Это интересно: Зачем Рембрандт оставил столько загадок в картине «Возвращение блудного сына»?


Заговор батавов

Живопись эпохи барокко Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Заговор батавов» или «Заговор предводителя батавов Юлия Цивилиса». Размер картины 196 х 309 см, холст, масло. В качестве символа национальной независимости и гражданственности Голландии городской совет Амстердама выбрал для украшения галереи вокруг зала заседаний (начатого в 1659 году) во вновь построенной классицистической ратуше тему восстания батавов против римлян (69 год нашей эры) – тему из ранней истории голландцев. Собственно, картина «Заговор Юлия Цивилиса» является исторической композицией, изображающей вождя племени батавов, которые считались предками нидерландцев, поднявшего в 1 веке народ на восстание против Рима. Эту тему предложил за пятьдесят лет до этого Гуго Гроций, следующий повествованию Тацита, в целях укрепления республиканского национального самосознания. Соответствующие образцы были уже представлены в гравюрах Антонио Темпесты по картинам Отто ван Веенса (в Гааге), они являлись, вероятно, обязывающими примерами для восьми необходимых изображений.

Заказ на «Заговор» Рембрандт получил в 1661 году, после смерти Говерта Флинка, который должен был исполнить весь цикл. В 1662 году картина Рембрандта уже висела на южной стене галереи, в августе того же года она была снята из-за предусмотренных изменений, а затем, вероятно самим Рембрандтом, была продана в обрезанном состоянии. Причины отклонения картины остались неясными; сравнение же с образцами Темпесты и Веенса позволяет предположить, что дело заключалось в «непримиримом противоречии между рембрандтовским порывом к дегероизации, одного из глубочайших источников его искусства, и героизацией Ренессанса» (Г. ван де Ваал). Во всяком случае трактовка Рембрандтом заговора в священной роще, где собравшиеся вокруг предводителя батавов Юлия (по другой версии Клавдия) Цивилиса «главные и благородные» дают торжественную клятву, действительно далека от героической идеализации.

«Варварская церемония клятвы» (Якоб Розенберг), варварская в первоначальном смысле слова чужого и стихийного, представлена у Рембрандта как непосредственная действительность, как живая правда истории. Рембрандт передаёт подьём и атмосферу архаического, охваченного революционным порывом коллектива, неприукрашенное, быстро растущее насилие народной стихии. Эта работа была одновременно иронически отчуждённой «антикартиной» среди реставрации и реакции того времени. Рембрандт строго придерживается сюжета: одноглазый (по Тациту) Юлий Цивилис одет в старинные бургундские одежды (переняты из образцов Темпесты), которые здесь усиливают стихийно-архаическое звучание сцены. Широкое грубое лицо Цивилиса выражает торжественно-возвышенную дикость. От бесшабашности до возвышенности здесь только один шаг – во внезапно вспыхивающем вдоль стола жаре света. «Эффект света превращает клятву в картине Рембрандта в сакральное таинство» (Карл Норденфалк).

Пьер Декарг — Рембрандт

Обнаженная женщина в постели. 81×67. Эдинбург. Шотландская национальная галерея.

Христос в Эммаусе. 68×65. Париж. Лувр.

ГЛАВА VII

Пир Валтасара. 167,5×209. Лондон. Национальная галерея.

Аристотель перед бюстом Гомера. 143,5×131,5. 1653. Нью-Йорк. Музей Метрополитен.

Вирсавия с письмом Давида. 142×142. 1654. Париж. Лувр.

Молодая женщина, купающаяся в ручье. 61,8×47. 1655. Лондон. Национальная галерея.

Портрет Титуса за учением. 77×63. 1655. Роттердам. Музей Бойманс ван Бейнинген.

Портрет Титуса за чтением. 70,5×64. Вена. Художественно-исторический музей.

Польский всадник. 116,8×134,9. Нью-Йорк. Собрание Фрик.

Туша быка. 94×67. 1655. Париж. Лувр.

Урок анатомии доктора Деймана. 100×134. 1656. Амстердам. Рейксмюсеум.

Портрет доктора Толинкса. 76×61. 1656. Париж. Музей Жакмар-Андре.

Автопортрет. 53×43,5. 1657. Эдинбург. Шотландская национальная галерея.

Автопортрет. 49,2×41. 1657. Вена. Художественно-исторический музей.

Автопортрет. 133×103,8. 1658. Нью-Йорк. Собрание Фрик.

Филемон и Бавкида. 54,5×68,5. Вашингтон. Национальная художественная галерея.

ГЛАВА VIII

Заговор Юлия Цивилиса. 196×309. 1661. Стокгольм. Национальный музей.

Синдики цеха суконщиков. 191×279. 1662. Амстердам. Рейксмюсеум.

ГЛАВА IX

Еврейская невеста. 121,5×166,5. Амстердам. Рейксмюсеум.

Портрет мужчины в перчатках. 99,5×82,5. Вашингтон. Национальная художественная галерея.

Портрет женщины с веером. 99,5×83. Вашингтон. Национальная художественная галерея.

Портрет мужчины с лупой. 91,5×74.5. Нью-Йорк. Музей Метрополитен.

Портрет женщины с гвоздикой. 92×74,5. Нью-Йорк. Музей Метрополитен.

Семейный портрет. 126×167. Брунсвик. Государственный музей герцога Антона-Ульриха.

Возвращение блудного сына. 262×206. Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж.

Симеон и ребенок Иисус. 98×79. Стокгольм. Национальный музей.

Автопортрет. 86×70,5. 1669. Лондон. Национальная галерея.

Автопортрет. 59×51. 1669. Гаага. Маурицхейс.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ РЕМБРАНДТА

1606, 15 июля – в Лейдене, в семье мельника Харменса ван Рейна родился Рембрандт.

1613—1620 – посещает латинскую школу в Лейдене.

20 мая 1620 – записан студентом в Лейденский университет.

1621—1624 – ученик лейденского живописца Я. И. Сваненбурха.

1624—1625 – в течение полугода посещает в Амстердаме мастерскую живописца П. Ластмана.

1625 – основывает в Лейдене совместно с Я. Ливенсом собственную мастерскую.

1632 – поселяется в Амстердаме, пишет «Урок анатомии доктора Тульпа».

1634 – женится на Саскии ван Эйленбюрх, дочери бургомистра города Левардена.

1641 – родился сын Рембрандта и Саскии Титус.

1642 – смерть Саскии. Рембрандт завершает картину «Ночной дозор».

1643—1649 – в доме Рембрандта живет Гертье Диркс, вдова корабельного трубача, которая присматривает за Титусом.

1649—1663 – в доме Рембрандта живет Хендрикье Стоффельс, дочь сержанта. Она становится невенчанной женой художника.

1654 – родилась Корнелия, дочь Рембрандта и Хендрикье.

1656 – банкротство Рембрандта, опись его имущества и коллекций. Он пишет «Анатомию доктора Деймана».

1657—1658 – продажа с молотка имущества и коллекций; продажа дома.

1660 – Рембрандт переселяется в бедный квартал на Розенграхт. Хендрикье и Титус основывают Общество торговли художественными произведениями.

1660—1661 – Рембрандт пишет диптих «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» и «Давид и Урия».

1661—1662 – Рембрандт пишет монументальное полотно по заказу муниципалитета – «Заговор Юлия Цивилиса».

1662 – завершение группового портрета «Синдики».

1663 – смерть Хендрикье Стоффельс.

1668 – женитьба Титуса на Магдалене ван Лоо, дочери ювелира. Смерть Титуса.

1669 – родилась внучка художника Тиция, дочь Титуса и Магдалены. 4 октября – смерть Рембрандта; похоронен 8 октября в церкви Вестеркерк в Амстердаме.

Примечания

1

Справедливости ради заметим, что концепция «Блудного сына» по отношению к этому автопортрету не есть «изобретение» Декарга: она изредка встречалась и раньше; он же абсолютизировал ее.

2

См. предисловие.

3

Великий Пенсионарий – высшая административная должность в Голландии.

4

См. предисловие.

5

То есть раннехристианских художников. (Примеч. ред.)

6

То есть не ищущий цвет в натуре, а как бы домысливающий его. (Примеч. ред.)

LiveInternetLiveInternet

Видное место в живописи Рембрандта занимает полотно «Заговор Клавдия Цивилиса», созданное в 1661 году. Этому творению суждено было сыграть совершенно особую роль во всей западноевропейской живописи XVII столетия. 1.

Это интересно: Зачем Рембрандт оставил столько загадок в картине «Возвращение блудного сына»?

Погода стояла дождливая. Я провожал на вокзале сына. Он уезжал от меня. Уезжал навсегда…

Отец и сын

О них думали Гомер, Конфуций, Рембрандт, Ян Стен, Тургенев, Достоевский, и наши современники: Александр Вампилов и Андрей Тарковский. И все заметили, как тонка нить, что связывает отца и сына, и каждый по-своему к ней притронулся, прикоснулся и понял, что она тоньше нити шелковичного червя.

Автопортрет

Но именно Рембрандт ван Рейн в «Возвращении блудного сына» оставил больше всех вопросов и загадок. Не потому ли, что для образа отца не взял простого смертного, скажем собственного отца-мельника. Не потому ли, что успел похоронить двух жен и 27-летнего сына. Не потому ли, что сам был обобран до нитки, и знал, что срок его земной жизни сочтен, а значит, готовился к встрече с сыном.

Почему эти пять сюжетных ходов были совершены Рембрандтом в шаге от смерти?

«Возвращение блудного сына»

1. В Евангелии от Луки Иисус поведал притчу о блудном сыне фарисеям. Зачем? Какой он вложил смысл? Может быть, речь шла о том, что ему самому придется предстать перед отцом — Отцом Небесным. Поэтому в картине все участники явно заворожены таинством встречи. Рембрандт высвечивает святое место, и сцена максимально отвлечена от быта. (В картинах о блудном сыне Гверцино и Мурильо мы видим суету). Даже упавшая сандалия на ноге сына подчеркивает наличие святого места. (Оно обозначено в сцене, где Бог говорит Моисею: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3:5)).

2. Присмотримся к Отцу. Он несет черты божественности: повторяет форму арки, не имеет головного убора, у него блаженное лицо и явно разные кисти рук: мужская и женская — значит, он соединяет в себе отцовскую и материнскую любовь, что свойственно Богу. Понятно, почему нет матери. Женщина в левом верхнем углу, даже в тени не проявляет материнской радости, не протягивает рук, и на роль матери никак не годится.

3. Убедительно создан образ сына-скитальца в рубище, и бритой головой каторжанина со шрамами. При этом Рембрандт скрывает его лицо. (Все художники его показывают: Дюрер изображает раскаивание, Ян Стен — мольбу, ван Лейден – истощение, Массейс – страх, Гверцино – послушание, Мурильо – выбивание прощения). Но каторги не было, иначе он не сохранил бы пусть оборванный, но дорогой воротник. (У Гверцино и Мурильо принесены одежды, и сын сейчас воспрянет духом). Значит непрощенная жизнь его была тяжелее каторги!

4. Прибежавший с поля старший сын, согласно притче, должен стоять в грязной одежде и ревновать отца к брату. Здесь старший сын отсутствует. Двое в богатых одеждах чутко вникают в происходящее. Третий человек у колонны больше похож на младшего брата – а Рембрандт, при его виртуозности владения кистью, не мог допустить такого разночтения. Тем более, на лицах участников нет зависти и какого-либо напряжения. Доминирующий цвет красного плаща у Отца — цвет любви. Этот же цвет у мужчины справа, а если это второй сын, то у него не может быть цвет любви, он же завистник и ревнивец.

5. В молодости Рембрандт сделал свой автопортрет на полотне «Блудный сын в таверне» и предстал в образе блудного сына, пирующего в обнимку с куртизанкой (написана с жены Саскии). Логично предположить, что в «Возвращении» блудный сын — тоже Рембрандт. Но встает вопрос зачем художник изобразил себя нищим и промотавшим состояние, а не, скажем так, измотанным трудягой? Нищий раньше получит искупление – не эта ли идея двигала художником?

Одна версия, которая может объединить сюжетные отрывки в одну концепцию — художник ищет встречи с Богом, чтобы получить оправдание и прощение, но ищет творческим методом.

«Блудный сын в таверне»

После «Блудного сына в таверне» (1635), он на себе испытает библейский путь грешника. Картина станет пророчеством. В 1642 г. Титанический труд «Ночной дозор» — групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама — будет отвергнут заказчиками.

«Ночной дозор»

На Рембрандта обрушится вал критики. Прекратятся заказы. Уйдут ученики. В том же году умрет Саския. Его сыну Титусу будет всего 1 год.

Он впервые начнет искать прощения. Вернется к теме в картине «Давид и Ионафан» (1642), где царь Давид прощает грешного сына.

Рембрандт пытается выбраться из житейской трясины – у него вторая женитьба. Растет сын. Но, оказывается «блудный сын» Рембрандт не прощен! В 1656 г. он объявлен банкротом: личные вещи у него на глазах выносят из дома на аукцион – он везет семью в бедный еврейский квартал Амстердама. И вот, казалось бы, еще одна подачка: Ратуша заказывает полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) — картина разделяет судьбу «Ночного дозора». Ничего светлого впереди. Впереди, в 1663 г. похороны жены и сына. А сколько он сделал портретов cына!

Сын Титус

Титус в монашеском одеянии

Рембрандт нищ перед Богом, но не нищ перед людьми. Поэтому он прячет от людей лицо в своем последнем шедевре «Возвращение блудного сына». Эпилог творчества посвящен его раскаиванию перед Богом. Только Всевышнему, как на исповеди, можно открыть свое лицо, — ведь Бог предложил ему такой путь жизни, умышленно отдал сына своего на испытания грехами. (Иначе откуда у художника столько сил в преклонном возрасте взяться за полотно 260 × 203 см).

И вот теперь у гения светотени раскрывается смысл всех загадочных фигур на картине. На свету только Бог и он. Две другие фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина в пурпурном плаще — это те же самые главные герои (Бог и Рембрандт), но только за несколько лет до этого. Тогда становится понятен смысл присутствия света на лицах двух второстепенных персонажей – они те же герои, но в прошлом. У Бога-отца в обоих образах красный плащ – цвет любви. Все, кто в тени — созерцатели чуда. (На более ранних офорте и рисунках (Рембрандт их рассматривал при создании последней картины), другие фигуры выполняли роль слуг (забивали тельца, несли одежду)).

И время сжалось до одного момента, соединившего их, от расставания до встречи. Полотно совмещает два хронологических плана. Левая половинка – это святое место, правая — надежда на будущее, которая когда-то была. Рембрандт, как никто иной, мог передавать вневременной характер человеческих переживаний и чувств.

«Он обладал шекспировским даром мысленного перевоплощения…»

Эрнст Гомбрих

Через некоторое время я вернулся к картине…

Заметил, образы стали ближе, понятнее. Рембрандт примерил на себя рубище. Рембрандт повернулся к нам спиной, но лишь потому, что оказался впереди. Рембрандт нашел путь.

Что же увидел он, когда исполнил свой замысел, для меня так и осталось тайной.

https://zen.yandex.ru/media/na…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: