Описание картины Ильи Репина «Арест пропагандиста»
Илья Репин, 1880–1889, 1892 годы, картина «Арест пропагандиста», Фото: muzei-mira.com
Название | Арест пропагандиста |
Страна, художник | Россия, Илья Репин |
Год | 1880 – 1889, 1892 |
Жанр | Жанровая сцена |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Илья Репин был художником, чутко откликавшимся на социальные проблемы, особенно его интересовало драматическое противостояние отдельного человека и политической системы. Поэтому он часто обращается к сюжетам, связанным с революционной деятельностью. В конце девятнадцатого века это было особенно актуально, поскольку в стране происходил всплеск революционной активности, меры контроля ужесточались, а к политическим арестантам нередко проявляли жестокость и насилие.
На холсте изображен обыск и арест человека, ведущего подрывную пропагандистскую деятельность. На картине представлена простая русская изба с деревянными стенами и рассохшимся полом. Каждый угол буквально кричит о бедности своего хозяина.
Всех персонажей Репин делит на группы, строя таким образом композицию произведения. Смысловым центром является сам арестант, его фигура выделена с помощью яркого акцента – кричащей алой рубахи, которая светится в полумраке убогого жилища.
Пропагандиста крепко держат за локти жандарм и неопрятный старик в тулупе и лаптях. На переднем плане сидит пожилой мужчина в форме, читающий одну из найденных листовок. К нему склонился молодой человек с тонкими усиками. У ног жандарма лежит распотрошенный чемодан с запрещенными книгами и стопками отпечатанных листов – это основная улика против обвиняемого. За их спинами столпились зеваки: он вытягивают шеи, чтобы лучше разглядеть происходящее, заискивающе улыбаются. Один из них даже протягивает над головами пачку писем – возможно, он принес еще одну улику и пытается выслужиться перед властями.
На заднем плане изображены фигуры бородатых крестьян с мрачными лицами. Они тихо стоят у окна, настороженно оглядываются, пытаясь понять происходящее.
Темные тона произведения заставляют зрителей концентрироваться на двух цветовых акцентах – красной рубахе арестованного и голубой крышке его чемодана. С помощью такого художественного приема автор подчеркивает сюжетную важность именно этих деталей.
Произведение написано в характерной для Репина манере – часть картины прописана крайне тщательно и детализировано: доски пола, чемодан с бумагами, фигура сидящего на стуле жандарма и человека рядом с ним. Все остальные персонажи не менее выразительны, но манера их изображения совершенно иная: широкие эффектные мазками, эскизная небрежность. Это добавляет полотну живости, придает глубину и динамичность.
LiveInternetLiveInternet
Среда, 22 Сентября 2010 г. 12:19 + в цитатник «АРЕСТ ПРОПАГАНДИСТА» Из книги Долгополова И.В. «Мастера: Новеллы о художниках» «Личные мои отношения с Ильей Ефимовичем были дружеские. Работая заведующей техникой Петербургского комитета партии, я не раз обращалась к Репину за материальной помощью. В число моих обязанностей входили и финансы. Деньги были нужны для так называемого политического Красного Креста, то есть для оказания помощи политическим заключенным или ссыльным. Никогда Илья Ефимович не отказывал мне. В бытность его уже академиком я пользовалась его мастерской в Академии художеств на Васильевском острове как явкой, то есть квартирой, куда в определенный день и час могли прийти ко мне по своим делам товарищи, нуждающиеся в чем-либо по части Петербургского комитета партии…» Эти слова, написанные большевичкой Е. Д. Стасовой, окончательно разрушают легенду о мнимой аполитичности Репина. Илья Репин Арест пропагандиста. 1880-89 гг. Художник выставляет в 1891 году свою картину «Арест пропагандиста». Простое слово «выставляет» не очень правильно отражает суть дела. Картину не хотели разрешать к показу. Дело дошло до царя. Репин вспоминал, что устроители выставки пригласили царя осмотреть экспозицию накануне вернисажа: «Александр III все рассмотрел.-Репин пишет дальше: — Даже «Арест пропагандиста» вытащили ему, и тот рассматривал и хвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему я писал это так тонко и старательно». Скажем прямо, что его величество что-то недосмотрел в картине, где изображен никто иной, как ниспровергатель его собственной власти. Репин недвусмысленно писал: «Невозможно, чтобы европейски образованный человек искренне стоял за нелепое, потерявшее всякий смысл в нашей сложной жизни самодержавие, этот допотопный способ правления годится только еще для диких племен, не способных к культуре». Наконец выставка открыта. Автор картины с удовольствием резюмирует: «Моя выставка здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залы светлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток и даже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице. «Арест пропагандиста» стоит, и от этой картинки, по выражению моего надсмотрщика Василия, «отбою нет». Жаль, зала выставки выходит на солнечную сторону и сторы темнят и портят свет. Вчера, в первый день открытия, было 500 человек». Илья Репин Арест пропагандиста. 1879 г. Успех картины в Москве был настолько велик, что либеральная «Русская мысль» вынуждена была признать: «Необыкновенно выразительна и сильное впечатление производит небольшая картина «Арест пропагандиста». Для раскрытия политических убеждений Репина весьма характерна его встреча с рабочими Петрограда, описанная впервые в воспоминаниях участника этого события Н. Г. Руновского: «Илья Ефимович очень подробно и живо интересовался условиями нашей работы, быта. Мы без всяких прикрас рассказали ему об условиях жизни рабочих, о их борьбе за свои права, о стремлении к знанию, о расправах свирепой царской реакции с рабочим движением. Илья Ефимович выслушал нас с глубоким вниманием и интересом. Нужно было видеть, с какой искренней взволнованностью и возмущением он говорил нам: «Как вы можете терпеть все это! Нет, так больше продолжаться не может!» Мне очень ярко запомнились эти слова великого художника, свидетельствовавшие о том, что идея свержения царизма настоятельно назрела не только среди рабочих, но и совпадала с чаяниями лучших представителей интеллигенции». Источник Из статьи Германа Недошивина «Образ революционера у Репина». …В конце 70-х годов у Репина просыпается интерес к образу революционера. Интерес этот, конечно, в первую очередь питался напряженной борьбой народников с самодержавием в 70-е годы, борьбой, изобиловавшей примерами мужества и драматизма. Но примечательно, что здесь впервые в русском искусстве обнаруживается интерес к образу положительного героя демократического движения. Тем самым для социального жанра раскрывались новые возможности. Более того — жанр менялся в самом своем существе. …Важно было найти сюжет, более близкий к сути избранной темы, сюжет, позволяющий раскрыть центральный, в основе героический образ борца-революционера. Естественна была мысль изобразить самое дело, работу революционера, столкнуть его с реальными обстоятельствами жизни. Так конкретизируется образ революционера как образ пропагандиста в деревне. Как же решить этот образ? Если даже у Репина и являлась мысль изобразить своего героя за пропагандой, то эту мысль он должен был по вполне понятным причинам оставить. Больше, чем кто-либо другой среди русских художников, Репин понимал законы живописного изображения. И что же может быть неизобразительнее, чем изображение тайной пропаганды на селе? Изображение «разговора» всегда опасный для живописи путь. К тому же при этом нельзя было бы раскрыть столкновение, борьбу враждебных сил, революционная борьба осталась бы вне пределов изображенного, и Репин идет к драматическому решению, к коллизии. Так, по-видимому, кристаллизуется замысел «Ареста пропагандиста», первая редакция которого возникает уже к 1878 году. Илья Репин Арест пропагандиста. 1878 г. В основе первого варианта «Ареста пропагандиста» (1878) лежит чисто сюжетное развертывание темы: рассказ. В центре — привязанный к столбу пропагандист, справа — становой, просматривающий бумаги, выброшенные на пол из раскрытого чемодана. В горницу набилось множество народу, активно и разнообразно реагирующего на событие. Композиция насыщена движением, сутолокой, перешептыванием. Однако весь этот «хор» картины лишь дополняет основной мотив изображения. Арестованный народник пристально и сурово вглядывается в лицо крестьянина в длинном армяке, стоящего перед ним рядом с молодой женщиной, сочувственно подперевшей голову левой рукой. Лица старика крестьянина мы не видим. Он стоит, заложив руки за спину, слегка расставив как бы в нерешительности, ноги. По его склоненной голове мы видим, что и он в свою очередь смотрит в глаза привязанному к столбу пропагандисту. Между фигурами пустота, еще более подчеркивающая безмолвную дуэль взглядов. Пропагандист-народник в решительную минуту, когда обрывается его дело и начинается «житие» грязных дорог и каторги, еще раз вглядывается в загадочное лицо того все-таки непонятного ему «мира», в который он пришел проповедовать свои идеалы. Здесь Репин с изумительной чуткостью психолога почувствовал тяжелую трагедию русского народничества. Однако в эскизе 1878 года эта тема осталась еще неразработанной, едва уловимой, смутно прорисовывающейся в образе двух противопоставленных друг другу фигур. Господствует же чисто ситуационное решение темы. «Арест» — второй вариант (после «По грязной дороге») повести о горькой судьбе революционера-борца. В обоих случаях избран момент гонения, ареста, ссылки, изображается человек, испытывающий тяжелые удары суровой судьбы. Илья Репин Арест пропагандиста. 1879 г. Таким образом, тема революционного героя изображается здесь под углом зрения горькой доли, на которую обрекает себя борец с самодержавием: он вызывает у зрителя сочувствие, сострадание. Женщины в «Аресте» смотрят на арестованного участливо, но это просто участие к «горемычному», «несчастненькому», столь известное старой русской литературе у русского крестьянина, а не чувство, заставляющее скорбеть о гибели своего. Образ революционера не получает еще здесь внутреннего обоснования; рассказана горестная повесть о том, на что он обрекает себя, но не звучит еще его психологическая, духовная, моральная сила, которая делает его, арестованного, сосланного, приговоренного к казни, победителем над темными силами самодержавного гнета. Но в противопоставленных друг другу фигурах уже звучит иная тема — тема внутренней коллизии, перед лицом которой повествование становится лишь средством и которая позволит раскрыть духовную силу и мужество революционера. Нужно было создать картину не о его доле, а о нем самом. Источник
Рубрики: | Выставка одной картины |
Метки:
выставка одной картины репин россия
Процитировано 1 раз
Нравится Поделиться
0
Нравится
- Запись понравилась
- Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось
0
Сочинение по картине Репина Отказ от исповеди
- Сочинения
- По картинам
- Репин — Отказ от исповеди
/
/
По времени создания картины и обстановке, изображенной на ней, можно предположить, что перед нами находится заключенный, к которому допустили священника для совершения таинства исповеди. Судя по одежде заключенного видно, что это человек, принадлежащий к высокому сословию, он одет в черное пальто или сюртук, из под которого торчит белая рубашка. Это элементы одежды, скорее дворянского сословия. Маловероятно, что этот человек крестьянин или рабочий.
Поэтому, скорее всего, человек, изображенный на картине Репина, является политическим заключенным. Этот факт подтверждает период создания картины, которая писалась как раз в период образования в России в конце XIX века большого количества революционных кружков и организаций, например, таких как «Народная воля». И должно быть, человек, изображенный на картине — это участник одной из таких организаций, умный, образованный человек, незаурядный по личным качествам, но в тоже время невероятно гордый. Именно гордость становится препятствием в осуществлении исповеди. Гордость не способна преклонить колена, признать свою ошибку или хотя бы возможность того, что в чем-то ты был не прав. Именно гордыня и непоколебимая уверенность в том, что ты прав, на мой взгляд, и является причиной отказа от исповеди человека, изображенного на картине Ильи Репина.
На картине изображена немая сцена. Священник, держа перед собой крест с распятием, должно быть только что обратился к заключенному с речью, призывая покаяться в содеянном, и по отклоненному слегка назад корпусу заключенного мы понимаем, что священник получил отказ. В этот момент и возникла эта сцена в несколько секунд, а может даже и минут длившегося общего молчания.
Священника мы видим со спины, его положение тела, его слегка опущенная голова и крест, который он все равно уверенно держит перед собой, говорят о нем как о человеке смиренном, но в то же время сильным духовно. Он не смущен отказом, он не отстраняется от заключенного, а наоборот, в искреннем желании оказать ему помощь он подходит достаточно близко к нему и стоит твердо и уверенно.
Картина примечательна тем, что она выполнена полностью на темном, почти черном фоне, сами герои тоже одеты в черное. Помимо бликов света на кровати, на картине имеется три световых элемента, это лицо заключенного, лицо священника и находящийся между ними крест с изображением Христа. А именно две личности и Христос между ними. Именно этот момент делает картину очень глубокой по содержанию, и это не удивительно, потому что картина написана Ильей Репиным, гениальным русским художником, до глубины понимающим русскую душу.
На картине перед нами находятся два человека с полностью противоположной душевной организацией. Смирение и простота одного борется с гордостью и одержимостью другого. На картине, действительно, мы словно видим битву, но только не в буквальном смысле, мы видим битву духовную. И застаем героев картины в тот момент, пока еще исход этой битвы до конца не ясен.
Другие: ← Шишкин — Лесная глушь↑ По картинамРепин — Арест пропагандиста →
Репин — Отказ от исповеди
Сейчас читают:
- Характеристика Грея из произведения Алые паруса сочинение Артур Грэй родился в старом замке и был заложником своего положения. Так же, как и его родители, он должен был пройти свой жизненный путь по законам того общества, в котором родился. Но Грэй с ранних лет начал проявлять недюжинный характер.
- Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого
«Герой нашего времени» замечательный роман, который был написан Лермонтовым, насыщен множеством героев и событий. Одни из более выделяющихся героев это Грушницкий и Печорин. - Сочинение Саранск — мой город
В 1641 году был основан мой город. Он является столицей Республики Мордовия — это город Саранск. Изначально город основывался как крепость на границе государств. Я люблю свой город хоть и приходится порой частенько его покидать. - Тихон и Борис — сравнительная характеристика сочинение
В данном сочинении я буду сравнивать двух персонажей из комедии А. Н. Островского « Гроза » это произведение одно из самых популярных в творческой жизни писателя. В комедии описана история девушки Катерины, - Почему Дубровский стал разбойником сочинение 6 класс
Роман «Дубровский » А.С Пушкина был издан в 1852, в центре сюжета находится жизнь двух дворянских семей Троекуровых и Дубровских. Главный герой романа — молодой офицер в отставке Владимир Дубровский. С детства, после смерти матери, - Сочинение по картине За завтраком (за обедом) 2, 5, 6 класс Серебряковой
Картина известной русской художницы Зинаиды Серебряковой «За завтраком» написана в 1914 году. Подлинник работы хранится в Третьяковской галерее.
Владелец «Сатурн-Р» Александр Репин банкротит свой сельхозактив
Арбитражный суд Пермского края признал банкротом производителя сельскохозяйственной техники «Академия инструмента» (зарегистрирована в Перми). В отношении компании открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев, говорится в определении суда от 3 июня 2020 года, опубликованном в картотеке арбитражных дел. Исполняющим обязанности конкурсного управляющего назначен Владислав Злобин (Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих).
Заявление о признании себя банкротом «Академия инструмента» подала в конце 2020 года. Причина — долг в размере 606,3 млн рублей. Эту сумму и еще 32,2 млн в качестве процентов компания задолжала ООО «Сатурн-Р». В ноябре 2020 года «Сатурн» обратился в суд с заявлением о взыскании долга по договорам займа, которые заключались с июня 2020 года по июль 2018-го. В марте 2020 года производство по делу было приостановлено в связи с заявлением о признании ООО «Академия инструмента» несостоятельным.
Согласно сервису kartoteka.ru, учредителями ООО «Академия инструмента» являются Александр Репин (51%) и Анастасия Шилоносова (49%). С марта 2020 года генеральным директором компании являлся Андрей Шилоносов, до него предприятие возглавлял Владислав Зотов.
Как рассказал Properm.ru учредитель ООО «Сатурн-Р» Александр Репин, «Академия инструмента» является крупнейшей компанией в России по выпуску малых приспособлений для сельского хозяйства, техники для садов и парков, производит мотоблоки. «Два года назад мы предприняли попытку реанимировать «Академию», — пояснил бизнесмен. — «Сатурн-Р» выделил ей средства на развитие в общем размере более 600 млн рублей (под 7% — Properm.ru). Своих средств у «Академии» уже не было, дело шло к распродаже».
Согласно материалам картотеки арбитражных дел, в ноябре 2013 года «Академия инструмента» открыла кредитную линию в банке «ВТБ» с лимитом 205 млн рублей. В декабре этого же года для компании была открыта еще одна кредитная линия с лимитом 250 млн. По словам Александра Репина, из тех 606 млн рублей, которые «Сатурн-Р» направил «Академии», около 100 млн банк снял в качестве погашения процентов по кредитам.
Александр Репин:
— Весь оборотный капитал «Академии инструмента» уходил на погашение процентов по кредиту «ВТБ». А «Сатурн-Р» при этом ничего не получал. И это бы продолжалось дальше, поскольку права снимать деньги со счета предприятия «Сатурн-Р» не имел. Тогда дирекция «Академии» приняла решение подать заявление о собственной несостоятельности, чтобы не платить ни банку, ни «Сатурну-Р».
В «Академии инструмента» трудится порядка 400 человек. По словам Репина, руководство Пермского края обратилось к нему с просьбой сохранить производство. Он не исключает, что производство возобновится под другой вывеской, с новым юридическим лицом. Либо процедура банкротства может быть прекращена, если будут изменены условия возвращения денежного займа. «Возможно, мы все-таки договоримся с «ВТБ», и они за приемлемую плату продадут долги либо осуществят их реструктуризацию. Тем более, взяв кредит в размере 450 млн, «Академия инструмента» уже отдала порядка 250 млн рублей в виде процентов и части основного долга. Конечно, если это все-таки банк развития, а не просто коммерческий банк», — выражает надежду бизнесмен.
Портал Properm.ru отправил в «ВТБ» письменный запрос по поводу позиции банка в данном деле.
Главная новость по теме