевания Римом Галлии располагались термы. Суровая природа Шампани заставила легионеров построить в Реймсе и интересный Форум: в отличие от других городов, он крытый, что позволяло гражданам собираться под защитой стен от дождей и холода. Когда же христианство стало государственной религией, на месте терм был построен первый собор. Реймский епископ, блаженный Никазий, освятил его в честь Богоматери. В конце V века, в 498 году, вождь франков Хлодвиг принял в этом соборе крещение из рук Ремигия. Позже этот переход из язычества в христианство стал ассоциироваться с коронацией. Ведь Хлодвиг I нарекся монархом Франции. В 816 году Людовик Благочестивый также выбрал Реймс местом коронования. Он возглавил всю священную Римскую империю. Чтобы подкрепить свои претензии на власть волей Бога, королевская пропаганда запустила легенду о Святой Стекляннице. Дескать, в момент крещения Хлодвига с небес спустился голубь, неся в клюве пузырек с миром.

Игра света[ | ]

Современный вид на фасад Руанского собора
Когда Моне создавал цикл Руанских Соборов, он уже давно увлечен темой выразительной передачи различий света в разное время дня и года, и тем как атмосферные условия изменяются. Для Моне эффекты света стали столь же важными как и изображаемый предмет. Его предыдущие серии, в которых он также изображал различные виды на один и тот же объект при различных условиях освещения, — попытка иллюстрировать важность света в нашем восприятии темы в данном времени и месте. Цикл «Соборы» не был для Моне первым циклом полотен одной темы, но он был самым исчерпывающим. В предыдущих своих экспериментах со светом художник изображал пейзажи. Собор позволил ему выделить парадокс между на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.

Собор и время

Несмотря на то что храм XIII-XIV веков выглядел так, как и сейчас на фото, Реймский собор в какой-то мере является «новоделом». Во время Первой мировой войны знаменитая битва за Марну превратила город в самый центр боевых действий. Собор в результате немецких бомбардировок был разрушен почти полностью. Остатки или фрагменты оригинальных скульптур были перенесены в епископский дворец неподалеку (Palais Du Tau). А над самим собором начались долгие реставрационные работы. Они закончились лишь в 1938 году. Витражи удалось восстановить (при помощи эскизов Марка Шагала) только в 1974-м.

Техника[ | ]

Живопись собора была многообещающей задачей, даже для Моне. Он понял, что изображение ускользающего света, из-за его изменяющейся природы и чрезвычайной тонкости, почти невозможная вещь. Он решил сначала быстро захватить сущность, заканчивая эскиз позднее и комбинируя с запомнившимся изображением. С течением времени Моне наносил на полотно с каждым разом все более толстый слой краски, выделение отдельных цветов менее заметно, чем в начале его творчества. Краски и фрагменты картины сливались и соединялись между собой. Благодаря этому складывается впечатление, как будто свет живет в картине. У Моне тень становилась цветом, а цвет — игрой света.

Теперешний собор Реймский: история

Золотая легенда о Стекляннице, а также еще одно чудо, совершенное Ремигием (дескать, он, как Христос в Кане Галилейской, превратил воду в вино), укрепили политическое могущество и власть реймских архиепископов. Римская церковь уже тогда претендовала на инвеституру. Чтобы стать легитимным правителем, нужно было пройти коронацию в этом соборе. Здание неоднократно расширялось и перестраивалось. К началу XIII столетия оно являло собой чудесный образец романского зодчества. Но в 1210 году случился пожар, который почти полностью уничтожил собор. Реймский архиепископ Обри де Умбер приказал разобрать руины и уже через год, 6 мая 1211 года, заложил первый камень в строительство нового здания. Над собором, также посвященным Богоматери, архитекторы трудились 64 года. Он возводился, что называется, с нуля. То есть романские постройки были полностью разобраны и не вошли в комплекс.

Галерея[ | ]

  • Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.
  • Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
  • Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония (1892-1893), Музей Орсе, Париж.
  • Руанский собор, портал и башня в солнце, гармония голубого и золота (1892-1893), Музей Орсе, Париж.
  • Руанский собор, портал; гармония голубого (1892-1893), Музей Орсе, Париж.
  • Портал и башня в утреннем свете, Гармония голубого (1893), Музей Орсе, Париж.
  • Руанский собор, Западный портал и башня в полдень, Гармония голубого и золота (1893), Музей Орсе, Париж.
  • Руанский собор, портал; солнечный свет (1894), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  • Руанский собор, фасад (закат), гармония золотого и голубого (1892-1894), Музей Мармоттан-Моне, Париж.
  • Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894), Музей Фолькванг, Эссен, Германия.
  • Руанский собор, фасад 1 (1892-1894), Музей искусства, Хаконе, Япония
  • Руанский собор, фасад и башня Альбане, туманный день (1892-1894), Beyeler Foundation, Риэн, Швейцария.
  • Руанский собор, фасад в солнце (1894), Clark Art Institute, Вильямстаун, США.
  • Руанский собор, Западный фасад (1894), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
  • Руанский собор, Западный фасад в солнце (1894), Национальная галерея искусства, Вашингтон.
  • Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изящных искусств, Руан.

Кафедральный собор (Cathédrale Notre-Dame de Reims)

Реймский собор построен в 13 веке в самом центре города. Уникальная архитектура и многочисленные скульптурные композиции (2300 статуй) сделали его образцом готического искусства Франции. В 1991 году он вошел в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор получил известность благодаря французским королям, которые выбрали его для коронаций. На одной из них присутствовала Жанна Д’Арк, статуи которой дополняют архитектурный комплекс.

Здание в готическом стиле украшают башни, высота которых достигает 82 м. Еще выше, на колокольнях, на высоте 87 м, расположены фигуры ангелов. «Улыбкой Рейнса» называют знаменитую скульптуру улыбающегося ангела. Заслуживают внимания и многочисленные витражи – и старинные, и современные. Но главная тайна собора – это подземный лабиринт, который паломники проходили на коленях, очищаясь таким образом от грехов. Его местонахождение пока остается загадкой. Министерство культуры Франции приняло изображение лабиринта в соборе, повернутое на 45º, в качестве знака для обозначения исторических памятников. Сейчас внутрь собора можно пройти бесплатно всем желающим, правда часть здания находится на реставрации.

Ссылки

  • Циклы Вокзал Сен-Лазар (1877) • Стога[en] (1890—1891) • Тополя[en] (1891) • Руанский собор (1892—1894) • Мост Чаринг-Кросс (1899—1904) • Мост Ватерлоо[fr] • Здание парламента в Лондоне[en] (1900—1905) • Кувшинки (1920—1926)
    Семья Камилла Донсье (первая жена) • Мишель Моне[en] (сын) • Жан Моне[en] (сын) • Алиса Ошеде[en] (вторая жена) • Бланш Ошеде (падчерица) • Сюзанна Ошеде (падчерица) • Теодор Батлер (зять)
    Окружение Жак-Франсуа Ошар[en] (учитель) • Эжен Буден (учитель) • Гюстав Курбе (учитель) • Эрнест Ошеде[en] (покровитель) • Поль Дюран-Рюэль (арт-дилер) • Жорж Пети[en] (галерист) • Фредерик Базиль (соратник) • Пьер-Огюст Ренуар (соратник) • Камиль Писарро (соратник) • Эдуард Мане (соратник) • Джон Сингер Сарджент (соратник) • Альфред Сислей (соратник) • Гюстав Кайботт (друг) • Жорж Клемансо (друг) • Гюстав Жеффруа[en] (друг) • Октав Мирбо (друг)
    : неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
    • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
    • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Архитектурный облик Реймсского собора

страшная горгулья

Реймсский собор считается одним из красивейших зданий готического стиля, великолепным образцом высокой (зрелой) готики. Длина его составляет 138 м., ширина – 30 м., высота свода над центральным нефом – 38 метров.

лепнина реймсского собора

Автор проекта, архитектор Жан д’Орбе, изначально предполагал увенчать величественное здание семью башнями со шпилями высотой 120 метров, однако в итоге построили лишь две 80-метровых башни, украшающие западный, главный фасад. Южная башня служит колокольней. Здесь размещены два колокола, один из которых, «Шарлотта», весит более 10 тонн.

архитектура реймса

Несмотря на свои размеры (это самое большое готическое здание Франции), собор не кажется массивным благодаря обилию остроконечных ажурных арок, изящных фронтонов, пирамидальных шпилей. Здание строилось под руководством четырёх зодчих, тем не менее, оно производит впечатление исключительной архитектурной целостности. По сообщению летописца, замысел Жана д’Орбе неукоснительно выполнялся его преемниками.

фрески реймсского собора

Непередаваемое впечатление производит западный фасад. Вертикально ориентированные элементы фасада создают ощущение небывалой лёгкости — собор будто взмывает в небо. Круглые витражные окна в форме роз, расположенные над порталами, придают зданию нарядный вид.

каменные розетки

Боковые фасады примечательны высокими и широкими стрельчатыми окнами, которые почти смыкаются друг с другом. Над алтарным помещением, апсидой, возведена высокая башня со шпилем. В целом же собор — классическая трёхнефная базилика, тип здания, унаследованный от римской архитектуры.

статуи реймсского собора

Неотъемлемым элементом готических зданий являются скульптуры и рельефы. На главном фасаде Реймсского собора размещено около 2300 фигур и рельефных изображений. Над центральным порталом представлено коронование Богоматери. Мария восседает на троне, установленном на возвышении, Иисус возлагает корону на её голову, вокруг них шесть ангелов.

коронация богоматери

Выше располагается Галерея королей. Здесь установлено 56 фигур французских монархов, рост каждой из которых составляет 4,5 м. В центре композиции восседает Хлодвиг, рядом с ним его супруга Клотильда и святой Ремигий.

статуи хлодвига и ремигия

Над правым порталом представлена сцена Страшного суда. Христос изображён на троне, рядом с ним четыре ангела, ниже размещены фигуры мучеников, а также персонажей из истории города. Здесь король, папа, епископ, рыцари, горожане, легисты.

страшный суд

Статуи мучеников – это старейшие скульптуры собора, их создание относят примерно к 1220 году. Композиция левого портала показывает распятие Христа. Здесь находятся изображения самого Иисуса и его учеников, Девы Марии, ангелов, святых и епископов.

ангел с улыбкой

Своего рода визитной карточкой собора и всего Реймса является знаменитая статуя «Улыбающийся ангел», созданная в первой половине XIII века. Она является частью скульптурной композиции левого (северного) портала. Очень выразительна фигура Атланта, некогда вдохновившая Виктора Гюго на создание образа Квазимодо. Не забыты и водосточные трубы, украшенные изображениями химер, горгулий и прочих мифических чудищ.

карлик реймсского собора

Одна из загадок собора – скульптуры, изображающие встречу Богоматери и её двоюродной сестры Елизаветы. Эти статуи, размещённые на западном портале, мастерски выполнены в классической древнегреческой манере и разительно отличаются от остальных скульптур храма.

греческие скульптуры

Специалисты усматривают руку того же ваятеля в некоторых других статуях и рельефах, однако кем был мастер, в таком совершенстве владевший давно забытым эллинским искусством, остаётся неизвестным.

горгулья реймса

Для более полного ознакомления со скульптурами Реймсского собора необходимо посетить также дворец То, расположенный рядом с собором. Здесь хранятся оригиналы многих статуй, находившиеся некогда в соборе, а также коллекция предметов, использовавшихся при коронации.

дворец то

Богослужения и другие возможности посещения

Адрес собора: Place de Notre-Dame de Rouen (Cathédrale Notre-Dame de Rouen) 76000 Rouen, Франция.

Часы работы:

  • понедельник — с 14.00 до 18.00;
  • со вторника по субботу — с 9.00 до 19.00;
  • воскресенье — с 8.00 до 18.00.

Собор до сих пор функционирует как римско-католическая церковь, поэтому часть его закрыта для посещений во время богослужений. Летом на западном фасаде храма устраивают световые шоу, в основном, представленные картинами Моне. Мероприятия начинаются в 10 вечера.

в руане франция

Собор Руанской Богоматери на карте:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: