Особенности стиля
Маньеризм является мостом между стилем искусства эпохи Возрождения, характеризующимся идеализацией образов, и барокко – пышным, величественным, драматичным стилем. Картины характеризуются большей искусственностью, отказом от натуралистичности по сравнению с живописью Возрождения.
Для изображений характерно:
- Эмоциональность в передаче образов;
- Изящные, удлиненные человеческие фигуры;
- Динамичность и напряженность поз;
- Необычная передача перспективы и освещения;
- Яркие краски.
Итальянский маньеризм постепенно утратил позиции в 1590 году. В это время появилось новое поколение художников, которое возглавил Караваджо. За границами Италии маньеризм сохранился как форма рыцарского искусства 17 века.
Сюрреализм как стиль в живописи
В Великобритании он закрепился во времена Елизаветы, во Франции маньеризм развивался при дворе в Фонтенбло при Франциске I и Генрихе IV. При французском дворе развивалась школа Фонтенбло. Династия Габсбургов активно покровительствовала маньеризму при дворе в Праге.
Живописцы течения маньеризм развивали идеи, который разрабатывали мастера Средневековья: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль. Маньеристы ставили новые цели, пытались опровергнуть идеалы и догмы старых живописных школ, выступали против художественного канона, принятого ранее, поскольку он не мог соответствовать потребностям времени.
Художники выделяли индивидуальный стиль и черты живописи, для них важным было видение и понимание сути вещей. Они работали над способами передачи скрытого смысла, выразительностью, символическим содержанием картин. Живописцы противостояли равновесию и гармонии. Композиции с симметричным, круговым или пирамидальным построением, свойственные эпохе Возрождения, уступили место ассиметрии, несбалансированности. Художники отказались от центральной структурной модели, которая обеспечивала гармонию и баланс. Например, изображение, основанное на центральной перспективе, заменяется динамизированным пространством, в котором нет определенной глубины и структуры.
Живопись эпохи северного возрождения
МАНЬЕРИ́ЗМ
МАНЬЕРИ́ЗМ (от итал. maniera – стиль, манера), стиль и худож. направление в европ. иск-ве, архитектуре и лит-ре в период перехода от Возрождения к Новому времени. М. зародился в Италии, где развивался в рамках Позднего Возрождения с 1520-х гг., в большинстве европ. стран пришёлся на сер. и 2-ю пол. 16 – нач. 17 вв.; сформировал предпосылки для сложения барокко.
М. отражает общее состояние «брожения умов» в эпоху, когда идеалы гармоничного мироустройства уступают место конфликтному восприятию мира, осознанию ничтожности человеческого Я перед лицом судьбы (Дж. Бруно, Б. Телезио, М. Монтень). На смену рационалистич. познанию приходит увлечение герменевтикой, оккультизмом и магией (Агриппа Неттесхеймский); мистицизм и экзальтация сосуществуют с естественно-науч. мыслью, ориентированной на эмпирич. опыт. Изменение эстетич. предпочтений отразилось в отношении к античному наследию: эллинизм, иск-во этрусков привлекают больше, чем классика; возрастает влияние неоплатоников и александрийской поэтич. школы.
Искусство М. отказалось от осн. постулата ренессансной эстетики – подражания натуре – в пользу выражения отвлечённой идеи, внутр. образа, рождённого в воображении художника. Принципы иск-ва М. были сформулированы его теоретиками – художниками Дж. Вазари, Дж. Арменини, Ф. Цуккари, Дж. П. Ломаццо, которые использовали понятие «манера», впервые применённое в трактате Ч. Ченнини (ок. 1390) и обозначавшее индивидуальный стиль, присущий конкретному художнику, той или иной эпохе, народу или школе. Вазари и его коллеги трактуют «манеру» и «прекрасную манеру» («maniera bella») как способ наиболее адекватного выражения абсолютной идеи в её неоплатонич. смысле. Реализация идеи, предполагающая примат вымысла и фантазии над эмпирич. познанием реальности, слагается из замысла, изучения лучших «манер», отбора и подражания. В эстетике М. содержится противоречие, отражающее лит. и худож. практику: вдохновенная фантазия и творч. воображение регулируются системой правил и ориентацией на эклектич. следование образцам. Т. о., любая «maniera» противоположна подражанию природе, т. к. отражает индивидуальность художника или поэта.
Уже в худож. теории барокко (Ф. Балдинуччи, Дж. П. Беллори) творчество художников М. оценивалось негативно как отошедшее от реальности и предавшее забвению лучшие образцы иск-ва прошлого. Сам термин «М.» возник в кон. 18 в. и первоначально выражал негативную оценку явления: в классицистич. и просветительской эстетике 18–19 вв. (Ф. Милициа, Л. Ланци, Д. Дидро) М. отождествлялся с упадком иск-ва, с инертным повторением найденных Возрождением формул, с эклектическим подражанием признанным образцам.
Впервые хронологич. рамки иск-ва М. ввёл Л. Ланци (1789), определив их для Рима (после 1527), Флоренции (1550-е гг.) и Венеции (кон. 16 в.). Я. Буркхардт (1855) ограничил развитие М. территорией Италии и временными рамками 1530–80-х гг., связав его происхождение с ориентацией на достижения великих мастеров Возрождения, а также с рядом социальных факторов. Интерес к М. как историч. стилю наметился в кон. 19 в. в связи с поисками истоков стиля барокко и спорами вокруг его формальных признаков. Необходимость выяснения худож. природы стиля, возникшего между Высоким Возрождением и барокко, была впервые научно обоснована А. Риглем, давшим анализ архитектуры М. В нач. 20 в. науч. дискуссия вокруг М. во многом была связана с появлением худож. направлений экспрессионизма и сюрреализма, видевших в М. своего предтечу. На фоне общей ревизии концепции Возрождения, характерной для историч. науки 1900–10-х гг., меняется отношение к М., истоки которого видятся в кризисе Возрождения как культурной парадигмы. Совр. концепцию «эпохи М.» сформулировал М. Дворжак (1918), который распространил признаки М. на др. виды иск-ва (поэзию, театр, музыку), включил в круг его представителей М. де Сервантеса и У. Шекспира, поэтов «Плеяды», художников Эль Греко и Ж. Белланжа. Именно Дворжак впервые осмыслил М. как следствие глубоких сдвигов, потрясших Европу в сер. 16 в. В то же время, видя в М. выражение субъективизма индивидуальной творч. воли в противовес нормативности и рационализму Возрождения, Дворжак вывел его за рамки определённого историч. периода: любой стиль, основанный на индивидуальном капризе, вымысле, использующий гротеск, абсурд, иронию как выразит. средства, может быть назван маньеристическим. Концепция Дворжака нашла продолжение в трудах А. Хаузера (1965), считавшего М. основой совр. культуры. От историч. феномена М., которому Хаузер отвёл целое столетие (с 1520 по 1620), он переходит к пониманию М. как всеобщего ненормативного стиля, присущего разным историч. эпохам (к наследникам М. он относит Ф. М. Достоевского и Ф. Кафку). Сторонники «медиевизации» Возрождения выдвинули идею «возрождения средних веков» в европ. М., нашедшую горячего сторонника в лице Ф. Анталя.
Д. Беккафуми. «Моисей, разбивающий скрижали». Между 1537 и 1538. Собор в Пизе.
Изобразительное искусство и архитектура. Как историч. стиль М. нашёл наиболее полное выражение в иск-ве Италии. Его начальная фаза связана с антиклассическими тенденциями в иск-ве Флоренции (Я. Понтормо, Россо Фьорентино), Сиены (Д. Беккафуми) и Рима (т. н. школа Рафаэля) кон. 1510-х – нач. 1520-х гг., а также с придворной культурой герцогских дворов Эмилии-Романьи 1520–40-х гг. (Ф. Пармиджанино). Для раннего М. характерны драматизм и конфликтность мировосприятия, нервная экспрессия худож. языка, игнорирование проблемы пространства как центр. проблемы Возрождения. Ему были присущи обращение к позднеготич. и сев.-европ. традициям, культ грациозной линии и виртуозного рисунка, нарушение колористич. и светотеневого единства, приводившее к резким цветовым диссонансам, яркий эмалевый колорит, намеренное искажение человеческих пропорций (удлинение фигур и их отд. частей), иллюзионизм и эффекты перспективных сокращений, предвосхищавшие плафонную живопись барокко. Остроконфликтное иск-во раннего М. вызывало ощущение неустойчивости бытия, призрачности усилий человека и его зависимости от иррациональных сил.
Ф. Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей». 1534–40. Галерея Уффици (Флоренция).
Осн. достижения раннего М. лежат в области портрета с его обострённым выражением внутр. мира модели (Понтормо, Пармиджанино) и монументально-декоративной живописи (Понтормо, Беккафуми, Перино дель Вага, Джулио Романо, Ф. Сальвиати), в которой преобладали эффектные, атектонич. композиции. Повышается эстетич. ценность рисунка как акта свободной фантазии художника (Пармиджанино, Джулио Романо, Понтормо, Россо Фьорентино). Для сев.-итал. М. характерно сочетание мистической экзальтации со светской утончённостью, гедонизмом и декоративным изяществом (Пармиджанино).
А. Бронзино. «Венера, Купидон, Безумие и Время». Ок. 1545. Национальная галерея (Лондон).
В 1540–50-е гг. М. становится господствующим стилем в осн. худож. центрах Италии (Рим, Флоренция, Парма, Сиена, Болонья, Феррара, Мантуя, Милан, Неаполь, Генуя). Отд. черты М. проявились в творчестве венецианских мастеров (Тициана, Я. Тинторетто, П. Веронезе и особенно братьев Бассано). Иск-во М. приобрело черты элитарной придворной культуры, ориентированной на вкусы заказчика из числа интеллектуальной элиты, вельмож и высшего духовенства. Место эксперимента занял программный эклектизм, возросла роль риторич. программ и аллегории, особенно в декоративно-монументальном иск-ве. Наиболее ярко черты зрелого М. проявились в творчестве Дж. Вазари, Ф. Сальвиати, А. Бронзино, Якопино дель Конте, братьев Цуккари. Влияние идеологии Контрреформации отразилось на худож. языке и содержании религ. иск-ва, в котором складываются черты протобарокко (П. Тибальди, Ф. Бароччи и др.). Скульптура М. получает развитие в придворных центрах Италии (Б. Бандинелли, Б. Челлини, Дж. Б. Рустичи, Б. Амманати, Джамболонья). Для неё были характерны сложные фонтанные и парковые композиции, построенные на динамичных контрастах и зрительных эффектах, сочетание разл. материалов (бронзы, мрамора, природного камня), интерес к сопоставлению их фактур, к декору, вдохновлённому эллинистич. античностью. Скульптурные фонтаны, портретная и декоративная пластика, монументальная скульптура М. оказали большое влияние на развитие стиля барокко. Одним из наиболее выразит. приёмов пластики М. стала «фигура серпентината», изображающая отд. фигуру или скульптурную группу, динамично закручивающуюся по спирали вокруг своей оси. Он восходит к творчеству Микеланджело, которое оставалось гл. образцом для подражания у скульпторов 16 в.
В архитектуре М. (Джулио Романо, Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж. Вазари, П. Лигорио, Дж. Виньола, Дж. делла Порта) произвольно используются античные традиции и достижения Возрождения, особенно архитектуры Микеланджело. Архит. образ рождается в активном сопоставлении атектоничных форм, выразит. контрастах фактур и материалов, скульптурного и архит. декора. Любовь к необычным пространственным эффектам архит. композиции (Г. Алесси), использование лестниц как в интерьере, так и на фасаде, увлечение декоративным рустом, скульптурными маскаронами и орнаментальным декором придают архитектуре М. своеобразную живописность.
Фото В. М. Паппе Портал Палаццо Цуккари в Риме. По проекту Ф. Цуккари. 1690-е гг.
2-я пол. 16 в. была ознаменована образованием Академий художеств (Флоренция, Рим, Болонья, Венеция), ставших творч. объединением художников нового типа, в недрах которого сформировалась академич. система проф. образования. Помимо разработки теории и эстетики М. (Дж. Арменини, Дж. Ломаццо, Ф. Цуккари, В. Данти и др.), усилиями Вазари была написана первая история итал. иск-ва, дополненная теоретич. очерками. На рубеже 16–17 вв. в Италии формируются течения, направленные против М., ориентированные как на возрождение классицистич. принципов (бр. Карраччи), так и на обращение к реальности как к осн. источнику худож. мотивов (Караваджо).
Дж. Романо. Палаццо дель-Те в Мантуе. Ок. 1525–35.
Б. Челлини. «Персей». 1545–53. Лоджия деи-Ланци (Флоренция).
Деятельность итал. художников в европ. странах, гл. образом во Франции (Россо Фьорентино, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Б. Челлини), в Испании (Б. Кардуччи, Ф. Цуккари, П. Тибальди), Чехии (Дж. Арчимбольдо), Германии и Нидерландах, обучение европ. мастеров в худож. мастерских и академиях Италии, распространение графики и произведений декоративно-прикладного иск-ва М. способствовали формированию общеевропейской худож. системы, получившей назв. «интернациональный маньеризм» (1-я и 2-я Фонтенбло школы во Франции, иск-во при дворе имп. Рудольфа II в Праге, романизм в Нидерландах, маньеристич. иск-во Баварии, творчество Ж. Калло, Эль Греко и др.). Для интернационального М. характерны изысканность и грациозность худож. языка, мистицизм и утончённый гедонизм, соединение влияний итал. М. с местными позднеготич. и ренессансными традициями.
Мастер второй школы Фонтенбло. «Диана, возвращающаяся с охоты». 1550–60. Лувр (Париж).
Литература. К литературному М. обычно относят произведения 16 – нач. 17 вв., для которых характерны отход от ренессансной гармонии и нормативности, изощрённость слога и структуры, нередко – усложнённый синтаксис; аллегорич. образность, игра контрастов (в т. ч. между спиритуализмом и эротикой, «любовью возвышенной» и «любовью земной»). М. не был чисто формотворч. явлением; в его рамках оказались по-новому осмыслены фундам. экзистенциальные и аксиологич. проблемы (М. Монтень, У. Шекспир, М. де Сервантес, творчество которых тяготеет к М.): кризис и ревизия ренессансного антропоцентризма породили т. н. трагич. гуманизм, повышенный интерес к темам противостояния мира и личности, иллюзорности видимого бытия, умственных расстройств [образы Гамлета и Дон Кихота; трактаты Т. Гарцони «Больница неизлечимых душевнобольных» (1586) и «Театр многоразличных устройств мозга» (1583)]. Поэтика лит. М. во многом предвосхищает барокко; некоторые исследователи склонны рассматривать М. как раннюю стадию барочного стиля. В Италии влияние М. сказалось в поэзии Т. Тассо, Дж. Марино и приверженцев маринизма, во многих образцах новеллистики 16 в. (М. Банделло, Дж. Страпарола, Дж. Джиральди Чинцио, А. Ф. Граццини и пр.). Связанная с преобладанием чувственного начала модификация стиля представлена у П. Аретино, автора скандально известных «Сладострастных сонетов» (1525). Особенности эволюции культуры Возрождения в Европе обусловили наличие «двух волн» М. во Франции: первая (сер. 16 в.) – под итал. влиянием (П. де Ронсар, М. Сев и поэты «лионской школы»), вторая (1580-е гг. – нач. 17 в.) – в результате имманентного развития нац. лит-ры (Г. Дю Бартас, Ж. де Спонд, В. Вуатюр, отчасти О. д’Юрфе). К наиболее известным примерам лит. М. в Англии относятся романы Дж. Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия» (1579) и «Эвфуэс и его Англия» (1580), породившие термин эвфуизм (искусственный и вычурный стиль), а также творчество Дж. Донна и др. поэтов метафизической школы. Для М. характерно жанрово-стилистич. экспериментирование, возникновение принципиально новых жанров (эссе у Монтеня), а также жанров, основанных на смешении уже существующих: трагикомедия (Р. Гарнье, А. Арди, Ф. Бомонт и Дж. Флетчер; Джиральди Чинцио, Дж. Б. Гварини, впервые теоретически осмыслившие жанр), ироикомическая поэма (Ф. Браччолини, А. Тассони, Дж. Лалли), пасторальный роман (Х. де Монтемайор, Никола де Монтрё, д’Юрфе, Ф. Сидни). Поэзия и проза М. нередко отражают влияние герметизма, астрологии и эзотерич. традиции (М. Нострадамус, Дж. Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). Стихия сомнения, колебания между разл. точками зрения, филос.-этич. релятивизм, характерные для поэзии М., оказались продуктивными для вызревания новоевропейского романа (процесс этот по-разному запечатлён у Сервантеса, Монтеня, О. д’Юрфе, Бероальда де Вервиля).
Саморефлексия лит. М. отражена в сочинениях мыслителя и эрудита Ф. Патрици («О поэтике», 1586), выделившего в качестве критерия истинной поэзии «поэтическое вдохновение»; в диалогах Тассо («Минтурно, или О красоте», 1583; «Джанлука, или О масках», 1584; «Граф, или Об эмблемах», 1594) и К. Пеллегрини («Каррафа, или Об эпической поэзии», опубл. в 1584; «О поэтическом кончетто», 1598).
Музыка. В музыкознании термин «М.» используется (с 1970-х гг.) применительно к итал. вокальной музыке 2-й пол. 16 в. Муз. сочинения М. были ориентированы на искушённую аристократич. публику и предполагали чрезвычайное мастерство исполнителей (напр., играть на муз. инструменте аркичембало, сконструированном Н. Вичентино, были в состоянии считаные музыканты). Муз. сочинения М. отличают распад целостного худож. образа, изменчивость эмоциональных состояний, исключит. внимание к отд. детали, мелодраматич. аффектация. Эти эстетич. тенденции воплощались через тяготение к неустойчивой, динамичной формальной композиции, усложнение всех категорий муз. речи. Наиболее явно М. проявил себя в жанре мадригала 16 в., нередко создававшегося на тексты поэтов-маньеристов (Т. Тассо, Дж. Б. Гварини, Дж. Марино). Наиболее значит. представитель М. в музыке – К. Джезуальдо ди Веноза. Муз. язык маньеристского мадригала изобилует, иногда сверх меры, хроматизмами, текст передаётся предельно детализированно, с выделением и подчёркиванием отд. слов, с дифференциацией (вплоть до звукоизобразительных эффектов) противоположных образных сфер, с контрастным противопоставлением диатоники и хроматики, изысканными сменами мензуры (1), намеренным балансированием между модальностью и (старинной) тональностью, конкордом (созвучием как суммой интервалов) и аккордом, консонансом и диссонансом. Сгущение противоположных и разнонаправленных композиц. приёмов в узком пространстве небольшой муз. пьесы порождает типичное для М. эмоциональное перенапряжение. С наступлением эпохи барокко (особенно в связи с развитием оперы) М. в музыке исчезает.
Понятие «М.» иногда распространяют на франко-итал. вокальную музыку Ars subtilior кон. 14 в. (конец Арс нова, своеобразный «готический декаданс»), для которой характерна экстравагантная тематика, изысканная ритмика (в т. ч. полиметрия), вычурная нотация (напр., партитура в форме сердечка).
Художники
Наиболее известные художники:
Микеланджело
Фрески Сикстинской капеллы.
Корреджо
Сентиментальные картины на религиозную тематику («Вознесение Богоматери», «Юпитер и Ио», «Даная»).
Пармиджанино
Влиятельный мастер-портретист из Пармы («Турецкая невольница», «Антея».
Аньоло Бронзино
«Снятие с креста», «Портрет Лукреции Панчатики».
Джорджо Вазари
«Гефсиманский сад», «Аллегория непорочного зачатия».
Эль Греко
«Вид Толедо», «Лаокоон», «Успение Богородицы».
Якопо Бассано
«Рождество», «Путь на Голгофу», «Тайная вечеря».
Тинторетто
«Омовение ног», «Тайная вечеря», «Происхождение Млечного пути».
Джузеппе Арчимбольдо
«Садовник», «Повар», «Юрист».
Примеры аллегорий из циклов 1560-х годов «Четыре элемента». Вверху слева — «Воздух», внизу слева — «Лето», вверху справа — «Весна», внизу справа «Огонь». Эти картины экспонируются в разных европейских музеях
МаньеризмТворчество художников маниеризма
Маньеризм (итал. manierismo, от maniera – прием, манера), течение в европейском искусстве шестнадцатого столетия, зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера маньеризма культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил, стремились не столько следовать природе, сколько выражать «внутреннюю идею» образа, рожденного в душе художника.
Для итальянского маньеризма 1520-х годов (живопись Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, Беккафуми) характерны драматическая острота образов, преувеличенная экспрессия поз и движений, удлиненность пропорций фигур, колористические и световые диссонансы, виртуозная нервная линеарность рисунка. В элитарном, ориентирующемся на знатока искусстве маньеризма возродились и отдельные черты средневековой, придворно-рыцарской культуры. В маньеристическом портрете (Бронзино и другие художники), открывающем новые пути в развитии этого жанра, аристократическая замкнутость персонажей сочетается с обострением субъективно-эмоционального отношения художника к модели. Своеобразный вклад в эволюцию маньеризма внесли ученики Рафаэля (Джулио Романо, Перино дель Вага и другие), в монументально-декоративных циклах которых преобладали атектоничные, насыщенные гротескной орнаментикой решения.
К 1540-м годам маньеризм стал господствующим течением при дворах Италии; его художественный язык, насыщенный сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями, отмечен принципиальным эклектизмом выразительных средств (Джорджо Вазари, Анджело Бронзино, Франческо Сальвиати, Томмазо Манцуоли, Федерико Бароччи, Алессандро Аллори, Франческо Приматиччо, отчасти Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто и другие). В скульптуре (Бенвенуто Челлини, Бартоломео Амманати, Джамболонья, Бандршелли) и архитектуре (Бартоломео Амманати, Буонталенти, Джорджо Вазари, Лигорио, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой экспрессии декора, в стремлении к сценическим эффектам , к экстравагантности деталей.
Превращению маньеризма в общеевропейское течение способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Россо Фьорентино, Приматиччо, Никколо дель Аббате, Челлини и др.), Испании (В. Кардучо), Чехии (Джузеппе Арчимбольдо) и других странах, а также широкое распространение маньеристических картин, гравюр, графики и предметов декоративно-прикладного искусства. Принципы маньеризма определили творчество представителей первой школы Фонтенбло (Ж. Кузен Старший, Ж. Кузен Младший, А. Карон), немца Xанса фон Аахена, нидерландских мастеров Абрахама Блумарта, А. и X. Вредеман де Врис, X. Голциуса, Карела ван Мандера, Бартоломеуса Шпрангера, Корнелиса ван Харлема, Иохима Эйтевала, Корнелиса Флориса. Итальянское путешествие голландского художника Мартена ван Хемскерка (1532-1536) еще больше усилило влияние маньеризма в Нидерландах и Северной Европе.
Благодаря Бартоломеусу Шпрангеру, антверпенцу по происхождению, но получившему образование и работавшему в Риме, Парме и Венеции, а позже в Вене и Праге, нидерландский маньеризм в последние два десятилетия 16 века претерпел решительные изменения. Влияние Шпрангера распространяется сначала в Харлеме, куда в 1577 году прибывает Голциус, который с 1585 перевел многие произведения Шпрангера в гравюру. После 1583 года при участии Корнелиса ван Харлема и Карела ван Мандера, который в 1573-1577 работал вместе со Шпрангером в Риме и Вене. Образование этими тремя мастерами харлемской Академии (1587) и отъезд Голциуса в Италию (1590) привели к эклектизму маньеристического толка. Расцвет живописи маньеризма в Утрехте в 16 веке связан с именами Абрахама Блумарта и Иоахима Эйтевала стиль которых отмечен итальянским влиянием, одновременно героическим и реалистическим.
В Германии ярким представителем маньеризма стал Ханс фон Аахен. Выступление в Италии, с одной стороны, академистов болонской школы, с другой – Караваджо ознаменовало конец маньеризма и утверждение барокко. В современном западном искусствознании сильны тенденции к неоправданному расширению понятия «Маньеризм», к включению в него мастеров или шедших своим, особым путем, или лишь испытавших отдельные маньеристические влияния (Якопо Тинторетто, Паоло Веронезе, Лоренцо Лотто, Эль Греко, Питер Брейгель Старший и другие).
Исторические предпосылки
Идеалистические представления, которые развивались в эпоху Высокого Возрождения, выражали идеалы человека, натуралистичность. Крушение этих идей стало одним из последствий начала периода Реформации. Католицизм оказался под ударами осуждения. В первую очередь, за продажу индульгенций. Религиозные войны велись по всей Европе более 100 лет. Авторитет церкви был под ударом.
Неоклассицизм как стиль в живописи
Развитию общественных идей способствовали научные открытия. Было установлено, что Солнце – центр вселенной, а не Земля. Кругосветное путешествие Ф. Магеллана и открытия Х. Колумбом Америки подтвердили теорию о том, что планета круглая. Таким образом, Европа перестала быть центром мира.
Художники также отказались от уверенности в упорядоченности мира и гармонии, в которые верили до Реформации. Они высказали мнение о том, что рациональные законы искусства, основанные на равновесии, больше не могут существовать. Искусство маньеризма – это последствие радикальных перемен в философии, социуме, науке. Стиль показал неопределенность, в которой пребывали деятели искусства.
Маньеризм в музыке
В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Ars subtilior (конец Ars nova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка), исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма[9]. Такая музыка получила большое распространение в Италии, Франции, Германии.
Значение
По причине противоречивости маньеризма, его влияние также было неоднозначным и разнонаправленным. Направление живописи стало базой для формирования барокко – этот стиль стал воплощением наиболее ярких черт маньеризма, усиленных и преувеличенных.
Пуантилизм как стиль в живописи
Некоторые характерные черты объединяют маньеризм и культуру постмодерна. Например, наличие влияния культур предыдущих эпох.
Пышность, яркость, эротизм, спиритуализм и сакральность – основные характеристики стиля, которые нашли продолжение в европейской живописи 17-18 веков.
Маньеризм в литературе
Джамболонья. Похищение сабинянок
. 1574—1582. Флоренция, Лоджия деи Ланци
Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг.) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В Италии влияние маньеризма заметно в творчестве Тассо и Марино; в новеллистике XVI века, включая Маттео Банделло и Джиральди Чинтио; нередко к этому стилю целиком относят творчество последователей Марино — маринистов, но в этом случае границы стиля глубоко отодвигаются в XVII век. Совершенно иная модификация стиля представлена у Пьетро Аретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло, Драйден[8] (в Англии); Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании); Монтень, Дю Бартас, Малерб, Спонд (во Франции). С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких как трагикомедия и ироикомическая поэма. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). В португальской литературе черты маньеризма литературоведы находят уже в творчестве Луиша де Камоэнса.
Волошин Максимилиан Александрович
Подлинный талант часто бывает многогранен. Стесняемый рамками одного выразительного инструмента или творческого жанра, он выходит за них и охватывает другие виды эстетического самовыражения, реализуясь всюду с максимальной полнотой. Именно таким многогранным талантом был наделен Максимилиан Александрович. Всесторонне эрудированный, обладающий широким кругозором человек, замечательный поэт, высокопрофессиональный переводчик, художественный и литературный критик, Максимилиан Волошин известен и как художник с весьма незаурядным и самобытным дарованием.
Вклад Максимилиана Александровича в российскую культуру, ее сохранение и приумножение в трудные и жестокие годы первой трети двадцатого века остается в определенной степени недооцененным. Этот цельный человек, удивительно гармонично соединивший в своем мировоззрении духовную философию Востока и модернистские искания Запада, не только сам постоянно пополнял культурную сокровищницу новыми стихотворными произведениями, статьями, переводами, но и создал в своем доме в Коктебеле уникальную творческую и дружескую атмосферу, притягивавшую сюда многих лучших представителей российской интеллигенции. Николай Гумилев и Марина Цветаева, Осип Мандельштам и Михаил Булгаков, Алексей Толстой и Владислав Ходасевич, многие другие «паломники», насыщаясь царившей здесь удивительной аурой, получали мощный импульс к новому творчеству, отдыхали душой от тяжести и боли, вызванных происходившими в стране катаклизмами.
Творчество нашего героя как художника неотделимо от творчества в качестве поэта. Стихи Максимилиана Александровича исключительно живописны, насыщены яркими цветовыми эпитетами, красочной и «зримой» образностью. А его акварельные пейзажи похожи на строгие и точные стихи. Они несут в себе сильный медитативный импульс, созвучный произведениям мастеров традиционного японского изобразительного искусства. Природа на них воспринимается, как совершенное божественное творение, наполненное красотой линий, гармонией и величием. Глубокая созерцательность и отрешенность волошинских акварелей, их насыщенность светом, мудростью и любовью первичны по отношению к инструментам передачи внутреннего импульса – линии и цвету. Море и небо, холмы и облака, сохраняющие свою плотность и фактуру, словно наложены на некий вселенский энергетический эфир, из которого когда-то в начале времен и была рождена вся праматерия.
Философский склад ума, умение Максимилиана тщательно анализировать и обобщать факты истории и жизни общества позволили ему заранее предвидеть предстоящие России испытания. Он принял их как данность, с терпением и мудростью. В годы революций и гражданской войны Волошин отказался эмигрировать и остался в своем доме в Крыму. Ему не от кого было спасаться и некуда уезжать. Отвергавший всякое насилие, превыше всего ценивший человеческую жизнь, Максимилиан Волошин не раз укрывал в доме находившихся в смертельной опасности беглецов вне зависимости от того, к какому политическому лагерю они принадлежали. При советской власти Максимилиану Александровичу был сохранен дом, он занимался охраной художественных и культурных ценностей, читал лекции, преподавал, но любые возможности печатных публикаций были для него полностью закрыты.
В обширное творческое наследие Максимилиана Александровича вошли не только его талантливые стихи и замечательные акварели. Многочисленные критические и искусствоведческие статьи, объемная и весьма содержательная переписка со многими лучшими представителями культурной интеллигенции России представляют большой интерес для всех, кому небезразличны российская литература, изобразительное искусство, культура и история нашей страны.
На сайте вы найдете биографию художника, галерею фотографий, большую коллекцию рисунков, акварели, критические статьи, воспоминания, стихотворения. Особого внимания заслуживает опубликованная на сайте работа о В.И. Сурикове, которую написал Волошин в 1913 году, но которая до настоящего времени остаетсяся одним из наиболее глубоких исследований творчества художника.
Мы будем рады, если сайт сможет объединить поклонников творчества Максимилиана Волошина, поможет им найти друг друга, обмениваться мнениями и материалами. Пишите ваши отзывы и предложения в гостевой книге.
Лунное видение. | Волошин Максимилиан. Пейзаж. | М.А. Волошин. Феодосия, 1896 г |