Изгнание торгующих из храма (Эль Греко, до 1570 года)
Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям |
Шаблон: просмотр • обсуждение • править |
Изгна́ние торгу́ющих из хра́ма
— евангельский сюжет.
Евангельское повествование
Описанное событие является эпизодом земной жизни Иисуса Христа. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны «заклать пасхальных агнцев и принести жертвы Богу
», в связи с чем в храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях. Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе были римские монеты, а подати в храм по закону уплачивались еврейскими сиклями.
После своего входа в Иерусалим, Христос направился прямо в храм, увидел торговцев и изгнал их:
И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников. (Мф. 21:12-13) |
Более подробное повествование у евангелиста Иоанна:
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. (Ин. 2:13-16) |
Об этом повествуют все евангелисты, причём повествование апостола Марка (Мк. 11:15-19) отличается от повествования апостолов Матфея (Мф. 21:12-17) и Луки (Лк. 19:45-48) тем, что, по Марку, Господь, войдя в храм, «и осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью
» и только на другой день, после проклятия смоковницы, снова войдя в храм, совершил изгнание торгующих (Мк. 11:15).
Согласно Последовательности евангельских событий по четырём евангелистам пункт 21 и 141, Апостол Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на четыре года ранее (в первую пасху из четырех) (Ин. 2:13) до беседы с самарянкой (Ин. 4:9) , а все остальные евангелисты описывают это событие в последнюю — четвертую пасху.
Изгнание торгующих из храма
Когда пречистая Приснодева Матерь Божия просила Сына своего Господа Иисуса Христа помочь нужде бедного человека на браке в Кане, Господь сказал ей: «ещё не пришел час Мой», т. е. Я еще не объявил Себя как Мессия, как посланный от Бога Спаситель Мира.
Час этот пробил, когда Господь Иисус Христос, после краткого пребывания в Галилее с избранными учениками, пришел в Иepycaлим на праздник Пасхи и вошел во храм. Но не радостно было для Него это вступление на поприще заповеданного ему Отцом служения. «Он нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у менял рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда, и дом Отца Моего не делайте домом торговли». «При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Пс. 68:10). Иудеи не могли не видеть в этом событии обнаружения Божественной силы, но они не приняли вразумления. Повязка была на глазах их: глаза их в сем случае затуманены были страстью сребролюбия. И не обличителя своих беззаконий и пороков ждали они в Мессии, а славного завоевателя, который покорит им народы и возведет их на верх земного величия. Укоряемые в тоже время совестью за допущение такого безобразия в месте священнейшем, они нашлись спросить Господа лишь о том: «каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Какого еще знамения им нужно было, когда видели лицом к лицу Власть, которой никто и ничто не могли противиться? «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его. Он говорил о храме тела Своего». Иудеи ограничились на сии слова лишь возражением: «сей храм (иepvсалимский) строился тридцать шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (Ин. 2:13…23). Сами ученики Господни прозрели глубокий смысл слов Спасителя лишь по Его воскресении. Воскресение – это самое высшее и в своем роде единственное чудо, которым доказал Господь Свое божественное величие. Все другие чудеса, как ни велики они были, в сравнении с сим чудом только знамения – частные проявления присущей Ему всемогущей Божеской силы. В ясной связи с вопросом иудеев и с ответом Спасителя стоят слова Господа, сказанные об иудеях в другом случае: «род лукавый и прелюбодейный ищет знамения. И знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Mф. 12:39), то есть трехдневного погребения и воскресения из мертвых. Иудеи однако не забыли слов Господа Спасителя, но воспользовались ими лишь для Его обвинения, причем позволили себе извратить их, согласно своему злому намерению «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный и через три дня воздвигну другой нерукотворенный» (Мк. 14:58). Так страсти способны не только закрывать от очей людских истину, но и представлять разные способы к её извращению.
Изгнание торгующих из храма.
С картины проф. Тихобразова Николая Ивановича (1818 – 1874). С.-Петербургская Академия Художеств.
Сюжет в искусстве
Изображение Изгнания торгующих из храма
получило широкое распространение в изобразительном искусстве, иногда входило в цикл Страстей Христовых. Действие обычно происходит в портике Иерусалимского храма, откуда Иисус бичом из верёвок изгоняет торговцев и менял.
- Джотто ди Бондоне. Капелла Скровеньи, Падуя
- Рембрандт. 1626.
- Джованни Панини. 1750. Прадо. Мадрид
- В. И. Суриков. 1873.
- Александр Бида. 1885.
Евангельское повествование[ | ]
Описанное событие является эпизодом земной жизни Иисуса Христа. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи были обязаны «заклать пасхальных агнцев и принести жертвы Богу
», в связи с чем в храм сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях. Здесь же располагались разменные кассы: в обиходе были римские монеты, а подати в храм по закону уплачивались еврейскими сиклями.
После своего входа в Иерусалим, Христос направился прямо в храм, увидел торговцев и изгнал их:
И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников.
— Мф. 21:12-13
Более подробное повествование у евангелиста Иоанна:
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли.
— Ин. 2:13-16
Об этом повествуют все евангелисты, причём повествование апостола Марка (Мк. 11:15-19) отличается от повествования апостолов Матфея (Мф. 21:12-17) и Луки (Лк. 19:45-48) тем, что, по Марку, Господь, войдя в храм, «и осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью
» и только на другой день, после проклятия смоковницы, снова войдя в храм, совершил изгнание торгующих (Мк. 11:15).
Согласно Последовательности евангельских событий по четырём евангелистам пункт 21 и 141, Апостол Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на четыре года ранее (в первую пасху из четырех) (Ин. 2:13) до беседы с самарянкой (Ин. 4:9) , а все остальные евангелисты описывают это событие в последнюю — четвертую пасху.
Страстной понедельник: Христос изгоняет торговцев из храма
-А
А+
Распечатать
Фото: rublev.com
В эти дни произошли самые важные события христианской истории: Христос пострадал и умер на Кресте за грехи человеческого рода, чтобы искупить их и дать людям возможность спастись — очиститься от грехов и войти вместе с Ним в Его Царствие.
Христос заранее предвидел Свои страдания и смерть, говорил об этом апостолам, но они не понимали или не хотели верить. Они, как и другие израильтяне, надеялись на торжество Спасителя в этом мире.
Каждый день Страстной седмицы посвящен воспоминанию тех или иных событий. В Великий понедельник Церковь вспоминает проклятие Христом бесплодной смоковницы (инжирного дерева) и изгнание торговцев из Иерусалимского храма.После Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус вместе с учениками ночевал в ближнем к Иерусалиму селении Вифания, а наутро снова пришел в город.По дороге в Иерусалим Он увидел смоковницу.
В это время инжир еще не должен был созревать, но на дереве не было ни прошлогодних плодов, ни завязей для будущего урожая. Дерево, хотя и было покрыто пышной листвой, на самом деле давно уже не приносило плода. Тогда Христос проклял смоковницу, и спустя некоторое время она засохла. Это было сделано в назидание ученикам. Христос показал им, что Он может не только прощать и миловать, но также судить и наказывать всех тех, чья духовная жизнь не приносит плодов: терпения, любви к Богу и людям, милосердия. В первую очередь это проклятие относилось к еврейским знатокам закона, которые проявляли набожность, а на самом деле были лицемерами и тайно творили зло.
Когда Иисус пришел в Храм, то увидел торговцев и менял в притворе — внешнем помещении Храма, куда могли входить даже язычники, если хотели принять веру в Бога Израилева. Там продавали животных для принесения в жертву, а также обменивали монеты одних стран на другие, так как среди приехавших в Иерусалим были евреи, жившие в других странах. Тогда Христос перевернул столы менял и изгнал торговцев из Храма.
В этот день также вспоминаются две притчи, рассказанные Христом в Храме. Первая — притча о двух сыновьях. Некий человек отправил своих сыновей работать в саду. Один из них сначала отказался, а потом раскаялся и пошел, а второй, наоборот, сделал вид, что собирается, а сам не выполнил отцовского слова. В этой притче Спаситель имел в виду грешников, которые сначала согрешили, но потом раскаялись в своих грехах и пошли за Ним, и мнимых праведников — фарисеев и знатоков Закона, которые теперь искали повода Его убить.
Рассказал Христос и другую притчу: некий богатый человек отдал свой виноградник работникам, а сам отлучился в другую страну. Когда пришло время собирать урожай, он отправил своих слуг, но работники виноградника одних убили, а других избили и выгнали прочь. Послал он других слуг, и тех постигло то же самое. Наконец, за урожаем пришел сын хозяина, но и он был убит. Тогда хозяин наказал злых работников, а виноградник отдал другим. Под хозяином Спаситель имел в виду Бога, а под работниками — еврейский народ, который убивал пророков, а затем и самого Сына Божьего.
Также церковь в этот день вспоминает историю ветхозаветного праведника Иосифа, которого братья продали в рабство в Египет. Там он сначала претерпел множество испытаний, но в конце концов стал министром у фараона, простил братьев и спас их от голодной смерти. Его история — ветхозаветный, дохристианский прообраз истории Христа.
В храмах в Великий понедельник совершается Литургия Преждеосвященных Даров.
Изгнание милиции из храма
Незадолго до этого местный предприниматель Алексей Сиротин пожаловался: Сергей Латанов, заместитель главы районной администрации Вольска (Саратовская область), требует с него 100 тысяч рублей за подписание документов о выполнении строительных работ. Деньги Латанов попросил привезти ему в храм Рождества Христова, поскольку якобы собирался пожертвовать их на нужды церкви. Купюры были меченые, и как только деньги перешли в руки Латанова, милиционеры, по сообщениям местных СМИ, надели на него наручники и вывели из церкви. 1 декабря суд определил чиновнику меру пресечения — содержание под стражей.
Саратовская епархия резко осудила действия милиционеров, заявив: «Насилие несовместимо с пребыванием в храме. Недопустимость подобного очевидна для любого человека, воспитанного в общепринятой системе морально-нравственных координат».
В заявлении пресс-службы Саратовской епархии говорится о том, что милиционеры действовали «в ущерб чувствам верующих, а возможно, и их безопасности» и что «этот беспрецедентный случай — отражение нравственного состояния как всего нашего общества, так и отдельных его структур». Епархия отдельно подчеркнула — оценка правовой стороны дела вне ее компетенции. При этом упреков в адрес Латанова в заявлении не содержится.
Епископ Саратовский и Вольский Лонгин заявил «Известиям», что, по имеющейся у него информации, Латанов деньги получил до того, как вошел в храм, и не было необходимости задерживать его именно в церкви. «Не доказано и то, что он собирался эти деньги пожертвовать храму», — отметил владыка. По его словам, милицейское руководство уже принесло извинения за действия своих сотрудников.
— Извинения были принесены верующим за причиненное неудобство, — пояснил официальный представитель ГУВД Саратовской области Алексей Егоров. — Мы понимаем, что существуют древние традиции.
О деталях операции (в том числе и о том, где именно, в храме или перед ним, были получены деньги) Алексей Егоров рассказывать не стал. Но подчеркнул, что отношения с Церковью у ГУВД самые наилучшие, а в доказательство внимания к нуждам верующих прислал подборку сообщений о раскрытии краж икон.
На официальном сайте Следственного комитета при прокуратуре по Саратовской области подчеркивается, что Латанова взяли «с поличным». То есть оперативники должны были задержать его немедленно, пока он не избавился от улик. И не следует забывать — место передачи денег назначали не сыщики.
Тем не менее милиционерам уже пришлось извиняться. А что произойдет, если преступники почувствуют — в храмах, синагогах, мечетях они могут стать недосягаемыми для правоохранительных органов?
КАК ВАМ ЭТО?
Андрей Кураев, протодиакон:
— Право убежища у алтаря существует с древних времен. В истории немало случаев, когда даже осужденные светским судом люди скрывались в храме. Церковь не может отказаться от этой традиции. Преступники могут приходить в храм, и храм должен оставаться храмом, а не местом оперативно-розыскных мероприятий.
Что касается источников пожертвований, то у Церкви нет своей контрразведки. Просто каждый должен помнить слова Златоуста, что жертвующий из неправедного — все равно как жертвующий Богу дохлого осла.
Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей:
— Если кто-то решил использовать храм для получения взятки, то вина лежит на нем. Что касается задержаний в храме… Я сам становился свидетелем, как прихожане или храмовая охрана задерживали пытавшихся что-то украсть или пьяных хулиганов. Возможно, если бы в момент убийства отца Даниила Сысоева людей в храме было больше, убийцу бы тоже задержали.
Борух Горин, глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России:
— Мое мнение: правоохранительные органы должны по возможности избегать задержаний в храмах, синагогах… Но и тот, кто использует святые места в преступных целях, совершает кощунство.
Валиулла-хазрат Якупов, заместитель муфтия Татарстана:
— Это в любом случае неприятно. В мечети даже разговоров на нерелигиозные темы вестись не должно. Шариат не запрещает задерживать в мечети, канонических запретов нет, но осадок все равно останется.
Произведения
- 1560-1565 – «Моденский триптих»
- 1567 – «Успение Богородицы»
- 1570 – «Тайная вечеря»
- 1570 – «Поклонение волхвов»
- 1570 – «Портрет Джулио Кловио»
- 1571-1575 – «Изгнание торговцев из храма»
- 1573 – «Христос на кресте»
- 1577-1579 – «Совлечение одежд с Христа»
- 1585 – «Святое семейство»
- 1586 – «Погребение графа Оргаса»
- 1587-1592 – «Апостолы Петр и Павел»
- 1595 – «Апостол Андрей и святой Франциск»
- 1596-1600 – «Вид Толедо»
- 1600 – «Автопортрет»
- 1608-1614 – «Снятие пятой печати»