Молодые супруги. А. С. Грибоедов


Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.Право льготного посещения

Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения. Посетители приобретают льготный билет и посещают музей
в порядке общей очереди
.

  • пенсионеры (РФ и СНГ). По пенсионному удостоверению гражданина РФ или документу, удостоверяющему личность, с указанием даты рождения, социальной карта москвича;
  • учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (РФ и СНГ) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;
  • студенты высших учебных заведений РФ, а также иностранные студенты, обучающиеся в российских высших учебных заведениях. По продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров»;
  • студенты, владеющие картой ISIC, вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке. По карте ISIC;
  • члены многодетных семей (РФ и СНГ). По удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ.

Право бесплатного посещения
основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста. По свидетельству о рождении (для граждан РФ, не достигших 14-летнего возраста), национальному или заграничному национальному паспорту;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров». По продленному на текущий учебный год студенческому билету соответствующего учебного заведения или справке с места обучения с указанием факультета (если факультет не указан в студенческом билете);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории;
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации. По военному билету с записью, подтверждающей прохождение военной службы по призыву;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ). По удостоверению о присвоении соответствующего звания;
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ). По удостоверению соответствующей категории и удостоверению участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств. По удостоверению члена соответствующей организации;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM). По членской карте ICOM;
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ. По удостоверению музейного сотрудника, удостоверению члена общественного совета при Министерстве культуры России;
  • волонтеры программы «Спутник». По карте «Спутник» в комплекте с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность;
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента)(граждане России и стран СНГ);
  • один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайнв одном заказе с одним платным (полным или льготным) билетом.

Убийство Грибоедова

Убийство Грибоедова 190 лет назад в Тегеране возмущенная толпа штурмовала российское посольство. Погибли 37 русских, в том числе возглавлявший миссию статский советник Грибоедов. Ответственность

190 лет назад в Тегеране возмущенная толпа штурмовала российское посольство. Погибли 37 русских, в том числе возглавлявший миссию статский советник Грибоедов. Ответственность за гибель дипломата традиционно возлагается на исламских фанатиков (что правильно, были они там) и подстрекавших их англичан (без которых, судя по всему, действительно не обошлось). С англичан что взять: шла «Большая игра», и в ней обе стороны не брезговали «эффективными средствами». С мусульманских фанатиков тем более, фанатик есть фанатик. Но давайте попробуем разобраться с событием, ставшим поводом к резне. По Туркманчайскому договору, завершившему очередную русско-персидскую войну, к России отходила территория Восточной Армении. На территории Персии, преимущественно в области, именуемой Иранским Азербайджаном, проживало большое количество этнических армян. Одна из статей договора прямо указывала, что тем жителям области, которые пожелают переселиться в Россию, предоставляется годичный срок, в течение которого им не будут чиниться никакие препятствия. Однако вопреки утверждениям некоторых учебников и энциклопедических словарей советского времени, что «иранское правительство обязалось не препятствовать переселению в русские пределы армян», речь шла исключительно о жителях этих северных провинций Персии. ФОТО 1. Заключение мира с Персией в Туркманчае. После прибытия российской дипмиссии в Тегеран туда обращается группа армян с просьбой помочь им вернуться на родину. Грибоедов принимает решение предоставить им убежище на территории посольства; в принципе, это не вполне дружественный по отношению к Персии шаг, но ничего из ряда вон выходящего в самом факте не было бы, кабы не одно обстоятельство: среди беженцев были две армянки из гарема зятя шаха и его первого министра Аллаяр-хана и евнух-армянин из гарема самого шаха. А вот это уже совсем другое дело! Гарем на Востоке не просто охраняемое собрание женщин, это в высшей степени активное политическое учреждение (вряд ли будет большим преувеличением заявление, что более половины заговоров, ответственных решений и назначений в странах мусульманского Востока в XVII-XIX веках имели своим источником гарем). Соответственно, в восточной дипломатии статус гарема и его обитателей был государственным в полном смысле этого слова. Решение укрыть беглецов из гарема на территории посольства вполне могло быть воспринято шахом как casus belli полноценный повод к войне (вспоминается реплика хранителя музея из «Белого солнца пустыни»: «Умоляю, только не в музей! Здесь величайшие ценности! Привести сюда гарем!»). ФОТО 2. Портрет Грибоедова работы И. Крамского, 1875 г. Почему же русский дипломат поступил таким образом По незнанию Разумеется, нет. Грибоедов не был новичком на Востоке, это была уже третья его командировка в Персию. Возможно, он не знал, кого укрывает Знал. Единственный выживший, секретарь посольства Мальцов, прямо говорит в своем донесении министру (этим документом пользовался Юрий Тынянов, когда писал «Смерть Вазир-Мухтара»), что обстоятельства Мирзы-Якуба были послу известны. Дальше начинаются версии. Если это английская провокация, в которой Мирза-Якуб использовался «втемную», то англичане должны были рассчитывать на то, что посол его укроет. Но такой расчет более чем странен: посол не мог, не должен был его укрыть, это противоречило всем дипломатическим канонам и соображениям! Если человеческий порыв, то какой Грибоедов после этого дипломат Не говоря уже о том, что последствия были вполне предсказуемы, а посол отвечает за жизнь сотрудников миссии Или это проявление столь любимого сегодня многими российскими политиками «жесткого стиля», еще одна возможность напомнить правительству Персии, на чьей стороне сила Этого мы, похоже, никогда не узнаем. ФОТО 3. Могила Грибоедова в Тбилиси. Из отношения графа Нессельроде графу Паскевичу 527 от 16 марта 1829 года: «При сем горестном событии е. в. отрадна была бы уверенность, что шах Персидский и наследник престола чужды гнусному умыслу и что сие происшествие должно приписать опрометчивым порывам усердия покойного Грибоедова, не соображавшего поведения своего с грубыми обычаями и понятиями черни тегеранской, а с другой стороны, известному фанатизму и необузданности сей самой, которая одна вынудила шаха и в 1826 году начать с нами войну. Сопротивление мятежникам, сделанное персидским караулом, бывшим у министра Грибоедова, немалое число людей из сего караула и из войск, присланных от двора, погибших от народного возмущения, служат, по-видимому, достаточным доказательством, что двор персидский не питал никаких против нас враждебных замыслов». «Опрометчивые порывы усердия» Бывал ли Грибоедов опрометчив Бывал. Был ли порывист В высшей степени. Усерден По-своему весьма. Вот оно и получилось ФОТО 4. А. С. Грибоедов на памятнике «Тысячелетие России». «Верховой в картузе и черной бурке только что переехал мост. Он быстро спускался по отлогой дороге. Поравнявшись с тахтреваном, он кивнул на ходу проезжающим и быстро спросил по-русски: — Откуда вы Аветис Кузинян покивал ему головой и ответил неохотно: — Из Тегерана. — Что везете спросил человек, уже проезжая, и взглядом путешественника посмотрел на мешки и ящик. — Грибоеда, кивнул ему равнодушно Аветис. Лошадь быстро несла человека под гору и вдруг затанцевала, остановилась. Человек натянул поводья. Он всматривался в тахтреван. Волы помахивали хвостами, и виден был передний мешок и двое армян, сидевших сзади. Пушкин снял картуз. Смерти не было. Был простой дощатый гроб, который он принял за ящик с плодами».

Источник

Смотрите также:

  • АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ
  • АРМЯНЕ-МУСУЛЬМАНЕ: КТО ОНИ
  • По Сети уже долгое время гуляет подборка фотографий…
  • «НЕМЕЗИС»!

Примечания к пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Печатается по тексту первого издания (СПБ., 1815, цензурное разрешение — 18 июня 1815 г.). Комедия, написанная, по свидетельству Ф. В. Булгарина и С. Н. Бегичева, в 1814 г., представляет собою очень свободную переделку популярной комедии французского драматурга Крезе де Лессера (1771-1839) — «Le Secret du menage» («Семейная тайна»), 1809 г. Из трех актов французской комедии Грибоедов сделал один, упростил и отчасти изменил ее сюжет, заменил одну женскую роль мужской ролью Сафира, ввел в текст несколько вставок от себя (таковы, например, монолог Ариста на стр. 122-123 и романс Эльмиры на стр. 134-135).

В первый раз «Молодые супруги» были представлены в Петербурге 29 сентября 1815 г. (при участии Е. С. Семеновой, И. И. Сосницкого и Я. Г. Брянского); в Московском театре первое представление состоялось 4 июня 1816 г. Впоследствии постановка комедии часто возобновлялась и пользовалась довольно прочным успехом.

В 1817 г. по поводу возобновления на сцене «Молодых супругов» появилась критическая заметка М. Н. Загоскина (в «Северном наблюдателе» 1817, № 5), вызвавшая памфлет Грибоедова «Лубочный театр» (см. примечание на стр. 684 наст. издания). Сочувственно отозвался о комедии А. А. Бестужев в обзорной статье «Взгляд на старую и новую словесность в России» («Полярная заезда» на 1823 г., стр. 34).

Братья. Грибоедов и масоны

Талант Грибоедова был многогранен: композитор, поэт, драматург, масон, плюс к этому — государственный чиновник, дослужившийся до чина статского советника. Однако в нашей истории он запомнился одним-единственным произведением, правда, таким, что лучше и быть не может. «Горе от ума» — до сих пор одна из самых востребованных пьес в российских, а порой и в зарубежных театрах. Персонажи и конфликты не устарели, а многие фразы стали крылатыми. Но не будем вдаваться в литературный анализ «Горя от ума», поговорим об авторе.

Статья основана на материале передачи «Братья» радиостанции «Эхо Москвы». Эфир провели Наргиз Асадова и Леонид Мацих. Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке.

Александр Сергеевич Грибоедов был человеком необыкновенных дарований: он полностью окончил два курса университета и слушал лекции на третьем, был великолепным музыкантом, прекрасным филологом, искусным дипломатом (не только по профессии, но и по складу характера). Несмотря на свою желчность, некоторую мизантропию, Грибоедов прекрасно знал людей, умел нащупать нужную струнку в собеседнике, выйти из конфликта победителем — в общем, был великолепным, жестким переговорщиком и очень неплохим рекламщиком (качества для дипломата абсолютно незаменимые). А самое главное его дарование, благодаря которому он остался в веках, — это мастерство драматурга и поэта.

Одним словом, Александр Сергеевич был редкостно одаренным человеком. Он это прекрасно осознавал и с некоторым интеллектуальным высокомерием относился к своим друзьям и ближнему кругу. «Нелегкий друг», как писал о нем Чаадаев. С Грибоедовым было нелегко сойтись — он, как будто на дипломатической службе, все время держал дистанцию. Удивительно, но его довольно близким товарищем был Фаддей Булгарин, которому все-таки удалось подобрать ключик к непростому характеру нашего героя.

Любимым произведением Грибоедова была комедия Мольера «Мизантроп»

Кроме того, у Грибоедова были очень большие амбиции, связанные, в том числе, с деятельностью масонских лож. Александр Сергеевич состоял, как и многие аристократы в его время, в ложе «Соединенных друзей» — самой численно большой ложе Петербурга. Однако он хотел ее усовершенствовать, реконституировать. Почему? Дело в том, что Грибоедова там не все устраивало. Во-первых, ему не нравилась чрезмерно пышная обрядность в ложах, увлечение внешними ритуальными вещами. Например, он не видел смысла в пышном приеме, рассаживании братьев «по седалищам» (ритуале, занимавшем около 1,5−2 часов), когда церемониймейстер подходил к каждому брату, задавал ему определенные вопросы и так далее. Конечно, в этом была некая торжественность, иногда мрачноватая, иногда величественная, но Грибоедову казалось, что это время можно употребить с большей пользой. И ложу, которую он реконституировал, он назвал очень характерно для своих амбиций — «Благо».

ФОТО 1.jpg

Портрет А. С. Грибоедова работы И. Н. Крамского, 1875 год

Ближе всего, судя по уставу, ложа Грибоедова была к французским ложам, однако за легитимацией ее члены обратились в шотландские ложи, которые были в России, а потом в Великую провинциальную ложу, но оба раза получили отказ. Любопытно, но Александр Сергеевич хотел, чтобы члены его ложи (в основном иностранцы) всю масонскую деятельность вели на русском языке, дабы способствовать делу российского просвещения. В распространении русской грамоты (Белл-Ланкастерская система обучения) он видел главную свою задачу.

Белл-Ланкастерскую систему обучения придумали английские масоны, так же как и систему общинной организации, которая возникла в местечке Рокдейл под Манчестером. А в Ланкастерском графстве появилась масонская система взаимного обучения людей. Она началась от крестьян, а потом распространилась на английскую армию, где унтер-офицеры, которые были постарше званием и годами, поопытнее, обучали молодых, а выбившиеся в учебе ученики становились наставниками младших. Это была довольно эффективная система для того времени, она позволила в английской армии добиться поголовной грамотности личного состава. Об этом же после заграничного похода мечтали и русские офицеры и даже пытались кое-что внедрить. Но, увы, столкнулись, во-первых, с традиционной российской косностью и, во-вторых, с искренним убеждением очень многих и воинских, и штатских начальников, что солдата грамоте учить — только портить.

Любимым произведением Грибоедова была комедия Мольера «Мизантроп»

Вообще, с внедрением этих ланкастерских школ в России есть целая история. Если коротко, то они были приняты, и унтер-офицеры в гвардии приступили к обучению солдат. Даже сам Александр I пришел на экзамен и остался очень доволен. Но случился один пустяшный эпизод: растрогавшись и переволновавшись от присутствия императора, один гвардейский унтер-офицер перепутал команду (ну, и на старуху бывает проруха) и вынужден был два раза ее повторить. Это считалось недопустимым сбоем, и офицер подлежал наказанию. Но поскольку это был экзамен, торжественный случай, к тому же император Александр милостиво улыбнулся, то ему эту оплошность простили.

Но поразительно, что этот случай потом вспоминался как пример вопиющего неповиновения. Шутка ли — при государе они бунтуют! Эти вольнолюбивые идеи! Откуда они этого набрались? Из масонских книг. И ненавистники масонов, люди, от природы, как писал Евгений Тарле, «не блещущие большими фантазиями», начали писать, как и сейчас пишут, о мировой закулисе, о центре мирового заговора по потрясению основ. Но сейчас это относят в Америку, а тогда считалось, что этот заговор имеет свой центр в Швейцарии. И поскольку Николай Иванович Греч (сторонник, как и Грибоедов, Ланкастерской системы) посещал Швейцарию, к своему несчастью, то дело считалось ясным и понятным — он принимает участие во всех этих вещах. А школы эти и обучение солдат грамоте, как писали в доносах, «ничему другому не служат, как делу распространения вольнолюбивых, либеральных и потрясательных идей».

То есть если бы этот проект состоялся, дело массового обучения русского народа грамоте сдвинулось бы с мертвой точки гораздо быстрее. Для масонов это была подлинная идея-маяк, которая все время их вдохновляла. И Грибоедов очень много жара души вкладывал в это дело.

ФОТО 2 (1).JPG

Николай Иванович Греч, 1850 год

Что касается чиновничьей карьеры нашего героя, то здесь он весьма преуспел. Поступив на службу, Грибоедов понял очень многие иллюзии своей юности, в частности, что система переламывает человека, и либо ты принимаешь правила игры и тогда остаешься, делаешь карьеру, либо система тебя выплевывает. Он выбрал первый вариант, но внутренне это его надломило, он утратил творческие потенции, о чем безумно жалел. И, может быть, поэтому, по предположению некоторых исследователей его жизни, он, точно так же, как Пушкин, Лермонтов, искал смерти.

Грибоедов не любил Запад, но рвался туда — его не послали. Он идеализировал Восток, однако, оказавшись там, понял, что Восток — это дикость, азиатчина, самое затхлое Средневековье — и думать так перестал. Кроме того, сам Грибоедов был человеком насквозь западным, он отстаивал русскую речь, русскую самобытность, как говорит Чацкий, «бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Его спрашивали: «Александр Сергеевич, если Вы такой патриот, отчего же вы в армячке не ходите, а все фраки новейшего покроя? Чего «Камаринскую» не играете на фортепианах, а все Моцарта?» И тут ему нечем было крыть. И сам он по-французски изъяснялся гораздо охотнее, чем по-русски, хотя язык знал великолепно. Он весь был соткан из противоречий, которые чувствительную душу гения раздирают на клочья, и тогда становится незачем жить.

Связи среди масонов способствовали дипломатической карьере Грибоедова

Возвращаясь к теме «Грибоедов и масоны», следует сказать, что масонство дало нашему герою многое: дополнение к его блестящей образованности, знакомство с высокопоставленными людьми, возможность получить ответы на мучавшие вопросы. Но если говорить о том, что масонство помогло нашему герою установить мир в душе, то нет, этого не произошло.

Грибоедов никогда не выходил из масонства, как, например, Карамзин, Чаадаев, с бумагами, с манифестом. Его жизнь, как жизнь всякого дипломата, была полна командировок. Он несколько раз совершал очень по тем временам трудные, сопряженные с опасностями вояжи на Кавказ, бывал в Персии, поэтому регулярно посещать ложу не мог. Другой вопрос, если бы ложа «Соединенных друзей» стала такой, какой Грибоедов хотел ее видеть, он попытался бы нечто подобное организовать в Тифлисе, в образованном аристократическом городе, но таких попыток он не предпринимал.

ФОТО 3 (1).jpg

Памятник А. С. Грибоедову на Чистых прудах

В Москве сохранилось несколько зданий, связанных с памятью о Грибоедове. Есть здание на Новинском бульваре, есть здание на Мясницкой, где Александр Сергеевич жил у Бегичевых, своих друзей. Это был его последний визит в Москву. Оттуда он уехал в Тифлис, а потом в Тегеран, где и был убит.

Грибоедов погиб от рук мусульманских фанатиков за то, что они видели в нем неверного. Фанатики часто решают вопросы подобным образом.

Грибоедов никогда не выходил из масонской ложи

Другой вопрос, что Грибоедову, возможно, следовало вести себя осторожнее, выказывать больше уважения к этикету, который был принят при шахском дворе, а он демонстративно этим пренебрегал, поскольку Россия победила в войне. Кроме того, он укрыл евнуха армянина, укрыл двух женщин, сбежавших из гарема, что по тогдашним обычаям был некий casus belli. Но все это можно было уладить. Вероятно, Грибоедов такого не ожидал, что на него науськают толпу. Он не ожидал, что власть выступит в роли инициатора такого рода погрома.

Войти на сайт

Портрет Грибоедова работы И. Крамского, 1875 год

Александр Сергеевич Грибоедов (4 [15] января 1795, — 30 января [11 февраля] 1829) — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин.

Биография.

Александр Сергеевич родился в Москве в дворянской семье. В пятнадцать лет окончил Московский университет. Во время наполеоновского вторжения был зачислен в армию и прослужил два года в кавалерийском полку. В июне 1817 года Грибоедов поступил на службу в коллегию иностранных дел; в августе 1818 года он был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии.

С 1822 по 1826 год Грибоедов служил на Кавказе при штабе А.П.Ермолова, с января по июнь 1826 года находился под арестом по делу декабристов.

С 1827 года он при новом наместнике Кавказа И.Ф.Паскевиче ведал дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 году после заключения Туркманчайского мира, в котором Грибоедов принял активное участие и текст которого привез в Петербург, он был назначен «полномочным министром» в Персию для обеспечения выполнения условий договора.

В том же году в августе Александр Грибоедов женился на старшей дочери своего друга — грузинского поэта и общественного деятеля Александра Чавчавадзе — Нине, которую он знал с детства, часто занимался с ней музыкой. Повзрослев, Нина вызвала в душе Александра Грибоедова, человека уже зрелого, сильное и глубокое чувство любви.

Говорят, она была красавица: стройная, грациозная брюнетка, с приятными и правильными чертами лица, с темно-карими глазами, очаровывающая всех своей добротой и кротостью. Грибоедов называл ее Мадонной Мурильо. 22 августа 1828 года в Сионском соборе в Тифлисе их венчали. В церковной книге сохранилась запись: «Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзева…». Грибоедову было 33 года, Нине Александровне не было еще и шестнадцати.

После свадьбы и нескольких дней торжеств молодые супруги уехали в имение А. Чавчавадзе в Кахетии в Цинандали. Затем молодая чета отправилась в Персию. Не желая подвергать Нину опасности в Тегеране, Грибоедов на время оставил жену в Тавризе — своей резиденции полномочного представителя Российской империи в Персии, и поехал в столицу на представление шаху один. В Тегеране Грибоедов очень тосковал по своей молодой жене, беспокоился о ней (Нина очень тяжело переносила беременность).

30 января 1829 года толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. При разгроме посольства русский посланник Александр Сергеевич Грибоедов был убит. Бесчинствующая толпа таскала его изуродованный труп по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму, где уже лежали тела его товарищей. Позже его опознали лишь по изуродованному на дуэли мизинцу левой руки.

Ожидавшая мужа в Тавризе Нина не знала о его смерти; беспокоясь о ее здоровье, окружающие скрывали страшную весть. 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула Тавриз и поехала в Тифлис. Только здесь ей сказали, что муж мертв. От стресса у нее случились преждевременные роды.

30 апреля прах Грибоедова привезли в Гергеры, где гроб видел A.C. Пушкин, упоминающий об этом в своем «Путешествии в Арзрум». В июне тело Грибоедова прибыло наконец в Тифлис, и 18 июня 1829 года было предано земле близ церкви Св. Давида, согласно желанию Грибоедова, который как-то шутя сказал жене: «Не оставляй костей моих в Персии; если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Св. Давида». Нина исполнила волю мужа. Похоронила его там, где он просил; на могиле мужа Нина Александровна поставила часовню, а в ней — памятник, изображающий молящуюся и плачущую перед распятием женщину — эмблему ее самой.

На памятнике следующая надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?»

Нина Александровна пережила мужа на 28 лет, она умерла в 1857 году от холеры и погребена рядом со своим любимым.

Александр Сергеевич Грибоедов. Акварельный портрет работы Петра Андреевича Каратыгина (1805—1879)

Творчество.

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники — П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей — такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете Грибоедов пишет стихотворения, создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» — пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» — произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“».

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики — отсутствие реализма.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом», исчерпавшим свои творческие силы в работе над «Горем от ума». Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира, а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных «путешествий».

Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге около 1816 года и закончена в Тифлисе в 1824.

Комедия «Горе от ума» — вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П. Чаадаев. «Апология сумасшедшего»).

А. С. Грибоедов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Музыкальные произведения.

Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью.

Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней.

По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.

Памятник Грибоедову в Санкт-Петербурге (Пионерская площадь, возле ТЮЗа)

Лубочный театр

Эй! Господа! Сюда! сюда! Для деловых людей и праздных Есть тьма у нас оказий разных: Есть дикий человек, безрукая мадам! Взойдите к нам! Добро пожаловать, кто барин тороватый, Извольте видеть — вот Рогатый, нерогатый И всякий скот: Вот господин Загоскин, Вот весь его причёт: Княгини и Княжны, Князь Фольгин и Князь Блёсткин; Они хоть не смешны, да сам зато уж он Куда смешон! — Водиться с ним, ей-богу! праздник. Вот вам его Проказник; Спроказил он неловко: раз упал Да и не встал. Но автор таковым примером Не научён — грешит перед партером, Проказит до сих пор. Что видит и что слышит, Он обо всём исправно вздор И говорит и пишет. Вот Богатонов вам: особенно он мил, Богат чужим добром — всё крадет, что находит, С Транжирина кафтан стащил, Да в нём и ходит. А светский тон Не только он — И вся его беседа Переняли у Буйного Соседа. Что ж вы?.. Неужто по домам? Уж надоело вам? И кстати ль? Вот вам Загоскин — Наблюдатель; Вот Сын Отечества, с ним вечный состязатель; Один напишет вздор, Другой на то разбор; А разобрать труднее, Кто из двоих глупее. Что вы смеетесь, господа? Писцу насмешка не беда. Он знает многое смешное за собою, Да уж давно махнул рукою. Махнул пером — отдал сыграть, А вы, пожалуй, рассуждайте! Махнул пером — отдал в печать, А вы читайте!

16 октября 1817
Как распложаются журнальные побранки! Как распложаются журнальные побранки! Гласит предание, что Фауст ворожил Над банкой, полною волшебных, чудных сил — И вылез чёрт из банки; И будто Фаусту вложил Он первый умысел развратный — Создать станок книгопечатный. С тех пор, о мокрые тряпичные листы, Вы полем сделались журналам для их браней, Их мыслей нищеты, их скудости познаний. Уж наложил на вас школярные персты Михайло Дмитриев с друзьями; Переплетясь они хвостами, То в прозе жилятся над вами, То усыряют вас водяными стихами.
[Первая половина 1824]
Крылами порхая, стрелами звеня, Крылами порхая, стрелами звеня, Любовь вопрошала кого-то: Ах! есть ли что легче на свете меня? Решите задачу Эрота. Любовь и любовь, решу я как раз, Сама себя легче бывает подчас. Есть песня такая: Легко себе друга сыскала Аглая И легче того Забыла его.
[Декабрь 1823 — январь 1824]

Памятник Грибоедову в Москве на Чистопрудном бульваре

Мемориальная доска А.С. Грибоедову. Санкт-Петербург, Б.Морская ул., 14

Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Грибоедова. 2 рубля, серебро, 1995 год

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: