КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ. Классицизм — стиль живописи, который стал развиваться в эпоху Возрождения. В переводе с латинского «classicus» означает — « образцовый. — презентация

Классицизм в живописи

(Джованни Баттиста Тьеполо «Пир Клеопатры»)

В творческих поисках скульпторы и художники обратились к античному искусству и переносили его черты в свои произведения. Это породило волну интереса общественности к искусству. Несмотря на то, что взгляды классицизма подразумевают натуральное изображение всего, что представлено на картине, мастера эпохи Возрождения, как и античные творцы, идеализировали человеческие фигуры. Люди, запечатлённые на картинах скорее напоминают скульптуры: они «застывают» в красноречивых позах, мужские тела атлетичны, а женские фигуры гиперболизировано женственны, даже у героев преклонного возраста кожа подтянута и упруга. Эта тенденция, заимствованная у древнегреческих скульпторов, объясняется тем, что в античные времена человек преподносился как идеально творение бога без изъянов и недочётов.

(Клод Лоррен «Полдень. Отдых на пути в Египет»)

Античная мифология также оказала немалое воздействие на становление стиля. На начальных этапах она выражалась буквально, в виде мифических сюжетов. С течением времени проявления стали более завуалированными: мифология представлялась античными зданиями, существами или предметами. Поздний период ознаменовался символистической интерпретацией мифов: через отдельные элементы художники доносили собственные мысли, эмоции и настроения.

(Фёдор Михайлович Матвеев «Вид Рима. Колизей»)

Функция классицизма в лоне мировой художественной культуры – это нравственное общественное воспитание, формирование этических норм и правил. Регламентация творческих законов провела строгую иерархию жанров, каждый из которых содержал формальные границы:

  • Низкие (натюрморт, пейзаж, портрет);
  • Высокие (исторические, мифологические, религиозные).

(Никола Пуссен «Аркадские пастухи»)

Основоположником стиля принято считать живописца Никола Пуссена. Его произведения построены на возвышенных философских сюжетах. С технической точки зрения, строй полотен гармоничен и дополнен ритмическим колоритом. Яркие примеры произведений мастера: «Нахождение Моисея», «Ринальдо и Армида», «Смерть Германика» и «Аркадские пастухи».

(Иван Петрович Аргунов «Портрет неизвестной в темно-голубом платье»)

В Российском искусстве классицизма преобладают портретные изображения. Почитателями данного стиля являются А. Агрунов, А. Антропов, Д. Левицкий, О. Кипренский, Ф. Рокотов.

История

Средневековый классицизм (800–1400)

Для Средневекового искусства характерно явление нескольких волн классицизма. Первое обращение к образцам античности, относящееся к концу 10-го века, известно под названием «Каролингское возрождение». Этот период характеризуется значительным культурным и интеллектуальным развитием, что вылилось в создание большого числа манускриптов на латыни, церквей и других архитектурных произведений.

Вторую волну иногда называют «Оттоновский ренессанс». За ней последовала готическая эпоха, подарившая множество архитектурных шедевров.

Ренессанс (1400–1600)

Не удивительно, что именно в Италии — сердце Римской империи с традициями эллинистического искусства — произошло величайшее классическое Возрождение в Европе. Процесс, начавшийся периодом раннего кватроченто, объединил работы Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Донателло и других видных мастеров своего времени. Классицизм доминирует в искусстве этой эпохи, что влечет за собой появление целого ряда шедевров: «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Витрувианский человек» и другие прославленные работы Леонардо да Винчи и множество других произведений в живописи, скульптуре и архитектуре. Классические принципы искусства того времени распространились по Франции, Испании, Германии и другим странам.

Сикстинская Мадонна

Барокко (1600–1700)

Гармоничных и выверенных пропорций классического искусства Возрождения, в конце концов, оказалось недостаточно для творческих импульсов и толчков в начале 17-го века, поэтому они сменились идиомами более сложного и драматичного барокко. Известные представители этого направления — Андре Поццо, Аннибале Карраччи, Караваджо и другие мастера. Развитию традиций классицизма в то время способствовало появление академий искусств.

Караваджо, «Больной Вакх».

Неоклассицизм (1780–1850)

В 18-го веке барокко уступает место капризному и склонному к внешнему украшательству рококо. Позднее этот стиль вытесняется неоклассицизмом, свидетельствующем о еще одном возрождении классического искусства. Это направление можно проиллюстрировать работами Жака-Луи Давида, Жана-Огюста-Доминика, Антонио Канова, Томаса Джефферсона и др.

Жак-Луи Давид, «Смерть Марата».

Классицизм в 19-20 веке

Для искусства этого периода характерным является поиск новых методов и форм отражения действительности, поэтому классические идеалы искусства Древней Греции и Рима отступают на задний план. В результате обращение к основным постулатам классицизма не было широко распространено в 19-м и 20-м веке. Исключение представляет творчество французских академий и работы братства прерафаэлитов. Обращение к идеям классицизма можно увидеть в некоторых работах Пикассо, Джорджо Моранди, Фернана Леже, Андре Дерена.

Танец под музыку времени. Пуссен.

Классицизм в архитектуре

(Королевский дворец в Амстердаме)

Основополагающими чертами стиля являются чёткость линий, ясные незамысловатые формы, отсутствие изобилия деталей. Классицизм стремился рационально использовать каждый квадратный метр пространства. С течением времени на стиль оказывались влияние различных культур и мировосприятии мастеров со всей Европы. В архитектуре классицизма выделяют следующие направления:

  • палладианство

Начальная форма проявления классицизма, основателем которой считается архитектор Андреа Палладио. В абсолютной симметрии зданий угадывается дух архитектуры Древней Греции и Рима;

  • ампир

Направление высокого (позднего) классицизма, родиной которого считается Франция в период правление Наполеона I. Королевский стиль сочетает театральность и классические элементы (колонны, лепнина, пилястры), расположенные в соответствии с чёткими правилами и перспективой;

  • неогрек

«Возвращение» древнегреческих образов с чертами итальянского ренессанса в 1820-х годах. Основоположники направления – Анри Лабруст и Лео фон Кленце. Уникальность заключается в детализированном воспроизведении классики на зданиях парламента, музеях, храмах;

  • регентский стиль

В 1810-1830 гг. развивался стиль, сочетающий классические направления с французским дизайном. Особое внимание уделяется отделке фасадов: геометрически правильные узоры и орнаменты стен дополнены украшенными оконными проёмами. Акцент ставится на декоративных элементах обрамляющих парадную дверь.

(Ступиниджи — загородная резиденция монархов Савойского дома, провинция Турин, Италия)

Основные черты классицизма в архитектуре:

  • Величественная простота;
  • Минимальное количество деталей;
  • Лаконичность и строгость как внешней, так и внутренней отделки сооружений;
  • Неяркая цветовая палитра, в которой преобладают молочные, бежевые, светло-серые оттенки;
  • Высокие потолки, декорированные лепниной;
  • В интерьер включались предметы исключительно несущие функциональное назначение;
  • Из элементов декора использовались царственные колонны, арки, изысканные витражи, ажурные перила, светильники, резные каминные решетки, лёгкие шторы из незамысловатых материалов.

(Большой Театр, Москва)

Классицизм признан одним из наиболее распространённых стилей во всём мире. В Европе на вектор развития этого направления повлияли работы мастеров Палладио и Скамоцци. А во Франции архитектор Жак-Жермен Суффло являлся автором базовых для стиля структурных решений. Германия приобрела несколько административных строений в классическом стиле благодаря мастерам Лео фон Кленце и Карлу Фридриху Шинкелю. В развитие этого направления в России неоценимый вклад внесли Андреян Захаров, Андрей Воронихин и Карл Росси.

КлассицизмИскусство века Просвещения

Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве семнадцатого – начала девятнадцатого века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

Классицизм, развивавшийся в полемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил; закреплению теоретических доктрин классического стиля, способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (зодчие: Мансар Франсуа, Перро Клод, Лево Луи, Блондель Франсуа); со второй половины 17 века, французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (Ардуэн-Мансар Жюль и Ленотр Андре, работы архитекторов в Версале).

В 17 – начале 18 веков классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством (Айниго Джонс, Кристофер Рен), Швеции (Н. Тессин Младший). В живописи классического стиля основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины; отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Пуссена Никола, основоположника классицизма и крупнейшего мастера 17-го столетия; «идеальные пейзажи» (живописец Лоррен Клод).

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классического стиля – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида.

В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классического стиля 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова.

В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классического стиля развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов. К конце первой трети 19 столетия ведущая роль этого стилевого направления в искусстве почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классического стиля в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Литература

  • Медиафайлы на Викискладе
  • Ампир // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Александр Спельц
    . Орнаменты Ампира. — 1924. Иллюстрации
  • Bourgeois E.
    Le style Empire, ses origines et ses caractères. P- ., 1930.
  • Некрасов А. И.
    Русский ампир. — М., 1935.
  • Грабарь И. Э.
    . Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках.- СПб.: Лениздат, 1994.- 384 с.
  • Власов В. Г.
    . Ампир, или «стиль Империи» // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. I, 2004. С. 219-229.

Черты нового стиля

В XVIII столетии Европа начала уставать от пышного барокко. Но только ли жажда новизны стала причиной появления нового стиля?

Бурное развитие науки и предпринимательства сделало людей более практичными. Искусство стали воспринимать уже не как результат стихийного творческого порыва, а как плод разума, логики и зрелого размышления художника.

Укрепление власти монархов, в частности во Франции, потребовало нового художественного языка, которым и стал классицизм, зародившийся при «короле-солнце» Людовике XIV.

В этом стиле все лишние украшения отбрасываются в пользу вечного, неизменного и наиболее существенного. Общественное властвует над личным, разум — над чувствами. Появляется строгая иерархия жанров, их смешение не допускается. Так, к высокому жанру в живописи относились историческая, религиозная и мифологическая картина, а к низкому — портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сценки. Художники, скульпторы, архитекторы берут за образец искусство Древней Греции и Древнего Рима. Античные герои становятся примером для подражания. Строгие архитектурные линии подчеркивают незыблемость власти и полностью соответствуют новым градостроительным задачам: практичности, величию, строгости.

«Если классическое искусство холодно, то это потому, что пламя его вечно.» С. Дали

Примечания

  1. 123
    Ампир
    (неопр.)
    . Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Дата обращения 25 мая 2012.
  2. В. Г. Власов . Александровский классицизм // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. I, 2004. С. 165-172
  3. В. Г. Власов . Русский, или петербургский, ампир // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. Т. VIII, 2008. С. 328-339
  4. Арсланов Р. А., Керов В. В.
    Тема 36. Культура России первой половины XIX в. // История России с древнейших времен до конца XX века. — 2000.
  5. 12Игнатова Анна Михайловна.
    «Этнический ампир» — новый этап эволюции, стиля, архитектуры, материалов и технологии // Архитектон: известия вузов. — 2011, июнь. — Вып. 34. — ISSN 1990-4126. Архивировано 14 июля 2014 года.
  6. «Они определяли моду» — Студия танцев «Медиваль» (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 21 мая 2020. Архивировано 10 июня 2020 года.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: