Описание по картине В. М. Васнецова «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем»
В детстве я очень любил слушать и читать русские народные сказки и былины. Особенно мне нравились эпизоды, где главный герой побеждает злого Змея и освобождает похищенную принцессу. Я очень хорошо представлял все детали боя благодаря прекрасным иллюстрациям книги. Больше всего мне нравилась картина В. М. Васнецова «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем».
Талантливый художник до мельчайших подробностей воспроизвел картину боя. На переднем плане Иван-царевич замахивается мечом на коварного Змея. Вероятно, только что он отрубил своему недругу одну голову: меч Ивана в крови, а у трехглавого Змея одной головы уже нет. Змей озлоблен неудачей, он разевает пасть в надежде совладать с героем. Однако Иван-царевич успел вовремя прикрыться щитом.
Иван-царевич выглядит немного уставшим: видимо, битва продолжается не первый день. Однако отступать ему некуда — за спиной Ивана, прижавшись к скале, за боем наблюдает принцесса. Ей страшно, и она от всей души желает царевичу победы.
Солнце освещает только участок картины, где изображен Иван-царевич. Этим Васнецов хотел показать чистые намерения героя, его желание освободить родную землю от любых врагов, не дать в обиду женщин, детей и стариков, которых Змей еще может съесть или сжечь, если его не остановить вовремя.
За черными крыльями Змея — лишь темные горы и кроваво-красный закат. Много бед и горя причинил этот Змей русской земле, многих доблестных воинов он погубил. Кости и черепа разбросаны по горам, а мрачные стервятники ждут исхода битвы. Они явно на стороне Змея. Однако в бою не всегда побеждает сила. Материал с сайта //iEssay.ru
У Ивана крепкий тяжелый щит, удобный меч и надежная кольчуга. Во время боя Ивану пришлось опуститься на одно колено, но зато второй ногой он упирается в живот Змея. По богатой одежде Ивана, по дорогим украшениям на щите сразу видно, что он — царевич. Царевич — это будущий царь, защитник своего государства. С честью выполнит Иван возложенную на него задачу, хотя для этого ему нужно будет устоять в бою три дня и три ночи. С помощью храбрости, хитрости и уверенности в своей правоте Иван-царевич, изловчившись, снесет чудовищу оставшиеся головы, спасет царевну и избавит свою землю от страшного и кровожадного Змея.
В. М. Васнецов, используя в своей работе «Битва Ивана-царевича с трехглавым Змеем» мотивы народного фольклора, сумел изобразить переломный момент битвы, с одной стороны, демонстрируя напряженность боя и силу обоих противников, а с другой — утверждая победу добра, любви и справедливости над жестокостью и злом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑
На этой странице материал по темам:
- как выглядит иван царевич
Войти на сайт
© Т.В. Ильина, 2010. СКАЗКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.М.ВАСНЕЦОВА
Зал картин Виктора Михайловича Васнецова в Третьяковской галерее – один из самых любимых и юными, и взрослыми зрителями. Словно оказавшись в сказочном царстве, мы видим, как грустит Алёнушка над чёрной, зловеще молчащей водой, мчится верхом на волке Иван-Царевич, сияют самоцветами платья царевен подземного царства, остановился в раздумье витязь на распутье и стоят неодолимой заставой могучие богатыри… Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 г. в маленьком селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Вскоре семья Васнецовых, в которой было шестеро сыновей (Виктор второй по старшинству) переехала в соседнее село Рябово. Здесь, среди бескрайних лесов и полей прошло детство художника. Позднее братья Васнецовы вспоминали, как отец «уходил с детьми в поле, вдыхал аромат луговых трав, слушал бой перепелов и скрип коростелей, любовался мерцающим звёздным небом, рассказывал мальчикам о строении вселенной и показывал различные созвездия» и как во время этих прогулок в души детей вливалось «живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!».
ПЕРВЫЕ КАРТИНЫ
Москва, куда художник переехал вместе с семьёй в 1878 г., пробудила в нём дар сказочника. Древняя столица в конце 19 века по-прежнему хранила дух седой старины. Здесь сложилось содружество художников, стремившихся возродить в своём творчестве образы народного искусства. Эти мастера собирались в московском доме мецената Саввы Ивановича Мамонтова и в его подмосковном имении Абрамцево.
Неподалёку от имения Мамонтова Абрамцево Васнецов однажды встретил свою Алёнушку.
«АЛЁНУШКА»
В «Алёнушке» художник не следует буквально содержанию сказки, а создаёт поэтический образ, близкий печальной народной песне-плачу. В картине нет ни козлёночка, в которого превратился братец девочки Иванушка, ни тяжёлого камня на шее Алёнушки, утянувшего её на дно. Подобно безвестным народным мастерам, Васнецов творит свою собственную живописную сказку, находя её мотивы в красках русской природы. Пейзаж у Васнецова никогда не бывает лишь фоном для действия. Как в народных песнях и сказаниях, природа в его картинах – живое, одушевлённое существо; травы, деревья и звери лесные помогают героям обрести счастье и, наоборот, не дают тёмным силам осуществить их козни.
Одна-одинешенька, сжавшись в комочек, уронив на колени голову, сидит Алёнушка на холодном камне над зловеще застывшим чёрным омутом. Но в картине нет ощущения безысходности. И пусть среди людей Аленушка – беззащитная сирота, природа откликается на её горе и охраняет девушку. Васнецов нашёл удивительно тонкое созвучие между настроением Аленушки и состоянием природы. Медленно заходит солнце, гаснут яркие полдневные краски. Лето клонится к осени, начинают желтеть первые листья. Кажется – впереди лишь беспросветная тьма и жестокая зимняя стужа. Но ощетинились ёлки неприступной стеной, защищая Алёнушку от злых обидчиков. Из чёрной воды поднимаются камыши, нежным прикосновением утешая девушку. Тонкая осинка, олицетворяющая в сказках горе-горемычное, свивает свою нижнюю ветку веночком над головой Алёнушки, на ветке-веночке качаются ласточки. Вестницы весны словно щебечут о том, что горе и невзгоды непременно уйдут, уступив место выстраданному счастью, как неизменно весна сменяет зиму.
«ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ ВОЛКЕ»
Но природа подарила Ивану Царевичу волшебного мудрого спутника – Серого Волка. Кажется, что огромный зверь не бежит по лесу, а летит над землёй, неся Ивана Царевича и Елену Прекрасную из царства тьмы к свету. Но даже здесь, посреди тёмного заколдованного леса, они уже окружены, окутаны светом. Драгоценными перламутровыми переливами сияют их парчовые одежды. Девушка доверчиво прильнула к царевичу. Как говорится в сказке, «Иван Царевич, сидя на Сером Волке с прекрасною Еленою, возлюбил её всем сердцем, а она – Ивана Царевича». Именно этот свет любви, который словно изнутри излучают их фигуры, защищает и хранит героев картины в подступившей вплотную тьме. И там, где они проплывают над землёй, происходит чудо – мёртвое дерево расцветает весенними нежными цветами.
«БОГАТЫРИ»
Глядя на картину, мы словно ощущаем присутствие могучих и справедливых защитников земли русской. По словам художника, «на богатырском выезде они примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?» В этом, наверное, самое главное для Васнецова – витязи защищают не только от иноземных захватчиков, но и – самое главное – от несправедливости, воплощая извечную народную мечту. Ничто не укроется от их зоркого взгляда, и они обязательно придут на помощь.
Слева – Добрыня Никитич, «сын богатого гостя (то есть купца) рязанского», дружинник князя Владимира Красное Солнышко. У него прямой открытый взгляд и благородная осанка; меч-кладенец, добытый им в поединке со Змеем Горынычем, наполовину выхвачен из ножен. Победитель Змея – борец с тёмной, нечистой силой, и конь под ним – белого цвета, олицетворяющего свет, чистоту и отвагу.
В центре – крестьянский сын Илья Муромец, самый главный и могучий из богатырей. Его мощная кряжистая фигура – плоть от плоти земли. Он зорко вглядывается вдаль из-под грозно сдвинутых бровей. Легко висит на его руке стопудовая палица, а другая рука сжимает копьё булатное. Вороной конь ему под стать – как грозовая туча; огонь пышет из ноздрей, а в глазах словно затаились молнии.
Алёша, «сын ростовского попа соборного» – самый молодой из богатырей. Он побеждает не силой, а хитростью, и оружие у него тоже самое «хитрое» – лук и стрелы, которые можно пустить во врага издалека, из засады, не вступая с ним в поединок. Его рыжий конь мирно щиплет траву, кося в то же время по сторонам лукавым глазом. Алёша Попович в картине – не только воин, но и певец, гусляр. Слева к его седлу приторочены гусли, древний струнный инструмент, под аккомпанемент которого народные сказители исполняли героические песни – былины. Задумчив его взгляд, словно погружённый внутрь себя: может быть, сейчас в нём звучит мелодия будущей песни.
Тот гармоничный сплав силы, доброты и мудрости, которым народная фантазия наделила былинных богатырей, Васнецов нашёл в крестьянине Владимирской губернии Иване Петрове. Он стал прообразом Ильи Муромца (портрет Ивана Петрова висит в зале Третьяковской галереи рядом с картиной «Богатыри»). В облике Добрыни Никитича можно найти черты сходства с самим художником, а Алёша Попович напоминает сына Саввы Ивановича Мамонтова – Андрея.
Всадники возвышаются на вершине холма. Их фигуры излучают спокойную и уверенную силу, в которой нет агрессивной угрозы. Мы смотрим на богатырей как бы от подножия горы, снизу вверх. Вдали, за холмом, простираются леса и поля. Наш взгляд парит над ними вместе с птицей, взлетевшей с серого камня справа. Совместив в картине две точки зрения, Васнецов помогает нам ощутить и необоримую мощь богатырей, и просторы, где гуляет вольный ветер. Ветер клонит к земле травы и деревья и гонит по небу облака, но над богатырями не властны бури и время, они – вечные хранители земли русской.
События русской истории в произведениях Васнецова также овеяны героическим былинным духом. В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880) погибшие русские воины выглядят не мёртвыми, а лишь спящими; они могучи и прекрасны, как сказочные богатыри.
В своих портретах («Портрет Б. В. Васнецова», 1889; «Портрет Е. А. Праховой», 1894; «Портрет В. С. Мамонтовой», 1896) Васнецов искал и находил русский национальный образ красоты.
«СНЕГУРОЧКА»
В АБРАМЦЕВО
ДОМ ВАСНЕЦОВА
В Москве в 1893-1894 гг. появился настоящий сказочный терем – двухэтажный деревянный дом, который художник построил для своей семьи (ныне это Дом-музей В.М.Васнецова). В просторных комнатах – печи, украшенные майоликой, резная мебель по рисункам самого В.М.Васнецова, выполненная братом художника – Аркадием, иконы и картины на стенах, подлинные доспехи древнерусского витязя.
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В 1883-1885 гг. художник создал для Исторического музея монументальные панно «Каменный век». В трёхчастном фризе изображены сцены из жизни первобытных людей. Эскизы к ним выставлены в залах Третьяковской галереи.
Более 10 лет своей жизни Васнецов посвятил росписи Владимирского собора в Киеве. В 1885-1896 гг. проходила масштабная реставрация древних киевских соборов. В своих росписях художник стремился воскресить дух византийских и древнерусских фресок и икон. Перед началом работ он совершил путешествие в Италию, чтобы изучить особенный художественный язык и символику византийских мозаик, увидеть монументальную живопись эпохи Возрождения. Продолжая древние традиции, Васнецов привнёс в них проникновенное лирическое начало. Стилистика росписи Владимирского собора близка к русскому варианту стиля модерн.
До конца жизни Васнецов продолжал писать в своём московском тереме картины на сказочные сюжеты. Кругом царила разруха, шла гражданская война, а в доме Васнецова время словно остановилось, навсегда оставшись в сказке. Советская власть не решилась отобрать у Васнецова его дом, и после кончины художника в 1926 г. там продолжали жить его дети. В 1953 г. в доме В. М. Васнецова был открыт музей; ныне Дом-музей Васнецова является филиалом Государственной Третьяковской галереи.
© Т.В. Ильина, 2010.