Сюрреализм как стиль в живописи


Первая мировая война, захлестнувшая Европу на самом пике ее культурного и экономического расцвета, стала одной из травм, определивших дальнейшее развитие западной культуры. Многим современникам этих страшных событий казалось, что реальностью становятся их ночные кошмары: химические атаки и взрывчатка, боевые дирижабли и танки – было ощущение, будто новоизобретенное страшное оружие переходит в реальность прямиком из бессознательного, незадолго до этого открытого и описанного венским доктором Зигмундом Фрейдом. Пережившие войну молодые люди с творческими амбициями встали перед необходимостью воплотить в искусстве все ими пережитое – так родился сюрреализм.

Сюрреализм в живописи

Большое влияние на развитие стиля оказали работы знаменитого австрийского врача-психиатора Зигмунда Фрейда, для создания своих специфических шедевров сюрреалисты использовали сны и галлюцинации.

(Картина Яцека Йерка, художника-иллюстратора)

Для получения новых фантазийных изображений художники-сюрреалисты использовали такие инновационные способы и методики как:

  • Текстурирование. Лист бумаги помещается на неровную поверхность (дерево или камень) и обрабатывается мелом или карандашом до получения текстуры подложенного материала;
  • Декалькомания. Краска наносится на два листа бумаги, поверхность которых художник трет друг об друга, таки образом получая фантастические образы и узоры;
  • Соскабливание. Окрашенное полотно помещается на текстурную поверхность и обрабатывается методом соскабливания, часть краски удаляется, а поверхность с оставшейся краской приобретает фактурный, оригинальный вид;
  • Фьюмаж. Под лист бумаги помещаю горящую свечу, и двигают ею в различных направлениях, образуется фантазийный узор за счет следов сажи;
  • Капельный метод. Капли краски попадают на раскачивающуюся поверхность листа:
  • Метод коллажа. Создание графических и живописных картин посредством сбора сюжета вырезок из журналов, газет и разнообразных фотографий. Цельная композиция создается путем расположения картинок и вырезок в задуманном автором порядке;
  • Чертеж. Линии выполняются пером или кистью хаотично, без соблюдения правил и определенного плана;
  • Ready-made. В качестве своего произведения определенный объект или предмет, созданный не им самим и не имеющий никакой художественной ценности («Колесо от велосипеда», «Фонтан», «Сушилка для бутылок» Марселя Дюшана).

(Сказочный сюрриализм Яцека Йерка)

Очень часто картины художников-сюрреалистов характеризуют как абсурдные, полностью лишенные всякой логики и полные противоречий произведения, которые все-таки совершили революцию во взаимоотношениях человеческого разума с окружающей нас действительностью. Сюрреалисты считали, что только искусство способно сделать разум человека абсолютно свободным.

История развития

Искусствоведы называют предшественником стиля И.Босха, чьи работы впервые продемонстрировали интерес к нереальным изображениям, фантазии, деформированной реальности искусстве.

История развития стиля началась в Париже, но сюрреализм в живописи быстро распространился по Европе. Начиная с 20-х и до 60-х годов XX века, сюрреализм развивался в США, до 80-х – проник в Африку, Азию, Австралию.

В 1924 году появился Манифест стиля, автором которого был А.Бретон. Позже выходят работы, отображающие сущность и философию сюрреализма:

  1. «Магнитные поля» А.Бретона и Ф.Супо.
  2. «Сюрреалистическая революция».
  3. «Парижский крестьянин» Л.Арагона.

Футуризм как стиль в живописи

На развитие стиля оказали влияние научные изыскания и теории З.Фрейда. Многие сюрреалисты относились к психоанализу скептически, но на большинство теория повлияла, принеся в им работы тонкий психологизм, эмоциональность, глубину. Одними из главных ценностей стиля считаются: стремление к свободе, индивидуальности, отказу от рамок в развитии искусства живописи. Произведениям Сальвадора Дали и других живописцев свойственны иррациональность и особая эстетика, понятная не всем. Особенность стиля – символичность образов.

Влияние на развитие направления оказали работы известных творцов О.Редона и Г.Моро. центральными темами их работ были: человеческое подсознание иронические изображения повседневной жизни, эротика, магические, фантасмагорические образы.

Один из специфических методов создания необычных работ – творчество под влиянием наркотических веществ. Галлюцинации художников порождали хаотичность отображенной на картине сцены.

Стиль развивался в двух направлениях:

Иррациональное

Создание иррационального, нереального образа, который формирует подсознание. Отцом этого направления считают Сальвадора Дали. Для его характерны: точность, выразительность образов и линий, яркость, фантазии на тему перевоплощения предметов. Иллюзия Сальвадора Дали выглядит убедительно, благодаря работе с цветом и перспективой. Тщательность и точность техники позволяют отнести картины живописца к академизму. Именно работы Дали приходят в голову, когда речь идет про сюрреализм: картины его авторства являются примером наиболее точной передачи главных идей стиля.

История готического стиля в живописи

Подсознательное

Второе направление тесно связано с попытками отобразить на полотне подсознательное. Образы нечеткие, уходящие в абстракцию. Представители: М.Эрнст, А.Масон.

Сюрреализм основан на индивидуальном восприятии человека, ассоциациях. Не смотря на популярность полотен в этом стиле, его можно назвать наиболее противоречивым из всех. Творчество Сальвадора Дали было и остается наиболее репрезентативным для изучения направления в искусстве.

Известные художники-сюрреалисты

Предшественником и идейным основателем сюрреализма в живописи исследователи считают творчество нидерландского художника Иеронима Босха (XVI век), загадочные картины которого показали интерес творческой личности к фантазиям, нереальным изображениям и деформированной реальности («Аллегория чревоугодия и любострастия», «Извлечение камней глупости», триптих «Страшный суд).

(Сальвадор Дали «Постоянство времени»)

Самый известный художник-сюрреалист испанец Сальвадор Дали (1904-1989) считал себя последователем Босха. Его работы, основанные на теории Фрейда о человеческом подсознании, служили формальным и визуальным языком для передачи его снов, фантазий и галлюцинаций окружающим людям. Его творчество характеризуется использованием параноидально-критического метода познания (состояние, которое позволяю создавать иллюзии при полном сохранении собственного здравомыслия). Его знаменитые картины – «Постоянство времени», «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения», «Предчувствие гражданской войны», «Лебеди, отраженные в слонах» и т.д.

(Макс Эрнст «Луара»)

Немецким идеологом стиля сюрреализм считается художник, график и скульптор Макс Эрнст. Это признанный мастер коллажа и фроттажа, в работах которого сосредоточено большое внимание на творчестве людей с нарушенной психикой. Его работы: «Плеяды или Приближение половой зрелости», «Целебес», «Сомнительная женщина», «Царь Эдип», «Кастор и Полукас», «Око безмолвия».

(Фрида Кало «Две Фриды»)

Известная художница, работавшая в стиле сюрреализма Фрида Кало (Мексика), её работы имеют особую смысловую наполненность, эмоциональность и яркость. Её произведения отличает большое количество автопортретов: «Маленькая лань», «Две Фриды», «Сломанная колонна», «корни», «Что дала мне вода».

(Ив Танги «Я увидел три города»)

Французский сюрреалист Ив Танги, сменивший огромное количество разных профессий, некоторое время был моряком, что объясняет присутствие в его картинах темы моря, подводных обитателей. Его работы характеризуются некоторой мрачностью, романтизмом, использованием мягких, плавных линий, изображение облаков, морской волны, клубов дыма: «Завтра», «Ветер», «Рука в облаках», «Превращение», «Шторм».

В Бельгии способствовал развитию сюрреалистического направления в живописи художник Поль Дельво, центральной тематикой его картин было обнаженное женское тело, часто изображал скелетов, наиболее известные полотна: «Спящая Венера», «Деревня русалок», «Зеркало», «Леда», «Пигмалион». Также известный бельгийский художник сюрреалист Рене Магритт, его произведения «Дитя человеческое», «Влюбленные», «Фальшивое зеркало».

Ссылки

В Викисловаре есть статья «сюрреализм»

Сюрреализм в Викицитатнике
Сюрреализм на Викискладе
  • Archivo Surrealista — Todo el Universo del Surrealismo en Español
  • Пинковский В. И.
    Жанровый барьер в изучении поэзии французского сюрреализма // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 40-42.

Работы Андре Бретона

  • Manifesto of Surrealism
    by André Breton. 1924.
  • What is Surrealism?
    Lecture by Breton, Brussels 1934

Обзорные сайты

  • Голландский сюрреализм,
  • Хронология сюрреализма от Центра Помпиду.
  • Le Surréalisme (фр.)
  • Surrealist.com Основная история движения искусства художников-биографистов.
  • Сюрреализм и Сальвадор Дали

Сюрреализм и политика

  • Современная украинская арт-группа Сюрреалистический Альянс называет себя приверженцами идей «политического сюрреализма».
  • Heath, Nick
    1919-1950: Политика сюрреализм. Libcom.org. Архивировано 25 августа 2011 года.
  • Rosemont, Franklin
    Герберт Маркузе и сюрреализм.
    Arsenal vol. 4
    (1989). Архивировано 25 августа 2011 года.
  • Kennedy, Maev
    Как сюрреалисты распродаются.
    The Guardian
    (27 марта 2007). Архивировано 25 августа 2011 года.

Поэты-сюрреалисты

  • Gullette, Alan
    The Theory and Techniques of Surrealist Poetry. Архивировано 25 августа 2011 года.
  • Surrealism in Poetry Holcombe, C. J.
  • A sample of French Surrealist poetry
  • Jackaman, Rob.
    The course of English surrealist poetry since the 1930s. — Lewiston : Edwin Mellen Press, 1989.
  • Эме Сезар и сюрреализм (фр.)

Русский сюрреализм

(Александр Тышлер «Директор погоды»)

Сюрреализм как отдельное художественное направление на территории России не получил развития, так как во времена СССР даже самые безобидные фантазии и малейшие отклонения от строгого идеологического курса коммунистической партии признавались «чуждыми элементами» и происками загнивающего буржуазного Запада. Тем не менее, в некоторых произведениях художников можно найти некоторые предпосылки для их сюрреалистического восприятия. Например, в картине советского художника Александра Тышлера (1898-1980) «Директор погоды» исследователи видят фантастические образы и пространственное ощущение подобное сюрреалистическим приемам на картинах Сальвадора Дали, полотно Гончарова «Смерть Давида» (1926) выполнено в лучших традициях картин Макса Эрнста, картины художника Климента Редько, связанные с тематикой электроорганизмов, ассоциируются с «машинами желаний» Эрнста и Дюшана.

Наиболее тесно с таким направлением в живописи как сюрреализм была связана группа последователей и учеников Казимира Малевича под названием УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Исследователи отмечают, что все позднее творчество Малевича (на примере картины «Три девушки») можно смело отнести к сюрреалистическому направлению.

Примечания

  1. Гесс Б.
    Абстрактный экспрессионизм. — М.: Арт-Родник, 2008. — 96 с. — ISBN 978-5-9794-0036-5.
  2. Andreas Neufert, Auf Liebe und Tod, Das Leben des Surrealisten Wolfgang Paalen
    , Berlin (Parthas) 2020, S. 494ff.
  3. Barnett Newman Foundation, archive 18/103
  4. Shapiro, David/Cecile (2000), «Abstract Expressionism: The politics of apolitical painting.» p. 189—190 In: Frascina, Francis (2000-1): Pollock and After: The Critical Debate
    . 2nd ed. London: Routledge
  5. Catherine de Zegher and Hendel Teicher (eds.). 3 X Abstraction
    . NY: The Drawing Center and /New Haven: Yale University Press. 2005.
  6. Serge Guilbaut. How New York Stole the Idea of Modern Art
    , University of Chicago Press, 1983.
  7. Marika Herskovic, Americancan Abstract Expressionism of the 1950s An Illustrated Survey,
    (New York School Press, 2003.) ISBN 0-9677994-1-4 pp12-13
  8. Marika Herskovic, New York School Abstract Expressionists Artists Choice by Artists
    (New York School Press, 2000.) ISBN 0-9677994-0-6 p.11-12
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: