, 1542—1545
«Обраще́ние Са́вла»
(итал. Conversione di Saulo) — фреска в Апостольском дворце Ватикана, в Капелле Паолина]. Одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Фреска написана в период с июля 1542 по июнь 1545 гг. по заказу папы Павла III. Фреска отличаются мощью, выразительностью и стройностью композиции
.
История
Строить капеллу начали в 1537 году и точная дата начала и конца работы Микеланджело над фреской неизвестны, однако в 1550 году две фрески были готовы. Папа Павел III умер годом раньше. Кроме фрески «Обращение Савла» Микеланджело написал для капеллы фреску «Распятие святого Петра». Капелла Паолина с двумя фресками расположена вне ватиканских музеев, рядом с личными покоями Папы Римского. Капелла Паолина, в отличие от Сикстинской капеллы и собора Святого Петра, недоступна для туристов
.
До нашего времени не дошли эскизы Микеланджело к «Обращению Савла»; однако в Нидерландах в Харлеме, в музее Тейлера, на листе с архитектурными этюдами сохранилось несколько эскизов итальянским карандашом к «Распятию апостола Петра». Кроме этого, в Неаполе в Каподимонте, хранится поврежденный фрагмент картона Микеланджело для фигур солдат в нижней левой части фрески
.
После окончания работ над фресками в капелле Паолина, Микеланджело почти полностью посвятил себя архитектуре — Собор святого Петра, Капитолий, Палаццо Фарнезе, Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, Сан-Джованни-деи-Фиорентини
.
Обращение Св. Апостола Павла
Апостол Павел (Савл, Саул)— «апостол язычников» , не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.
Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла.
Происхождение Апостола Павла
Павел — еврей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл, эллинизированная форма имени Саул. Павел происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула.
Отец Павла был фарисеем, и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Савла римского имени (лат. Paulus, то есть «маленький»). Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов», Павел возможно обыгрывал смысл своего имени.
Павел был обучен ремеслу — шитью палаток. Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам.
Участие в преследовании христиан
Судя по Деяниям Cвятых Апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни. В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь; сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан.
Обращение Апостола Павла
Как повествует книга Деяний, на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп. Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананием и крестился. Затем новозаветные сведения о дальнейшей судьбе Павла разнятся. Автор Деяний утверждает, что тот прибыл в Иерусалим, но местные христиане долго не могли принять его. Только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами. Сам же Павел в послании к Галатам сообщает, что он после Дамаска не пошел в Иерусалим, но отправился проповедовать в Аравию, после чего вернулся в Дамаск. И лишь через три года он осмелился встретиться с апостолом Петром. Заручившись поддержкой апостола Петра, Павел останавливается в Антиохии, где его сподвижниками становятся Варнава и Марк. Затем Павел 14 лет занимается проповедническим служением в Сирии и Киликии, где он вызывает нарекания со стороны иудео-христиан (фарисейской ереси) за отрицание необходимости обрезания. Споры между сторонниками Павла и его противниками требуют созыва Апостольского собора. Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения. Впоследствии Павел распространяет свою проповедь на Европу, проповедуя на Балканах (Филиппы, Фессалоники, Афины, Коринф) и в Италии. Одним из самых значимых его посланий является Послание к Римлянам, написанное в 58 году в Коринфе и адресованное христианской общине Рима. Апостол Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. Согласно книге Деяний, во время празднования воскресного дня в Троаде апостол Павел воскресил юношу по имени Евтих, который сидел на окне и, заснув, упал вниз с третьего этажа. За распространение веры Христовой апостол Павел перенес много страданий и был как гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне в 64 году (по другой версии — в 67-68 гг.). На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
Православные христиане отмечают память Петра и Павла в один день — (12 июля н. ст.), католики 29 июня, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых Первоверховными Святыми Апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой.
*** Это интересно ***
Обычно приводят три причины того, почему обращение Павла отмечается с большей торжественностью, нежели обращения прочих святых.
Во-первых, ради примера. Чтобы ни один человек, сколь бы грешен он ни был, не отчаивался в прощении, взирая на то, как виновник стольких бед сделался причастником благодати. Во-вторых, из-за радости. Ибо сколь великую скорбь имела Церковь в гонении Павловом, столь же великую радость она получила в его обращении. В-третьих, из-за чуда, которое явил Господь Церкви, соделав жесточайшего из гонителей вернейшим из проповедников.
Обращение Павла считается чудом по трем причинам: из-за Творящего, из-за побуждающего, из-за терпящего.
Во-первых, сотворившим чудо был Христос, обративший Павла. Он показал Свою чудесную силу в словах: Трудно тебе идти против рожна (Деян 9,5;26,14). Он явил ее и в изменении Павла, настолько внезапном, что тот немедля ответил: Господи! Что повелишь мне делать? (Деян 9,6). Августин так говорит об этом: «Агнец, умерщвленный волками, сделал агнцев из волков. Уже готовится к послушанию тот, кто прежде свирепствовал в гонении».
Также Христос явил здесь и Свою чудесную мудрость. Мудрость же сияв том, что Он низверг Павла с высоты гордыни, предложив ему вместо вершин величия бездну смирения. Ведь Он говорит: Я Иисус, Которого ты гонишь… и проч. (Деян 9,5). Толкование же Глоссы таково: «Он называет Себя не Богом и не Сыном Божиим, но говорит: «Прими бездну смирения Моего и отложи броню твоей гордыни».
Также Христос явил здесь Свое чудесное милосердие. Ведь Он обратил Павла, дела и желания которого были направлены на гонение. Хотя Павел испытывал отвратительное желание, ибо он, дыша угрозами и убийством… пришел к первосвященнику (Деян 9,1), предлагая себя для опасного дела, хотя шел для того, чтобы связанных приводить в Иерусалим, и потому путь его был гнуснейшим, все же Божественное милосердие обратило его.
Во-вторых, обращение Павла было чудесным из-за побуждающего. Побуждающим же был тот свет, который побудил его к обращению. Об этом свете сказано, что он был внезапен, что он был необъятен, что он нисходил с небес. Внезапно, — сказано — осиял его свет с неба (Деян 9,3). Павел же погряз р трех грехах. Первым грехом была дерзость, которую можно видеть в том, что он пришел к первосвященнику… и проч (Деян 9,1). Ведь говорит Глосса: «Пришел он, не призванный, но по своей воле, ибо ревность побуждала его». Вторым грехом была гордыня, которую можно видеть в словах дыша угрозами и убийством… и проч. Третьим грехом было плотское разумение, которое Павел имел о Законе. Потому говорится в Глоссе: «Сказано Я Иисус (Деян 9,5), то есть «Я — Бог небесный, Которого по толкованию иудейскому ты считаешь мертвым».
Стало быть, этот Божественный свет был внезапен, чтобы устрашить дерзостного. Он был необъятен, чтобы повергнуть гордого и превознесенного в глубину смирения. Он был небесным, чтобы плотское разумение превратить в небесное. Или же можно сказать, что Павел был побужден тремя способами: взывающим голосом, блистающим светом и всесильным могуществом.
В третьих, обращение Павла было чудесным из-за терпящего, то есть самого Павла, с которым произошло это обращение. Случились три внешне заметных чуда: падение, ослепление и трехдневный пост.
Он упал, чтобы быть воздвигнутым, и это было сделано для подавления дурной воли. Августин говорит: «Павел упал, чтобы ослепнуть, ослеп, чтобы измениться, изменился, чтобы быть посланным, был послан, чтобы пострадать за истину». Так же, согласно Августину, «был повержен волк, чтобы стать агнцем, повержен гонитель, чтобы стать проповедником, повержен сын погибели, воздвигнут сосуд избранный».
Павел ослеп, чтобы прозреть, и это произошло для просвещения его темного разума. Потому сказано о его трехдневной слепоте, что в эти три дня он был только научаем Евангелию. Ибо Павел, как он свидетельствует, принял Евангелие не от человека и не через человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1,12). Августин говорит: «Павла я назову истинным поборником Христовым, который был научен Христом, помазан Им, распят с Ним и с Ним же прославлен».
(Иаков Ворагинский «Золотая легенда», т. 1 — М., изд-во Францисканцев, 2017)
Литература
- Гримм Г
. Микель-Анджело Буонаротти. СПб., 1913—1914. Т. I; - Губер А. А
. Микеланджело. М., 1953; - Дживелегов А
. Микеланджело. М., 1957; - Микеланджело. Жизнь. Творчество// Сост. В. Н. Гращенков; Вступ. ст. В. Н. Лазарева. М., 1964;
- Дажина В. Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. М., 1986;
- Thode H
. Michelangelo und das Ende der Renaissance. Berlin, 1902—1912. Bd. I—III; (англ.) - Popp A
. Die Medici-Kapelle Michelangelos. Munchen, 1922; (англ.) - Tolnay L
. de. Michelangelo. Vol. 1—5. Princeton, 1943—1960; (англ.) - Weinberger M
. Michelangelo the Sculptor. London; N. Y., 1967. Vol. 1—2; (англ.) - Hartt F
. Michelangelo. The complete Sculptor. N. Y., 1967; (англ.) - Heusinger L
. Michelangelo. Life and Works. Firenze, 1967; (англ.) - Wilde J
. Michelangelo. Six Lectures. Oxford, 1978. (англ.)
Генеалогическое древо
Питер Брейгель Старший | |||||||||||||||||||||||||||||||
Питер Брейгель Младший | Ян Брейгель Старший | Мари Брейгель | |||||||||||||||||||||||||||||
Амбросий Брейгель | Ян Брейгель Младший | Анна Брейгель | Давид Тенирс Младший | ||||||||||||||||||||||||||||
Абрахам Брейгель |