«Домотканово»: тут вдохновлялся художник Серов


У этого термина существуют и другие значения, см. Красная Новь.
Деревня
Красная Новь
Господский дом дворян Воробьёвых. Фото конца XIX века
56°43′09″ с. ш. 35°57′41″ в. д.HGЯOL
СтранаРоссия Россия
Субъект ФедерацииТверская область
Муниципальный районКалининский
Сельское поселениеБурашевское
История и география
Первое упоминание1539 год
Прежние названия Домотканово

Объект культурного наследия № 6900558000№ 6900558000

Часовой поясUTC+3
Население
Население56 человек (2008)
Цифровые идентификаторы
Почтовый индекс170546
Код ОКАТО28 220 808 031
Код ОКТМО28 620 408 251
Красная Новь

Красная Новь

Кра́сная Новь

— деревня в Калининском районе Тверской области. Относится к Бурашевскому сельскому поселению. До 2006 года входила в состав Андрейковского сельского округа.

Расположена в 17 км к югу от Твери, в 4 км от села Бурашево.

Население по переписи 2002 — 42 человека, 20 мужчин, 22 женщины.

История

Тверского уезда. Впервые упоминается в документах в 1539 году. В своё время Домоткановым владели представители известнейших дворянских фамилий Российского государства — Ржевские, Озеровы, Давыдовы, Головины. В XVIII веке имение переходит во владение рода дворян Постниковых, а далее их потомкам по женской линии — Воробьёвым. Последние владели Домоткановым со второй половины XVIII века почти полтора столетия.

Усадьба как хозяйственный объект с барским домом, парком, прудами, ландшафтом и хозяйственными постройками окончательно сформировалась в период владения ею дворянами Воробьёвыми, включая одноэтажный деревянный дом, в котором находится сейчас дом-музей художника Валентина Александровича Серова. Это одно из старинных поместий Воробьёвых.

Усадьба стоит на холме, прекрасно видна со всех сторон. Большой двухэтажный с первым кирпичным и вторым бревенчатым этажами господский дом классической архитектуры (ныне частично разрушен, см. фото), украшенный мощной тосканской колоннадой, поддерживавшей балкон, окружён парком с девятью проточными прудами, цепь которых заканчивается в еловом лесу.

В 1886 году Домотканово приобрёл у помещика Александра Ивановича Воробьёва художник Владимир Дмитриевич фон Дервиз[2][3]. С этого времени вплоть до октябрьской революции 1917 года усадьба переходит в собственность дворянского рода Дервизов. По приглашению нового хозяина усадьбу часто посещает русский художник-передвижник Валентин Александрович Серов. Вдохновлённый поэтической природой Домотканова, здесь он создаёт свои лучшие произведения, ставшие классикой мирового и русского искусства, хранящиеся сейчас в крупнейших музеях страны и мира, включая Государственную Третьяковскую Галерею. Среди них: пейзажи — «Осенний вечер. Домотканово», «Заросший пруд. Домотканово», «Октябрь. Домотканово»; а также «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и почти все другие работы «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням И. А. Крылова и многое другое. Так Домотканово становится знаменитым культурно-художественным центром России, подобным Абрамцеву С. И. Мамонтова и Талашкину княгини М. К. Тенишевой.

В разные годы в усадьбе бывали известные деятели русской культуры конца XIX — начала XX вв.: художники И. И. Левитан, И. Я. Билибин, В. А. Фаворский, И. С. Ефимов и Н. Я. Симонович-Ефимова, первая в России женщина-композитор В. С. Серова, педагог А. С. Симонович, учёные А. Е. Фаворский, Я. В. Чехов.

После октябрьской революции 1917 года усадьбу «Домотканово» постигла участь многих русских дворянских усадеб, а в имении был создан совхоз с одноимённым названием.

В настоящее время в Домотканове находится мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова, открытый в 1965 году к столетию со дня рождения художника, который расположен в деревянном одноэтажном доме недалеко от главного дома-усадьбы[4][5]. С 1976 года музей является филиалом Тверской областной картинной галереи и объектом культурного наследия Российской Федерации (код памятника: № 6900558000[6]) согласно Решению Калининского облисполкома № 310 от 20.08.1973. В нём уделяется большое внимание возрождению традиций усадебной жизни. Ежегодно, зимой, в парке музея проводятся Рождественские и масленичные гулянья, сопровождаемые народными забавами и потехами, концертами, театральными действами.

В 1930-х годах деревня Домотканово получила другое название — Красная Новь. В 1930-40-х годах деревня была центром Красно-Новского сельсовета в составе Калининского района Калининской области.

В настоящий момент ведётся реставрация усадьбы «Домотканово»[7].

Красная Новь (Тверская область)

Музей В. А. Серова в одном из домов усадьбы «Домотканово». 6 января 2015 г.
В Списке населенных мест 1859 года[1] значится владельческое сельцо Домотка́ново

Тверского уезда. Впервые упоминается в документах в 1539 году. В своё время Домоткановым владели представители известнейших дворянских фамилий Российского государства — Ржевские, Озеровы, Давыдовы, Головины. В XVIII веке имение переходит во владение рода дворян Постниковых, а далее их потомкам по женской линии — Воробьёвым. Последние владели Домоткановым со второй половины XVIII века почти полтора столетия.

Усадьба как хозяйственный объект с барским домом, парком, прудами, ландшафтом и хозяйственными постройками окончательно сформировалась в период владения ею дворянами Воробьёвыми, включая одноэтажный деревянный дом, в котором находится сейчас дом-музей художника Валентина Александровича Серова. Это одно из старинных поместий Воробьёвых.

Усадьба стоит на холме, прекрасно видна со всех сторон. Большой двухэтажный с первым кирпичным и вторым бревенчатым этажами господский дом классической архитектуры (ныне частично разрушен, см. фото), украшенный мощной тосканской колоннадой, поддерживавшей балкон, окружён парком с девятью проточными прудами, цепь которых заканчивается в еловом лесу.

В 1886 году Домотканово приобрёл у помещика Александра Ивановича Воробьёва художник Владимир Дмитриевич фон Дервиз[2][3]. С этого времени вплоть до октябрьской революции 1917 года усадьба переходит в собственность дворянского рода Дервизов. По приглашению нового хозяина усадьбу часто посещает русский художник-передвижник Валентин Александрович Серов. Вдохновлённый поэтической природой Домотканова, здесь он создаёт свои лучшие произведения, ставшие классикой мирового и русского искусства, хранящиеся сейчас в крупнейших музеях страны и мира, включая Государственную Третьяковскую Галерею. Среди них: пейзажи — «Осенний вечер. Домотканово», «Заросший пруд. Домотканово», «Октябрь. Домотканово»; а также «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и почти все другие работы «крестьянского» цикла, иллюстрации к басням И. А. Крылова и многое другое. Так Домотканово становится знаменитым культурно-художественным центром России, подобным Абрамцеву С. И. Мамонтова и Талашкину княгини М. К. Тенишевой.

В разные годы в усадьбе бывали известные деятели русской культуры конца XIX — начала XX вв.: художники И. И. Левитан, И. Я. Билибин, В. А. Фаворский, И. С. Ефимов и Н. Я. Симонович-Ефимова, первая в России женщина-композитор В. С. Серова, педагог А. С. Симонович, учёные А. Е. Фаворский, Я. В. Чехов.

После октябрьской революции 1917 года усадьбу «Домотканово» постигла участь многих русских дворянских усадеб, а в имении был создан совхоз с одноимённым названием.

В настоящее время в Домотканове находится мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова, открытый в 1965 году к столетию со дня рождения художника, который расположен в деревянном одноэтажном доме недалеко от главного дома-усадьбы[4][5]. С 1976 года музей является филиалом Тверской областной картинной галереи и объектом культурного наследия Российской Федерации (код памятника: № 6900558000[6]) согласно Решению Калининского облисполкома № 310 от 20.08.1973. В нём уделяется большое внимание возрождению традиций усадебной жизни. Ежегодно, зимой, в парке музея проводятся Рождественские и масленичные гулянья, сопровождаемые народными забавами и потехами, концертами, театральными действами.

В 1930-х годах деревня Домотканово получила другое название — Красная Новь. В 1930-40-х годах деревня была центром Красно-Новского сельсовета в составе Калининского района Калининской области.

В настоящий момент ведётся реставрация усадьбы «Домотканово»[7].

Домотканово на полотнах В. А. Серова

  • Осенний вечер. Домотканово. 1886. Государственная Третьяковская галерея
  • Заросший пруд. Домотканово. 1888. Государственная Третьяковская галерея
  • Октябрь. Домотканово. 1895. Государственная Третьяковская галерея
  • Баба в телеге. Домотканово. 1896. Государственный Русский музей
  • Зимой. Домотканово. 1898. Государственный Русский музей
  • Баба с лошадью. Домотканово. 1898. Государственная Третьяковская галерея
  • Старая баня в Домотканово. 1888. Государственный Русский музей
  • Стригуны на водопое. Домотканово. 1904. Государственная Третьяковская галерея
  • Осень. Домотканово. 1892. Ивановский областной художественный музей
  • Дуб в Домотканово. 1890-е г. Чувашский государственный художественный музей
  • Стог сена. Домотканово. 1901. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
  • Ели. Домотканово. 1890. Харьковский художественный музей
  • Зимняя дорога в Домотканове. 1904. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина
  • Балкон. Домотканово. 1911. Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина

Домотканово на полотнах В. А. Серова[ | ]

  • Осенний вечер. Домотканово. 1886. Государственная Третьяковская галерея
  • Заросший пруд. Домотканово. 1888. Государственная Третьяковская галерея
  • Октябрь. Домотканово. 1895. Государственная Третьяковская галерея
  • Баба в телеге. Домотканово. 1896. Государственный Русский музей
  • Зимой. Домотканово. 1898. Государственный Русский музей
  • Баба с лошадью. Домотканово. 1898. Государственная Третьяковская галерея
  • Старая баня в Домотканово. 1888. Государственный Русский музей
  • Стригуны на водопое. Домотканово. 1904. Государственная Третьяковская галерея
  • Осень. Домотканово. 1892. Ивановский областной художественный музей
  • Дуб в Домотканово. 1890-е г. Чувашский государственный художественный музей
  • Стог сена. Домотканово. 1901. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
  • Ели. Домотканово. 1890. Харьковский художественный музей
  • Зимняя дорога в Домотканове. 1904. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина
  • Балкон. Домотканово. 1911. Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина

Примечания

  1. Тверская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года. СПб. 1862 г.
  2. Тверская усадьба / Под ред. Берёзкиной Е. И. Научная библиотека Тверского ГУ, 2013 (неопр.)
    . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  3. Тверская областная картинная галерея (неопр.)
    . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  4. Как прекрасен этот мир! Мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова в Домотканово (неопр.)
    . Дата обращения 14 ноября 2013.
  5. Дом-музей В. А. Серова в Домотканово (неопр.)
    . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  6. Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Объекты культурного наследия. Дом, в котором жил русский художник Серов В. А. (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 31 марта 2014. Архивировано 7 апреля 2014 года.
  7. Министерство строительства Тверской области: работа по реставрации усадьбы «Домотканово» ведется поэтапно. Ответ Народному фронту (рус.). Тверское Информационное Агентство (22 октября 2014). Дата обращения 7 января 2020.

Домотканово. История одного шедевра.

Описание:

Домотканово — старое имение, принадлежавшее когда-то Владимиру фон Дервизу.Здесь находится единственный в России мемориально-художественный музей В.А. Серова. Но почему мемориальный музей Серова находится в имении фон Дервиза? Ответить на вопрос не просто, ведь это — история жизни нескольких семей.

Отец Валентина Серова был знаменитым композитором, автором очень модных в середине XIX века опер «Рогнеда», «Юдифь», «Вражья сила». Студенты консерватории его боготворили, коллеги-преподаватели не любили, считали резким и высокомерным. И вдруг – скандал! 43-летний преподаватель женился на студентке, которой не исполнилось и семнадцати! И только матушка композитора тихо радуется, в ее душе воскресла надежда понянчить внуков. Неожиданную невестку звали Валентина. В 1865 году у Серовых родился первенец, которого в честь матери назвали Валентином. Валентин – Валентоша – Тоша. Он остался Валентошей на всю жизнь — великолепный Валентоша Серов!

Мальчик талантлив, его учит сам Репин, в 15 лет Серов безо всяких проблем поступает в Академию художеств. Летом 1885 года он приезжает на каникулы к матушке в село Едимоново Тверской губернии, где Валентина Серова живет в семье своей сестры, Аделаиды Симонович. Он привез в Едимоново друзей – Владимира фон Дервиза и Михаила Врубеля. А старшие дочери Аделаиды Симонович Маша и Надя – барышни на выданье. И Врубель мгновенно влюбился в Машу, а Дервиз – в Надю, да так сильно, что решил жениться не медля.

Молодым нужен дом и Дервиз с Серовым ездят по окрестностям в поисках продающейся усадьбы. Так они попадают в Домотканово, где стоит простой 2-этажный дом с балконом и 6 колоннами, украшающими фасад. Выбор был сделан когда, выйдя на балкон, друзья увидели уходящие вниз с холма аллеи старого парка, далекий еловый лес, яблоневый сад, синие дали. Аллеи вели к каскаду из 8 прудов, соединенных чистейшим ручьем. Домотканово безоговорочно становится отныне и навеки родовым гнездом Дервизов – Симоновичей — Серовых.

В старом Домоткановском парке у изрытой морщинами липы в 1888 и родился первый шедевр. Валентоша решил написать портрет своей кузины Маши Симонович. Но это именно тот год, когда он влюблен и счастлив, наконец-то состоялась и его свадьба. А глаза влюбленных и счастливых художников видят совсем не то, что глаза обычных людей. «Солнце скользит сквозь листву старой липы, солнечные зайчики пляшут по лицу девушки и по ее белой блузке. Нужно не просто добиться сходства, нужно уловить игру света. Работа над портретом длиться 3 месяца в ясные дни, иногда по 2 сеанса, до и после обеда. Родные удивляются Машиному терпению. А Маша горда своей миссией: она позирует знаменитому художнику! И пусть он сбежал из Академии, так и не окончив курса. И пусть он говорит, что даже вида стен Академии не переносит. И пусть про то, что он известный пока нигде, кроме как в их семье не знают…».

Через 3 месяца Маша сбежала в Санкт-Петербург, каким-то шестым чувством она поняла: если Серов немедленно не прекратит работу, он испортит портрет, который сделает его знаменитым.

«Девушка, освященная солнцем» — это именно то, о чем принято говорить – шедевр. Сам Серов потом скажет: «Написал эту вещь, а потом всю жизнь, сколько ни пыжился, ничего уже не вышло: тут весь выдохся»… А современники скажут: «Правда, которая выше живописи»… А Третьяков купит портрет еще до начала выставки.

Машу, освященную солнцем, Валентоша писал, когда светило солнце. В плохую погоду он писал «Заросший пруд». В то же лето им был написан портрет младшей Машиной сестры Ляли — «Девушка, читающая книгу». Ляле 16 лет, она готовится к экзамену, устроившись с книгой за старым столом, что стоит в палисаднике. Вдруг бежит Серов с мольбертом в руках — портрет готов за 3 сеанса. Сейчас «Ляля, читает книгу» в Санкт-Петербурге в Русском музее.

А еще Валентоша начал писать портрет хозяйки усадьбы Наденьки Дервиз с 5-месячной Марусей на руках. Писал на листе кровельного железа, но тут лето окончилось, и Серов уехал в Москву. Он вернулся через год, вспомнил про портрет, да только Маруся-то за год выросла. Хорошо, что Наденька зимой Лелю родила, было кем заменить. На портрете Надя сидит на площадке лестницы, ведущей на второй этаж Домоткановского дома. На карнизе этой лестницы портрет простоял 25 лет. Сейчас он в Третьяковской галерее, в одном зале с «Освещенной солнцем Машей».

Домоткановская жизнь была полна очень симпатичных приключений и анекдотов. Иллюстрируя басни Крылова, Валентоша лазал на макушку высоченной ели, чтобы с риском для жизни выяснить, как выглядела лисица, клянчившая сыр, с точки зрения вороны, сыром обладавшей? Он задумал написать «Русалку», ходил за двоюродными сестрами, прося их плавать голыми в ручье. Ведь надо же ему было понять, как играют на теле солнечные блики. Сестры сочли просьбу неприличной, и тогда Валентоша подговорил деревенского мальчишку, а когда тот залезет в ручей, он приставил ему гипсовую женскую голову.

Еще была анекдотичная история написания картины «Баба с лошадью». Здесь нужна была не просто баба, нужна была русская красавица. И Домоткановские девки бегали на усадьбу и будто бы невзначай вертелись перед художником.

Наконец красавица выбрана, лошадь запряжена в сани, мольберт установлен возле сарая. И тут возникла неожиданная проблема: мужики, собравшись гурьбой за спинной художника, с живейшим интересом комментировали каждый мазок. Похожесть вызывала неподдельный восторг, огрехи осуждались с такой же неподдельной непосредственностью. Сначала Валентоша думал, что он напишет «бабу», и зрители отвяжутся. Ни тут-то было, написание лошади прошло под таким же пристальным контролем. Но в целом картину одобрили. Кажется — анекдот, но художник сделал для себя один очень важный вывод, пришел домой и сказал: «Писать надо так, чтоб мужик понимал, а мы все для бар…».

Есть у меня мечта… В мае, когда начнет распускаться листва на деревьях, когда зазеленеют луговины над прудами, в деревне Чуприяновка запрягут в тележку лошадку, и мы поедем в неизвестное Вам Домотканово. Поедем точно так же, как когда-то два друга — Валентоша Серов и Владимир Дервиз. Поедем, чтобы навсегда влюбиться в старый Домоткановский парк …

Литература

  • Тверская усадьба / Под ред. Берёзкиной Е. И. Научная библиотека Тверского ГУ, 2013
  • Чумакова М.
    Музей в Домотканове // Калининская правда. – 1976. – 26 сентября
  • Кац Л.
    Музей В.А. Серова в Домотканове // Искусство. – 1978. – N 5. – С.67–69
  • Иванов М.
    Есть такое место – Домотканово // Огонек. – 1980. – N 3. – С.25
  • Малафеев П.
    Искусство – народу: О народной галерее в Домотканове // Малафеев П.А. Народные галереи. – Л., 1982. – С.5
  • Кончин Е.
    Домотканово, освещённое солнцем: О музее В.Серова, проблемах и перспективах его развития. – Советская культура. – 1982. – 31 августа

Ссылки

  • Тверская усадьба / Под ред. Берёзкиной Е. И. Научная библиотека Тверского ГУ, 2013 (неопр.)
    . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  • Тверская областная картинная галерея (неопр.)
    . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  • Дом-музей В. А. Серова в Домотканово (неопр.)
    . Дата обращения 31 июля 2013. Архивировано 31 августа 2013 года.
  • Как прекрасен этот мир! Мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова в Домотканово
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: